С директором ИНИОН РАН Алексеем Кузнецовым и президентом Российской академии наук Геннадием Красниковым. Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. История Ран началась с 28 января (8 февраля) 1724 г., в тот период, когда был издан указ императора Петра l о создании Петербургской академии наук.
Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки
Институт российской истории РАН (аббревиатура ИРИ РАН) — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области истории России. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания. История Ран началась с 28 января (8 февраля) 1724 г., в тот период, когда был издан указ императора Петра l о создании Петербургской академии наук. Российская академия наук — все самые свежие новости по теме. Благодаря академии в России стали системно развиваться науки, а среди ученых очень скоро появились «природные русские» — это один из первых адъюнктов академии, математик и филолог Василий Адодуров, замечательный филолог.
К 300-летию Российской академии наук
На секции иностранных языков анализировали эволюцию взглядов Рональда Рейгана на отношения с Россией по основным его выступлениям , осведомленность российских подростков об английских аббревиатурах, тенденции развития английского языка на основе неологизмов, добавленных в Оксфордский словарь в 2023 году. На культурологической секции были представлены ученические исследования по идентификации личности по мемориальной плите, значению "вечернего звона" в отечественной культуре, подкасте, как актуальному формату в публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды. На физико-математической секции участники защищали работы о биодизельном топливе из отработанного растительного масла, возможностях повышения скорости поршня в условиях электротермохимической технологии воспламенения применительно к установке среднего калибра, программировании микроконтроллера Arduino UNO для цифровой обработки аналоговых сигналов технического средства охраны. Как влияют арт-терапевтические занятия на эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья? Каковы мотивы медиапотребления школьников в городах-мегаполисах и регионах России? Как изменилось российское общество от общества творцов к обществу потребителей? Обо всём этом рассказали на секции общественных наук.
На естественнонаучной секции успешно защитили работы: Влияние инсектицидных обработок на состав и структуру энтомофауны рапсовых полей, Лучший прогноз погоды, Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у младших классов, Концепция производства и применения съедобной посуды. В состав жюри конференции входили доктора и кандидаты наук, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, научные сотрудники музеев Санкт-Петербурга, деятели культуры, педагоги и методисты образовательных организаций, обучающиеся старших классов гимназии победители конкурсов юных исследователей.
Главная из них сегодня — совершенствование научной приборной базы, которая должна позволить российским ученым проводить исследования мирового уровня, отметил Красников. Геннадий Красников: «Есть целые направления, где мы должны достигнуть серьезных результатов, но без больших вливаний, без больших установок, исследовательской аппаратуры, научного приборостроения не обойтись». Он также рассказал, что у ученых есть прогноз по развитию науки и техники на ближайшие 15 лет, что позволяет смоделировать его влияние на жизнь человека. По словам эксперта, люди в будущем будут больше уделять времени не хозяйственным вопросам, а саморазвитию. Геннадий Красников: «Многие профессии через какой-то период времени отомрут.
Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
В настоящее время на портале размещено более 100 статей по следующим направлениям: гуманитарные и общественные науки, науки о Земле, биология, химия, физика, техника и технические науки. Опубликованы также краткие биографические справки об ученых.
Цель создания интернет-портала — представить достижения российских ученых в области гуманитарных и естественных наук, позволяющие понять вклад Академии наук в развитие научного знания и технологий в общемировом масштабе.
Новости и события
Осипов Ю.С. Академия наук в истории Российского государства. С директором ИНИОН РАН Алексеем Кузнецовым и президентом Российской академии наук Геннадием Красниковым. Российская академия наук (РАН) является крупнейшим в стране центром, организующим и проводящим фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук. За всю историю Российской академии наук было предпринято несколько попыток ее реформирования. Российская академия наук (РАН) была основана по распоряжению императора Петра I в 1724 году, в 1991 году ее воссоздали как высшее научное учреждение России. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани.
Новости и события
Как удалось предотвратить отказ от государственного финансирования Российской академии наук на стадии подготовки её реформы? Владимир Путин утвердил Александра Сергеева в должности президента Российской академии наук (РАН). Историю Российской Академии наук с момента её основания до 1917 года представляет мультимедийная выставка, которая открылась в центральном фойе РАН.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
На сие его величество изволил сказать: «Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести». В данном случае Петру не откажешь в умении понять и ухватить главное: все надо начинать с головы. Как и в военном деле. Как совершенно новую армию на совершенно голом месте начинают строить вовсе не с набора солдат, а с мозга армии — создания ее центрального органа управления и набора высшего командного состава, так и в сфере науки — начинать надо с создания ее мозга, «генерального штаба» — академии. И этот мозг создали, причем, как оказалось, в той организационной форме, которая не просто была единственно возможной в тех условиях, но еще оказалась и достаточно гибкой. И уже к концу того же века по части науки фундаментальной Россия была вполне на мировом уровне, а в иных направлениях отечественные ученые порой даже задавали тон. При этом отмечу: академия, созданная прежде всего как административный центр и «мозг» российской науки, оставаясь вплоть до конца империи учреждением «казенным» и, разумеется, бюрократическим , так и не превратилась в орган директивно-распорядительно-управляющий. Даже властным и авторитарным сановникам Российской империи хватило понимания, что науку по приказу не двигают и научных открытий по принуждению не делают. Академия сталинских наук Этаким «наркоматом науки», жестко регламентирующим научную активность, пытающимся всерьез управлять наукой, академию пытались сделать уже при советской власти.
Партийные лидеры всерьез полагали: кто академиков обедает, тот их и танцует. А если они «танцевать» не хотят, то заменим их своими академиками — правильно понимающими и принимающими генеральную линию партии, обслуживающими ее безропотно, срочно и сверхурочно. Именно Политбюро и решило в 1927 году, что Академии наук нужен новый устав. В сталинской редакции пункт звучал так: «Академик лишается своего звания, если он не выполняет заданий, возлагаемых на него этим званием, или если его деятельность направлена явным образом во вред СССР» На следующем этапе Кремлю нужно было наполнить академию своими кадрами, чтобы затем полностью заменить ее руководство. Для чего следовало овладеть механизмом выборов. Что успешно и сделали в кратчайшие сроки. Также члены Политбюро рассмотрели список своих кандидатов в академики, утвердив тех, кого было предписано избрать в ходе запланированных на конец года выборов. Утверждено было три категории таких кандидатур.
Вторая: «кандидаты ближе к нам» — 13 человек. И наконец, третья: «кандидаты приемлемые» — 15 человек. После чего академику был передан список кандидатов, одобренных Политбюро. Однако во время тайного голосования 12 января 1929 года все «кандидаты от Политбюро» первой категории были забаллотированы. Согласно уставу можно было провести повторное голосование, и представители Кремля провели индивидуальную обработку едва ли не каждого академика. В итоге в академики прошли только Бухарин, Покровский, Рязанов, Кржижановский и Губкин — за счет всего лишь одного лишнего голоса «за»! А вот Деборин, Лукин и Фриче были завалены вновь.
Радея за процветание Отечества, император всевозможными способами лично способствовал развитию российской науки. По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения.
За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью. Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера». Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли.
Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями.
Мордвинов, К. Тимирязев и др. Результаты их исследований, переложенные на почву общественного знания и обсуждения, служили на благо отечественной экономики. В новейшей истории страны ВЭО России продолжает традицию тесного сотрудничества с Российской академией наук в сфере содействия решению масштабных задач обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности страны. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием.
К 300-летию РАН. Первые десятилетия существования Академии. Часть первая
Источник: Wikipedia Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства. Первый президент Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура. Кстати, несмотря на свои иностранные корни, Блюментрост первое время оставался единственным из академиков, родившимся в России. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост.
Гравюра П. Константинова 1830—1890 по литографии П. Источник: Wikipedia Первые шаги академии Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический или естественный и гуманитарный. В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И.
Гмелин и И. Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П. В первые десятилетия в академии зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности. Ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Благодаря этим работам уже в 1745 г.
Генеральная карта Российской империи, 1745 г.
Газета «Санкт-Петербургские ведомости» начинала издаваться также под патронажем Академии наук. Отсюда отправлялись первые географические экспедиции, организовывались астрономические наблюдения. Так начиналась Российская академия наук. Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!
Документ» обсуждали самые разные темы.
На подведении итогов работы было отмечено, что конференция получилась с «человеческим лицом». Васютина Ольга Владимировна Осипова подготовила выступление о своем отце на тему «История становления Человека» - именно так: Человека с большой буквы. А доктор философских наук, профессор Сергей Кричевский рассказал о жизненном пути космонавта Валентины Пономаревой, дублера Валентины Терешковой, которая так и не полетела в космос. В целом, на конференции царила творческая атмосфера взаимопонимания и перспективного сотрудничества.
Сегодня, как и 300 лет назад, наука остается главной движущей силой экономического, социального и культурного прогресса», — отметил президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов. На протяжении более двух с половиной веков деятельность ВЭО России была неразрывно связана с Академией наук. Ведущие место в работе как ВЭО России, так и Академии наук с момента их основания занимало просвещение и «расширение пределов всякого рода полезных человечеству знаний». Во второй половине XVIII века организации уделяли большое внимание экспедициям «для познания России», исследованию природных богатств страны, внесли весомый вклад в подготовку и проведение реформы образования в России. Менделеев, Л.
300-летие отмечает Российская академии наук
«Революционные изменения»: глава РАН дал прогноз по развитию науки и нейросетей // Новости НТВ | За Российской академией наук закреплены функции главной в России экспертной организации. |
К 300-летию Российской академии наук | К сожалению, Петр Алексеевич не дожил до начала реальной работы Академии наук, но его энергия, его жажда знаний и любопытство дали науке в России столь мощный импульс, что Академия и поныне играет первую скрипку в оркестре Российской науки. |
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК | Владимир Путин утвердил Александра Сергеева в должности президента Российской академии наук (РАН). |
Матвиенко: Легендарная история РАН прославила Россию
Тридцать лет назад президент России Борис Ельцин подписал указ, который спас Российскую Академию наук от закрытия, передает ОТР. это история реформ, которые не то, чтобы негативно сказались на ее развитие, а совсем наоборот, вывели науку на новый уровень. начала ХХ вв.».
Матвиенко: Легендарная история РАН прославила Россию
Об этом президент Российской академии наук (РАН) Геннадий Красников заявил на пленарном заседании Совфеда 24 апреля. Благодаря академии в России стали системно развиваться науки, а среди ученых очень скоро появились «природные русские» — это один из первых адъюнктов академии, математик и филолог Василий Адодуров, замечательный филолог. Об этом в эксклюзивном интервью НТВ рассказал президент Российской академии наук (РАН), академик Геннадий Красников. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания. Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. Российская академия наук (РАН) – крупнейший в стране центр фундаментальных исследований.
300-летие РАН: К истории российской науки
Последние месяцы в средствах массовой информации появились обвинения Академии наук, что она стала «махровым гнездом либералов», потому что несколько десятков членов РАН подписали коллективные декларации против СВО. Всего несколько десятков из 2000 членов РАН. Члены РАН — выдающиеся ученые в своих областях. В РАН сосредоточены почти все выдающиеся ученые страны. Поэтому с обвинениями и предложениями «пересоздания» надо быть как минимум осторожными. Я противник подписывания членами РАН политических документов особенно, когда ведутся боевые действия. А что касается критики руководителей страны, то она порой необходима, но не во имя свержения особенно в период боевых действий , а во имя исправления ошибок и улучшения руководства.
Только преследуя такие цели, мы обсуждаем положение в стране и нашей науки. Ведь только сейчас мы осознали, что мы потеряли промышленность, мы не производим никаких деталей, остались в основном только сборочные цеха. Мы обо всем этом предупреждали, никто нас не слушал. Тяжелое положение и в микроэлектронике, научным лидером которой является президент РАН Геннадий Красников. Нельзя от него требовать, чтобы за год, став президентом РАН, он существенно изменил положение в этой отрасли. Он должен поднимать эту отрасль, как ученый и как президент РАН.
Должен наладить наше научное сообщество, чтобы оно было более независимым от чиновников, от их неквалифицированных распоряжений. При нынешней ситуации говорить, что президент академии виноват, что он ничего не делает, у меня язык не поворачивается. По разным вопросам академик Красников старается помочь, никогда не отказывается от встречи, возможности что-то обсудить. Сейчас не в этом дело. Сейчас проблема в общем положении науки и всей сферы развития человека — образование, наука, культура, здравоохранение. Эта сфера уже в течение трети века в два раза меньше финансируется в долях ВВП по сравнению с Европой и США и, кроме того, подвергается разрушительным чиновничьим реформам».
Одна из важных сторон деятельности РАН — научная экспертиза. После этого были отработаны все технические нюансы процесса экспертизы включая перевод в цифру , был сформирован корпус из 5 тысяч экспертов РАН, и собственно экспертиза начала проводиться с 2019 года. К сентябрю 2022 года эта деятельность была уже поставлена на устойчивые рельсы. За истекший год она продолжалась «по накатанному». Там речь идет о том, что РАН должна согласовывать кандидатуры директоров академических институтов, реорганизацию и изменения в уставах институтов. Работа РАН в этом направлении за истекший год вызвала существенную критику в научном сообществе.
В частности, упомяну здесь февральское решение о передаче семи академических институтов в Курчатовский институт, которое было без звука одобрено Президиумом РАН, а также августовское резонансное увольнение по инициативе РАН двух успешных директоров академических институтов причем у организовавших этих увольнения членов РАН явно прослеживался конфликт интересов. Третье направление — издание научных журналов. Здесь новое руководство РАН затеяло существенную «перестройку» той системы, которая худо-бедно работала в РАН на протяжении последних тридцати лет и обеспечивала регулярный выпуск журналов одновременно на русском и английском языке. В результате выпуски журналов этого года стали выходить с существенными задержками, с многими текстами статей этих выпусков нельзя ознакомиться до сих пор. Четвертое направление, которое я считаю наиболее важным. РАН существует не сама по себе, она призвана быть «голосом» российского научного сообщества в структурах власти, поддерживать те решения, которые сделают более эффективными и комфортными научные исследования.
К сожалению, за последний год мне не удается припомнить ни одного примера каких-либо инициатив РАН по этим вопросам подобных, например, закону о «научной аспирантуре» или программе обновления приборной базы. Руководители РАН предпочитают говорить общими фразами, избегая острых вопросов и какой-либо конкретики. Да и вообще, с открытостью деятельности РАН для российского научного сообщества есть существенные проблемы. Остается только надеяться, что это не повлияет на уже достигнутый уровень прозрачности процедуры выборов новых членов РАН. Что касается плодов пресловутой «встроенности академии в систему приятия государственных решений», то со стороны они пока тоже не слишком заметны».
Отмечено, что работы юных исследователей яркие, интересные и актуальные. По результатам экспертной оценки публичного представления исследований и инженерных проектов 91 работа была отмечена дипломами разного уровня: победители и призёры — 59 работ, дипломанты — 32 работы. Итоги НПК подведены и опубликованы [2]. Благодарим всех участников конференции, желаем дальнейших успехов и грандиозных побед.
В «Письмах о добром и прекрасном» Лихачёв Дмитрий Сергеевич писал: «Наука — творчество, а творчество дарит счастье и самим творцам, и тем, кто этому творчеству внимает». Истинный праздник науки и творчества состоялся, подарив положительные эмоции всем участникам научно-практической конференции «Наследники Ломоносова». Следуйте к своей цели через тернии к звёздам! Воссоздана указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России.
Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию.
На сегодняшний день государственная академия наук Российской Федерации — крупнейший в стране центр фундаментальных исследований. Основной целью деятельности Российской академии наук является организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований. Исследования ведутся по проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента. Кроме этого, 466 зарубежных учёных ныне являются иностранными членами РАН. Также в этот день:.
Российских учебных заведений, где готовили бы высококлассных специалистов, тогда не было. Кроме того, царь понимал необходимость создания в стране условий для проведения фундаментальных научных исследований, без которых невозможно двигаться вперед. Свой замысел Петр I долго обдумывал. С деятельностью научных обществ и академий он знакомился во время поездок по европейским странам. Посещение учреждений и общение с иностранными учеными повлияло на решение царя о создании Академии наук в Петербурге, сообщает Президентская библиотека. Сначала на работу приглашали иностранных ученых. Некоторые из академиков имели мировую известность, другие — завоевали авторитет благодаря своим исследованиям уже в России.
В академии развивали математические, физические и гуманитарные науки. При этом учреждение выполняло еще и роль образовательного центра. В его ведении находились гимназия и университет, где готовили специалистов. Как и рассчитывал Петр I, многие их выпускники внесли вклад в развитие отечественной науки. Первым русским действительным членом Петербургской академии наук в 1733 году стал математик Василий Ададуров.