Новости кто написал чучело

Об этой борьбе свидетельствуют люди, которые окружали режиссера Ролана Быкова с самого первого дня, когда у него появилась идея снять картину по повести Владимира Железникова: Елена Санаева, Павел Санаев и актеры, которые играли в фильме "Чучело".

Аудиокнига Чучело

Премьера спектакля "Чучело. Квартирник" состоялась в казанском ТЮЗе. Режиссер Радион Букаев и драматург Анастасия Чернятьева перенесли историю травли Лены Бессольцевой в наше время и превратили ее в рок-концерт. так ее прозвали одноклассники. Об этом рассказывает Павел Санаев (в фильме он сыграл роль Васильева), позднее написавший книгу, стоящую в том же ряду, что и «Чучело». Сценарий «Чучела» был создан за 10 лет до этого Владимиром Железниковым. Книга «Чучело» была написана в 1983 и издана в 2012 году. — Все знают вашу повесть «Чучело», выдержавшую кучу переизданий и даже переведенную на многие языки.

Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!»

Ее подвижное лицо сразу изменилось — оно приобрело растерянное выражение, оно говорило: как же это произошло, что она издевалась над Рыжим только потому, что он рыжий?! Брови у нее трагически сломались, уголки губ опустились. Она повернулась к Николаю Николаевичу, и он увидел в серовато-розовом свете угасающего дня ее большие печальные глаза. Глава девятая Димка поджидал Ленку около парикмахерской, пока та делала прическу, чтобы поразить весь мир. Он стоял, облокотившись на поручень витрины, и с большим любопытством читал журнал «Юный техник». Потом он увидел Миронову и Шмакову.

Они разговаривали, медленно приближаясь к нему. Димка, раньше чем он сам успел что-то подумать, почему-то спрятался за угол парикмахерской. Ему это было не вполне понятно, и он уже собрался выйти из укрытия, но вспомнил, что его родители еще не знали, что он не уехал в Москву. Он побежал домой, чтобы сообщить им об этом. По дороге он подумал, что нехорошо, что он бросил Ленку, не предупредив.

Она выйдет из парикмахерской с новой прической, радостная, веселая, а его нет. А вдруг она нарвется на этих ненормальных и они снова станут к ней приставать, побьют ее — с них станется. Он решительно повернул обратно, столкнулся нос к носу с Валькой, почувствовал, что засбоил, растерялся, чего раньше с ним никогда не бывало. А пока бежал, представил себе, как смело откроет ребятам тайну своего «предательства». Вот будет хохот!..

Ему-то они ничего не сделают, он сможет им доказать, что был прав. Он скажет им, что Ленка хотела его выручить, потому что подумала, будто он испугался. А он промолчал, потому что решил, что ей надо подзакалить волю в борьбе с трудностями. А тут такой случай!.. Эта неожиданная мысль ему очень понравилась.

Через минуту он уже был уверен, что все так было в действительности. Димка подпрыгнул от радости и повернул назад, к парикмахерской. Как он летел, как он спешил!.. Правда, недолго. Остановился и подумал, что все это, пожалуй, он сделает в другой раз.

И снова направился домой. И снова остановился: чего доброго, ребята схватят Ленку и напугают без него. Димка почувствовал голод, вспомнил, что сегодня на обед курица с лапшой, которую он любил, и он самым решительным шагом заспешил домой. А в это же самое время некоторые из его одноклассников и не думали об обеде. Они были озабочены пропажей Сомова и Бессольцевой.

Миронова и Шмакова отдыхали возле парикмахерской. Они ждали мальчишек, которые разбежались в разные стороны в поисках пропавших. Весь дом подняла. Собиралась… Голову вымыла. Мамка мне новое платье приготовила.

Деньжат подбросила потихоньку от отца. Она у меня добренькая. Составила целый список покупок… Собралась… А что ты мечтала купить в Москве? Женщина моей мечты… — Что с вас взять, — резко перебила Железная Кнопка. По пальцам можно пересчитать… Из всего класса.

И это после того, как мы объявили бойкот предателю. А если бы не я, вы бы уже все сидели дома. Шмакова улыбнулась: ее не так-то легко было сбить. Между прочим, под цвет глаз. Я отвалилась.

Вот ты такая честная и правильная, а против Чучела. Мы с тобой девочки умные, все понимаем. Чучело что сделала? А ты ее казнишь!.. Хорошо ли это?

А если даже узнает, то что ей будет? Она же рассказала «всю правду», как ты говоришь. Но и правда бывает разная. Ее правда — просто предательство. Не повезло ей: на меня напала.

Каждый должен получать по заслугам. У меня к ней свой счет. Шмаковой нравилось, что она знает об этой истории больше всех, и она с нетерпением и злорадством ждала, чем же это все кончится. Ах, как здорово получилось, что она оказалась в тот момент под партой и все слышала! У нее тогда сердечко чуть не выскочило от волнения из груди — так она была рада, что попался этот выскочка Димка Сомов.

Не будет строить из себя главного. Вот только непонятно было — почему эта страшила Бессольцева взяла всю вину на себя? Счастливчик Димочка! Но все равно интересно наблюдать, как он выкручивается и боится. Как он дрожал в классе, когда Железная Кнопка объявила, что знает имя предателя.

Как дрожал, что Маргарита все расскажет ребятам. Достанется ему еще на орехи! Шмакова улыбнулась своим тайным мыслям, представляя всю бездну падения Сомова и всю беспросветность положения Бессольцевой. Никто не должен оставаться безнаказанным. И никто не уйдет от ответа.

Прибежали Рыжий и Лохматый. Следом за ними появился Валька. Спросил, где Бессольцева. Он ответил, что не знает. По-моему, врет.

Мальчишки понуро молчали. Они молча и неподвижно следили, как Васильев приближался к ним. А когда он приблизился, Лохматый лениво встал и толкнул его. Лохматый схватил его и выкрутил руки. Ну что ты прешь со своей мускулатурой?

Она тоже окончила экономический факультет МГИМО, 4 года проработала в Фонде Ролана Быкова, затем — в коммерческом банке и рекламном агентстве, а затем устроилась в картинную галерею. На вопрос о том, почему она не продолжила кинокарьеру, Филиппова отвечает: «…Я подумала: для всех я все равно останусь «Кнопкой», так зачем идти в актрисы, если придется играть зайчиков на детских утренниках? Зато благодаря этой кинороли она встретила своего будущего мужа: юных актеров зрители тогда засыпали письмами, и одно из них режиссер передал Кнопке. На тот момент ей было 14, а ее поклоннику — 20.

Они начали переписываться, а спустя 4 года поженились. Ксения Филиппова в роли Железной Кнопки Фото: kino-teatr. После этого он снялся еще в трех фильмах, но во ВГИК поступил не на актера, а на сценариста. И сделал успешную карьеру как писатель, сценарист и режиссер: его нашумевшая повесть «Похороните меня за плинтусом» стала бестселлером.

Быкова обвиняли в сгущении красок. Но после того, как «Чучело» вышло в прокат, разразился настоящий скандал: возмущенные учителя писали режиссеру письма с требованием приехать к ним в школу и посмотреть, какие на самом деле советские школьники, — мол, такой жестокости среди детей нет. В газетах публиковали разгромные рецензии. Зрители благодарили режиссера после показа: «У нас такие же проблемы!

История подлинной любви и испытаний подводят «Чучело» к сюжету гонения, распятия и вознесения. Главные герои, время и обстоятельства их жизни изменены, но суть этического урока остается прежней. Один бытовой школьный случай одновременно рождает и труса, и героя.

Класс сбегает с урока в кино. Не выдержав расспросов учительницы, Дима рассказывает ей о случившемся, но наказанным одноклассникам признаться в содеянном не решается. Позже Лена скажет о Диме: «Он думал, что он герой.

Он тогда не знал, что он трус». Лишенные долгожданной поездки в Москву, дети решаются на самосуд — по всем правилам, с очной ставкой и грядущей расправой. Для спасения Димы предателем себя признает Лена.

Из-за жертвенной любви она подписывает себе приговор в глазах общественности и встает на путь страстей Христовых. Самые напряженные сцены связаны с издевательствами — дети ведут интенсивную моральную и физическую атаку. В дальнейшей судьбе Лены повторяются мотивы Евангелия: одноклассники подвергают «Чучело-предателя» преследованию, избиению, поруганию, оплевыванию горохом из стеклянных трубочек , осмеянию.

В кульминационной точке сюжеты объединяются, и Лену ведут на условную казнь — костер — с завязанными глазами. Вместо дома первосвященника Каифы и Голгофы местом действия выступает разрушенная белокаменная церковь, а условным терновым венцом и распятием — сложенное в форме креста чучело, наряженное в платье героини. Нравственные и телесные муки Лены проходят на фоне бушующего веселья: ликующих «ура!

Тема предательства раскрывается в образе Иуды — Димы Сомова — такого же хранителя апостольской кассы, которой в «Чучеле» стала общая копилка с деньгами, заработанными детьми на вожделенную и сорвавшуюся поездку в Москву. Поцелуй Иуды в повести, замененный в фильме на Димино объятие «Он меня обнял. При всех» , связан не только с Лениной влюбленностью, но и верой девочки в добро.

Она рушится, когда именно Дима поджигает костер. Душевное падение героя символично передано в сценах запугивания Лены. Еще до казни мальчик пытается сподвигнуть подругу к побегу и пробирается к окнам ее дома с надетой на палку кабаньей головой.

У Железникова голова была медвежьей, но Быков заменил животное, тонко отметив идейную связь «Чучела» с «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. Образ мнимого врага Зверя, Вельзевула — насаженная на кол кабанья голова — необходим героям Голдинга для укоренения новой веры и оправдания насилия. Потеря нравственной невинности, над которой рыдают Ральф, Джек и другие мальчики в конце романа, рифмуется с кадром смотрящих на зрителя героев «Чучела», начинающих осознавать содеянное.

Одержанная ими победа — избавление от Лены — не приносит ожидаемой радости. Возведенная во враги, в финале героиня приобретает статус некоторой святости. Она отмечена в фильме как на событийном уровне, так и в деталях.

Одна из них — характерный оттенок зеленого, постоянно присутствующий в одежде Лены. Это явное наследование литературной традиции с прямым цитированием «Преступления и наказания» и обращением к образу Сонечки Мармеладовой, чей «фамильный» драдедамовый платок зеленого, «Богородичного» цвета символизировал душевную непорочность героини и предвещал возрождение к новой жизни для Раскольникова. Используя этот литературный код, кинематографическое «Чучело» тоже обращается к образу «маленького человека».

Активно боровшийся с его стереотипным изображением, Быков-актер разыгрывал этот образ в кино — от Акакия Акакиевича Башмачкина в «Шинели» А. Баталов, 1959 до беспартийного трубача Колпакова в «Звонят, откройте дверь» А. Тарковский, 1966.

В «Чучеле» Быков-режиссер доводит образ до предела и рассказывает историю буквального маленького человека — ребенка. Вслед за Достоевским, выразившим жертвенную любовь в спасительном образе Сонечки, Быков говорит о бессмертном благородстве. Главные Ленины черты — душевное мужество, принципиальный отказ верить в подлость, способную одолеть милосердие.

О Сомове она говорит: «Дедушка, они держат его силой! Заставляют его пугать меня. Дедушка, они связали ему руки!

Подобная позиция граничит с наивностью, которую высмеивает Ленино окружение. На пиковой точке конфликта заданные вначале образы чудаков Бессольцевых получают новое, стремительное развитие — герои уподобляются юродивым.

Разве не она стыдилась дедушки, когда сам Сомов назвал его «нищим»? А ведь Лена знала, что дедушка тратит пенсию на прекрасные картины крепостного художника, ее предка. Праздник в доме Сомовых был в разгаре. Кажется, ее отъезд для всех станет облегчением. Только упрямый Васильев, как и обещал, к Сомову не пошел.

Он заглянул к Бессольцевым. Из вежливости посмотрел картины, пожалел, что их никто не видит. При этих словах дедушка вдруг оживился, будто придумал что-то. А еще Васильев обвинил Ленку в трусости. А уж этого она стерпеть не могла. Глава 13 Тетя Клава из парикмахерской стричь ее не хотела. Рыжий сын ее Толик рассказал, что из-за нее сорвалась та поездка.

Лена ей первой призналась, что невиновна. Впрочем, Сомова не назвала. И тогда та остригла ее наголо — как потребовала Ленка. Раз она чучело — пусть так и выглядит. И в платье она влезла в то самое, с обгоревшего пугала. И в таком виде явилась на праздник к Сомову. Каждого задела иронией, выдала живодера Вальку, поздравила именинника, развела руками, что в класс к ним затесалось противное «чучело».

Уходя, добавила, что они вызывают в ней жалость. Праздник померк, все разошлись. Только Шмакова праздновала победу над Сомовым. Его тайна была в ее руках. Глава 14 Утром Лену разбудил стук топора. Это «дедушка заколачивал свой дом». Он решил ехать вместе с внучкой.

Лишь одну картину, «Машку», он взял с собой. На ней — хрупкая девчушка его бабушка, в будущем — учительница , вылитая Лена, с искренним, открытым, беззащитным лицом. И острижена наголо, будто после болезни. Эту картину он получил в дар от одной старушки. Мимо пристани промчался бледный Сомов. За ним гнался весь класс. Кажется, правда вышла наружу.

Как потом оказалось, выдал его Попов, верный «раб» Шмаковой. И Лена не удержалась, захотела еще раз посмотреть всем им в лицо. Вновь объявлен бойкот. Среди леса рук нет только Ленкиной. Никого травить она не собирается. Тогда и остальные не хотят. Так или иначе, но виноваты все.

Вошедшая Маргарита Ивановна объявляет, что Николай Николаевич подарил дом и картины городу, под музей. В этот момент он сам заходит за внучкой. И оставляет в подарок картину школе. Бессольцевы уходят. Учительница узнает всю правду. И понимает, какому испытанию подверглась Лена. То самое «чучело», перевернувшее жизнь каждого участника истории.

И на подаренной картине опять была «она». Как немой укор, похожая на Лену Машка смотрела на одноклассников. И тогда Рыжий выразил чувства всех. Он просто написал на доске: «Чучело, прости нас! Николай Николаевич собирает коллекцию картин своего прадеда, на это тратит практически всю пенсию. Небогато живущего дедушку Лены дети называют Заплаточником. Однажды Леночка прибегает заплаканная домой и начинает собирать вещи, чтобы уехать.

Дед пытается отговорить внучку, но тщетно. Он узнает причину отъезда внучки после того, как слышит, что одноклассники обзывают девочку Чучелом. В классе существует группировка, её возглавляет Миронова Железная Кнопка. Девочка принц А еще Васильев обвинил Ленку в трусости. Девочка принципиальна, с железной волей, наказывает всех, чье мнение не совпадает с её. Ещё в классе есть: Рыжий - боится группировки, поэтому смеется над самим собой вместе с классом; Валя - стремится всеми путями заработать деньги, для него это самое главное; Шмакова - модная и красивая, считается только со своими интересами, любит заводить "рабов"; Васильев - мальчик хороший, но тоже подчиняется Мироновой. Попов - здоровяк, "раб" Шмаковой; Дима Сомов - из состоятельной семьи, привык, что его уважают и ценят.

Дима держался в классе независимо, не подчинялся Мироновой, рядом с ним села Лена, мальчик ей понравился. Маргарита Ивановна, классный руководитель, занята приготовлениями к своей свадьбе, поэтому происходящего в классе не замечала. Классная сообщает, что класс поедет в Москву на экскурсию. Димка предлагает деньги на экскурсию заработать самим, ребята подметают улицы, собирают яблоки и даже работают на фабрике игрушек. Лене разрешают присоединиться ко всем, она теснее сдруживается с Димкой.

«История не потеряла актуальности». В России собираются вновь экранизировать повесть «Чучело»

Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!». Детский писатель Михаил Яснов, известный как автор стихотворения «Чучело-Мяучело», скончался в возрасте 74 лет. «Чучело» — художественный фильм 1983 года режиссёра Ролана Быкова о шестикласснице Лене Бессольцевой, сумевшей выстоять в своем первом столкновении с подлостью и предательством. Повесть «Чучело» Железникова была написана в 1981 году. Чучело Чучело Детская и юношеская книга Пронзительная история о шестикласснице Лене Бессольцевой, наивной и не очень красивой девочке. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Чучело от автора Владимир Железников (ISBN: 978-5-17-090820-2) по низкой цене.

«Чучело» всепрощающее

Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет. С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это. Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление — изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее.

Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене. Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города. Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле.

Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу — она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников. Позже дедушка Лены также принимает решение — отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице.

Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Характеристики героев. Главные герои Лена Бессольцева Девочка-подросток, худенькая, угловатая, улыбчивая. Её искренность, прямота никак не вписывается в общую компанию одноклассников, поэтому они смеются над Леной, издеваются над ней. У Лены сильный характер и стойкие принципы. Она умна, добра и непреклонна в вопросах правды, не умеет врать и подстраиваться.

Ситуация складывается так, что ей объявляют бойкот, обвинив в предательстве. Лена ждёт, что настоящий виновник сам признается, но напрасно. Кульминацией становится её появление на дне рождения Сомова в обгорелом платье, постриженной наголо. Она говорит правду шокированным одноклассникам. Николай Николаевич Бессольцев Дед Лены, пожилой человек, нелюдим и необщителен.

Одноклассники Лены так прозвали его за то, что он все свои деньги тратил на покупку картин своего родственника-художника, а сам ходил в старых вещах. Дедушка живёт в своём мирке, наслаждается искусством, радуется картинам, как ребёнок. Он не замечает проблем внучки и ничем не может ей помочь. После того, как одноклассники зверски травили Лену, он решает, что нужно уехать из города. Дарит школе дорогую картину, девочка на которой очень похожа на Лену.

События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего. Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию.

Дима Сомов Одноклассник Лены, сын обеспеченных родителей. Пытается защищать Лену, но вскоре попадает в ту же компанию, которая занимается унижением и травлей одноклассников. Он труслив, не умеет стоять на своём, защищать свои интересы. Железная Кнопка Одноклассница Лены по фамилии Миронова. Она — лидер класса, остра на язык, считает свою правоту единственно возможной.

Её боятся все в классе, вынося приговор, она не считается с правдой, учитывает свои интересы. В её семье нет любви и уважения, мать Мироновой старается скрыть всё некрасивое, а не решить проблему. От этого страдает дочь. Второстепенные персонажи Валька. Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный.

Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег. Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова.

Темы Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами. Основная тема произведения — конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену.

Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится».

Фото: сайт писателя Детский писатель Михаил Яснов , известный как автор стихотворения «Чучело-Мяучело», скончался в возрасте 74 лет.

Об этом в Facebook написала его жена, переводчик Ася Петрова. Не надо ничего говорить», — сообщила она вечером 27 октября. Петрова уточнила изданию 78.

На протяжении всей своей жизни ему нравилось писать для детей, затрагивать темы, которые будут интересны молодым ребятам. В стремлении достичь своей цели и стать писателем он поступил в 1957 году в институт имени Максима Горького. Там Железников приобрёл знания и навыки, которые пригодились ему в дальнейшей деятельности. В определённый период своей жизни Железников работал в детском журнале "Мурзилка".

Дополнительно пришлось изготовить множество бутафорских листьев, чтобы в кадре действительно стояла осень. По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил. Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила! Согласно первой, Пугачёва действительно не позволила стричь свою дочь наголо, так как на тот момент она готовила Кристину для выхода в свет на « Голубом огоньке », приуроченном к 8 марта 1983 года , они вдвоём спели песню «А знаешь, всё ещё будет». По другой же версии, Алла Борисовна ничего об этом не знала, и Кристина использовала данный аргумент, понимая, что её маму никто не осмелится ослушаться. Как бы то ни было, Быкова это поставило в тяжёлое положение, потому что, когда он обратился на «Мосфильм» с вопросом, могут ли там сделать парик, имитирующий стрижку наголо, ему сначала ответили отказом, потому что в советском кинематографе подобных париков на детей тогда вообще не делали. В результате Быков и Кристина пришли к компромиссу, по которому девочка согласилась коротко остричь свои волосы это для сцены, где Лена отстригает косы , а затем на неё надевали специальный парик, который на Кристину перед каждым съёмочным днём натягивали в течение трёх часов. Поэтому никакая информация о съёмках не должна была попасть в газетные издания. Тем не менее, в декабре 1982 года в одном из выпусков «Кинопанорамы» появилось интервью Быкова прямо со съемочной площадки фильма. Однажды прямо во время съёмки к Быкову пробрался корреспондент журнала «Экран». Стоявший рядом оператор Анатолий Мукасей приготовился к тому, что может начаться самая настоящая драка. Но этого не случилось, потому что корреспондент вместо привычных вопросов даже без простого приветствия сказал: «У нас в классе была точно такая же девочка. Её все колотили за то, что она не боялась говорить правду». Сцены в помещениях снимались в декорациях на Мосфильме. Тверской речной вокзал сыграл в фильме сразу несколько ролей: парикмахерская, где работает мама Марины вид снаружи , сцена вначале и в конце арка со ступеньками, по которой вначале ребята гонят Лену, а в финале Лена вместе с дедушкой спускается по ней к причалу и галерея, в которой Лена первый раз появляется перед зрителем, а потом по ней её преследуют ребята. Внешний вид дома Бессольцевых снимали в Старице Тверская область , точно так же, как и развалины старой церкви в парке, в сенях которой сжигали чучело. Особенности В этом фильме Быков умудрился снять почти всю свою семью.

Владимир Железников: писатель и сценарист. Повесть "Чучело"

Редакция не несет ответственности за информацию и мнения, высказанные в комментариях читателей и новостных материалах, составленных на основе сообщений читателей. СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа».

У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей». А Лохматый, давясь от смеха, спросил: «Ты чья такая? Грустный, лирический и жестокий рассказ о доброй, искренней девочке, прозванной одноклассниками «Чучелом».

В 1983 году по этой книге Ролан Быков снял художественный фильм с Кристиной Орбакайте в главной роли.

Все одноклассники растеряны и чувствуют вину перед Леной. Повесть учит читателей быть более терпеливыми и благосклонными к непохожим на всех остальных людям. Нельзя обижать людей. Краткое содержание - 2 вариант Глава 1 Старинный город на берегу реки Оки, 1978 год. По улицам несется к дому заплаканная 12-летняя Лена Бессольцева.

Она хочет навсегда уехать с дедушкой «от злых людей», от своих одноклассников. Глава 2 История началась с того, что в родной город, в свой столетний дом с четырьмя балкончиками вернулся пожилой фронтовик Николай Николаевич Бессольцев. После смерти жены он заметно сдал, но родные стены, где прошло его детство, вернули его к жизни. Последней в доме жила сестра Бессольцева, сохранившая картины прадеда, талантливого художника. Николай Николаевич продолжил пополнять коллекцию картинами предка. На нее он тратил почти все деньги.

Местные жители относились к нему настороженно, а ребятишки смеялись над его пальтишком с заплатками на локтях, дразнили старика «заплаточником». А он ждал, что в старом доме поселится его сын с семьей. А приехала внучка Лена, нескладная, большеротая, улыбчивая. И в сентябре пошла здесь в 6 «а» класс. Глава 3 История, перевернувшая Ленке жизнь, началась на каникулах в ноябре. А в первый учебный день после них она твердо решила уехать.

Дедушка не пускал, и Ленка пригрозила, что раздобудет денег на билет, продав его картину. Бессольцев влепил ей пощечину, а после кинулся вслед за внучкой. Глава 4 У кассы речного пароходства слонялись одноклассники Лены: хулиганы Валька, Лохматый и Рыжий, модница Шмакова со своим поклонником-«рабом» Поповым, лидер класса Миронова по прозвищу Железная Кнопка. Все они собрались на день рождения к Димке Сомову, синеглазому красавчику, отличнику из богатой семьи. Только очкарик Васильев не захотел идти, за что и был побит. В этот неподходящий момент к кассе подбежала Лена, а следом ее дедушка.

Одноклассники были довольны: они победили, «чучело огородное» уезжает. Дедушка увел внучку домой. И тогда она рассказала ему все. Глава 5 Уже 1 сентября ее, новенькую, высмеяли. И она смеялась над собой, над дедом-заплаточником, над своей вечной улыбочкой — «хоть завязочки пришей». Тогда-то к ней и приклеилось прозвище — чучело.

За нее вступился только Дима Сомов. Лена села со своим спасителем за одну парту. Хотя это было место Шмаковой. Маргарита Ивановна, классная руководительница и счастливая невеста, позвала ребят на экскурсию в Москву. Сомов предложил не брать деньги у родителей, а заработать самим. Ребята собирали яблоки, капусту, клеили игрушки на местной фабрике.

И Дима опекал Лену. Переполненную копилку Дима вручил тоже ей. А однажды и вовсе показал себя героем. Прямо при Лене поколотил Вальку, жадного до денег. Тот таскал к живодерам собак. Лена чмокнула Диму в щечку, и они стали друзья «на всю жизнь».

Правда, после явился брат Вальки — и побит был уже Сомов. Глава 6 В последний день перед каникулами классная написала на доске, что вместо физики будет литература. Но ребята побежали в кино. В классе под партой остались Шмакова с Поповым. А еще забытая на столе копилка. За ней-то и вернулся Сомов — и столкнулся с Маргаритой Ивановной.

Та назвала мальчишку трусом — и он, возмущенный, выдал весь класс. Их разговор невольно подслушала Лена, ведь она помчалась вслед за своим «героем». Глава 7 Утром школьники уехали в Москву — все, кроме 6 «а» класса. Он был наказан за прогул урока. Авторитет Сомова растаял, деньги поделили. А Железная Кнопка сказала, что среди них доносчик, предатель.

И Лена увидела, как отчаянно трусит Сомов. И взяла вину на себя. Все поверили, кроме «чудика» Васильева. Здоровенный Лохматый чуть ее не побил. Но «идейная» Кнопка придумала кару получше: «Бессольцевой — бойкот! И эту фразу расслышала Маргарита Ивановна.

Но ей было некогда — ее ждал в Москве жених. Глава 8 «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Так думала Лена, когда ее окружили одноклассники. Шанс выскочить дал ей Васильев, а Димка сбежал с ней на пару. От погони они прятались в парикмахерской. Особо злился Рыжий: его отец в Москве, они давно не виделись.

У Сомова была надежда, что Лена тоже сболтнула про кино учительнице.

На том и распрощались. Вроде бы, обычная деловая встреча. Но, возвращаясь домой, Ирина почему-то всё время думала о Меркурьеве, и сердце её радостно билось. Василий тоже не мог забыть хрупкую девушку с огромными, глубокими чёрными глазами. На гастроли актёр уехал с мыслями о ней.

Съёмки картины, между тем, откладывались из-за его долгого отсутствия. Режиссёр нервничал и однажды заявил Ирине: если через три дня Меркурьев не явится на площадку, ему найдут замену. Мейерхольд спешно отправила в Сочи телеграмму: «Приезжайте, мы простаиваем». И подпись: «Целую, Ирина». Девушкой она была скромной. Просто ей очень хотелось, чтобы Меркурьев приехал и снялся в картине.

Но третий день был на исходе, а актёр всё не появлялся. Съёмочная группа собралась в режиссёрской, чтобы обсудить, что делать.

История создания

  • Владимир Железников: «Писать для взрослых? Да это как-то несерьезно!»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Дмитрий Егоров — Дима Сомов
  • Почему он стал писать для детей?
  • Чучело: слушать онлайн, аудиокнига (Владимир Железников)

О том, как стал писателем Владимир Железников

  • Чучело история создания книги
  • 14 сентября 1984 года официальная премьера фильма Ролана Быкова «Чучело»
  • Железников В. Чучело РОСМЭН 14186059 купить в интернет-магазине Wildberries
  • Литературный навигатор. Владимир Железников "Чучело". - Радио ВЕРА
  • История создания фильма "Чучело". | Пикабу

В.К. Железников. Жизнь и творчество. Повесть Чучело.

Читать онлайн книгу «Чучело» автора Владимира Железникова полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. В книгу вошла известная повесть Владимира Железникова "Чучело", рекомендованная к прочтению в 5—6 классах. Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!».

В казанском ТЮЗе поставили историю на тему легендарного фильма "Чучело"

Для большинства детей, сыгравших в фильме «Чучело», этот опыт стал первой и последней попыткой киносъемок. В качестве кинодраматурга Железников дебютировал, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». Владимир Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году — и впервые поднял в отечественной детской литературе проблему школьной травли (буллинга). Его жена Елена Санаева обратила внимание на повесть Владимира Железникова «Чучело», которой зачитывался её сын Павел. Владимир Железников написал повесть «Чучело» в 1981 году. В начале октября Казанский ТЮЗ представил премьеру –спектакль «Чучело.

Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально

В повести отражена драма детских взаимоотношений, показано, какими бесчувственными и жестокими могут быть подростки. Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Чучело» по главам. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной. Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Место и время действия События повести происходят в 1970-х годах в СССР, в неназванном старом городке. Главные герои Лена Бессольцева Чучело — открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось перенести тяжелые испытания. Дима Сомов — красивый, умный мальчик из обеспеченной семьи, малодушный трус. Николай Николаевич Бессольцев Заплаточник — дедушка Лены, добрый, мягкий, замкнутый человек, коллекционер картин. Другие персонажи Маргарита Ивановна — молодая учительница, классный руководитель 6-А, добрая, справедливая, но зацикленная на своей личной жизни.

Миронова Железная Кнопка — принципиальная, озлобленная на весь мир девочка с мощными лидерскими задатками. Шмакова — главная красавица в классе, подлая и хитрая девочка. Валя — безжалостный, корыстолюбивый мальчик, ловит бездомных собак и сдает их за деньги в живодерню. Лохматый — главный силач в классе, сын лесника. Рыжий — мальчик, выполняющий роль шута в классе. Васильев — принципиальный и порядочный, но при этом слабохарактерный одноклассник Лены. Краткое содержание Лена стремительно неслась по узким улочкам старого городка, «ничего не замечая на своем пути». Девочка была в глубоком отчаянии от того, что с нею сделали одноклассники. После многолетних странствий он вернулся в родной город и поселился в бревенчатом, почерневшем от времени доме, который более ста лет принадлежал роду Бессольцевых.

Местные жители относились «к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием» : он все искал какие-то редкие картины, и, если находил, тратил на них большие деньги. Дети дразнили его Заплаточником из-за больших заплаток на рукавах старого пальто. Однажды старика Бессольцева заметили «в сопровождении девочки лет двенадцати» , его внучки — угловатого длинноногого подростка с дружелюбной улыбкой на лице. Глава 3 Лена пошла в школу, и поначалу она чувствовала себя прекрасно, но в ноябре все изменилось.

Этот эпизод подтверждает мою теорию о том, что Быков снимал фильм не об отдельном классе, а обо всем советском обществе. В нем есть циники, идущие к своей цели по головам, есть люди, помешанные на деньгах, есть женщины, использующие мужчин, есть мужчины, которые убеждены, что деньги решают все, есть гонители и есть затравленные. В школе — те же самые «герои». Николай Николаевич знал одноклассников внучки только с ее слов, но вот он обходит парту за партой и… каждого узнает и называет по фамилии. Все пороки на лице. Если вы будете пересматривать фильм, обратите внимание на крупный план Никулина, когда он подходит к Сомову.

Перед нами взгляд, которым Христос мог бы смотреть на Иуду. Фильм заканчивается тем, что дедушка с внучкой уезжают на пароходе, а на классной доске появляется надпись: «Чучело, прости нас! На глазах ребят появляются слезы. Вот такой хэппи-энд. Кинолента «о гонении, распятии и вознесении» Но, подчеркнем еще раз, на момент начала съемок Быков не думал о религиозном подтексте своей картины и вряд ли изначально предполагал находить прототипы своих персонажей в Евангелии. Да и мы бы не стали этого делать, если бы не знали тех невероятных совпадений и промыслительных обстоятельств, которые сопровождали картину на протяжении всего периода съемок. Многие сцены снимали в Твери. Из местных достопримечательностей чаще всего в кадрах мелькают здание Речного вокзала и расположенный на другом берегу Отроч монастырь. Тот самый, где был убит митрополит Филипп Колычев. Святителя, которого Церковь причислила к лику святых, преследовали за его несогласие признать опричнину и благословить Ивана Грозного.

Вот что рассказывает о травле святителя Филиппа официальное житие: «8 ноября, в праздник архангела Михаила , святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре, и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отроч монастырь». Все это происходило в XVI веке, а в XX веке напротив именно этого монастыря снимались сцены травли Леночки Бессольцевой — одной из мучениц советского кино. Возможно, это обычное совпадение, и я подозреваю, что в данном случае никакого значения сами киношники «натуре» не придавали, даже не задумывались о ее знаковости.

Но после Твери киногруппа поехала в древний город Старица и там, на территории заброшенного Вознесенского храма, сняла главную сцену фильма — сожжение чучела героини, ее «казнь». Знаменита обитель тем, что на ее территории была захоронена матушка Пелагия — по одним данным, сестра, а по другим — мать первого Московского патриарха Иова, канонизированного Русской Православной Церковью в 1989 году. Саму Пелагею тоже всегда чтили в этих местах, по ней регулярно служили панихиды. После упразднения монастыря его главный храм стал приходским. В Советской России, как и тысячи других святынь, он был разграблен и разрушен. Когда сюда приехала съемочная группа, о церкви напоминали лишь стены на их фоне и снимали знаменитую сцену. Место захоронения Пелагии к тому времени окончательно затерялось, да и вряд ли киношникам о нем было известно. Ролан Быков и Кристина Орбакайте на съемках фильма «Чучело»; В 2014 году я побывал на руинах этого храма и узнал поразительный факт, который окончательно утвердил меня в мыслях, что «Чучело» — особенная картина. На тот момент, когда я здесь оказался, место уже сделалось абсолютно глухим и малопроходимым, все заросло высокой травой и деревьями. О том, что сюда редко ступает нога человека, говорили и ржавые качели, распложенные чуть в стороне от церкви.

Помню, в тот день я долго бродил здесь и вспоминал истории актеров о том, как трудно снималась сцена сожжения чучела. Пришлось сделать с десяток дублей. Да и вообще, нервов на съемках фильма у членов съемочной группы было истрачено немало. Неприятности стали возникать сразу, как только юные актеры приехали в Тверскую область. Оторванные от родителей ребята хулиганили так, что однажды чуть не сожгли гостиницу, а Кристина Орбакайте и вовсе сломала руку. Говорят, Алла Пугачева тогда сильно обиделась на Быкова «Недосмотрел! Но, по воспоминаниям самой Орбакайте, режиссер тогда встал за нее горой и сказал, что актрису он не отдаст и съемки не остановит: «Он мне придумал зелёный шарфик, который прикрывал гипс, и я вот с этим шарфиком снималась на натурных съёмках недели три». Быков утвердил Орбакайте на главную роль не из-за ее мамы, как судачили тогда в Москве. Кристина, как и тысячи девчонок со всей страны, участвовала в пробах на роль Бессольцевой, и, как и тысячи девчонок, она эти пробы провалила. Ежедневно по 12 часов Быков проводил пробы, искал главную героиню.

И, уже совершенно отчаявшись, Ролан Антонович снова решил попробовать Орбакайте — и на этот раз утвердил, причем сама Кристина об этом узнала в свой день рождения.

Ты подумай!.. Если бы я его спросила, если бы я сказала, что я все знаю, то все-все было бы иначе.

Дедушка, он правда думал, что он герой. Он еще не знал про себя, что он трус, так же как я не знала, что очень скоро стану предательницей. Ты вот слушай, слушай и сам увидишь… Глава седьмая На следующее утро, когда мы вошли с Димкой в класс, нас встретила веселая нарядная толпа.

Не класс, а клумба с цветами. Все были готовы к путешествию. Только одна Миронова, как всегда, была в школьной форме.

Когда появилась Маргарита, то все девчонки ей захлопали, потому что она была в новом красивом-красивом розовом платье с красным цветком — она же уезжала на свадьбу! Но Маргарита не обратила никакого внимания на наши восторги. Я увидела ее лицо и испугалась.

Посмотрела на Димку — вижу, и он испугался. Ну, подумала, сейчас нам влетит за вчерашнее. И отгадала.

Маргарита держала в руке листок бумаги, который оказался приказом директора. Ты знаешь, что там было написано? Классному руководителю Маргарите Ивановне Кузьминой объявить выговор.

Довести обо всем случившемся до сведения родителей учащихся…» Вот что там было написано. А мы сидели разряженные в пух и прах. Мы же собирались в Москву.

Проходы между партами были заставлены чемоданами. А на учительском столе возвышалась копилка. Мы мечтали разбить ее при Маргарите, чтобы взять эти деньги с собой на веселье.

И тут мы услышали, что во двор въехали автобусы, а в школе раздался продолжительный звонок — это был сигнал к отъезду! Мы тоже сразу рванулись к своим чемоданам. А Маргарита как крикнула: «На места!

И потом осадила ее так, как только она одна умела: — Мы же люди, а не служебные собаки». Сразу стало тихо-тихо, но никто не садился обратно, все стояли и ждали, что будет дальше. Маргарита буквально позеленела.

Платье розовое, а сама зеленая. Все поползли к партам, а я почему-то села на свой чемодан. И конечно, упала вместе с ним.

А следом другие чемоданы попадали. Грохот раздался… «Бессольцева, не паясничай, — сказала Маргарита, — не поможет». На самом деле я не паясничала.

Просто испугалась ее крика. Когда на меня кричат, я обязательно что-нибудь не то сделаю — у меня всегда так. А все этажи уже взорвались, как бомба, и десятки ног с топотом неслись по коридору и лестницам, и десятки голосов радостно галдели, проносясь мимо наших дверей.

Какой-то умник всунул голову в наш класс и завопил: «Чего вы сидите? Рыжий не выдержал: «Маргарита Ивановна, мы на автобус не опоздаем? Мы не едем в Москву!

Этого никто не ожидал. Он был в ужасе. Попов вскочил и схватил два чемодана — свой и Шмаковой.

Мы со Шмаковой ни при чем! Так что никто никуда не поедет! И вот в это время вдруг раздался смех.

Все вздрогнули. Кто это смеется в такой момент? Что за сумасшедший!

А это — Васильев! Наш чудик. Вот он кто.

Ходит за ними тенью… Не перебивай меня, сам дальше увидишь, какой он «хороший». Все они такие хорошие, прямо золотые — ты увидишь!.. Ты лучше слушай, слушай!..

Значит, когда этот чудик сказал Маргарите, что она шутит, то она ему ответила, что вовсе не шутит. С чего ты это взял, мол, дурачок такой-этакий. Это вы не едете!

А теперь вы едете, а мы нет. А мы же вместе собирались». А Маргарита как стала возмущаться: «Ты на самом деле так думаешь, Васильев?

Или прикидываешься? Получила выговор. Вполне достаточно для меня.

Я должна была раньше уехать в Москву, имела полное право, а я отложила свой отъезд. В Москве, — говорит, — на меня обиделись…» Ну нам-то всем было понятно, кому она звонила и кто на нее обиделся — жених.

Как и у всех людей, последний — самый дорогой. Во-первых, я люблю, когда героиня девушка. Или девочка. Они, мне кажется, умнее и тоньше. Вокруг девочки можно развить много разных сюжетных линий, добавить неожиданностей. Мальчики более тупые. Когда они вырастают, то становятся нормальными, но в 11—12 лет они развиваются менее ярко, чем девочки. У девочек — самобытность есть, характер.

Но вы же не сразу, наверное, пришли к теме детской жестокости? Сначала думал, что все беды, которые происходят с детьми, происходят из-за взрослых. И твердо этого принципа держался. Потом пришел к мысли, что дети очень часто бывают эгоистами, часто бывают неправы. То есть как писатель я пошел в другую сторону. Вот под эту волну попало и «Чучело». И если до «Чучела» я сам сочинял истории, то в «Чучеле» показана уже реальная история, из жизни. Как вышло с «Чучелом» и другими картинами по вашим повестям? Но работать с Роланом Быковым как режиссером — это счастье. И выбор Кристины Орбакайте на главную роль — это абсолютное попадание.

У Быкова — абсолютное знание предмета, невероятный профессионализм, а главное, любовь к детям. Ролан детям верил. Он был великий педагог. За три недели превратил всех ребят в блестящих актеров. Это дар его. Вообще Быков был талантлив во многом. А вот постановка «Чудака из 5-го «Б» режиссера Ильи Фрэза мне не очень нравилась. А Фрэз пошел по линии пионерской организации — и этой «правильностью» все погубил. От замысла ушел далеко, но... Хотя когда картина только появилась, ее сильно разругали в «Правде» за «абстрактный гуманизм», но потом председатель Госкино Ермаш стал нас защищать и пробил выход фильма на экраны.

Когда же «Чудак» вышел в качестве фильма, я взял повесть и переписал. Она стала сложнее, намного смешнее, и теперь есть несколько вариантов этой книги. Хочу все свои вещи переписать!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий