Содержание: судья полномочия неприкасаемость Полномочия судьи приостанавливаются решением коллегией судей при наличии одного из следующих оснований: 1. добавил один из источников. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим.
Гарантии независимости судей
- 1.1 Понятие статуса судьи и его составные элементы
- Апелляционная коллегия ВС подтвердила прекращение отставки судьи
- Полномочия судьи: прекращение, приостановление, отставка | ЗАСУДИЛИ.РУ - о судах и судьях | Дзен
- Статья 121 Конституции Российской Федерации на 2024 год последняя редакция, читать онлайн
- Кого из судей и за что наказали в 2022 - сводки из ВККС. Часть 1 — Право на
- Популярное
Приостановление полномочий судьи
- Статус судьи в Российской Федерации. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
- Telegram: Contact @kremlinr
- Приостановление и прекращение полномочий судьи. Срок полномочий | Нейросеть Бегемот
- Статус судьи в Российской Федерации. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
- ВККС рассмотрит заявления о прекращении полномочий судей - новости Право.ру
- Госдума ввела порядок прекращения полномочий судей за проступки - ТАСС
Председателя Шестого кассационного суда Самары досрочно лишили полномочий судьи
Прекращение полномочий судьи означает полное прекращение трудовых отношений с судом, в котором он работал. Правила приостановления или прекращения полномочий судьи ограждают его от произвольных решений должностных лиц либо органов, обнаруживших намерение избавиться от «неудобного» либо «несговорчивого» судьи. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу. Законом особо оговаривается, что порядок прекращения полномочий председателя, заместителя и судей Конституционного суда устанавливается специальным федеральным конституционным законом, отметил Андрей Клишас.
Популярные статьи:
- Наши проекты
- Смотрите также
- Что нужно знать об отставке судьи и иных случаях прекращения его полномочий
- Владимир Путин подписал законы о прекращения полномочий судей за проступки
Приостановление, прекращение полномочий судьи и отставка судьи
прекращения или приостановления полномочий судьи по основаниям, предусмотренным федеральным законом. В связи с письменным заявлением об отставке ККС прекратила полномочия судьи Фрунзенского районного суда г. Иваново Елены Власовой. Содержание: судья полномочия неприкасаемость Полномочия судьи приостанавливаются решением коллегией судей при наличии одного из следующих оснований: 1. Квалификационная коллегия судей Псковской области удовлетворила заявления Ирины Сорокиной о прекращении её полномочий судьи Бежаницкого районного суда и Натальи Ивановой о прекращении ее полномочий судьи Невельского районного суда.
Лишенных статуса судей-отставников послабления в законодательстве не коснутся
Прежде всего, это положения Конституции РФ ст. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти, гарантируется осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Далее положения, определяющие статус судьи определены главой 2 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996г. В ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» дается определение судьи, говорится также о судьях в отставке, о предоставление за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий, о несменяемости и неприкосновенности судей. Наиболее полное правовое закрепление положений, характеризующих статус судей имеет место в законе «О статусе судей в Российской Федерации». Помимо конституционного и федерального законодательного регулирования содержания статуса судьи в нашей стране весьма важную роль играют также региональное законодательство — законы субъектов РФ, определяющие статус мировых судей и статус судей конституционных уставных судов субъектов РФ, а также акты органов судейского сообщества, прежде всего Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004г.
Следует отметить, что законодательно определено, что статус всех судей в Российской Федерации един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей. Особенности правового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей Конституционного Суда РФ определяются соответствующими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также и законами субъектов РФ. Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет [7] », иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами.
Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ например, для судьи Конституционного Суда РФ — безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство подданство иностранного государства.
К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации. В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе. Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону.
Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса. Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования.
Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца. Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ [8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества [9] России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи.
Судебной же практики по данной коллизии нет. Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция». Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков. Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр. Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи.
В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР. Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет. Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств [12] ».
Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен. В-третьих, в п. Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется. В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи.
Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду. То есть, полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным как Законом «О статусе судей в РФ» ст. Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения своих обязанностей. Полномочия судьи любого федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, как и полномочия мирового судьи, приостанавливаются исключительно решением соответствующей квалификационной коллегии судей как и принятие решения о возобновлении полномочий судьи при наличии одного из следующих оснований в соответствии со ст. Необходимо отметить, что в Законе о статусе судей ничего не сказано относительно избрания судьи в состав органа законодательной представительной власти муниципального образования.
По данному вопросу Конституционный Суд РФ в определении [15] от 18 июля 2006г.
Приостановление полномочий судьи и отставки судьи в ред. Федерального закона от 09. Федерального закона от 21. Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: в ред.
Кроме того, его лишили 1-го квалификационного класса.
При этом сам Александр Ефанов вину в приписываемых ему деяниях категорически отрицает. Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во « ВКонтакте » и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.
We use cookies. Read the Privacy and Cookie Policy I accept 52. Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. Закон «О судебной системе РФ» запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей.
Решение о досрочном прекращении полномочий судьи основываться только на фактах
При этом в законе "О судебной системе РФ" признается утратившей силу статья 27, посвященная конституционным судам субъектов РФ, она также перестанет действовать с 2023 года. Регионы получают право принимать "решение о создании конституционных уставных советов", действующих при законодательных органах власти. Со дня вступления закона в силу конституционные суды регионов не смогут принимать новые дела к производству, а рассмотрение уже принятых дел "должно быть завершено и решения по ним должны быть приняты до дня" принятия субъектами РФ своих законов об упразднении таких судов, "но не позднее 1 января 2023 года". Новые судьи конституционных судов регионов также не будут назначаться после вступления законопроекта в силу. Действующим судьям, вышедшим из-за новых норм в отставку, обеспечивается сохранение положенных по закону гарантий.
Судья, не согласившийся с решением квалификационной коллегии, может обжаловать его в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Приостановление полномочий не лишает судью гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения. Решение о возобновлении полномочий принимается квалификационной коллегией судей, которая приостановила его полномочия.
Прекращение полномочий судьи — это полное отстранение его от исполнения должностных функций решением квалификационной коллегии судей по установленному законом перечню оснований: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по другой уважительной причине; письменное заявление о переходе на другую работу; истечение срока полномочий, если они были ограничены определенным сроком; увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; занятие деятельностью, не совместимой с должностью; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда; достижение предельного возраста пребывания в должности судьи. Обжаловать решение квалификационной коллегии судья может в Верховном Суде РФ.
Приостановление полномочий судьи и отставки судьи наименование дополнено с 12 марта 2010 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 246-ФЗ - см. Полномочия судьи и отставка судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований абзац дополнен с 12 марта 2010 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 246-ФЗ - см. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье ежемесячного денежного вознаграждения или уменьшение его размера.
ККС посчитала доводы жалобы несостоятельными, просила отказать и решение коллегии не изменять. В сентябре 2021 года Высшая квалифколлегия согласилась с выводами ККС и оставила ее решение без изменений. ВККС подчеркнула, что запрет судьям в отставке заниматься определенной коммерческой деятельностью должен обеспечивать доверие к судебной системе.
Цель запрета — исключить ситуации, когда в судебном процессе представителем одной из сторон выступает судья в отставке. Из-за этого другие участники процесса могут засомневаться в беспристрастности и непредвзятости суда. В мае 2007 года он занимался оплачиваемой деятельностью, а позднее был работником учреждения с полномочиями представительства в суде. В ответ на довод Коротаева о его 21-летнем стаже квалифколлегия отметила, что стаж следует считать календарным способом. В законе нет специальной нормы об ином исчислении времени работы при расчете стажа судьи. Высшая квалифколлегия не выявила заинтересованности ККС. Довод Коротаева, что его отставка прекращена из-за плохих отношений с работодателем, основан лишь на предположениях. ВККС оставила решение региональной квалифколлегии без изменений.
В решении суд подчеркнул, что особый статус судебной власти обязывает ее представителей проявлять должную осмотрительность, честность и достоинство в своих поступках.
Приостановление и прекращение полномочий судьи. Срок полномочий
Read the Privacy and Cookie Policy I accept 52. Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. Закон «О судебной системе РФ» запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздействия на судей и ином вмешательстве в деятельность суда подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом.
Судья вправе возобновить исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления его полномочий прекращение участия в предвыборной кампании, прекращение уголовного дела по реабилитирующему основанию и др. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия. Совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, определяется по усмотрению квалификационной коллегии судей. Таким поступком могут явиться действия, совершенные как при исполнении служебных обязанностей, так и в быту. Решения квалификационных коллегий о прекращении полномочий судей общих арбитражных и военных судов могут обжаловаться судьями в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии может быть обжаловано в тот же срок в Верховный Суд Российской Федерации. Закон "О Конституционном Суде" в дополнение к изложенным в Законе "О статусе судей" основаниям для прекращения полномочий судьи предусматривает еще два: нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда; неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин. Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда принимается, как правило, на пленарном заседании Конституционного Суда за двумя исключениями: при необходимости прекратить полномочия ввиду нарушения порядка назначения судьи на должность или в связи с совершением судьей порочащего его поступка окончательное решение принимает Совет Федерации по представлению Конституционного Суда. Формой прекращения полномочий судьи является его отставка. Отставка - это почетный уход или почетное удаление судьи с должности.
Уход может иметь место по инициативе судьи и добровольно независимо от возраста, по его заявлению. Удаление носит вынужденный характер и может иметь место по состоянию здоровья, истечению срока полномочий судьи, увольнению военного судьи с военной службы, при ограничении дееспособности судьи, отказе от перевода в другой суд. Пребывающий в отставке судья сохраняет за собой звание судьи и наделяется гарантиями неприкосновенности. Он остается членом судейского сообщества и может быть повторно назначен судьей.
Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 — управления отделы по субъектам РФ. В соответствии с п. ССП включает: Федеральную службу судебных приставов, возглавляемую директором; службу судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ, возглавляемую заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ — главными судебными приставами субъектов РФ; районные, межрайонные подразделения. ССП организована в соответствии с административно-территориальным, военно-административным делением России, ее федеративным устройством. Последний назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Директор ФССП осуществляет руководство ФССП и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФССП; распределяет обязанности своих заместителей и поручает им исполнение части своих полномочий; организует исполнение приказов и других правовых актов; утверждает положение о структурных подразделениях ФССП; дает обязательные для исполнения указания руководителям нижестоящих подразделений службы; заключает договоры по вопросам деятельности ССП. ФССП по отдельным основным направлениям деятельности имеет девять управлений. Службы судебных приставов юстиции субъектов РФ — территориальные органы ФССП всего 88 служб судебных приставов — являются промежуточным звеном между высшим звеном службы судебных приставов и районными, межрайонными их подразделениями. Районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов являются низовым звеном ССП. Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов. Служба приставов — федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа. На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах ст. Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта ст. Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ. Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебным приставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры. Действия судебных исполнителей можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации — структуры службы организованы во всех субъектах РФ. Одной из важных проблем, отрицательно влияющих на эффективность исполнительного производства, является отсутствие законодательной регламентации права судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия при осуществлении розыска должника и его имущества, отсутствие права доступа к базам данных правоохранительных органов. В этой связи важным является постановление КС, согласно которому приставы могут делать запрос в банк и получать информацию о вкладах физических лиц. Федеральным законом предусмотрены гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов. Правовую основу деятельности исправительных учреждений составляет Закон РФ от 21 июля 1993 г. Основными задачами деятельности ГУИН являются: обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности УИС; организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания, размещение и перевод осужденных заключенных ; организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторах, безопасности персонала, охраны объектов УИС. Для этих целей в Минюсте России создано специальное Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности уголовно-исправительной системы; организация конвоирования осужденных и спецперевозок; организация привлечения к труду осужденных на собственных производствах учреждений, исполняющих наказания, а также в качестве индивидуального предпринимателя на предприятиях учреждений, исполняющих наказания, и т. В непосредственном подчинении ГУИН находятся территориальные органы УИС, учреждения, предприятия и иные организации научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и т. Основные направления деятельности органов УИС: — осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных — в тюрьмах, исправительных или воспитательных колониях; — производственная деятельность; — оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах и колониях; — уголовно-процессуальная деятельность; — рассмотрение дел об административных правонарушениях. Надзор за деятельностью органов УИС Минюста России осуществляет специализированная прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования, о виновности, доказанности и другие не являются окончательными, а только предварительными, предшествующими разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к месту совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Роль предварительного расследования велика, так как его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Предварительное расследование имеет две формы: дознание и предварительное следствие. Сходство органов предварительного расследования: — применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи; — при наличии признаков преступления обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело; — единое правовое обеспечение: свою деятельность осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Принятые в пределах компетенции органов предварительного расследования акты имеют одинаковое юридическое значение. Помимо того что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами, основное отличие данных органов состоит в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания — вспомогательной за исключением органов внутренних дел , необходимой для основных задач, стоящих перед ними. Органом предварительного следствия является конкретное лицо — следователь, а органами дознания являются не только должностные лица, но и органы в целом ОВД, таможенные органы, органы Гос-наркоконтроля России и др. Некоторые различия имеют место и в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т. Задачи предварительного расследования заключаются в том, чтобы: — при получении сведений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения; — пресечь или предотвратить совершение преступления; — установить и изобличить преступника; — не допустить привлечения к ответственности невиновного; — обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступником. На органы дознания, располагающие оперативными службами, в целях эффективного выполнения указанных задач возлагается и производство оперативно-розыскной деятельности, которая относится к самостоятельной функции. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели следователи органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы. По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами , дознание производится следователями прокуратуры. И государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания. Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Задачами органов дознания являются: — быстрое и полное раскрытие преступлений; — изобличение виновных; — обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий: — дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц так называемые очевидные преступления , по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора; — производство неотложных следственных действий осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др. В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры: — руководитель начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания; — дознаватель — это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности. Органы внутренних дел — основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания. Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура. Следствие — собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие. Предварительное следствие — выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие — составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции. Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. Задачи органов предварительного следствия: — быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных; — всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела; — обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка; — обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства; — обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу; — установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения; — выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению. Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты системы структурных подразделений. Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора. Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства. Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ. Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью. Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки. Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции. В связи с созданием Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в Следственном комитете при МВД России образуется управление по расследованию экономических и налоговых преступлений. Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения. Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Создание прокуратуры Российской империи связано с реформами государственного управления, проводившимися Петром I. Созданная Петром I прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде. Судебная реформа 1864 г. Советский период истории прокуратуры начался с ее ликвидации. Декретом от 27 ноября 1917 г. Советская российская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. Были определены ее функции и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений. Отказ от сталинской уголовной политики в период так называемой «хрущевской оттепели» ознаменовался принятием 24 мая 1955 г. Реальное реформирование прокурорской системы началось после распада СССР и создания новых политических и социально-экономических условий жизнедеятельности государства и общества. Закон РФ от 17 января 1992 г. В него в последующем вносились изменения и дополнения, которые повлекли за собой изложение его новой редакции. Место прокуратуры новой России в системе органов государства не нашло четкого определения в Конституции РФ 1993 г. В российских условиях прокуратура выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках конституционного строя. Как особый вид государственного контроля он распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. Содержание надзора определено в ст. Юридически различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям: 1 надзор за исполнением законов; 2 надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор за исполнением законов имеет три разновидности в зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры. Предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; он распространяется на всю деятельность этих органов и лиц. Вторая разновидность этого направления — это прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Его предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, осуществления трех названных видов деятельности. К полномочиям прокурора по надзору в этой сфере относятся: проверка уголовных дел, дача письменных указаний, контроль за законностью решений о возбуждении уголовных дел или применении мер процессуального принуждения, утверждение обвинительного акта и направление уголовного дела в суд, прекращение уголовного дела. В соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности эта деятельность осуществляется оперативными подразделениями ОВД, ФСБ, федеральных органов государственной охраны. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этой деятельностью включают: требование предоставления ему оперативно-служебных документов, прекращение незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вносит представления, опротестовывает акты, требует проведения проверки вышестоящими органами законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона. В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания, и назначаемых судом мер принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предметом данной отрасли являются: законность нахождения лиц в учреждениях УИС и мер принудительного характера, назначаемых судом; соблюдение установленных законодательством рФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. В ранее действовавших законах о прокуратуре на главное место ставились охрана и защита интересов государства. Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина как в органах и должностными лицами, в отношении которых осуществляется надзор за соблюдением законов, так и в органах управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Законодательство дает прокуратуре возможность осуществлять надзор за предприятиями и организациями только в части соблюдения прав и свобод человека. При этом органам прокуратуры запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, они не вправе подменять контрольные органы. При осуществлении возложенных на него функций прокурор: — рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; — разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; — принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В своей деятельности в этом направлении прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в РФ. В этом направлении надзора особое внимание уделяется соблюдению законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за деятельностью по оказанию населению психиатрической помощи. В соответствии с Законом о прокуратуре надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Актами прокурорского реагирования в порядке прокурорского надзора служат: — требования. Требования прокурора подлежат безусловному исполнению с сообщением прокурору о принятых мерах, их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность; — представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения в течение месяца, и о результатах, принятых мерах должны сообщить прокурору в письменном виде; — протест — это акт жесткой формы прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении прокурорского надзора. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. Различаются: протест в порядке общего надзора, кассационный протест, частный протест, протест в порядке надзора; — постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа, выносится прокурором исходя из характера нарушения закона должностными лицами и рассматривается уполномоченным на то органом в установленном законом порядке; — предостережение о недопустимости нарушения закона, имеющее профилактическое значение.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия, а в отношении судей Конституционного Суда - по решению этого Суда. Любой судья, полномочия которого приостановлены, не перестает быть судьей: он остается членом судейского сообщества, ему по-прежнему выплачивается денежное вознаграждение, причем без снижения размера, вообще не снижается уровень всех видов материального и социального обеспечения за исключением случая избрания в качестве меры пресечения заключения судьи под стражу , не лишается гарантий неприкосновенности. Но он не вправе осуществлять правосудие, в том числе участвовать в коллегиальных судебных заседаниях, и вынесенный им или с его участием судебный акт не будет законным, участвовать в заседаниях органов судейского сообщества, даже если в отношении его таким органом не принималось специальное по приостановлению полномочий решение. Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы или иную информацию. Конституцией РФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и или в ином порядке, чем урегулировано в федеральном законе. Полномочия судьи федеральных судов за исключением судей Конституционного Суда РФ и мировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегий судей ККС по следующим основаниям: 1 письменное заявление судьи об отставке; 2 неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3 письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4 истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом были ограничены определенным сроком; 5 увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе он установлен в зависимости от воинского звания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. Кроме того, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названных категорий судей: это дисциплинарное взыскание. Решение о его наложении принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения. В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они за совершение дисциплинарного проступка, под которым п. Решения квалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в судебном порядке. Примерно те же основания прекращения полномочий судей конституционных уставных судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих законодательных актах об этих судах [16]. К ним добавляются обычно лишь такое основание, как ликвидация самого суда в связи с изменением конституции устава субъекта РФ. Отличается от указанного выше и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий осуществляется по решению самого Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Из общего правила есть два исключения: 1. Полномочия судей конституционных уставных судов субъектов РФ прекращаются в схожем порядке — на уровне региональных властей. Следует добавить, что в Регламенте Конституционного Суда РФ процедурным вопросам приостановления и прекращения полномочий его судей посвящены гл. VI и VII, состоящие из 13 параграфов, то есть эти вопросы там урегулированы весьма детально. Необходимо отметить, что дата прекращения полномочий судьи не означает, что он фактически в тот же день прекращает осуществлять правосудие. Но в отношении судьи, назначенного на должность с определенным сроком при условии, что он или не обратился в соответствующую коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи, или в удовлетворении этого заявления ему было отказано , как и в отношении судьи, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста действует правило: эти судьи продолжают осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с их участием, либо до первого дня назначения судьи в данный суд и вступления его в должность. Все перечисленные основания прекращения полномочий судьи можно условно разделить на две группы по последствиям прекращения полномочий: 1. Уход судьи в отставку позволяет сохранить за ним звание судьи и все материальные и социальные гарантии, присущие судье, такие как выплата ежемесячного пособия, оплата проезда и т. Следует сказать, что в настоящее время гарантии независимости судей в виде запрета необоснованности приостановления или прекращения их полномочий не абсолютны. Помимо их прямого несоблюдения, нарушения общего принципа несменяемости судей проявляются, в частности путем увольнения судьи с должности в связи с реорганизацией судебной системы: при укрупнении субъекта РФ, при создании межрайонных судов в системе судов общей юрисдикции и прочее [17]. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. При этом за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда. Хотелось бы остановиться на таком основании досрочного прекращения полномочий судьи, как виде дисциплинарной ответственности. Поскольку статистика свидетельствует, что такие случаи не столь уж редки: за период с января 2005 г. По смыслу ст. В Законе также установлено, что решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Однако в Законе не установлено, за какие нарушение следует дисциплинарная ответственность в виде предупреждения, а за какие - в виде досрочного прекращения полномочий. Вполне адекватным понятию дисциплинарного проступка судьи можно считать нарушение им положений, содержащих запрет судье быть депутатом, третейским судьей, арбитром, осуществлять предпринимательскую деятельность и т. Норма запрета здесь достаточна определена и конкретна. Существенно менее определено положение, содержащееся в п. Эта норма более размыта, а ее применение по отношению к судьям со стороны квалификационной коллегии судей не в порядке судебных процедур допускает большой разброс вариантов. Нарушение судьей положений Кодекса судейской этики еще в меньшей мере можно квалифицировать в качестве такой серьезной меры как досрочное прекращение полномочий судьи. Поскольку Кодекс судейской этики — акт корпоративного характера, требования к судьям в нем скорее морально-этического характера. После принятия данного постановления размытость понимания дисциплинарного проступка судьи еще более усилилась, ведь «общепринятые нормы морали» в разных возрастных, профессиональных и т. Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. Таким образом, вопрос привлечения судей к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи довольно сложен. Необходим учет ряда факторов, требуется более тщательное и детальное законодательное регулирование оснований и порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, на что обратил внимание VII Всероссийский съезд судей [23]. В литературе [24] предлагается дополнить перечень оснований прекращения полномочий судьи еще одним — некомпетентность, проявление при осуществлении правосудия низкого профессионализма. Этот вопрос довольно неоднозначен. С одной стороны было бы естественным, если бы действия или бездействия судьи, приведшие к судебной ошибке, имели бы правовые последствия для него. Имеются в виду, конечно, не единичные ошибки, а их серии, к тому же объективно подтвержденные вышестоящей судебной инстанцией. Ведь если большую часть выносимых судьей решений отменяют вышестоящие судебные инстанции, если при внимательном изучении выносимых судьей судебных актов видны серьезные пробелы в знании и применении законодательства, можно расценивать результат такой работы данного судьи за определенный промежуток времени как дисциплинарный проступок, влекущий дисциплинарную ответственность. С другой стороны, действует законодательно установленный запрет на привлечение к какой-либо ответственности судьи за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение кроме случаев, когда судом установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении. Иное не соответствовало бы принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей [25] ». С этим сложно не согласиться. Однако разве некомпетентность судьи соответствует его высокому званию, разве это не умаляет авторитет судебной власти? Ведь в Законе о статусе судей прямо прописано, что судья при исполнении своих полномочий должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Кодекс чести судьи РФ также предусматривает, что судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по отправлению правосудия.
Кого из судей и за что наказали в 2022 - сводки из ВККС. Часть 1
О приостановлении полномочий судьи Лось Г.Г. Решением Квалификационной коллегии судей Тульской области от 28.07.2023 приостановлены полномочия судьи Арбитражного суда Тульской области Лось Григория Геннадьевича. КС прекратил полномочия судьи Константина Арановского по его заявлению об отставке. Квалификационная комиссия судей лишила судью полномочий.
Приостановление и прекращение полномочий судьи. Срок полномочий
Аннотация: в данной работе анализируется приостановление, прекращение полномочий и отставки судьи как последствия уголовного преследования. Указом Президента Российской Федерации от 08.11.2023 № 829 «О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации» Заграничный Иван Михайлович назначен. Решение о досрочном прекращении полномочий приняла квалификационная коллегия судей региона. Решения о приостановлении, возобновлении и прекращении полномочий. О приостановлении полномочий судьи Лось Г.Г. Решением Квалификационной коллегии судей Тульской области от 28.07.2023 приостановлены полномочия судьи Арбитражного суда Тульской области Лось Григория Геннадьевича. § 18. Прекращение полномочий судьи ввиду признания его недееспособным или безвестно отсутствующим, объявления его умершим, а также в случае смерти судьи.
Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
Срок полномочий судей. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком. Мировые судьи в первый раз назначаются избираются на должность сроком на три года, а при повторном назначении избрании - без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда и в должности мирового судьи — 70 лет. Данное ограничение не распространяется на председателя Конституционного Суда РФ и председателя Верховного Суда РФ, то есть гражданин может занимать соответствующую должность пожизненно и без ограничения по количеству переназначений. Кроме того, особые нормы относительно предельного возраста пребывания в должности установлены для заместителей председателя Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, председателей кассационных судов общей юрисдикции и арбитражных судов округов. Предельный возраст пребывания в указанных должностях составляет 76 лет. Представляется, что такой подход противоречит принципу единства статуса судей, закрепленному в ст.
Полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены в порядке и по основаниям, установленным ст.
При поступлении в Конституционный Суд официальной информации об утрате судьей гражданства Российской Федерации, приобретении им гражданства подданства иностранного государства, получении им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, Председатель Конституционного Суда ставит вопрос о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В начале заседания по рассмотрению вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Председатель Конституционного Суда председательствующий в заседании Конституционного Суда предлагает судье подтвердить или опровергнуть факты, содержащиеся в официальной информации, указанной в пункте 1 настоящего параграфа.
Если судья подтверждает эти факты, судьи переходят к голосованию по вопросу о прекращении его полномочий. Если судья опровергает эти факты или указывает, что они имеют место помимо его волеизъявления, для проверки соответствующих обстоятельств Конституционный Суд по каждому такому случаю образует из числа судей комиссию и определяет срок ее работы, по истечении которого соответствующий вопрос выносится на рассмотрение Конституционного Суда. Комиссия, указанная в пункте 2 настоящего параграфа, вправе направлять запросы, в том числе инициировать запросы в иностранные органы публичной власти через уполномоченные государственные органы Российской Федерации, для проверки наличия соответствующих оснований и по итогам своей работы представляет заключение Конституционному Суду.
При решении вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», на голосование ставится сначала предложение сохранить за судьей его полномочия, а затем предложение прекратить полномочия судьи. Принятие первого предложения исключает постановку на голосование второго. Если ни одно из предложений не получило большинства голосов, судья сохраняет свои полномочия.
По результатам рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд принимает одно из следующих решений: 1 о прекращении полномочий судьи; 2 об отсутствии оснований для прекращения полномочий судьи. Рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи ввиду совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, занятия деятельностью или совершения действий, не совместимых с его должностью, неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин 1. В начале первого заседания по рассмотрению вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктами 6—8 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Председатель Конституционного Суда председательствующий в заседании Конституционного Суда ставит на голосование вопрос о необходимости дальнейшего рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи.
Рассмотрение вопроса прекращается, если за дальнейшее рассмотрение вопроса высказались менее половины от числа действующих судей. Для проверки обстоятельств, связанных с предположением о совершении судьей порочащего поступка, его занятии деятельностью или совершении им действий, не совместимых с должностью судьи, Конституционный Суд для каждого случая образует из числа судей комиссию и определяет срок ее работы, по истечении которого соответствующий вопрос выносится на рассмотрение Конституционного Суда. В случае обращения судьи в суд общей юрисдикции с иском о защите своей чести и достоинства рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи в Конституционном Суде приостанавливается до окончания судебного разбирательства по делу.
При решении вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктами 6—8 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», на голосование ставится сначала предложение сохранить за судьей его полномочия, а затем предложение прекратить полномочия судьи. По результатам рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктами 6—8 части первой статьи 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд принимает одно из следующих решений: 1 о прекращении полномочий судьи; 2 об отсутствии оснований для прекращения полномочий судьи в том числе с наложением на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения. Прекращение полномочий судьи ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени не менее 10 месяцев подряд исполнять обязанности судьи 1.
Председатель Конституционного Суда в порядке подготовки заседания по вопросу о прекращении полномочий судьи по основанию, предусмотренному частью второй статьи 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», выясняет, по возможности, мнение об этом самого судьи, а в случае необходимости запрашивает медицинское заключение о состоянии его здоровья, иные документы, касающиеся уважительных причин неспособности исполнять обязанности судьи. По результатам рассмотрения вопроса Конституционный Суд в заседании принимает одно из следующих решений: 1 не прекращать полномочий судьи; 2 прекратить полномочия судьи с момента вынесения решения, назначить ему ежемесячное пожизненное содержание и уведомить Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. Прекращение полномочий судьи по основанию, предусмотренному частью второй статьи 18 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», невозможно, если судья до вынесения решения Конституционным Судом вернулся к исполнению своих обязанностей.
Если Конституционный Суд принял решение не прекращать полномочий судьи или ни одно из решений, указанных в пункте 2 настоящего параграфа, не получило необходимого большинства голосов, рассмотрение данного вопроса прекращается и может быть возобновлено не ранее чем через четыре месяца, если судья за это время не приступит к исполнению обязанностей или не подаст заявление об отставке. Направление предложения Президенту Российской Федерации обратиться в Совет Федерации с представлением о прекращении полномочий судьи Если в ходе рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи в соответствии с параграфами 14, 17, 18.
Решение о возобновлении полномочий судьи или возобновлении его отставки принимает орган, приостановивший его полномочия или отставку. Прекращение полномочий судьи — это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей на постоянной основе. Последний пункт стоит рассмотреть подробнее, ибо вопрос о возможности лишения судьи в качестве дисциплинарной меры имеет принципиальное значения для обеспечения подлинной независимости судей, в том числе от председателей судов и вышестоящих судебных органов. Комитетом Министров государств — членов Совета Европы предусматривает, в частности, что если судья выполняет свои обязанности неэффективно и ненадлежащим образом или если имеют место дисциплинарные нарушения, должны приниматься не наносящие ущерба независимости судебных органов необходимые меры; при этом судья не может быть снят с должности до исполнения возраста обязательного выхода на пенсию без веских на то оснований; такие основания должны точно определяться законом и могут быть обусловлены неспособностью судьи выполнять свои функции, совершением уголовного правонарушения или серьезным нарушением дисциплинарных норм пункты 1 и 2 принципа VI. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 февраля 2008 г. Поэтому, в частности, судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру несовместимо с занимаемой им должностью.
Иное не соответствовало бы принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, которые подлежат реализации и при дисциплинарном преследовании отдельных представителей судебной власти». В развитие данных выводов Конституционного Суда РФ в Закон «О статусе судей в РФ» были внесены изменения и дополнения, призванные конкретизировать основания для применения к судье определенных дисциплинарных взысканий, в том числе и лишений полномочий. Согласно ст.
Во вторник, 21 сентября, Высшая квалификационная коллегия судей примет решение по вопросам отставки судьи. Соответствующая информация опубликована в предварительной повестке дня собрания на сайте ВККС.