Анализ стихотворения Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать». «Февраль») открывается цикл «Начальная пора», составленный Пастернаком для книги «Поверх барьеров.
Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака
В стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать» наблюдаются смысловые пересечения мира человека и мира природы. Какими эпитетами характеризует их автор? Связь с произведениями других авторов. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» – является одним из лучших в пейзажной лирике поэта, поскольку помимо традиционного для жанра описания природы здесь также четко прослеживается связь влияния природы на поэтическое вдохновение. Достать чернил и плакать». Цель урока: закрепление основных теоретико-литературных понятий посредством их практического применения в процессе анализа лирического произведения. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать чернил и плакать!».Используйте наш материал для написания сочинений по литературе. Краткий анализ.
Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака
Пастернак открыто общается со своими читателями, поэтому его речь должна быть предельно проста. Этому способствуют неточные рифмы. Композиция В стихотворении 4 катрена. Композиция кольцевая, текст построен таким образом, что новая стихотворная строка «цепляется» с предыдущим словом.
Содержание соответствует строфам стихотворения: В первой из них говорится о последнем зимнем месяце, о том, как человек переживает близкий уход зимы. Вторая строфа — мечты, создание поэтического произведения. Третья строфа более детальна, она тоскливая.
Четвёртая строфа помогает понять, как слагаются стихи. Композицию начинает и завершает фраза о сложении произведений «навзрыд». Образы и символы Как и во многих стихах Пастернака образы поэта и лирического героя совпадают, это одно и то же лицо.
Их объединяет вдохновение смены сезона. Слякоть, ливень, грусть с описанными проталинами вдохновляют героев приближающейся весной. А теперь о пастернаковских образах: Февраль — главный образ в стихотворении.
Все другие образы являются второстепенными, помогающими для раскрытия основного образа. У Бориса Пастернака в стихах часто слышны самые разнообразные звуки. В «Феврале» это «слякоть», которая даже умеет грохотать, клики колёс, крики ветра, «благовест».
Далее снова появляются образы, они интересны, метафоричны: «дно очей», «обугленные груши» и «сухая грусть». Все эти образы дают точную характеристику эмоциям, которые испытывает главный герой.
Стихотворение "Февраль. Достать чернил и плакать…", анализ которого мы провели, можно рассматривать как особого рода "поэтическую программу" Пастернака, в стихотворениях которого именно предельная искренность стала определяющим началом отношения к себе и миру. Источник: Гладышев В.
Краткий справочник по литературе.
Выразительное запоминающееся наречие «навзрыд» оформляет композиционное кольцо. При посредстве оборота «чем случайней, тем вернее» Борис Леонидович подчеркивает важность искреннего, а не заготовленного заранее выражения чувств.
Стихотворение выражает модальность с оттенком желательности: в нем частотны глаголы в инфинитиве «достать чернил, пролетку , плакать, писать, перенестись». Они создают ощущение недосказанности, подразумевают наличие оборота «надо бы, вот бы, хотелось бы» категории состояния. Сияние звукового «грохочущая» и визуального ряда вызывает у автора всплеск эмоций, желание творить и одновременно мчаться туда, где рыдания заглушит ливень.
Ожидание весны сливается у автора с яростными творческими муками. В рамках стихотворения человеческие слезы ассоциируются со слезами природы — дождем.
Однако, в конце концов, автор все же решил оставить свое творение в первоначальном виде, каким создал его в 1912 году. Интересен факт того, что во время написания стихотворения отсчет дней велся еще по «старому» календарю, который отставал от календаря «нового стиля» на 13 дней. Поэтому первые дни нынешнего марта тогда были еще зимним февралем. Этот нюанс важен для более глубокого понимания произведения. В стихотворении упоминаются грачи, сидевшие как «обуглившиеся груши». Но ведь по нынешнему календарю они появляются только с середины марта, а, значит, по прошлому исчислению — с приходом весеннего времени. Из этого следует, что «ранние» птицы стали авторским допущением. Композиция Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части.
Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. С помощью неопределенной формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придается побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению. Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль — это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну. Концовка произведения имеет еще один мотив — это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.
«И чем случайней, тем вернее». Поливанов К.М. о стихотворении Б.Л. Пастернака «Февраль»
Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать чернил и плакать». Цель урока: закрепление основных теоретико-литературных понятий посредством их практического применения в процессе анализа лирического произведения. Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!.» было любимым для самого Пастернака, он часто к нему обращался с целью постоянного улучшения.
Борис Пастернак — Февраль, Достать чернил и плакать: Стих
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет. Краткий анализ История создания — это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его ещё по крайней мере трижды, возвращаясь к поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни. Тема стихотворения — изображение порывов человеческой души через призму природы: они одинаково обновляются в преддверии весны. Жанр — лирическое стихотворение. Стихотворный размер — классический четырёхстопный ямб. История создания Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака — и действительно, оно написано в 1912 году. Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза — в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак.
Состояние природы Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать», анализ которого интересует многих, очень приятно читать. Строки создают незыблемое ощущение реальности всего происходящего.
В окружающем мире происходят значительные изменения. Природа уже готовится к тому, что весна скоро вступит в свои права. Все вокруг меняется и преображается на глазах. Пробуждение происходит постепенно, но уверенно, неся в себе дополнительный источник чистой позитивной энергии. Радость царит повсюду: это таинственный знак продолжения жизни. История создания Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака — и действительно, оно написано в 1912 году. Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза — в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность. Образы и символы Лирическим героем является поэт, вдохновлённый природной сменой сезона, вдохновленный тем, чем вдохновляются очень немногие: слякотью, ливнем, «сухой грустью», «почерневшими проталинами», «кричащим ветром».
Лирическим героем является сам Борис Леонидович, каждое стихотворение которого имеет оттенки пейзажной лирики. Стихотворение «Февраль» наполнено множеством интересных образов. Объемлющий образ февраля является главным в произведении. Остальные образы — составляющие этого ключевого образа, раскрывающие его в более полной мере. Многие произведения Бориса Леонидовича наполнены звуками, и данное стихотворение не исключение: «грохочущая слякоть», «благовест», «клик колёс», «шумней чернил и слёз», «ветер криками изрыт». Вторая строфа интересна тем, что в ней нет конкретного образа, но присутствует ощущение движения, причём поэт описывает не «проплывающие» пейзажи, а «едет» лирический герой сквозь звуки колокола, стук колёс, едет туда, «где ливень еще шумней чернил и слез», то есть тоже в «звук». Читайте также: Сочинение описание картины Баба-яга Билибина 5 класс Третья строфа изобилует образами: «обугленные груши», «сухая грусть», «дно очей». Данные метафоры кратко и точно описывают восприятие поэтом окружающего. Черные грачи для автора схожи с плодами груши, хоть и не являются золотыми, они обугленные, то есть обгорелые от «черной весны», упомянутой в первой строфе «Весною черною горит. Грачи являются весенними птицами, являются символом марта, признаком весны!
Также они символизируют проницательность, мудрость. В стихотворении они «срываются» с деревьев и «обрушивают» «сухую грусть на дно очей». Почему же грусть сухая? Возможно, потому, что она без слёз, она приятная для поэта, вдохновляющая. В стихотворении «Февраль» поэт часто упоминает черный цвет. Но с традиционным символическим значением пастернаковский черный никак не связан.
Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд». Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация, напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах — его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры «чрез благовест, чрез клик колес».
Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения. Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения — черный — относится как к миру человека чернила , так и окружающему миру весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши. Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез».
Композиция Произведение включает четыре катрена, которые делятся на три части. Вступительная показывает начало пробуждения в природе, которая ещё в феврале готовится к весне.
С помощью неопределённой формы глаголов, обилие которых сложно не заметить и которым придаётся побудительный оттенок, Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению природы. Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль — это ещё зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну. Концовка произведения имеет ещё один мотив — это творчество. Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души. Жанр Это лирическое стихотворение, которое воплощает в себе одновременно черты философской и пейзажной лирики.
Февраль, достать чернил и плакать. Анализ стихотворения Пастернака
В первой строфе темп медленный, с краткими фразами и перерывами. Во второй и третьей строфах все ускоряется, глаголы из безличных становятся личными, присутствует анафора «чрез благовест», «чрез крик колес». В четвертом катрене темп снова замедляется. Средства выразительности Пастернак объединил в произведении четыре стихии. Огонь воплощают фразы про обугленные груши и горящую весну мрачного черного цвета. Воздух представлен ветром и первыми птицами.
Земля олицетворяют чернеющие проталины. Воду символизируют ливни, слякоть, лужи. Присутствуют такие средства выразительности: эпитеты — «сухая грусть», «грохочущая слякоть», «черная весна»; метафоры — «дно очей», «слякоть горит»; сравнения — грачи похожи на обугленные груши. В стихотворении встречаются приемы, с помощью которых поэт выражает свое настроение. Ассонанс шипящих звуков придает ему динамичность, грохот и шуршание.
Аллитерация звуков «л» делает его плавным, а «р» — создает впечатление, что произведение написано «навзрыд». Ощущая связь с собой и миром, автор считает черной не только весну. В мире людей этот цвет представляют чернила, которые он готовится налить, чтобы писать о феврале. Финал выражает поэтическое кредо Пастернака. Он утверждает, что при сложении стихов следует действовать, руководствуясь душевными порывами.
Творческая работа Краткий анализ стихотворения Пастернака «Февраль» потребуется для написания тематического школьного сочинения. В работе над ним одиннадцатиклассники могут использовать изученную информацию и выразить свое отношение к произведению. Классик Борис Пастернак внес уникальный вклад в литературу. Его произведения наполнены глубоким смыслом, музыкальны и лиричны. Спустя годы они остаются актуальными, поскольку автор высказывал мысли о единстве людей и природы, размышлял о гармонии мира.
Достать вынуть , плакать, писать, достать найти , перенестись — форма инфинитива совершенного и несовершенного видов; Горит, чернеют, слагаются — форма настоящего времени несовершенного вида; Сорвутся, обрушат — будущее время совершенного вида; Изрыт краткое причастие прошедшего времени. Формы инфинитива создают обобщённый план, как будто не относящийся напрямую к субъекту. При этом глаголы совершенного вида называют конкретное, завершённое действие-связку, а глаголы несовершенного вида — творческий процесс, состояние. Наряду с прямым указанием на явления, которые продолжаются перед глазами лирического героя 2 , создаётся вторая реальность сорвутся, обрушат , передающая его мечту, ожидание. По динамике чувств этот момент две последние строки третьей строфы является кульминацией происходящего в природе. Гипербола «тысячи грачей» усиливает звучание последнего аккорда. Стихотворение пронизано словами одной тематической группы об одном и том же разными словами : «плакать», «навзрыд», «слёз»; «чернил», «весною чёрною», «шумней чернил», «обугленные груши», «чернеют» - что позволяет говорить о сквозных мотивах. Употребление глагола «достать» в разных значениях «достать чернил» - вынуть и «достать пролётку» - найти создаёт каламбурный эффект. Сочетания «писать … навзрыд» первая строфа и «слагаются стихи навзрыд» заключительные строки закольцовывают композицию стихотворения.
Интенсивность процесса творческого отображения действительности передаёт образ, созданный в третьей строфе. Мечта о весне уносит лирического героя в мир, похожий на обыденность: Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Поражает яркость и выразительность поэтических строк! Автор использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты «грохочущая слякоть», «весною чёрною», «обугленные груши», «сухую грусть» , олицетворения «обрушат сухую грусть на дно очей», «пока грохочущая слякоть весною чёрною горит» , сравнения «как обугленные груши» , с помощью которых стихотворения становятся своеобразным гимном весне. В своём стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!
В произведении нашло отражение увлечение поэта эстетикой символизма. Композиция включающего четыре катрена стихотворения состоит из трех частей. В лирическом зачине обилие глаголов в неопределенной форме с побудительным оттенком обозначает начало процесса движения и пробуждения в природе и душе человека. Уже в первом назывном предложении заявляется конфликт зимы и грядущей весны. Поэт приурочивает пейзаж к конкретному времени года, подчеркивая реальность происходящего, и улавливает то мгновение исхода зимы, когда она переходит в весну. В основной части тема сдвигов, которые несет с собой весна, получает свое дальнейшее развитие. Хотя февраль вызывает ассоциации со снегом и морозом, образный ряд стихотворения передает ощущение приближающейся весны — грохочущая слякоть, грачи, проталины, лужи, ливень. Лейтмотивом стихотворения являются слезы: это и поток слез человека, и поток дождя, и поток чернил и стихов. Слово «навзрыд» начинает и заканчивает произведение, замыкая его композицию в кольцо. В концовке стихотворения возникает идея творчества, и финал обретает обобщенность. Внутренний план стихотворения раскрывает процесс пробуждения поэзии, когда под воздействием обновляющейся природы поэт обретает способность «слагать стихи навзрыд». Композиции стихотворения соответствует его ритмическая организация, напоминающая колокольный звон с чередованием быстрого и размеренного звучания. Медленный темп в первой строфе, созданный короткими предложениями и паузами, заметно убыстряется во второй и третьей строфах — его создают переход от безличных форм к личным глаголам и введение анафоры «чрез благовест, чрез клик колес». Последний катрен с равномерным членением плавно возвращает к медленному темпу начала стихотворения. Мир человека и мир природы у Пастернака тесно взаимосвязаны. Между этими мирами, находящимися в постоянном движении, полными звуков и влаги, на протяжении всего стихотворения идут постоянные смысловые переклички. Такой эффект создается благодаря цветовому и звуковому параллелизму. Ведущий цвет стихотворения — черный — относится как к миру человека чернила , так и окружающему миру весною черной, проталины чернеют, тысячи грачей, обугленные груши. Произведение богато звуковыми образами: к человеку относятся слезы и рыдания, мир природы насыщен криками грачей, кликом колес, грохотом слякоти, звоном благовеста и ливнем, что «еще шумней чернил и слез». Пастернак сумел представить картину природы в единстве всех стихий: огонь воплощен в словах «…весною черною горит» и «обугленные груши», стихию воздуха представляют грачи в небе и ветер, стихия земли воплощена в чернеющих проталинах, а вода — в слякоти, ливне и лужах.
Борис Пастернак, «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ стихотворения
Четвертая строфа, как возврат в город и "реальность" выделена еще и сменой грамматического времени — вместо будущего возвращается вновь настоящее. В то же время все описываемые в стихотворении явления связываются в единую цветовую, звуковую и эмоциональную картину. Внешний мир и творчество объединяются черным цветом — чернил, весны, уподобленных обугленным грушам грачей, криков весны. Лишь в конце стихотворения появляется второй цвет синий — сотворенной песни. Влага также объединяет все проявления воздействия весны на природу, город и поэта — чернила, слезы, слякоть, ливень, вода весенних криков. Взаимопроникновение всех явлений и предметов, при котором становится непонятно, кто или что порождает творчество, пишет стихи, владеет даром речи — поэт или идущая вокруг него жизнь, является едва ли не главной характерной чертой поэзии и прозы Пастернака. Эта черта проявляется и в грамматической структуре стихотворения. Определенная пассивность поэта в мире, где ему диктуется извне февралем, природой, окружающей жизнью то, что он должен делать, чувствовать и писать демонстрируется тем, что по отношению к себе он не применяет личные глагольные формы — стихотворение начинается с обращенных к нему четырех императивов или инфинитивов, сохраняющих значение долженствования — достать, плакать, писать и вновь достать, которые должны быть выполнены безотлагательно — в английском здесь был бы употреблен present continious — пока... Далее во второй строфе о поэте говорится в безличной страдательной конструкции да еще и в сослагательном наклонении — меня б везли. Две редакции. Заменяется самая трудно понимаемая фраза крики весны водой чернеют.
Ливень лишается своей активной функции, но зато приобретает звучание — шумней. Обрушивание грусти, при чем на этот раз сухой, то есть бесслезной, во второй редакции поручается уже не февралю, а грачам, что легко согласуется с их срыванием с деревьев, а это в свою очередь подкрепляет их сравнение с грушами.
То же исчезающе малое количество рецензий на главном российском книжном сайте LiveLib у нобелиантки-2022 Анни Эрно, с той разницей, что на момент присуждения, множество ее книг уже было переведено на русский, и в отличие от танзанийца Гурны, она пишет книги на сотню страниц, которые можно прочесть за вечер. Совсем иначе обстояло дело тогда: Нобелевская премия мгновенно делала лауреата персоной номер один, интерес к которой превышал все мыслимые пределы. Первая телевизионная адаптация «Доктора Живаго» была сделана бразильцами спустя год, в 1959.
Впрочем, она не запомнилась, в отличие от невероятной красоты и эмоциональной притягательности американского фильма 1965 года с Омаром Шарифом в роли Юрия и Джули Кристи в роли Лары. Неважно, что представители старшего советского поколения пеняют ему за «красивость», Дэвид Лин, с его знаменитым полем нарциссов, сумел сделать историю, которую запомнили и полюбили миллионы зрителей. И вот еще одно читательское наблюдение: в романоязычной литературе, особенно итальянской и испанской, уровень интереса и любви к «Доктору Живаго» очень высок, то и дело, читая испанских и итальянских авторов натыкаешься на то, что герои обсуждают персонажей романа, хотят быть похожими на них или даже, как в «Голосах Памано» Жауме Кабре, называют именем Живаго кота. Мда, не совсем тот вид признания, о котором Борис Леонидович мечтал бы для своих героев, но способы, которыми приходит слава, причудливы и многообразны, и, в конце концов, кот несомненно любим хозяйкой. А теперь о грустном.
На родине роман куда менее популярен. Читают, ценят, понимают едва не на порядок меньше, чем в большом мире. Абсолютное большинство известных мне серьезных читателей не любит «Доктора Живаго». Так, для общего развития, держать в активе, заполняя сразу две ниши, обязательные для культурного человека: «великая русская литература» и «нобелианты». Ну, дополнительно «история России начала века», «быт и нравы», «Гражданская».
Да много чего. Никто не задыхается от восторга, как задохнулись в свое время, прочитав «Мастера и Маргариту». В лучшем случае скажут: «Нудно». Да и я ведь не испытывала особого эмоционального подъема, читая. Как раз с тем брала, чтобы «иметь в активе».
А потом опять. И опять. Трижды прочитан, значит что-то есть такое, что необходимо мне. Борис Пастернак - Доктор Живаго Рассказ о потрясающе талантливом человеке с роковым свойством — не оказываться в нужное время в нужном месте. Юрий Живаго — он как тот, кто всё время приезжает на вокзал в момент, когда ушел поезд.
Наследник миллионного состояния, пущенного отцом на ветер. Сирота, воспитанный дальними родственниками. Удивительный поэтический дар, а стихи всю жизнь писались в тетрадь. Талантливый человек талантлив во многом, он хороший доктор, замечательный диагност, к тому же прошедший жесткую школу военврача в Первой Мировой. А врачебная практика, волею судеб, в провинциальном Юрятине, в мерзостной неустроенности партизанского быта, после и вовсе каморка при дворницкой.
Кадр из сериала «Доктор Живаго» 2005 год Наделенный даром любви и заботы и любимый прекрасными женщинами, потерял обеих, роковое свое сиротство спроецировал на собственных детей. Тоня увезла за границу, эмигрантам приходилось тяжело, но умная и ответственная, и любящая мать становится детям опорой, Тоня Живаго такова, она не оставит своих, позаботится о том, чтобы помнили, кто они. Только была еще дочь. Та, что от немыслимой любви с прекраснейшей из женщин. О боже, что за странная страшная беспросветная судьба.
Предпоследняя короткая глава романа — она как пощечина. Кажется уже и все слезы по героям выплаканы, и ничем тебя больше не опечалит книга. Ан нет: вот так еще бывает, детка. Даже и сейчас помню, как хватала воздух ртом, дочитывая. И по всему, это должно было стать рассказом о человеке, с мрачным упоением несправедливостью судьбы переживающем свое горе-злосчастие.
Небольшое стихотворение является ярким образчиком пейзажной лирики, но отражает и явное увлечение поэта идеями символизма чернила — символ поэтического творчества и футуризма неточная рифма. Оно наполнено такими средствами художественной выразительности: контекстными синонимами — «плакать», «писать навзрыд»; эпитетами — «грохочущая слякоть», «черная весна», «сухая грусть»; олицетворениями — «ветер изрыт» и «слякоть горит» одновременно является оксюмороном , которые позволяют характеризовать явления природы с совершенно неожиданной стороны; метафорами — «горит весной, обрушат грусть», «дно очей», «изрыт криками»; сравнением — «тысячи грачей, как обугленные груши». Архаизмы «клик», «очи», усеченный предлог «чрез» придают речи оттенок высокого стиля. Оборотом «ветер криками изрыт» автор читателю дает понять, что ветер принял множество обращений, криков — громких жалоб. Используя предлог под, поэт подчеркивает, что проталины как символ весны и возрождения находятся под грустью — то есть, осушить слезы возможно, избавившись от нее, убрав ее, как предмет.
Таким образом автор косвенно олицетворяет и грусть. Выразительное запоминающееся наречие «навзрыд» оформляет композиционное кольцо. При посредстве оборота «чем случайней, тем вернее» Борис Леонидович подчеркивает важность искреннего, а не заготовленного заранее выражения чувств. Стихотворение выражает модальность с оттенком желательности: в нем частотны глаголы в инфинитиве «достать чернил, пролетку , плакать, писать, перенестись». Они создают ощущение недосказанности, подразумевают наличие оборота «надо бы, вот бы, хотелось бы» категории состояния.
Сияние звукового «грохочущая» и визуального ряда вызывает у автора всплеск эмоций, желание творить и одновременно мчаться туда, где рыдания заглушит ливень. Ожидание весны сливается у автора с яростными творческими муками. В рамках стихотворения человеческие слезы ассоциируются со слезами природы — дождем. Большой русский поэт стремится и выплакать, и одновременно осушить слезы своего лирического героя. Анализ стихотворения «Февраль.
Достать чернил и плакать! Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал, так что оно само стало воплощением идеи о сиюминутности жизни. Краткий анализ История создания — это стихотворение было написано в 1912 году, но Пастернак переделывал его ещё по крайней мере трижды, возвращаясь к поэтическим строчкам на разных этапах своей жизни.
Оно его списывает с натуры. Как же смещается натура? Подробности выигрывают в яркости, проигрывая в самостоятельности значенья. Каждую можно заменить другою. Любая драгоценна. Любая на выбор годится в свидетельства состоянья, которым охвачена вся переместившаяся действительность Лейт. Слагающиеся навзрыд стихи таким образом также возникают не по возвращении в город как засиневшая песнь в в первой редакции, , а все в том же мысленном путешествии за город среди "наступившей" там весны.
Однако, майковское стихотворение описывает весну в традиционно мажорных тонах. Иначе представляется весна в строках Пушкина "Весной я болен.. Весна, весна! Тянитесь от застав градских" "Евгений Онегин" глава 7, строфы II-IV , — таким образом, можно сказать, что Пастернак здесь следует не только пушкинской весенней грусти, но и совету покинуть город. В 1910 году была опубликована его книга стихов "Кипарисовый ларец", куда вошло стихотворение "Черная весна. Тает ".
История создания
- Борис Пастернак, «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ стихотворения
- «Февраль. Достать чернил и плакать!»: строки от нобелевского лауреата
- Информация
- «Февраль. Достать чернил и плакать!»: строки от нобелевского лауреата
- Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака - Светлана Геннадьевна Заикина
- Вы точно человек?
Борис Пастернак, «Февраль. Достать чернил и плакать». Анализ стихотворения
Февраль. Достать чернил и плакать! Достать чернил и плакать!», которое относится к раннему периоду. Слагаются стихи – олицетворение.
«И чем случайней, тем вернее». Поливанов К.М. о стихотворении Б.Л. Пастернака «Февраль»
Февраль. Достать чернил и плакать! • cтихотворение и анализ. образ плача – плач, о котором говорит лирический герой в первых и последних строках произведения, является символом творческого процесса, направленного на создание стиха. Стихотворение Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» создано в 1912 году и входит в сборник «Поверх барьеров». Стихотворение и анализ «Февраль. Достать чернил и плакать!». Анализ стихотворения Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать», Это стихотворение Пастернак посвятил студенческому другу и будущему критику Константину Локсу, с которым вместе посещал семинарий по греческой литературе. Однако художественная цель стихотворения не ограничивается изображением этой необычной картины.В первой же строфе, наряду с другими, появляется еще один уровень реальности:творческое стремление поэта «Достать чернил и плакать».
Февраль достать чернил и плакать анализ. Урок-анализ стихотворения Б. Пастернака
С другой стороны, мир, который описывает писатель, не представляет из себя ничего сюрреалистичного или странного, ничего, что могло бы удивить читателя. Это вполне понятный и даже обыденный мир. Однако экспрессия появляется, благодаря необычайной детализированности текста. Кроме метафор и метонимий автор вводит в повествовательную канву антитезы, которые также распределяются на два уровня — на уровень природный и, соответственно, психологический. Наконец, четвертая строфа будто закольцовывает все произведение, снова напоминая, что поэзия — это продукт грусти: Под ней проталины чернеют, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
К анализу композиции, а также стилистики произведения Итак, основная идея, вложенная в анализируемый здесь пастернаковский текст, состоит в неразрывной связи духовных и природных процессов. Душа человека повторяет все пути, которыми следует природа. И этот процесс невозможно изменить. Кроме наличия явно импрессионистических и реалистических мотивов, здесь четко прослеживается символизм.
В ранней лирике Пастернака, представленной сборниками, озаглавленными «Близнецом в тучах» и «Поверх барьеров», присутствуют образы всех четырех времен года. Соответственно, их системное изучение поможет избежать лакун в современном литературоведении, касающихся специфики пейзажа не только в творчестве непосредственно Пастернака, но и в поэзии Серебряного века в целом. Самым распространенным сезонным образом в ранней лирике этого художника является образ весны, тесно переплетается с темой творчества. С помощью сложных ассоциативных метафор природы и человека, природа и искусство сливаются в единое целое.
Процесс творчества понимается поэтом как поглощение внешних впечатлений и дальнейшее внутреннее переживание этих эмоций с переносом на бумагу. Непрерывный поток образов городского пейзажа также очень точно передает атмосферу весны. Изменчивость, непостоянство весеннего пейзажа помогают передать глаголы в разнообразных формах. По мнению автора, природа, представленная городским пейзажем в данном стихотворении, способна привлечь человека к постижению высоких ценностей творчества, чтобы уберечь хрупкую натуру от опасного хаотического мира, воплощенного в образе зимы.
Под пером художника природные образы ярко передают состояние хаоса, царящего во вселенной. Для раскрытия сущности данного понятия Пастернак оперирует «зимними» образами. Поэтому, сезонные образы в ранней лирике писателя выступают в разных ипостасях. Весна — как воплощение творческого потенциала, как стихия, покоряющая вселенную.
Стихия зимы символизирует не только творческое начало, которое содержится как в природе, так и в лице художника, но и несколько негативное, неизбежное разрушение, конец мира. В других стихах поэт вводит также образы лета и осени. Образ лета выступает воплощением полноты и разнообразия бытия, поэтому мотив преобразования неизменно сопровождает этот образ. Осенние пейзажи связаны с интимными и творческими рефлексиями героя пастернаковских произведений, а также с проблемой отмирания и вечного круговорота в природе.
Детальнее о любимых художественных средствах поэта Тема весны раскрывается за счет использования автором ряда изобразительных средств. Весенняя стихия проникает в бытовое пространство человека, где также чувствуется творческое начало. Происходит гармоничное единение предметного, внешнего миров и творчества. Также мы наблюдаем постепенное расширение масштабов пейзажа.
Несмотря на то, что мотивы талой воды, пения птиц, солнца лучше передают атмосферу весны, все изображаемые события происходят в феврале, ведь февраль — последний, самый строгий зимний месяц. Февраль, видимо, воспринимался поэтом как начало весны. Богатая цветовая гамма этой поэзии также способствует более полному раскрытию образа весны. Здесь мы встречаем такие цвета и вариации оттенков, как зеленый, «чернеющий», синий, светло-голубой.
Среди использованных автором изобразительных средств следует отметить сравнения, которые часто встречаются в пейзажных зарисовках стихотворения. Пастернак часто использует повторы, а сравнения, появляющиеся в тексте, взяты писателем из разных сфер жизни. Эти средства расширяют временные и пространственные пределы весеннего пейзажа, придавая ему глубокое смысловое наполнение. Двор влияет на внутреннее состояние героя, данный образ сравнивается с вынужденным уединением, удалением от остального мира, и этот «приговор» приводит к нарушениям привычного течения жизни и одновременно становится условием творческого состояния.
Свойственное Пастернаку изображение болезненной природы встречается также в описании городского окружения. Благодаря этому уподоблению складывается образ стремительного движения пейзажной картины, акцентируется мотив снега зимой и добавляются реалии городского пейзажа. Кроме образной специфики, следует также сделать акцент на том, как писатель ритмически организует свой текст. Ритмика отсылает — ассоциативно, конечно — к некоему звону колоколов.
Это не только чередование быстрого, стремительного и замедленного звука, но и звуковой образ, отсылающий к благовесту и Пасхе. В первой части стиха ритм скорее медленный, здесь присутствуют короткие предложения, часто встречаются паузы.
За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колёс Перенестись туда, где ливень Ещё шумней чернил и слёз. Обратим внимание на то, каким размером написано это творение.
Безусловно, перед нами энергичный и упругий ямб. Именно он даёт нам ощущение неотвратимого движения времени, стремительности, бодрости. Пастернак чувствует сам и помогает осознать своим читателям красоту мира и радость бытия. Именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству.
Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. Краткое содержание А. Февральское утро. По мнению лирического героя автора данный процесс принципиально отличается от весеннего упоения природой, когда стихотворцы буквально растворяются в эмоциях светлых и радостных чувств. Процесс вдохновения у лирического героя имеет абсолютно иное свойство: он мучителен и жесток. Вдохновение, охватившее его, требует активности, герою необходимо как можно скорее «достать чернил» и начать писать.
Мы не увидим даже намёка на уютное и спокойное размышление лирического героя на волнующие его темы: у Пастернака герой всегда стремится к страстному порыву, к слиянию с бушующей в душе стихией вдохновения. Слёзы героя сродни дождевым каплям: они столь же стремительны, обильны и неуправляемы. Герой не способен самостоятельно прервать свой плач, пресечь вдохновение. Поэтому он пытается потушить «костёр» своего вдохновения потоком ливня. В результате чего в душе героя возникают красивые поэтические строки, рождаются яркие образы, пропитанные дождём и тоскливыми окриками «тысячи грачей». История создания Пастернак написал эти замечательные стихотворные строки в 1912 г. Первая публикация случилась спустя год: в 1913 г. Помимо того, что произведению выпала счастливая судьба, у него весьма любопытная история создания. Пастернак выделял данное стихотворение среди прочих, любил его, и часто к нему возвращался: к примеру, основа произведения переделывалась им дважды — в 1928 г.
Автор постоянно дорабатывал его с тем, чтобы максимально точно донести до читателей чувство сиюминутности, возникающее при порыве поэтического вдохновения. В 1945 г.
Большой популярностью пользуется бессмертное «Февраль. Анализ стихотворения позволяет окунуться в мир глубоких личностных переживаний поэта, почувствовать особенную мелодику его строк. Он дает возможность увидеть целостную картину действительности, в которой человек является неотъемлемой частью природы. В данной статье приведен анализ стихотворения «Февраль. Текст будет полезен учащимся старших классов и всем, кто интересуется литературой. Достать чернил и плакать»: анализ Кратко можно охарактеризовать тему стихотворения как некое предчувствие наступающих перемен. Произведение раскрывает сущность естественного сезонного процесса и целиком посвящено природе.
Лирический герой наблюдает протекание зимнего времени со стороны: восторгается причудливостью февраля, с радостью ждет приближения весны. Тема стихотворения заключается в особенном необыкновенном понимании, что человек является частью великого целого, он способен чувствовать окружающий мир и эмоционально зависим от состояния природы. Композиция Очень красивое стихотворение — «Февраль. Анализ его помогает осмыслить суть и не потерять главного. Лирическое произведение состоит из четырех строф, каждая из которых последовательно раскрывает смысловую нагрузку. В первой происходит обнаружение желания постичь красоту природы, насладиться ее целостностью и многообразием. Потому лирическому герою хочется плакать, что восторг охватывает душу и становится невозможным не «писать о феврале навзрыд». Во второй строфе становится понятным, почему возникает стремление активно действовать, преодолевать большие расстояния. Третья композиционная часть раскрывает значимую потребность человека быть понятым и услышанным.
В заключительной строфе мы видим, как происходит зарождение творчества: на свет появляются стихи, окутанные пережитым чувством упоения и радости, которыми поэт щедро делится с читателями. Состояние лирического героя Такое замечательное лирическое произведение мог создать только Борис Пастернак «Февраль. Анализ его показывает, насколько сильно человек становится восприимчив к природе, ее переменам. Эмоциональная составляющая обнаруживает глубокую связь с событиями, происходящими вокруг: именно они порождают дополнительные переживания, побуждают к действиям. Если бы человек не обращал внимание на то, что делается вокруг него, то никогда бы не смог почувствовать себя счастливым, внутренне удовлетворенным. Множество чувств охватывает лирического героя: восторг, радость, удивление, гордость, восхищение. Каждая последующая волна эмоций пробуждает в нем новые чувства. Одновременно хочется и смеяться, и грустить о чем-то прошедшем. Но все же печаль эта светлая: она не разрушает, а преображает изнутри, дарит чувство бесконечной бодрости, подъема, энтузиазма.
У лирического героя появляется желание действовать, совершать необдуманные поступки. Анализ стиха «Февраль. Достать чернил и плакать» позволяет понять состояние человека, открывшего для себя постоянно меняющийся мир природы. Можно часами наблюдать за ней, но так и не постичь до конца.