Баку высоко оценивает мирные переговоры, идущие между Азербайджаном и Арменией. Азербайджан и Армения практически сразу же оказались вовлечены в конфликт за территориями со смешанным населением: Нагорный Карабах, Нахичевань, Казах и Зангезур. Неделю назад Армения и Азербайджан предварительно согласовали прохождение отдельных отрезков линии границы непосредственно между определенными населенными пунктами. ЕРЕВАН, 3 мая. Новости-Армения. Основа для мирного договора между Арменией и Азербайджаном очень слабая, считает экс-госминистр Арцха, общественный деятель Рубен Варданян.
Позиция Пашиняна
- Правила комментирования
- Основная навигация
- О договоре:
- Массовые протесты в Армении: делимитация границы с Азербайджаном вызвала недовольство - YouTube
Пашинян: Армения и Азербайджан договорились об основных принципах мирного соглашения
Следовательно, не могу сказать, что есть согласованный проект, который будет возможно подписать», — сказал он. Также Пашинян назвал «как минимум непонятными» заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что отсутствие мирного договора с Ереваном не станет проблемой для Баку. О том, что Армения и Азербайджан уже 1 июня могут подписать мирный договор на саммите Европейского политического сообщества в Кишиневе, сообщало Reuters со ссылкой на азербайджанского посла во Франции Лейлу Абдуллаеву. Так что происходит? Определенные надежды на прогресс в переговорах Баку и Еревана по мирному договору возлагались на состоявшуюся на днях во время саммита ЕАЭС в Москве трехстороннюю встречу Никола Пашиняна и Ильхама Алиева при посредничестве Владимира Путина.
Однако она не только не принесла существенных результатов, но и вылилась в публичную перепалку двух лидеров, которую не без труда смог погасить российский президент. Удалось лишь вновь констатировать готовность признать территориальную целостность друг друга и продолжать общение. Для заключения полноценного мирного договора этого, однако, мало, поскольку остаются неразрешенными, в частности, ключевые для двух республик транспортные проблемы. Это помимо вопроса о статусе Карабаха в составе Азербайджана и правах его жителей.
Для Еревана принципиальное значение имеет разблокировка Лачинского коридора, соединяющего Армению с территорией Карабаха, населенной армянами, которую Ереван готов признать теперь частью Азербайджана, каковой она являлась в советское время. В конце апреля Азербайджан заблокировал Лачинский коридор, установив на нем свой КПП, что Ереван справедливо считает нарушением трехстороннего соглашения о прекращении огня от 9 ноября 2020 года.
Собственно, поэтому идут периодически обострения и обстрелы, — пояснил он.
При этом специалист уточнил, что мирный договор сделает невозможным для Армении возврат прошлого. На данном этапе границы на участке не демилитаризованы и не демаркированы, российская сторона уже на протяжении двух лет занимается подобным вопросом. На основу этого должны быть положены карты Советского Генерального штаба конца 1970-х — начала 1980-х годов, где административные границы между Азербайджанской ССР и Армянской ССР четко определены.
Мы активно помогаем сторонам, предоставляем свои площадки, чтобы стороны начали процесс демаркации. Я думаю, что в данном направлении продолжится работа, исходя из логики и элементарного здравого смысла. Для Армении цепляться за прошлое бессмысленно, поскольку она потерпела поражение во Второй Карабахской войне.
В этой ситуации речь идет о том, чтобы нормально установить межгосударственные отношения, исходя из международных признанных границ двух стран. Как только это будет сделано, почва для конфликтов будет исчерпана, — сказал Коротченко.
Вот несколько цитат из его статьи «Забыть героическое прошлое», опубликованной в газете «Айкакан жаманак» 9 декабря 2005 года: «Давайте прекратим восхвалять наших предков и зададим себе сугубо прагматичный вопрос: а что за наследство вручили нам эти предки, что они оставили после себя?
Ничего, более чем ничего… Предки оставили нам в наследство лишь такой запас геноцидов, унижений, предательств и безнравственности, преодолеть который, как выясняется, трудно, чрезвычайно трудно. Я осуждаю наших предков, проклинаю их, потому что они ничего не сделали для того, чтобы мы сегодня жили более достойно и более гордо». Такая постановка вопроса вызвала острейшую реакцию.
Например, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, предки которой пережили геноцид, так отреагировала на эскападу Пашиняна в соцсетях: «Позорник и манкурт. Моя прабабушка плюнула бы ему в глаза». Заветам Сороса верны И всё-таки разберёмся, что предлагает Никол Пашинян армянам?
Отдав Карабах , сводя на нет авторитет Армянской апостольской церкви и отказавшись от требований признания геноцида армян, Пашинян полагает, что теперь Армения может начать историю с чистого листа. Конечно, потребуется внести изменения в конституцию, удалив положения, относящиеся к Нагорному Карабаху. Придётся изменить и герб республики, на котором изображён Арарат, поскольку он находится на турецкой территории, что не совсем толерантно.
Впрочем, конституционный референдум по этому вопросу, как стало известно, уже готовится. Новое видение продемонстрировал премьер и по вопросу армяно-азербайджанских границ. Ещё 12 марта 2024 года он утверждал, что «никогда, ни на каком обсуждении не было и не может быть речи о сдаче Азербайджану сёл в Тавушской области».
Однако уже 18 марта отправился на встречу с жителями этих сёл, уговаривал их сдать территории, заявляя, что иначе, дескать, «будет война». Но это мнение вряд ли будет услышано, поскольку Никол Пашинян считает, что признание принадлежности Нагорного Карабаха и ряда других спорных территорий Баку даст ему возможность отстаивать территориальную целостность самой Армении. Само собой разумеется, что Запад полностью на стороне премьера, похоже, делающего всё возможное, чтобы и Армению превратить в очередную «анти-Россию».
На западный лад переформатируется внешняя разведка страны, разрабатываются схемы перевооружения армии республики на натовские образцы боевой техники и вооружений. Естественно, возникают вопросы насчёт судьбы российской военной базы в Гюмри и о российских пограничниках, охраняющих армяно-турецкую границу. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров так охарактеризовал ситуацию: «Цель у тех, кто сейчас переманивает армянское руководство на сторону Запада, простая - не допустить стабильности на Южном Кавказе, постараться и этот регион превратить в зону своего доминирования».
Ну и что из того, что армянский народ, который дважды проголосовал за Пашиняна, откровенно реализующего доктрину Сороса, сегодня не в восторге от того, что происходит в Армении и с Арменией? Политическая поляна настолько умело зачищена, что оппозиция не может выдвинуть сколь-нибудь значимую фигуру, способную противостоять Пашиняну, за которым и западные деньги, и западные технологии.
На информационном ресурсе dailystorm.
Минина и Д. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» , Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка».
Внешняя политика
Под занавес уходящего 2023 года в прогнозах о скором подписании мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном не было недостатка. Григорян подчеркнул, что назвал это событие «беспрецедентным», поскольку Азербайджан и Армения достигли прямого соглашения без участия посредников. рамках размещения сил НАТО в странах Балтии 18:08 В Армении отметят День гражданина 18:07 МИД: Армения получила предложения азербайджанской стороны по проекту «Мирного договора» 17:59 Армения объявила в розыск двоих азербайджанских шпионов 17:56. Мирное соглашение Армении и Азербайджана может быть подписано до конца 2023 года, однако оно не состоится на пятисторонней встрече в Гранаде в октябре.
О миротворцах:
- Обсуждение (2)
- Когда Армения и Азербайджан подпишут мирный договор
- Request Rejected
- Армения и Азербайджан договорились возобновить работу по мирному соглашению
Внешняя политика
Баку и Еревану нужно доработать детали мирного договора, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Ереване рассматривают возможность проведения встречи глав МИД Армении и Азербайджана в Казахстане. Напомним, Азербайджан рассчитывает на заключение мирного договора с Арменией до конца года. Ранее премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения готова подписать мирный договор с Азербайджаном до конца 2023 года.
Бадалян сообщила о получении новых предложений от Баку по проекту «мирного договора»
Начать следует с того, что премьер Армении Никол Пашинян в Бишкек не поехал. В случае приезда Пашиняна в столицу Киргизии там могли пройти его переговоры с Путиным, однако армянский лидер от поездки на саммит СНГ отказался. Помощник президента РФ Юрий Ушаков заявил, что российскому руководству известно о причинах поведения Пашиняна, но, по словам Ушакова, премьер Армении должен назвать их сам. Помимо этого, Пашинян планирует встретиться с Алиевым в Брюсселе при участии Мишеля. Данная встреча должна пройти в конце октября. Ассоциируемая с армянскими властями сеть телеграм-каналов продолжает активно распространять подобные мотивы. При этом армянское руководство ещё до начала последнего азербайджанского вторжения в Карабах признало его частью Азербайджана. Кроме того, Пашинян отверг помощь России, которая была предложена ему ещё в 2020 году во время Второй карабахской войны. Во время своего выступления в рамках работы Международного дискуссионного клуба "Валдай" Владимир Путин сообщил, что Еревану после начала наступления ВС Азербайджана делалось предложение о заключении договорённости, в рамках которой азербайджанские войска останавливали бы своё продвижение.
Напомним, президент России Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян 9 ноября 2020 года подписали совместное заявление о полном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе, начавшихся 27 сентября и продлившихся 44 дня. При содействии российских миротворцев и Международного комитета Красного Креста стороны договорились провести обмен военнопленными по принципу «всех на всех».
Азербайджан и Армения могут в ближайшем будущем подписать мирный договор, если Ереван не изменит свою позицию, такое заявление сделал азербайджанский лидер Ильхам Алиев. Напомним, что ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в Москве, которое прошло в пятницу, 25 мая, Алиев заявил, что появились предпосылки для нормализации отношений между Баку и Ереваном на базе взаимного признания территориальной целостности.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян также сообщил, что власти стран договорились о признании и хорошо продвигаются к урегулированию отношений. Ранее Пашинян заявил, что Ереван и Баку признают территориальную целостность друг друга в пределах советских административных границ.
В то время, как Россия, теряет часть своего авторитета из-за отсутствия внятного результата. Владимир Путин после беседы с Николом Пашиняном и Ильхамом Алиевым заявил: мирного договора между странами пока нет. Но его, мол, можно будет достичь путем компромиссов с обоих сторон. Означает ли это полный провал встречи в Сочи? Нет, безусловно, плюс от переговоров в Сочи есть: это отказ сторон от использования военной силы в Нагорном Карабахе. Но вот политический гешефт, который планировала получить Россия, остался в той части договора, который широкая общественность так и не увидела. Политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов отмечает: «Общее заявление трех лидеров озвучивает лишь общие тезисы, известные ранее. Оно написано очень обтекаемо.
Все перенесено на будущее время. Это значит, что на публичном уровне прорыва не произошло». Политолог отмечает — даже полученное взаимное согласие по вопросу неприменения военной силы не имеет существенного практического значения: «Дело в том, что необходимость в силовом факторе уже отпала, потому что на линии соприкосновения появились наблюдатели ЕС и ОБСЕ». По факту, результат встречи оказался крайне низким, потому что «предпосылок к подписанию мирного договора нет, и, значит, вражда будет продолжаться». По мнению политолога, «в целом ситуация, которая сложилась, больше интересна Азербайджану. При подписании мирного договора Ереван юридически должен признать Карабах в составе Азербайджана».
Шольц заявил, что Азербайджан и Армения скоро подпишут мирный договор
Армения и Азербайджан подтвердили намерение подписать мирный договор. При подписании мирного договора Ереван юридически должен признать Карабах в составе Азербайджана». По его словам, Азербайджан и Армения «хорошо продвигаются вперед» в вопросе мирного договора, но в Баку придерживаются подхода, что мир должен быть между этими странами, «потому что этот регион принадлежит нам». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в эфире Первого канала сообщил, что Азербайджан и Армения готовы финализировать мирный договор. Как отмечает TopWar, несмотря на подписание Николом Пашиняном мирного договора с признанием древнего Арцаха частью Азербайджана, Баку "всё ещё имеет к Армении территориальные претензии".
Азербайджан передал Армении пять основных принципов мирного соглашения
С его слов, основные принципы мирного договора между Ереваном и Баку согласованы. Политик уточнил, что на данный момент остались некоторые вопросы, которые Армения и Азербайджан смогут решить путем переговоров. Ереван и Баку договорились о признании территориальной целостности друг друга Читайте также.
Теперь, в декабре, в Брюсселе должна состояться очередная встреча Алиева и Пашиняна при посредничестве ЕС. Считается, что там тоже будут рассматриваться те же вопросы — мирный договор и проблема делимитации границ.
И если переговоры дадут на выходе зримый, понятный документ, это будет очень недобрым знаком для России. По сути, это и так налицо: хотя Пашинян и называл в Сочи Россию «стратегическим партнером», Армения уже думает о выходе из ОДКБ, приглашает к себе миротворцев из Европы, задумывается о военных контактах с США, — дрейфует в сторону Запада. Мнение Москвы по поводу карабахского конфликта Путин озвучил на пленарном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай». Тогда президент рассказал, что РФ много лет предлагала Армении передать Азербайджану пять подконтрольных районов, считая это «хорошим шагом к нормализации ситуации в регионе».
Однако, мол, Ереван пошел «своим путем», что и привело к нынешней ситуации. Что ж, кто знает, может быть американцы предложат Армении возможность более гибкого компромисса по Карабаху? И тогда необходимость в поддержке Москвы вообще отпадет? Азербайджан же давно превратился в один из инструментов турецкой политики в регионе.
Связи с Россией с каждым годом становятся все тоньше. У Алиева свое видение будущего мирного договора: на двухсторонней встрече с Путиным он заявил, что ситуация в Нагорном Карабахе — «это уже история», поскольку конфликт был решен еще в ноябре 2020 года, когда РФ, Армения и Азербайджан приняли совместное заявление о полном прекращении военных действий на спорной территории. Под контроль Баку тогда перешел ряд районов вокруг непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, среди них — Кельбаджарский, Агдамский и Лачинский. Заслуженный деятель искусств Азербайджана Акиф Меликов назвал итоги переговоров в Сочи «капитуляцией мирового армянства перед президентом Ильхамом Алиевым»: «Армения еще раз признала свою капитуляцию.
Депутат от фракции "Честь имею" Айк Мамиджанян призвал к общенациональным протестам. О чем договорились Путин, Пашинян и Алиев Азербайджанский подход Центр социальных исследований Азербайджана провел опрос: 77,3 процента респондентов поддержали мирный договор с Арменией, за продолжение конфронтации — 20,6, затруднились с ответом — 2,1. Ильхам Алиев сказал, что, несмотря на длительную "оккупацию" Карабаха, мирный договор обязательно будет подписан. Когда именно — не уточнил. При этом 23 мая он сообщил председателю Парламентской ассамблеи ОБСЕ Маргарете Седерфельт, что не только первым предложил завершить конфликт, но и выдвинул идею создания интеграционной модели Южного Кавказа. В ее рамках Армения, Азербайджан и Грузия могли бы развиваться совместно. Президент Азербайджана Ильхам Алиев прибывает на саммит Европейского политического сообщества ЕПС в Праге Вместе с тем в Баку решительно возражают против попыток Еревана пригласить в Нагорный Карабах международную наблюдательную миссию и ликвидировать КПП в Лачинском коридоре — единственной дороге, связывающей Армению со Степанакертом. Переустройство Кавказа. Обсуждали проект документа "О мире и построении межгосударственных соглашений", состоялся "конструктивный обмен мнениями".
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя предстоящий саммит, отметил, что Кремлю хотелось бы получить результат, но, в какой степени это удастся, "покажет время". За последнее время ничего принципиально нового не случилось. Чтобы подписать мирное соглашение, на границе как минимум должны прекратиться перестрелки", — подчеркнул эксперт.
Почему лидер Армении пошел на такие меры и рискует ли он расколом армянского общества, разбирался Zakon. Премьер-министр отметил, что Армения признает территорию Азербайджана в 86 600 квадратных километров, включая Нагорный Карабах, но и Баку должен официально признать оспариваемую территорию Армении в 29 800 квадратных километров. Между тем, основным вопросом, по которому есть разногласия, которые, возможно, мешают подписанию мирного соглашения между Баку и Ереваном, является дальнейшая судьба армян Нагорного Карабаха. Пашинян заявил, что безопасность армянского населения должна обсуждаться в рамках переговоров между Баку и Степанакертом азербайджанское название Ханкенди - городом в Нагорном Карабахе, который находится на международно признанной территории Азербайджана, фактически контролируемой непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой. При этом, по словам премьер-министра, должны быть международные гарантии, чтобы вопрос прав армян Нагорного Карабаха не был забыт и Азербайджан не продолжил проводить политику "этнической чистки". Премьер также заявил, что Армения ожидает международных гарантий, и такие переговоры необходимо провести. Так, 18 апреля, выступая с докладом в парламенте, он сказал, что мир в регионе возможен только в случае, если Ереван зафиксирует, что его территория — это 29,8 тыс.
О готовности отказаться от претензий на Нагорный Карабах и подписать документы, где фигурирует площадь Армении в 29 800 кв. Это произошло после того, как Азербайджан нанес удары по приграничным армянским городам, включая курортный Джермук. Тогда премьер сообщил, что он и его команда хотят "подписать бумагу, из-за которой нас много людей, будет критиковать, ругать, называть предателями, даже народ может решить отстранить нас от власти" и целью которой будет мир и безопасность Армении на площади 29,8 тыс. Такие заявления лидера вызвали протесты в Ереване, Степанакерте и других городах. Демонстранты даже требовали отставки премьера. Нагорный Карабах по международному праву считается частью территории Азербайджана. Население региона преимущественно составляют этнические армяне. С начала 1990-х годов Баку не контролировал большую часть региона. Представители армянской общины провозгласили независимую республику, которую не признала ни одна из стран, в том числе и Армения. После завершения первой карабахской войны в 1994 году регион фактически находился под контролем Армении, хотя независимость самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики Ереван поддержал, но юридически не признал.
Попытки перемирия По итогам краткосрочной войны осенью 2020 года Азербайджан и Армения при посредничестве России подписали соглашение о прекращении боевых действий. По договору, вызвавшему протесты оппозиции в Ереване, Баку вернул себе под контроль значительную часть территорий Карабаха и прилегающих районов Азербайджана, занятых армянскими войсками в начале 1990-х годов. В регионе были размещены российские миротворческие силы. Премьер тогда сообщил, что он и его команда хотят "подписать бумагу, из-за которой нас, много людей, будет критиковать, ругать, называть предателями, даже народ может решить отстранить нас от власти" и целью которой будет мир и безопасность Армении на площади 29,8 тыс. Тогда слова Пашиняна вызвали протесты в Ереване, Степанакерте других городах. Демонстранты требовали отставки премьера. Пашинян также коснулся и вопроса членства Армении в Организации Договора о коллективной безопасности. Стоит отметить, что об этом лидер Армении заявлял не раз. Пашинян пояснил, что подобный вопрос в повестке существует и обсуждается.
Политолог Марков объяснил страхи Пашиняна из-за мирного договора с Азербайджаном
Армения и Азербайджан все никак не подпишут мирный договор между странами, окончательного варианта соглашения, по-видимому, ожидать еще долго. рамках размещения сил НАТО в странах Балтии 18:08 В Армении отметят День гражданина 18:07 МИД: Армения получила предложения азербайджанской стороны по проекту «Мирного договора» 17:59 Армения объявила в розыск двоих азербайджанских шпионов 17:56. Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном станет реальным в случае признания сторонами территориальной целостности друг друга.
В Ереване допустили встречу глав МИД Армении и Азербайджана в Казахстане
При этом складывалось ощущение, что согласие премьер-министра Армении Никола Пашиняна не включать Нагорный Карабах в текст договора на данном этапе устраивает Азербайджан по тактическим соображениям, и тот готов форсировать подписание мирного договора. Премьер-министр Армении Никол Пашинян должен как можно скорее подписать мирный договор с Азербайджаном, сигнализирующий о начале «эпохи мира», пишет армянское издание «Грапарак». рамках размещения сил НАТО в странах Балтии 18:08 В Армении отметят День гражданина 18:07 МИД: Армения получила предложения азербайджанской стороны по проекту «Мирного договора» 17:59 Армения объявила в розыск двоих азербайджанских шпионов 17:56. Переговоры в Евлахе могут привести к заключению мирного договора между Баку и Ереваном, проект документа уже передан Армении, заявил представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков. Армения представила Азербайджану свою версию мирного договора 7 ноября, Азербайджан передал Армении предложения по мирному соглашению через месяц — 6 декабря. Главы МИД Азербайджана и Армении достигли договоренности по дополнительным статьям проекта мирного соглашения между двумя странами, сообщает пресс-служба азербайджанского внешнеполитического ведомства.
Держи горы: кто мешает договориться Армении и Азербайджану
Эксперт добавил, что принятие Арменией Римского статута Международного уголовного суда МУС будет способствовать качественному ухудшению двусторонних отношений между Москвой и Ереваном, что может привести к очень серьезным последствиям, в том числе и для самой Армении, с точки зрения торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей с Россией. Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о планах подписать соглашение о мире с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в испанской Гранаде, где 5 октября должна была состояться встреча армянской и азербайджанской сторон при участии главы Евросовета Шарля Мишеля, канцлера Германии Олафа Шольца и президента Франции Эммануэля Макрона.
По словам министра, ключевыми вопросами в переговорах являются делимитация и разблокирование транспортных и экономических коммуникаций, а также общее улучшение ситуации с обеспечением безопасности в Карабахе.
Дипломат уточнила, что главы внешнеполитических ведомств в указанный день проведут также раздельные двусторонние встречи.
Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции.
К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3.
Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта.
Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования».
Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа.
А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы.
На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40.
После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены.
Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация.
В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году.
В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения.
Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости.
Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий.
Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта.
В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики.
В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы.
Оценив это положительно, Олаф Шольц заявил, что верит в подписание мирного соглашения в этом году.