авангард пресловутого «нового опасного класса - прекариата» в современной России. После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат. При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице. Кто такие отходники. Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками».
Толковый словарь Ушакова
- Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты
- Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты
- Отходничество в современной России
- Отходники или вахтовики?
- Кто были такие отходники?
Кто такие отходники? Сколько их?
Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест | Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков. |
Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты | Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва. |
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции – Telegraph | Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. |
Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? Вспоминаем, кто такие шабашники
Кто такие отходники Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Отходники современной России
- Странствующий человек
- Что такое отходник в истории
- Кто такие шабашники и откуда они пришли?
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. Отхожий промысел — вре́менная, чаще всего — сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить». Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. 18 в. уходило 15—20% мужского населения. В 1-й половине 19 в. насчитывалось свыше 1 млн. крестьян-отходников. Отходники — сезонные работники (преимущественно крестьяне), приходившие на заработки в Санкт-Петербург, из-за чего в народе назывались «питерщиками». Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми.
ДЕНЬ ВАХТОВИКА
С помощью отходников можно изучать привычки, обычаи, технологии и социальную структуру различных культур и эпох. Отходники также могут предоставлять информацию о конкретных исторических событиях и людях. Например, археологические отходники могут содержать следы военных сражений, религиозных обрядов или миграций населения. Также они могут свидетельствовать о повседневной жизни простых людей, их достижениях и проблемах. Изучение отходников помогает заполнить пробелы в официальной истории, которая часто концентрируется на политических и военных лидерах, архитектурных памятниках и письменных источниках. Отходники позволяют получить информацию о жизни обычных людей, их материальных условиях и повседневных заботах. Изучение отходников требует специальных знаний и навыков, таких как археология, антропология и методы датировки. Процесс раскопок и анализа отходников может быть трудоемким и времязатратным, но его результаты могут быть крайне ценными для расширения наших знаний о прошлом. Примеры отходников в истории Отходники — это люди, которые покидают основную группу или организацию и создают свою собственную. История знает множество примеров отходников, которые оказывали значительное влияние на развитие общества и культуры.
Некоторые из них: Протестанты — в XVI веке группа христиан реформаторов, отделившихся от католической церкви. Отходники от католицизма, они стремились отказаться от практик и учений, которые, по их мнению, не соответствовали Священному Писанию. Это привело к возникновению протестантизма, новой ветви христианства, которая оказала огромное влияние на политику и культуру Европы. Переселенцы — это люди, которые добровольно или вынужденно покидали свою родину и оселялись в новом месте обитания. Они часто оставались под влиянием культуры и обычаев своей родины и вносили эти элементы в новое общество. Например, переселенцы из Китая в США в XIX веке принесли с собой свою кухню, язык и традиции, которые со временем стали неотъемлемой частью американской культуры. Архитекторы — отходники, которые отвергли традиционные стили и подошли к архитектуре с новой философией. Например, Фрэнк Ллойд Райт, один из величайших архитекторов XX века, отверг классический стиль и разработал свой собственный органический подход к архитектуре, который вдохновил многих других архитекторов и оказал огромное влияние на современное зодчество. Художники — многие художники были отходниками от традиционного искусства и пришли к новым формам самовыражения.
Например, Пабло Пикассо стал одним из самых влиятельных художников XX века, разработав свой стиль — кубизм, который полностью отклонялся от привычной перспективы и пропорции. Философы — многие философы в истории были отходниками от существующих систем знания и разработали свои философские учения. Например, Фридрих Ницше отверг моральные и религиозные нормы своего времени и разработал философию воли к власти и «сверхчеловека». Это только некоторые примеры отходников в истории, которые своими идеями и действиями повлияли на ход событий и формирование культуры. Отходники как источник исторической информации Отходники — это письма, записки и другие документы, которые содержат информацию о событиях прошлого, но не предназначены для общего обозрения. Такие документы могут быть неформальными, личными или внутренними, что делает их особенно ценными для историков. Отходники являются важным источником исторической информации, потому что они отражают ежедневные события, мысли и отношения людей прошлого. В них могут быть сохранины неформальные разговоры, страхи, надежды и другие эмоции, которые не отражены в официальных документах. Они предоставляют историкам уникальную возможность понять прошлые эпохи через глаза обычных людей.
Отходники также могут содержать сведения, которые не были зафиксированы в официальных источниках. Например, они могут раскрывать секретные сделки, конфликты или внутренние разногласия в правительствах или организациях. Это позволяет историкам получить более полную и объективную картину прошлого. Примерами отходников, которые стали важными источниками исторической информации, являются: Личные дневники и записные книжки, где люди описывали свои мысли, эмоции и события, которые они встречали в своей повседневной жизни.
Возникшее примерно в 17 в. Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг. В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 — начале 20 вв. Доля промышленного О. XIX в. Большая советская энциклопедия. Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город. Толковый словарь Ушакова. Занятия отхожим промыслом. Толковый словарь Ожегова.
Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами. Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи.
Фото: mos. О том, как еще можно качественно изменить жизнь, знает школьный учитель Сергей Кондрашев, уехавший в Салехард. Теперь он читает историю России маленьким ненцам, которым необходимо окончить девять классов для того, чтобы получить права и лицензию на оружие: без этого любому жителю Крайнего Севера нелегко. Ну и обогащает свою личную историю опытом, который он никогда бы не получил в столице. И совсем другая история — когда ты начинаешь в нем жить. Сложно было привыкнуть к тому, что зима здесь начинается в сентябре. Но это интересный опыт, гораздо более необычный, чем, например, стажировка в Европе. Я называю это «полярный ретрит». В Москве молодой историк получал 30 тысяч рублей, а в Салехарде с северными надбавками и стипендией по программе у него выходит около 70 тысяч рублей, жилье тоже оплачивают организаторы. Чужая сторона прибавит ума? Кроме переезда за большей зарплатой, у современных отходников популярна схема переезда за должностью. По мнению социолога Артемия Позаненко, такая схема вполне вписывается в формат отходничества. А из желающих «хакнуть статус» в Москву возвращаются, как правило, почти все. Кто-то может и последней рубашки лишиться в походе, — говорит психолог. В любом случае опыт становится компенсацией за все неудачи. И даже если это опыт о том, что дома с любимой кофеваркой в статусе местного лучше, чем на чужбине, то, считай, отходник свою «тарелку» все-таки выстрадал. Плюснина, А. Позаненко, Н. Жидкевич «Отходничество как новый фактор общественной жизни». ИСТОРИЯ Отхожий промысел — временная, чаще всего сезонная, работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Отхожие промыслы составляли на Руси один из значительных источников дохода крестьянского населения. В нечерноземных губерниях среди мужского крестьянского населения зимнее и весеннее отходничество было почти поголовным. Разрешение помещикам закладывать имения вместе с крестьянами стимулировало развитие отхода. А с манифестом об освобождении крестьян 1861 года процесс оформления отходничества как основной наряду с сельским хозяйством модели жизнеобеспечения крестьянства завершился. В советское время колхозы и совхозы отправляли в лесопункты бригады работников, которые за зиму не только зарабатывали денег для семьи, но и заготавливали пиломатериал, остродефицитный на юге, для своего колхоза и односельчан. Нередко уже бывшие «вербованные», превратившиеся в командированных колхозом, участвовали в строительстве объектов в лесных поселках. Когда потребность в лесозаготовителях стала снижаться, появились самодеятельные бригады, которые стали ездить в уже знакомые места на заработки. Хотя земля там была неурожайной, хотя ее было немного, хотя хозяйство было довольно примитивным и непродуктивным, наш район был одним из самых культурных и зажиточных в России.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
Такие крестьяне совмещали сезонные заработки с обработкой собственных земельных участков. Новая жизнь Вести о возможном заработке приносили в деревню отходники. Это событие являлось значимым в жизни каждого села. Возвращаясь в родную деревню из далеких городов, крестьяне-отходники меняли и свою жизнь, и жизнь своей семьи. Уклад сельской жизни менялся, устройство собственного дома было более современным. Влияние города ломало привычные устои села. В отличие от остальных крестьян отходник — это практически непьющий мастер и умелец, прекрасно владеющий своим мастерством. В свой дом отходники везли из больших городов удивительные предметы быта и даже роскоши — керосиновые лампы, самовары, мебель, модную одежду, граммофоны. Все это ассоциировалось у местных крестьян с беззаботной городской жизнью. Для девушек из забытых деревень это была завидная партия. Связывая свою жизнь с таким мужем, представительница прекрасного пола могла надеяться на устроенный быт и высокий социальный статус.
Отходники в Санкт-Петербурге В статье не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег, возвращались к семье.
Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань. В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг. В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен.
Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня. Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний. Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли. В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев. Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней. В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей.
Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей — все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом. В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции. Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне. Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов. В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты. Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле.
А тогда он шел в обратном направлении. Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности. Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр. К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни. Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П. Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги. Но многие — в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева — выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход.
Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде — все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями. Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев. Известное понаслышке становилось реальностью. Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями. Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом. Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю. Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне. Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек.
У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков — за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях. Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу. Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами. Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам. Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания.
Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества — долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик — работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом. Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются».
В других случаях оценка значения земледельческого труда служила для того, чтобы перейти затем к определению конкретных препятствий, мешавших крестьянину реализовать свое предназначение на пользу государства. Такие повороты были особенно в ходу накануне отмены крепостного права. Кормилец и защитник Отечества, по убеждениям крестьян, должен быть защищен верховной властью от местных несправедливостей. Источник: www. К началу XX века внутренняя миграция приобретает такие масштабы, что меняет само русское общество. На фото — биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год. Россия вроде бы покончила с позором крепостной зависимости.
Расширение границ Российского государства требовало постоянного укрепления кордонов и возведения новых городов и укрепленных пунктов.
Такие работы требовали постоянного притока рабочей силы, который могли дать только крестьяне-отходники. Это явление особенно проявилось при строительстве новых городов северо-запада нашей страны, в том числе и новой столицы империи — Санкт-Петербурга. Отходники в XVII-XVIII веке Правовой предпосылкой массового ухода крестьян с мест проживания явился указ 1718 года, который заменил подворное налогообложение подоходным налогом подушной податью. Податными считались все лица мужского пола. Натуральные поборы сменились финансовыми обязательствами, а выручить какую-либо сумму в родной деревне было довольно сложно. Возможность заработать на местных заводах и фабриках практически отсутствовала — промышленность только начинала развиваться, а основной толчок экономическому развитию давал приток иностранного капитала. Оборудование для российских заводов и фабрик в основном было импортного производства, основными транспортными магистралями служили моря, реки, проверенные торговые дороги, поэтому крупные предприятия возникали поначалу лишь в больших городах. Работа отходников была сезонной и регламентировалась внутренними документами — паспортами.
Обычно такой паспорт давался крестьянину на год, но существовали и другие удостоверения, срок действия которых был более коротким. Обычно ранней весной отходник уходил в город. Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком.
Отходники и другие наемные работники
Все они имеют справки о том, что являются членами колхоза. Но так бывало не всегда. Порой отходник забирал всю семью в город. По закону он имел право сдать свой дом, но не участок даже если под «участком» подразумевался двор возле дома. Тем не менее, как говорилось в правительственном постановлении 1939 г. Из всех крестьян наемные работники, особенно отходники, больше всего заботились об отстаивании своих прав. В целом из-за их двойственного статуса вопрос об их правах и обязанностях был сложным.
Колхозы и местное руководство нередко игнорировали или неверно толковали закон, да и сами законы далеко не всегда были четко сформулированы и свободны от противоречий. Такой же вопрос задавал секретарь сельсовета из Татарской республики, у которого жена продолжала работать в колхозе. Колхоз не хотел давать справку, но вмешался секретарь райкома, по-видимому, потому, что на сахарозаводе не хватало рабочих, и эти двое получили и справки, и паспорта. По мнению автора письма, вся история с сахарозаводом были ими затеяна «из-за паспортов и справок», чтобы обрести свободу передвижения54. Отношения между колхозом и его ушедшими на заработки членами чаще всего нельзя было назвать сердечными. Часто исключенных отходников, после их успешных жалоб в район, приходилось восстанавливать.
В общем и целом отнюдь не власти, а сами колхозы стремились держать в узде и контролировать своих уходящих на заработки членов. Управление Колхоза говорит, дайте 12 рублей, дадим плотников, вербовщик начинает торговаться, и тогда колхоз просит 7 рублей в день, а когда вербовщик указывает на договор, он совершенно уезжает без людей». Но как же тогда множество случаев отъезда без всяких справок?
Как правило, они едут в большие города не от крайней нужды, а потому, что ищут возможность заработать больше. И потому исследователи причисляют отходников к самой экономически активной части населения малых городов и деревень. За сотни километров Большинство опрошенных рабочих, независимо от места их проживания, устремляются на заработки в Москву. К одиннадцати приедут, к трем сматываются, а нам нечего делать в общежитии, мы работаем», — поведал один мастер-отделочник из Костромской области. Особенно востребованы в центральных областях плотники, разнорабочие, продавцы и охранники. В охранники, по его словам, охотнее берут приезжих из Средней Волги, Урала, Сибири.
Две трети отходников узнают о работе от родственников или знакомых. Уезжают на заработки обычно целой бригадой — так больше шансов, что не обманут с оплатой. При этом покидать навсегда родные места многие отходники не хотят: для них важен собственный дом, хозяйство, родственные связи. Современный отходник перемещается на поездах, автобусах, маршрутных такси или на личном транспорте. Радиус ближнего отхода составляет около 200—300 км, реже 400—500 км, что соответствует примерно от 4—6 до 8—10 часов езды на поезде или автомобиле. Это расстояние позволяет работнику практически еженедельно или раз в две недели возвращаться домой без ощутимых для бюджета семьи транспортных расходов затрачивая на дорогу в оба конца от 500 до 1500 руб. Именно на таком расстоянии от Москвы и Подмосковья проживает большинство отходников, нанимающихся в охрану. Зарабатывая за две недели вахты около 15 тыс. На таких же расстояниях от дома проживают многие из тех, кто нанимается дворниками, нянями, гувернантками и т.
Их не держат ни хозяйство, ни дети и возвращаться в родные деревни они не торопятся. Немало плотников, строителей, инженеров уезжают на заработки за 500—700 км от дома. Отход на такие расстояния длится в среднем один, иногда два месяца. Сезонность работы и ее аккордный характер позволяет им возвращаться домой на одну-две недели каждые месяц-два и успеть заняться хозяйством, семьей. Сегодня находится немало и таких людей, которые готовы уехать на заработки за 1000—1500 км от мест проживания и дальше. Работая «на северах», они почти год и дольше не видят свои семьи и возвращаются домой только на время отпусков, примерно раз в два года.
Правительство разрабатывало программы по расселению крестьян на незанятых землях. Но большинство отходников к этому времени уже утратило интерес к земледелию, поэтому государственная программа оказалась безуспешной. В эпоху коллективизации государство рассматривало отходничество, как разновидность протеста образованию колхозов. Руководство вновь созданных колхозов препятствовало уходу сельчан, грозило санкциями, даже исключало их колхозов. Однако государству важно было привлекать новые рабочие силы для развития промышленности, поэтому оно стремилось отрегулировать процесс переброса трудовой силы между селом и городом. В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт В 1932 году была введена паспортная система, которая ограничила миграцию трудового населения из сельской местности в города. После войны отходничество было заменено организованными формами оттока трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленные сферы, строительство и транспорт. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории. Это трудовые мигранты, покидающие свои семьи и родные места ради заработков в других районах. Литература Чаславский. II, СПб. Земства», ; Щербина Ф. Шаховской, «Сельско-хозяйственные отхожие промыслы» М. Каховки, Таврической губернии» изд. Отходники в Москве.
Со временем отходничество становится также одним из характерных проявлений разложения феодализма и вбирает в себя массу крестьян, прибегавших к «сторонним заработкам» вследствие усиления феодальной эксплуатации. Тесно связанное с развитием рынка, ростом наемного труда, расширением сферы хозяйственной деятельности крестьян, отходничество с развитием капиталистических отношений превращается в могучий фактор, благоприятствующий процессу разложения крестьян на буржуазную верхушку и бедняков-пролетариев. В 1-й половине 18 века общий процент крестьян-отходников был незначителен. Во 2-й половине 18 века масса отходников резко возрастает. Наиболее сильно отход был развит в Центрально-промышленном районе. Так, в Московский губернии в конце 18 века ежегодно выдавалось около 50 тысяч паспортов, в Ярославской губернии - 74 тысяч т. В 1828 году отход государственных и помещичьих крестьян по 54 губерниям России был равен 575 тысяч число выданных паспортов.
Термин "отходники" что значит?
Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. Часть отходников трудоустроены неофициально, а те, кто оформлен, платят НДФЛ по месту своей работы, что негативно сказывается на наполнении бюджетов муниципалитетов, в которых проживают отходники и их семьи. Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. Отходники при Петре I играли неоднозначную роль в истории России. отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком. Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. В россии в xvii-xix вв. временный уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности. было распространено среди помещичьих оброчных крестьян, усилилось после реформы 1861 г.
“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи
Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной. Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва. — Отходники обязательно приезжали на побывку, принимали участие в домашних хозяйственных и полевых работах. Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации.
Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции
Важным условием является наличие на территории проживания отходников природных ресурсов, которые население имеет возможность массово использовать и предлагать на рынок самостоятельно. К таким ресурсам относятся лес и водные объекты, переработка продукции которых возможна частным образом, но требует особых умений. Именно в лесных регионах возможна самостоятельная переработка и предложение на рынке ресурсов леса. К этому классическому «северному» типу отходника примыкают вариации с неполным набором признаков, которые мы также относим к отходничеству — вахтовые работы с официальным трудоустройством и наём в сфере услуг и производства. Таких, отходников, отличных от классических северных, мы находим в центральных и южных областях России тип «южных» отходников. На севере европейской части России, Урале и в Сибири преобладают отходники-мужчины, многие из которых работают не по специальности, часто — охранниками, иногда занимаются мелким бизнесом. В центральных и южных регионах страны преобладают отходники-женщины, которые обычно не обладают специальными навыками и на рынке труда неконкурентоспособны. Вне социума Большинство отходников не работают по полученным ими ранее специальностям.
В силу неформальной занятости они не «зафиксированы» в экономике. Отходники нередко выпадают из государственных социальных программ и не пользуются, в силу занятости не по месту регистрации, обязательным комплексом государственных услуг, предоставляемых всем гражданам. Они также не пользуются услугами государственного бесплатного здравоохранения и практически исключены из системы соцобеспечения. Вместо врачей они прибегают к услугам аптекарей, знахарей и занимаются самолечением», — отмечает Плюснин. По его словам, отходники «формируют мощную социальную группу, которая не зависит от государства и выплачиваемых им пенсий и пособий». Отходники мало или совсем не участвуют в местной общественно-политической жизни. Поэтому и массовая неуплата налогов может представляться вполне логичным следствием того, что эти люди пребывают как бы «вне государства».
Отходничество как модель экономического поведения, может сложиться лишь при наличии двух обязательных условий: в качестве предпосылки выступает относительное или полное закрепление человека и его семьи на земле, а в качестве движущей силы отходничества выступает невозможность прокорма на месте, заставляющая искать сторонние источники средств к существованию. Невозможно прокормиться было на плотно заселённых уже к 18-му веку, на бедных нечернозёмных территориях в центральной и северной России. Государство, сельский мир или барин в какой-то период «осознают» это противоречие и предпринимают соответствующие действия. Государство вывозит население на «стройки века» или «тратит» на войнах. Сельская община с большей лёгкостью отпускает на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещик уже к началу 19-го века начинает осознавать, что оброк ему выгоднее барщины и с каждым годом начинает отпускать на промыслы всё большее число крепостных, более того, начинает способствовать обучению их ремёслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи в первых мотиватором больше выступает помещик, во вторых — скудость урожаев. С середины 19-го века начинается ещё более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем Освобождением 1961 года[8], а к 90-м годам — бурным промышленным ростом в России, [9] а также перенаселённостью по причине в немалой мере агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышению плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов.
Но затем довольно скоро отходничество сходит вовсе на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации; оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных, инициативных форм трудового поведения, а именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Важнейшими признаками, определяющими как традиционное отходничество 18 —го — начала 20-го в. Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объёмах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги.
Потому отходничество было наиболее распространено в нечернозёмных губерниях средней полосы и севера европейской России, а в чернозёмных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось за исключением указанного выше особого, но широко распространённого к середине 19 века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «ёмкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду, сообразно плодородию почв. Третьим отличительным признаком отходничества являлся его наёмный и промышленный характер: получение дополнительного заработка на стороне обеспечивалось путём промыслов — изготовления и продажи продукции разнообразных ремёсел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сельскохозяйственных районах бурлаки, грузчики, подёнщики и проч. Нынешние отходники также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз в т. Но сейчас гораздо больше среди них работников наёмных, часто выполняющих неквалифицированные виды работ охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т. В-четвёртых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер: каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет»[15], мог покинуть место проживания на срок до года и предлагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми, причём артели эти были узкопрофессиональными, представляющими одну отдельную «профессию» или вид деятельности, как например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжёры», торгующие вразнос иконами, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией. И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время.
Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране.
Ассенизатор см. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел. Крестьянин, уходивший из деревни на заработки на сезонные работы. Академический словарь Крестьянин, уходивший из деревни на заработки на сезонные работы.
Выгода заказчика была очевидна, он избавлялся от проблем с поиском специалистов, организацией работ, управлением, стимулированием и вообще всех вопросов, касающихся трудового коллектива. Заказчик договаривался с главой артели, тот подряжался к определенному сроку сделать определенную работу. Эта система пережила революцию практически без изменений, потому как будущее оставалось за коммунистической организацией труда, но надо было кому-то работать сегодня. Например, перед колхозом ставился вопрос: коровник построит или государственное предприятие, но в следующей пятилетке, или шабашники — за наличный расчет, но этим летом. Теперь про название. Корень слова «шабашники» однозначно восходит к древнееврейскому названию субботы — шаббат. Есть теория — отчасти юмористическая, но весьма правдоподобная, — что шабашников назвали так по аналогии с шабесгоями. Дело в том, что ортодоксальным иудеям в шаббат нельзя делать вообще ничего, даже зажигать огонь. Для срочных работ например, подоить коров в субботу нанимали иноверца. Советские шабашники тоже трудились, невзирая на выходные, часто в отпусках трудовых или за свой счет. Второй расцвет неформальной занятости случился после войны опять восстановление страны. Вместо спада пошло развитие: в 1965 году только в Российской Федерации были уже десятки тысяч сезонных рабочих — по сути, шабашников. В 1970-х число шабашников возросло многократно, в основном не в городах, а в сельскохозяйственном строительстве в районах Крайнего Севера и Сибири. В некоторых регионах России и Казахстана они строили порядка половины всех объектов, а кое-где, особенно на Севере, их было большинство. Цифры неточные, потому что система таких не вполне государственных заработков замалчивалась. Да и государственная регистрация таких сделок велась весьма вольно. В отчеты вместе с шабашниками попадали также студенческие стройотряды и другие подобные, но поддерживаемые государством бригады. Кем были шабашники? Шабашником мог быть кто угодно, но практически всегда это был не местный житель: коровники в Саратовской области строили кавказцы, лес в Западной Сибири валили западные украинцы, стройкой в Подмосковье занимались младшие научные сотрудники столичных НИИ. Чаще всего шабашили народы Кавказа, Закавказья, Украины, особенно Западной о причинах чуть ниже. Из Беларуси на заработки тоже ездили до последних советских лет. Шабашило множество работников умственного труда. Преподаватели тоже жаловались на зарплаты, зато имели длинный отпуск. Всегда было много шабашников с поражением в правах формально и неформально , например бывших заключенных и вообще неугодных советской власти — их на другие работы просто не брали. А в чем причина? Причины иногда называли даже с высоких трибун, иногда передавали на уровне слухов. Причина первая — избыток трудовых ресурсов в некоторых регионах.