14 марта Православная Церковь чтит память преподобномученицы Евдокии Илиопольской, пострадавшей за веру во II веке по Р. Х. Жизнь этой святой сопровождалась большим количеством невероятных чудес, в реальность которых нынешнему человеку с его. Раннехристианскую святую, преподобномученицу Евдокию Илиопольскую почитают, как католики, так и православные. Славянские народы еще называют ее Авдотьей Плющихой. Ну а Церковью с древнейших времен преподобномученица Евдокия почитается как великая подвижница, которая через покаяние и труд достигла вершин святости.
Народные приметы на 14 марта 2023 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи
Затем самозванец упал замертво. Опасаясь, что она была соучастницей убийства, сестры усердно молились и просили Господа открыть им Свою волю. Господь явился святой Евдокии в видении и сказал: «Встань, Евдокия, и молись о воскресении умершего». По молитвам Евдокии Филострат ожил. Вернувшись к жизни, язычник умолял монахиню простить его. После крещения он вернулся в Гелиополь. С тех пор он никогда не забывал явленной ему милости Божией и встал на путь покаяния. Прошло некоторое время, и произошла другая ситуация. Жители Гелиополя донесли правителю Аврелиану, что Евдокия вывезла из города золото и серебро и спрятала их в монастыре.
Аврелиан послал отряд солдат, чтобы конфисковать эти предполагаемые сокровища. Три дня воины тщетно пытались приблизиться к стенам монастыря, но невидимая сила Божия охраняла его. Аврелиан снова послал в монастырь солдат, на этот раз под командованием собственного сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана поранил ногу и вскоре умер. Тогда Филострат посоветовал Аврелиану написать матери Евдокии, умоляя ее оживить юношу. И Господь по Своей бесконечной милости и по молитвам святой Евдокии возвратил юношу к жизни. Увидев это великое чудо, Аврелиан и его приближенные уверовали во Христа и крестились. Когда гонения на христиан усилились, Евдокию арестовали и привели на пытки к правителю Диогену.
Истязая святого, военачальник Диодор получил известие о внезапной кончине его жены Фирмины. В отчаянии он прибежал к святой Евдокии с просьбой помолиться за усопшую жену. Преподобномученица, исполненная великой веры, обратилась к Богу с молитвой и просила Его вернуть Фирмину к жизни. Будучи очевидцами силы и благодати Господней, Диодор и Диоген уверовали во Христа и крестились вместе со своими семьями. Святая Евдокия некоторое время жила в доме Диодора и просвещала новопросветленных христиан. Однажды единственный сын одной вдовы, работавшей в саду, был укушен змеей и умер. Мать горько оплакивала умершего сына и просила Диодора воскресить его. Узнав о ее горе, святая Евдокия сказала Диодору: «Настало время тебе проявить веру во Всемогущего Бога, Который слышит молитвы кающихся грешников и по милости Своей дарует им прощение».
Диодор сокрушался, не считая себя достойным такого дерзновения пред Господом, но послушался святой Евдокии. Он помолился и во имя Христа повелел мертвому воскреснуть, и на глазах у всех присутствующих ожил юноша. Святая Евдокия вернулась в свою обитель, где подвизалась в течение пятидесяти шести лет.
Ирмо;с: Све;та Пода;телю и веко;в Тво;рче, Го;споди, во све;те Твои;х повеле;ний наста;ви на;с: ра;зве бо Тебе;, ино;го Бо;га не зна;ем. Све;т Невече;рний, озари;в вои;стинну сла;вную, от стра;стныя изъя;т мглы; и, к безстра;стия пути; наве;д, всесве;тлу показа;. Царя; Бо;га, я;коже вневе;стившися Сы;ну, возста;вила еси; честны;м Его; призыва;нием уме;ршаго лю;те царе;ва сы;на, пресла;вная. Му;жеским по;мыслом на суди;щи Христа;, сла;вная, испове;дуеши, Бо;га воплоще;нна, и, мече;м во главу; усе;чена, лику;еши с му;ченики. Богоро;дичен: Я;коже наде;жду Твое; предста;тельство ве;рнии иму;ще и беда;ми го;рьких боле;зней окруже;ни, к Тебе; усе;рдно, Де;во, прибега;ем, Влады;чице.
Пе;снь 6. Ирмо;с: В бе;здне грехо;вней валя;яся, неизсле;дную милосе;рдия Твоего; призыва;ю бе;здну: от тли;, Бо;же, мя; возведи;. Я;ко тепла; ре;вность ве;ры твоея;, му;ченице Евдоки;е, е;юже попра;ла еси; неве;рных настоя;ние и побе;ду пожа;ла еси; страда;ния. Сле;зныя то;ки совоку;пльши муче;ния ка;плям кро;ве твоея;, еди;ну от обою; ча;шу спасе;ния соверши;ла еси;. Я;же пре;жде смра;да испо;лнена, мно;жеством нечистоты; су;щи, ны;не благово;ния испо;лнися и с деви;ческими ли;ки весели;тся. Богоро;дичен: Я;же ми;ра ра;дость, Богоро;дице Чи;стая, ра;дуйся, Тебе; зову;щих со а;нгелом ве;рно Твоея; ра;дости сподо;би и печа;ль на;шу разори;. Конда;к, гла;с 4: Во страда;нии твое;м до;бре подвиза;вшися, и по сме;рти на;с освяща;еши чуде;с излия;нии, всехва;льная, ве;рою прибега;ющия в Боже;ственную це;рковь твою;, и, торжеству;юще, мо;лим тя;, преподо;бная му;ченице Евдоки;е: да изба;вимся неду;г душе;вных и чуде;с благода;ть почерпе;м. И;кос: Страстоте;рпческая це;рковь поро;да яви;ся, среде; стяжа;вши са;д безсме;ртия, те;ло сея; честно;е, и;же сего; объе;млющии плоды; ве;твьми кре;пко освяща;ются, зря;ще же, удивля;ются, ка;ко вои;стинну ме;ртво те;ло источа;ет исцеле;ния, вразумля;я вся;?
Те;м со тща;нием прииди;те, ны;не вси; со мно;ю, смире;нным, и, очи;щше скве;рну, чуде;с благода;ть почерпе;м. Пе;снь 7. Ирмо;с: О;бразу злато;му на по;ле Деи;ре служи;му, трие; Твои; о;троцы небрего;ша безбо;жнаго веле;ния, посреде; же огня; вве;ржени, ороша;еми, поя;ху: благослове;н еси;, Бо;же оте;ц на;ших. И;же дре;вле уловля;яй, одожде;нии зло;бными всю; объе;мь тя;, вра;г льсте;ц, попира;емь твои;ми нога;ми, вельми; зва;ше: увы; мне;, победи;хся, — глаго;ля, — Евдоки;е прехва;льная, твои;м непрело;жным к Бо;гу присвое;нием, чи;стая. Воздержа;нием мно;гим мудрова;ния твоея; пло;ти умертви;вши, ме;ртвым подава;еши воскресе;ние к Бо;гу дерзнове;нием твои;м и к Нему; несомне;нною, Евдоки;е, мольбо;ю твое;ю: и;бо во;лю твори;т боя;щихся Его;. Стра;сти Христо;вы, я;коже украше;ние боголе;пно, на вы;и твоея; души; нося;щи, сего; привлекла; еси; нетле;ния жела;нием, отону;дуже тя; обручи; неве;сту, непоро;чно зову;щую: благослове;н Бо;г оте;ц на;ших. Богоро;дичен: Пе;рвее Гедео;н, провозвеща;я Твое;, Чи;стая, Боже;ственное рождество; я;ве, окри;н но;сит, по;лн воды;, ю;же от руна; оцеди;: все; бо в Тя; Божество; всели;ся, Пречи;стая, благослове;н Пло;д чре;ва Твоего;. Пе;снь 8.
Ирмо;с: В пе;щь о;гненную ко отроко;м евре;йским снизше;дшаго и пла;мень в ро;су прело;жшаго Бо;га, по;йте дела; я;ко Го;спода, и превозноси;те во вся; ве;ки. Я;коже прише;дши умо;м ко и;стинному Рачи;телю, удо;бь терпи;ши плотски;я я;звы и огня; го;рькую боле;знь, му;ченице всесла;вная, благословя;щи Христа; во ве;ки вся;. Треволне;ния бе;д сокруши;ла еси; кре;стным я;дрилом и душе;вное корми;ло в Ца;рствия Бо;жия приста;нища спасла; еси;, сла;вная, благословя;щи Христа; во ве;ки. Безобра;зия страсте;й совлекла;ся еси; и ду;шу обложи;ла еси; кра;сною оде;ждею безстра;стия, те;мже Христо;с, тя; неве;сту обручи;в, в небе;сныя всели; хра;мы. Богоро;дичен: Свобожда;ется Тобо;ю пра;баба, Богоро;дице, осужде;ния, и се; ны;не жены; стра;ждут за Христа;, и ра;дуется естество; же;нское, я;коже первому;ченица вопие;т, де;ва Фе;кла. Пе;снь 9.
Убит военный губернатор Кронштадта вице-адмирал Р. Активная фаза операции продолжилась. В этот день родились: 1804 — Иоганн Штраус ум. В этот день скончались: 1883 — Карл Маркс р. Что можно делать в этот день? Преподобномученице Евдокии Илиопольской молятся о здоровье, а также о женском целомудрии, от соблазна и неверности, о семейном счастье. В этот день помогали нуждающимся. Нищих не оставляли без милостыни.
Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под предводительством своего сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана сильно повредил себе ногу и вскоре умер. Тогда Филострат посоветовал Аврелиану написать преподобной Евдокии, моля ее оживить юношу. И Господь, по Своей бесконечной милости, молитвами святой Евдокии вернул юношу к жизни. Став свидетелями великого чуда, Аврелиан и его ближние уверовали во Христа и крестились. В скором времени царь Аврелиан скончался, а его дочь, чтобы не быть похищенной наместником города Илиополя Диогеном, любившем её, скрылась в монастыре у святой Евдокии. Надеясь узнать, где находится его возлюбленная, а также желая отречения Евдокии от Христа, Диоген велел своим войнам схватить её и привести во дворец, что и было исполнено. Во время истязаний мученицы, частицы, спрятанные у неё на груди, выпали. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли наместнику. Протянув руку, он хотел взять их, и тотчас часть Пречистого Тела Владыки превратилась в огонь, и великий пламень попалил слуг мучителя и повредил левое плечо самому наместнику. Он упал от боли на землю и взывал к солнцу, прося исцеления, но вместо этого на него ниспал огонь, как молния, и умертвил его, опалив тело, как головню. В это время один из воинов увидел, что рядом со святой стоит Ангел, утешая её. Это чудо так поразило его, что он исповедовал веру в Христа, а после освободил Евдокию и попросил её вернуть к жизни наместника и всех бывших с ним. Помолившись, святая оживила всех, попаленных огнём. Во время совершения этого чуда пришло известие, что жена комита Диодора угорела в бане.
14 марта - день памяти преподобномученицы Евдокии Илиопольской
После смерти игуменьи монастыря Евдокия, прославившаяся добродетелями и аскетизмом , была избрана её преемницей. До местных властей дошли слухи, что в монастыре сокрыто огромное сокровище, и местный правитель направил воинов обыскать монастырь. По житию Евдокии, воины три дня не могли войти в монастырь, удерживаемые божественной силой, а затем на них напал огромный змей, уничтоживший почти весь отряд. Житие сообщает, что Евдокия имела видение, что ей суждено пострадать за Христа. Она взяла Святые Дары и добровольно отдала себя в руки воинов. Евдокию привели к наместнику Диогену, который был восхищён её красотой. Евдокия исповедала себя христианкой и выразила готовность пострадать за Христа. Тогда наместник велел повесить её на дереве и четырём воинам жестоко бичевать.
Преподобная Евдокия возвратилась в свой монастырь, в котором подвизалась 56 лет. В 152 году, при императоре Антонине, она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и обезглавили. Так святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила себе тройной венец в Царствии Небесном. Молитвами святой преподобномученицы Евдокии да укрепит в нашей душе Господь спасительную память о смерти. Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской, глас 8: Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, тленных и красных, и временных забытием претекла еси, яко Слова ученица: пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венцев сподоби тя, славная Евдокие, преподобная страстотерпице: моли Христа Бога, спастися душам нашим. Перевод: Правотой духовной душу твою соединив с любовью Христовой, смертного, земных благ и временного ты миновала, как Христа ученица: постом сначала умертвив страсти, а потом страданием победив врага [диавола]. Поэтому Христос особо увенчал тебя, достойная славы Евдокия, преподобная страстотерпица, моли Христа Бога спастись душам нашим. Кондак преподобномученице Евдокии Илиопольской, глас 4: Во страдании твоем добре подви-завшися, и по смерти нас освещаеши чудес излиянии, всехвальная, верою прибегающих в Божественную церковь твою, и торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие: да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпнем. Перевод: В подвиге твоем искусно подвизаясь и после смерти нас освящаешь чудес излияниями, достойно прославляемая, с верой приходящих в Божественную церковь твою, и прославляя, молим тебя, преподобная мученица Евдокия об избавлении от болезней душевных и получении чудесной благодати. Величание Величаем тя, страстотерпице святая Евдокие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков.
Тогда она отправилась к соседу, которым оказался старец Герман, вернувшийся из паломничества по святым местам. Монах наставил Евдокию на путь истинный, и спустя некоторое время девушка приняла Святое Крещение. Для покаяния бывшая грешница отправилась в монастырь, перед этим раздав всё, что у нее было. Сильнейшие искушения ждали ее, когда она уже была настоятельницей обители. Однако Евдокия устояла, за что получила духовные дары. Святая вернула к жизни умершего язычника по имени Филострат, пытавшегося соблазнить ее, а также оживила сына правителя Аврелиана, который вместе с отрядом воинов хотел забрать сокровища, якобы имевшиеся у Евдокии.
Недалеко находилась обитель монаха Германа. Когда в женском монастыре умерла игуменья, добродетельную и аскетичную Евдокию избрали в качестве ее преемницы. Местные власти по слухам узнали, что в женской обители хранятся огромные сокровища. Воины, посланные правителем, решили заняться обыском монастыря. В житии преподобномученицы говорится, что в течение трех дней воинам был закрыт доступ в женскую обитель. Их удерживала божественная сила. Позже они погибли во время нападения огромного змея. В житии Евдокии сказано, что в видении она увидела свои страдания во славу Господа. Вместе со Святыми Дарами она отправилась к воинам, которые ее схватили. Евдокия встретилась с наместником Диогеном, которому очень понравилась эта красивая женщина. Она сказала, что исповедует христианства и готова к страданиям во славу Господа.
14 марта: Евдокия Веснянка. Что можно и чего категорически нельзя делать в этот день
Святая преподобномученица Евдокия жила во втором веке, в Финикии, стране на территории современного Ливана. День святой мученицы Евдокии Илиопольской отмечается 14 марта. История христианского праздника, житие преподобномученицы, ее образ у славян. Праздничные обряды и народные традиции. Краткое житие преподобномученицы Евдокии ИлиопольскойСвятая Евдокия была самарянкой по рождению. Жила она в Илиополе Финикийском во времена Римского императора Траяна (98–117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия Илиопольская.
14 марта - День памяти преподобномученицы Евдокии Илиопольской
Преподобномученица Евдокия Илиопольская. Императорский минологий. XI в. Ночью, молясь и оплакивая свою прежнюю жизнь, Евдокия внезапно увидела яркий свет, и Архангел Михаил спустился, чтобы взять ее на Небеса. Каждый год 14 марта православные вспоминают в своих молитвах Евдокию Илиопольскую (конец I-II в н.э.). Родилась мученица в столице северного Израиля – Самарии (Шевроне), но сознательные годы жизни провела в Илиополе (город в Древнем Египте недалеко от Каира). Преподобномученица Евдокия Илиопольская. Императорский минологий. XI в. Ночью, молясь и оплакивая свою прежнюю жизнь, Евдокия внезапно увидела яркий свет, и Архангел Михаил спустился, чтобы взять ее на Небеса. Преподобномученица Евдокия Илиопольская, игумения. Преподобномученица Евдокия, по рождению самарянка, жила в городе Илиополе Финикии Ливанской. Будучи в молодости красивой лицом и стройной телом, она долгое время вела нечестивый образ жизни. Житие преподобномученицы Евдокии Илиопольской. Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской. Языческое нечестие оттолкнуло ее от доброго пути, и она долго вела греховную жизнь.
Приметы на 14 марта: что можно и нельзя делать в день Евдокии Свистуньи (Авдотьи Плющихи)
Раннехристианскую святую, преподобномученицу Евдокию Илиопольскую почитают, как католики, так и православные. Славянские народы еще называют ее Авдотьей Плющихой. Преподобномученица Евдокия родилась в Финикии, в городе Илиополе (ныне – город Баальбек в Ливане). Раннехристианскую святую, преподобномученицу Евдокию Илиопольскую почитают, как католики, так и православные. Славянские народы еще называют ее Авдотьей Плющихой. Позже, после оглашения, Евдокия приняла крещение от приглашенного Германом епископа Илиопольского Феодота.
День святой Евдокии Илиопольской: что можно и нельзя делать, приметы
Авдотья-весновка Дата в 2024 году: 14 марта, четверг. Церковное название: преподобномученица Евдокия Илиопольская, игуменья. Значение: почтение памяти святой Евдокии родом из города Илиополя. Народный праздник Авдотья-весновка отмечается 14 марта по старому стилю 1 марта. В церковном календаре это дата почтения памяти преподобной мученицы Евдокии Илиопольской, игуменьи. Евдокия жила в I—II вв. Много лет предавалась распутству, пока не встретился на её пути монах Герман, вслух читавший из Святого Писания о Страшном суде.
Слова эти так повлияли на блудницу, что она раскаялась, приняла крещение и ушла в монастырь. Постоянные посты и молитвы, искреннее раскаяние в прошлых грехах изменили Евдокию. Её назначили игуменьей обители. Она начала помогать странникам, нищим, сиротам. За это Бог наградил игуменью способностью воскрешать мёртвых. Но много лет спустя её оклеветали язычники — и Евдокия была казнена через обезглавливание.
В народе с 14 марта начиналось пение веснянок — обрядовых песен, прогоняющих зиму.
Господь простил покаявшуюся грешницу и наделил ее благодатными духовными дарами. Однажды, когда она была уже настоятельницей монастыря, в обители появился молодой язычник Филострат. Разжигаемый нечистой страстью, он под видом инока проник в монастырь и стал уговаривать преподобную Евдокию возвратиться в Илиополь, чтобы снова начать прежнюю жизнь. Опасаясь, что случившееся сочтут за убийство, сестры усилили молитву и просили Господа открыть им Свою волю. Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: "Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой".
И по молитве Евдокии Филострат ожил. Возвращенный к жизни язычник умолил преподобную простить его. Приняв святое Крещение, он удалился в Илиополь. С тех пор он никогда не забывал милости Божией, явленной ему, и стал на путь покаяния. Прошло немного времени, как последовало другое испытание. Жители Илиополя донесли правителю Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства.
Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища.
Воины взяли её, обнажили до пояса и повесили. Когда её раздевали, с груди её спала часть Пречистого и Животворящего Тела Господня, взятая ею при выходе из монастыря. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли наместнику. Протянув руку, он хотел взять её, и тотчас часть Пречистого Тела Владыки превратилась в огонь, и великий пламень попалил слуг мучителя и повредил левое плечо самому наместнику.
После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть усечена мечом около 160—170 годов. Достоверность жития Греческое житие Евдокии является переводом с сирийского языка. Житие, по мнению болландистов , является легендарным как из-за обилия чудес, так и ряда анахронизмов во II веке не существовало монастырей, а епископскую кафедру в Гелиополе учредил император Константин Великий , и время жизни Евдокии относят к V веку. Агиолог Сергий Спасский считает, что житие сообщает не о монастырях в современном их понимании, а о неких общинах девственников и девственниц.
Евдокия соучайно услышала то, что читает инок. Она уверовала во Христа, приняла Святое Крещение и, раздав все имущество бедным, ушла в монастырь. Святая прожила в обители много лет. Она день и ночь совершала дкховные подвиги, молилась и постилась. Святая Евдокия совершила очень много добрых дел — кормила и одевала странников, которые приходили в монастырь, где она подвизалась.
ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ
То ли ей явился архангел Михаил и вытащил ее из оков разврата, то ли на нее оказал влияние некий игумен Герман, о котором так же вспоминает Житие. Но суть в том, что она оставила свое постыдное деяние и обратилась к Богу. Куда она после этого пошла? Если Евдокия всё-таки жила в IV или V веках, то она, скорее всего, ушла в какой-то из монастырей. Если же она жила во II веке, то могла присоединиться к какой-то общине девственниц, которые вели благочестивый образ жизни. Так или иначе, она провела остаток жизни в подвиге и молитве и, как утверждает предание, в конце своего земного пути пострадал за Христа. Её умертвили во время каких-то очередных гонений. Образ жизни, образ покаяния и подвига святой Евдокии всегда привлекал художников и поэтов. До революции в Петербурге на сцене театра имени Комиссаржевской даже ставили спектакль «Евдокия из Гелиаполя».
Истинный домохозяин позаботился о плодах Своего виноградника, подвергавшихся вражескому расхищению. Владыка небесных сокровищ поспешил принять в вечную сокровищницу валявшуюся на земле в грязи и гибнущую драхму. Хранитель благ, ожидаемых праведными, призвал эту отчаянную самарянку к Своей совершенной надежде, а диавола оставил посрамленным. Он сделал то, что валявшаяся некогда в болоте, как скот, стала нескверною, как агница; прежний сосуд нечистоты наполнился чистотою; навозный ров сделался чистым, невозмутимым источником; грязный поток преобразился в благовонное озеро; смрад прогнившего и засмердевшего колодца оказался алавастром многоценного мира; та, что для многих людей являлась духовной смертью, та самая для многих же оказалась виновницей спасения. Вот как началось обращение к Богу этой великой грешницы. Один инок, по имени Герман, возвращался через Илиополь из путешествия в свою обитель.
Он пришел в город вечером и остановился у одного знакомого христианина, жившего близ городских ворот, причем комната его была смежной со стеной дома той девицы, о которой идет речь. Инок, уснув немного, ночью встал по обыкновению своему для пения псалмов и, по окончании положенного правила, сел и, взяв книжку, которую носил с собой за пазухой, надолго углубился в чтение. В книжке было написано о страшном суде Божьем и о том, что праведные просветятся, подобно солнцу, в Царстве Небесном, а грешные пойдут в огонь неугасимый, где будут преданы навеки лютым мучениям. В эту самую ночь Евдокия, по Божественному смотрению, была одна. Спальня, в которой она затворилась, примыкала к той стене, за которой инок подвизался в молитве и чтении. Когда начал инок свое псалмопение, Евдокия тотчас же проснулась и, лежа на постели, слушала все до самого конца чтения.
Ей слышно было все, что читал инок, ибо одна только стена, и та не толстая, разделяла их, тем более, что инок читал громко. Слушая чтение, грешница пришла в великое умиление и не спала до самого рассвета, с трепетом сердечным размышляя о множестве своих грехов, о страшном суде и нестерпимой муке грешников. Как только настал день, она под действием Божественной благодати, возбуждавшей ее к покаянию велела позвать к ней того, кто читал ночью книгу, и, когда он пришел, спросила его: — Что ты за человек и откуда? Как ты живешь и какая твоя вера? Умоляю тебя, скажи мне всю правду. Услышав, что ты читал ночью, я смущена, и душа моя истомилась, ибо я слышала что-то страшное и удивительное, до сих пор мне неизвестное.
И если правда, что грешники предаются огню, то кто же может спастись? Блаженный Герман сказал ей: — Госпожа! Какой же ты веры, если ты никогда не слыхала о страшном суде Божьем и не понимаешь значения читанных мною слов? В книгах нашей веры я таких слов никогда не встречала и поэтому немало встревожилась, услышав что-то новое и неожиданное. Блаженный Герман спросил: — Есть ли у тебя муж, госпожа? И откуда у тебя безмерное, как ты говоришь, богатство?
И если богатые осуждены будут по смерти на такую тяжкую и вечную муку, то какая же мне польза от моего богатства? Герман сказал ей: — Поведай мне истинную правду ибо и Христос мой, Коему я служу, неложен и истинен , хочешь ли ты быть спасенной без богатств и жить благополучно, в веселии и в радости, бесконечные века? Или хочешь с богатством своим жестоко мучиться в вечном огне? Но я удивляюсь, за что богатый будет так казнен по смерти? Ужели Бог ваш питает такую жестокую и неумолимую ненависть к богатым? Евдокия спросила: — А мое богатство не кажется тебе неправедным?
Герман отвечал: — Поистине оно неправедно и противнее Богу всякого греха. Тогда она сказала: — Почему же так? Ведь я многих нагих одела, многих алчущих накормила досыта, а некоторым немного и золотом помогла. Как же ты богатство называешь злом? Как же ты можешь некоторыми только делами милосердия очиститься от смрадной и мерзкой скверны греховной, когда ты валяешься в ней добровольно и в то же время презираешь чистую воду Божья милосердия? Во всяком случае, это болото скверны греховной, как потоп, с великой силой ввергнет тебя в пропасть серную и смоляную, горящую вечным пламенем гнева Божьего.
Ибо богатство, которое у тебя так велико, противно великому Владыке и вечному Судии и уже осуждено раньше страшного суда, как нажитое в прелести и блуде. И нисколько тебе не поможет то, что ты из этого большого, но скверного и греховного богатства уделяла иногда частицу немногим убогим, — ибо награду за эту малую добродетель уничтожает безмерное множество злых деяний, подобно тому, как тонкое благоухание заглушается сильным зловонием. Нет, никогда ты не получишь никакой благодати, пока будешь добровольно пребывать в нечистоте, и не иначе сподобишься милосердия Божьего, как только отвергнувши безмерный греховный свой смрад, омывши себя слезами покаяния и украсившись праведными делами. Как у того, кто ходит босой по тернию, много острых заноз, так что если некоторые и вытащить, все же много их останется в теле и будут причинять мучения; так и сделанная тобою когда-нибудь маленькая милостыня нищему если и поможет тебе уничтожить какой-либо небольшой грех, то самое большое терние греховное остается на совести твоей и приведет тебя на тягчайшее мучение. Страшен и праведен мздовоздатель — Бог, прогневанный тобою и угрожающий тебе вечными и нестерпимыми муками, уготованными для грешников нераскаянных. Но если ты захочешь меня выслушать, то можешь спастись от ожидающих тебя мучений и получить радость вечную.
Евдокия сказала: — Раб Бога живого, умоляю тебя, побудь немного со мной, расскажи мне подробно о тех делах, коими можно сподобиться милости Божьей, дабы и я, следуя этому образцу, могла получить спасение. Я готова употребить свое богатство на добрые дела. Ты сказал, что Бог любит справедливое и добродетельное распределение богатства: мне же ничто не мешает, даже и с некоторым уменьшением домашнего имущества, избавить себя от тех мучений, которые, по твоим словам, должны принять в день суда ненавидимые Богом. Вот, честный отче, у меня немало рабов. Под твоим предводительством поведу я их, нагруженных золотом, серебром и драгоценными вещами, к твоему Богу, если только Он, по твоему ходатайству, благоизволит принять мое приношение и даровать мне спасение. Дочь моя, раздай свое богатство больным и убогим, ибо они любезны Богу: данное им кем-либо Он считает данным Себе и за временное имение, розданное нищим, воздает небесными, никогда не оскудевающими сокровищами.
Сделай так и потом приступи к святой и спасительной купели крещения, и, омывшись от скверны всех своих грехов, будешь чиста и непорочна, возродишься благодатью Святого Духа и получишь блаженный удел, где будешь наслаждаться нетленным вечным светом, где нет ни печалей, ни болезней, ни злодеяний. Будешь ты святой агницей, пасомой на небесных пажитях Иисусом Христом, Спасителем нашим. Одним словом: если хочешь ты спастись, дочь моя, сделай, как я тебе советую, и будешь блаженна во веки. Евдокия отвечала: — Если бы не запечатлелись в моем уме читанные тобой слова, которые я так ясно слышала в прошедшую ночь, я и не позвала бы тебя сюда. Возьми же у меня, отче, сколько хочешь золота и побудь здесь несколько дней, поучая меня вашей христианской вере и наставляя в добродетели, чтобы я, раздав мои богатства и имение и все, как следует, устроив, могла следовать за тобой, куда бы ты ни пошел. Блаженный Герман на это сказал: — Не надо мне золота: довольно для меня и надежды на твое спасение, и это для меня — уважительная причина замедлить здесь несколько дней, если я найду погибшую овцу и приведу ее в ограду Христову.
Посему, хотя я и спешил в свою обитель, однако, пробуду здесь немного дней ради твоего обращения к Богу. Ты же сделай все, что я говорю, — призови одного из христианских пресвитеров, которые живут в этом городе, и пусть он, научив тебя, крестит по церковному чину, ибо в этом начало и основание спасения, а затем все другие богоугодные занятия пойдут своим порядком. Услышав это от блаженного старца, Евдокия призвала одного из слуг своего дома и велела ему сейчас же идти в церковь христианскую и просить пресвитера немедленно прийти к требующему его; при этом запретила говорить, кто именно требует и зачем. Пресвитер скоро пришел. Увидев его, Евдокия поклонилась ему до земли, облобызала его ноги и сказала: — Умоляю тебя, господин мой, поведай мне о вашей вере: хочу и я сделаться христианкой. Пресвитер, удивленный такою речью, спросил Евдокию: — Какая же твоя вера, что ты желаешь перейти в благоверие христианское?
Она ответила: — Я самарянка, как по происхождению, так и по вере, и была я супругой всего мира. Исповедаю перед тобою в одном слове всю истину. Я — море многих зол, когда же я услышала, что грешники, если не покаются и не сделаются христианами, то будут по смерти мучиться в вечном огне, тогда я решила в уме своем стать христианкой. Пресвитер на это сказал: — Если ты была морем грехов, будь теперь пристанищем спасения; если ты была колеблема многими ветрами, войди ныне в тихую пристань; и если ты подвергалась сильному волнению, ищи теперь утренней росы, с неба сходящей; если ты долгим наводнением была затоплена, ищи отныне доброго кормчего, да направит он тебя безопасно в свою тихую пристань, где сокровища всякой правды; приложи старание, чтобы сделаться наследницей находящихся там благ. Земное свое богатство раздай нуждающимся и освободи себя от печали греховной, а вместе и от тьмы и от огня неугасимого, ожидающего тебя, если не раскаешься. Евдокия, слыша это, прослезилась и, ударив себя в грудь, сказала: — Правда ли, что у вашего Бога нет милости к грешникам?
Пресвитер ответил: — Кающимся грешникам, по принятии ими знамения веры, то есть святого крещения, Господь прощает все грехи прежней жизни, жизни неверия, а остающимся в грехах и не думающим о покаянии нет прощения, и таковые без милости будут мучимы. Ведь у нас воистину много сокровищ золота, серебра и дорогих каменьев, всякого рода удовольствий и наслаждений, к тому же есть изобилие рыб и птиц и безмерное количество всяких снедей и напитков. Что же больше всего этого найдется там, на небе? Но если хочешь их получить, забудь гордость и радости этой жизни, не вспоминай сладостей этого мира. Евдокия отвечала: — Да не будет, господин мой, того, чтобы я возлюбила что-нибудь временное и скоро погибающее больше бессмертной и блаженной жизни, но вот в чем я хочу увериться, отче: ужели, приняв христианскую веру, я могу иметь твердую и несомненную надежду на то, что приду к той бессмертной жизни, о которой ты говоришь? И какое ты мне дашь доказательство, чтобы увериться мне в справедливости твоих слов?
Каким, наконец, образом узнаю я о прощении множества моих грехов вашим Богом? Ибо если имеющиеся у меня богатства, которых с избытком хватит на всякие удовольствия и наслаждения в течение многих лет моей жизни, я раздам нуждающимся, как ты мне советуешь, а потом не получу обещанного тобою; тогда что может быть прискорбнее и затруднительнее этого последнего бедственного положения, из которого у меня уже не будет никакого выхода? Ведь люди, которых я оскорбила дурным к ним отношением, если б я вздумала у них попросить помощи в своем несчастии, с презрением отвернулись бы от меня. Потому я и печалюсь и смущаюсь, что недостаточно уверена в будущем. Мне хотелось бы большего знания и уверенности в том, что ты с таким великодушием обещаешь, ссылаясь на милосердие Бога вашего, легко прощающего грехи кающимся. Если я уверюсь в этом вполне, то спокойно уже стану раздавать все свое имение и пойду, куда ты зовешь меня, и буду служить Единому Богу все дни моей жизни и, как прежде я для многих служила образцом беззакония, так теперь буду лучшим образцом покаяния.
И не удивляйся, отче, моим сомнениям: я впервые слышу все это, новое и неожиданное, чего в наших книгах и вере самарийской, в которой я воспитана, я никогда не только не слыхала, но даже и следа такого учения не находила. Пресвитер сказал ей: — Не смущайся, не колеблись мыслями, Евдокия! Не давай рассеиваться уму своему: то, что тебя смущает, есть ухищрение начальника злобы и завистника твоего спасения, диавола. Этот злобный дух, как только увидел, что ты пробуждаешься для служения Христу, тотчас же, чтоб уничтожить это доброе намерение, поднял в сердце твоем такие сомнения. Он надеется чрез страх отвратить тебя от правого пути и опять укрепить в прежней греховной жизни для того, чтобы, позорно связав тебя пристрастием к мирским наслаждениям и похотям и совершенно поработив себе, увлечь тебя к смерти и погибели. Ибо его коварный замысел, его единственное и усердное старание — отвлекать людей от доброго пути, вести их к развращению и тем сделать их сообщниками своего вечного мучения в неугасимом огне.
Господь Бог же наш, в благости, неизреченной милости и человеколюбии Коего ты желаешь увериться, готов, как ты уже слыхала, издали, принять кающихся по-отечески, с распростертыми объятиями, и, простив грехи, даровать им жизнь вечную. В этом ты уверишься, если устремишь ум свой от земли горе, если, оставив временные заботы, будешь размышлять о вечной жизни. Но для сего нужна сосредоточенная и смиренная молитва , ибо только таким образом Бог примиряется с душою, в душе замечается Божественный свет, открывающий всю истину, и человек ясно видит, в чем ничтожество этого кратковременного мира и что такое век будущий, насколько пагубны наслаждения этой жизни и насколько благ Господь и безмерно Его милосердие. Итак, если только хочешь спастись, послушай меня, отбрось свои драгоценные одежды, оденься в плохие и, затворившись в уединенной горнице твоего дома, пробудь там семь дней, вспоминая свои грехи и исповедуя их со слезами пред Богом, Создателем твоим. Постись и моли Господа нашего Иисуса Христа просветить тебя и наставить, что должна ты делать, чтобы благоугодить Ему. Поверь мне, не напрасно сделаешь ты все, что я советую тебе: милосерд и безмерно благоутробен наш Владыка и еще издали встречает Своею благодатью заботящихся об обращении к Нему, ибо всегда Он радуется покаянию грешника.
Видя, что Евдокия согласна на его советы, пресвитер встал и пошел, говоря ей на прощанье, как бы пророчески, такие утешительные слова: — Христос Бог, оправдавший мытаря и помиловавший грешницу, плакавшую у ног Его, да оправдает и помилует и тебя, и сделает имя твое славным по всей земле. Как только пресвитер ушел, блаженная Евдокия тотчас призвала рабыню и сказала ей: — Если кто-либо пожелает видеть меня и придет сюда с намерением войти ко мне, позаботься, чтобы он не узнал, что я дома; пусть никто и ни в каком случае не говорит ему обо мне; скажите, что я по некоторому делу ушла в дальнее селение и пробуду там немалое время; строго прикажи и привратнику никого не впускать сюда; пусть прекратятся все обычные работы и занятия в моем доме, и те, что готовят мне ежедневно кушанья для обеда, отныне пусть не вносят их сюда; затворите также большие ворота при доме, пока я не велю опять открыть их, и сделайте вообще все так, как будто меня нет дома. Отдав рабыне такие приказания, она сказала блаженному Герману: — Умоляю тебя, отче, объясни мне, о чем я тебя спрошу: зачем вы, монахи, живете в пустынных местах, уклоняясь от удовольствий общественной жизни? Ужели вы находите в пустынях больше наслаждения? Живущий в городе очень легко подвергается греховному падению либо одолеваемый слабостью природы, либо прельщаемый диаволом, или же соблазняясь видом красивых лиц и слыша блудные речи: отсюда и возникают нечистые помыслы и сквернят душу. А для оскверненной души уже закрыт вход в царство небесное до тех пор, пока она не очистится покаянием, ибо на небе престол только вечного света, истинного веселья и необманчивых наслаждений, престол, не имеющий никакой тьмы, печалей и скорбей, ни злых дел.
Вот видишь, почему мы в пустыни уходим: мы хотим сохраниться от греха в предстоящие дни жизни нашей, а прежние наши прегрешения очистить суровостью пребывания в пустыне и, таким образом, облегчить себе путь к указанному блаженству. Все старания и заботы наши устремлены на то, чтобы сохранить тела наши неоскверненными и ум неповрежденным злыми помыслами и чуждым всяческой злобы, лукавства, лицемерия, ропота и клеветы, зависти, ярости и гнева. И таким-то образом мы уподобимся ангелам, как возвестил нам святыми Своими устами Христос в Евангелии. Богатство, как бы ни был к нему привержен человек и как бы ненасытно его не собирал, нисколько не поможет в получении небесного царства: оно, как мертвец, лежащий в гробу, не окажет содействия. Посему, если мы хотим получить прощение грехов своих, то постараемся в остальное время жизни нашей идти путем заповедей Господних, по стезям правды и истины, растерзаем, как одежду, сердца свои сокрушением о грехах и станем непрестанно взывать к Богу; таким образом мы и очистим греховную грязь, о которой говорит Давид: «Смердят, гноятся раны мои от безумия моего» Пс. А чтобы мы всегда воспевали в молитве словеса Господни, тот же Давид вспоминает: «Как сладки гортани моей слова твои!
Лучше меда устам моим» Пс. Настолько сладки словеса Господни, что превосходят всякую сладость всех самых сладких яств и самых дорогих напитков и гораздо более укрепляют душу, нежели пища тело. Поэтому и говорит о них Божественное Писание: «Вино веселит сердце человека, и хлеб укрепляет сердце человека» Пс. Они поистине являются как бы хлебом и вином для души человеческой, ибо если человек прилежно и неустанно поучается в них, то они, давая крепость и веселье сердцу, освобождают грешника от всех скверных дел и оправдывают пред Господом. Посему, сняв с себя красивую одежду и одевшись в наиболее скромную, всей мыслью устремись к покаянию чрез добрые дела, сей на земле обильные слезы, чтобы пожать на небе радость и вечное веселье; загаси слезами пламень грехов твоих, и сподобишься утешения от Господа и войдешь в радость праведных. Плачь о беззакониях своих, которые диавол сделал сладкими для твоего сердца, и пусть ради слез твоих ангел, ходатай о спасении, приблизится к тебе; высуши зловонную грязь тления, в которой ты долго валялась, ту грязь, что засосала и удерживала тебя во власти творца всякого зла, дабы стать тебе с этого времени участницей райского наслаждения; отплати и отяготи унынием того, кто, соблазняя тебя похотями, обременил грехами.
Нищих не оставляли без милостыни. С этого дня думали про урожай, нанимали рабочих. А охотники шли в лес добывать дичь. Чего делать не следует? Согласно поверьям задуманное в этот день не сможет исполниться. Помешают неожиданные обстоятельства. В старину в этот день старались не делать крупных покупок. Люди верили, что деньги будут выброшены на ветер.
Однако, в евангельском повествовании обращает на себя внимание тот факт, что эти обвинения были приняты и многими простыми людьми, теми, кто требовал казни Спасителя. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 23-й главы Евангелия от Луки. Давайте прочитаем его и вместе с этим попытаемся понять, почему простые израильтяне оказались столь доверчивы и недальновидны. Глава 23. Он сказал ему в ответ: ты говоришь. И делили одежды Его, бросая жребий. И, сие сказав, испустил дух. Евангельское повествование о суде над Спасителем и о Его Распятии в высшей степени драматично, и довольно непросто осознать, почему люди поступили таким образом. Ужас от евангельского описания Страданий Воплощённого Бога усиливается благодаря включению в него эпизода о требовании отпустить разбойника Варавву, Христа же предать на Распятие. Как вообще такое возможно? Как, при таком выборе, возможно предпочесть уголовника Мессии? Евангелист Лука не обманывал и не сгущал краски, он описал всё так, как оно было. Из этого следует, что такое действительно возможно, люди и в самом деле могут совершить столь ужасную ошибку. Поэтому нам стоит подумать о том, что привело их к этой ошибке. Прежде всего нам стоит вспомнить, что Иудея в то время не была самостоятельным государством, она была оккупирована Римской империей, и управлялась наместниками императора. Такое положение дел не устраивало евреев, как не может такое положение дел устраивать и какой-либо иной народ. Естественно, что находились те люди, которые пытались бороться с оккупацией, естественно и то, что они находили себя сторонников. Вместе с этим, были в Иудее и те, кто нашёл себе уютное, спокойное и доходное место рядом с римскими властями. Очевидно, что среди этих приспособленцев почти не было простых людей, но были представители как светской, так и религиозной знати, то есть те, кто в силу своего положения мог оказываться влияние на своих соплеменников.
14 марта- память прмц. Евдокии Илиопольской, игум
14 марта православная церковь чтит память преподобномученицы Евдокии Илиопольской. Евдокия по преданию была очень красива и пользовалась этим, чтобы зарабатывать на жизнь. День святой мученицы Евдокии Илиопольской отмечается 14 марта. История христианского праздника, житие преподобномученицы, ее образ у славян. Праздничные обряды и народные традиции. В православии 14 марта покровительствует преподобная мученица Евдокия — почитаемая народом праведница. Информация Новости Контакт Род занятий ByteDance. ИНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕВДОКИИ ИЛИОПОЛЬСКОЙ Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской.
Молитвы Препмуч Евдокии Иг Илиопольской!
Ну а Церковью с древнейших времен преподобномученица Евдокия почитается как великая подвижница, которая через покаяние и труд достигла вершин святости. ИНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕВДОКИИ ИЛИОПОЛЬСКОЙ Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской. Житие святой Евдокии Илиопольской Преподобномученица Евдокия родилась в Самарии во времена правления императора Траяна и жила в городе Илиополь, расположенном в Финикии Ливанской.