Надежда Крупская – революционерка, занималась государственной, партийной и общественной деятельностью. Надежда Константиновна Крупская, как известно, была очень больным человеком, много лет у неё прогрессировала Базедова болезнь, были серьёзные изменения во многих органах. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь.
Какое отношение имеет Надежда Крупская к Барнаулу
В это время Надежда познакомилась с основными положениями марксизма, она даже вызубрила в связи с этим немецкий язык, чтобы читать «Капитал» Маркса в первоисточнике. Личная жизнь и молодость Крупской С Владимиром Ульяновым она познакомилась в своей вечерней школе. Он сразу пришелся Надежде по душе: таких людей, целеустремленных, упорных, одержимых поставленной целью она уважала. Надежде захотелось познакомиться с Ульяновым. Такой случай скоро представился: она встретила Владимира в библиотеке. Терпеливо дождалась, когда он соберется уходить, и вышла за ним следом. Они долго говорили об общем деле.
Крупская показала себя с самой лучшей стороны. Она была умна и хорошо образована. Если ей хотелось заинтересовать понравившегося человека, она достаточно легко этого добивалась. Девушка пригласила Владимира «на огонек», и он пришел в дом Крупских. Жена Ленина Когда отбывавший очередное наказание Ульянов прислал Крупской из тюрьмы письмо с предложением выйти за него замуж, она ни минуты не колебалась и сразу ответила согласием. Теперь она получила полное право всегда быть рядом со своим кумиром.
Жить семейной жизнью с будущим вождем было очень непросто. Подавляла его огромная кипучая энергия, он буквально фонтанировал идеями и прожектами. Владимир к тому же не терпел возражений, считая, что его мнение — истина в последней инстанции. Но юная жена нашла к своему неординарному супругу тонкий подход. Она никогда не спорила впрямую, но день за днем мягко заставляла прислушиваться к себе.
Эти отношения продолжились и после того, как в 1917 году политэмигрант Владимир Ульянов превратился в лидера Советского государства Владимира Ленина. История о том, что Крупская будто бы ненавидела соперницу и всю её семью, является вымыслом. Надежда всё понимала и неоднократно предлагала мужу свободу, даже готова была сама уйти, видя его колебания.
Но Владимир Ильич, делая непростой не политический, а жизненный выбор, остался с женой. Это трудно понять с точки зрения простых бытовых отношений, но Инесса и Надежда оставались в хороших отношениях. Их политическая борьба стояла выше личного счастья. Инесса Арманд, 1914 год. Фото: Public Domain Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда. В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина. Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать.
Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет, сделав состояние Владимира Ильича практически безнадёжным. Жизнь после Ленина После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы. В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко. Статья по теме Тайны последних дней. Как и от чего умер Владимир Ленин Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным. Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина».
Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской. Значимость противостояния Сталина и Крупской в 1930-х годах явно преувеличивается.
Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей». И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране. И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны. Крупская — чрезвычайно образованная женщина, имеющая свою собственную точку зрения. Цитата: «Я видела детские сады в Швейцарии и Франции. Там учили только слушаться и работать в одиночку.
Важно, чтобы работа детского сада была так организована, чтобы детям сначала в кругу небольших групп, а потом и в более широких группах постоянно приходилось разрешать общие трудовые и организационные задачи. Построй домик, сделай садик, но не в одиночку, а вдвоем, втроем, вчетвером.
А там, где есть это понимание, там нет места религии».
В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно».
Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству.
К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным.
Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К.
Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры».
Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского. Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания.
Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания.
Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес.
По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира.
Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом.
В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью.
Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание.
Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя.
Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом.
Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька».
В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания.
В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей.
Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний.
Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений.
Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка.
Почему сестра Ленина называла Надежду Крупскую «селедкой», а сам Ленин ласково звал ее «миногой»
Надежда Константиновна Крупская выступает на 2-ом съезде колхозников-ударников. Во всяком случае, точную причину смерти Крупской Надежды Константиновны мы вряд ли сможем уже узнать сегодня. И Крупская занимается не только отменой наказания, но все силы бросает на устранение первопричин. Надежда Константиновна Крупская, как правило, представляется пожилой полной дамой с неприветливым выражением одутловатого лица и «пустым» взглядом излишне выпуклых глаз, очень напоминающих рыбьи. Надежда Константиновна Крупская, как известно, была очень больным человеком, много лет у неё прогрессировала Базедова болезнь, были серьёзные изменения во многих органах. Слух о том, что причиной смерти Крупской был отравленный по приказу Сталина торт, появился в том числе благодаря Никите Хрущеву.
Галантерейные амбиции
На польские кладбища гоняли свиней для того, чтобы животные разрывали могилы. За это Крупский заслужил уважение со стороны местного населения и ненависть со стороны чиновников. Вскоре он жестоко поплатился за свои демократические взгляды. В книге «Автобиографические статьи. Дореволюционные работы 1899-1917» приведены слова Надежды Крупской о том, что вскоре на ее отца посыпались многочисленные анонимные доносы. Крупского признали неблагонадежным и уволили со службы. Как писала Надежда Константиновна, Крупского обвинили в 22 преступлениях, среди которых значились «танцует мазурку», «говорит по-польски», «не ходит в церковь». Однако главным пунктом все же явилось так называемое «превышение власти». Борьба за справедливость По мнению историка Бориса Соколова, поводом для увольнения Крупского стала перепись населения подведомственного ему уезда без приказа губернского начальства.
Просмотрела остальные письма и решила ответить ребятам школы слепых. Она писала в город Грязовец Вологодской области: "Дорогие мои, вы просите написать вам, какие песни я больше всего люблю, хотите разучить их. Самая моя любимая песня — "Интернационал". Также любила я очень песню "Красная Армия" "Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон" и т. Горячий вам привет, дорогие ребята". Закончив писать, Надежда Константиновна посмотрела на часы и заторопилась. На повестке дня вопрос чрезвычайной важности: о третьем пятилетием плане в области народного образования. Выступая на заседании, Крупская говорила о культурном росте населения, о больших сдвигах в области культуры на селе, подчеркивала необходимость развернутого строительства клубов, сельских библиотек, в которых так нуждается колхозная молодежь, стремящаяся к новой, культурной жизни. Только к вечеру она вернулась домой. Это был последний рабочий день в ее жизни. Она так и не перевернула листок настольного календаря. В этот же вечер Надежда Константиновна собралась за город. Последние годы она часто ездила в Архангельское, в дом отдыха старых большевиков. Там, среди товарищей и друзей, ей хорошо отдыхалось… А завтра выходной день, надо немного отдохнуть, что-то последнее время сердце пошаливает, стала быстро уставать… На другой день с утра к ней в дом отдыха приехали старые, испытанные друзья. Первыми приехали Кржижановские — беспокойная, милая Зинуша с Глебом. Сели завтракать.
Она была инициатором создания пионерского движения скаутского по форме, коммунистического по содержанию. Труд, считала Надежда Константиновна, общие цели и коллективная работа необходимы для правильного формирования подрастающего поколения. Кроме того, она была сторонницей массового внедрения детских домов как способа коллективного воспитания детей — вне зависимости от отсутствия или наличия у них родителей. Реализовать эту идею Крупской помешали голод, тяжёлая экономическая ситуация и колоссальное количество беспризорников на улицах. Вражда со Сталиным После смерти супруга в 1924 году Крупская сохранила и даже в какой-то степени приумножила своё влияние. Её слова теперь воспринимались как воля Ленина, которую он, в силу своей безвременной кончины, уже не мог высказать напрямую. Однако в политической борьбе Надежда Константиновна проиграла. Будучи противницей Сталина, она попыталась устранить его от власти. Помочь ей в этом могло «Письмо к съезду», известное также как «Завещание Ленина». В этом документе, надиктованном Лениным ещё в 1922 году или, по альтернативной версии, написанном самой Крупской , Сталин не рекомендуется в качестве преемника. Крупская зачитала его перед ближайшими соратниками вождя в мае 1924-го, уже после смерти Ленина. Сталин даже подал в отставку, но вопрос о сохранении им должности генсека тогда к ней относились как к технической был поставлен на голосование, и большинство высказались за Сталина. После этого он начал планомерно уничтожать оппозицию.
После его смерти опеку над вдовой и дочерью взял его друг, член «Земли и воли» Николай Уткин. Предположительно, именно его влияние окончательно определило характер Крупской как решительной революционерки. Девушка взялась за изучение марксизма, завела соответствующие знакомства, начала преподавать в школе рабочей молодёжи. Крупская в молодости. Wikimedia Commons В 1894 году на замаскированной под празднование Масленицы нелегальной сходке она познакомилась со Стариком. Эта партийная кличка досталась Владимиру Ульянову не из-за возраста на тот момент он был на год младше двадцатипятилетней Крупской , а из-за ранних залысин. Крупскую Ульянов заинтересовал. Они начали общаться, она даже ходила к тюрьме после его ареста во всяком случае, об этом рассказывала сама Крупская. Затем Ульянова сослали в Шушенское, а Крупскую приговорили к ссылке в Уфимскую губернию. И тут двое заключённых то ли сами решили пожениться, то ли им партия приказала. По официальной версии, Ульянов сделал Крупской предложение в одном из писем, а она ответила: «Женой так женой». Увлечение цензурой И в ссылке, и в последовавшей эмиграции Ленин и Крупская вели напряжённую совместную работу. Надежда Константиновна взяла на себя роль секретаря, редактора, переводчика, организатора встреч, связиста и даже домохозяйки.
Надежда Крупская
Надежда Крупская Крупская преподавала в Смоленской воскресной вечерней школе за Невской заставой. Надежда Константиновна Крупская, как известно, была очень больным человеком, много лет у неё прогрессировала Базедова болезнь, были серьёзные изменения во многих органах. Супруга вождя, Надежда Константиновна Крупская, не относилась к числу эффектных «богинь революции», но и «синим чулком» не была. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 году, на следующий день после своего 70-летия. 22 июля 1898 года состоялась свадьба Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской.
Какой на самом деле была Надежда Константиновна
Как утверждает профессор Владимир Лавров, Крупская не любила да и не умела готовить. Эту обязанность в доме Ленина и Крупской выполняла мать последней. После ее кончины супруги стали пользоваться услугами общепита. Но для юбилейного застолья Надежда Константиновна расстаралась — сама приготовила пельмени. Как пишет историк и публицист Гелий Клейменов, в качестве десерта на стол Крупской доставили торт от самого Сталина. Несмотря на то, что Крупская родилась 26 февраля, 24 числа 1939 года в Архангельском ее уже навестили первые гости.
Согласно содержанию книги Веры Васильевой «Кремлевские жены», Надежда Константиновна с удовольствием угощалась Сталинским тортом, но уже вечером ей внезапно сделалось плохо. Вдову Ленина госпитализировали, но даже врачи легендарной Кремлевской больницы не смогли ее спасти. На следующий день после того, как Крупской исполнилось 70, ее не стало.
В то время петь умели основательно, не пропуская куплетов. У истоков советской школы Наконец, школа и воспитание детей. В этой области Крупская с первых революционных дней взяла инициативу в свои руки. Идея октябрятской, пионерской организации и комсомола во многом принадлежит именно ей. А это — создание советского образа жизни, который не исчез, не выветрился и в наше время.
И ведь плодотворная оказалась идея. После взятия Зимнего она уже не была секретарем Ленина. Сосредоточилась на работе в Наркомпросе по линии школы, на которую большевики сделали серьезную ставку. Не только идеология, но и гигиена, всеобщая грамотность, горячая пища для школяров, педагогическое образование. И, разумеется, стремление ко всеобщему и обязательному бесплатному среднему образованию. Долгий путь к этой цели. Все это следовало наладить почти с нуля. Система яслей или материнских школ — это тоже Крупская, ее идея.
Внешкольное образование, дома пионеров с кружками и секциями — это тоже новация, которую поддержала Надежда Константиновна. Официально она занимала такие должности: заведующая внешкольным отделом, руководитель Главполитпросвета, председатель научно-педагогической секции Государственного учёного совета, член коллегии Наркомпроса. Но по существу — была министром образования, учитывая, что наркомпрос Анатолий Луначарский, в большей степени, был, по нашим современным понятиям, министром культуры. Надежда Крупская в бархатном пальто и шляпке «таблетка». Фото: Wikimedia Ортодоксия Крупской В последние годы Крупскую принято считать чуть ли не цербером советской цензуры, которая только и делала, что травила писателей и запрещала пыталась запретить? Необходимо понимать, что без идейной революционной подоплеки в то время мало кто обходился. В особенности — старые большевики и опытные работники Наркомпроса. А Крупская, несомненно, относилась именно к этой плеяде.
Разумеется, она считала главной задачей школы и пропаганды воспитание человека для коммунистического будущего. Эту задачу, по ее мнению, должны были с великим прилежанием решать и писатели, и литературоведы. Тем, в ком она видела единомышленников, Крупская помогала. А, например, сказки Корнея Чуковского считала вредными, мещанскими, хотя их автор с молодых лет считался, да и был леваком. Особенно Крупской не нравилась первая из классических сказок Чуковского — «Крокодил». По вполне политическим причинам. Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня — неуважение к ребенку.
Сначала его манят пряником — веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть», — искренне бушевала Надежда Константиновна. Она увидела в этой сказке и некоторые достоинства — отметила юмор, удачную игру слов, но старорежимный дух перевешивал. Увы, не убедили Крупскую и статьи Чуковского о любимом ею Некрасове. За Корнея Ивановича заступился Горький. Словом, началась долгая дискуссия. При этом надо иметь в виду, что популярность Чуковского среди детей и их родителей в то время была невероятной. Ее связывали, кроме прочего, с нэповским угаром, который, как опасались многие, мог заглушить в сердцах все революционное.
Особенно в молодых сердцах. Думаю, это и напугало Крупскую. Любовь к сказкам Чуковского, как им казалось, превращалась в манию. К Корнею Ивановичу «жена Ленина» была несправедлива. Скорее всего, в какой-то момент она поняла это. Но дело не только в Чуковском, который постоянно вызывал у нее опасения. Она не принимала литературу игры и парадокса. Авангардные поэты, художники, архитекторы в основном поддержали революцию.
Но ни Ленин, ни Крупская их не принимали. Даже Маяковского, который старался быть и актуальным, и понятым, поначалу отторгали. Дерзкие новаторы по отношению к государству и обществу, они оставались консерваторами как читатели и ценители искусства. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год. Фото: Wikimedia Не жаловала Крупская и волшебную сказку. Слишком уж крепко любила она реалистов, очерковый, полудокументальный стиль и считала, что и для детей следует писать только жизнеподобно. Ее и у Чуковского не устраивала разухабистая фантастика. Она воспринимала книгу как учебник жизни — и внимательно следила, чтобы дети не понахватались дурного.
Позиция наивная и ущербная в своем максимализме. На счастье, у Крупской не было амбиций диктатора.
Внешность приехавшей невесты жених нашел «неудовлетворительной», о чем написал сестре.
Мама Наденьки тоже переживала по поводу ее нездоровой «бледности». Девушка успокаивала: «Ну что ты, мама, я под стать северной природе, нет во мне ярких красок». По настоянию тещи свадьбу сыграли не по революционным, а по церковным канонам 10 июля 1898 года.
Факты Шушенское, как и Кокушкино, были родовыми имениями семьи Ульяновых. Ежегодный доход от них колебался в пределах 8 - 17 тысяч рублей. Раз в неделю для барина, будущего вождя революции, забивали одного барана овцу , одного взрослого кабана, птицу индюшек и кур — 3 - 5 штук.
Из воспоминаний Надежды Константиновны: «Правда, обед и ужин был простоват — одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест, как съест — покупали на неделю мяса, работница во дворе в корыте… рубила купленное мясо на котлеты для Владимира Ильича, тоже на неделю… В общем, ссылка прошла неплохо… По-моему, он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий… Одна здешняя обитательница полька говорит: «пан Ульянов всегда весел». Увлекается он страшно охотой, да и все тут вообще завзятые охотники». Ссыльному платили, по одним сведениям, 9 руб.
В эти годы в Сибири баран стоил от 20 до 30 коп. Жизнь в Шушенском Крупская вспоминала как один из самых счастливых периодов в своей жизни. Матери, взявшей на себя все домашние хлопоты и до смерти старательно их исполнявшей , наняли 15-летнюю помощницу по хозяйству.
Средств, получаемых двумя ссыльными, и пенсии вдовы коллежского асессора, вполне хватало на безбедное существование: из столиц выписывали книги и любимую Володей минеральную воду которую он, между прочим, получал и в тюрьме. Наденька работала с утра — вела переписку с оставшимися на воле товарищами, читала газеты, готовила выдержки для статей мужа. Редактировала его перевод «Теории и практики английского тредюнианизма» Сиднея и Беатрисы Вебб перевод заказной, от издателя, оплачиваемый.
Днем много гуляли, Ильич приучал жену к гимнастике, катались на лодках, велосипедах, плавали. Ходили на охоту, по грибы и ягоды. С вечера и до глубокой ночи муж просиживал за рабочим столом.
Всю их совместную жизнь он относился к ней с той же теплотой, нежностью и заботой, как к внезапно умершей любимой сестре Ольге. Свидетельств этому сохранилось немало, особенно в переписке Ленина с родными. Родители Ильича и Крупской, придерживавшиеся народовольческих взглядов, были сторонниками одной и той же системы воспитания.
Ничего удивительного в том, что их дети так быстро нашли общий язык и всю совместную жизнь понимали друг друга с полувзгляда-полуслова, нет. Надежда очень дружила с матерью Ильича, до последних дней была лучшей подругой его сестры Марии. Оба они не были людьми без страстей.
Есть свидетельства, что в юности Крупская принимала ухаживания члена своего революционного кружка рабочего Бабушкина, в ссылке увлекалась красавцем революционером Виктором Константиновичем Курнатовским. Но когда Ленину докладывали об этом, и даже сестра Анна писала по этому поводу возмущенное письмо, он отмахивался: «Не время, Аннушка, заниматься всякими сплетнями. Перед нами сейчас стоят грандиозные задачи революционного характера, а ты ко мне с какими-то бабскими разговорами».
Сам же Ильич однажды всерьез увлекся красавицей Инессой Арманд, дочерью французского оперного певца и женой очень богатого человека. Красавица, она была полной противоположностью Надежды Константиновны. Дело происходило в Ланжюмо, в школе для революционных рабочих.
Это был красивый, страстный роман. Крупская предложила Ленину развод. Но он отказался, отверг Арманд и вернулся к революционной подруге.
Не стоит забывать, что у красотки было пятеро детей от двух браков, а у Крупской — мама с пенсией вдовы коллежского асессора. Ходят слухи, что плод любви Арманд и Ленина, мальчик Андрей, был тайно выращен и прожил жизнь в Прибалтике. Родня красавицы отвергает даже сам факт романа, но сохранились письма, свидетельствующие об обратном.
Уже после разрыва, из Парижа, Инесса писала Ленину: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь!
Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль.
Зачем меня было этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты провел расставание. Нет, я думаю, ты это сделал не ради себя…» Точно известно только одно: поддерживая у гроба Инессы, умершей в Беслане от холеры Ленин, зная ее проблемы с туберкулезом, порекомендовал отправиться на Кавказ.
Вот и отправилась , теряющего сознание в горе Владимира Ильича, Надежда Константиновна поклялась заботиться о ее малолетних детях. И клятву свою сдержала: некоторое время младшие девочки росли в Горках. Позже были отправлены за границу.
До последнего своего дня Крупская состояла с ними в задушевной переписке. Особенно любила младшую, Инессу, а сына ее называла «внучком».
Делегаты прошли в кабинет к Надежде Константиновне и упросили ее выступить на научной конференции. Делегаты вынуждены были открыть свой секрет — конференцию приурочили к юбилею Надежды Константиновны. Она улыбнулась их невольной хитрости, но пришлось согласиться.
Беседа затянулась надолго: говорили о подготовке к XVIII съезду партии, об институтских делах, о новинках литературы. Раскрыла бандероль — вот и первый подарок к дню рождения — новая книга "Педагогика" Б. Есипова и Н. Надежда Константиновна поставила книгу в книжный шкаф. Просмотрела остальные письма и решила ответить ребятам школы слепых.
Она писала в город Грязовец Вологодской области: "Дорогие мои, вы просите написать вам, какие песни я больше всего люблю, хотите разучить их. Самая моя любимая песня — "Интернационал". Также любила я очень песню "Красная Армия" "Белая армия, черный барон снова готовят нам царский трон" и т. Горячий вам привет, дорогие ребята". Закончив писать, Надежда Константиновна посмотрела на часы и заторопилась.
На повестке дня вопрос чрезвычайной важности: о третьем пятилетием плане в области народного образования. Выступая на заседании, Крупская говорила о культурном росте населения, о больших сдвигах в области культуры на селе, подчеркивала необходимость развернутого строительства клубов, сельских библиотек, в которых так нуждается колхозная молодежь, стремящаяся к новой, культурной жизни. Только к вечеру она вернулась домой.
Первая вдова СССР
Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. Супруга вождя, Надежда Константиновна Крупская, не относилась к числу эффектных «богинь революции», но и «синим чулком» не была. Но что касается Надежды Константиновны Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию. Владимира Ленина. Когда это не помогло, Надежду Константиновну госпитализировали в кремлёвскую больницу, но помочь ей медицина была бессильна – сказалось многолетнее разрушение внутренних органов, спровоцированное Базедовой болезнью.
Жена Владимира Ленина: были ли в жизни Надежды Крупской другие мужчины
Как позже признавалась Надежда Константиновна, маленькой она чувствовала себя очень одиноко, поэтому вечерами часто разговаривала с Богом. 9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Надежда Крупская в детстве, 1879 год. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе.