Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов.
Отходники: жизнь вне государства
Между тем шабашников было намного больше, чем космонавтов и балерин. А оборот шабашек уступал только гонке вооружений. Кто такие шабашники и откуда они пришли? Вообще, трудовая миграция была везде и всегда. В Беларуси в последние столетия наблюдались общие тенденции с Российской империей. А в России основной силой в крупном строительстве особенно дорожном были как раз крестьяне-отходники — артели, обычно состоящие из земляков, которые брались за определенную плату выполнить какой-то объем работ, например построить склад или ферму, отремонтировать дорогу. Выгода заказчика была очевидна, он избавлялся от проблем с поиском специалистов, организацией работ, управлением, стимулированием и вообще всех вопросов, касающихся трудового коллектива. Заказчик договаривался с главой артели, тот подряжался к определенному сроку сделать определенную работу. Эта система пережила революцию практически без изменений, потому как будущее оставалось за коммунистической организацией труда, но надо было кому-то работать сегодня.
Например, перед колхозом ставился вопрос: коровник построит или государственное предприятие, но в следующей пятилетке, или шабашники — за наличный расчет, но этим летом. Теперь про название. Корень слова «шабашники» однозначно восходит к древнееврейскому названию субботы — шаббат. Есть теория — отчасти юмористическая, но весьма правдоподобная, — что шабашников назвали так по аналогии с шабесгоями. Дело в том, что ортодоксальным иудеям в шаббат нельзя делать вообще ничего, даже зажигать огонь. Для срочных работ например, подоить коров в субботу нанимали иноверца. Советские шабашники тоже трудились, невзирая на выходные, часто в отпусках трудовых или за свой счет. Второй расцвет неформальной занятости случился после войны опять восстановление страны.
Вместо спада пошло развитие: в 1965 году только в Российской Федерации были уже десятки тысяч сезонных рабочих — по сути, шабашников. В 1970-х число шабашников возросло многократно, в основном не в городах, а в сельскохозяйственном строительстве в районах Крайнего Севера и Сибири. В некоторых регионах России и Казахстана они строили порядка половины всех объектов, а кое-где, особенно на Севере, их было большинство. Цифры неточные, потому что система таких не вполне государственных заработков замалчивалась. Да и государственная регистрация таких сделок велась весьма вольно. В отчеты вместе с шабашниками попадали также студенческие стройотряды и другие подобные, но поддерживаемые государством бригады. Кем были шабашники? Шабашником мог быть кто угодно, но практически всегда это был не местный житель: коровники в Саратовской области строили кавказцы, лес в Западной Сибири валили западные украинцы, стройкой в Подмосковье занимались младшие научные сотрудники столичных НИИ.
Чаще всего шабашили народы Кавказа, Закавказья, Украины, особенно Западной о причинах чуть ниже. Из Беларуси на заработки тоже ездили до последних советских лет.
Исследователи НИУ-ВШЭ использовали для этого сразу несколько источников: официальные данные по занятости населения, примерные оценки местных жителей, данные из местной прессы и даже информацию из школьных классных журналов, опросов учителей и удивительного документа, который, оказывается, существует — социального паспорта школы. С помощью всех этих методов получилось, что общая численность отходников в масштабах всей страны может составлять 15-20 миллионов семей. Как заявила в апреле 2013 года вице-премьер Ольга Голодец, «из 86 млн граждан трудоспособного возраста только 48 млн работают в секторах, которые нам видны. Где и чем заняты остальные, мы не понимаем».
При определенных обстоятельствах она вполне может проявить себя и как политическая сила. Государство пока не замечает отходников и не затрагивает их, но весьма вероятно, что скоро оно все же вплотную ими займется, считает заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер. Если в ближайшие годы будет происходить уменьшение рентных потоков в бюджет, то каждый отходник станет объектом охоты. Это будет террор в отношении этой категории, прикрытый разговорами о справедливости. Сейчас все деньги из бюджета уходят на исполнение указов Путина по зарплате. А рано или поздно потекут крыши в школах и больницах.
Тогда отходников любыми средствами будут заставлять делиться, в том числе с привлечением силовиков. И никуда им с поместьями не убежать, это не старообрядцы». Отходники и будущее России Целью исследования являлось лишь описание отходничества как явления, давать ему какую-либо оценку не входило в задачи ученых — это сделал Евгений Гонтмахер. По его мнению, отходничество — это вынужденное явление, которое прямо противоречит и потребностям страны, и понятию человека о счастье. Вопреки упорно насаждаемым мнениям, ценностью является не именно оседлость. В странах, где высока мобильность рабочей силы, люди хотели бы иметь дом, жить на одном месте и, по возможности, не менять работу.
Мобильность и трудовая миграция — это всего лишь миф. И потому заявление нынешнего российского премьера о благотворности сокращения рабочих мест является в высшей степени безответственным. Это износ человеческого капитала, который еще остался в России. Это его самая варварская эксплуатация. У отходников, как правило, плохое здоровье, они живут потенциально относительно меньше, чем средний гражданин. Большинство отходников хотели бы жить по-другому».
При всех своих личных симпатиях и уважении к этим людям, само явление отходничества Евгений Гонтмахер оценивает резко отрицательно — и с социальной, и с экономической точки зрения. Нормальная страна — это страна, где точки роста есть почти везде. Концентрация деловой активности в Москве, Петербурге и в городах с миллионным населением, приводит к обезлюживанию огромных территорий. Если отходничество в России будет нарастать, то это будет означать ее отход от некоего магистрального цивилизованного пути развития». Между тем сегодня налицо именно такие тенденции. В частности, принятой недавно очередной пенсионной реформой государство фактически выталкивает людей из государственной пенсионной системы.
Люди не будут обращаться к ней и не станут даже надеяться на нее, поскольку поймут, что не способны заработать стажа, баллов. Мы идем к царским временам, когда пенсионная система была привилегией очень небольшого круга людей, достоянием военных и ограниченного круга квалифицированных рабочих. О том, что нынешняя политика государства ведет не только к разрушению экономики, но и к деградации населения, косвенно свидетельствуют и материалы книги. В собранных интервью говорится о закрытии школ и больниц, о снижении зарплат из-за притока дешевой рабочей силы из Средней Азии, о том, что неквалифицированная работа на чужбине оплачивается лучше, чем квалифицированный труд дома. Особо напрягаться никто не хочет. Поэтому, когда там теряется работа, а здесь появляется квалифицированная работа, у народа особого желания вернуться и поработать здесь на своих рабочих специальностях не возникает», — отмечает в своем интервью глава администрации г.
Кинешма А. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии. История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих Отходники крестьянин крестьянство история Путями-дорогами крестьян, уходивших на время из родной деревни для заработков на стороне, пересечена была Россия во всех направлениях. Уходили на близкие, дальние и очень далекие расстояния, с севера на юг и с запада на восток.
Уходили, чтобы вернуться в намеченный срок, и приносили из чужих мест не только деньги или купленные вещи, но множество впечатлений, новых знаний и наблюдений, новых подходов к жизни. Село Суганово Калужского уезда — центральная часть Европейской России, что называется, коренная Русь. В отход отправлялась здесь преимущественно мужская молодежь, даже подростки — до солдатской службы. Редкий мужчина этого села не побывал на заработках. Иногда уходили и девушки: няньками, кухарками в рабочих артелях земляков. Но в других местах женский уход на заработки, как правило, осуждался.
Вот информация того же времени из Дорогобужского уезда Смоленщины. На заработки здесь тоже уходят преимущественно молодые парни, но еще и вернувшиеся со службы солдаты. Отходом «почти все» занимались по своей охоте. Это «почти» относится, по-видимому, к тем случаям, когда парня посылала на заработки семья, большак. Ушедший непременно присылает деньги семье. Автор информации решительно относит это утверждение и к девушкам, и к женам, и к вдовам.
В Петрозаводском уезде Олонецкой губернии уже в 30-х годах прошлого века выдавалось ежегодно примерно 2 тысячи письменных видов для поездок в Петербург и другие города — вне своей губернии. В это число входили не только отходники, но и торгующие крестьяне. Многие волости Петрозаводского уезда специализировались на определенных видах ремесел, которыми занимались их крестьяне в отходе, имели соответствующую репутацию и за пределами Олонецкой губернии. Кижские — столяры и конфетчики их можно было встретить за этим занятием в Петербурге ; рыборецкие — отличные, по замечанию современника, каменотесы; остречинские — стекольщики, толвуйские — плотники. А волости, прилежащие к Онеге, «отличаются искусными и бесстрашными судоходцами». Если хозяйство крестьянской семьи было небольшим и рабочих рук в семье было больше, чем нужно, то на отхожие заработки уходили «лишние», надолго, иногда даже года на три, покидая семью.
Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. Срок отсчитывали по этим вехам, так как они были постоянными не относились к передвижной части церковного календаря. В некоторых сезонных работах, например, строительных, сроки найма могли быть и другими. Отхожие промыслы были очень разными — и по видам занятий, и по своей социальной сущности. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем. Особенно большого размаха отходничество достигло в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Костромской и Калужской губерниях.
В них отход для заработков на сторону был массовым уже в последней четверти XVIII века и далее возрастал.
Остальные ответы Ирина Лаврухина Мастер 1195 14 лет назад Отходничество, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного оброка. Играло значит, роль в период становления капитализма.
После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало. А вот уже цитированный нами Ярошко красочно описывает Каховку - главный рынок найма всей Таврии, где прибывшие с севера крестьяне ожидали, пока какой-нибудь немец-управляющий не предложит им работы. Ожидание могло длиться долго... А между тем тысячи людей сплошною массой движутся по всем направлениям, гремит музыка в различных заезжих цирках, слышатся выкрикивания на тысячи ладов всевозможных торговцев... Покрытые пылью с головы до ног, они похожи на каких-то папуасов. Начнут варить кашу, а получается черт знает что. До воды далеко нужно ходить на самый Днепр. Правда, владелец Каховки... А последний... Договоры о приеме на работу заключались как лично, так и артельно - в этом случае заработок также выдавался не персонально, а на артель. С 1886 года, впрочем, работник должен был получить на руки расчетную книжку, в которой должны были быть указаны размер и порядок выдачи заработной платы, штрафы и прочие условия. Но, как мы помним, многие этим правилом пренебрегали - как и сейчас делают управители многочисленных ГУПов и МУПов, справедливо полагающие, что беспаспортный и бесправный узбекский или киргизский рабочий выгоднее работника, принятого по ТК, - а этому можно даже зарплату при случае не платить. А бывало и так, что, проделав долгий и утомительный путь, рабочий-отходник не мог найти места - и вынужден был возвращаться домой несолоно хлебавши, порой за сотни километров, без гроша в кармане. Тот же Ярошко описывает случай, когда среди украинских крестьян распространились слухи о грядущем строительстве канала через Перекоп. Идея такая действительно одно время обсуждалась в газетах, но позже была заброшена по причине бессмысленности и технической несостоятельности проекта... Приехавши, как обыкновенно, на ярмарку девятого мая, мы были удивлены, увидавши массу народу, пришедшего сюда с определенной целью - наняться на работу по каналу...
Что такое отходничество в истории кратко
Значение крестьян-отходников для государства было огромно. Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. В 1897–98 в Алатыр., Буин., Курмыш., Козьмодемьян., Тетюш., Цивил., Чебоксар., Ядрин. уездах было соответственно 4022, 1622, 29, 2064, 975, 1639, 1365, 2213 отходников, что составляло 8,1% от трудоспособного муж. населения этих уездов. Основными направлениями О. были. Кто такие отходники?
Кто такие отходники? Сколько их?
В общей истории существуют множество примеров отходников. Например, в России в XIX веке сформировалась группа русских интеллектуалов, известная как «отпадники». Они отвергали традиционные ценности и считали, что истинное познание может быть достигнуто только через осмысление истории и критику имеющихся идей. Другой пример — группа хиппи, сформировавшаяся в США в 1960-е годы. Хиппи выступали против войны во Вьетнаме, были приверженцами мира, свободы выражения и протестов. Они отвергали потребительское общество и призывали к новому образу жизни, основанному на гармонии с природой и духовном развитии. Примеры отходников в разных исторических периодах: Отпадники в России в XIX веке Хиппи в США в 1960-е годы Панк-движение в 1970-е годы Маргиналы в современном обществе Отходники играют важную роль в социальном развитии, поскольку они могут вызывать общественный дискурс и изменять имеющийся порядок вещей. С одной стороны, их взгляды вызывают критику и отторжение, а с другой стороны, они могут вносить новые идеи и вдохновлять изменения в обществе.
Несмотря на то что отходники могут отличаться от общепринятых норм и ценностей, их существование и действия помогают поддерживать динамичность и разнообразие в обществе. Они представляют собой своего рода контрпримеры и альтернативу, вызывая вопросы и способствуя размышлению о существующем порядке вещей. Важность изучения отходников Изучение отходников имеет большое значение в истории, поскольку они представляют собой уникальный исторический источник. Отходники — это предметы, которые были выброшены, небрежно потеряны или оставлены людьми в прошлом. Они могут включать в себя различные материалы, такие как фрагменты посуды, костей животных, металлические предметы и другие артефакты из прошлого. Изучение отходников позволяет исследователям понять, как люди жили, что ели, какую одежду носили и как совершали бытовые и производственные действия в прошлом. С помощью отходников можно изучать привычки, обычаи, технологии и социальную структуру различных культур и эпох.
Отходники также могут предоставлять информацию о конкретных исторических событиях и людях. Например, археологические отходники могут содержать следы военных сражений, религиозных обрядов или миграций населения. Также они могут свидетельствовать о повседневной жизни простых людей, их достижениях и проблемах. Изучение отходников помогает заполнить пробелы в официальной истории, которая часто концентрируется на политических и военных лидерах, архитектурных памятниках и письменных источниках. Отходники позволяют получить информацию о жизни обычных людей, их материальных условиях и повседневных заботах. Изучение отходников требует специальных знаний и навыков, таких как археология, антропология и методы датировки. Процесс раскопок и анализа отходников может быть трудоемким и времязатратным, но его результаты могут быть крайне ценными для расширения наших знаний о прошлом.
Примеры отходников в истории Отходники — это люди, которые покидают основную группу или организацию и создают свою собственную. История знает множество примеров отходников, которые оказывали значительное влияние на развитие общества и культуры. Некоторые из них: Протестанты — в XVI веке группа христиан реформаторов, отделившихся от католической церкви. Отходники от католицизма, они стремились отказаться от практик и учений, которые, по их мнению, не соответствовали Священному Писанию. Это привело к возникновению протестантизма, новой ветви христианства, которая оказала огромное влияние на политику и культуру Европы. Переселенцы — это люди, которые добровольно или вынужденно покидали свою родину и оселялись в новом месте обитания. Они часто оставались под влиянием культуры и обычаев своей родины и вносили эти элементы в новое общество.
Например, переселенцы из Китая в США в XIX веке принесли с собой свою кухню, язык и традиции, которые со временем стали неотъемлемой частью американской культуры. Архитекторы — отходники, которые отвергли традиционные стили и подошли к архитектуре с новой философией. Например, Фрэнк Ллойд Райт, один из величайших архитекторов XX века, отверг классический стиль и разработал свой собственный органический подход к архитектуре, который вдохновил многих других архитекторов и оказал огромное влияние на современное зодчество.
Стойкие, непьющие и независимые Классический отходник отличается от других типов трудовых мигрантов, например, вахтовых рабочих, шабашников, трансграничных мигрантов. Он ищет работу вне места своего постоянного проживания, работает длительное время, но регулярно возвращается домой, отмечают исследователи. Отходник мотивирован на обеспечение семье высокого уровня жизни и не имеет намерений переезжать к месту работы. По его оценке, от четверти до трети российских семей в малых городах России — это семьи отходников. В подавляющем большинстве деятельность отходников носит неформальный характер, они не платят налогов, но и не пользуются бесплатным здравоохранением и благами социального обеспечения. Между тем, авторы исследования выяснили, что отходники — одна из самых активных частей российского общества.
Типичный отходник — хорошо социализированный, высоко мотивированный к труду, неприхотливый в быту и стойкий к тяжким бытовым условиям мужчина средних лет. Он общителен, умственно развит, мало пьет, позитивно смотрит на жизнь, имеет несколько детей. В этом смысле нынешнее отходничество мало отличается от того, которое было в конце XIX - начале XX века. Он хочет нормальной жизни для своей семьи. Деньги расходуются преимущественно на обучение детей, на обустройство дома и хозяйственные нужды». Его долгосрочная цель — вывести детей «в люди». Отходники готовы работать по месту проживания, если их заработок будет всего в два раза больше оплаты труда в бюджетной сфере или в 3-5 раз выше прожиточного минимума то есть составит 20-25 тысяч рублей. В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи. Заработки отходников дают им возможность чувствовать себя более состоятельными по сравнению со своими соседями.
В силу неформальной занятости они не «зафиксированы» в экономике. Отходники нередко выпадают из государственных социальных программ и не пользуются, в силу занятости не по месту регистрации, обязательным комплексом государственных услуг, предоставляемых всем гражданам. Они также не пользуются услугами государственного бесплатного здравоохранения и практически исключены из системы соцобеспечения. Вместо врачей они прибегают к услугам аптекарей, знахарей и занимаются самолечением», — отмечает Плюснин. По его словам, отходники «формируют мощную социальную группу, которая не зависит от государства и выплачиваемых им пенсий и пособий». Отходники мало или совсем не участвуют в местной общественно-политической жизни. Поэтому и массовая неуплата налогов может представляться вполне логичным следствием того, что эти люди пребывают как бы «вне государства». Неуправляемый тренд «Пока у нас нет реальной политики, отходники не станут политической силой. Эта группа деидеологизирована, — рассуждает Кордонский.
Если государство начнет давить на отходников и будет недоговороспособным, отходники будут откупаться или отстреливаться, предупреждает Кордонский. Но у отходничества, к сожалению, большие перспективы. Ухудшение экономической конъюнктуры увеличивает это явление: люди уходят в тень, убегают от государства. У нас по-другому: либо мы живем автономно от государства, любо пытаемся вредить ему по мере возможности», — говорит Гонтмахер. Поколение детей будет воспроизводить модель поведения отцов: дети бюджетников захотят получать деньги в бюджетном секторе, а дети отходников, скорее всего, пойдут за своими отцами, считает Плюснин. При этом отходничество — это износ человеческого капитала, который еще остался в России.
Явление массового ухода крестьян из деревень на заработки было подготовлено царским указом 1718 года, велевшим заменить подворное обложение подушной податью с мужского населения, независимо от возраста. Пик отходничества приходится на 40-е—50-е годы XIX века и пореформенное время. В 1842 году в отходе было по губернии 48639 чел. Отходничество — явление для ярославского крестьянского мира массовое. В Любимском уезде в 1901 году находилось в отходе 12700 человек, что составляло половину трудоспособного мужского и четверть женского населения уезда. Ярославский отход был главным образом столичным, Петербургским и Московским. Но встречались и уникальные случаи: в 1826 году два крестьянина Мологского уезда нанялись в Российско-Американскую компанию для мореплавания.
Кто были такие отходники?
отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи. Крестьян которые в целях заработка уходили на время или сезон называли «отходниками». Вышеуказанный вид заработка являлся значительным источником дохода крестьян. Отходники – это важный феномен, который проявляется в разных областях жизни и силно влияет на развитие общества.
Вы точно человек?
Отходничество в россии - фотоподборка | Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям. |
Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест | Отходники – это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах. |
Очерки истории родных мест. - Отходничество крестьян. | это специфическая фигура в истории, которая часто играет важную роль в политических и социальных процессах. |
Кто такие отходники?
- Оцените масштаб
- ОТХО́ДНИЧЕСТВО
- Отходничество в россии - фотоподборка
- Вы точно человек?
Отходники в истории: что это такое и зачем они нужны?
- Содержание
- Словарь Ушакова
- Кто такие отходники?
- «Черные копатели»
- Отходники в Санкт-Петербурге — Рувики
Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Советские шабашники тоже трудились, невзирая на выходные, часто в отпусках трудовых или за свой счет. Второй расцвет неформальной занятости случился после войны опять восстановление страны. Вместо спада пошло развитие: в 1965 году только в Российской Федерации были уже десятки тысяч сезонных рабочих — по сути, шабашников. В 1970-х число шабашников возросло многократно, в основном не в городах, а в сельскохозяйственном строительстве в районах Крайнего Севера и Сибири. В некоторых регионах России и Казахстана они строили порядка половины всех объектов, а кое-где, особенно на Севере, их было большинство. Цифры неточные, потому что система таких не вполне государственных заработков замалчивалась.
Да и государственная регистрация таких сделок велась весьма вольно. В отчеты вместе с шабашниками попадали также студенческие стройотряды и другие подобные, но поддерживаемые государством бригады. Кем были шабашники? Шабашником мог быть кто угодно, но практически всегда это был не местный житель: коровники в Саратовской области строили кавказцы, лес в Западной Сибири валили западные украинцы, стройкой в Подмосковье занимались младшие научные сотрудники столичных НИИ. Чаще всего шабашили народы Кавказа, Закавказья, Украины, особенно Западной о причинах чуть ниже.
Из Беларуси на заработки тоже ездили до последних советских лет. Шабашило множество работников умственного труда. Преподаватели тоже жаловались на зарплаты, зато имели длинный отпуск. Всегда было много шабашников с поражением в правах формально и неформально , например бывших заключенных и вообще неугодных советской власти — их на другие работы просто не брали. А в чем причина?
Причины иногда называли даже с высоких трибун, иногда передавали на уровне слухов. Причина первая — избыток трудовых ресурсов в некоторых регионах. Например, по официальным данным, число жителей Чечено-Ингушетии с 1958 по 1976 год увеличилось почти вдвое — с 710,4 тыс. Но число рабочих мест росло гораздо медленнее. В Грузии один из председателей райисполкома официально заявлял, что в его районе работа есть только для женщин, мужчинам работать негде.
В 1966 году секретари Закарпатского и Чечено-Ингушского обкомов говорили: «Мы за то, чтобы часть колхозников занимались отходничеством, без него пока не обойтись». Практически то же было в Армении и Грузии. Еще говорили, но тихо и без лишних свидетелей, что советская власть желала, чтобы население наименее советских регионов не жило компактно, а уезжало в поисках работы и растворялось в общесоюзной массе. Потому, например, в областях Западной Украины крупные предприятия строили медленнее, чем могли бы. С другой стороны, главной причиной можно назвать особенности социалистического планового производства.
Например, в строительстве все структуры были централизованы, но громоздки и негибки.
Спрос на рабочих таким образом удовлетворялся местными силами значительно меньше в последних двух губерниях, чем в первых трёх. Распространение крупной собственности привлекает больший отход, чем господство мелкой.
На Северном Кавказе спрос на пришлых рабочих создался вследствие сравнительно крупного наделения землёй казаков 30-16,5 десятин на душу мужского пола по спискам 1868 года и государственных крестьян 15 десятин , чем обусловливается большое число батраков у обеих групп. Из 11 губерний со средним наделом более 6 десятин на 1 ревизскую душу семь расположены именно в тех полосах Заволжье и Новороссия , куда чаще всего направляется земледельческий отход. На сокращение заработков отхожих промышленников в последнее время стало влиять распространение улучшенных машин и орудий в сельском хозяйстве тех местностей, куда направляется отход; появление значительного числа жней и косилок на юге сказалось уменьшением числа уходивших на заработки в 1895 году из Орловской и Воронежской губернии.
Та же причина оказывает влияние и на изменение в составе рабочих: с развитием машинной уборки сена и хлеба увеличивается спрос на труд женщин, подростков и детей, на счёт труда взрослых мужчин. Всем неудобствам передвижений должно подвергаться теперь все большее число лиц со слабейшей физической организацией, вместо взрослого мужского населения, которому бывает все-таки легче противостоять невзгодам дальнего пути и безработицы. Наконец, на колебания отхода в некоторых местностях влияет и конкуренция других рабочих: на юге Предкавказья — наплыв пришлых инородцев, на юго-западе — австрийский галицский отход, северо-западе — прусский познанский.
Виды отхожих промыслов Профессии уходящих на заработки весьма разнообразны. Числовая сторона этого вопроса мало изучена. Оставляя в стороне работы на фабриках и заводах, можно думать, что наибольшее число рабочих занимают земледельческие работы; кроме них имеется масса специальностей, которые не всегда сохраняются за одними и теми же работниками и изменяются сообразно колебаниям спроса и предложения на тот или другой вид труда.
Изготовление разного рода изделий развито, по-видимому, более среди отхожих промышленников из нечернозёмной полосы, а земледельческие заработки захватывают подавляющую часть отхода средних чернозёмных губерний. С другой стороны, наиболее значительная часть отхожих промыслов Воронежской, Орловской и Полтавской губерний — летние сельскохозяйственные заработки. Неземледельческие летние и зимние промыслы кроме фабрично-заводских и изготовления изделий весьма разнообразны и не поддаются сколько-нибудь исчерпывающему перечислению.
Выпускают отхожих промышленников все части Европейской России; нет губернии, которая не высылала бы рабочих на заработки. Столицы и крупные городские центры привлекают промышленников самых разнообразных профессий; индустриальные местности — фабрично-заводских рабочих; Донецкий бассейн поглощает труд большого числа каменноугольных рабочих; берега морей, больших рек и озёр, обширные лесные пространства, железные дороги распределяют отхожих по разнообразнейшим частям страны. Земледельческий отход направляется главным образом из средней чернозёмной полосы в Новороссию, Северный Кавказ, в степи Юга и Заволжья.
В Херсонскую губернию движутся рабочие более, чем из 15 губерний; из Орловской губернии отхожие направлялись в 19 губерний. Из Тверской губернии шли на заработки в СПб. Нижегородцы каменщики, штукатуры работают в столицах, в Пермском крае, в Закаспийском крае, в Бухаре; крючники — на Волге от Нижнего до Астрахани; немало нижегородцев на всякого рода речных промыслах Камы и Дона; плотники, судостроители расходятся в СПб.
Из Орловской губернии отход направляется в СПб. Доходность Такие передвижения требуют огромной непроизводительной траты времени, часто вознаграждаемой лишь весьма слабо. Опрос более 1000 чел.
Этот расчёт сделан ещё в начале 1880-х годов и обнимает слишком малое количество случаев, чтобы из него можно было сделать общий вывод; но и последующие расчёты приводили исследователей к сходным результатам. По данным г. Полтавские отходники зарабатывают за вычетом дорожных расходов 15-20 рублей, редко 30-40 рублей.
Заработок, приносимый домой орловскими косарями, вычислен, в среднем, в 25 рублей, а прочими сельскохозяйственными рабочими, в 32 рублей; для определения чистого заработка из этих сумм надо вычесть деньги, взятые рабочими с собой из дома в отход — в среднем ок. Отхожие из Воронежской губ.
Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагопри-ятны. Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти.
Раз-рушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, та-ким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества. Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансирова-лись из трех источников. Анализ нарушений в си-стеме взаимосвязей институтов местного общества и власти».
Значительную работу по сбору полевого материала в 2009—2012 годах осуще-ствила под моим руководством группа молодых исследователей — Я. Заусаева, Н. Жидкевич и А. Помимо этих основных исследователей в работе по сбору материалов эпизодически принимали участие еще 14 человек, аспиранты и студенты факультета государственного и муниципального управле-ния НИУ ВШЭ.
Я с большим удовольствием выражаю благодарность всем участ-никам исследования. Нередко используются термины, сложившиеся в публичной среде. Таковы, например, «гастарбайтеры», «челноки», «шабашники», «вербованные», «вахтовики», «бичи» и, наконец, «отходники». Устанавливаемые самими социологами термины корявее, беднее по содержанию «маятниковые мигранты», например.
Интересные замечания относительно формирования в СССР и современной России некоторых видов экономической активности, связанных с трудовой миграцией, приведены в статье: Шварцбурд Ц. Достаточно концептуальные описания трансграничной миграции и отходничества как отдельного вида трудовой миграции приведены, например, в работе: Дятлов В. Более того, в Костромской области мы обнаружили, что эти люди не только знают исходное значение термина «отходничество» — в отличие от большинства социологов и экономистов, — но и помнят, что отходниками были их деды и прадеды. История одного города.
Оправдательные документы. Да и по природе своей эти ныне трансграничные, а по сути внутристрановые трудовые миграции родственны. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. XVIII в.
В 1-й половине XIX в. Однако такие оценки даже для начала XIX века занижены. Отход крестьянства Костромской губернии на заработки. Кострома: Издание Костромского губстатотдела, 1927.
Замосковский край в XVII веке. Отхожие промыслы Чухломского уезда. Чухлома, 1926. История русского народного хозяйства.
Ростовский уезд Краткий краеведческий очерк. Ростов-Ярославский, 1926. Питерщики-галичане Этнографический очерк. Галич, 1928.
В 2-х томах. Том 1. Глава VII. Главные социальные организации крестьянства, городского сословия и дворянства: генезис личности и индивидуализма.
Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 г. Лекция Михаила Давыдова 8 февраля 2010 в клубе Bilingua. URL: www. Кострома: Губернская типография, 1913 , ежегодно получало едва ли не на полпорядка-порядок большее число людей.
Ледина Кологривского уезда ныне Мантуровский район Костромской области , озаглавленную «Воспоминания Волокоскина» и хранящуюся у директора местного краеведческого музея С. Топорова, который любезно передал мне копию ее; автор описывает работу и быт отходников в конце XIX века; как он еще мальчиком отправлялся зимой вместе с отцом и братом в отход по дальним деревням шить шубы. Кострома, 1914. Альтернативы жилищной стратегии России.
Вологодская область: Никольск и Никольский район. Тверская область: Торопец. Республика Мордовия: Темников, Ардатов, Саранск. Республика Чувашия: Алатырь.
Пермский край: Чердынь и Чердынский район. Рязанская область: Касимов. Ивановская область: Кинешма. Ленинградская область: Подпорожье.
Архангельская область: Каргополь. Кроме того, частично полевой материал интервью с отходниками и экспертные интервью собраны в областных городах: Костроме, Сызрани, Саранске, Перми, Ижевске. В Сибири получены материалы по отходникам в Алданском и Анабарском районах улусах Республики Якутия и на Камчатке в Быстринском районе. За время полевых исследований проведено 293 записанных интервью имеется более сотни незаписанных интервью, информация по которым содержится в дневниках исследователей с 540 респондентами, среди которых были как сами отходники, так и местные эксперты, и простые жители.
Продолжительность интервью составляла от нескольких минут 10—15 до 1—2 часов в среднем 30—60 мин. Часть респондентов около 140 чел. Все такие респонденты предоставили информацию об отходничестве разной степени полноты. Всего за этот период в базе данных Лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ собрано около 1000 файлов включая более 100 аудиоинтервью, текстовые интервью с отходниками, отчеты исследователей, различные документы, собранные в органах статистики и муниципального управления на местах в 13 папках, сформированных по проведенным экспедициям.
Россия: поместная федерация. Новосибирск: Наука, 2004. В то же время существует и иная точка зрения: некоторые исследователи считают, что быстрое освоение Сибири было обеспечено именно благодаря традиции отходничества см. Поскольку они нетребовательны к бытовым условиям и живут в палатках прямо на лесосеке, с такими бригадами из окрестных поселков работодатели скорее предпочитают заключать договор, чем с бригадами из Молдавии или Украины.
Хотя, по словам отходников, их нещадно обманывают, все же заработки их несравненно выше доходов односельчан. Заработанные деньги они тратят на обустройство дома, приобретение автомашин, снегоходов и тракторов, обучение детей и вывоз семьи «на юга». Эта новая модель жизнеобеспечения весьма доходна, но такой способ жизни, к моему удивлению, вызывает резкое нарекание со стороны местной «национальной интеллигенции», с точки зрения которой единственно правильный образ жизни эвенов — кочевое оленеводство с проживанием в чумах. Например, по данным Костромской губернской земской управы, в 1906—1914 гг.
Часть 1. Сельское хозяйство и кустарные промыслы зимой и весной 1908 года. Кострома, 1908. Издание Кустарного отделения Костромской губернской земской управы.
Кострома, 1913. Сельское хозяйство и крестьянские промыслы. Кологрив, 1927. А, к примеру, в известном своими отходниками Чухломском уезде почти весь бюджет домохозяйства составлялся из доходов от промыслов см.
В целом, по оценкам проф.
Так же как в крепостном и пореформенном селе, в колхозе ощутимо чувствовалось бремя коллективной ответственности по налогам и обязательствам — знаменитой круговой поруки. Резолюцию собрания правление послало в организации, о которых шла речь, и просило секретаря райкома поговорить с их директорами.
Исключение отходника из колхоза с карательными целями могло иметь и другую подоплеку. Член партии с 20-х гг. Потом эти дворы вступили в колхоз, фактически стали там верховодить и принялись мстить прежним врагам.
Не удовлетворившись исключением Кукушкина, его немедленно обложили налогом как единоличника, заявив, что он торговал на базаре мясом. Это было правдой, по признанию самого Кукушкина, хотя продал он не так много, как говорили. Налог с него требовали дважды, в первый раз 384 руб.
Например, в 1936 г. Стратегическая цель была ясна — заставить район снять свою неприемлемую кандидатуру председателя, предлагая альтернативный вариант, который устроил бы и село, и район70. Подведем итоги: если сравнить уровень отходничества в конце 30-х гг.
Однако число отходников в конце 30-х гг. Во второй половине 30-х гг. Тем не менее, уровень отходничества к концу 30-х гг.
Если и так, оно все же оставалось весьма существенным. Крестьяне так же неприязненно относились к отходникам, как и при крепостничестве и в пореформенную эпоху, считая, что те увиливают от своей доли общинных колхозных повинностей.
Отходники или вахтовики?
отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. это специфическая фигура в истории, которая часто играет важную роль в политических и социальных процессах. Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». Третья сфера приложения сил отходников – торговля, в частности работа в трактирах, трактирное дело в Санкт-Петербурге было монополизировано ярославскими крестьянами. Хотя для большинства отходников их образ жизни является вынужденным, но среди опрошенных немало было и тех, кто предпочел бы отходные промыслы, даже будь у него возможность сравнительно неплохо заработать и дома.
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Что такое отходник? | рег. тот, кто занимается ассенизацией — системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). |
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции | В россии в xvii-xix вв. временный уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности. было распространено среди помещичьих оброчных крестьян, усилилось после реформы 1861 г. |
Кто такие отходники? Сколько их? | это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. |
Кто были такие отходники? - | Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. |
Отходничество
Фото: Общественное достояние Жители Ярославля приезжали работать в основном по торговой части, а кроме этого работали в трактирах и занимались строительством. Жители Санкт-Петербургской губернии зимой занимались извозом, а в летнее время шли в город на строительные работы. Женщины из этого региона в основном шли в услужение, спрос на кухарок и горничных в столице всегда был высок. Чухонцы из соседних с городом волостей занимались вывозом нечистот огромного города. При этом — с одной стороны, они получали деньги за вывоз… отходов, а с другой стороны, за то самое, что они вывозили из города, крестьяне деревень в радиусе десятков верст платили деньги. Ведь «это» было удобрением, позволявшим сильно увеличить урожайность многих огородных культур.
Одновременно жители из чухонских деревень, расположенных недалеко от Санкт-Петербурга, вели молочное хозяйство, поставляя в город молоко и масло. Помните у Пушкина: С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний скрипит. Все строительство столицы империи — дело их рук. Пусть архитектором был итальянец или француз, но каменные стены клали местные мастеровые, причем в основном из приезжих. Штукатурили, белили — тоже они.
Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли. Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной. Излюбленными районами отходников были Центральнопромышленный, Центральночерноземный, Средневолжский и Ленинградско-Карельский.
По причине отходничества уровень городской безработицы возрос. Высокий поток трудовой силы превышал потребности еще не до конца восстановленной промышленности. Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях. Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной.
В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов. Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов. Однако государству важно было привлекать новые рабочие силы для развития промышленности, поэтому оно стремилось отрегулировать процесс переброса трудовой силы между селом и городом. В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города.
После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Это трудовые мигранты, покидающие свои семьи и родные места ради заработков в других районах. Отходничество временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства.
Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброк а. Играло значит, роль в период становления капитализма. При О. Возникшее примерно в 17 в.
Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в.
Во-вторых, крестьяне могли заниматься различными работами в строительстве например, быть каменщиками, штукатурами, плотниками и т.
В-третьих, отходники могли работать в качестве прислуги в трактирах или в основном женщины в услужении в домах. Наконец, большинство извозчиков в городах были выходцами из других губерний. Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. Отходники имели обычно региональную специализацию.
Например, трактирное дело в Петербурге было связано в основном с выходцами из Ярославской губернии, а в строительстве было много выходцев из Нижегородской губернии. Определить, чем могли заниматься ваши предки, поможет краеведческая литература. Уехать из своего места жительства человек мог, получив паспорт. Об истории паспортов в России я расскажу позже.
Здесь же отмечу, что по Уставу о паспортах 1895 г. Проследить по документам направления миграции достаточно сложно. Так, в исповедных ведомостях отсутствие мужчин могло и не фиксироваться, да и сам факт такой записи не позволяет установить, где именно работал человек. Наиболее подробные сведения в этом отношении дают материалы переписи 1897 г.
Там может быть указано, что кто-то из членов семьи — горничная в Санкт-Петербурге или работает в трактире в Москве. Что касается поиска по документам того места, где работали крестьяне, то здесь тоже возможны какие-то поиски, хотя результат их весьма ограничен. Прежде всего, если переезжала вся семья, исследование может вестись по метрическим книгам. Поиск по местам работы обычно не даёт результатов.
Однако в нашей практике был случай, когда удалось выявить личное дело дворника на железной дороге. Таким образом, отходничество было широко распространено в сельской местности. Определить, чем занимались ваши предки, поможет исследование архивных документов и краеведческой литературы. Термин «отходники» появился задолго до того как данное массовое явление стало обычным на просторах Российской империи.
Временная, чаще всего сезонная работа предоставляла крестьянам редкую возможность поправить свое финансовое положение и добиться большего для себя и своей семьи. Определение По сравнению с обычными крестьянами, жившими со своего земельного участка, отходниками называли лиц, занимавшихся ремесленным трудом или продававшими свою рабочую силу на стороне. Это отдельная социальная прослойка, возникшая уже в середине XVII века, быстро нарастила число своих членов, и к первой половине XIX века данное явление приобрело массовый характер. Крестьяне-отходники - это люди, которые уходили из деревень и сел и направлялись в города, где только начала развиваться промышленность и была возможность заработка в различных сферах экономики.
Кто такие отходники? Первые отходники - это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Неизвестные мастера-ремесленники шли в города вместе со своим незатейливым инструментом и создавали в старинных городах замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества. Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов.
Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи - Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно.
Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала - промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами - паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город.
Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков.
Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения.
Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян.
Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники - это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами. Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков.
Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники.
Кто такие современные отходники? Современное отходничество, то есть трудовая миграция с обязательным возвращением домой, в социальном и территориальном отношении аналогично историческому. Причем многие современные отходники из северных областей говорят, что так же работали их деды или прадеды.
В целом современный отходник — это житель села или маленького города, который по сути уже является селом, так как основа пропитания — частное приусадебное хозяйство. Многие живут в так называемых выморочных деревнях. Современные отходники являются патриотами своей малой родины, они не хотят уезжать на новое место. Юрий Плюснин: «Отходниками являются только те люди, которые по экономическим причинам вынуждены уезжать на заработки из мест своего постоянного проживания.
Людей, отправляющихся на заработки, исходя из иных мотивов и иной продолжительности отъезда, мы называем иначе — например, шабашники и вахтовики. Нужда и необходимость, чувство ответственности за семью и способность к самодеятельности отличают таких людей от тех, кто имеет иные причины покинуть дом». Очень важно также то, что современный отходник не руководствуется крайней необходимостью, нуждой, но стремится повысить благосостояние семьи. Большинство отходников-горожан может найти менее оплачиваемую работу у себя дома.
График работы Не являются отходниками люди, которые уезжают работать на год и возвращаются только в отпуска. Главный признак отходничества в этом смысле — еженедельное возвращение на малую родину, либо работа большими вахтами, либо работа сезонная. При этом обязательно график подстраивается под домашние нужды — чаще всего это время посадки и уборки картофеля, реже другие сельскохозяйственные работы. Семьи отходников, в отличие от соседей-неотходников, не имеют большого хозяйства, многие из них продолжают держать огород и картофельное поле, а деревенские отходники ещё и активно участвуют в таких работах в качестве помощников родственникам.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. В историческом контексте понятие "отходник" имеет важное значение и относится к людям, которые отказываются от своей прежней верности или преданности. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар.
Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. это специфическая фигура в истории, которая часто играет важную роль в политических и социальных процессах.