Первый демон – это «Демон» (сидящий) 1890 года представляет переживания человека эпохи fin de siècle. Врубель говорил, что его «Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом а «демон» с греческого означает «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. 2877живопись Михаил Врубель символизм художник. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий.
Demon sitting
Демон словно зажат в картине — так художник мыслил передать идею заточения, обозначить героя как пленника Творца. Здесь тоже стоит вспомнить поэму Лермонтова, благодаря которой и появился «Демон». Еще один символ — заходящее солнце на горизонте. Оно может означать победу добра и закат зла.
Картина поражает энергетикой, сложностью и многогранностью.
Делая анализ картины Врубеля "Демон сидящий", невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: "Демоном сидящим", описание которого представлено выше, и "Тамарой и Демоном". Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала "Золотое руно". И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной "Демон сидящий". Михаила Врубеля, видимо, покорил образ "духа лукавого".
В 1902 году он написал картину "Демон поверженный". Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме. Охваченный демоном Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам.
Одинокая душа На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина "Демон сидящий" 1890 г. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово "демон" в переводе с греческого означает "душа".
Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире. Итак, 1890 году картина "Демон сидящий" была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину "Демон поверженный", но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами.
Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине "Демон поверженный". Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего.
А врач, который его лечил, сказал: "Как художник он здоров". У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность. С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде. Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты. Арт-терапия Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь. Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией.
Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал. Он переносил на холст все, что видел каждый день — врачей, пейзаж за окном, соседей по палате.
Это был любимый поэт художника.
Он знал «Демона» наизусть, он цитировал его постоянно, и многие сценки ставились им еще в Академии художеств по его инициативе на тему «Демона». И здесь тот самый образ, о котором мы читаем у Лермонтова: То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!
И хотя в данном случае действительно это вечер, закат, но тем не менее это не мрак, а еще свет. И, наверное, не такое очевидное сопоставление, но тем не менее оно тоже здесь приходит в голову. Это другое стихотворение Лермонтова, которое все мы в школе еще с вами учили: Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. То есть познание порождает сомнение, а сомнение создает состояние бездействия, потому что непонятно, куда идти. И вот это драматическое противоречие, которое здесь уже очень ясно ощутимо, тоже становится важной темой в образах Демона, которые создает Врубель на протяжении всей своей жизни, возвращаясь к ним и в акварелях, и в иллюстрациях к Лермонтову, которые до сих пор остаются непревзойденными, и в скульптурных образах.
Предельная меланхолия: параллели с «Падшим ангелом» Одилона Редона Опять же неоднократно приводилось сравнение среди историков искусства того состояния, в котором пребывает Демон, состояния тоски о несбыточном, о непонятном, о недостижимом, со знаменитой гравюрой Альбрехта Дюрера, которая называется «Меланхолия». Множество инструментов, как видим мы здесь, и научных, и иных, казалось бы, способны разобрать мир буквально по мелким частичкам, по косточкам, и тем не менее фигура пребывает в состоянии глубокой неудовлетворенности и непонимания того, куда идти дальше, потому что все эти инструменты, видимо, уже использованы. И вот это состояние тупика некоего, когда все использовано для того, чтобы мир познать, но тем не менее он остается непознаваемым, ощущается в гравюре.
Это, кстати, и тема Фауста, и цена познания. Тема Фауста — это тоже тема, которую затрагивает Врубель в своих знаменитых панно в особняке Алексея Викуловича Морозова. Похожая есть работа у Одилона Редона, одного из ведущих символистов западноевропейских, которая носит то же самое название, что и работа Дюрера.
Она также называется «Меланхолия». Здесь, как и в «Демоне» Врубеля, мы видим женскую фигуру, которая словно пребывает где-то на вершине мира. Солнце буквально всходит за ее спиной, как огромный нимб.
Но тем не менее сама фигура также пребывает в состоянии печали, некоторой опустошенности, разочарования, после которого непонятно, куда идти дальше. И еще один вариант Демона, и это уже действительно Демон в данном случае, Одилона Редона, который создает свою работу на тему, сходную с Врубелем. Картина написана в 1880 году, то есть за 10 лет до «Демона сидящего» Врубеля.
И вот здесь очень интересно привести слова о несохранившемся, первом варианте Демона, которого мы, к сожалению, увидеть уже никогда не сможем, он был уничтожен самим художником. Но его видели очень многие современники, и многие были этим образом потрясены. Здесь перед нами слова Владимира Дедлова — это один из писателей, который под псевдонимом Кигн создавал свои книги.
Вот что он пишет об этом несохранившемся, первом варианте Демона Врубеля: у него было «одутловатое скопческое лицо без возраста, выпуклые тусклые глаза с безумным выражением тупой, холодной, но невыразимо тяжкой тоски. На безобразном неподвижном лице — та же печать каменного отчаяния». Тамару погубил такой Демон, а не неосторожная интрижка с черноусым восточным человеком.
И здесь видно, что Одилон Редон, вероятно, пошел тем самым путем, от которого Врубель в конце концов отказался. Он пишет падшего ангела как того, кто сгустил, затемнил свою светоносную материю — потому что Люцифер означает «несущий свет», то есть изначально он был несущий свет, — а здесь перед нами существо даже неприятное на вид, почти с дебильным оттенком на лице, с косным телом, которое словно не владеет само собой. Это то, от чего Врубель отказался, но что тоже может быть в этой теме, и именно к этому обращается Одилон Редон в своей работе.
Еще знаменитейшая работа на тему Люцифера, как раз на тему Демона, то есть Демона уже именно в его дьявольском смысле, — это работа Франца фон Штука, знаменитого художника, который был одним из самых известных мастеров своей эпохи среди символистов. Вот его Люцифер. Он совершенно иной, чем у Врубеля.
И здесь видно, что он очень театральный, что здесь почти театральный свет, прямо прожектор ощущается за его спиной. Видно опять же очень хорошо, что он написан с натурщика. Этюд натурщика здесь вы видите рядом.
Это знаменитый силач того времени, который послужил моделью. Глаза светятся опять же как прожекторы. Но образ, конечно, достаточно литературный, театральный.
Мы видим, что это просто постановка, а не Люцифер настоящий. Жесты раздумья и созерцания И еще одно сопоставление, которое тоже важно для Демона Врубеля, — это «Мыслитель», потому что, как уже говорилось, это процесс познания прежде всего, процесс познания души, путь души на этом пути познания. И «Мыслитель», уже самим своим названием направляет нас в эту сторону.
Он здесь представлен в схожей позе с Демоном в картине Врубеля. Но здесь жест его руки совершенно иной. Разница жестов достаточно значимая, потому что прижатая к подбородку рука — это древнейший символический жест.
Это олицетворение именно раздумья, причем не вообще раздумья, а созерцания, то есть раздумья о том, что невидимо, что, может быть, непознаваемо, что можно увидеть только внутренним взором. Мы знаем в античности много тому примеров, вот, например, два известнейших из них. Справа здесь надгробие юноши с реки Илисса, где мы видим могильную плиту как некую границу, как место встречи живых и мертвых, и юношу, в образе которого предстает умерший, хотя он мог быть и стариком, когда он ушел в иной мир, спящего мальчика как олицетворение смерти, и старика, который приходит как представитель живых к этой могиле.
Он изображен с этим жестом прижатой к губам руки, с жестом созерцания, потому что понятно, что физическими очами он не может увидеть своего сына или отца, который ушел в иной мир, кто похоронен здесь под этой плитой, но, созерцая внутренним взором, он его увидеть может. Именно такой жест созерцания мы видим здесь. Или вот одна из помпейских фресок из Дома трагического актера, где актер, который дал название этому дому, представлен с тем же самым задумчивым жестом созерцания, и перед ним трагическая маска и, вероятно, созерцание той роли, которую ему предстоит играть.
В нашем искусстве есть известнейшие примеры такого сосредоточения, раздумья, выбора, на пути которого оказываются и человек, и Иисус Христос в картине Крамского. Это две знаменитых картины в русском искусстве, которые появились одновременно: портрет Достоевского Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Крамского, которые потрясли зрителей они появились на одной и той же передвижной выставке 1872 года именно вот этим совпадением пластической формулы, позы, вот этих напряженно сцепленных рук, углубленного в себя взгляда. В них видна предельная концентрация мысли, энергии, всех сил, какие есть в человеке, чтобы пройти достойно тот путь, который выбран.
Что касается позы Демона и жеста его руки, то он не повторяет ни один, ни второй. Жеста созерцания здесь нет, как мы с вами видим. Но это и не тот жест сцепленных рук, который мы видели с вами только что у «Христа в пустыне» или у Достоевского.
Видно, что здесь эти руки готовы расцепиться. Это пребывание не просто на границе, это не сосредоточение всех сил, а это пребывание на грани, если человеческую аналогию употребить, сна и реальности, когда расслабляются все мышцы, и если мы, скажем, подпирали рукой голову или какой-то еще у нас был жест, который требовал сосредоточения, то руки постепенно расслабляются и падают в том направлении, которое им подсказывает само тело. И вот здесь мы видим, как руки словно расходятся постоянно.
И, кстати, это тоже напоминание о крыльях, которых здесь нет, но руки могут развернуться, раскинуться и стать этими крыльями. А сама форма, которую мы видим здесь на фрагменте, напоминает своего рода пропасть, куда падает наш взгляд и куда падает, возможно, и энергия, выраженная в этой картине. Демон непонятый: иллюстрации к поэме Лермонтова И, пожалуй, один из самых потрясающих рисунков, который создан в том же самом 1890 году, — «Голова Демона».
Она направлена здесь в другую сторону, чем это изображено в «Демоне сидящем». Это значимое несовпадение, потому что правое и левое для нас всегда имеют свои образные смыслы и свое эмоциональное воздействие на то, как мы воспринимаем произведения. Это достаточно большой рисунок.
Он был и на последней выставке Врубеля в 2021-2022 году, и вообще достаточно часто появляется на графических выставках работ из Третьяковской галереи. Бумага тонированная, как видите, цветная, которая уже словно поток золотого света, образ этот создает, поскольку бумага всегда своим цветом изображает свет в графике. Это особенность именно этого вида искусства.
Уголь и сангина, то есть мягкий, наподобие пастели, карандаш теплого оттенка. А вот если мы присмотримся к тому, как сделан этот рисунок, он сделан необычайно скупыми, лаконичными средствами. Бумага выпуклая, как акварельная бумага, мы все ее с вами представляем, и видно, как параллельные штрихи накладывает Врубель там, где волосы видны Демона.
Кстати сказать, вот еще важная деталь об этом рисунке. В старых каталогах его называли «Голова ангела». То есть непонятно, кто это на самом деле, ангел или демон, настолько нечеткая здесь грань, или, точнее сказать, она вообще отсутствует, так что он действительно может восприниматься и как ангел, и как демон.
И это снова говорит о том, что образы Врубеля лишены четкой границы. Здесь нет ничего ни абсолютно демонического, ни абсолютно ангельского, но есть некая энергия, которая может стать и тем, и другим или, точнее, которая находится за пределами плюсов и минусов, за пределами хорошего и плохого, добра и зла.
Голова повёрнута в бок и при этом, возникает зрительная иллюзия, что волосы находятся в состоянии полёта. Черты лица размыты, но при этом чётко ясно настроение героя. Взгляд полон грусти и печали. Если внимательно присмотреться, мы можем увидеть на щеке Демона отблеск хрупкой, словно хрусталь, слезы.
Величавые плечи и руки демона выполнены с необычайной точностью. Мышцы прописаны с необыкновенной реалистичностью. Руки являются одним из главных элементов полотна. В них чувствуется напряжение героя и в тоже время они напоминают былые крылья ангела, которых у него нет. Ведь демон — это падший ангел, изгнанник рая. Так же чувствуется огромное напряжение, которое сосредоточено в кистях рук.
Демон чуть ли не выворачивает их полностью, так сильно он сосредоточен на своих мыслях, он не чувствует физической боли. В некоторых фрагментах картины, Врубель записывает пальца черным цветом, тем самым создает еще более сильное напряжение в кистях рук. Колени замкнуты, спина согнута, тело Демона находится в состоянии напряжения, волнения. Синяя ткань усиливает этот эффект. Фигура героя в целом напоминает большой кувшин, пустой сосуд, который нечем наполнить. Недаром, живопись Врубеля считается сложной и тяжёлой для восприятия.
В его живописной манере ощущается колоссальный натиск на форму. Почерк Врубеля невозможно спутать с кем-то другим, с помощью массивных мазков создаётся ощущение вечного движения граней. Художник накладывает мазки мастихином таким образом, что создаётся впечатление колоссального объёма. Цветы на заднем плане картины выполнены именно этим приёмом, при просмотре создаётся ощущение, что это мозаика.
Демоны Михаила Врубеля
Мышцы прописаны с необыкновенной реалистичностью. Руки являются одним из главных элементов полотна. В них чувствуется напряжение героя и в тоже время они напоминают былые крылья ангела, которых у него нет. Ведь демон — это падший ангел, изгнанник рая. Так же чувствуется огромное напряжение, которое сосредоточено в кистях рук. Демон чуть ли не выворачивает их полностью, так сильно он сосредоточен на своих мыслях, он не чувствует физической боли. В некоторых фрагментах картины, Врубель записывает пальца черным цветом, тем самым создает еще более сильное напряжение в кистях рук.
Колени замкнуты, спина согнута, тело Демона находится в состоянии напряжения, волнения. Синяя ткань усиливает этот эффект. Фигура героя в целом напоминает большой кувшин, пустой сосуд, который нечем наполнить. Недаром, живопись Врубеля считается сложной и тяжёлой для восприятия. В его живописной манере ощущается колоссальный натиск на форму. Почерк Врубеля невозможно спутать с кем-то другим, с помощью массивных мазков создаётся ощущение вечного движения граней.
Художник накладывает мазки мастихином таким образом, что создаётся впечатление колоссального объёма. Цветы на заднем плане картины выполнены именно этим приёмом, при просмотре создаётся ощущение, что это мозаика. Специфика живописного метода Михаила Александровича, заключается в необычно приёме стилизации кристаллической огранке. Необычайно сложная пластическая игра форм помогает уйти от поверхностного аллегоризма. Врубель не даёт образу ощущения завершённости, словно боясь испортить уже имеющийся облик. Невозможно забыть о том, с кого писался этот образ.
Михаил Александрович до безумия любил творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.
Это сделано, что бы вывести на первый план главного героя. По моему мнению, автор не случайно выбрал в качестве фоновых оттенков фиолетовый и сиреневый цвет. Эти цвета передают тревогу, печаль, взволнованность героя, с помощью них автор смог показать зрителю душевное состояние главного героя. Во время просмотра картины, создаётся ощущение, что Душа Демона закована в тело. Композиция наполнена внутренним напряжением. Голова повёрнута в бок и при этом, возникает зрительная иллюзия, что волосы находятся в состоянии полёта. Черты лица размыты, но при этом чётко ясно настроение героя. Взгляд полон грусти и печали.
Если внимательно присмотреться, мы можем увидеть на щеке Демона отблеск хрупкой, словно хрусталь, слезы. Величавые плечи и руки демона выполнены с необычайной точностью. Мышцы прописаны с необыкновенной реалистичностью. Руки являются одним из главных элементов полотна. В них чувствуется напряжение героя и в тоже время они напоминают былые крылья ангела, которых у него нет. Ведь демон — это падший ангел, изгнанник рая. Так же чувствуется огромное напряжение, которое сосредоточено в кистях рук. Демон чуть ли не выворачивает их полностью, так сильно он сосредоточен на своих мыслях, он не чувствует физической боли. В некоторых фрагментах картины, Врубель записывает пальца черным цветом, тем самым создает еще более сильное напряжение в кистях рук.
Колени замкнуты, спина согнута, тело Демона находится в состоянии напряжения, волнения. Синяя ткань усиливает этот эффект. Фигура героя в целом напоминает большой кувшин, пустой сосуд, который нечем наполнить.
Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г.
Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. Демон поверженный и демон сидящий. Демон летящий, 1899 г.
Её глаза мы можем найти буквально на каждой картине Врубеля в то время. Даже в глазах Богородицы, изображённой на иконе «Богоматерь с младенцем», которую художник создал в монастыре Киева при психиатрической лечебнице, куда позже он поступил на лечение. Он страдал от неразделённой любви, и муж Эмилии, наблюдая за тем, как художник и собственный ученик хочет увести его жену, отправляет Михаила Врубеля на обучение в Венецию. Перед своим отъездом он уничтожает картину — первый образ демона.
В 1891 году к полувековому юбилею смерти Лермонтова власти решают выпустить большой двухтомник, посвящённый великому поэту и приглашают 17 художников иллюстрировать произведения автора. Врубелю достаётся поэма «Демон». Он пишет для нее тридцать работ. Его рисунки критикуются и отмечаются малым профессионализмом. Это и есть картина, известная под названием «Демон сидящий». Врубель говорил, что его демон — это древнегреческое существо, а не порождение дьявола. Для древних греков «даймон» — это душа.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Темой Демона (холст «Демон (сидящий)»; «Голова Демона»: одноименные рисунки, скульптура для него началось и закончится это десятилетие («Демон летящий» 1899, ГРМ; первые мысли о «Демоне поверженном»). Его изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках. Демоны на картинах Михаила Врубеля: общие черты. В течение многих лет Врубеля влекло к Демону: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову.
Картины демонов Михаила Врубеля
Эскиз картины История создания картины «Демон сидящий» Самый первый Демон Врубеля несохранившийся был написан в 1885 году в Киеве. Художника тогда пригласили расписывать Владимирский собор. Но в это время им владели внутренние терзания, связанные с собственной интерпретацией и стилистикой евангельских сюжетов. Как следствие, его стенопись подвергалась критике. Врубель чувствовал собственное отчуждение, вызванное нестандартным пониманием Христа и всей обрядности, что стало для него серьёзным испытанием.
Вновь и вновь в мыслях он возвращался к Демону и в конце концов осуществил сжигавший его замысел. Картину увидел приехавший отец Врубеля. Он пришёл в ужас как от бытовой неустроенности сына, так и от героя его работы, «злого, чувственного и отталкивающего». Причём отцу он показался похожим на грубую и отвратительную женщину.
Михаил Врубель, видя такую реакцию дорогого ему человека и предвидя подобные отзывы окружающих, уничтожил свою работу. Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно. Уже в процессе работы над картиной Врубелю пришлось увеличивать холст, пришивать кусок, подклеивать — фигура Демона требовала больше и больше пространства, она заполняла собой всё полотно, и художнику никак не удавалось получить удовлетворение от найденного решения.
Зажав своего героя по горизонтали, между верхом и низом, художник, наконец, понял, что эта композиция — то что надо. Именно такое положение героя подобно жизни самого автора, оно демонстрирует, как тесны были рамки действительности для его таланта. Личное отношение художника к герою Сам живописец считал, что Демон — это дух, совмещающий в себе как женское, так и мужское начало. Понимание Демона художником отличалось от общепринятого.
Врубель был уверен, что он единственный понял и почувствовал это существо правильно — все истолковывают его как дьявола и заклятого врага людского рода, тогда как живописец видел в Демоне мятежный дух и страдания человека, который не находит себе места и покоя среди людей. Недаром слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Ассоциируя себя с Демоном, а свой талант и творческий потенциал с его физической мощью, Врубель горел предчувствием невиданного прорыва в искусстве, совершённого этой работой. По его признанию сестре, это была «мания, что непременно скажу что-то новое».
Картина стала первым масштабным и выразительным произведением русского символизма. Живописец был убеждён, что «Демон составит ему имя».
Его доброта чрезвычайно сравнительна с человеческой, его красота - удивительна". Розанов В.
Заметки на полях непрочитанной книги. Это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступать ни в какое общение. Внезапно нахлынув, он молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает... Демон направляет человека на путь, ведущий к каким-либо событиям, часто катастрофическим.
Иной раз демон действует благодетельно... Демон приравнивается к судьбе, все события человеческой жизни находятся под его влиянием...
Он знал, что при воспроизведении в книге рисунки будут уменьшены в несколько раз, но это не смущало его; он работал не только для этого издания: рисунки могли жить и самостоятельной жизнью и могли быть изданы вместе с другими листами к «Демону» отдельным альбомом большого формата так впоследствии и произошло, но уже без участия художника. Первый и самый крупный по размеру рисунок «Не плачь, дитя... Коврово-орнаментальное убранство спальни и кельи Тамары — не простой фон для фигур, а образно-изобразительный подход к решению истории земной и неземной любви, фантастичности, сверхреальности встречи земной девушки и неземного существа, полной волнующего драматизма и величия. Врубель "Люби меня" В иллюстрации «Люби меня! Демон в этом листе лишен женственности и хрупкости, он угловат, резок, плечо и спина его кажутся деформированно-узловатыми, рука — нечеловечески длинной, лицо острое, древнебиблейского типа, глаз словно выступил из орбиты, отчего взгляд кажется чем-то материальным, ощутимо проникающим в широко раскрытые прекрасные глаза Тамары именно подобно кинжалу. Тамара и в этом рисунке прекрасна, ее косы распущены, лицо излучает восторг, удивление, любовь, в то время как в движениях фигуры выражаются робость, невинность, страх перед неизведанным. Она еще сопротивляется страсти, но уже готова к ней. Удивительно тонко найдено движение ее рук: одна — еще будто воздвигает преграду Демону, а другая — тянется к объятиям.
Центр" вспомнила знаменитых четырех «Демонов», которые, по мистическому ли совпадению или роковому стечению обстоятельств, довели живописца до сумасшествия. Первый демон, «сидящий», был написан в 1890 году по заказу предпринимателя и мецената, покровителя деятелей искусства Саввы Мамонтова. Тогда Михаил Врубель проживал в имении благотворителя Абрамцево.
Образ «демона»связан с одноименным произведением поэта и писателя Михаила Лермонтова. Одновременно с большим цветным полотном размером 1,14 х 2,11 метра Врубель также писал иллюстрации для юбилейного издания поэта. Демон, изображенный на картине Врубеля, не имеет ничего общего с тем образом, который мы привыкли встречать в литературе.
Это и не библейский демон, искушающий Христа. При созерцании врубелевского демона у зрителя возникают те же чувства, что и при знакомстве с лермонтовским «демоном» - романтичным и тоскующим. В этом же году появляется акварель «Голова Демона на фоне гор».
Мрачный искуситель устремляет свой взгляд в неведомую даль...
«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890
У Эмилии Праховой или у сумасшедших возле Кирилловской церкви. Мамонтов советует ему: самый простой способ избавиться от сновидений - нарисовать образ. Ему стоит согласиться с предложением издателей иллюстрировать поэму Лермонтова и в ней отобразить Ангела со своих снов. Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок.
Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое. Врубель увидел и окаменел. Он знал, что будет наказание, но не ожидал, что такое. Врубель молча поцеловал мальчика и тихо вышел из комнаты.
Затем он закрылся в своем кабинете и не выходил оттуда несколько дней. Врубель намерен отомстить своему Демону единственно возможным для него оружием - кистью и красками. Через несколько дней перед родственниками стоял уже совсем другой Врубель: непричесанный, с диким взглядом, он бормотал что-то невнятное. На нем была разорванная одежда, а под ней - следы от порезов.
На мольберте стояла новая картина - "Демон поверженный". Это был последний Демон Врубеля. Картина уже висела на выставке, а художник каждое утро, пока еще не пришли посетители, дорисовывал ее. Современники вспоминают, что ежедневно лицо Демона становилось еще более страшным.
Посетители с ужасом и отвращением выходили из зала.
Подружившись с театральным кругом и сблизившись с художественной интеллигенцией, Михаил Александрович поступил в Академию в возрасте 24 лет, то есть в 1880 году. Здесь он знакомится с Репиным и Серовым, что, безусловно, находит отражение в его живописной манере. Главным проектом первого творческого десятилетия Врубеля становится реставрация Кирилловской церкви XII века в Киеве, куда он отправляется по рекомендации профессора Академии Петра Чистякова. Мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, "нечто демоническое" возникла еще в Киеве. Показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон — дух "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный,... Для Александра Блока в этом образе воплотилась "громада лермонтовской мысли" о божественной скуке. Здесь художник работает с близкой ему темой гадания и предсказания, популярной в символизме.
Врубель применяет здесь необычную технику: картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок. Такой технический прием создает живописную поверхность, напоминающую природные рисунки на камнях. Гадалка сама по себе напоминает изображение на игральных картах. Врубель работает здесь с несколькими смысловыми и символическими уровнями. Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик — знак рока и фатума. Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны. На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен.
Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки.
В его представлении, демон был воплощением страдающего и скорбного человека, но в тоже время могучего и властного. Михаил Александрович был сильной личностью и каждой своей работе он пытался передать трагизм и стойкость. Именно картина «Демон» удачно сочетала в себе черты романтизма.
Все его творчество — это «мистика». Он был одержим своей идеей «Демона» на протяжении всей жизни. Он воплощал образ «Демона» в живописи, а также в графике и скульптуре. Врубель понимал, кого он изображал, в его голове был чёткий образ, представление. Он буквально видел его перед собой. Михаил Александрович был одержим образом «Демона». Это не было просто увлечением, и все, кто его окружал, замечали, что Врубель уже не тот. Его разум поглощали, мыли о картине. Он уходил в себя. Изображение «Демона» было нечто запретное, никто до Врубеля не решался переходить эту черту.
Ведь многие люди верят, что «играть с огнём», с дьяволом, нельзя. Его мысли, самобичевание, разрушали, убивали не только морально, а и физически. Порой художник мог заплакать над полотном, настолько сильно он прочувствовал своего «Демона». К сожалению, работа Врубеля не принесла ему ничего хорошего. Он так глубоко проникся его образом, сочувствием ко всем людям на планете, размышлениями о жизни, что постепенно начал теряться в реальности. Впоследствии, художника отвезли в психиатрическую клинику, так как он находился в состоянии маниакального возбуждения. Психическое здоровье Врубеля со временем только ухудшалось.
В 1891 году Врубель создал около тридцати иллюстраций к юбилейному изданию произведений Лермонтова. Но именно образ "духа изгнания" из знаменитой поэмы не давал ему покоя в течение многих лет. Стоит привести интересные факты из биографии художника, прежде чем рассказать историю создания картины "Демон сидящий". Михаил Александрович Врубель был талантливым живописцем. Однако страдал психическим расстройством, что, впрочем, не лишало его возможности заниматься творчеством. Михаил Врубель Будущий художник родился в 1856 году в Омске. Много лет занимался церковной живописью. В 1890 году уехал в Москву, стал одним из самых модных художников. Этот период начался с работы над картиной «Демон сидящий». Завершился полотном, на котором изображен тот же образ, но уже в ином качестве. Последние годы художник провел в Санкт-Петербурге. Это был весьма печальный период в его биографии. После окончания гимназии Врубель не планировал стать художником. Родители отправили его в Петербургский университет. Согласно семейной традиции, он должен был стать юристом. Однако в столице молодой художник познал богемный образ жизни, что отразилось на его дальнейшей судьбе. Впрочем, Михаил Врубель много времени проводил за чтением философской литературы, особенно увлекался эстетикой Канта. Рисовал он в этот период мало. Один из немногих сохранившихся эскизов, сделанных Михаилом Врубелем в молодые годы, это небольшая зарисовка сцены из романа Толстого "Анна Каренина". На этой композиции главная героиня изображена во время свидания с сыном. Денег, которые Врубель получал от родственников, было недостаточно. Он активно подрабатывал репетиторством. В возрасте 24 лет поступил в Академию художеств. Что повлияло на решение Врубеля посвятить себя живописи, неизвестно. Есть версия, что главную роль в выборе сыграло влияние кантианской эстетики. В 1880 году Врубель стал заниматься в мастерской педагога и художника Павла Чистякова. Учеба продолжалась четыре года. Последний оказал сильнейшее влияние на творчество Михаила Врубеля. Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников. В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии "Гамлет". Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Эксцентричный живописец Автор картины "Демон сидящий" - М. Врубель - был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние. В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже. Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма — направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий. Врубель к тому времени был довольно известным живописцем.
Женственное в образе демона
- На границе миров: «даймоны» у Даниила Андреева и «Демон сидящий»
- «Демон» Врубеля: почему это шедевр
- Демон (сидящий) (картина) — Михаил Врубель
- Демон (сидящий)
- Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
Русский Ренессанс
- "Демон" Врубеля - гениальное творение эпохи. Тема демона в творчестве Михаила Врубеля
- «Демон» Врубеля: тайна написания картины
- История создания картины «Демон сидящий»
- Печали и демоны Михаила Врубеля
- Врубель М. А. Демон (сидящий) - Виртуальный Pусский музей
Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
Картина Врубеля — глубоко личное высказывание художника, посмевшего запечатлеть образ Демона, немыслимого в своей красоте и одновременно пугающего экспрессивностью, который, по словам Лермонтова, «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Картину «Демон сидящий» приписывают к периоду модерна в творчестве Врубеля, ссылаясь на декоративность элементов, каменных цветов и неба, окружающих сидящего Демона. Темой Демона (холст «Демон (сидящий)»; «Голова Демона»: одноименные рисунки, скульптура для него началось и закончится это десятилетие («Демон летящий» 1899, ГРМ; первые мысли о «Демоне поверженном»). Его изображения Демона в картинах, скульптурах и рисунках. В течение многих лет Врубеля влекло к Демону: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Современники Врубеля сомневались, что «Демон» относится к живописи. Картина Русская Классика репродукция Демон сидящий Врубель на холсте, на стену 110х60 см.
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. Одним из самых первых изображений Демона была картина «Демон сидящий», которая сейчас хранится в Третьяковской галерее. Но вообще-то «Демон сидящий» не слишком похож на лермонтовского «врага небес» – у него нет крыльев, это фигура человеческая – человека, в своей гордыне бросившего вызов и Небесам, и Преисподней. Врубель.