Крылатая ракета Х-101 имеет такой же двигатель Р95-300, как и у ракеты Х-555, но при этом отличается лётными характеристиками. Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро "Радуга" (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Описание современных российских крылатых ракет воздушного базирования Х-101 и Х-102, история их создания, основные особенности конструкции, технические характеристики, оценка эффективности и эпизоды боевого применения. Новейшие стратегические ракеты Х-101, которые Дальняя авиация России использует для ударов по террористам в Сирии, обладают рядом уникальных преимуществ, рассказал ТАСС главный редактор журнала "Арсен.
«наш ответ «томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета х-101/х-102
Стратегические крылатые ракеты Х-101 и Х-102, подробный обзор | Описание современных российских крылатых ракет воздушного базирования Х-101 и Х-102, история их создания, основные особенности конструкции, технические характеристики, оценка эффективности и эпизоды боевого применения. |
Х-101 — русский «Томагавк», но только лучше | Новые модификации крылатых ракет X-101 предназначены для того, чтобы обманывать радары зенитных комплексов, пояснил ИА Регнум военный эксперт, автор. |
Послать врага на Х-101
Несмотря на то, что это изменение сократило дальность полета ракеты с 5500 до примерно 2250 километров, оно создало место для дополнительной боеголовки, не ставя под угрозу боевую эффективность ракеты. Концепция двойной боеголовки, впервые упомянутая в январе 2024 года главой Минобороны России Сергеем Шойгу во время его визита в ракетное конструкторское бюро «Радуга», наконец-то стала реальностью. В середине 2010-х годов российские источники обсуждали идею размещения на Х-101 двойной боеголовки, намекая на возможность разделения 400-килограммовой боеголовки на две отдельные секции. Недавнее внедрение двойной боеголовки в Х-101 свидетельствует о неустанной адаптации Россией своего арсенала к требованиям современных боевых действий.
Кроме того, обновления наверняка потребовал прицельно-навигационный комплекс этого самолета. Оценка ударной силы ракет Х-101 и Х-102 Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов — таковы характеристики ее грузоподъемности. Это обозначает, что эффект от ее воздействия можно сопоставить с ударом обычной авиабомбы калибра 500 кг. Примерно такой же мощностью обладают ракеты «Калибр» боевая часть — 450 кг , «Искандер» 480 кг и «Томагавк» 450 кг. Основное преимущество Х-101 по сравнению с ними — огромная дальность полета. Правда, не совсем понятно, как именно можно воспользоваться возросшей дистанцией запуска ракеты.
К примеру, при попытке поражения стратегически важных целей в глубине территории США дозвуковая Х-101 станет довольно уязвимой для перехвата, несмотря даже на свою маленькую ЭПР — ведь полет займет не меньше семи часов. Намного более интересной особенностью Х-101 является возможность ее использования против подвижных объектов.
Даже комплексов, стоящих на вооружении армий стран Североатлантического альянса, не говоря уже об изрядно потрепанных остатках противовоздушной обороны ВСУ. Важно то, что запуск комплекса РЭБ осуществляется в автоматическом режиме, сразу после облучения ракеты РЛС противника. Он успешно справляется с «ослеплением» вражеской ПВО, переводя процесс дальнейшего сопровождения и уничтожения Х-101 Х-102 в разряд невозможного. Действительно, как можно перехватить ракету, изображение которой исчезло с экрана радиолокационной станции? Единственно возможным способом перехвата российской ракеты-невидимки следует считать ее визуальное обнаружение специально предназначенным для этого истребителем, однако в практической плоскости такая задача относится к категории трудновыполнимых.
До сего времени характеристики ракеты Х-101 являются секретными, однако информация о ней постоянно циркулирует во всемирной сети и постоянно дополняется новыми сведениями, которые в большей степени являются предположительными. Ракеты Х-101 на револьверной пусковой установке в отсеке вооружения самолета Ту-160 Бомбардировщик Ту-95МС, переоборудованный для испытаний ракет Х-101 на пилонах под крылом Разработка новой крылатой ракеты авиационного базирования большой дальности была начата в нашей стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Проектирование велось в МКБ «Радуга» с использованием наработок по стратегической крылатой ракете Х-55 , которая была принята на вооружение советской стратегической авиации в 1979 году. При разработке использовались технологии снижения радиолокационной заметности, была значительно увеличена дальность, а кроме того, изначально предусматривались два варианта: Х-101 с обычной боевой часть и Х-102 — с ядерной. По своей конструкции новая ракета в целом повторяла свою предшественницу с нормальной аэродинамической схемой, но имела более оптимальную форму фюзеляжа, а крылья в транспортном положении складывались снизу под фюзеляжем, а не во внутренние ниши, то есть ракета имела схему низкоплан. В хвостовой части находилось оперение из трех складывающихся плоскостей и складной обтекаемый кок. Двигатель представляет собой малогабаритный ТРДД возможно РД-95ТМ-300 с тягой 360 кг, который после старта выдвигается снизу в хвостовой части из ниши в фюзеляже, как на Х-55. Бортовая система управления ракеты имеет высокоточную инерциальную систему с коррекцией по заложенным в память БЦВМ цифровым картам рельефа местности и спутниковой навигацией.
Что за ракета Х-101 и как её использует армия. Объясняем простыми словами
↑ 1 2 Крылатая ракета Х-101 показала высокие характеристики на испытаниях в Сирии (неопр.). Новые модификации крылатых ракет X-101 предназначены для того, чтобы обманывать радары зенитных комплексов, пояснил ИА Регнум военный эксперт, автор. Эксперты полагают, что крылатая ракета Х-95 будет иметь похожие с ракетой Х-101 (Х-102) характеристики по дальности, но гиперзвуковую скорость. Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов – таковы характеристики её грузоподъемности. Стратегическая крылатая ракета Х-101 Х-102 воздух-земля с технологией снижения радиолокационной заметности по своим характеристикам не имеет аналогов в мире.
Долетит ли Х-101 до Вашингтона?
Особенности носителей ракет, бомбардировщиков Ту-160М и Ту-95МСМ Хотя испытательные пуски прототипов Х-101 выполнялись со стратегического бомбардировщика Ту-95МС, для практического использования новых ракет он уже не подходил. Потребовалась модернизация, в ходе которой самолет был доработан следующим образом: Установлены двигатели с улучшенными характеристиками; Бомбардировщик получил современный прицельно-навигационный комплекс; Установлена новая радиолокационная станция «Новелла-НВ1. Этой модернизации были подвергнуты несколько бомбардировщиков субмодификации Ту-95МС-16. Новый вариант самолета получил обозначение Ту-95МСМ. Он может нести до восьми Х-101 под своими крыльями. Ту-95МСМ запускает ракету Х-101 Иногда ошибочно говорится о том, что количество ракет может быть доведено до 16, но это не так — в этом случае вес боекомплекта составил бы более 35 тонн, что более чем в полтора раза превышает реальную грузоподъемность самолета. Ту-95 действительно способен поднять в воздух 16 ракет, но только Х-55. Дело в том, что основным «медийно освещенным» направлением модернизации «Белого лебедя» стала его адаптация под использование обычных свободнопадающих бомб, в то время как размещение на борту новейших ракет почему-то отошло на второй план.
Можно предположить, что в оружейных отсеках обновленного Ту-160 были установлены модернизированные барабанные пусковые установки — ведь нагрузка на держатели при использовании Х-101 возросла почти в два раза. Кроме того, обновления наверняка потребовал прицельно-навигационный комплекс этого самолета. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года. Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной осколочно-фугасной боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте.
Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны. Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов. В октябре 2021 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс.
В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов. Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс.
Не менее интересный спектр тактико-технических принципов преодоления ПВО-ПРО противника представляет и линейка крылатых ракет «Калибр». Данная головка самонаведения способна обнаруживать, селекционировать и захватывать радиоконтрастные наземные цели на фоне переотражения электромагнитных волн от элементов земной поверхности. Подобные возможности превращают 3М54Э в столь же многофункциональный ударный инструмент, как и ракеты «Оникс». Наиболее же важным тактико-техническим преимуществом 3М54Э в составе комплекса «Калибр-М» является реализация двухступенчатой компоновки с 2,9-маховой боевой ударной ступенью.
Маршевая ступень с малогабаритным двигателем ТРДД-50Б обеспечивает низковысотный полёт ракеты на высотах 70 — 30 м на дистанцию 180 км, корректируя полёт по данным инерциально-навигационных модулей с системами оптико-электронной корреляции, радиолокационного высотомера и ГЛОНАСС-коррекции. На дистанции 40 км от цели ракета занимает высоту 150 м, после чего активируется АРГС-14, осуществляет сканирование целевого района по заранее загруженным координатам, полученным от разведки. У расчёта ЗРК противника остаётся не более 35 секунд на обнаружение боевой ступени, завязку её трассы, захват и перехват.
Один из таких способов — использование дипольных отражателей.
Во время пролёта над территорией противника ракета может отстреливать пучки металлизированных волокон, отражающих радиоволны. После этого на радаре появляется сразу несколько целей, что позволяет дезинформировать операторов комплексов ПВО. В свою очередь, отстрел ракетами тепловых ловушек призван защитить их от возможного огня переносных зенитных-ракетных комплексов. Подобные модификации повышают «живучесть» ракеты и позволяют ей успешно поражать цель.
Так спокойно навёлся, вычислил параметры цели, дал целеуказание и осуществил наведение средства поражения, — отмечает Васильев. Пока ты отстраивался от помех, она уже развернулась и идёт другим курсом».
Какими характеристиками обладает российская ракета — в материале RT. По его словам, в предыдущие годы российские учёные совершили большой прогресс в сфере защиты авиационной техники и боеприпасов от радаров западных государств. Он фактически ослепляет средства ПВО противника, делая невозможным сопровождение и уничтожение. Говоря простым языком, с экрана оператора РЛС исчезает изображение цели. Поэтому её перехват невозможен», — сказал Кнутов. По его мнению, российская промышленность продолжает совершенствовать бортовые комплексы РЭБ.
В перспективе отечественные крылатые ракеты получат боевые части, которые, подлетая к цели, будут создавать мощный электромагнитный импульс. Таким образом, они смогут выводить из строя всю электронику противника в определённом радиусе. Загрузка крылатой ракеты X-101 в бомбардировщик-ракетоносец. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.
Как уникальные особенности ракет «Калибр-М» и Х-101 прорывают украинскую ПВО
129 - малозаметной крылатой ракета большой дальности, предназначенной для несения ядерной или обычной боеголовки. ВС РФ модернизировали свою крылатую ракету воздушного базирования Х-101, оснастив ее двойными боеголовками, тем самым удвоив уровень потенциальной угрозы. Он пояснил, что ракета Х-101 и ее вариант со специальной боевой частью (СБЧ) Х-102 представляют собой новое поколение высокоточных крылатых ракет большой дальности.
Послать врага на Х-101
Одновременно начались работы по двум новым проектам, которые какое-то время конкурировали между собой. Наиболее многообещающим поначалу выглядел проект ракеты нового поколения Х-90. В этом случае радикального увеличения дальности полета не планировалось — этот параметр должен был составить «всего лишь» 3000 километров. Упор делался на другую характеристику — скорость. Х-90 могла стать первым образцом гиперзвукового оружия. Прототип ракеты, летательный аппарат ГЭЛА, удалось построить и испытать, однако почти сразу конструкторы столкнулись с огромным количеством самых разных проблем, решить которые не удалось. Разработку Х-90 пришлось остановить. Одной из причин этой неудачи, безусловно, стало резкое сокращение финансирования после распада СССР. Время для гиперзвукового оружия в 90-е годы еще не пришло. Основные усилия перенесли на создание приблизительного аналога AGM-129, которым и стала крылатая ракета Х-101.
Разумеется, о копировании в данном случае не может быть и речи — российская конструкция вполне оригинальна, просто она сделана во многом с оглядкой на основные характеристики американского образца. В частности, значительное внимание было уделено снижению радиолокационной заметности и повышению точности попадания. Как нетрудно догадаться, судьба Х-101 оказалась намного более сложной. Первые испытательные запуски удалось осуществить лишь в 1998-м году. На протяжении последующих трёх лет испытания продолжались, а в 2002-м году в Смоленске должно было начаться серийное производство нового оружия. Дальше, по всей видимости, произошла какая-то заминка. Во всяком случае, по современной информации, серийный выпуск новых ракет начался не ранее 2011 года. Можно предположить, что на протяжении «нулевых» годов Х-101 и её «сестру» Х-102 дорабатывали. Кроме того, необходимо учитывать и то, что строевые самолеты Ту-95МС и Ту-160 или вообще не могли применять новые ракеты, или не способны были полностью реализовать их потенциал.
Бомбардировщики пришлось модернизировать, что отняло немало времени и потребовало дополнительных затрат. К сожалению, установить точную дату принятия на вооружение Х-101 и Х-102 не представляется возможным. Первые сообщения об этом были опубликованы в 2012-м году, но не получили официального подтверждения. Видимо, окончательное решение Министерство обороны России приняло около года спустя. В 2015-м году это оружие было использовано против террористических группировок, находившихся на территории Сирии. Оценка ударной силы ракет Х-101 и Х-102 Обычная «конвенционная» боевая часть, которой обладает крылатая ракета Х-101, весит 400 килограммов — таковы характеристики её грузоподъемности. Это обозначает, что эффект от её воздействия можно сопоставить с ударом обычной авиабомбы калибра 500 кг. Примерно такой же мощностью обладают ракеты «Калибр» боевая часть — 450 кг , «Искандер» 480 кг и «Томагавк» 450 кг. Основное преимущество Х-101 по сравнению с ними — огромная дальность полета.
Недавнее внедрение двойной боеголовки в Х-101 свидетельствует о неустанной адаптации Россией своего арсенала к требованиям современных боевых действий. Следует отметить, что стратегические бомбардировщики, такие как модернизированные Ту-160М и Ту-95МСМ, оборудованы для перевозки Х-101 и предлагают широкий выбор боеголовок, включая фугасные, проникающие фугасные и суббоеприпасы. На Х-101 установлен двухконтурный турбореактивный двигатель, созданный на базе модели Р95ТМ-300. При активации двигатель выдвигается из корпуса, а хвостовое оперение разворачивается, что позволяет корректировать траекторию ракеты в полете.
Действительно, Пентагон это не может не волновать. Переход с атома на фугас До 17 ноября 2015 года, когда состоялись международные «смотрины» Х-101, главной ракетой российской стратегической бомбардировочной авиации считалась Х-55, принятая на вооружение в 1983 году. И по нынешним временам это очень серьезное оружие, оснащаемое как фугасной, так и ядерной БЧ. Существует несколько модификаций ракеты. Самая дальнобойная из низ — Х-55СМ — способна улетать на расстояние в 3500 км. При этом ядерная боеголовка имеет мощность 250 кт. Надо сказать, что КВО круговое вероятное отклонение от цели у ракеты равнялось 100 метрам. Для ядерной боеголовки столь невысокая точность стрельбы была не критичной. Но в 1987 году после подписания Договора о сокращении ядерных ракет средней и малой дальности пришлось заменять ядерные боеголовки на фугасные. В связи с чем необходимо было существенно уменьшать КВО. На Х-55 были проведены определенные мероприятия, которые улучшили точностные характеристики. Кстати, то же самое были вынуждены делать и американцы со своими AGM-86. Но качественный рывок в повышении точности удалось совершить лишь в результате глубокой модернизации ракеты, разработанной в МКБ «Радуга». Испытания новой ракеты Х-555 начались в 2000 году. А на вооружение она была принята в конце 2004 года. За счет того, что ядерная боеголовка была заменена более тяжелой фугасной, дальность ракеты сократилась до 2000 км с топливными баками — до 2500 км. Однако главную задачу конструкторы решили — КВО Х-555 составило 20 метров. Этого удалось достичь за счет модернизации системы управления. В ней помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация.
Принята на вооружение 2013 Х-101 — российская стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Разработка и создание В начале 1970 годов в СССР была разработана и создана сверхзвуковая крылатая ракета Х-22 «Буря» , способная нести ядерную боеголовку. Её носителями был стратегические бомбардировщики Ту-16 и Ту-22. Х-22 «Буря» имела максимальную дальность до 4 тысяч км. В 1983 году на вооружение поступили дозвуковые ракеты Х-55. Разработка дозвуковой крылатой ракеты было связанно со стремлением уменьшением ее стоимость и улучшить способность маневрировать на малых высотах.
Послать врага на Х-101
Наиболее эффективной стратегической крылатой ракетой с воздушным базированием на сегодняшний день является российская Х-101. Крылатая ракета большой дальности Х-101 позволяет обеспечить российской авиации и ВМС огромнейшее превосходство ввиду новых вызовов и вероятных военных конфликтов. Бомбардировщик Ту-160 запускает крылатую ракету Х-101 по целям в Сирии, ноябрь 2015 г.
Упавшая под Винницей российская ракета Х-101 раскрыла свои особенности
Украинские ПВО научились сбивать новейшие российские крылатые ракеты, разработанные в подмосковной Дубне воскресенье, 14 мая 2023 13:29 1 696 Воздушные силы Украины Ракеты Х-101 под крылом Ту-95МСМ "Дубна" Российские войска атаковали Украину с разных направлений в ночь на 14 мая. По данным украинской стороны, в нападении участвовали ударные беспилотники типа «Шахед», крылатые ракеты «Калибр», Х-101, Х-555 и Х-55. По всей Украине объявляли воздушную тревогу. Об уничтожении «Калибров» в сообщении ВСУ не сказано.
Способна уничтожать корабли водоизмещением до 20 тыс. Дальность стрельбы — от 10 до 120 км по маловысотной траектории, 250 км — при высотном профиле полета. При подходе к цели «Москит» идет на высоте 7 м, двигаясь «над гребнем волн», а с целью прорыва ПВО ракета способна выполнять противозенитный маневр «змейка» с углами поворота до 60 градусов и перегрузкой более 10 g. После пуска идет на дозвуковой скорости с огибанием ландшафта местности, что делает ее перехват крайне сложным. Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160, при этом последний может нести до таких 12 ракет.
Разработка и создание В начале 1970 годов в СССР была разработана и создана сверхзвуковая крылатая ракета Х-22 «Буря» , способная нести ядерную боеголовку. Её носителями был стратегические бомбардировщики Ту-16 и Ту-22. Х-22 «Буря» имела максимальную дальность до 4 тысяч км. В 1983 году на вооружение поступили дозвуковые ракеты Х-55. Разработка дозвуковой крылатой ракеты было связанно со стремлением уменьшением ее стоимость и улучшить способность маневрировать на малых высотах. В 2005 году на вооружение принята крылатая ракета Х-555 , которая является глубокой модификацией Х-55 и в отличии от предшественников, была оснащена оптико-электронная системой коррекции и спутниковой навигацией , в дополнение к инерциальной системы наведения.
Принцип её действия состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательного спутника на орбите, составляются карты полета. Информация о маршруте закладывается в память бортового компьютера. В районах коррекции эти данные сопоставляются с рельефом местности — маршрут автоматически корректируется. Система работает в пассивном режиме, потому не может быть подавлена средствами РЭБ.
Что известно о новейшей российской крылатой ракете Х-101?
Стратегическая крылатая ракета Х-101, масса боевой части, длина, радиус поражения ядерным зарядом, скорость, носители, отличие от Х-555, ТТХ. Точность попадания стратегической крылатой ракеты Х-101, испытанной в ходе операции в Сирии, соответствует предъявляемым требованиям. Х-101. Х-102 Основные характеристики Тип: стратегическая крылатая управляемая ракета «воздух-поверхность»[1] Наведение: Инерциальное с оптоэлектронной коррекцией + телевизионная ГСН[1] Разработчик: МКБ Радуга[1] Состояние: Серийное.
«Наш ответ «Томагавкам»: на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102
Эксперты полагают, что крылатая ракета Х-95 будет иметь похожие с ракетой Х-101 (Х-102) характеристики по дальности, но гиперзвуковую скорость. Стратегическая крылатая ракета Х-101 Х-102 воздух-земля с технологией снижения радиолокационной заметности по своим характеристикам не имеет аналогов в мире. Боевое применение авиационных крылатых ракет большой дальности Х-555 и Х-101 стало поворотной точкой в военной антитеррористической операции, как до этого было с применением аналогичных ракет морского базирования «Калибр». Особенности конструкции крылатых ракет Х-101 и Х-102 и основные их характеристики.
Ракета Х-101 / Крылатая ракета Х-101 / Крылатая ракета характеристики
Х-101 запускается примерно в шести километрах от земли, летит на высотах от нескольких десятков до нескольких тысяч метров, маневрируя и огибая рельеф местности. Как уже отмечалось, аппаратура самолетов-носителей теперь позволяет перенацеливать ракету даже после пуска. Еще одна особенность Х-101 — малозаметность для средств радиоэлектронной борьбы противника. Она обеспечивается специальной аэродинамической формой и выполненным с применением радиопоглощающих материалов корпусом. По мнению специалистов, эффективная площадь рассеивания примерно такая же, как и у самолетов-невидимок. Крылатые ракеты Х-101 и Х-102 Основным вооружением российских стратегических бомбардировщиков в настоящее время являются крылатые ракеты семейства Х-55. Боеприпас, появившийся в начале восьмидесятых годов, имел высокие характеристики, но этот факт не остановил развитие ракетного направления.
Сразу после принятия на вооружение ракеты Х-55 МКБ «Радуга» занялось новым проектом, но из-за тяжелой экономической и политической обстановки в стране в конце восьмидесятых и начале девяностых активные работы начались лишь через 10-12 лет после завершения разработки предыдущей ракеты. В настоящее время работы по созданию новой крылатой ракеты для стратегической авиации подходят к концу. Стоит отметить, в некоторых источниках упоминаются и другие даты начала проекта, от первой половины восьмидесятых до середины девяностых. Предполагалось, что обе ракеты будут максимально унифицированы, а все различия коснутся лишь боевой части. Х-101 должна была нести осколочно-фугасную головную часть, Х-102 — ядерную. Тем не менее, и при сложившемся дефиците данных можно составить правдоподобную картину.
Читайте также: Зенитный ракетный комплекс "Круг" Во второй половине прошлого десятилетия в открытый доступ начали регулярно попадать фотографии бомбардировщиков Ту-95МС, на внешней подвеске которых располагались некие новые ракеты. Отсутствие информации о каких-либо подобных проектах помимо Х-101 послужило поводом для соответствующих предположений. Согласно наиболее распространенным оценкам, новая Х-101 по сравнению с предыдущей Х-55 стала крупнее и тяжелее. Стартовая масса новой ракеты оценивается в 2400 килограмм, 400 из которых приходятся на боевую часть. Длина ракеты — около 7,5 метра, размах раскладываемого крыла не превышает 4,5-5 метров. Диаметр корпуса, предположительно, остался на уровне габаритов ракеты Х-55СМ — около 0,75-0,8 метра.
В Х-101 максимально использованы стелс-технологии. Благодаря чему эффективная площадь рассеяния ЭПР новой ракеты не превышает 0,01 кв. Конструкторы для этого не только максимально использовали материалы, поглощающие радиоволны, но и несколько сплющили корпус по вертикали, добиваясь максимальной обтекаемости ракеты лучом РЛС. Благодаря коррекции конструкции удалось убить и еще одного зайца — пространство в бомбоотсеке используется более рационально, появляется возможность загрузки дополнительных ракет. Х-101 вооружены два наших стратегических бомбардировщика — Ту-95МС и Ту-160. Для турбовинтового ветерана такая коррекция профиля ракет не имеет существенного значения, поскольку они в количестве 8 единиц располагаются на внешних подвесках. А вот в бомбоотсеке Ту-160 удалось разместить 12 ракет. Испытания ракеты начались в 2007 году. А в 2013 году она была принята на вооружение в частях Дальней авиации ВВС.
Это связано с засекреченностью всех возможностей нового оружия. Поэтому к некоторым сведениям, приводимым в открытых источниках, следует относиться с осторожностью. В то же время они, как говорится, не противоречат здравому смыслу, способностям и возможностям наших конструкторов и оборонной промышленности. Например, можно встретить информацию о том, что одна из модификаций ракеты имеет разделяющуюся на две части боеголовку. Упомянутый в начале статьи американский журнал «Популярная механика» взял не с потолка дальность в 10 тыс. Такая цифра порой мелькает в СМИ. Но при этом существуют сведения о том, что МКБ «Радуга» продолжает работы по ракете с целью улучшения ее характеристик. Так что и 10 тыс. Х-101 — дозвуковая ракета.
Как, в принципе, и все существующие в мире ракеты этого класса.
Х-101: на что способна главная ракета дальней авиации России Дмитрий Драмм Аналитика Информация о количестве произведенных ракет, также как и о месте их производства, засекречена С начала СВО про крылатые ракеты морского базирования «Калибр» не говорил разве что ленивый, при этом из поля зрения Telegram-каналов и СМИ практически выпало другое оружие, успешно применяемое в ходе СВО, в том числе и по объектам энергосистемы Украины. Речь идет о стратегической крылатой ракете воздушного базирования Х-101.
Она является главным калибром стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95, составляющих основу дальней авиации ВВС и входящих в состав «ядерной триады» сил стратегического сдерживания. С момента разработки ракетоносцев дальней авиации в СССР и до недавнего времени считалось, что этот класс самолетов предназначен исключительно для глобального противостояния и сдерживания в рамках Холодной войны. Однако вслед за США, которые начали применять стратегические бомбардировщики в локальных конфликтах еще со времен Вьетнама, к подобному решению пришли и в России.
Принцип её действия состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательного спутника на орбите, составляются карты полета. Информация о маршруте закладывается в память бортового компьютера. В районах коррекции эти данные сопоставляются с рельефом местности — маршрут автоматически корректируется. Система работает в пассивном режиме, потому не может быть подавлена средствами РЭБ.