Сейчас в России на семейном образовании по меньшей мере 13 тысяч школьников. Сейчас в России на семейном образовании по меньшей мере 13 тысяч школьников. Плюсы и минусы семейного обучения. Семейная форма обучения. Все ребята прикреплены к общеобразовательным школам, по месту регистрации.
Три мифа о домашнем обучении
- преимущества и недостатки семейной формы обучения | Статья: | Образовательная социальная сеть
- Рекомендуем
- Заметки о семейном образовании
- 1. В каком случае стоит выбирать семейное обучение?
- Плюсы и минусы
- Родители — об опыте семейного обучения: «Дочь читает учебник ОБЖ взахлеб!»
Когда школа – дома: челнинцы рассказали о плюсах и минусах семейного образования
Семейное образование — это обучение дома, но формат может быть любым. Семейное образование vs. домашнее обучение или обучение на дому: в чем разница Как перейти на другие формы обучения или образования Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения Что нужно, чтобы ребенок учился дома Как понять. Семейное обучение часто путают с домашним образованием. Семейное образование практикуют совершенно обычные родители и дети. #школа #образование #обучениеПоддержать меня и канал можно на карту Тинь koff 5213 2439 9598 9157 Молитва и земной поклон за благодетелей!
Родители — об опыте семейного обучения: «Дочь читает учебник ОБЖ взахлеб!»
Ненормальная скученность в классах по тридцати и более человек исключает индивидуальную работу. Различие в способностях и показателях успеваемости разных детей вынуждает педагога устанавливать планку преподавания на уровне среднем и ниже среднего. Классно-урочная система — плод мучительного компромисса, напоминающего известную сказку о дюжине шапок, пошитых из одной овчины. Черепашьим шагом движется учебный процесс, дожидаясь, пока до самых слабых дойдет содержание прописных истин. Экстернат — это распорядок, больше напоминающий занятия студента-вечерника или студента-заочника: самообразование, консультации, экзамен или контрольная. Загруженным выдается окончание учебного рода.
Половина апреля и май в нашей семье — школьные месяцы, в остальное время освоение общеобразовательных предметов проходит как бы само собой, без особого напряжения. Научить учиться Сесть и сделать пять-семь уроков русского и по половине раздела географии и истории — это нормально, в самый раз! Новые темы наши дети разбирают без участия старших, исключение составляет лишь английский язык. Периодического просмотра родителя требуют проблемные дисциплины. Этот распорядок постепенно отлаживался у нас в первые годы, ведь для начала следует научить ребенка учиться.
На первых порах домашний ребенок слабо осознает необходимость ехать в чужое место и отвечать на вопросы строгой чужой тети. Но мало-помалу школьные правила игры проясняются. Благо, школы, работающие с экстернами, идут навстречу и предоставляют возможности консультаций и разовых посещений классных занятий в течение года — «сверки часов» родителей, ученика и учителя. Читайте также: Домашнее обучение: подводные камни. Опыт мамы Дети-«семейники», как правило, бывают прекрасно подготовлены к первому классу: свободно читают, считают, пишут и пересказывают, имеют неплохую эрудицию, послушны, внимательны, старательны, собраны.
Начало пути, таким образом, проходит на положительном фоне. Формальная сторона сведена к минимуму, школа не наваливается на ребенка всей своей массой, не вызывает стрессовых реакций в психологии «стресс первого класса» — вполне утвердившееся понятие. Меньше отвлечений, срывов в баловство и дурачение. Ничто не мешает ребенку учиться! Под конец второго класса он обычно уже входит в ритм, и взрослому не приходится корпеть, организовывая учебу «от и до».
В многодетных семьях старшие дети, «эксперты», недавно только освоившие тот же курс, неплохо сопровождают младших и помогают им. Наконец, наступает момент, когда взрослый замечает, что дети сами начинают ограничивать его участие в обучении. Вместо хождения под родительским оком они предпочитают разбирать материал самостоятельно и задавать отдельные вопросы. С этого момента мотор самообразования заработал, поздравляем! Семейное означает превосходное Но это полдела.
Облегчив школьное бремя, мы получаем встречную проблему: чем занять детство? Частью чего, какого проекта подготовки к жизни, развития и воспитания таковое является? Мне приходилось встречать семьи, где детям внушалось пренебрежение к образованности, к мирской жизни, а между тем годы и дни протекали беспорядочно и не были заняты сколько-нибудь большим, важным делом. Семейное образование являлось путем наименьшего сопротивления, способом «откосить» от докучливой школы. Дети учились кое-как, скучали, бездельничали, впоследствии же получали от родителей смартфоны, компьютер и, подобно остальным сверстникам, «зависали» в сети.
Печальные примеры, заставляющие меня как родителя раз за разом анализировать собственные действия… Конечно же, семейное должно означать превосходное, никак не иначе! Важен не сам по себе нешкольный статус ребенка, но практическая деятельность, осуществляемая в близком контакте с наставником, профессионалом и мастером своего дела. Это может быть спорт, может быть искусство, техническое творчество, подготовка к церковнослужению или привлечение к семейному бизнесу даже — почему нет?
Более или менее допустим вариант «домашнее обучение». А вот «семейное обучение», «домашнее образование», «образование на дому» — однозначно некорректны. Семейное образование vs. Первая форма самая простая и понятная — это учеба в школе в течение 9-11 лет.
Семейное же образование означает, что ребенок учится вне государственной или частной школы. Вместо этого знания ему дают частные репетиторы, родители, сообщество, в котором состоит его семья. Учась таким образом, ребенок вполне может освоить школьную программу намного быстрее тех детей, которые ходят на обычные уроки. Семейное образование, например, получила 8-летняя Алиса Теплякова, поступившая в МГУ в августе 2021 года: именно благодаря этой форме образования она сдала ЕГЭ в столь раннем возрасте. Семейное образование часто выбирают родители тех детей, которые профессионально занимаются спортом. Учиться и завоевывать медали одновременно невозможно. Есть родители, которым не нравится современная система обучения, и они хотят дать детям другие знания: более глубокие и полезные по их мнению.
Это значит, что ребенок по-прежнему числится в школе, имеющей аккредитацию государственной или частной , однако не посещает занятия в здании школы очно. Вместо этого он получает знания: от школьных учителей, которые приходят к нему домой или в больницу лично; онлайн, с помощью разных сервисов, разработанных специально для этого по сути, как дистанционное обучение. Обучение на дому доступно только ограниченной категории школьников: тем, кто нуждается в длительном лечении; детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья не могут ходить на уроки. Однако для перехода на домашнее обучение необходимо предоставить документальные основания. Как замотивировать школьника на учебу?
Ребенку нужна дополнительная помощь по математике? Вы потратите 15 минут, чтобы помочь разобрать новую тему.
Он увлекся космосом и хочет обсуждать только планеты и черные дыры? Можно посвятить этому хоть целую неделю. Кроме того, вы можете вместе сразу же отмечать любой успех или достижение. А еще чем больше времени вы проводите с детьми, тем больше появляется и возможностей для общения и хороших впечатлений — забавных моментов в обучении, перерывов на прогулки, обсуждений. Все это помогает улучшить отношения и между родителями и детьми, и между братьями и сестрами. Это минусы Большая нагрузка Раньше вы были только родителем — или работающим родителем — и выполняли домашние обязанности, а теперь вы учитель, репетитор, методист и директор школы. А еще и ребенку, и вам надо привыкнуть, что в вас теперь нужно видеть и уважать преподавателя.
Одной из главных причин отказа от домашнего обучения многи еназывают именно эту: учить детей дома — это просто тяжелая работа.
В «Законе об образовании» есть статья о том, что к аждая школа самостоятельно утверждает сроки и форматы проведения аттестации, поэтому все «семейники» проходят ее согласно школьному «Положению». При этом формат, в том числе и дистанционная форма контроля знаний, а также сроки согласовываются с администрацией учебного заведения и по заявлению родителей. Часто родители предпочитают самостоятельно учить детей по утвержденной государством программе. При этом учиться можно как по школьным учебникам, так и по авторским методикам. Главное здесь — конечный результат и выполнение программы. На эту тему в интернете созданы большие онлайн-сообщества родителей , которые обмениваются опытом и вместе преодолевают возникающие проблемы.
Например, у многих родителей возникают опасения по поводу усвоения материала ребенком. Находясь в классе и обсуждая, к примеру, какое-то литературное произведение или историческое событие, ученик получает за короткое время много разных мнений и учится искать правду среди них. Таким образом, материал запоминается быстрее. В домашних условиях, когда в качестве преподавателя выступает мама, получить такой опыт намного сложнее. Для этого существуют разные варианты решений. Например, можно смотреть вместе с ребенком адаптированные фильмы по мотивам того или иного исторического события, либо родители в ненавязчивой манере могут периодически обсуждать с ребенком тот или иной учебный материал на каких-то жизненных примерах, втягивая его в самостоятельные рассуждения и высказывая разные точки зрения. Что важно выяснить до принятия окончательного решения Если родитель хочет не только перевести ребенка на домашнее обучение, но и зачислить его в онлайн-школу, нужно предварительно разобраться с несколькими нюансами: Важно не путать семейное образование с заочным.
При формате семейного образования ребенок официально отчисляется из учебного заведения и прикрепляется к образовательной организации для аттестаций. В этом случае родители по закону несут ответственность за учебу ребенка и ее результаты. А при заочной форме ребенок остается «на балансе» школы, и за его образование отвечает учебное заведение. Но так или иначе, родителям нужно будет достичь понимания с администрацией школы сроков сдачи аттестаций и формата их проведения. Тогда будущие экзамены и аттестации будут проходить именно там, что упрощает решение многих вопросов. Иногда у «семейников» возникают проблемы со скидками и льготами для школьников, потому что по закону они не привязаны к учебному заведению. Из-за этого не всегда получается купить ребенку железнодорожные билеты, билеты в музеи или кино по детскому тарифу.
"Я забрала дочь из школы": плюсы и минусы дистанционного обучения
Школьный учитель физически не может подробно объяснить предмет каждому обучающемуся. Не все дети способны воспринимать информацию за короткий срок. Многим нужно больше времени для освоения отдельной темы урока, раздела. Из-за такой разницы в классе возникает неравенство: некоторые становятся отличниками, а другие отстают. При обучении индивидуально все внимание направлено на одного ребенка. Можно уделить больше времени проблемному предмету. Помимо этого, преимуществами данной системы обучения являются гибкий график учебы и широкий выбор учебного материала. Семейное образование позволяет составить индивидуальный график занятий.
Некоторые уроки можно перенести или заменить, если того требуют обстоятельства. На данный момент существует большое количество учебников и пособий по образованию. Для неопытных учителей тоже есть инструкции по грамотному ведению занятий. Родитель трезво оценивает способности своего ребенка, и делает выводы по его успехам. В школе у ребенка могут возникать конфликтные ситуации со сверстниками, которые в дальнейшем пагубно влияют на его успеваемость, отношения с коллективом, психику.
Почему известные звезды и блогеры переводят детей на семейное обучение Семейное обучение сегодня поддерживают многие звезды и блогеры. Некоторые семьи переводят детей на семейное обучение из-за комплекса разных причин. Так, например, в январе этого года известные блогеры, супруги и многодетные родители Сергей и Надежда Ким перевели на семейное обучение троих младших детей. Отчасти такое решение было вызвано переездом семьи в прошлом году в новый загородный дом.
На транспортировку детей в школу и обратно стало уходить много времени, дети вынуждены были вставать в 6 утра, потом целый час проводить в машине в пробках… Кроме того, родители были недовольны качеством школьного образования. Фото с сайта changeonelife. Например, делая домашние задания с младшими сыновьями, заметили, что нам приходится заново объяснять пройденный в школе материал, — рассказывает Сергей Ким. Средняя дочь Сергея и Надежды восьмиклассница Вероника сама изъявила желание учиться на дому. Девочка хорошо учится и даже была старостой в классе. Среди других причин перевода детей на семейное образование Сергей и Надежда Ким назвали эмоциональное состояние детей, стрессы, а также буллинг среди одноклассников. Мы же не уехали в лес, не живем вдали от цивилизации. Сергей и Надежда подчеркивают, что ничего не имеют против традиционной формы школьного образования. Просто на данный момент обстоятельства сложились так, что им удобна данная форма получения образования.
Популярный блогер искусствовед Анастасия Постригай свое решение перевести детей на семейное обучение объясняет желанием наполнить их головы и сердца правильными ценностями и установками. Если ребенок находится полдня в школе, а вечером делает домашку с уставшими родителями, в семье нет душевного взаимодействия, — пишет в своем блоге Анастасия Постригай. В итоге дети впустую проводят время на занятиях и не любят получать знания. Но ведь детство создано для того, чтобы получать яркие эмоции и новый, не рутинный опыт! Плюсы семейного образования: — Вы получаете возможность подстроить обучение ребенка под жизнь семьи. Например, многие родители не знают, что существуют саннормы, согласно которым ребенок не должен тратить много времени на выполнение домашних заданий: 1-й класс — домашнего задания нет; 2—3-й классы — 1,5 часа в день; 4—5-й классы — 2 часа в день; 6—8-й классы — 2,5 часа в день; 9—11-й классы — 3,5 часа в день. А теперь давайте честно ответим, получается ли у вас соблюдать данные рекомендации? Или вы из тех, кто решает примеры по математике и переписывает русский вместе с детьми до ночи? Фото из открытых источников интернета — По необходимости можно ускорить процесс обучения.
В традиционной школе уроки рассчитаны на среднего ученика.
Кстати, только в этот момент у Гриши появились репетиторы, раньше он справлялся самостоятельно. По моему опыту, если с самого начала правильно выстроить учебный процесс, уже с 10—12 лет детям не нужен родительский контроль, они могут учиться сами. Сейчас Грише 14 с половиной лет, он ученик 10-го класса.
О движении в своем темпе Один из больших плюсов домашнего обучения я вижу в том, что оно позволяет ребенку двигаться в своем темпе. Ведь все дети по-разному осваивают программу — по какому-то предмету ребенок может опережать класс, а другой будет даваться ему с трудом. И в результате на уроках получаются то лишние стрессы, то откровенная скука из-за необходимости подстраиваться под остальных. В первом классе у Гриши были проблемы с письмом — он писал медленно и не очень красиво.
В школе в таких случаях не избежать замечаний, а порой и сниженных за почерк оценок — мне пришлось бы заставлять его, требовать, давить. Думаю, не стоит и говорить, к чему это обычно приводит — у ребенка очень быстро развивается отвращение. К счастью, на домашнем обучении у нас было время найти удобные прописи, понемногу отрабатывать технику письма и дорасти, созреть для этого навыка. У Гриши и сейчас не лучший почерк, но моей целью было не отточить каллиграфию, а привить любовь к родному языку.
Такая же история с чтением — в начальной школе Гриша не любил читать, и вместо стандартной школьной программы я выбирала книги, которые были ему интересны. И вот уже в 3-м классе сын читал с удовольствием, у него наладилось письмо, и мы забыли об этих проблемах. У меня четверо сыновей: Саше исполнилось 12 лет и он закончил 6 класс, Никите — 9 лет, он учится в 4 классе, Мише — 6 лет, а Ромке — 3 года. Саша и Никита учатся с опережением, то есть по возрасту они должны быть на несколько классов младше.
С шестилетним сыном-дошкольником мы пока занимаемся в свободном формате, не по программе. Со старшими мы никогда не прикреплялись к школе, поэтому перехода с одной системы на другую у нас не было. Впервые мы прикрепили сыновей к школе только в прошлом году, потому что решили сдать необязательную промежуточную аттестацию. Я сделала это через компанию, которая занимается онлайн-аттестациями и берет на себя все вопросы взаимодействия со школой.
Дети проходят тесты на специальной платформе, после чего получают справку из школы об окончании очередного класса. О репетиторе Долгое время мы обучались самостоятельно и пробовали разные учебные площадки — благо, их появляется все больше и больше. Но в прошлом году я захотела, чтобы кто-то кроме меня занимался с ребятами, и так у нас появилась Наташа. С младшим Никитой она занималась как учительница, а с Санькой это было скорее тьюторство — помощь в подборе информации, упражнений, каких-то практических заданий.
Мне очень повезло найти человека, который всерьез увлечен своим делом. Мальчишки с удовольствием ездили к Наташе трижды в неделю и проводили там по полдня. Она занималась с ними всеми предметами в рамках школьного курса. И что мне особенно понравилось, предметы были «перелинкованы» между собой, то есть они преподавались системно, а не отдельно друг от друга, как это обычно бывает в школе, а к скучным непонятным формулам всегда находились интересные примеры из жизни Например, чтобы рассчитать скорость, мальчишки замеряли расстояние от столба до дерева во дворе и время, за которое каждый из них его пробегает.
Так они сразу понимали, как то или иное знание может пригодиться в реальной жизни. О вызовах и победах Мы, как родители, постоянно бросаем сыновьям вызовы. Например, до Нового года пройти целиком класс, сдать все контрольные и тесты. Словом, показать, что поняли материал.
Очевидно, что детей нужно ограждать от общения с такими «воспитателями», дабы не напичкать предрассудками, которые могут испортить им жизнь. Наконец, много нареканий получила существующая в школах программа ОПК. Предполагалось, что о религии детям будут рассказывать теологи, которые просто повысят культурный уровень учащихся. На поверку во многих школах этот предмет ведут представители РПЦ Российская Православная Церковь , превращая урок в настоящую пропаганду православия. Известны случаи, когда родителям звонили из школы неадекватные педагоги с вопросами типа «Вы знаете, что Ваш ребенок — язычник? Это актуально для представителей всех остальных религий, а также, разумеется, для атеистов и агностиков. Помимо неадекватных учителей ребенок может столкнуться с жестокими сверстниками. Те, кто считают, что любая школьная среда необходима, чтобы социализоваться, глубоко заблуждаются. Ведь в наших школах почти всегда социализация весьма жесткая, и от нее гораздо больше конфликтов, неврозов и другого рода проблем, чем плюсов. Если Вы хотите чтобы малыш непременно общался с другими детьми — найдите ему секции и кружки, где будут адекватные и приветливые преподаватели, дружелюбные дети.
Вместо принудительного общения с теми, кому ребенок не рад, он получит творческую среду, где ему будет приятно находиться. В домах творчества, творческих студиях и тому подобных местах, куда дети ходят по собственному желанию, атмосфера более здоровая, чем в общеобразовательных школах. Социализация гораздо лучше пройдет здесь и дома, нежели в школе. Немаловажно, что оградив ребенка от школы, Вы избавите его от некачественной и вредной еды, которой пичкают несчастных детей в большинстве образовательных учреждений. По словам врачей-эпидемиологов, школьное питание вовсе не полезно, а в отдельных случаях наносит сокрушительный удар по здоровью детей! Минусы При семейном образовании родители и школа заключают договор, вписать в который можно много чего, поскольку для этих случаев типового образца не существует. Поэтому рекомендуется поговорить с юристом или теми, кто уже имел дело с таким документом, прежде чем заполнять договор. Это не так страшно, но требует дополнительного времени и необходимости разбираться в правовых вопросах. В Москве родители, выбравшие семейную форму обучения, получали от государства финансовую компенсацию, что было справедливо и логично. В 2013 году все изменилось, когда в силу вступил новый закон «Об образовании», и теперь получить деньги — целая проблема.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Родители — об опыте семейного обучения: «Дочь читает учебник ОБЖ взахлеб!» | Семейное образование — это форма получения образования вне школы. |
Отказаться от школы: семейное обучение для ребенка в 2024 году | Семейное обучение: плюсы и минусы у него, конечно же, есть. При этом то, что для одной семьи плюс, для другой может оказаться минусом. |
Родители — об опыте семейного обучения: «Дочь читает учебник ОБЖ взахлеб!» | «АиФ-Воронеж» поговорил с многодетными матерями, которые рассказали о плюсах и минусах семейного образования, о том, как происходит обучение вне школы, и каких ошибок стоит избегать при переходе на СО. |
Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование
Семейное образование — это форма получения образования вне школы. Хочу поговорить о выявленных «плюсах» и «минусах» семейного обучения. Если вы тоже думаете о переходе на семейное обучение, почитайте о его преимуществах и подводных камнях. И семейное обучение — возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования. Семейное обучение: плюсы и минусы. обучение дома в виде семейного образования или самообразования.
«Семейное образование: плюсы и минусы». Евгений Ковалёв
Плюсы и минусы домашнего образования в 10-11 классе. Кому подойдет данный формат и почему так важно ходить в школу старшеклассникам, которые перешли на данную форму обучения. Многие родители, которые выбрали семейное образование, выступают именно за их изучение, а не предложенными Министерством образования вариантами ФГОС. На практике оказывается, что изучать семь полезных искусств полезно и нужно. Семейное обучение – самая быстро растущая альтернативная форма обучения. Поскольку семейное обучение выбирают родители, по-настоящему заинтересованные в образовании своего ребенка, то и предлагаемые программы, материалы и методики – наивысшего стандарта.