В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа. По словам президента России, соратник Ивана Грозного и один из руководителей опричнины Малюта Скуратов мог просто «проезжать мимо» монастыря, где умер митрополит Филипп. Художественно-исторический проект «Тверьлайф-ретро» Краевед Павел Иванов рассказывает, что творилось в Тверской области во времена опричнины Ивана Грозного.
Митрополит против опричнины
Если не считать присланную в кожаном мешке голову племянника или пытку голодом. Согласно приговору Филипп был осужден на вечное заключение в Тверской монастырь. Смерть митрополита Филиппа Через год после этих событий Иван Васильевич с соратниками собрался в Новгород — наказать целый город. Путь лежал через Тверь, он якобы и послал к святителю Малюту Скуратова — попросить благословения похода на Новгород.
Получив очередной отказ, Малюта задушил будущего святого подушкой. Доказательств и свидетельств того, что он совершил это злодейство по приказу Грозного, нет. По другим данным Филиппа увезли в Александровскую слободу и заживо сожгли на углях.
Митрополит Филипп на старинной иконе Митрополит Филипп на старинной иконе Останки Филиппа увезли в Соловецкий монастырь. В 1652 году митрополит Филипп был причислен к лику святых. Если хотите что-то добавить, пишите в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал — ваша поддержка очень важна для меня! Против бояр. Не против народа.
Народ его любил. А Филипп был из боярсконо рода Колычевых. Этот род был в оппозиции Грозному.
И не надо придумывать ерунду про защиту народа - Филипп действовал в интересах бояр.
Митрополит Макарий и настоятель Благовещенского собора Андрей «поновляют» перенесённый с Вятки в Москву образ святого Николая Великорецкого. Изображение из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Книга 22. В пользу данной гипотезы свидетельствуют представленные в росписи изображения русских князей с нимбами, что хорошо согласуется с выдержанными в агиографических тонах рассказами о русских государях в «Степенной книге». В литературе также отмечалось созвучие идей «Степенной книги» и иконы середины 16 в.
Оставление кафедры и последние годы жизни Обстоятельства ухода Афанасия с митрополичьей кафедры 19 мая 1566 г. В качестве официальной причины летописец назвал ухудшение состояния его здоровья. Некоторые исследователи полагают, что Афанасий ушёл под давлением Ивана IV, недовольного попытками митрополита заступаться за жертв опричнины. Афанасий покинул кафедру в те дни, когда царь оставил Москву и не смог бы вернуть его. Скорее всего, весной 1566 г. При этом он ушёл с кафедры во время работы Освященного собора — главного органа управления Русской церковью, участники которого собрались в столице не позднее апреля 1566 г.
Возможно, это было связано со стремлением Афанасия не допустить дестабилизации церковного управления, т. После ухода с кафедры Афанасий пребывал в московском Чудовом монастыре. В последний раз в известных источниках упомянут в июле 1567 г. Вероятно, вскоре он скончался. Это произошло не позднее 1575 г. Опубликовано 10 августа 2022 г.
Последнее обновление 10 августа 2022 г.
Своим коварством и междоусобиям они в самом царе возбудили сильнейший гнев и ярость. От тех злых наветов боярских он начал бояться даже своих верных слуг, ближних родственников и друзей, и был в неукротимом гневе на бояр, видя в них своих врагов и крамольников. И вот он разделил государство на две части, устроив себе особых телохранителей, под именем опричников, которые состояли при особе царя и составили особое управление 359.
Опричники злоупотребляли данною им властью, угнетали народ, отнимали имущество, сопровождая свои разбои убийствами и пытками. Царь же верил в их верность и преданность, и потому управы на них нельзя было найти. В это время царь и вызвал из Соловецкой обители Филиппа. С честью приняв его, царь объявил ему о своем желании видеть его на митрополичьем престоле.
Филипп, по своему смирению, отказывался от этого высокого сана; но потом должен был уступить непреклонному желанию царя и был возведен на митрополичью кафедру 360. В первое время все было покойно; царь уважал святителя и благоволил к нему. Но потом, когда зверства опричников достигли крайнего предела, то блаженный Филипп стал умолять царя прекратить неистовства опричников и обличать самого царя за его казни. Тогда царь пришел в сильный гнев на святого, угрожал ему муками и ссылкою.
Он же, оставаясь непоколебим, как адамант, пренебрегал царскими угрозами и не переставал высказывать истину 361. К прискорбию, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшиеся только об угождении царю. Пимен, архиепископ Новгородский, и некоторые другие с ним 362 вместе с царскими советниками Малютою Скуратовым 363 и Василием Грязным 364 с их единомышленниками, измышляя против святого различные козни, старались низвергнуть его с престола и уговаривали царя своего намерения не оставлять. Царь же не хотел просто низвергнуть Филиппа с митрополичьего престола.
В непродолжительном после того времени, по доносу лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова была прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить царю. Одних из иноков ласками и мздоимством, других — обещанием высших духовных почестей, третьих — угрозами убедили они сделать нарекание на святого. Честным же старцам, которые говорили о Филиппе правду, нанесли тяжкие побои, повелевая им говорить о святителе непристойное.
Они же, исполненные благочестия, все сии оскорбления принимали с радостью и едиными устами продолжали говорить истину о Филиппе, что житие его в обители было непорочно, по Боге. Но царские посланцы не хотели о том и слушать, но, сделав, что им было нужно, возвратились в Москву. При этом они взяли с собою игумена Соловецкого Паисия, которому обещали епископский сан, и других клеветников, лжесвидетельствовавших на святого Филиппа. Немедленно был созван собор для суда над святителем.
Прибывшие из Соловок клеветники представили царю свитки, в которых были написаны их лжесвидетельства.
Я творю Тебе Богу — ред. Вот мой жезл, белый клобук, мантия! Я более не митрополит». Затем отречение митрополита от власти было узаконено решением собора. Бывшего митрополита посадили под арест в Богоявленский монастырь. Царь намеревался устроить ему самую страшную казнь — сжечь на костре. В народе, который очень любил митрополита, появилась даже легенда, что бесноватый царь отдал его на растерзание дикому медведю, однако свирепый зверь, как ласковый котёнок, стал тереться о его ноги. На самом же деле по многочисленным челобитным духовенства смертельный приговор был заменён на пожизненное заключение. Царь лично проследил, чтобы его врага заковали в кандалы как убийцу и посадили под замок в маленькую келью в монастыре Николы Старого.
Весь род Колычевых подвергся жестоким расправам. Но и этого Ивану Грозному было мало: лично казнив любимого племянника святителя, царь отослалего голову Филиппу в келью. Святителя сослали в Отроч Успенский монастырь под Тверью — на вечное заточение. Однако Иван Грозный был не из тех, кто оставляет своих врагов в покое, а тем более прощает их. Во время похода на мятежный Новгород царь подослал в монастырь к святителю своего подручного, одного из начальников опричного войска Малюту Скуратова — якобы для того, чтобы получить благословение бывшего митрополита. Оставшись со святителем Филиппом в келье один на один, Скуратов задушил его. Монахам же объяснил, что святитель скончался сам — от духоты в келье. А имя Малюты Скуратова на самом деле его звали Григорий Скуратов-Бельский, прозвище он получил за маленький рост стало с тех пор нарицательным для всех жестоких палачей и злодеев. Уже после смерти Ивана Грозного, в 1591 году, по просьбе соловецких монахов мощи митрополита Филиппа были доставлены из Твери на Соловки и захоронены в Спасо-Преображенском соборе монастыря, игуменом которого когда-то был святитель. Деньги, полученные монастырём в результате хозяйственной деятельности, были использованы на строительство существующих и сейчас Успенского и Преображенскогособоров, двух- и трёхэтажных келий для братии взамен одноэтажных, монастырской больницы.
Соловецкий монастырь стал не просто одним из самых крупных и самых богатых монастырей Руси, но и деловым и культурным центром всего русского Северного Поморья. Это был период узаконенного государственного террора, первоначальная задача которого состояла в том, чтобы уничтожить любую, даже надуманную опасность власти Ивана IV Грозного. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикреплённые к седлу — символы того, что они грызут и выметают изменников царя. Опричники фактически не подчинялись никакому закону: им была дана почти полная свобода пытать и казнить людей, отбирать их собственность. Опричников ненавидели все — и бояре, и простые люди. Закончилась опричнина бесславно. В 1571 году на Москву напал крымский хан Давлет-Гирей. Привыкшие убивать и грабить мирных людей, развращённые безнаказанностью, большинство опричников отказались защищать родной город. И тогда, наконец, царь разогнал опричное войско. В 1652 году царь Алексей Михайлович решил символически попросить прощения у митрополита Филиппа, перенеся его мощи в Москву.
Мощи святителя с чрезвычайным благоговением перенесли с Соловков в Москву, по пути внося в храмы для поклонения. И, хотя уже сменилось поколение людей, православные помнили и чтили своего митрополита; на богослужениях, посвящённых его памяти, собиралось огромное количество верующих. Практически вся Москва пришла поклониться святителю Филиппу.
Митрополит Филипп Московский погиб, защищая русский народ. Какова была в этом роль Ивана Грозного?
Художественно-исторический проект «Тверьлайф-ретро» Краевед Павел Иванов рассказывает, что творилось в Тверской области во времена опричнины Ивана Грозного. Это было тяжкое время опричнины. Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. В 1568 году во время служения в кремлёвском храме была объявлена новость о лишении митрополита сана. Иван IV не послушался митрополита и ввел опричнину. Среди имен в Царском помяннике нет имени митрополита Филиппа, что служит само по себе серьезным доводом в пользу непричастности Русского Самодержца к этому делу.
Тест по истории Опричнина 7 класс
Близилось время, когда игумен Филипп должен был навсегда покинуть Соловецкую обитель и взойти к высокому служению митрополита Всея Руси. 3. Итогом опричнины для экономики России стало: а) некоторое снижение темпов экономического развития б) значительное ускорение темпов экономического развития в) начало острого экономического кризиса +. Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины. Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным. Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Ничего против опричнины митрополит в это время не говорил, больше занимался церковными делами.
Почему историки спорят о причастности Малюты Скуратова к смерти главы русского православия?
Тогда же митрополит Филипп в последний раз всенародно, во время службы в Успенском соборе, потребовал отмены опричнины: „С тех пор как солнце светит в небесах, не было слышно, чтобы благочестивые цари возмущали свою державу“. Выступление митрополита Филиппа против опричнины. Имя митрополита Макария в ней вовсе не фигурирует.
Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины.
Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины: — ответ на вопрос | Все три раза митрополит якобы увещевал царя, чтоб он не «возмущал собственную державу» казнями и опричниной. |
Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. | Автограф святителя Филиппа на приговоре Освященного собора об избрании его митрополитом и о его невмешательстве в дела опричнины. |
Тест по истории Опричнина 7 класс
Как называлась территория, выделенная Иваном IV в управление боярам? 1) опричнина 2) земщина 3) вотчина 4) поместье 7. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Среди святителей были мученики и исповедники веры, пострадавшие как от рук иностранных интервентов (святитель Ермоген), так и погибшие от злой опричнины (митрополит Филипп) и советской власти (священномученик Пётр, митрополит Крутицкий). Создание на территории опричнины Ивана IV особой Боярской думы, земщиной же управляла прежняя Боярская дума. Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа. Среди имен в Царском помяннике нет имени митрополита Филиппа, что служит само по себе серьезным доводом в пользу непричастности Русского Самодержца к этому делу.
Задание МЭШ
Дошло до того, что царь стал избегать митрополита. Но раздражающее царя общение было неизбежно. Как обычно он попросил благословения у митрополита. Тот проигнорировал. Царь повторил три раза, но ответа не получил, пока за него не попросили бояре. Тогда Филипп стал громко и прилюдно перечислять пороки и преступления монарха, снова демонстративно отказал в благословлении, и царь не смог его заставить замолчать. Тогда Грозный впервые предложил Филиппу оставить престол. Позднее он смягчился к митрополиту, но пыток и казней в стране не прекратил.
Успенский собор Московского кремля Успенский собор Московского кремля В июле того же года между митрополитом и царем произошла ссора в Новодевичьем монастыре из-за опричника, который во время службы не снял головной убор, что было грубейшим нарушением церковного канона. Филипп пожаловался царю, но к этому моменту нарушитель незаметно снял шапку. Иван не поверил, назвал митрополита лжецом и мятежником. Раздражение его против митрополита достигло высшей точки. После этого случая царь задумал провести церковный суд над Филиппом, чтобы убрать с глаз долой строптивого иерарха. Церковный суд Отыскались епископы, изъявившие готовность устроить суд, чтобы все происходило как бы по церковным правилам. Главным свидетелем стал преемник Филиппа в Соловецком монастыре.
Филипп сам, до решения суда, хотел снять с себя знаки своего достоинства. Но царь запретил.
Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Федорова, одного из первых лиц в государстве, царь применил массовые казни. Репрессиям подверглось множество людей невинных — вельмож, их слуг, членов семей, крестьян. Московская Русь такой крови не знала, жестокий террор не был ее политической традицией. Митрополит Филипп уговаривал царя отказаться от опричнины: «…я начал просить государя, чтобы он отступил от такого неугодного начинания. Не добившись своего, митрополит обличает опричников прилюдно: «Мы приносим жертву Господу чистую и бескровную за спасение людей, а за алтарем неповинно кровь льется христианская и люди напрасно умирают! Оклеветан и убит «Митрополит Филипп 1507-1569 и Малюта Скуратов». Неврев, 1898 Царь не ожидал от митрополита Филиппа столь твердого и публичного противостояния. Прилюдное осуждение невинных убийств, призыв к милосердию вызвали ярость. Царь отдает приказ схватить митрополита и отдать главу Русской церкви под суд. Архиерейские одежды были сорваны с митрополита Филиппа прямо в храме, во время богослужения, и заменены на рваную рясу. Некоторые иерархи противилось суду, а когда, под давлением царя, первоиерарха Русской Церкви митрополита Филиппа на основе клеветнических показаний все-таки признали виновным в «порочной жизни», они не позволили его сжечь, как было положено по канонам за такое преступление. Смертная казнь была заменена ссылкой в тверской Отроч монастырь. Но месть Ивана Грозного, не сумевшего добиться прилюдной казни для Филиппа, не замедлила. В монастырь тайно приехал опричник Малюта Скуратов-Бельский, личный убийца Ивана Грозного, и умертвил святителя. Мученика-митрополита сразу после его кончины народ почитал святым. В 1590 году мощи святителя Филиппа были перенесены из Тверского Отроча монастыря в Соловецкий, уже тогда было засвидетельствовано множество исцелений. А в 1652 году, приказом патриарха Никона и с большими торжествами, мощи прославленного Церковью митрополита Филиппа перенесли в Успенский собор Московского кремля. Царь Алексей Михайлович зачитал свою царскую грамоту, где каялся за родственника своего царя Ивана Грозного перед невинно пострадавшим митрополитом и испрашивал для него прощения и отпущения грехов.
Заслуги Малюты были оценены должным образом. Так началось его стремительное возвышение. В разгар казней Иван Грозный учредил в Александровской слободе свой «орден» - подобие монастыря. Сам царь — игумен, Афанасий Вяземский — келарь, Малюта — пономарь. Ранним утром царь с сыновьями Иваном и Федором влезал на колокольню, где их ждал пономарь. Они звонили в колокола, созывая прочих «иноков» в церковь. Служба продолжалась с небольшими перерывами с четырех до 10 часов утра. На тех, кто не являлся на моление, царь-игумен накладывал епитимьи. Вечерняя молитва с 8 до 9. Все службы царь пел сам. Примечательно, что в рассказе иноземных служителей опричнины Таубе и Крузе упоминаются только двое из 300 человек «братии» опричного «монастыря». Это обстоятельство свидетельствует об особой близости Малюты к царю. После богослужения царь шел в застенок, чтобы лично наблюдать за пытками. Видимо, и тут Малюта старался угодить царю. Иноземцы сообщают, что зрелище пыток доставляло царю утешение. Массовые расправы, затронувшие все слои населения, вызвали протест Церкви. В 1566 году митрополит Московский Афанасий демонстративно снял с себя сан и удалился в монастырь. Грозный предложил занять опустевшую кафедру Казанскому архиепископу Герману Полеву. Архиепископ Герман — выходец из Иосифо-Волоколамского монастыря, постриженики которого пользовались особым доверием государей. Они занимали самые ответственные кафедры. Однако с возникновением опричнины царь лишился поддержки старцев Иосифова монастыря. Об этом свидетельствуют документы. В частности, в летописях нашли отражение ежегодные поездки царя в монастырь. В сентябре 1564 года Иван Грозный побывал в Волоколамском монастыре в последний раз, и только в 1573 году, после упразднения опричнины, его приезды возобновляются. Не отмечено в этот период и вкладов царя в монастырь. Таким образом, в своих расчетах на поддержку архиепископа Германа царь ошибся. Владыка, будучи противником опричнины, пытался воздействовать на Ивана Грозного. Члены опричной Думы, оклеветав Владыку Германа, добились его изгнания с митрополичьего двора. Московскую кафедру по настоянию Грозного занял игумен Соловецкого монастыря Филипп из знатного боярского рода Колычевых. При этом царь, претендовавший на всю полноту власти, не только светской, но и духовной, уговорился с Владыкой, что тот не будет вступаться в дела опричнины. Однако недолго продолжалось молчание святого Владыки. В этот день царь со своей охраной отправился на богослужение в Успенский собор и подошел к митрополиту за благословением, но неожиданно получил отказ. Владыка стал обличать беззакония опричнины, говоря, что в стране льется невинная кровь, царь творит неправедные дела. Но Бог взыщет с него, а сам Владыка готов принять смерть за правое дело. Грозный пытался оправдаться, пожаловавшись на то, что против него восстали ближние. Однако митрополит не принял объяснений, заявив, что впредь не будет молчать. В ярости царь сказал: «Я был слишком мягок к тебе и твоим сообщникам». Немедленно было отдано распоряжение о захвате близких митрополиту старцев и его помощников, которых водили по городским улицам, в итоге забив насмерть. Царь устроил Соборный суд над митрополитом Филиппом. Нашлись лжесвидетели, которые обвинили Владыку в колдовстве. В ноябре 1568 года был вынесен приговор: пожизненное заточение. Митрополита Московского схватили прямо во время службы. В собор ворвались опричники во главе с боярином А. Басмановым и Малютой. Боярин объявил царский указ. Малюта сорвал с Владыки облачение. Сверженного митрополита бросили в простые сани и увезли из Кремля. По дороге его били метлами. В оковах святой митрополит содержался сначала в подвалах московских монастырей, а потом был отправлен в Тверской Отрочь монастырь. Архиепископ Герман Полев был в числе тех, кто подписал документ об избрании митрополита Филиппа на Московскую кафедру. Но до суда над святым Владыкой он не дожил сведения о его смерти противоречивы: то ли архиепископ Герман умер от моровой болезни, то ли был убит опричниками по приказу Ивана Грозного. Но вскоре и самого архиепископа Пимена обвинили в заговоре с земским боярином Василием Даниловым. Данилов возглавлял боярскую комиссию, которой Иван Грозный поручил управлять столицей после учреждения опричнины. Пытками Малюта Скуратов добился от Данилова признания, что в заговоре с ним состояли новгородские власти и жители Новгорода и Пскова. Обвиняли новгородцев в том, что они хотят перейти к польскому королю. Расправа над Даниловым не заставила себя ждать. В убийстве его участвовал сам Малюта. Характерно, что рассказывающий об этом деле итальянец Алессандро Гваньини называет Скуратова «командиром царских приспешников». Это было весной-летом 1569 года. А осенью, испытанный в пролитии высокородной крови, Малюта, показавший свою безоговорочную преданность и послушание царю, получил новое задание. На этот раз расправа ожидала князя Владимира Андреевича. Царь был разгневан на князя, подозревая его во всевозможных заговорах. Владимир Андреевич был сослан на службу в Нижний Новгород. То, что князь помог опричникам разгромить боярский «заговор» в земщине, не умилостивило царя, и не помешало Малюте начать розыск об измене самого Владимира Андреевича Старицкого. В итоге его обвинили в покушении на жизнь царя. В начале октября Владимир Андреевич был вызван в Александровскую слободу. Князь отправился в дорогу с княгиней и детьми. Он остановился, как ему было указано, неподалеку от слободы. Здесь Владимир Андреевич со свитой оказался в руках опричников во главе с Малютой и Грязным. Малюта не осмелился собственноручно пролить кровь ближайшего родственника царя. Князя, его супругу Евдокию, приходившуюся двоюродной сестрой беглому боярину Курбскому, и их 9-летнюю дочь Евдокию заставили выпить отравленное вино. Над остальными вволю поиздевались. Умерщвлены были три священника, дьяк, подьячий, двадцать слуг, а также несколько человек, невольно ставших свидетелями расправы. Главные же свидетели обвинения были уничтожены еще до окончания следствия. Через несколько дней царь велел привезти в Москву свою тетку — мать князя Владимира Андреевича. Княгиня Евдокия жила в Горицком монастыре на Белом озере. По дороге она и сопровождавшие ее инокини были умерщвлены по одним сведениям — утоплены в реке, по другим — уморены дымом. Убийство удельного князя, знатнее которого в России был только сам царь, много значило в судьбе Малюты. С одной стороны, это говорило о высокой степени доверия, которое Иван Грозный оказывал своему «холопу», а с другой стороны, лишало опричного палача возможности отступить, отказаться от своей кровавой службы. Такой шаг теперь грозил ему самому неминуемой гибелью. Дальше Скуратов-Бельский действовал, уже не останавливаясь ни перед чем. Эта его готовность во всем угодить царю, нашла отражение в народной былине, рассказывающей о том, как Иван Грозный во гневе приказывает казнить своего сына: А и все палачи испужалися, Что и все по Москве разбежалися; Един палач не пужается, Един злодей выступается — Малюта палач, сын Скуратович… Тем временем Малюте предстояло убить не просто высокородного, но и весьма авторитетного, хотя и низложенного митрополита Филиппа. Лишенный церковной власти и возможности влиять на ход событий, митрополит по-прежнему был угрозой для опричников.
Свт. Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец
- Все самое интересное в одном месте | Современник царя Иоанна Грозного, печальник о жертвах опричнины, митрополит-мученик предвосхитил подвиг российских новомучеников. |
Афанасий (митрополит Московский и всея Руси) | Это было тяжкое время опричнины. |
Информация | Все три раза митрополит якобы увещевал царя, чтоб он не «возмущал собственную державу» казнями и опричниной. |
11. Смерть митрополита. Правда Грозного царя | В наше время 24 мая, в день Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, празднуется День славянской письменности и культуры, что, несомненно, подчеркивает знаменательность этого выдающегося исторического события. |
Святитель Макарий, митрополит Московский | В это время митрополитом Московским был инок Чудова монастыря Афанасий. |