Я ехала на интервью с Андреем Кривенко — основателем магазинов «ВкусВилл» и «Избёнка» — человеком, который получил премию «Предприниматель года-2016» по версии РБК.
Новости по теме
- Открытие Инвестиции – услуги брокера на бирже. Брокерское обслуживание на Московской Бирже
- Внутренние предприниматели
- Назад в будущее: Андрей Кривенко об эволюционной цели ВкусВилл | Все о цепях поставок
- "Вкусвилл" планирует отказаться от дополнительной эмиссии акций - ТАСС
Основатель "Вкусвилла" не исключил привлечение стратегического инвестора вместо IPO
По словам Кривенко, значительных стратегических инициатив развития традиционной розницы у "Вкусвилла" теперь нет, новые магазины по одной-две точки будут открываться только в регионах. Сейчас компания сосредоточена на развитии онлайн-продаж. Была сеть киосков "Избенка", но в какой-то момент команда поняла, что этот формат уже устарел, современный - супермаркет. Тоже самое произошло и в прошлом году. Компания поняла, что супермаркет - это формат прошлого, мы ими больше не занимаемся. Вся команда работает на онлайн, который будет только расти", - сказал Кривенко РБК.
В интервью РБК бизнесмен назвал этих сотрудников сооснователями компании, они же входят в совет управляющих «ВкусВилла», который занимается стратегией бизнеса. В 2022 году «ВкусВилл» выплатил своим акционерам 2 млрд рублей дивидендов. Предыдущий раз компания платила дивиденды в 2019 году. Тогда было выплачено также 2 млрд рублей.
Продавец только что отрезал сыр и этими же руками отсчитал сдачу. И так по кругу на протяжении всего дня», — рассказывает Кривенко в книге Щепина. Так он задумал открыть сеть магазинчиков молочки от ответственных производителей с простыми составами и короткими сроками хранения, в которых продавец ни в коем случае не контактирует с готовым продуктом. Причём сам предприниматель признавался, что ничего не понимал в молочной продукции: «Только знал, что на рынке молоко вроде лучше, чем в магазинах. Имея в распоряжении около 1 млн руб. Сеть магазинов назвали «Избёнка».
Первая «Избёнка» на 5 кв. Кривенко сам, посменно с технологом Дмитрием Козыревым, по ночам ездил на производство и возвращался в Москву к открытию магазина, чтобы успеть разгрузить продукцию. В течение 3-х месяцев открылись ещё две точки — но на исходе 4-х месяцев все магазины работали в убыток. Стартовый миллион заканчивался, и предприниматель уже был готов закрыть проект и начать искать более перспективную нишу. Но изначально он задумывал открыть 4 точки, а новых бизнес-идей сходу не возникало, и поэтому он решил рискнуть и открыть ещё один магазин, чтобы «выполнить свой план-минимум». Магазин разместился в торговом центре в московском районе Митино, в отличие от предыдущих, —места для них Кривенко выбирал интуитивно на рынках.
Митинская точка выстрелила: по словам Щепина, в первый день работы холодильники опустели к обеду. Посетителям торговых центров — семьям с маленькими детьми — новый формат понравился. Деревня без вкуса К началу 2010 года «Избёнка» вышла на самоокупаемость. К концу этого же года работала уже 31 точка сети, а в 2011-2012 годах открылись ещё около 300 успешных — и столько же неуспешных магазинов. Магазин мог съехать из арендованного помещения через несколько дней работы, теряя депозит и предоплату. Идеальное сочетание, когда рядом вставали мясники, рыбники, колбасники и хлебники.
В компании стали думать о расширении ассортимента в «Избёнке», но пришли к выводу, что разместить немолочные продукты на 15-20 кв. Тогда команда «Избёнки» задумала создать сеть супермаркетов здоровой еды — и в сентябре 2011 года несколько сотрудников отправились в Лондон изучать опыт английских супермаркетов Tesco, Waitrose и Asda. Вернувшись из Лондону в Москву, менеджеры «Избёнки» стали думать о названии нового проекта, но не справились самостоятельно и привлекли на помощь брендинговое агентство Brandtime. Через месяц работы появился финальный вариант — «ВкусВиль», — но он пересекался с торговым знаком «Вкусавель», который уже был зарегистрирован в России, из-за чего «Вкусвиль» превратился во «ВкусВилл». Первые 4 магазина «ВкусВилл» открылись в июне 2012 года — причём начало работы первых 2-х никак не афишировали, чтобы иметь возможность закрыть их в случае форс-мажора. Сначала локации для «ВкусВиллов» искали недалеко от центра — в пределах Третьего транспортного кольца — исходя из гипотезы, что покупатели смогут заезжать за продуктами на своих автомобилях по дороге с работы домой.
Но выяснилось, что покупатели «ВкусВилла» в основном передвигаются на метро, а не на машине, и позднее магазины стали открываться преимущественно в спальных районах. В первых «ВкусВиллах» «царил дефицит», а солидный ассортимент можно было найти только в отделе молочки. Магазины открывались впопыхах, и технологи не успели отыскать достаточное число поставщиков натуральных продуктов. А тем более было трудно убедить производителей менять рецептуру специально для «ВкусВилла», имея всего 4 магазина. Чтобы привлечь покупателей, в магазинах устраивали изобильные дегустации, запустили программу лояльности и бесплатно выдали всем покупателям «Избёнки» бонусные карты. Но летом 2013 года «ВкусВилл» едва не закрылся.
К тому моменту в сети было уже 8 магазинов и они работали в убыток, который покрывали доходы «Избёнки». В августе компания перестала своевременно платить поставщикам. Кривенко тогда горел идеей ССП системы сбалансированных показателей , согласно которой каждый топ-менеджер должен был балансировать между определенными показателями к примеру, управляющий заказами — между списаниями и дефицитом товаров. Несмотря на убытки, показатели у всех топ-менеджеров были отличными. Все высосано из пальца. В общем, заигрались», — признавал позднее Кривенко.
Предприниматель какое-то время принципиально не лез в дела сети он ярый сторонник горизонтального подхода к управлению , но затем ему всё же пришлось вернуться к ручному управлению. От системы сбалансированных показателей в компании отказались. Подъем на кризисе «ВкусВилл» стал оптимизировать издержки: в магазинах в 2 раза сократили число продавцов, из ассортимента убрали товары с неадекватной розничной ценой к примеру, курицу по 500 руб. Но сарафанное радио, сработавшее с «Избёнкой», не работало со «ВкусВиллом», и чтобы привлечь покупателей, сеть запустила рекламу — в подъездах, лифтах, на наружных щитах и платежках за коммунальные услуги. Помимо этого, придумали акцию: покупателям «Избёнки» продавали купоны по 30 руб. В магазинах устраивали промоакции — конкурсы детских рисунков, тематические праздники и фестивали, — в которых активно участвовали продавцы.
Щепин пишет, что к концу 2013 года кризис миновал: росли ассортимент, число покупателей и средний чек. Но по-настоящему выстрелить «ВкусВиллу» удалось только год спустя, когда почти одновременно обвалился рубль и ввели продуктовые санкции. В тот момент под удар попали магазины с большой долей импортных товаров, объясняет старший инвестиционный аналитик «Атона» Виктор Дима: «Себестоимость товаров, которые производили международные компании, часто была привязана к валюте. Когда из магазинов пропали доступные импортные продукты, они фактически заняли нишу качественных товаров». К тому же из-за кризиса закрывались банки и магазины, освобождая помещения, подходящие для магазинов «ВкусВилла». Это придало популярности «ВкусВиллу», уже тогда опиравшемуся на отечественных производителей.
Пока конкуренты повышали цены, чтобы подстроиться под новый курс рубля, «ВкусВилл» снизил цены на 17 социально значимых товаров, среди которых кефир, молоко, сметана, хлеб и яйца, их напечатали прямо на упаковках. Цены на продукты питания в крупнейших российских сетях стали снижаться только весной 2015 года. Закрытое общество Дальнейший рост оказался стремительным: к концу 2014 года сеть насчитывала уже 100 магазинов, а с начала 2015 года по июль 2018 года в течение 3,5 лет количество магазинов «ВкусВилл» выросло в 6 раз — до 622 точек, подсчитало агентство «Infoline-Аналитика».
Сотрудничество со «ВкусВиллом» повышает степень безопасности, надежности и масштабируемости. Для каждого создателя установлена квота по числу запускаемых новинок, которая может увеличиваться и сокращаться в зависимости от успехов тестов.
Андрей Белугин, лидер клиентского пути во «ВкусВилле»: «Мы вдохновились идеей платформенного подхода компании Haier, описанной в книге про эволюцию от убыточного завода до глобальной суперплатформы. В производстве продуктов большой потенциал для экспериментов и создания новинок, которые будут радовать наших покупателей. Мы хотим, чтобы производители, технологи, продакт-менеджеры больше фантазировали, не боялись рисковать и делать что-то нестандартное. Креаторы должны иметь доступ к производственным мощностям, чтобы представить тестовую партию продукции. Новые продукты, представленные на рассмотрение экспертам компании, отбираются по критериям, среди которых: новизна, соответствие требованиям качества и концепции чистых составов.
«Вкусвилл» назвал долю онлайн-продаж в преддверии IPO
«ВкусВилл» же решил пойти от противного и сфокусироваться на шести китах своего «голубого океана». Основатель сети Андрей Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому, в свою, принадлежит 86,05% АО (станет ПАО) «ВкусВилла» и еще 1,79% акций Кривенко владеет напрямую. «ВкусВилл» принадлежит на 86,08% ООО «Проект "Избёнка"» и АО «Эволюционная цель» Евгения Лисицына, 12,16% владеет фондам Baring Vostok, 1,76% — её основатель Андрей Кривенко. 3 параметра: целостность, самостоятельность сотрудников, эволюционная цель компании – оно может считаться бирюзовым.
Подтверждения не нашли. А искали?
- У нас 8500 курьеров, и каждый из них уникален
- Эволюционная цель вкусвилл как звучит
- Суп, как лекарство и другие кадровые лайфхаки
- "Вкусвилл" открыл свой первый даркстор в Новороссийске
«Вкусвилл» не исключает IPO даже при возможном отказе от допэмиссии акций
«Вкусвилл» заявил о том, что его целью является продажа свежих продуктов, а не отражение «политических или социальных взглядов». Статья автора «Николай Лобанов» в Дзене: Основатель сетей «ВкусВилл» и «Избенка» Андрей Кривенко: «Меня в компании игнорируют» В день, когда мы брали это интервью, на информдоске в офисе компании. Если говорить про глобальную эволюционную цель «ВкусВилла», то это изменение продуктовой розницы в России. Я ехала на интервью с Андреем Кривенко — основателем магазинов «ВкусВилл» и «Избёнка» — человеком, который получил премию «Предприниматель года-2016» по версии РБК. Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому принадлежит 86,05% «ВкусВилла».
"Вкусвилл" назвал структуру мажоритария Кривенко продающим акционером в потенциальном IPO
Потом стали пересматривать цены, но точечно, тщательно анализируя каждое повышение. Если происходило снижение курса валют, откатывали цены назад. Основан в Москве в 2012 году предпринимателем Андреем Кривенко. Ранее работал под брендом «Избёнка». У компании более 120 дарксторов Следуя своей цели «Сделать полезную еду для здорового питания доступной каждому», ритейлер предлагает 7700 товаров под СТМ , которые по заказу компании производят более 1500 поставщиков. Ежедневно «ВкусВилл» доставляет более 170 тысяч заказов. Выручка интернет-магазина за 2021 год составила 44, 6 млрд рублей. Этот дух стартапа сохраняется с первых дней. У нас сложились почти семейные отношения, дружные команды, много свободы, прав и экспериментов, но при этом компания прибыльная и развивается только на свои деньги. Объясняя успех концепции, мы выделяем четыре ключевых фактора — продукт, покупатели, технологии и система менеджмента. Мы — фанаты продукта.
Формируем матрицу очень тщательно, каждый продукт проверяем, дорабатываем, убираем лишние ингредиенты. Пока было возможно, много путешествовали, побывали в Китае, Америке, разных странах Европы, привозили новые идеи. Вплоть до того, что из Лондона привезли закваску для греческого йогурта. Все сотрудники компании в первую очередь обсуждают продукты, вкусы и рейтинги, и это наш главный приоритет. Второй ключевой приоритет — покупатели. У нас безумно лояльная аудитория. Активная база — порядка 6 млн человек в течение года. Каждый месяц в магазины приходит около 3 млн покупателей, из них порядка 100 тысяч — новички. Причем новички прирастают органически, реклама в интернете приносила меньше покупателей, чем рекомендации знакомых и друзей. И сейчас, несмотря на геополитические события, аудитория нас не покидает, наоборот, растет средний чек, качественно прирастает база лояльных клиентов.
Причем мы не боремся за массовый трафик, наша идея — выращивать амбассадоров бренда. Именно под них мы выстраиваем матрицу, выявляя предпочтения, проблемы и вкусы, для них ищем новые интересные идеи. Третий фактор — технологии. Нам повезло, что основатель компании Андрей Кривенко — математик и программист и с первых дней сам разрабатывал программы для улучшения процессов. Стараемся оцифровать все, что возможно. Например, когда мы только начали заниматься своим продуктовым предложением, понимали, что главное в работе с фреш — процент списания. А это — ежедневные поставки, четкая система распределения, которую мы сами создали. Еще пример технологии — наше приложение для доставки. Мы запустили его буквально за два месяца, и оно успешно развивается.
Известно, что официально утвержденные планы лишь тормозят работу, так как исполнители обычно стараются сделать план заведомо выполнимым и ни в коем случае его не перевыполнить. Отказ от привилегий. Любые знаки особого статуса — личный секретарь, отдельный кабинет и так далее — недопустимы. Отказ от ключевых показателей эффективности. Конечно, показатели работы нужно отслеживать и анализировать, но не стоит ставить в зависимость от них вознаграждение сотрудников. Последнее часто лишь вредит делу, подталкивая сотрудников добиваться нужных цифр любыми путями, в том числе нечестными и вредными для бизнеса. Книга под видео. Принимая решение, сотрудник обязан узнать точку зрения коллег, но имеет право с ней не согласиться. Ответственность за итоговое решение несет лишь он один. Гибкая организационная структура. В компаниях с бирюзовым управлением избегают жесткой фиксации корпоративной структуры. Например, в компании Valve США вообще нет отделов, а рабочие столы оборудованы колесиками, чтобы сотрудники, работающие над одним проектом, могли расположиться вместе. Отказ от иерархии. В компаниях с бирюзовой системой отсутствует корпоративная иерархия, но при этом каждый имеет возможность называть себя хоть директором например, по закупкам , хоть президентом например, если нужно представлять компанию на мероприятии. Карьерного роста как такового нет. Каждый сотрудник стремится занять не более высокую, а более интересную для себя должность. Кроме того, бирюзовое управление способствует выявлению в коллективе людей, обладающих главным лидерским качеством — готовностью брать на себя ответственность. Но лидеры в таких организациях — это не начальники, а скорее координаторы, тренеры и мотиваторы; они помогают коллегам повышать свою самостоятельность и эффективно взаимодействовать в команде. Есть искушение думать, что бирюзовое управление возникнет в компании само собой — стоит лишь лидеру создать группу приверженцев бирюзовых идей или просто самоустраниться, призвав коллектив к самоорганизации. Не надейтесь! Без лидера, который вдохновляет и поддерживает, процесс трансформации быстро заглохнет. Методы перевода организации на бирюзовое управление можно применять как по отдельности, так и вместе. Если вы глава компании, начните с себя. По мере того как будет меняться ваше влияние на окружающих, будет меняться и вся организация. Делитесь этими наблюдениями с коллегами. Организуйте группу добровольцев по преодолению собственной нецелостности — в команде единомышленников легче работать над собой. Пусть компания сформулирует свои обещания-обязательства перед клиентами, а затем обещания дадут все ее подразделения и каждый сотрудник в отдельности предварительно затребовав и получив необходимые для выполнения этих обещаний права.
Это очень интересно, можете немного подробнее рассказать, как вам удалось такого добиться? Есть отдельный человек, который занимается прокачкой всех ценностей и принципов, — это куратор, который на определенном дарксторе взаимодействует со всеми курьерами и проявляет себя как лидер, корректирует действия курьеров, если они чего-то не соблюдают. Это довольно живой процесс. Мы еженедельно получаем обратную связь от покупателей и очень подробно разбираемся с сутью каждого обращения, принимаем решение тут же, еженедельно. Когда получаем какой-то кейс, требующий системного подхода, и находим решение, исправляющее ситуацию в корне, — транслируем его везде. То есть у нас очень четкая обратная связь от покупателей и очень слаженная работа по исправлению этих ситуаций, с погружением вплоть до курьера. Обратная связь покупателей доходит и до курьеров. А у вас высокая текучка курьеров? Мы же сотрудничаем с самозанятыми курьерами, а это люди, которые могут работать и там, и здесь. Мы не ставим себе задачу контролировать текучку, мы просто понимаем, сколько курьеров у нас выйдет сегодня на той или иной точке. Куратор это понимает, учитывая план выхода курьеров на точку на несколько дней вперед. Безусловно, покупателю, вероятно, приятнее видеть одного и того же курьера, который уже наизусть знает, например, код от домофона. Уже сложился костяк курьеров, которые работают с нами давно, и мы даже получаем про них обращения от покупателей, что курьер уже несколько лет возит им заказы, и это так классно, он такой здоровский. Специально над сокращением текучки мы не работаем, просто создаем атмосферу, которая позволяет нам не обращать на нее внимания. Можете ли вы оценить, какое место в целом занимает «последняя миля» в логистических процессах ВкусВилла по доле расходов? У нас бесплатная доставка, и на сегодняшний день наши дарксторы, наш онлайн реально в зеленой зоне, вот так могу ответить. Хочется еще поговорить про технологии, которые вы используете в логистике. Как устроено построение маршрутов? Как вы определяете количество курьеров и загрузку в тот или иной момент времени? Мы всегда шли по немного другому пути: мы шли от покупателей, доставка шла от магазинов. Как мы начали: есть магазин, и есть ассортимент этого магазина. Он, как правило, везде разный, ведь офлайн-продажи отличаются. Есть магазин, у которого основной трафик вечером, а есть соседний магазин, и у него основной трафик утром, а к вечеру уже чего-то нет. Значит, надо придумывать, как нам решить эту проблему. Мы создали технологию, которая объединяет ассортимент нескольких магазинов. По мере набора корзины покупателя система определяет, из какого магазина оптимальнее отгрузить заказ в том составе, который нужен покупателю. Данная технология позволяет дать покупателю весь ассортимент ВкусВилла, но она создает и проблему: как настроить логистику «последней мили». Тогда мы приняли решение подключать курьеров к нескольким точкам отгрузки, то есть курьер может забирать заказы из нескольких магазинов: он видит, где они есть, и сам принимает решение, по какому пути ему передвигаться. При этом основной ориентир — это время. Мы оставили курьерам возможность самим определять маршрут и получать разное вознаграждение за каждый заказ в зависимости от расстояния. Когда мы платили фиксированную сумму за время курьера, получалось, что ближе везти проще, а дальше не хочется. Мы решили эту проблему: за дальние заказы платим больше. Мы вывозим все заказы с территорий, и курьер, который сам выбирает себе заказы, настолько оптимально выстраивает себе маршрут, что каждый заказ будет доставлен вовремя. Те же самые дарксторы позволили маршрутизацию, которую курьер делает самостоятельно, сделать более оптимальной. Во-первых, там есть весь ассортимент, и нам теперь не нужны несколько точек отгрузки. Во-вторых, это большая плотность заказов, большая территория, которая раньше обслуживалась тридцатью магазинами, а теперь обслуживается одним даркстором.
Явной разницы мы не видим, потому что в каждой службе есть инструменты, позволяющие обеспечивать и контролировать качество доставки. Мы обеспечиваем курьеров всеми необходимыми условиями для доставки и, когда договариваемся с партнерами об оказании услуг, также просим, чтобы условия, необходимые с их стороны, были обеспечены. Можете рассказать, как вы измеряете удовлетворенность покупателей именно от доставки? У нас есть целая команда, которая оценивает удовлетворенность покупателей. Из вашего опыта, насколько на общую удовлетворенность покупателей, на их возвращаемость влияет удовлетворенность доставкой, насколько с этой точки зрения важна именно часть «последней мили»? Я могу ориентироваться только на внешние исследования. Опираетесь ли вы на статистику удовлетворенности покупателей при изменениях в службе доставки? В онлайне в целом всё, что касается «мили» — это опоздания. Мы ориентируемся на этот показатель, когда получаем статистику по покупателям и оцениваем, насколько наша зона ответственности влияет на отток. Учитывая, что опозданий у нас очень мало и, как правило, это исключения, а не постоянные опоздания, то здесь «миля» довольно эффективно выполняет свою задачу и обещания. Многие коллеги жалуются на сложность обучения курьеров и на то, что у покупателей иногда вызывает раздражение поведение курьеров. У вас нет такой проблемы, вы с этим не сталкиваетесь? У нас курьеры на входе получают некий гайд, по которому проходят настоятельное обучение. Но опять же, это целая система, которая также позволяет получать статистику по каждому курьеру и выявлять проблемы. Если мы получаем обращение, то смотрим на его суть, и быстро исправляем эту ситуацию. В результате в течение этого периода для курьеров, которые получают на входе определенные вводные и потом понимают, как эта вся система работает, формируется полноценный процесс обучения, который на сегодняшний день считаем достаточно эффективным. Курьеры видят и знают, что нужно, знают, как себя вести, и понимают, что все ошибки и недочеты видны. Мы разбираемся с ними и корректируем действия — это приводит к тому, что все выполняют то, что от них требуется. Можете поделиться, что вы регламентируете в этом гайде, какие акценты расставляете, что, считаете, нужно сказать курьерам? Как правило, это функциональные вещи: как работать с тем или иным приложением, как обеспечивать качественную доставку, в каком режиме везти пакеты с товаром. По большому счету, основное, что касается покупателя, это именно момент передачи. Там описывается, как это должно быть, но без конкретных скриптов, просто это должно происходить «по-ВкусВилловски». И все соблюдают, да? Что душой кривить, конечно, у нас 8500 курьеров, и каждый из них уникален. Еще у нас есть команда внутренних коммуникаций, которая отвечает за наши внутренние аудитории. Задача коллег — погружение сотрудников в нашу культуру, ценности и в наш подход к взаимодействию с покупателями. Из последнего, была большая офлайн-встреча, на которой как раз присутствовали кураторы курьеров, она была посвящена всем нашим основным параметрам относительно работы и общения с покупателями. А какие еще инструменты вы используете, кроме гайда? Я поняла, что вы очень сильно вкладываетесь в обучение курьеров и достигаете успеха. Многие жалуются на качество работы курьеров, а такого, чтобы вы попросили соблюдать принципы, и основная часть их соблюдает, я еще не слышала. Это очень интересно, можете немного подробнее рассказать, как вам удалось такого добиться? Есть отдельный человек, который занимается прокачкой всех ценностей и принципов, — это куратор, который на определенном дарксторе взаимодействует со всеми курьерами и проявляет себя как лидер, корректирует действия курьеров, если они чего-то не соблюдают. Это довольно живой процесс. Мы еженедельно получаем обратную связь от покупателей и очень подробно разбираемся с сутью каждого обращения, принимаем решение тут же, еженедельно. Когда получаем какой-то кейс, требующий системного подхода, и находим решение, исправляющее ситуацию в корне, — транслируем его везде. То есть у нас очень четкая обратная связь от покупателей и очень слаженная работа по исправлению этих ситуаций, с погружением вплоть до курьера.
Основной владелец «ВкусВилла» передаст сотрудникам 20% акций ритейлера
У X5 Group это соотношение достигает 3,5, у «Магнита» — 2,7. Макеев предполагает, что высокий показатель «Вкусвилла» объясняется тем, что большая часть ассортимента этой сети состоит из продукции под собственной торговой маркой, при этом уровень цен в целом выше, чем у конкурентов.
И разработали дополнительную палитру, позволяющую разнообразить коммуникацию и сделать её контрастнее. Для брендирования коммуникационных макетов и рекламных поверхностей были разработаны фирменные паттерны в аппликационной манере. А в качестве их сюжетов выбраны полезные и вкусные продукты. Иллюстративный стиль ВВ включает в себя проработку стилистики не только продуктов, но и персонажей. Дизайн-конструктор позволяет изображать героев в разных позах и действиях, а также создавать им новые эмоции и характеры. Бренд-стратег «ВкусВилла» Татьяна Янышева: «Мы — компания, в которой много свободы и изменений, поэтому рамки, пусть даже широкие, это сложность. LINII сделали их поддерживающими, а не ограничивающими.
Всей команде, работавшей над проектом, удалось в середине процесса мы пришли в агентство уже с бренд-платформой и ценностями бренда верно почувствовать "ВкусВилл", смело и с большим вкусом выразив всё, что в него заложили».
В конце мая «ВкусВилл» открыл свою первую точку в Амстердаме. Так же, как и в России, за рубежом представлен весь ассортимент товаров — от фирменной молочной продукции до свежих фруктов и овощей, сухофруктов и снэков.
Был бы «ВкусВилл» таким без Андрея? Почти уверен, что нет. Да, сегодня он абсолютно не вникает во многие рабочие процессы. И жизнь внутри компании бурлит без непосредственного участия владельца. Но для этого от Кривенко потребовалось работать несколько лет без перерывов и выходных.
И это важный факт для всех, кто считает, что самоуправляемая команда появляется по щелчку пальцев. Провозгласить самоуправление и далее почивать на лаврах не получится. В самом начале я рассказывал, что Андрей не горел идеей появления этой книги. Ему казалось, что рассказывать об очевидных вещах и тем более посвящать этому целую книгу — странно и местами хвастливо. Но в один счастливый день мне все же удалось убедить его, что пример «ВкусВилла» может стать отправной точкой для начинающих предпринимателей, стремящихся построить свою компанию и интуитивно понимающих, что следовать классическому сценарию не нужно. Поэтому на финал я приберег то, ради чего к Андрею готовы ехать бизнесмены из Мурманска, Калининграда, Владивостока, Хабаровска, Красноярска, Екатеринбурга… Несколько простых и дельных советов от основателя и владельца компании «ВкусВилл» Андрея Кривенко. Всем действующим и будущим предпринимателям нашей великой и творческой страны посвящается. Доверяйте людям Именно тотальное недоверие вынуждает строить иерархию внутри компании. Когда ты доверяешь лишь кругу приближенных лиц, а остальных оставляешь вне этого круга, ограничивая их в действиях, информации и правах, в компании появляется деление на избранных и прислуживающих.
В такой атмосфере люди никогда не раскроются и всегда будут работать с десяти утра до семи вечера, а не жить работой. Меняйте мир Ищите незанятые ниши. Если ниша пуста, это совсем не значит, что она никому не интересна. Велика вероятность, что все боятся или не могут этим заниматься. Например, продуктов с короткими сроками годности до нас не было не потому, что они не нужны покупателям. А потому, что торговым сетям с классической моделью управления было очень сложно с ними работать. Самое правильное сегодня — выбрать сферу жизни, которую благодаря технологиям можно поменять. Так, как это, к примеру, случилось с такси. Общайтесь с клиентом и меняйтесь ради него Прописная истина, которую тем не менее приходится повторять раз за разом.
Это глобальное заблуждение, будто вы знаете лучше клиента, что ему нужно. Одного этого пункта достаточно, чтобы провести колоссальные изменения внутри своей компании. Действенная реакция на потребности клиента должна быть включена в ДНК компании и всегда начинаться на уровне собственника. Уважайте технологии Тотальная автоматизация — не прихоть айтишников, а упрощение жизни.
Эволюционная цель компании вкусвилл
Поддерживаемые Церковью грузинские гетеросексуальные мужчины захватили и разгромили офис организаторов акции "Тбилиси прайд". На улицах Тбилиси проходят массовые беспорядки. Из физиков в продуктовые магнаты Андрей Кривенко "Вкусвилл" связан с именем 46-летнего Андрея Кривенко, который родился в подмосковном наукограде Черноголовке. В 1998 году Алашеев основал компанию "Агама", являющуюся лидером на российском рынке замороженной рыбы, где с 2004 по 2008 год Кривенко работал финансовым директором. По его собственным словам, он начал развивать в Москве одноимённую сеть магазинов, торгующих фермерскими молочными продуктами, имея на руках оригинальную идею и всего один миллион рублей. В 2012 году бизнесмен открыл сеть универсамов "Вкусвилл", где реализовывал не только молочку, но и другие "натуральные продукты". Этот бренд принёс Кривенко большие деньги.
После введения санкций на импорт подскочил спрос на российские продукты, и в 2015 году прибыль "Вкусвилла" выросла почти в пять раз, составив 5,6 миллиарда рублей. Популярность "Вкусвиллу" принесли московские потребители, которые хотели питаться здоровой пищей и были готовы за это переплачивать.
При этом публичный статус, по его словам, - "это высшая лига бизнеса". И мы очень быстро получаем вакцину от ошибок, которые допустили другие компании", - сказал он, отметив, что конкретное решение еще не принято. Также в октябре ЦБ РФ зарегистрировал выпуск акций ритейлера в объеме 200 млн штук, размещаемых по открытой подписке. Чистая прибыль упала в 2,9 раза, до 951,73 млн рублей с 2,74 млрд рублей в 2019 году. По данным на конец марта, сеть "Вкусвилла" объединяла 1688 торговых точек. Основной формат ритейлера - магазины "у дома" средней площадью 140 кв.
Платформенный подход позволяет объединить автора идеи, производителя, экспертизу и систему дистрибуции «ВкусВилла». На платформе специалисты получают ресурсы для исследований и разработок, возможность тестировать продукт и получать обратную связь от покупателей. Сотрудничество со «ВкусВиллом» повышает степень безопасности, надежности и масштабируемости. Для каждого создателя установлена квота по числу запускаемых новинок, которая может увеличиваться и сокращаться в зависимости от успехов тестов. Андрей Белугин, лидер клиентского пути во «ВкусВилле»: «Мы вдохновились идеей платформенного подхода компании Haier, описанной в книге про эволюцию от убыточного завода до глобальной суперплатформы. В производстве продуктов большой потенциал для экспериментов и создания новинок, которые будут радовать наших покупателей. Мы хотим, чтобы производители, технологи, продакт-менеджеры больше фантазировали, не боялись рисковать и делать что-то нестандартное.
Тогда магазинов «ВкусВилл» еще не было, в Москве внутри обычных продуктовых магазинов стали появляться небольшие островки, где продавались продукты под брендом «Избенка» — свежие молоко, кефир, творог, йогурт. К созданию «ВкусВилла», согласно официальной истории компании, Андрея Кривенко и его команду подтолкнуло письмо, полученное от «неизвестного покупателя» в 2010 году. В письме клиент нахваливал продукты «Избенки» и призывал основателя двигаться дальше, искать производителей и поставщиков мяса, рыбы. Так обратная связь от покупателя привела к развитию сети. Есть мнение, что название «ВкусВилл» создано с использованием нейронейминга. Первая часть — «вкус» — вызывает положительные ассоциации и одновременно характеризует продукцию. О двух значениях второй части говорил сам Гладченко. Во-первых, «вилл» vill — это усечение от village — «деревушка», «сельский городок», что должно отсылать посетителей магазинов «ВкусВилл» к мыслям о натуральности и экологичности. На эти качества товаров компания делает ставку с момента основания. Во-вторых, «вилл» звучит как английский глагол will. Таким образом, сочетание «вкус will» — это обещание, что будет вкусно. Решая открыть бизнес, важно выбрать удачное название для компании, ее товаров или услуг. О том, как это сделать и не нарушить закон, Деловой среде рассказали эксперты Brand Search, сервиса по онлайн-проверке товарных знаков. Каким бизнес был на старте В начале пути у компании было несколько точек, каждая из которых работала под названием «Избенка». Продукцию отличало то, что она была натуральной и имела короткий срок годности. В источниках можно найти упоминание, что основатель компании изначально не разбирался в тонкостях ведения бизнеса и производства молочных продуктов. Все нужные знания Кривенко получил в процессе работы. В 2012 году начали появляться первые «ВкусВиллы», в этих магазинах ассортимент был шире, чем в «Избенках». Впоследствии расширение ассортимента продолжилось, у магазинов стали появляться новые поставщики, а позже — услуги и сервисы. Сервис Зарегистрируйте ИП или ООО бесплатно и без визита в налоговую Подать заявку Начать свое дело без больших вложений, знаний и опыта в бизнесе можно. Так получилось у супругов Дарины и Максима Дегавцовых, которые рассказали Деловой среде историю своей компании — фитнес-клуба в Камчатском крае. Развитие компании, успехи и неудачи В истории развития «ВкусВилла» можно выделить семь наиболее важных вех: 2012 год. Открытие первых «ВкусВиллов» с расширенным по сравнению с «Избенками» ассортиментом. Тогда компания сделала акцент на продукты с коротким сроком годности и разработала концепцию качества, согласно которой все товары имеют состав без искусственных добавок. Год стал провальным для новой сети: прибыль «Избенок» в 2014-м составила 446 миллионов рублей, магазины «ВкусВилл» принесли убытков на 41 миллион. В 2016-м численность сотрудников обеих компаний превысила 3000 человек. В 2017 году «ВкусВилл» вышел за пределы столицы и «окрестностей». В это же время компания по выручке вошла в топ-500 компаний России, по версии РБК. Весной 2019 года компания стала одним из учредителей общества «Парим-варим», чтобы развивать фирменные кулинарии при розничных точках. Зимой 2020-го компания заявила о планах расширить ассортимент и начать продавать продукты, которые не соответствуют принципам правильного и здорового питания. Эти товары можно купить через мобильное приложение «ВкусВилла» и на сайте в разделе «Супермаркет». Весной 2021 года компанию преобразовали в ПАО. Уставный капитал был увеличен и составил 200 миллионов рублей против 1 миллиона в прошлом. Сегодня магазины «ВкусВилл» конкурируют с такими крупными сетями, как «Перекресток», «Дикси», «Лента». Работает интернет-магазин, есть дарксторы — склады, где собирают онлайн-заказы и откуда их доставляют покупателям. Во «ВкусВилле» есть продукты для веганов и постящихся, продаются готовые блюда и полуфабрикаты. При некоторых магазинах работают кафе. В ассортименте появились корма для животных, товары для детей, косметика и бытовая химия. Ведутся разные проекты. Так, в рамках направления «ВкусМил» клиентам предлагают готовые рационы питания, «ВкусВилл Праздник» занимается тортами на заказ. Источник: сайт vkusvill. К числу фирменных цветов добавился ягодный. Новым слоганом стала фраза: «Здесь полезное вкусно». Так началась новая веха в истории развития и функционирования сети. Сегодня основатель компании через акционерное общество «Эволюционная цель» управляет «Проектом Избенка». В начале 2022 года ПАО характеризовали следующие цифры: почти 30 тысяч сотрудников; более 1,5 тысячи поставщиков; 1337 работающих точек и более сотни собственных складов с продуктами в 62 городах; более 700 поселков и населенных пунктов, в которых нет магазинов «ВкусВилл» и дарксторов, но в которые осуществляется доставка; 210 734 заказа в сутки в онлайн-магазине; выход на рынок медицинских препаратов. У «ВкусВилла» есть собственное медиа, где публикуют статьи о здоровом образе жизни, рецепты, размещают полезные видео и даже выпуски подкаста. В нем содержатся сведения о финансовой деятельности сети. Сервис Мечтаете о своем деле? Зарегистрируйте бизнес удаленно и бесплатно Подать заявку Бирюзовое управление на практике. Опыт российских компаний. Валера Разгуляев. Электронная книга t. З причины рекомендовать книгу: Практические советы. Конкретные примеры. Рассказ инсайдера. Семь основных идей книги. В цветовой классификации типов управления организацией бирюзовый — это самоуправляемая команда с плоской организационной структурой. Бирюзовый подход призван преодолеть недостатки традиционного корпоративного — пурпурного — управления. Основные элементы бирюзовой модели: эволюционная цель организации, самостоятельность и целостность сотрудников. Сотрудник, принимающий на себя ответственность за результат, должен быть наделен всеми правами, необходимыми для его достижения. Организации с бирюзовым управлением отказываются от корпоративной иерархии, бюджетов, планов и ключевых показателей эффективности. Существует несколько путей перехода организации к бирюзовому управлению. Их можно применять как по отдельности, так и вместе. Первая идея. Существует несколько вариантов классификации организаций по типу управления, в которых используется цветовая кодировка: каждому типу соответствует свой цвет. Заимствуя некоторые идеи Лалу, можно представить типичные подходы к управлению организацией в виде палитры, где с черным цветом ассоциируется отсутствие управления, то есть полная анархия, а с белым — идеальная система из будущего. Пурпурный цвет соответствует классической современной корпорации, которая находится в состоянии вечной войны — как внутренней между подразделениями и между сотрудниками , так и внешней конкурентная борьба между компаниями. И наконец, бирюзовый цвет служит для обозначения организации с плоской структурой — самоуправляемой команды, в которой нет руководителей. В любой организации, как и в стиле управления любого руководителя, в тех или иных пропорциях смешаны все эти подходы, но один из них обязательно преобладает. В современном бизнесе чаще всего встречаются организации с доминированием желтого, зеленого и пурпурного типов управления. Для предприятий этих трех типов уже разработаны и проверены на практике схемы перехода к бирюзовому управлению. Бирюзовая концепция возникла как попытка преодолеть неискоренимые проблемы современного бизнеса, и прежде всего — классических пурпурных корпораций. Эти проблемы — высокие управленческие расходы, хроническая перегруженность руководителей и демотивация рядового персонала, всеобщее нежелание брать на себя ответственность и внутрикорпоративные конфликты. Реализация проектов и решение возникающих проблем, как правило, протекают медленно, обходятся дорого, а результаты оставляют желать лучшего. Неистребимость этих проблем наводит на вывод о том, что хорошие результаты отдельных компаний объясняются лишь благоприятным стечением обстоятельств. Бирюзовый подход призван исключить саму возможность возникновения перечисленных пороков. Центральная идея этого подхода: управлять людьми невозможно, мы можем управлять только своим влиянием на них. Организация — это организм, а не механизм. Влияние осуществляется каждым словом и поступком, любым жестом или проявлением мимики и даже молчанием, бездействием или отсутствием реакции. Бирюзовые принципы позволяют превратить организацию в гибкий саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, в котором заложено стремление к постоянному росту и совершенствованию. Эволюционная цель не должна сводиться к получению прибыли — при бирюзовом управлении деньги рассматриваются как ресурс компании, а не смысл ее существования. Организации, выбравшие бирюзовый путь, ставят перед собой высокие общественно-полезные цели, которые для них важнее собственного блага. Целостный человек искренен, открыт и честен перед собой и коллегами, получает удовольствие от работы. Для компаний с бирюзовым управлением важен не только труд, но и сами люди — их личность, эмоции, человеческие качества. Штрафовать сотрудников в компаниях бирюзового типа категорически запрещается. Даже если вы откажетесь выполнить просьбу коллеги, никаких санкций не последует. Отсутствие наказаний не означает отсутствие ответственности. Напротив, права и ответственность в организациях с бирюзовым управлением неразрывно связаны: получая право на самостоятельные решения, человек одновременно принимает на себя ответственность за них. Когда все необходимые полномочия предоставляются, он дает обещание. Сотрудники совершенно свободны в выборе способов выполнения данных ими обещаний.
«Вкусвилл» назвал долю онлайн-продаж в преддверии IPO
Основатель "Вкусвилла" не исключил привлечение стратегического инвестора вместо IPO. По данным ЕГРЮЛ, 12,16% ООО «Вкусвилл» принадлежит фондам Baring Vostok, 1,76% — основателю сети Андрею Кривенко, 86,08% через ООО «Проект “Избенка”» и АО «Эволюционная цель» владеет Евгений Лисицын. Вместе это огромная благодарность команде за ещё один успешный год на пути к эволюционной цели ВкусВилла: «Сделать полезные продукты для здорового питания доступными каждому».
Андрей Кривенко, «ВкусВилл»: «Делайте классные вещи, которые нравятся, и они будут оплачены»
Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избёнка», которому принадлежит 86,05% «Вкусвилла». Основатель сети Андрей Кривенко через АО «Эволюционная цель» владеет ООО «Проект Избенка», которому, в свою очередь, принадлежит 86,05 % АО «Вкусвилл», и ещё 1,79 % акций напрямую[27]. Последние новости по теме Вкусвилл: Основательница "Андерсон" назвала причины продажи бизнеса. Руководитель клиентского отдела торговой сети ВкусВилл, давно привлекающей наше пристальное внимание своим альтернативным подходом к обслуживанию покупателей.
Эволюционная цель компании вкусвилл
На основании эволюционной цели. Каждая система управления ориентируется на свою миссию. Обычно она направлена внутрь компании — например, «Мы станем лидером и откроем тысячу магазинов». Поэтому менеджмент составляет планы, бюджеты, спускает приказы. У нас цель внешняя — она в том, чтобы все люди могли покупать качественные продукты. И тут плана не существует: сколько получится открыть магазинов, столько и получится. Но расходы на открытие точек надо планировать. Мы всегда открывались за счет прибыли. Если ее нет, то и открываться не сможем. И с самого начала мы развивались только на собственные средства. Что вы будете делать, если ваша аудитория станет беднее и выручка уменьшится?
Примерно так же у нас было в пандемию. Мы включаем механизм, позволяющий вернуть прежнюю эффективность. В первую очередь, ведем переговоры с арендодателями. Покупая во «ВкусВилле» на 100 рублей, вы примерно 8 руб. Если покупателей станет меньше, то, наверное, какой-то один продавец будет не нужен, есть кассы самообслуживания. Бизнес всегда подстраивается под реальность. Это как пловец — если он попадает в течение, то сильнее гребет. Что еще вы делаете, чтобы подстроиться под новую реальность? Наша философия бизнеса отличается от философии Фредерика Тейлора. Есть такой образ — швейцарские часы.
Что бы ни произошло, они должны показывать точное время. Меня приглашали в совет директоров одной корпорации в конце 2020 года. Я рассказал им, что сразу после введения локдауна мы отменили все проекты, которые вели сотрудники «ВкусВилла», и с чистого листа написали новые. А в той компании без решения совета директоров не могли поменять стратегию и планы, которые утвердили в декабре 2019-го. И все потому, что она построена как швейцарские часы — неважно, что происходит вокруг, нужно выпускать продукт одинакового качества, процесс должен быть дешевым и масштабируемым. Образ, который подходит нам, — живой организм. Когда все вокруг меняется, нужно подстроиться под изменения. Если идет снег, никто не ведет себя так, будто на дворе лето. Поэтому каждый раз, когда что-то происходит, нужно тут же бросать то, чем ты занимался до сих пор. Например, нет смысла покупать оборудование, на которое цены поднялись в 4—5 раз из-за дефицита.
Мы не умрем, если не купим какой-то холодильник. При этом людям, которые закупали холодильники, становится нечего делать. На других участках, наоборот, появляется много работы: нужно вести переговоры с арендодателями, написать тысячи писем. У нас есть внутренняя биржа занятости, на которой можно посмотреть, где требуются рабочие руки. В разгар пандемии все развитие остановилось, даже строительные работы в магазинах нельзя было проводить. И отдел, который прежде занимался открытием торговых точек, переключился и за месяц нанял 5 тыс. Как она появилась? Система управления Тейлора возникла в конце XIX века, и есть много продуктов, которые выпускаются в соответствии с ней — дома, а также другие масштабируемые, надежные вещи. Эта система необходима, когда нужно сделать продукт, который не адаптируется к внешним изменениям. По этим принципам можно строить Эйфелеву башню, но компания такой быть не может.
И мы создали свою систему менеджмента Beyond Taylor. Название появилось не сразу. Одно время в России все были вдохновлены книгой Фредерика Лалу «Открывая организации будущего», и «ВкусВилл» даже называли бирюзовой компанией, но нам это не нравилось. Когда Лалу описывал бирюзовые организации, он опирался на опыт фирмы Buurtzorg, которую мы хорошо знаем и любим. Но между Buurtzorg и «ВкусВиллом» много отличий. Кроме того, появилось большое количество консультантов, которые стали трактовать «бирюзовость» абсолютно по-своему. Мы подумали: «Если мы не такие, то какие? Ну и решили назвать Beyond Taylor, что значит «больше, чем Тейлор». Мы зарегистрировали торговый знак, у нас есть консалтинговая компания, цель которой — обучать других. В чем суть вашей концепции?
Когда появилась «Избенка», ни о какой науке управления мы не думали, собирались, как и все, внедрять бюджеты, KPI, ISO, систему сбалансированных показателей. Но было ощущение, что это что-то не то. Мы съездили в эту компанию, но оказалось, что в ней все не совсем так, как в статье, и вообще, чуть ли не 800 KPI. Но уже к этому времени мы понимали, что не хотим идти классическим путем иерархии и бюрократии. Что-то приживалось, в чем-то мы не видели ценности. Так постепенно и сложился наш подход к управлению. Человеку вовсе не нужно превращаться в робота — наоборот, нужно проявлять самое человеческое и креативное, что в нем есть. А долгие споры о планах и целевых показателях можно заменить экспериментами и опциональностью. Кстати, с Гэри Хэмелом мы подружились, два года назад я был у него дома, и наша компания спонсировала издание его книги «Гуманократия». Из всех гуру менеджмента мы больше всего согласны с Гэри, который считает, что менеджмент 1.
Хотя в наших подходах есть и отличия. Главный вектор у Хэмела — избежать бюрократии, а у нас вектор — компания как живой организм. В начале 2000-х годов исследователи изучали организации с выдающимися результатами и выяснили, что у них необычная система менеджмента. Обязательный атрибут корпорации 1. Так работают компании, которые Джим Коллинз в книге «От хорошего к великому» назвал хорошими. А в великих он нашел то, что и мы считаем очень важным — это лидеры пятого уровня. Скромные и волевые руководители. Да, такие люди могут отдать другим права и ответственность, а для этого нужна большая воля. Например, продавцы лучше понимают клиентов, значит, надо дать им возможность работать с покупателями. Бывает, что покупатель недоволен — и воля руководителя в том, чтобы никому из персонала магазина не дать по голове.
Это сложно, многие так не могут. Лидеры пятого уровня должны быть не только во главе компании, а везде. Например, в Buurtzorg медсестрам полностью делегированы все права. Команда из десяти человек лучше всех знает, что необходимо конкретной бабушке, им не нужен начальник и инструкции. В этом смысле мы похожи на Buurtzorg. Люди «в полях» сами знают, как сделать лучше, и тут главное убрать бюрократию. Второе, что обнаружил Коллинз и об этом же пишет Лалу : в иерархии целью является прибыль. Такой подход был нормальным в XX веке. Но когда ты делегируешь принятие решений, чтобы сделать лучше клиенту, то на что ориентироваться? Прибыль уже не подходит.
Поэтому у всех бирюзовых компаний есть эволюционная цель, то есть смысл их существования. Если цели нет или люди ее не разделяют, будет бессмысленная деятельность. И третье — команды должны стать профессиональными. Нельзя нанимать в патронажные сестры, которые принимают решения, кого попало. Нужно, чтобы человек знал свое дело. В системе «гений и куча помощников» это было не так важно. Генри Форд говорил: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то в придачу получаю всего рабочего». Но сейчас команда должна иметь достаточно много навыков, а это значит не планировать, а экспериментировать. В такой компании не нужны планы. Почему такое внимание уделяется экспериментам?
В системе менеджмента 1. Если продает — прекрасно, если нет — магазин плохой. У наших магазинов нет планов: сколько получилось, столько получилось. А чтобы двигаться вперед, мы экспериментируем. Компании нужно было усовершенствовать форсунку для стирального порошка, которая все время забивалась. Математики просчитывали модель, а устройство все равно забивалось. Тогда обратились к биологам, и они провели сотни тестов. В итоге получилась форсунка, которую математически описать невозможно, но она работала идеально. Это хорошая иллюстрация того, как устроена наша компания. Провел 10 экспериментов, выбери лучший результат.
В прошлом году у «Вкусвилла» по сравнению с 2019-м на 3,9 п. Макеев предполагает, что основной причиной тому стало резкое развитие онлайн-направления. Ретейлер впервые раскрыл и результаты работы за рубежом: так, в 2020 году сеть открыла первый магазин в Амстердаме и его выручка в прошлом году достигла 18,8 млн руб. Сейчас общая стоимость, то есть рыночная капитализация и долг, X5 Group и «Магнита» составляет около 0,73 от их прошлогодней выручки.
Но такая оценка не учитывает прогноза по будущим операционным и финансовым результатам, что принимают во внимание инвесторы во время IPO.
Расширение сервисов доставки Благодаря запуску даркстора, курьеры могут бесплатно доставлять заказы по адресам, удаленность которых составляет 50 километров и более сервис "загородной доставки". Также появилась возможность доставки за 1 час, круглосуточной и экспресс-доставки, сообщили в компании. Читайте новости, комментарии экспертов и эксклюзивные материалы в Telegram-канале Моллы.
После этого мы сделали новость на сайте, о том, что приглашаем к участию всех желающих и обязуемся рассмотреть все заявки. Нам написали более ста заведений, много было как раз из Петербурга.
После этого ребята, у которых высвободилось время, взяли кураторство над ресторанами, и мы поставили на полки первые продукты. В Петербурге сейчас в 24 магазинах можно найти шоколад из ресторана «Счастье», свою еду продает «Марчеллис», «Бильбао», представлены кофейни «Восход», «Колд Брю Питчер», «Сибаристика». Скажу сразу, мы пока не отсматривали внимательно составы, хотя наш концепт не позволяет работать с усилителями вкуса, красителями и другими добавками, но на данном этапе цель была помочь рестораторам. Мы понимали, что дополнительный сбыт — 20-30 тысяч рублей ежедневно — поможет им поддержать свои команды в карантине. Дальше — следующий этап. Тем, кто справился с небольшими объемами, мы дадим возможность работать с нами постоянно. О дефиците и повышении цен В марте у нас были сложности со свежим мясом и курицей, мы не успевали вовремя реагировать.
Нашей системе нужно 2-3 дня, а порой неделя, чтобы подстроиться под спрос. Если не считать этого, дефицита нет. Так что в этом плане мы не прогнозируем каких бы то ни было проблем с продуктовой матрицей. Сейчас мы в прежнем темпе запускаем новые товары, дегустируют их дома. Поставщики в карантине стали даже более сговорчивы в плане цен, составов, изменений, стали более гибкими, и для нас, как для ритейл-сети, это хорошо. В тоже время, когда был резкий рост курса доллара, пострадали некоторые импортные товары. Они у нас довольно статичны.
Поэтому когда пошел рост цен на импорт мы были крайне строги с нашими партнерами, и многим отказывали в повышении. Концепция «ВкусВилл» была построена на отечественных товарах и товарах из стран СНГ, и выбирая тот же морс, мы говорили, что предпочтем морс, сделанный в России, китайскому или польскому. Во многом это нам помогло и в прошлый кризис 2013-2014 годов, и в этот. Импорт у нас минимален, это отдельные овощи и фрукты, оливковое масло, часть косметики. Иногда нам, конечно, приходилось принимать рост цен от поставщиков, но в этом случае мы сокращали собственную маржу. О будущем после пандемии Пандемия показала, как важно для бизнеса быть гибким. Те, кто был готов меняться с первых дней — выиграли, и напротив — под ударом оказались те, кто был настроен неделями и месяцами обсуждать и планировать изменения в своих системах.
Что касается доставки: до пандемии над ней все посмеивались, потому что ее доля занимала ничтожный процент выручки. Сейчас доставка выросла у всех до 10 процентов и более: это говорит о том, что люди попробовали онлайн и оценили его. Мы сейчас видим, что наши клиенты стали заказывать продукты на дом и параллельно ходить в магазины. Мы думаем, что такое комбинированное поведение будет характерно для покупателей и в будущем. За два месяца доставка выросла у нас в 20-25 раз Мы, например, до пандемии доставляли около тысячи заказов в день, сервис обслуживало всего 4 человека, это было небольшое приложение «ВкусВилл Экспресс», и мы не думали, о том, что нам придется быстро его развивать. За два месяца доставка выросла в 20-25 раз.