Новости от чего умер достоевский

После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Утром Достоевский сказал, что он, вероятно, умрет в течение дня. Вот так умер Федор Михайлович, и жизнью и смертью подтвердил весь путь своей жизни, он вёл и ведёт нас, по сути тащит за руки сквозь петербуржские подворотни, сквозь прокуренные кухни, где спорят о жизни, ведёт нас к Иисусу Христу.

Поделитесь статьей с друзьями

  • Писатель Федор Достоевский скончался от туберкулеза (09.02.1881)
  • Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
  • За, что Достоевского приговорили к смерти
  • На приёме у врача. Как сегодня лечили бы Фёдора Достоевского
  • Что запрещал писатель своей жене и кем работал его правнук. 10 любопытных фактов о Достоевском
  • Как умирал Достоевский.

Достоевский Фёдор Михайлович

Казнь в последний момент заменили каторгой. Эти впечатления легли в основу одного из монологов князя Мышкина, знаменитого романа «Идиот». Ссылку Достоевский отбывал в городе Омск и спустя четыре года отправился служить рядовым в Семипалатинскую крепость, где познакомился со своей будущей женой Марией Дмитриевной Исаевой. Через два года после женитьбы пара вернулась в город Санкт-Петербург. Далее, Федор вместе с братом основал журнал «Время», который оказался запрещен спустя три года. В 1860-е годы написал произведения «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях». Склонность к азартным играм вскоре разоряет писателя, а в 1864 году умирают сразу и жена, и брат.

Свое знаменитое «Преступление и наказание» Достоевский создает именно в этот трудный период. Писателю грозила долговая тюрьма, поэтому летом 1866 года ему пришлось заключить кабальный договор с издателем Федором Стелловским о продаже тому прав на публикацию полного трехтомного собрания своих сочинений и нового романа «Игрок», который требовалось представить в ограниченные сроки. Чтобы успеть, писатель берет в помощь стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая позже становится его второй женой.

В период учебы крепостные крестьяне убивают отца Достоевского. Впоследствии отказался от наследственных прав на это имение. В 1843 году поступает на службу в корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде. В этот период писатель переводит на русский язык Бальзака и пишет свой первый роман «Бедные люди», который сразу же обращает на себя внимание критиков и публики. Судьбоносным для писателя стало знакомство с Михаилом Петрашевским в 1846 году. Революционер устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана. Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым.

Тот в 1848 году организовал тайное общество из восьми человек включая его самого и Федора Михайловича, которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда являлось запрещенным. Те самые связи с радикальной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев.

Майкова, К. Бестужева-Рюмина и др.

Первое посмертное Полное собрание сочинений Достоевского в четырнадцати томах с биографией, письмами и заметками из записных книжек. Наступает 1881 год. Достоевский полон обширных планов: он предполагает в течение двух лет издавать «Дневник», а затем начать писать вторую часть «Карамазовых»; в ней появятся все прежние действующие лица, но уже через 20 лет, почти в современную эпоху. Главным героем романа будет Алеша Карамазов. Жена писателя, Анна Григорьевна, пишет: «Первую половину января Ф.

Толстой в начале следующего месяца. Шла речь о постановке двух, трех сцен из трилогии гр. Толстого, и Ф. В ночь с 25 на 26 января, работая в своем кабинете, он начал кашлять кровью. Кровоизлияние было столь незначительно, что он не обратил внимания: 26 января — два новых кровотечения.

Вызывают доктора; больной теряет сознание. Придя в себя, говорит жене: «Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедоваться и причаститься». После причастия состояние его улучшается, и ночь проходит спокойно. Рано утром 28-го января больной будит жену: «Знаешь, Аня, говорит он, я уже три часа, как не сплю и все думаю и только теперь сознал ясно, что я сегодня умру». Анна Григорьевна уверяет мужа, что он будет жить: он прерывает ее: «Нет, я знаю, я должен сегодня умереть.

Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие». Открывает его наугад, на третьей главе от Матфея: «Иоанн же удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». Но Иисус сказал ему в ответ: «Не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Достоевский говорит жене: «Ты слышишь — не удерживай, значит, я умру» и прибавляет: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно». Дочь писателя, Любовь Федоровна приписывает отцу следующее предсмертное наставление детям.

Рассказать я не могу об этих отвратительных ощущениях, но живо их помню: мне часто казалось, что я умираю, ну, вот, право, настоящая смерть приходила и потом уходила. Я боялся также летаргического сна. И странно — как только я был арестован, вдруг вся эта отвратительная болезнь прошла. Ни в пути, ни в каторге, в Сибири, и никогда потом я ее не испытывал — я вдруг стал бодр, крепок, свеж, спокоен... Но во время каторги со мной случился первый припадок падучей — с тех пор она меня не покидает». Начиная с 1860 г. Ведя эти записи, вплоть до своей смерти, он зафиксировал 102 приступа за 20 лет. Из этих дат можно заключить, что припадки за последние годы жизни Достоевского повторялись с перерывом в 5-6 месяцев, в ранние годы они случались чаще, но особенно частыми все же никогда не были. Под описания, присутствующие в большинстве автобиографических заметок, как и в тех, что были написаны знакомыми, подпадают большие генерализованные судорожные припадки.

Действительно, многие факты свидетельствуют о том, что помимо псевдоэпилептических в картине болезни Достоевского присутствовали и истинные эпилептические приступы. Про органическую природу заболевания говорит и то, что один из сыновей писателя, Алеша, умерший во младенчестве, был болен эпилепсией. Кроме того, у писателя с равной частотой встречались и ночные приступы, да и дневным не всегда находились свидетели. В отличие от нетравматических истероформных припадков, во время многих своих приступов писатель часто получал достаточно сильные ушибы. После припадка в течение нескольких дней он всегда чувствовал себя разбитым, вялым, утрачивал работоспособность, страдал от депрессивных или дисфоричных переживаний, характерными были и постприпадочные дисфазии. Соловьев так описывает состояние Достоевского после припадка: «…он бывал иногда совершенно невозможным после припадка. Его нервы оказывались до того потрясенными, что он делался совсем невменяемым в своей раздражительности и странностях. Придет он, бывало, ко мне, войдет, как черная туча, иногда даже забудет поздороваться, изыскивая всякие предлоги, чтоб побраниться, чтоб обидеть, и во всем видит себе обиду, желание дразнить и раздражать его... Все-то ему кажется не на месте и совсем не так, как нужно, то слишком светло в комнате, то так темно, что никого разглядеть невозможно...

Подадут ему крепкий чай, какой он всегда любил — ему подают пиво вместо чая; нальют слабый — это горячая вода... Пробуем мы шутить, рассмешить его — еще того хуже: ему кажется, что над ним смеются. Впрочем, мне почти всегда удавалось его успокоить, нужно было исподволь навести его на какую-нибудь из любимых тем. Он мало-помалу начинал говорить, оживляться, и оставалось только ему не противоречить.

Достоевский, Федор Михайлович

Достоевский потерял сознание. Он умер не от припадка и не в припадке, а вследствие патологических изменений сосудов легких. Удивительно, что всё это обширное шествие образовалось молниеносно, без приготовлений, так как смерть Достоевского стала для всех неожиданностью. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «я знаю, я должен сегодня умереть!». Краткая биография Достоевского Федора Михайловича, самое главное из жизни и творчества писателя, личная жизнь, фото и причина смерти.

КАК УМИРАЛ ДОСТОЕВСКИЙ

Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны. Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю.

Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года.

Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман.

Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой". Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку.

Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет.

Святополк-Мирский , — один из самых ярких образов, созданных писателем. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека. Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту. В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов. Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма. В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал. Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г. Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком. В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру. Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А. Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г.

Но жизнь распорядилась иначе. В 1849 году разразилось «дело Петрашевского»— поводом для ареста стало публичное чтение запрещенного цензурой письма Белинского к Гоголю. Жандармы усмотрели в их «пагубных разговорах» признаки подготовки «смуты и мятежей, угрожающих ниспровержением всякого порядка, попранием священнейших прав религии, закона и собственности». Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; 8 месяцев Достоевский провел в Петропавловской крепости под следствием, во время которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Самого Михаила Петрашевского отправили на каторгу пожизненно, а Федор Достоевский, как и большинство «революционеров», получил всего 4 года каторги с последующей службой в рядовых солдатах. Анненковой, А. Муравьёвой и Н. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости, в ноябре 1855 произведен в унтер-офицеры. Весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге "сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для "Записок из Мертвого дома" и многих других книг Достоевского. В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского. В Сибири, по признанию Достоевского, изменились его убеждения. Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства". В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. Роль болезни в жизни и творчестве. Описание как жизни, так и болезни следует начинать с семьи. Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 г. Писатель по наследственности не обладал склонностью к эпилептическим припадкам, однако приобрел склонность к азартным играм, а точнее сказать к рулетке. Эта игра со временем переросла в зависимость, которая доходила до крайностей. Например, перед рейсом в Париж он проигрывает 5 тысяч, но совершенно счастливый уезжает. В его семейном окружении всё было не так гладко. Отец, Михаил Андреевич, страдал от перманентного пьянства, причем оба его сына, кроме Федора Михайловича, унаследовали эту болезнь. Как вы видим, по наследственности отцу мало что удалось передать. Но доставить ряд психологических проблем сыну ему удалось. Мать Достоевского рано умерла от туберкулеза, и воспитанием детей занимался отец семейства, личность глубоко психопатическая, отличавшаяся крайней скупостью, раздражительностью, конфликтностью и жестокостью. Дети росли в постоянном страхе быть наказанными. Свой гнев Михаил Андреевич довольно часто спускал на детей. Особенности семейного воспитания в совокупности с отсутствием у Достоевского выраженного интеллектуально-мнестического снижения, слабоумия, часто формирующегося с течением эпилепсии, дали почву для возникновения так называемых психогенных теорий его болезни, истоки которых восходят к эссе Зигмунда Фрейда «Достоевский и отцеубийство». Фрейд утверждал, что писатель подсознательно ненавидел своего отца и желал ему смерти, а «эпилепсия» была физическим проявлением вины, которую он испытывал после его смерти. Ведь первый приступ болезни случился у Достоевского после известий о гибели отца, однако этот факт остается непроверенным. Эти чувства распространились также на фигуру, социально замещающую отца, — царя. Отсюда, согласно Фрейду, становится вполне понятным участие писателя в революционно настроенном кружке Петрашевского. Реакцией со стороны Супер-Эго стали чувство вины и жажда самонаказания, чем и объяснялась стойкость Достоевского во время каторжной жизни. Таким образом, сторонники психоанализа развивали теорию о том, что писатель страдал от так называемой истероэпилепсии, то есть приступы носили псевдоэпилептический и психогенный характер. Такие выводы нельзя назвать необоснованными, поскольку у Достоевского наблюдались патохарактерологические черты, присущие как эпилептоидным, так и истероидным личностям, приступы иногда происходили в присутствии других людей и вследствие сильных эмоциональных переживаний, а главное — творческая продуктивность писателя ничуть не снизилась с течением болезни. Намек на то, что Достоевский знал о вторичных выгодах, значимых для демонстративных личностей, которые можно получать в результате приступов, есть в романе «Братья Карамазовы», когда один из персонажей произведения, Смердяков, симулирует эпилептический припадок. Тем не менее, далее мы разберем детали клинической картины заболевания Достоевского, свидетельствующие о том, что для его болезни были характерными не только псевдоэпилептические припадки. Некоторые считают, что болезнь дебютировала еще в 9-летнем возрасте галлюцинаторным синдромом, тогда как другие связывают начало эпилепсии со смертью отца в 1939 г. Из-за участия в кружке Петрашевцев после ареста Федор Михайлович был подвергнут инсценировке смертной казни, и лишь в последний момент ему с сотоварищами было объявлено о помиловании. О вероятной связи возникновения эпилепсии с пережитым стрессом говорят некоторые исследователи, отстаивающие идею о наличии у Достоевского аффект-эпилепсии. Этот несколько устаревший и неоднозначный диагноз, проявляющийся большими эпилептическими припадками с вегетативно-сосудистыми расстройствами резкое покраснение или побледнение кожных покровов , возникающими на фоне выраженных отрицательных аффектов, например таких как гнев, занимает промежуточное положение между психогенными и органическими теориями недуга писателя. Хотя по своим признакам припадки аффективной эпилепсии ничем особенно и не отличаются от таковых генуинной эпилепсии, все-таки есть и некоторые отличительные признаки: в первом случае они не так тяжелы, травматизация при них более редкая и всегда наблюдаются отдельные, единичные приступы, а их серии — редко. По свидетельствам близких, припадки у Достоевского чаще наступали после волнений, в состояниях, близких к экстазу.

Но так или иначе, он умер под звуки Евангелия, сказал жене очень важные слова: «Анечка, я тебе даже в мыслях не изменял». К нему пришли дети под благословение, он благословил их и отдал Богу душу, этот чахоточный бывший каторжник, высохший, измученный, о котором критики говорили, что он в посконной рубахе стоит на коленях перед Богом за все человечество. Потом начались интересные вещи. Его хотели похоронить в лавре, но Митрополит Санкт-Петербуржский и наместник лавры сказал: «С чего это какого-то писателишку возле монахов хоронить, нечего, понимаешь! И Достоевского похоронили не только в лавре, а еще и за деньги лавры. Все взяли на себя. Потому что Победоносцев понимал, кого хороним. А митрополит тогдашний не понимал. Сегодня в пантеоне знаменитых людей XIX века, по дороге к лавре, с правой стороны дорожка протоптана только к нему. Однако дорожка всегда к Достоевскому протоптана. И засыпанная цветами могила, написан эпиграф из Евангелия от Иоанна к роману «Братья Карамазовы»: «... В общем, Достоевский умер. Его положили в Святодуховскую церковь Александро-Невской лавры, ныне не действующую, занятую Культурным Центром.

«Чувствую полную гармонию…» История болезни Достоевского

Аналогично описание приступа, данное Николаем Страховым: «…он обратился ко мне с воодушевленным лицом, из чего видно, что его оживление достигло высшей степени. Он помолчал минуту, как бы подыскивая слова для своих мыслей, и уже открыл рот... Вдруг из его открытого рта вырвался странный, протяжный и бессмысленный звук, и он без сознания упал на пол по середине комнаты. Припадок на этот раз не был сильный. Из-за судорог все тело вытянулось, а в уголках губ появилась пена. Через полчаса он пришел в себя, и я проводил его домой».

Но иногда, хотя очень редко, были чаще; бывало даже и по два припадка в неделю. За границей, то есть при большем спокойствии, а также вследствие лучшего климата, случалось, что месяца четыре проходило без припадка». Николай Николаевич Страхов русский философ, публицист, литературный критик. Таким образом, приступ возник, как и в предыдущем случае, на фоне сильного возбуждения. Федор Михайлович не упал внезапно, а «опустился на пол», то есть немедленной потери сознания не было, клонических судорог тоже не было, было только «вытягивание всего тела», то есть тоническая судорога.

Наблюдаемый приступ, как и предыдущий, длился полчаса, что слишком долго для эпилепсии. Особенностью этого описания, по сравнению с предыдущим, является отсутствие сильных головных болей и афазии, а также упоминание Достоевским о связи приступов с возбуждением и сменой климата. Эта картина также очень похожа на острый церебральный сосудистый криз, который только имеет тенденцию развиваться на фоне волнения и перемены погоды. Оба приступа описаны не медиками, поэтому оценить состояние зрачков или характер приступов невозможно. Необходимо медицинское описание.

Но его нет. Нет, несмотря на то, что Достоевский четыре года провел на военных каторжных работах, где несколько раз попадал в лазарет. Нет, несмотря на то, что он шесть лет находился на военной службе и служил, начиная с солдата, и все эти шесть лет припадки у него повторялись, по его собственным заявлениям, «раз в три недели», то есть их было около ста. И никто их или не видел, или не фиксировал. Мало того, подавая прошение об увольнении из армии, Достоевский слово «эпилепсия» не упоминает.

Открылось Евангелие от Матфея. III, ст. II: "Иоанн же удерживал его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду". Я не могла удержаться от слез. Федор Михайлович стал меня утешать, говорил мне милые ласковые слова, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил со мной. Поручал мне детей, говорил, что верит мне и надеется, что я буду их всегда любить и беречь.

Затем сказал мне слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни: - Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно! Я была до глубины души растрогана его задушевными словами, но и страшно встревожена, опасаясь, как бы волнение не принесло ему вреда. Я умоляла его не думать о смерти, не огорчать всех нас своими сомнениями, просила отдохнуть, уснуть.

Они увлеклись беседой, забыли о празднике и просидели всю ночь напролет дома. Говорили обо всем. Коснулись наконец религии. В ту самую минуту ударили колокола соседней церкви к Светлой Христовой Заутрене. Воздух весь загудел и заколыхался. Я реально постиг Бога и проникся им. Да есть Бог!

Убеждение в том, что он эпилептик, укоренилось. Споры возникали только о том, была ли гениальность писателя результатом «священной болезни» и к какой разновидности судорожных припадков относятся те, которые посещали Федора Михайловича примерно раз в три недели. Получается, он перенес сотни припадков и тем не менее остался в здравом уме. Более того, в конце жизни он создал свое величайшее произведение «Братья Карамазовы». Психиатр О. Кузнецов провел детальный анализ всех сведений о падучей болезни писателя, назвал ее «священной болезнью», легендой и предложил диагноз: симптоматическая эпилепсия при последствиях легко протекающего органического заболевания головного мозга, сопровождающаяся пограничными психическими расстройствами невротического уровня. Доктор М. Сниткин незадолго до смерти Достоевского предупредил его, что мелкие сосуды легких стали тонкими и хрупкими и вполне возможен их разрыв из-за какого-либо физического напряжения. Ее пришлось отодвинуть, сделав усилие. Порвалась артерия и горлом пошла кровь.

Достоевский потерял сознание.

Дочь писателя, мемуаристка Любовь Достоевская, вспоминала этот день так: «Друзья, родственники собрались в гостиной, ибо весть об опасной болезни Достоевского распространилась уже в городе. Отец попросил их заходить друг за другом и каждому говорил дружеское слово. Силы его на глазах падали с каждым часом». Также Любовь Фёдоровна отметила впоследствии, что ей случалось бывать при смерти своих друзей и родных, но ни одна кончина не виделась ей такой светлой, как смерть её отца: «То была истинно христианская кончина — смерть без боли и без стыда. Он видел приближение смерти, не боясь её».

Любовь Фёдоровна также вспоминала, как на следующее утро она бесстрашно зашла в комнату отца и увидела, что его положили на стол со сложенными на груди руками, куда вложили икону. Рядом с покойным сидел художник и рисовал его посмертный портрет. Это был знаменитый живописец Иван Крамской. Он сам захотел написать портрет великого писателя и, по словам жены новопреставленного, очень талантливо справился со своей работой: «На этом портрете Фёдор Михайлович кажется не умершим, а лишь заснувшим, почти с улыбающимся и просветленным лицом, как бы уже узнавшим не ведомую никому тайну загробной жизни». Многих эти явления инобытия ужасают: если человек умирает нераскаянным, ему являются бесы — или в своем мерзком отвратительном обличье, или же в виде каких-то мучающих умирающего образов. А вот тому, кто примирился с Богом, исповедавшись, никакая эта нечисть не страшна.

Души причастившихся в день смерти молнией, говорит предание, проходят сквозь мытарства духов злобы поднебесной. Такая душа огненна и легка. Достоевский, умирая, был спокоен, несколько даже радостен и тих… Все страсти в нем перегорели, всё, что тяготило душу, он исповедал… Об этом умиротворенном лице умершего писателя говорили многие: казалось, будто он спит на этой своей подушке и слегка улыбается, словно видит хороший сон. Литератору и юристу Анатолию Кони тоже особенно запомнился лик Достоевского: «Какое лицо! Его нельзя забыть... Хотелось сказать окружающим: «Nolite flere, non est mortuus, sed dormit».

То есть с латинского: «Не плачьте, — он не умер, он только спит». Николай Лобастов А вот как о последних днях Федора Михайловича Достоевского и его значении в русской культуре пишет педагог и литературный критик Николай Лобастов. В январе 1881 Федор Михайлович работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», мечтает написать вторую часть «Братьев Карамазовых». Но в ночь с 25 на 26 января по старому стилю у Достоевского пошла горлом кровь.

Смерть Некрасова. О том, что сказано было на его могиле

  • Достоевский, Федор Михайлович - ПЕРСОНА ТАСС
  • Как умер Достоевский кратко?
  • Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
  • Поделитесь статьей с друзьями

Федор Достоевский — биография

  • Похороны писателя
  • «Чувствую полную гармонию…» История болезни Достоевского
  • Как умер Достоевский кратко?
  • Смерть Достоевского
  • СМЕРТЬ ДОСТОЕВСКОГО – Telegraph
  • Расстрел Достоевского — «Дистопия»

«Расстрел Достоевского»: что случилось с писателем после несостоявшейся казни

Достоевский не только предсказал революцию, но и убедительно объяснил, чем она обернётся. Свой гнев Михаил Андреевич Достоевский часто спускал на крестьянах своего имения, за что, если верить семейной версии его смерти, и был убит ими же при невыясненных обстоятельствах. В конце января 1881 года Достоевский серьезно заболел, начались горловые кровотечения.

Федор Достоевский: биография и некролог

После известия о смерти Достоевского квартира стала заполняться толпами народа, пришедшего проститься с великим писателем. Согласно ей, Михаил Достоевский скончался по дороге из Дарового в Черемошну при сорокаградусной жаре. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. В ночь с 25 на 26 января, работая в своем кабинете, Достоевский начал кашлять кровью.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий