Новости компаний. В 2023 году пост продлится с 27 февраля по 15 апреля включительно. 28 ноября 2023 года у православных христиан начинается Рождественский пост — последний многодневный пост в старом и первый — в.
Что можно есть в Великий пост: главные правила и календарь
На том же основании крестьяне считают непростительным грехом пить постом чай с сахаром: чай и сам по себе напиток полугреховный, а с сахаром он считается, безусловно, скоромным, так как сахар, по понятиям крестьян, приготовляется из костей животных. В 2023 году пост продлится с 27 февраля по 15 апреля включительно. В течение всего поста внешним видом, обстановкой и характером богослужения Церковь напоминает верующим, что в наших кающихся душах должно быть место не для веселья, а смирения и сокрушения в грехах.
Календарь питания Петрова поста 2023 по дням
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести? | Григорианский календарь на 2024 год. Православные праздники, посты и дни памяти святых. |
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать | Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению. |
Когда закончится Петров пост 2023 и как правильно из него выйти - Толк 11.07.2023 | Великий пост, которому православные христиане будут следовать с 18 марта по 4 мая, нужно держать правильно. |
Великий пост 2023: когда начинается, календарь питания по дням, что можно и нельзя делать | Когда Великий пост в 2024 году у православных христиан? Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. |
Какие продукты грешно есть в Великий пост в 2024 году, а какие разрешено | Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. На протяжении поста у верующих принято воздерживаться от мяса, молока, яиц. |
Православный церковный календарь на 2024 год
Календарь православных постов на 2023 год: даты и правила | Рассказываем, в чем суть Великого поста, как его правильно провести, какие продукты можно есть, какие запреты соблюдать. |
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням | Когда начинается и заканчивается Петров пост в 2023 году. Как к нему готовиться, что можно есть, какие обряды разрешается совершать в эти дни. |
Великий пост в 2024 году: главные даты, суть, что можно и что нельзя есть | 18 марта в России у православных христиан начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой. |
Календарь постов в 2024-2025 году | Новости компаний. |
Что такое пост
- Календарь питания Петрова поста 2023 по дням
- ПОСТ НА РУСИ. ВЫДЕРЖКИ ИЗ ЖИЗНИ РУССКИХ ДО 1917 ГОДА
- Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
- Православный пост. Календарь постов на 2023 год.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Роль Великого поста в жизни крестьян | Великий пост состоит из 40 дней поста – Четыредесятницы – и Страстной седмицы, установленной в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его страданиях. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней. |
Православный пост. Календарь постов на 2023 год. | Православные посты в 2024 году. Православный церковный календарь постов и трапез на 2024 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. |
Православный календарь на 2024 год - Российская газета | Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте |
Календарь православных постов на 2023 год: когда начинаются и заканчиваются, как их держать | Кроме воздержания в пище, крестьяне считают необходимой принадлежностью поста и половое воздержание: считается большим грехом плотское сожительство с женой в постное время, и виновные в таком проступке не только подвергаются строгому внушению со стороны. |
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
27 апреля 2024 года Православные христиане вспоминают невероятное чудо — воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря, который четыре дня был мертв. Спаситель сотворил чудо, разозлившее фарисеев, не только из-за любви к своему усопшему другу и его сестрам, но и. Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Великий пост. с 1 июля по 11 июля - Петров пост. с 14 по 27 августа - Успенский пост. с 28 ноября по 6 января - Рождественский пост. Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте Православный календарь постов на 2023 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Православные посты в 2024 году. Православный церковный календарь постов и трапез на 2024 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.
Традиции постов на Руси. Записки этнографа
Подпишитесь на наш канал в Telegram Самые важные новости дня – оперативно, интересно и эксклюзивно. Летом 1896 г. многим жителям Тотемского уезда, страдавшим дизентерией, местный фельдшер посоветовал есть молоко и яйца, но поскольку это время приходилось на пост, то все крестьяне решительно отказались это делать. Рождественский пост. Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Когда можно жениться, ведь начинается Петров пост 1 июля, последний день, когда православные не кушают скоромного, обычно бывает накануне праздника Петра и Павла -11 июля, но в 2024 году 12 июля выпадает на постную пятницу. В конце ноября у православных христиан в России начинается Рождественский пост — последний из четырех многодневных постов в году и один из самых продолжительных, но не самый строгий. Православные посты в 2024 году — даты, правила и запреты.
Календарь православных постов на 2023 год: когда начинаются и заканчиваются, как их держать
Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика — это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост — воздержание еще и от рыбы.
Тем, кто не может отказаться от молочных продуктов можно разнообразить свой рацион сырами, молоком, йогуртом, которые делаются из сои. По своим вкусовым качествам они не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Ценный источник белка и альтернатива мясу.
Их употребляют в пищу в сыром, сушеном, соленом виде, тушат, жарят, варят, готовят на пару. Рыба и морепродукты. Разрешается только 2 раза в пост — на Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. Рыбу лучше не жарить. Рекомендуется отдать предпочтение тушеным, вареным или приготовленным на пару блюдам.
Растительное масло. Служит источником жиров и жирорастворимых витаминов. Добавляется в качестве заправки к салатам и гарнирам. Разрешено в дни нестрого поста. Его едят в качестве десерта, а также добавляют в другие блюда: фруктовые салаты, каши, кисели, компоты, выпечку.
Кондитерские и хлебобулочные изделия. Разрешены те продукты, для приготовления которых не используют яйца и продукты молочного происхождения. Что нельзя кушать во время Великого поста Мясо и все производные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености. Животные жиры Яйца и продукты, для производства которых они используются. Молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметана, сыры, сливочное масло Пищу с интенсивным вкусом: слишком соленые или сладкие продукты, пряности Рыбу и морепродукты за исключением Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербного воскресенья Жирные сладости: сдоба, шоколад, фаст-фуд Растительное масло разрешается только в дни нестрогого поста Алкоголь в нестрогие дни допускается немного вида — до двух бокалов Нельзя переедать Правила поведения и традиции Великого поста Великий пост — важный период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя.
В этот период не только придерживаются пищевых ограничений, а и отказываются от удобств повседневной жизни, освобождая место для духовных ценностей. Великий пост подразумевает некоторые ограничения: Из рациона питания исключают мясные, молочные продукты, яйца и рыбу. В некоторые дни запрещено приправлять пищу растительным маслом. Запрещается употреблять алкоголь, за исключением воскресных дней, когда разрешается вино в количестве до двух бокалов. От табакокурения рекомендуют воздерживаться на протяжении всего поста.
В период Великого поста следует отказаться от свадьбы и венчания. Супругам рекомендуют воздерживаться от интимной близости В пост нельзя веселиться, посещать развлекательные мероприятия, тратить слишком много времени на просмотр телепередач, социальные сети и компьютерные игры. Нельзя допускать негативных мыслей, ссориться, ругаться с окружающими людьми, поддаваться агрессии, злости, ссорам, зависти и осуждению. Как питаться после окончания поста В первую очередь нужно соблюдать осторожность в период пасхального разговения. Не стоит налегать на яйца и мясные продукты.
Это является большой нагрузкой для организма и может привести к возникновению или обострению хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Следует постепенно увеличивать в рационе долю пищи животного происхождения. В первые дни рекомендуют добавить молочные продукты, рыбу, яйца, и в последнюю очередь мясо. Не стоит налегать на жирную, копченую и пряную пищу. Отдавать предпочтение следует блюдам, приготовленным путем варки, тушения или на пару.
В период разговения также не следует в большом количестве употреблять алкогольные напитки. От крепкого спиртного лучше отказаться, отдав предпочтение вину. Соблюдение этих правил уменьшит стресс для организма. Что можно и что нельзя делать во время Великого поста Великий пост не ограничивается исключением из рациона продуктов животного происхождения и алкоголя. Он подразумевает духовное очищение, которое означает воздержание от некоторых повседневных занятий.
Во время поста нельзя унывать, злиться, раздражаться, ругаться, сплетничать, таить обиды и зависть.
В Великий пост нужно исключить из своего рациона мясо, молочную продукцию, сладости и сдобу, яйца, рыбу и морепродукты. Конечно же, нужно отказаться от алкоголя. Что можно есть? На самом деле, список разрешенных продуктов намного больше. Разрешаются овощи, ягоды и фрукты, зелень, орехи, мед, сухофрукты и грибы. Можно есть любые крупы и все виды бобовых культур.
Хлеб и выпечка допускаются, если они приготовлены без яиц и молока. А растительное масло — в отдельные дни. Есть и послабления. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем дозволяется рыбная икра. По субботам и воскресеньям, а также на Благовещенье допускается выпить 200 мл сухого вина.
Суббота — начало дня будет прекрасным с винегретом, а на обед можно приготовить рисовую кашу с черносливом и курагой, на ужин можно сделать макароны и салат. Воскресенье — овсяные хлопья на воде могут стать завтраком, на обед можно съесть постный борщ и жареный картофель, а на ужин отварной рис с луком и морковью. Помните, что еда в Великий пост может быть разнообразной и полезной. На Великий пост можно экспериментировать. Главное — исключить из меню все продукты животного происхождения. А это молоко, творог, сметана, яйца, мясо и рыба. Можно без проблем употреблять макароны, разные крупы, овощи и фрукты, сухофрукты и зелень, домашние приготовления и овощную консервацию. Растительный белок в постных продуктах отлично заменяет белок животного происхождения, во многом являясь полезнее. Календарь Великого поста 2023 по дням В 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и продлится до 15 апреля у православных христиан, а у католиков начнется 22 февраля и завершится 6 апреля. Дата Великого поста меняется и зависит от даты Пасхи. В 2023 году православные христиане отмечают Пасху 16 апреля. Пасха 2023 года у католиков приходится на 9 апреля. Дата Пасхи рассчитывается по лунному календарю и может приходиться на период с 4 апреля по 8 мая. Для установления даты Пасхи определяют, когда наступает первое Полнолуние после Дня весеннего равноденствия празднуется 21 марта. Пасха отмечается в первое воскресенье после этого Полнолуния. Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней. Первый понедельник поста называется Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Вторая неделя поста называется Второй седмицей. Третью и четвертую неделю поста называются Крестопоклонными. Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей. Шестая неделя называется Вербное воскресенье. Суббота в Вербное воскресенье называется Лазаревой.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Православные посты в 2024 году. Православный церковный календарь постов и трапез на 2024 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Статья автора «РИА Новости» в Дзене: Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. к постящимся, но по каким-то причинам не может ограничивать себя в пище, должен хотя бы знать, какого числа начинается и заканчивается Великий пост. По представлениям крестьян, тот, кто соблюдал Петров пост, мог надеяться на Божию помощь в трудах[11]. По сравнению с Пасхальным постом, Петровский пост более мягкий[12].
У православных христиан – мясопустная неделя
18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. Великий пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после своего крещения 40 дней находился в пустыне без воды и еды. Как правильно постится в Великий пост, какие дни наиболее строгие и в какие праздники разрешаются послабления в еде — в инфографике журнала «Фома». Великий пост, которому православные христиане будут следовать с 18 марта по 4 мая, нужно держать правильно. статья на кулинарном сайте
Главное за день
- Что такое Великий пост?
- Церковный старообрядческий календарь на 2024 год
- Православные посты в 2024 году
- Православные праздники: календарь церковных праздников и постов на 2024 год
Когда Крестопоклонная неделя Великого поста в 2023 году
В этот день отыгрывают последние свадьбы и настраиваются на длительные ограничения в пище и делах. Реклама Православные христиане готовятся к Рождеству в течение 40 дней. Именно поэтому у Рождественского поста есть еще второе название — Четыредесятница. Православный священник Сергей Сеньчуков рассказал «360», что событие начинается всегда 28 ноября и длится вплоть до сочельника, 6 января, когда в церквях завершается рождественская литургия и вокруг разносится благая весть: «Христос родился и явился!
Благословенно явление Христово! Это время позволяет устремиться к служению Богу, укрепить душу с помощью покаяния, молитвы и посещения храмов. Люди стараются воспитать и поддержать в себе лучшие качества.
Кстати, в пост не нужно непомерно угнетать плоть, как считают некоторые. Его даже нельзя приравнивать к строгой диете. Важно помнить, что воздержание от изобилия вкусных блюд и обуздание требований организма «чего-нибудь вкусненького» нужны для очищения духа.
Он всегда был и будет неотъемлемой частью во взаимоотношениях между человеком и Богом. Например, в 41-м псалме можно увидеть, как пост приносит Давиду более глубокие, близкие и крепкие отношения с Господом. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», — писал в свое время Иоанн Златоуст.
История Рождественского поста Рождественского поста начали придерживаться еще во времена ранних христиан, подчеркнул церковнослужитель, — приблизительно в IV веке. Первоначально продолжительность поста не превышала недели, однако в XII веке по указу патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга он стал сорокадневным. Древние христиане также называли Рождественский пост Корочуном: в честь языческого духа, который ознаменовал приход зимы и холода.
Так, в Дулёвской волости Жиздринского уезда на несоблюдение постов смотрели снисходительно. Снисхождение относилось к той части молодежи, которая ходила работать на завод и на этом основании ела по постам скоромное: «голодными много не наработаешь». Эта подтачивающая религиозное осознание постов формулировка, пришедшая от таких городских рабочих, которые в значительной мере уже отошли от православного образа жизни, начала проникать и в крестьянскую среду. В то же время автор ответов сообщает, что, например, в д. Ивашковнчи Будчинской волости даже больной не станет есть постом скоромное, если и врач прописал. Здесь же подчеркивается, что многие крестьяне считают грехом даже говорить про скоромное Великим постом. Из сообщений выступает достаточно широкий диапазон различий в исполнении постов и в отклонениях от них, и все же в целом крестьянство соблюдало посты, считало пост важной своей обязанностью пред Богом.
Во многих ответах на программы слово «строго» сопровождает характеристику выполнения постов. И не только в этих источниках, но и в разного рода воспоминаниях. Зобнин, вспоминая свое детство в Усть-Ннцынском селе Тюменского уезда в 73 верстах от уездного города , отмечает отношение детей к Великому посту. Вот, в самом конце поста, и Великую субботу, раздают в семье крашеные яйца — всем поровну. Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил — вот уже постыдно. Отец как-то рассказывал нам, что он в городе видел «воспод», которые и в Великий иост «кушали мяско». Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники...
В «Записках русского крестьянин» И. Столярова читаем о его детстве в деревне Воронежской губернии: «Рождество ждали с нетерпением еше и потому, что с наступлением этого праздника кончался сорокадневный фнлипиовский ноет, который нас сильно изнурял. Посты в деревне соблюдались очень строго: не ели ни мяса, ни яиц, не пили молока не только взрослые, но даже и дети. Только серьезно больным детям давали молоко у кого оно было и то только с разрешения священника. Только два раза во время 40-дневного поста разрешалось есть рыбу: на Введение во храм Пресвятой Богородицы н иногда на Николин день». Здесь строгость выполнения Рождественского поста он же — Филипповский приближается к Великому. Этот день, как и канун Нового года и «Свечки» так называли у нас Крещенский сочельник , считались в нашей семье днями строгого поста, днями очистительными, днями подготовки к встрече больших праздников.
С утра перед образами горела лампадка. Вся семья постилась: не ела «до звезды», т. Мне бывало очень трудно провести целый день без еды. Чуть не с полдня я начинал ходить за матерью по пятам и просить ее позволить мне съесть «хотя бы кусочек хлебца». Я ей так надоедал, что ее материнское сердце, в конце концов, не выдерживало, смягчалось, и я добивался желаемого». Особая атмосфера создавалась в доме под Рождество еше до ухода в церковь, когда с появлением на небе первой звезды вся семья собиралась за столом. Хозяин приносил охапку сена или овсяной соломы и расстилал на столе.
Хозяйка покрывала стол поверх сена скатертью, ставила сочельниковую кутью — сочиво — в чашке и выкладывала ложки. Все семейство становилось перед образами на молитву. В некоторых домах хозяин читал «Христос рождается». Затем все садились за стол и ели кутью: Сено, освященное этой сочельниковой трапезой, делили понемногу всему скоту. Духовная сторона поста проявлялась, прежде всего, в подготовке к исповеди и причастию и в совершении их.
Русины Закарпатья считали, что Петров пост не строгий, потому что «святой Пётр тайком в это время ел сыр» [13]. Этнографам известны народные праздники с ночными гуляниями во время Петровского поста. По свидетельству польского хрониста М. Стрыйковского 1582 г.
После окончания Петрова поста начинался сенокос [11]. Радкольское воскресенье[ править править код ] В традиционном календаре народов Карелии во время поста был праздник Радкольское воскресенье. Он проводился ежегодно в последнее воскресенье перед Ивановым днем 24 июня 7 июля жителями сёл южного Заонежья [15]. Накануне праздника жители, отмечавшие Радкольское воскресенье, приступали к изготовлению кабушей — поминального кушанья из сушёного творога и муки, скатаного между двумя ладонями.
Какие посты соблюдают православные христиане Для православных христиан предусмотрены однодневные и многодневные посты. Однодневные повторяются каждую неделю — в среду и пятницу. Послабления делаются только во время крупных праздников, если они приходятся на эти дни. Многодневных постов в году четыре. Все они имеют идеологическую подоплеку и привязаны к важным событиям в истории христианства — Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост. Также воздерживаться от принятия некоторой пищи и развлечений нужно в Крещенский сочельник 18 января , праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября и праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября. Великий пост в 2024 году Начало Великого поста определяется датой самого важного православного праздник — Пасхи. Период воздержания начинается за семь недель до торжества. В 2024 году Великий пост начнется в понедельник, 18 марта, и продлится до 4 мая.
Великий пост: что можно есть постящимся
Ивашковнчи Будчинской волости даже больной не станет есть постом скоромное, если и врач прописал. Здесь же подчеркивается, что многие крестьяне считают грехом даже говорить про скоромное Великим постом. Из сообщений выступает достаточно широкий диапазон различий в исполнении постов и в отклонениях от них, и все же в целом крестьянство соблюдало посты, считало пост важной своей обязанностью пред Богом. Во многих ответах на программы слово «строго» сопровождает характеристику выполнения постов. И не только в этих источниках, но и в разного рода воспоминаниях. Зобнин, вспоминая свое детство в Усть-Ннцынском селе Тюменского уезда в 73 верстах от уездного города , отмечает отношение детей к Великому посту. Вот, в самом конце поста, и Великую субботу, раздают в семье крашеные яйца — всем поровну. Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил — вот уже постыдно. Отец как-то рассказывал нам, что он в городе видел «воспод», которые и в Великий иост «кушали мяско». Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники...
В «Записках русского крестьянин» И. Столярова читаем о его детстве в деревне Воронежской губернии: «Рождество ждали с нетерпением еше и потому, что с наступлением этого праздника кончался сорокадневный фнлипиовский ноет, который нас сильно изнурял. Посты в деревне соблюдались очень строго: не ели ни мяса, ни яиц, не пили молока не только взрослые, но даже и дети. Только серьезно больным детям давали молоко у кого оно было и то только с разрешения священника. Только два раза во время 40-дневного поста разрешалось есть рыбу: на Введение во храм Пресвятой Богородицы н иногда на Николин день». Здесь строгость выполнения Рождественского поста он же — Филипповский приближается к Великому. Этот день, как и канун Нового года и «Свечки» так называли у нас Крещенский сочельник , считались в нашей семье днями строгого поста, днями очистительными, днями подготовки к встрече больших праздников. С утра перед образами горела лампадка. Вся семья постилась: не ела «до звезды», т.
Мне бывало очень трудно провести целый день без еды. Чуть не с полдня я начинал ходить за матерью по пятам и просить ее позволить мне съесть «хотя бы кусочек хлебца». Я ей так надоедал, что ее материнское сердце, в конце концов, не выдерживало, смягчалось, и я добивался желаемого». Особая атмосфера создавалась в доме под Рождество еше до ухода в церковь, когда с появлением на небе первой звезды вся семья собиралась за столом. Хозяин приносил охапку сена или овсяной соломы и расстилал на столе. Хозяйка покрывала стол поверх сена скатертью, ставила сочельниковую кутью — сочиво — в чашке и выкладывала ложки. Все семейство становилось перед образами на молитву. В некоторых домах хозяин читал «Христос рождается». Затем все садились за стол и ели кутью: Сено, освященное этой сочельниковой трапезой, делили понемногу всему скоту.
Духовная сторона поста проявлялась, прежде всего, в подготовке к исповеди и причастию и в совершении их. В доме в связи с каждым исповедником возникало настроение, приобщавшее в какой-то мере и других к этому событию, и тем более, если причастников было сразу несколько. Но и в другое время следили, чтобы развязные разговоры не противоречили духовной очистительной цели поста. Характерна в этом отношении критическая пословица — «постное едим, да скоромное отрыгаем», которая осуждает суесловие во время поста. Воздерживались от ссор и брани.
Седмица Пресвятой Троицы — с 23 по 29 июня. Дни, когда не совершается таинство брака венчание, свадьба В Святки — с 7 по 19 января включительно. По вторникам, четвергам и субботам то есть накануне среды, пятницы и воскресенья всего года. В канун двунадесятых, храмовых и великобденных праздников. В преддверии уставных дней всеобщего поминовения усопших в пятницы перед родительскими субботами.
В неделю Мясопустную и седмицу Сыропустную. Во все посты и в заговенья на посты. На Светлой Пасхальной седмице. В празднество Усекновения главы Иоанна Крестителя 11 сентября 29 августа. Родительские дни всеобщего поминовения усопших умерших 9 марта — Вселенская Мясопустная родительская суббота; 30 марта, 13 апреля — дни поминовения усопших в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста; 14 мая — Радоница вторник Фоминой седмицы ; 22 июня — Вселенская Троицкая родительская суббота; 2 ноября — Димитриевская родительская суббота.
У наших предков в древности в ходу было слово «говейный»: так называли достойного уважения человека. И даже современный русский язык сохранил слова «благоговейный», «благоговение», что означает священный трепет, почтение. Именно таков смысл поста — подготовить душу к встрече с Господом. Ну а «заговенье» означает своего рода «точку» в приготовлении к началу 48-дневного постного пути, который начнется уже на следующий день. Перед началом Великого поста верующие посещают храм: особые службы настраивают на длительный период воздержания, а после Чина прощения — получают благословение от настоятеля.
Что касается питания… Вкушать молочное, рыбу, яйца в Неделю Сыропустную так по славянски называется воскресный день можно до самого вечера — собственно, Великий Пост начинается с полуночи, когда наступает новый день. Вместе с тем не стоит «наедаться как в последний раз», привязываясь тем самым к «пище и питию». Это не только является грехом чревоугодия, но и неправильно настраивает душу: пост психологически начинает восприниматься как тяжелая повинность, а не весна духовная, возможность начать жизнь с Богом.
Не стоит объедаться даже постными продуктами. В Великий пост следует исключить из рациона: мясо; мясные изделия, в том числе сосиски, колбасу, паштет и т. Важно: в некоторые дни правилами запрещается даже растительное масло. А вот неразбавленное сухое вино как вариант — кагор можно выпить по субботам и воскресеньям и на Благовещенье.
Однако нужно понимать, что порция должна составлять не более 200 мл. Кому разрешается не соблюдать пост Совсем освобождаются от необходимости поститься или делают это по щадящим правилам дети в возрасте до 14 лет, пожилые, беременные и кормящие, а также люди с различными заболеваниями, которым отказ от тех или иных продуктов может нанести вред. Например, больные диабетом или люди с заболеваниями ЖКТ. Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжёлыми физическими нагрузками. Можно не поститься и путешествующим в условиях, когда невозможно соблюдать пост.
Календарь питания Петрова поста 2023 по дням
Такие законы есть в других государствах, исповедующих христианство, а также у иудеев и магометан. По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной. Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Праздники неподвижной части календаря имеют постоянную дату, каждый праздник ежегодно отмечается в один и тот же день. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи.
Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния.
Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих.
Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св.
Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт.
Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть?
Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха.
Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную.
Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…».
Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св.
Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков.
Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния.
В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт. Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня.
Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом.
С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо.
Так, в Дулёвской волости Жиздринского уезда на несоблюдение постов смотрели снисходительно. Снисхождение относилось к той части молодежи, которая ходила работать на завод и на этом основании ела по постам скоромное: «голодными много не наработаешь». Эта подтачивающая религиозное осознание постов формулировка, пришедшая от таких городских рабочих, которые в значительной мере уже отошли от православного образа жизни, начала проникать и в крестьянскую среду. В то же время автор ответов сообщает, что, например, в д. Ивашковнчи Будчинской волости даже больной не станет есть постом скоромное, если и врач прописал. Здесь же подчеркивается, что многие крестьяне считают грехом даже говорить про скоромное Великим постом.
Из сообщений выступает достаточно широкий диапазон различий в исполнении постов и в отклонениях от них, и все же в целом крестьянство соблюдало посты, считало пост важной своей обязанностью пред Богом. Во многих ответах на программы слово «строго» сопровождает характеристику выполнения постов. И не только в этих источниках, но и в разного рода воспоминаниях. Зобнин, вспоминая свое детство в Усть-Ннцынском селе Тюменского уезда в 73 верстах от уездного города , отмечает отношение детей к Великому посту. Вот, в самом конце поста, и Великую субботу, раздают в семье крашеные яйца — всем поровну. Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил — вот уже постыдно. Отец как-то рассказывал нам, что он в городе видел «воспод», которые и в Великий иост «кушали мяско».
Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники... В «Записках русского крестьянин» И. Столярова читаем о его детстве в деревне Воронежской губернии: «Рождество ждали с нетерпением еше и потому, что с наступлением этого праздника кончался сорокадневный фнлипиовский ноет, который нас сильно изнурял. Посты в деревне соблюдались очень строго: не ели ни мяса, ни яиц, не пили молока не только взрослые, но даже и дети. Только серьезно больным детям давали молоко у кого оно было и то только с разрешения священника. Только два раза во время 40-дневного поста разрешалось есть рыбу: на Введение во храм Пресвятой Богородицы н иногда на Николин день». Здесь строгость выполнения Рождественского поста он же — Филипповский приближается к Великому.
Этот день, как и канун Нового года и «Свечки» так называли у нас Крещенский сочельник , считались в нашей семье днями строгого поста, днями очистительными, днями подготовки к встрече больших праздников. С утра перед образами горела лампадка. Вся семья постилась: не ела «до звезды», т. Мне бывало очень трудно провести целый день без еды. Чуть не с полдня я начинал ходить за матерью по пятам и просить ее позволить мне съесть «хотя бы кусочек хлебца». Я ей так надоедал, что ее материнское сердце, в конце концов, не выдерживало, смягчалось, и я добивался желаемого». Особая атмосфера создавалась в доме под Рождество еше до ухода в церковь, когда с появлением на небе первой звезды вся семья собиралась за столом.
Хозяин приносил охапку сена или овсяной соломы и расстилал на столе. Хозяйка покрывала стол поверх сена скатертью, ставила сочельниковую кутью — сочиво — в чашке и выкладывала ложки. Все семейство становилось перед образами на молитву. В некоторых домах хозяин читал «Христос рождается». Затем все садились за стол и ели кутью: Сено, освященное этой сочельниковой трапезой, делили понемногу всему скоту. Духовная сторона поста проявлялась, прежде всего, в подготовке к исповеди и причастию и в совершении их.
Правила Петрова поста Правила постов от апостола Павла и Петра: Необходимо отказаться от распития спиртных напитков и курения. По субботам и воскресеньям, а также в дни церковных торжеств можно выпить небольшое количество красного вина. Нельзя в это время посещать любые развлекательные мероприятия. Семейные торжества отмечать можно. Но делать это нужно без веселых застолий и согласно правилам, внесенным в Церковный Устав. Следует освободить разум от дурных мыслей. Нельзя ссориться с людьми, испытывать к ним зависть и всячески осуждать. Желательно ограничить просмотр телепрограмм. Проводить свадьбу в Петров Пост не рекомендуют. Венчания запрещены. Нельзя гадать и принимать участие в разных магических ритуалах. Зачатие ребенка в эти дни не приветствуется. Исполнение супружеского долга возможно лишь по обоюдному согласию обеих сторон. Каждый может посетить службу в храме 12 июля, исповедоваться и причаститься. Особенности богослужения праздника Святых апостолов: в честь торжества священники надевают белые и желтые ризы. В целом, согласно церковным правилам Петров пост считается нестрогим. Что можно есть в Петров пост Из ежедневного рациона следует исключить пищу животного происхождения: мясо, молочные продукты, яйца. По средам и пятницам не разрешается питаться рыбой и морепродуктами, а также потреблять теплую еду, приправленную маслом.
Когда Крестопоклонная неделя Великого поста в 2023 году
Некоторые крестьяне налагали на себя посты сверх церковного устава; те из них, кто постоянно был связан со священником, брали на это у пего благословение. Чаще всего это желание усилить ноет сверх общепринятого было связано с пятницами. К пятнице, как к дню распятия Спасителя, в русском народе было особое отношение. Широкое распространение разных рукописных редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» определялось стремлением выделить некоторые из них для усиления пищевого поста например, не есть до вечера , более последовательного отказав этот день от работ, укрепления молитвенного состояния. Иные крестьяне удлиняли короткий две недели Успенский пост ели добавляли срок к однодневному посту в день усекновения главы Иоанна Предтечи.
Селиванов по наблюдениям в Зарайском у. Рязанской губ. Приняты были также дополнительные посты по обету. Иногда мирянин в связи с какими-то исключительными обстоятельствами брал обет понеделыничать всю жизнь; но мог этот пост по понедельникам по обету распространяться только па определенный срок — например, на время Великого Поста.
Обычно это означало, что в понедельник не ели ничего, а только пили воду. Разновидностью обетного поста был полный отказ от мясной нищи. Дополнительный обетный пост принимали на себя или по конкретному поводу болезнь, неудачные роды и др. По обету прекращали пить спиртное — навсегда или на конкретный срок.
Иногда возлагали на себя дополнительный пост за какой-либо конкретный грех. Например, в случае потери шейного креста постились в пятницу перед Крещением. Нательному кресту придавалось особое значение, как защите от вражьих сил, и считалось, что потеря его есть грех хотя бы и невольный и предвещает несчастье. Поэтому брали на себя добровольный пост совсем не ели именно перед Крещением -12-я пятница по «Сказанию о двенадцати пятницах».
В благочестивых крестьянских семьях, где все дружно и строго выполняли посты, отношение к нарушениям могло быть различным. В одних семьях любое отклонение вызывало суровую и нетерпимую реакцию, на основе которой дети и привыкали к посту, как непременному условию спасения. Но было и другое, деликатное отношение, корни которого питались великим источником смирения и любви к ближнему. В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре», изданном в н.
И сегодня практически все воцерковленные русские православные люди постятся и сознают высокое духовное значение поста. Хотя нередки и отклонения, основанные на рекомендациях врача. Михаил Труханов. Действуя умышленно в этом направлении, мы в то же время хотим оставаться ревнителями поста и не только перед другими, но и перед своим «я».
Мы действуем как бы втайне от самих себя — втайне от нашего возвышенного «я», которое стараемся перехитрить и убедить ссылками на совет врача: «есть все», — поскольку де объективно засвидетельствована наша немощь. Ухищрении наши при этом — просто неиссякаемы. Нам мало бывает добиться ослабления или отмены поста; нам надо обязательно еще убедить свое внутреннее «я» в оправданности самого несоблюдения нами поста; нам надо так воздействовать на совесть, чтобы она приняла наше домогательство за истинно христианское и... Нередки и священники, благословляющие нарушать пост по совету врача.
Но есть в наши дни и другое: выполнение постов по наиболее строгим указаниям Устава и индивидуальное усиление поста — и то, и другое по благословению духовных отцов. Обычно у настоятеля, который сам живет строгой аскетической жизнью, и миряне в приходе соблюдают все виды постов и не станут ссылаться на медицинские рекомендации. Едва ли не главная трудность и таких случаях — различия в убеждениях внутри семей. Уровень поста, который задается в трапезной приходского храма, в проповедях, беседах, на исповеди, нередко определяет характер индивидуального поста, но не всей Малой Церкви.
В некоторых губерниях была традиция: в первую неделю Великого поста священник ездил по приходу с «постной молитвой». При этом в каждом доме давали по чашке гороха, а то и более. В это же время положено было давать священнику каравай хлеба от каждого дома. Но хлеб отдавали священнику в течение года постепенно. Когда крестьяне шли в пост «на дух» на исповедь , то давали священнику по копейке или по две и столько же по причащении «за теплоту». Посты определяли режим питания семьи в течение года.
Ежедневная пища у крестьян итак была однообразной, а весной - самой скудной за весь год. Однако в дни Великого поста крестьянин скорее напьется или украдет, нежели поест скоромного. Питались во время поста в основном картофелем, крупами, кислой капустой и квасом.
Если вы всё же решите перейти на ограниченное питание, то стоит проконсультироваться с врачом, особенно если у вас есть хронические заболевания. Беременным и кормящим женщинам, детям, пожилым, больным онкологией и диабетом, а также страдающим от заболеваний ЖКТ поститься строго не рекомендуется. Как подготовиться к посту Резкий отказ от привычного рациона на время Великого поста станет сильным стрессом для организма, так что лучше подготовиться к ограничениям в еде заранее. За две недели можно начинать потихоньку убирать из еды продукты животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи.
За неделю до начала поста рекомендуется отказаться от кисломолочных продуктов — молока, йогурта, сыра, кефира и так далее. Как питаться в пост Тяжелее всего придется в первую и последнюю недели Великого поста — самые преданные христиане в эти дни питаются лишь водой и хлебом.
А растительное масло — в отдельные дни. Есть и послабления. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу.
В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем дозволяется рыбная икра. По субботам и воскресеньям, а также на Благовещенье допускается выпить 200 мл сухого вина. Но, если алкоголь для вас является привычкой, то на время поста лучше от него полностью отказаться. Сейчас существует огромное количество постных рецептов, поэтому вы и в пост можете продолжать есть вкусную и полезную пищу ниже будет ссылка на несколько вариантов постного меню на каждый день. Но даже с постной едой нужно быть аккуратнее — важно есть в меру и не переедать.
Если вы откажетесь от мяса и вместо этого набьете живот кучей постных пирожков с картошкой, вряд ли получится ощутить всю прелесть воздержания. Постоное меню на каждый день Первая неделя Полный отказ от еды, разрешается только вода; 19. Либо вареную пищу, но не горячую, без приправ и масла. Разрешены также хлеб, соль, вода.