6 июня исполняется 214 лет со дня рождения Александра Пушкина. Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк. 1. После смерти Пушкина Николай I определил 25-летний срок собственности наследников писателя на его произведения, потом срок продлили еще на 25 лет. Главная» Новости» Сколько лет пушкину в 2024 году.
Александр Пушкин - биография, новости, личная жизнь
Конечно, ни один сколько-нибудь мыслящий русский человек не был бы в состоянии оставаться равнодушным, провожая Пушкина, быть может, на верную смерть; тем более понятно, что чувствовал Данзас. Но ведь Пушкин умер в январе! В старой газете за 1837 год сообщение о кончине великого поэта заканчивалось строчкой: "29 января, 2ч. 180 лет назад, 29 января (10 февраля) 1837 года, скончался после ранения на дуэли Александр Сергеевич Пушкин, которого сегодня называют «солнцем русской поэзии».
ИНФОРМАЦИЯ
- Александр Пушкин (6 июня 1799 - 10 февраля 1837) , русский поэт, драматург и прозаик
- Александр Пушкин
- Разминулся с женой?
- Душа народа. 10 февраля — День памяти Александра Сергеевича Пушкина
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Александр Сергеевич Пушкин
Новости и события Российского исторического общества
Так за «Элегию» из 14 строк Пушкин получил 140 рублей, за «Сказку о рыбаке и рыбке» — 2100 рублей, а за «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» — 5000 рублей. Назвать эти суммы маленькими никак нельзя. Например, в 1826 году десяток яиц стоил 26 копеек, килограмм говядины — 37 копеек, пара цыплят — 60 копеек, килограмм сливочного масла — 1 рубль, за 1000 рублей ассигнациями можно было официально откупиться от 25-летней службы в армии. Если на первых порах Пушкину приходилось самому заботиться о поиске издательств и оплачивать тираж своих книг, то в начале 1820-х поэт познакомился с владельцем книжной лавки Александром Смирдиным, который взял издательские заботы на себя. За первую главу «Евгения Онегина» Пушкин получил 5400 рублей. За вторую и последующие 2700 рублей. Все переиздания романа принесли поэту 45 700 рублей! Всего же за почти 500 произведений Александр Сергеевич получил 229 190 рублей, еще 25 000 рублей поступили в качестве жалования за работу в архивах.
Нужно отметить, что в те времена отечественные продукты стоили гораздо дешевле относительно покупательской способности россиян — товары и услуги обходились заметно дороже продовольствия, и потом пушкинские гонорары на самом деле не настолько фантастически огромные, как могло показаться. В год поэт зарабатывал менее 15 000 рублей, что составляло весьма скромную сумму — Пушкин неоднократно жаловался, что на эти деньги трудно содержать многодетную семью и оплачивать квартиру в Санкт-Петербурге. Впрочем, по воспоминаниям друзей Пушкина, поэт совершенно не умел распоряжаться деньгами, с легкостью проигрывал их в карты, набирая долги, и не желал менять своего образа жизни. После смерти Александр Сергеевич оставил долгов на 136 000 рублей, которые были погашены императором Николаем I. Сколько дуэлей провел Александр Сергеевич Был ли Пушкин заядлым дуэлянтом? Известное заблуждение говорит о том, что Александр Сергеевич был известным любителем защищать свою честь в поединке с оскорбившем его человеком. Однако на самом деле поэт был скорее холеричным задирой, нежели по-настоящему опытным дуэлянтом.
По воспоминания современников, Пушкин был очень хорошим стрелком, но свое мастерство он оттачивал в одиночной стрельбе по мишеням.
Француз Дантес увлекся Натальей Пушкиной и пытался всячески добиться ее расположения. Поначалу это не слишком сильно задевало мужа, поскольку тот привык, что жена пользуется успехом у мужчин. К тому же, Александр Сергеевич был уверен в верности супруги. Все усложнили злые слухи о том, что Наталья упала в объятия молодого офицера и даже планирует с ним сбежать. Вынести подобного оскорбления Пушкин не смог, потому решил немедленно заставить молчать сплетников и отправил вызов на дуэль Дантесу. В этот раз удалось избежать трагедии.
Стало известно, что офицер планирует жениться на сестре Натальи Николаевны. На время это заставило светских сплетников замолчать, и дуэль не состоялась. Однако, к несчастью, Наталья Николаевна, с которой Пушкин прожил счастливо не так долго, продолжала встречаться с Дантесом на балах, чем вызывала неодобрение со стороны общественности и подпитывала гнев мужа. Александр Сергеевич даже написал гневное письмо барону Геккерену, который являлся опекуном Дантеса. После этого дуэль уже была неизбежна. В каком году умер поэт. Право выстрелить первым принадлежало Дантесу.
Будучи прекрасным стрелком, бравый военный ранил соперника в живот, что означало гарантированную гибель.
Известное заблуждение говорит о том, что Александр Сергеевич был известным любителем защищать свою честь в поединке с оскорбившем его человеком. Однако на самом деле поэт был скорее холеричным задирой, нежели по-настоящему опытным дуэлянтом. По воспоминания современников, Пушкин был очень хорошим стрелком, но свое мастерство он оттачивал в одиночной стрельбе по мишеням. До нашего времени дошли описания тридцати объявлений дуэли с участием Пушкина. Но лишь пять из них состоялись. Если не считать роковой пятый поединок, то в трех из четырех дуэлей Пушкин либо отказывался от выстрела, либо намеренно разряжал свой пистолет в безопасную сторону. Фактически лишь однажды поэт со всей серьезностью собирался добиться сатисфакции, лишив жизни молдавского вельможу Тодора Балша, но, к счастью, Пушкин, как и его оппонент, промахнулся.
Из тридцати известных случаев в двадцати пяти Александр Сергеевич сам вызывал обидчиков на поединок. Причем обиды эти в некоторых случаях носили едва ли не символический характер. Например, Александр Сергеевич собирался стреляться со служащим министерства юстиции Модестом Корфом за то, что их слуги спьяну подрались меж собой. Поэт не сдержал своего негодования, когда неизвестный грек удивился, что Пушкин не знаком с одной книгой. Ну чужой дуэли, где Пушкин был секундантом, из-за спора о правилах Александр Сергеевич вызвал на дуэль другого секунданта. Ну и, конечно, «наше всё» не терпел, если кто-то из дворян негативно высказывался о его творчестве. И всё же большинство дуэлей были отменены. Либо стараниями друзей Пушкина, либо за самостоятельным примирением сторон.
Как проводились дуэли в XIX веке Многие века поединки между соперниками вели с применением холодного оружия.
Знаменитое определение «Пушкин — наше всё» принадлежит Аполлону Григорьеву. Он написал это в 1859 году в первой статье из цикла «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина». Именно Аполлон Григорьев первым обратил внимание на общенациональное значение творчества Пушкина и отметил его принципиальную неисчерпаемость. Полностью начало этого обширного рассуждения выглядит так: «А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками.
10 февраля – 185 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837)
Да Не сейчас 6 июня 2023, 12:14 224 года исполнилось со дня рождения великого поэта Александра Пушкина Сегодня Международный день русского языка. Дата выбрана не случайно: именно в этот день 224 года назад родился великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Множество мероприятий и за рубежом, и, конечно же, в нашей стране: литературные чтения, поэтические вечера, спектакли. Особое внимание книжному фестивалю на Красной площади: там сегодня «Пушкинский день».
В ней Пушкин выступил как единомышленник Н. Карамзина, всегда стремившегося подчеркнуть ответственность аристократии за судьбу государства: народное мнение предстаёт как объект манипуляций, движущей силой событий оказывается провидение — Божий суд. Вместе с тем в «Борисе Годунове» Пушкин впервые обратился к теме внешней угрозы существованию российского государства; в дальнейшем эта тема в различных её аспектах нашла продолжение в «Полтаве», политических одах 1831 г. Раздумья Пушкина о своей судьбе были связаны с темой выбора между гражданским поприщем и сознательным самоустранением с политической сцены ради творчества; в стихотворении «19 октября» 1825, опубликовано в 1827 эта тема рассматривается в связи с воспоминаниями о лицее и лицейских друзьях, в исторической элегии «Андрей Шенье» 1825, опубликована с цензурными сокращениями, в 1880 полностью — в связи с размышлениями о революционном терроре, жертвой которого стал А. Шенье , чья участь мыслилась Пушкиным как возможный прообраз его собственной в случае победы революции в России.
Книга имела успех; тираж разошёлся в течение 2 месяцев; на её читательское восприятие оказало влияние восстание на Сенатской площади 1825 г. Вооружённое выступление декабристов, следствие и суд над ними Пушкин воспринял двойственно. С одной стороны, лично зная многих участников восстания, он относился к ним сочувственно в первую очередь к И. Пущину и В. Кюхельбекеру, которых до конца жизни считал друзьями , участвовал в альманахе «Полярная звезда» , далёком от политики, но издававшемся «государственными преступниками» А. Бестужевым и К. Рылеевым ; неслучайно в нескольких его позднейших стихотворениях возникала тема «милости к падшим»: «Пир Петра I» 1835, опубликовано в 1836. С другой стороны, Пушкин не верил в революцию в России, а поскольку ни прямо, ни косвенно не участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади, надеялся на освобождение из ссылки.
Оно состоялось в ночь с 3 15 на 4 16 сентября 1826 г. В Москве 1826—1827 8 20 сентября 1826 г. Как выяснилось впоследствии, эта милость не в полной мере оградила Пушкина от цензуры: трагедия «Борис Годунов» была разрешена к печати далеко не сразу; «Медный всадник» потребовал поправок и при жизни автора не был напечатан. Страница из журнала «Московский вестник». Государственный музей А. Примирение с властью поэт воспринял с энтузиазмом; он был искренне благодарен императору и посвятил ему стихотворения «Стансы» 1826, опубликовано в 1828 , «Друзьям» 1828, опубликовано в 1857 , «Герой» 1830, опубликовано в 1831. По поручению Николая I написал «Записку о народном воспитании» 1826, опубликована в 1872 , в которой говорил о необходимости пересмотра всей системы образования дворянства, с тем чтобы оно могло «служить отечеству верою и правдою». Осень 1826 г.
Успех, однако, был омрачён: когда в либеральном Английском клубе Пушкин провозгласил тост за нового государя, это было воспринято как конформистское отступничество от прежнего свободолюбия и вызов оппозиционными кругами, воспринимавшими поэта через призму таких его произведений, как «Вольность» и «Кинжал». К маю 1827 г. Сотрудничал с «Московским вестником» с момента его основания; поместил в нём сцену из трагедии «Борис Годунов», оду «Пророк» 1826, опубликована в 1828 и связанное с ней стихотворение «Поэт» 1827 , отрывок из поэмы «Граф Нулин» 1825, опубликовано полностью в 1827 , отрывки из «Евгения Онегина» и др. Однако постепенно дистанцировался от журнала, не испытывая ни почтения к философии немецкого идеализма, ни сочувствия к решению М. Погодина напечатать критический разбор «Истории государства российского» Н. Со 2-й половины 1820-х гг. Пушкин всё чаще обращался к религиозной тематике: ода «Пророк» 1826, опубликована в 1828 , элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829, опубликована в 1830 ; стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» 1829, опубликовано в 1854 ; «Отцы пустынники и жены непорочны» 1836, опубликовано в 1837 , «Мирская власть» 1836, опубликовано в 1856 и др. Религиозная поэзия Пушкина — опыт создания нового «библейского стиля».
Образы представителей духовного сословия в творчестве Пушкина претерпевают существенную эволюцию — от предающегося земным радостям монаха в «Монахе» до строгого священника, требующего почтительного отношения к смерти и напоминающего о жертве Христа в «Пире во время чумы» 1830, опубликовано в 1831. В Санкт-Петербурге 1827—1837 Начиная с 1828 г. Пушкина усиливаются мотивы недовольства жизнью «Воспоминание», 1828 , отчаяния и разуверения в ценности существования, не находящего духовной опоры. Наиболее полно эти настроения отразились в элегии «Дар напрасный, дар случайный» 1828 , на которую митрополит Филарет откликнулся полемическим стихотворением «Не напрасно, не случайно…». Не позднее весны 1828 г. В «Истории пугачёвского бунта» учёл переданную им в рукописи книгу «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с 15 в. В мае — августе 1829 г. Ермолова , Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск приехал во Владикавказ, откуда отправился в Тифлис, где дожидался разрешения отправиться в действующую армию.
Под Карсом представился главнокомандующему генералу И. Паскевичу , 14 26 июня участвовал в стычке с турками и наблюдал взятие Эрзерума. В частности, Пушкин коснулся проблемы миссионерской деятельности на Кавказе, оценив её перспективы скептически: «Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты». Пребывание А. Пушкина в Санкт-Петербурге, куда он вернулся осенью 1829 г. Булгариным , который, пытаясь скомпрометировать «литературных аристократов», писал доносы на поэта, распространял сведения о заискивании Пушкина перед властями и печатал разборы его произведений, констатируя «совершенное падение» пушкинского дарования Северная пчела. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, принимал активное участие в «Литературной газете», которая вела борьбу с «Северной пчелой» Булгарина.
Идеологической основой противостояния был вопрос об отношениях правительства со «старой» и «новой» аристократией: первая, получавшая свой статус по праву рождения, была способна сохранять независимость и требовать политических прав с ней связывала себя «Литературная газета» ; вторая, выдвинувшаяся в ходе реформ Петра I , получила свой статус от власти и в силу этого оставалась полностью от неё зависимой. Острота конфликта засвидетельствована памфлетом Ф. Булгарина «Второе письмо из Карлова на Каменный остров» 1830 с упоминанием о «поэте-мулате», предок которого был «негритянский принц», купленный шкипером «за бутылку рома», и рядом пушкинских произведений, в том числе статьёй «О записках Видока» 1830 , в которой прямо указывалось на «полицейские» связи Булгарина, стихотворением «Моя родословная» 1830, опубликовано в 1846, частично; в 1880 полностью. Кроме того, вопрос о положении «старого» дворянства подробно обсуждался Пушкиным в напечатанной в «Литературной газете» заметке «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии…» 1830 , в которой стратегия Булгарина и его покровителей в политической полиции соотносилась с эпохой революционного террора во Франции , в незаконченной поэме «Езерский» 1833, опубликовано в 1855 и отразился в том числе в романе «Дубровский» 1833 , очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» 1835, опубликовано в 1841, частично; в 1880 полностью и поэме «Медный всадник». В обращённом к Н. Юсупову послании «К вельможе» 1830 набросал идеальный образ аристократической культуры предреволюционной Европы. Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира. Эта точка зрения упрочилась осенью 1831 г.
Эти стихи резко осудили П. Вяземский и Н. Среди немногих, кто открыто выступил на стороне поэта, был П. Толки об «искательстве» Пушкина обобщил польский поэт А. Мицкевич в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Русским друзьям» оба 1832. Пушкин ответил Мицкевичу в стихотворении «Он между нами жил... Первая Болдинская осень: 31 августа 12 сентября — 5 17 декабря 1830 г. Осень 1830 г.
Пушкин провёл в родовом имении Большое Болдино Лукояновский уезд, Нижегородская губерния; ныне Большеболдинский район, Нижегородская область , куда выехал 1 13 сентября для вступления во владение частью родового имения — селом Кистенёво там же , которое отец выделил ему накануне женитьбы, и где задержался до конца ноября из-за холерных карантинов. В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт! Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём? Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина.
В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина. В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг. Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг.
Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка». Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов. В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора!
Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г. Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти.
Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г. В августе — сентябре 1833 г. Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания.
Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности. Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А.
Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см.
В это время Пушкин познакомился с творчеством Байрона и Шенье [49]. Увлечённый личностью Байрона, по собственному признанию, поэт «сходил с ума» от него. Первым стихотворением, созданным Пушкиным в ссылке, стала элегия «Погасло дневное светило…», в подзаголовке которого он отметил: «Подражание Байрону». Стержнем, основной задачей произведений стало отражение эмоционального состояния человека, раскрытие его внутренней жизни. Художественную форму стиха Пушкин разрабатывал, обращаясь к древнегреческой поэзии, изучая её в переводах.
Переосмыслив образное мышление античных поэтов в романтическом ключе, взяв лучшее из творчества своих предшественников, преодолев штампы элегического стиля, Пушкин создал свой собственный поэтический язык. Основным свойством пушкинской поэзии стала её выразительная сила и в то же время необыкновенная сжатость, лаконизм [50]. Сформировавшийся в 1818—1820 годах под влиянием французских элегий и лирики Жуковского условно-меланхолический стиль претерпел серьёзную трансформацию и слился с новым «байроническим» стилем. Сочетание старых, усложнённых и условных форм с романтическими красками и напряжённостью ярко проявились в «Кавказском пленнике» [51]. В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, в котором он писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта от службы [52].
Во второй половине июля 1824 года новороссийский и бессарабский генерал-губернатор граф М. Воронцов получил уведомления вице-канцлера К. Нессельроде о высочайших повелениях от 8 июля «находящегося в ведомстве Государственной коллегии иностранных дел коллежского секретаря Пушкина уволить вовсе от службы» и от 11 июля — перевести Пушкина на жительство в Псковскую губернию с тем, чтобы он находился там под надзором местного начальства. Михайловское Пушкин был сослан в имение своей матери и провёл там два года до сентября 1826 года — это самое продолжительное пребывание Пушкина в Михайловском. Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как сам писал он в одной из автобиографий, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч. В конце осени все родные Пушкина уехали из Михайловского [55].
Вопреки опасениям друзей, уединение в деревне не стало губительным для Пушкина. Несмотря на тяжёлые переживания, первая Михайловская осень была плодотворной для поэта, он много читал, размышлял, работал [55]. Пушкин часто навещал соседку по имению П. Осипову в Тригорском и пользовался её библиотекой [56] отец Осиповой, масон, соратник Н. Новикова , оставил большое собрание книг. С михайловской ссылки и до конца жизни поэта связывали дружеские отношения с Осиповой и членами её большой семьи.
В Тригорское летом 1826 года приехал Языков , стихи которого были известны Пушкину с 1824 года. Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения « Разговор книгопродавца с поэтом », где формулирует своё профессиональное кредо, « К морю » — лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, поэму « Цыганы » 1827 , продолжает писать роман в стихах. Осенью 1824 года возобновляет работу над автобиографическими записками, оставленную в самом начале в кишинёвскую пору, и обдумывает сюжет народной драмы « Борис Годунов » окончена 7 19 ноября 1825, опубликована в 1831 , пишет шуточную поэму « Граф Нулин ». Всего в Михайловском поэтом создано около ста произведений [57]. Через месяц после окончания ссылки Пушкин вернулся «вольным в покинутую тюрьму» и провёл в Михайловском около месяца. Последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни и писать на свободе.
В Михайловском поэт также приобщился к игре в бильярд. И хотя выдающимся игроком он не стал, однако, по воспоминаниям друзей, орудовал кием на сукне вполне профессионально [59]. Во время пребывания в Михайловском Пушкин вступил в любовные отношения с крепостной крестьянкой Ольгой Калашниковой и, как полагают некоторые исследователи, имел от неё незаконнорождённого сына Павла [60] [61] Прижизненные портреты Пушкина работы Ксавье де Местра 1800—1802 , С. Чирикова 1810 , В. Тропинина 1827 , П. Соколова 1836 После ссылки В ночь с 3 на 4 сентября 1826 года в Михайловское прибывает нарочный от псковского губернатора Б.
Адеркаса : Пушкин в сопровождении фельдъегеря должен явиться в Москву, где в то время находился Николай I , коронованный 22 августа. Беседа Николая I с Пушкиным происходила с глазу на глаз [62]. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры. Именно в эти годы возникает в творчестве Пушкина интерес к личности Петра I , царя-преобразователя. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале , и новой поэмы « Полтава ». В рамках одного поэтического произведения «Полтава» поэт объединил несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий.
По собственному признанию Пушкина, его привлекли «сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы» [63]. Опубликованная в 1829 году, поэма не нашла понимания ни у читателей, ни у критиков. К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведёт к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряжённый интерес к смерти. В то же время после поэмы « Полтава » отношение к Пушкину в критике и среди части читательской публики стало более холодным или критичным [65]. В 1827 году началось расследование по поводу стихотворения «Андрей Шенье» написанного ещё в Михайловском в 1825 году , в котором был усмотрен отклик на события 14 декабря 1825 [66] , а в 1828 году правительству стала известна кишинёвская поэма « Гавриилиада ».
Дела эти были по высочайшему повелению закрыты после объяснений Пушкина [67]. Пушкин был назван виновным в распространении «того пагубного духа», который характеризует время его появления — канун 14 декабря, дал подписку «впредь никаких сочинений без рассмотрения и пропуска оных цензурою не выпускать в публику», попал под секретный полицейский надзор [68]. В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей, 16-летней Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи. Неопределённый ответ матери девушки причиной была названа молодость Натальи , по словам Пушкина, «свёл его с ума». Он уехал в армию Паскевича, на Кавказ, где в то время шла война с Турцией.
Свою поездку Пушкин описал в «Путешествии в Арзрум». По настоянию Паскевича, не желавшего брать на себя ответственность его за жизнь, Пушкин оставил действующую армию, жил некоторое время в Тифлисе [69]. Возвратившись в Москву, он встретил у Гончаровых холодный приём. Возможно, мать Натальи боялась репутации вольнодумца, закрепившейся за Пушкиным, его бедности и страсти к игре [70]. В конце 1829 года у Пушкина возникло желание отправиться в путешествие за границу, отразившееся в стихотворении « Поедем, я готов; куда бы вы, друзья… ». Пушкин обращается за разрешением к Бенкендорфу, но 17 января 1830 года получает отказ Николая I в поездке, переданный Бенкендорфом [71].
Болдино Портрет Н. Пушкиной работы Александра Брюллова 1831—1832 гг. Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью поэт отправляется в Болдино , нижегородское имение отца, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистенёво, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью , наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» « Повести Белкина » , «Опыт драматических изучений» « Маленькие трагедии » , последние главы « Евгения Онегина », « Домик в Коломне », « История села Горюхина », « Сказка о попе и о работнике его Балде », несколько набросков критических статей и около тридцати стихотворений. Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический.
Это два полюса творчества Пушкина, к которым тяготеют остальные произведения, написанные в три осенних месяца 1830 года. Стихотворные произведения этого периода представляют всё разнообразие жанров и охватывают широкий круг тем. Одно из них — «Румяный критик мой…» перекликается с «Историей села Горюхина» и настолько далеко от идеализации деревенской действительности, что было впервые опубликовано лишь в посмертном собрании сочинений под изменённым названием «Каприз» [72]. В 1821 году Пушкин сформулировал основной закон своего прозаического повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью.
Цикл определил как дальнейшее направление творчества Пушкина — последние шесть лет его жизни он обращался преимущественно к прозе,— так и всего, до сих пор не развитого русского художественного прозаического слова [73] [74]. Москва 1830—1831 и Петербург 1831—1833 Уменьшенное факсимиле рукописи Пушкина проза А.
С её стороны в отношении к барону, по словам князя Петра Вяземского, «не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечности». Пушкин, свидетельствовал князь Трубецкой, «вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, Дантес был ему противен своею манерою, своим языком, менее воздержанным, чем следовало, как полагал Пушкин». Что касается француза, то, по мнению Бориса Никольского, он хотел «досадить Пушкину, насолить ему, сделать его смешным», и «здесь нельзя не узнать руководительства Геккерена». Это был намёк на неверность его жены, и тогда Пушкин вызвал предполагаемого обидчика Дантеса на дуэль. Письмо попало в руки Геккерена, и он, приняв за Дантеса вызов, попросил его отсрочить. Уже через два дня появился слух о предполагавшейся свадьбе Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры Натальи Николаевны. Свадьба состоялась 10 января 1837 года.
Пушкин и Дантес фактически стали родственниками. Однако обида поэта не утихала. Но теперь весь гнев поэта был направлен на Геккерена-старшего. В тот же день Дантес вызвал Пушкина на дуэль. Пушкин никак не мог найти секунданта, и только на другой день, 27 января, около 12 часов, им стал Константин Данзас.
Душа народа. 10 февраля — День памяти Александра Сергеевича Пушкина
Личная жизнь В 1829 году сделал предложение первой красавице Петербурга Наталье Николаевне Гончаровой, но не получил желаемого ответа от ее матери. Уехал на Кавказ в действующую армию к своему брату. Результатом этой поездки стало «Путешествие в Арзрум». Весной 1830 года вновь сделал предложение Гончаровой, и 6 мая состоялась их помолвка. Перед свадьбой отправился в свое имение Болдино в Нижегородской губернии, где был вынужден задержаться на несколько месяцев из-за холерного карантина. В Болдино был закончен «Евгений Онегин», печатавшийся с 1825 года по главам, написаны «Повести Белкина».
Пушкина и восемнадцатилетней Н. От этого брака имел четырех детей: Александра — тайного советника; Наталью, Марию — фрейлину; Григория — статского советника. После свадьбы семья недолго жила на Арбате в Москве, после чего переселилась в Петербург. Гибель В ноябре 1836 года началась отвратительная история с анонимными письмами и интригами, приведшими к неоднократным ссорам А. Пушкина с бароном Жорж-Шарль Дантес-Геккерн.
В результате 27 января 1837 года на Черной речке в Петербурге между Пушкиным и Дантесом состоялась дуэль. Барон стрелял первым, Пушкин был ранен в живот, но сделал ответный выстрел, ранив Дантеса в руку. Погребен в Святогорском монастыре недалеко от села Михайловское. Заглавная иллюстрация Тропинин В. Подготовительный этюд для широко известного портрета Пушкина.
Написан по первому впечатлению после первого знакомства с поэтом. Оно состоялась в доме С.
Пушкин никак не мог найти секунданта, и только на другой день, 27 января, около 12 часов, им стал Константин Данзас. Данзас отправился к Пушкину, ожидавшему его в кондитерской Вольфа и Беранже на Невском проспекте. Выпив стакан воды или лимонада, по словам Данзаса, Пушкин вышел с ним из кондитерской, и они в санях поехали через Троицкий мост. Викентий Вересаев пишет: «На Дворцовой набережной они встретили в экипаже г-жу Пушкину. Данзас узнал её, надежда в нём блеснула, встреча эта могла поправить всё. Но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону»; а также «в день поединка друзья везли обоих противников через место публичного гулянья, несколько раз останавливались, роняли нарочно оружие, надеялись на благодетельное вмешательство общества, но все их усилия и намёки остались безуспешны». По рассказу секундантов, из-за сильного ветра место дуэли выбрали в небольшом сосновом леске, вытоптали в глубоком снегу тропинку.
После дуэли раненого Пушкина было трудно донести на руках до саней, стоявших на расстоянии более полуверсты. До города поэта довезли в карете, присланной Геккереном для Дантеса. Когда подъехали к дому на Мойке, где жил Пушкин, тот попросил послать за людьми, чтобы вынести его из кареты, и предупредить жену, что рана не опасна. Чтобы вынести барина, камердинер взял его в охапку. К трагической истории дуэли и гибели Пушкина обращаются многие исследователи, не только рассказывая по воспоминаниям свидетелей и современников о тех трагических днях, но и анализируя события и интриги, которые привели поэта к роковому финалу.
Вигелю , 1823. Автопортрет в монашеском клобуке. Высшей точкой развития этой тенденции стала кощунственная «Гавриилиада» 1821, опубликована в 1853 частично; в 1861 полностью; впервые в России полностью — в 1918 , в которой осмеиваются Благовещение Пресвятой Бородицы и догматы о Непорочном зачатии и Святой Троице. Примечательно, что в поэме «Бахчисарайский фонтан» 1823, опубликована в 1824 , начатой одновременно с «Гавриилиадой», тема христианства представлена как высокая и значительная. Так обнаружились два полюса в мировидении Пушкина, а вместе с тем наметилось направление духовного развития — от Вольтера и вольтерьянства к примирению с Богом и церковью. Любовная лирика Пушкина южного периода сочетала демонстрацию интимности пылких чувств с умолчаниями и недосказанностями, граничившими с мистификацией: до сих пор в популярной литературе обсуждается не находящий документальных подтверждений миф о «потаённой любви» Пушкина и кандидатуры на роль его главной героини как правило, называются имена Е. Воронцовой, М. Раевской, А. Ризнич и К. На юге России Пушкин увлёкся творчеством Дж. Байрона , отчасти в подражание ему были созданы поэмы «Кавказский пленник» 1820—1821, опубликована в 1822 , «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы» 1824, отдельное издание 1827 — с их местным колоритом, лаконизмом повествования, отступлениями, намёками, умолчаниями и страстями. Герои поэм не верили в достижимость счастья, не умели и не хотели примириться с несовершенством мира, не понимали своего предназначения, искали и не находили свободы. Байронизмом отмечены некоторые лирические стихотворения «Погасло дневное светило…»; «К морю», 1824, опубликовано в 1825, частично; в 1858 полностью и в меньшей степени «Евгений Онегин». Южные поэмы Пушкина вызвали волну подражаний подробнее см. Байрон и Пушкин. Ленинград, 1924. В июле 1823 г. Пушкин был переведён в Одессу в канцелярию М. В духовной биографии Пушкина этот год оказался переломным. Неудачи революций в Греции и Италии он воспринял как предвестие окончательного торжества охранительной идеологии Священного союза , а среда декабристов открылась ему не столько героикой подвига и самопожертвования, сколько претенциозным пустословием и борьбой за лидерство. Пестель, ни генерал М. Орлов не казались поэту людьми, с которыми можно было бы связать надежды на светлое будущее отечества, как и начальник штаба 2-й армии генерал П. Киселёв , совмещавший демонстрацию либерализма с прагматизмом во всём, что касалось его карьеры, и энергично поддержавший следствие по делу В. В послании «К морю» Пушкин представил революционное «просвещенье» и тиранию как две равно неприемлемые возможности: Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран. Те же воззрения обнаруживаются в послании Вяземскому 1825, опубликовано в 1874 , в отрывке «Из Пиндемонти» «Не дорого ценю я громкие права…», 1836 : Зависеть от царя, зависеть от народа Не все ли нам равно? В одесском обществе Пушкин имел некоторый успех здесь уже прочли поэму «Кавказский пленник» , но более или менее демонстративно им пренебрегал, не останавливаясь перед эпатажем. В 1823 г. Фабула «романа в стихах» развёртывается в исключительно сложном пространстве отступлений, прямо или косвенно характеризующих современный Пушкину светский, усадебный, частный дворянский быт, а также историю русской и европейских литератур. Летом 1824 г. Пушкин был отставлен от службы и выслан под надзор в имение своего отца — село Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии ныне Пушкинский заповедник. В числе причин этого решения обычно называются его увлечение женой Воронцова Елизаветой Ксаверьевной 1792—1880 , которой посвящены стихотворения «Сожжённое письмо» 1825, опубликовано в 1826 и «Храни меня, мой талисман... В Михайловском 1824—1826 В Михайловском, куда Пушкин приехал 9 21 августа 1824 г. Встреча с семьёй, обеспокоенной известием о высылке Пушкина из Одессы, оказалась омрачена ссорой с отцом, после которой поэт остался в родовом имении в одиночестве. В числе его немногочисленных знакомых в это время — настоятель Святогорского Успенского монастыря Иона 1759 — около 1827; предположительно, прототип Пимена в «Борисе Годунове» , священник храма Воскресения Христова в селе Воронич Илларион Раевский 1786—1858 , в котором 7 19 апреля 1825 г. Пушкин заказал «обедню за упокой души» Байрона, а также архиепископ Псковский Евгений Казанцев , упоминание о встрече с которым содержится в рассказе неизвестного лица, зафиксированном П. Бартеневым в 1851—1860 гг. Общался Пушкин и с митрополитом Евгением Болховитиновым , его нелицеприятный отзыв о поэте содержится в письме к И. Снегирёву от 15 февраля 1837 г. Он был хороший стихотворец; но худой сын, родственник и гражданин. Я его знал во Пскове, где его фамилия» Снегирёв И. Старина Русской земли. Санкт-Петербург, 1871. Михайловское уединение скрашивали частые поездки в соседнее Тригорское, имение семьи Осиповых-Вульф ныне музей-усадьба в составе Пушкинского заповедника. Осиповой 1781—1859 Пушкин посвятил «Подражания Корану» 1824, опубликовано в 1826 и стихотворения «Простите, верные дубравы... Её дочери, Е. Автопортрет и три женских профиля. Деревенская жизнь пробудила у А. Пушкина интерес к русскому фольклору, однако в большей мере его досуг заполнило чтение Библии, сочинений по русской истории, произведений У. Шекспира и И. Гёте , с которым поэт вступил в своеобразное творческое состязание в «Подражаниях Корану». Если Гёте, апологетически отзывавшийся о Коране, подчёркивал религиозно-метафизическое значение священной книги мусульман, то Пушкин воспринимал её как выдающееся поэтическое творение, а в вариациях на темы отдельных сур широко использовал церковнославянскую лексику и библеизмы. Основной предмет его литературных размышлений — проблема смысла русской литературной эволюции. В наброске статьи «О поэзии классической и романтической» 1825 он рассматривал классицизм и романтизм как категории, обобщающие историю литературных жанров, связывая с классицизмом формы, известные древним авторам, и относя к романтизму те, которые возникли позднее или претерпели существенные изменения. Полагая, что «истинный классицизм» в России дело будущего, Пушкин со 2-й половины 1820-х гг. Жуковского; в 1923 полностью. Интерес Пушкина к классицизму не означал разрыва с романтизмом, но был симптомом пересмотра его значения: в поэме «Цыганы» тема романтического индивидуализма, неизбежно ассоциировавшаяся с творчеством Байрона, выдвинута как центральная и при этом проблематизирована этически, как и тема свободы «Ты для себя лишь хочешь воли». Вместе с тем проявился скепсис в отношении Ж. Руссо и его последователей: опыт «возвращения» в мир «естественных людей» в «Цыганах» был осмыслен как принципиально невозможный. Трагедия «Борис Годунов» мыслилась Пушкиным как романтическая, поскольку представляла собой результат глубокого переосмысления формы классицистической трагедии демонстративное нарушение требований единства времени и места, чередование стихотворных фрагментов с прозаическими, допущение просторечий и т. В ней Пушкин выступил как единомышленник Н. Карамзина, всегда стремившегося подчеркнуть ответственность аристократии за судьбу государства: народное мнение предстаёт как объект манипуляций, движущей силой событий оказывается провидение — Божий суд. Вместе с тем в «Борисе Годунове» Пушкин впервые обратился к теме внешней угрозы существованию российского государства; в дальнейшем эта тема в различных её аспектах нашла продолжение в «Полтаве», политических одах 1831 г. Раздумья Пушкина о своей судьбе были связаны с темой выбора между гражданским поприщем и сознательным самоустранением с политической сцены ради творчества; в стихотворении «19 октября» 1825, опубликовано в 1827 эта тема рассматривается в связи с воспоминаниями о лицее и лицейских друзьях, в исторической элегии «Андрей Шенье» 1825, опубликована с цензурными сокращениями, в 1880 полностью — в связи с размышлениями о революционном терроре, жертвой которого стал А. Шенье , чья участь мыслилась Пушкиным как возможный прообраз его собственной в случае победы революции в России. Книга имела успех; тираж разошёлся в течение 2 месяцев; на её читательское восприятие оказало влияние восстание на Сенатской площади 1825 г. Вооружённое выступление декабристов, следствие и суд над ними Пушкин воспринял двойственно. С одной стороны, лично зная многих участников восстания, он относился к ним сочувственно в первую очередь к И. Пущину и В. Кюхельбекеру, которых до конца жизни считал друзьями , участвовал в альманахе «Полярная звезда» , далёком от политики, но издававшемся «государственными преступниками» А. Бестужевым и К. Рылеевым ; неслучайно в нескольких его позднейших стихотворениях возникала тема «милости к падшим»: «Пир Петра I» 1835, опубликовано в 1836. С другой стороны, Пушкин не верил в революцию в России, а поскольку ни прямо, ни косвенно не участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади, надеялся на освобождение из ссылки. Оно состоялось в ночь с 3 15 на 4 16 сентября 1826 г. В Москве 1826—1827 8 20 сентября 1826 г. Как выяснилось впоследствии, эта милость не в полной мере оградила Пушкина от цензуры: трагедия «Борис Годунов» была разрешена к печати далеко не сразу; «Медный всадник» потребовал поправок и при жизни автора не был напечатан. Страница из журнала «Московский вестник». Государственный музей А. Примирение с властью поэт воспринял с энтузиазмом; он был искренне благодарен императору и посвятил ему стихотворения «Стансы» 1826, опубликовано в 1828 , «Друзьям» 1828, опубликовано в 1857 , «Герой» 1830, опубликовано в 1831. По поручению Николая I написал «Записку о народном воспитании» 1826, опубликована в 1872 , в которой говорил о необходимости пересмотра всей системы образования дворянства, с тем чтобы оно могло «служить отечеству верою и правдою». Осень 1826 г. Успех, однако, был омрачён: когда в либеральном Английском клубе Пушкин провозгласил тост за нового государя, это было воспринято как конформистское отступничество от прежнего свободолюбия и вызов оппозиционными кругами, воспринимавшими поэта через призму таких его произведений, как «Вольность» и «Кинжал». К маю 1827 г. Сотрудничал с «Московским вестником» с момента его основания; поместил в нём сцену из трагедии «Борис Годунов», оду «Пророк» 1826, опубликована в 1828 и связанное с ней стихотворение «Поэт» 1827 , отрывок из поэмы «Граф Нулин» 1825, опубликовано полностью в 1827 , отрывки из «Евгения Онегина» и др. Однако постепенно дистанцировался от журнала, не испытывая ни почтения к философии немецкого идеализма, ни сочувствия к решению М. Погодина напечатать критический разбор «Истории государства российского» Н. Со 2-й половины 1820-х гг. Пушкин всё чаще обращался к религиозной тематике: ода «Пророк» 1826, опубликована в 1828 , элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829, опубликована в 1830 ; стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» 1829, опубликовано в 1854 ; «Отцы пустынники и жены непорочны» 1836, опубликовано в 1837 , «Мирская власть» 1836, опубликовано в 1856 и др. Религиозная поэзия Пушкина — опыт создания нового «библейского стиля». Образы представителей духовного сословия в творчестве Пушкина претерпевают существенную эволюцию — от предающегося земным радостям монаха в «Монахе» до строгого священника, требующего почтительного отношения к смерти и напоминающего о жертве Христа в «Пире во время чумы» 1830, опубликовано в 1831. В Санкт-Петербурге 1827—1837 Начиная с 1828 г. Пушкина усиливаются мотивы недовольства жизнью «Воспоминание», 1828 , отчаяния и разуверения в ценности существования, не находящего духовной опоры. Наиболее полно эти настроения отразились в элегии «Дар напрасный, дар случайный» 1828 , на которую митрополит Филарет откликнулся полемическим стихотворением «Не напрасно, не случайно…». Не позднее весны 1828 г. В «Истории пугачёвского бунта» учёл переданную им в рукописи книгу «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с 15 в. В мае — августе 1829 г. Ермолова , Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск приехал во Владикавказ, откуда отправился в Тифлис, где дожидался разрешения отправиться в действующую армию. Под Карсом представился главнокомандующему генералу И. Паскевичу , 14 26 июня участвовал в стычке с турками и наблюдал взятие Эрзерума. В частности, Пушкин коснулся проблемы миссионерской деятельности на Кавказе, оценив её перспективы скептически: «Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты». Пребывание А. Пушкина в Санкт-Петербурге, куда он вернулся осенью 1829 г. Булгариным , который, пытаясь скомпрометировать «литературных аристократов», писал доносы на поэта, распространял сведения о заискивании Пушкина перед властями и печатал разборы его произведений, констатируя «совершенное падение» пушкинского дарования Северная пчела. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, принимал активное участие в «Литературной газете», которая вела борьбу с «Северной пчелой» Булгарина. Идеологической основой противостояния был вопрос об отношениях правительства со «старой» и «новой» аристократией: первая, получавшая свой статус по праву рождения, была способна сохранять независимость и требовать политических прав с ней связывала себя «Литературная газета» ; вторая, выдвинувшаяся в ходе реформ Петра I , получила свой статус от власти и в силу этого оставалась полностью от неё зависимой. Острота конфликта засвидетельствована памфлетом Ф. Булгарина «Второе письмо из Карлова на Каменный остров» 1830 с упоминанием о «поэте-мулате», предок которого был «негритянский принц», купленный шкипером «за бутылку рома», и рядом пушкинских произведений, в том числе статьёй «О записках Видока» 1830 , в которой прямо указывалось на «полицейские» связи Булгарина, стихотворением «Моя родословная» 1830, опубликовано в 1846, частично; в 1880 полностью. Кроме того, вопрос о положении «старого» дворянства подробно обсуждался Пушкиным в напечатанной в «Литературной газете» заметке «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии…» 1830 , в которой стратегия Булгарина и его покровителей в политической полиции соотносилась с эпохой революционного террора во Франции , в незаконченной поэме «Езерский» 1833, опубликовано в 1855 и отразился в том числе в романе «Дубровский» 1833 , очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» 1835, опубликовано в 1841, частично; в 1880 полностью и поэме «Медный всадник».
Отец его был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был поэтом. Дом Пушкиных посещали Карамзин , Жуковский , Дмитриев. С 1811 года стал учиться в Царскосельском Лицее, который сыграл большую роль в становлении личности Пушкина. Лицейские друзья — Иван Пущин , Вильгельм Кюхельбекер , Антон Дельвиг навсегда остались верными и близкими поэту друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение «К другу стихотворцу». После окончания Лицея Александр в 1817 году переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел.
Отзывы и комментарии
- Уникальные документы о дуэли Пушкина раскрыл сотрудник Генпрокуратуры - МК
- Александр Пушкин (6 июня 1799 - 10 февраля 1837) , русский поэт, драматург и прозаик
- Пушкин, Александр Сергеевич — Википедия
- В Царском Селе (1811–1817)
Главная навигация
- Александр Пушкин
- Курсы валюты:
- Правильные даты дня рождения А.С.Пушкина и дня его смерти
- Сколько было лет Пушкину, когда он умер?
- Последние дни Пушкина.
Последние часы Пушкина: как умирал поэт
10 февраля (29 января по ) 1837 года, 181 год назад, скончался величайший русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин родился (26 мая) 6 июня 1799 года в Москве, в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Смерть Пушкина была изображена в биографическом фильме 2006 года "Пушкин: последняя дуэль". Главная» Новости» Сколько лет пушкину в 2024 году.
Новости и события Российского исторического общества
Последняя дуэль Пушкина состоялась 8 февраля1837 года после 16 часов дня. 225 лет со дня рождения Пушкина Петербург отметит большой программой. Пушкину было 37 полных лет, когда его убили. Когда родился и умер Пушкин, памятные места и даты важных событий его жизни. В 2005 году он и его супруга, Мария Пушкина-Дурново (тоже из числа потомков поэта), получили российское гражданство, а в 2015-м в Россию из Туниса переехал еще один их родившийся в Бельгии родственник — Александр фон Гревениц.
26 мая по старому стилю родился А. С. Пушкин
Она будет посвящена взаимоотношениям Пушкина с императором Николаем I. Оба музея представят в общей сложности 150 экспонатов. Многие из них широкая публика увидит впервые. Еще одно интересное событие — мультимедийное шоу «Сказки Пушкина», которое пройдет во дворе музея на Мойке, 12. В представлении будут участвовать оперные певцы — солисты петербургских театров.
Уже сейчас идет подготовка Пушкинского бала. Это совместный проект Всероссийского музея Пушкина и Университета промышленных технологий и дизайна. Как известно, поэт не был равнодушен к моде. Он писал о ней в своем романе в стихах «Евгений Онегин», герой которого, помним еще из школьной программы, был «как денди лондонский одет».
Немало строк посвящено моде и в его шуточной поэме «Граф Нулин». В доме помещицы Натальи Петровны останавливается заезжий гость, который мчится в столицу с «запасом фраков и жилетов, Шляп, вееров, плащей, корсетов, Булавок, запонок, лорнетов, Цветных платков, Чулков a jour»… Помещица интересуется новостями моды. Он отвечает ей: «Позвольте видеть ваш убор; Так, рюши, банты, здесь узор; Все это к моде очень близко». Финал конкурса состоится в начале июня.
Кроме того, ориентировочно в конце мая, планируется открытие обновленной экспозиции Музея-лицея в Царском Селе и открытие после реставрации Музея «Дача Китаевой», где Пушкин провел с молодой женой Натальей Николаевной в 1831 году счастливые месяцы — с мая по октябрь. Напомним, что новая экспозиция, которая разместится в залах второго этажа Музея-лицея, будет посвящена повседневной жизни учеников и преподавателей Императорского лицея.
Тысячи талантливых людей поверили, что можно реализоваться в искусстве, в литературе, в науке — не где-нибудь, а на русской почве. До Пушкина такой уверенности ни у кого не было, в культурном отношении Россия оставалась глубоко провинциальной страной. Праздники на нашей улице Еще в XIX веке возникло понятие «пушкинский праздник». В те времена их еще называли «фестивалями». Самый яркий из них состоялся в Москве 6 июня 1880 года. Вообще-то тот праздник намечали на 26 мая 1880 года. Это был день 81-й годовщины со дня рождения поэта — разумеется, по старому стилю.
Афанасий Фет даже написал стихи «На 26 мая 1880 года» — они и сейчас выходят под таким названием. Но в связи со смертью императрицы Марии Александровны торжества перенесли на 6 июня — то есть отметили пушкинский день по новому стилю, совсем как мы. Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, установленный на Страстной площади ныне Пушкинская в честь празднования 81-й годовщины со дня рождения поэта Фото: РИА Новости Почти вся литературная Россия воодушевленно собралась на пушкинский праздник. Только Лев Толстой проигнорировал приглашение и не покинул Ясную Поляну: босоногому графу уже тогда претили многолюдные собрания и шумные чествования. В те дни Белокаменная гуляла с размахом. Газеты рапортовали: Автор цитаты «С утра вся Москва на ногах... Все очевидцы этого события отмечали огромное стечение народа...
Встреча была назначена на 27 января на Черной речке, возле Комендантской дачи. Первым по жребию выстрелил Дантес и тут же нанес Пушкину серьезную рану: пуля раздробила бедренную кость и угодила в живот.
Поэт упал, однако все равно попытался сделать ответный выстрел, сидя на земле. Он легко ранил Дантеса в правую руку, а затем потерял сознание от кровопотери… Его на руках перенесли в извозчичьи сани, затем у Комендантской дачи пересадили в карету, которую послал на место дуэли Геккерн, и отвезли домой, на набережную Мойки, 12. Смерть поэта. В последующие дни кровотечение из раны не прекращалось. Пушкин испытывал жажду, тошноту, нарастали боли в области живота. Пульс был слабым. Его бросало то в жар, то в холод, он периодически впадал в состояние забытья. Спасти раненого пытались лучшие петербургские врачи во главе с императорским лейб-медиком Н. Арендтом, но, как мы знаем, их попытки были напрасными.
Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, появились галлюцинации. Но сознание оставалось относительно ясным.
В этот период им написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники». В 1823 году начал работу над романом «Евгений Онегин». Через год Пушкина отправили в северную ссылку в имение родителей Михайловское. Там поэт продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Его навещали друзья, вел переписку. Именно там его застало известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие друзья поэта, и об их казни. Николай I вызвал писателя в Москву в 1826 году обещая покровительство. Но свобода, предоставленная царем оказалась недолгой.
Уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. Через два года поэт посватался к Наталье Гончаровой. Перед женитьбой уехал в имение в Болдино, где вынужден задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве называют Болдинской осенью, когда из-под пера поэта вышло много поэтических шедевров: «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы».