Подробнее о цветомузыкальном буме расскажем в новом выпуске рубрики «Назад в СССР». В СССР цветомузыка начиналась с добычи тиристоров.
Как Александр Скрябин открыл миру светомузыку
Она изготовила первую горящую вывеску в Советском Союзе, которую в 1932 году установили на воротах Таганского детского парка имени Н. Н. Прямикова. DJ LED световой прибор, Светомузыка, Светодиодный сценический Стробоскоп/Belsis / режим Sound Active/Для домашнего использования BM1115. Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки.
Светомузыка ссср - фото сборник
светомузыка Светомузыка в кадр не попала. 1:20 Светомузыка искра СССР на разных режимах с музыкой. Strangers By Night). История светомузыки как искусства. «Широкие каскады могучих звуков в сопровождении разноцветных ослепительных переливов света падали вниз, понижаясь и ослабевая, и меркли. Советская светомузыка СССР. Винтажная светомузыка из СССР!)) Известная всему поколению 80-х светомузыкальная приставка с частотным делением Светофон.
востановлена цветомузыка "электроника цму-61" 📹 Топ-6 видео
Некоторые из них были экспериментальными и так и не поступили в продажу. В «Яндекс Музее» можно познакомиться с единственной и самой полной экспозицией советских цветомузыкальных устройств. Её собрал инженер и коллекционер Роман Крылов. Все экспонаты работают в такт музыке и действуют по единому принципу разделения звукового спектра на три или четыре полосы: низкие частоты отражаются красным цветом, средние — зелёным или жёлтым, высокие — синим. Одни модели предназначались для концертов, другие — для домашнего использования: такие устройства можно было подключить к проигрывателю, электрофону или радиоле.
Инженеры, физики, художники, музыканты исследовали синестизию, эстетотерапию и благодаря развитию новых технологий создавали светомузыкальные инструменты. Основным центров подобных междисциплинарных экспериментов в СССР становится Казань и студенческое конструкторское бюро "Прометей" возглавояемое Булатом Галеевым.
Инженеры, физики, художники, музыканты исследовали синестизию, эстетотерапию и благодаря развитию новых технологий создавали светомузыкальные инструменты. Основным центров подобных междисциплинарных экспериментов в СССР становится Казань и студенческое конструкторское бюро "Прометей" возглавояемое Булатом Галеевым.
Жюри оценивало не только мелодии, которые ставили публики ди-джеи, но и сопровождающую светомузыку, всю организацию танцев. Получился живой и эмоциональный конкурс. Первое место на нем в итоге заняла дискотека «Сто друзей». Она устраивалась в Воронежском дворце культуры имени 50-летия Октября. Руководителем являлся В. Второе место заняла дискотека «Прометей-88». Ее устраивали в сельском Доме культуры Русской Гвоздевке Рамонского района.
Светомузыкальная установка "Светлана"
К примеру, в 1957-м правительство Хрущева резко подорвало свою легитимность решением о прекращении выплат по облигациям внутреннего займа ОВЗ до 1977-го. Население потеряло накопления, которые формировались десятилетиями. Об этом сообщал автор одной из статей сборника «Упущенный шанс или последний клапан? Благодаря такой заморозке вкладов часть добытых денежных ресурсов ушла на космическую программу.
Принципиальное отличие социалистического хозяйства от американского заключалось в том, что Штаты могли одновременно строить ракеты и поднимать уровень жизнь. СССР — нет!
Устройство предназначено для цветодинамического сопровождения речевых и музыкальных программ свето и цветовыми эффектами. Устройство "Электроника ЦМ-01" имеет выносные мощные лампы с фильтрами и предназначено для мест с большим количеством людей, также рассчитана на использование в домашних условиях.
Оно было предназначено для цветного сопровождения музыкальных программ от разных бытовых источников аудиосигнала. Аппарат имел режима работы, количество частотных каналов - 4. Устройство выпускалось в нескольких вариантах оформления, изменения также вносились в конструкцию и в схему.
В комплекте поставки входили один или два светоцветовых экрана двух типов, они назывались «Радуга» или «Фантазия». Электроника ЦМ-301 Данная модель производилась с 1983 года, она включала в себя электронный блок и демонстрационную установку, в состав которой входил перфорированный экран и освещающие его четыре светильника с фильтрами. Частотный диапазон для красного цвета был от 0 до 300 Гц, для зеленого - от 300 до 3000 Гц, для синего — свыше 3000 Гц. Желтый цвет был фоновым и работал от 0 до 300 Гц и выше 3000 Гц, а также при отсутствии полезного сигнала. Габариты устройства составляли 314 х 197 х 88 мм, масса — 6,5 килограмма. Оба устройства предназначались для динамического сопровождения музыкальных программ цветовыми эффектами. Разница была в том, что «Электроника ЦМ-01» имела выносные мощные лампы с фильтрами и должна была эксплуатироваться в общественных местах и больших аудиториях, а вот «Электроника ЦМ-02» имела небольшой экран и была рассчитана на использование в домашних условиях.
Как Вы, наверно, все помните во времена СССР были очень популярны цветомузыкальные устройства, проще говоря "цветомузыка"!
Практически все дискотеки в те времена сопровождались световыми и цветовыми спец эффектами которые выдавала "цветомузыка". Было такое "чудо" и у меня, даже целых два, не сразу конечно, но были… В "живом" виде не сохранилось ничего :- поэтому все фото и видео из интернета!
Светомузыка и космос. В Екатеринбурге стартовала выставка нетипичного СССР
светомузыка Светомузыка в кадр не попала. 1:20 Светомузыка искра СССР на разных режимах с музыкой. Радиотехника ХХ веки. Перейти к навигации Перейти к поиску. Цветомузыкальная приставка "Вечер" выпускалась с 1988 года Ереванским. Близость светомузыки к кинематографу, другому новому искусству, также связанному с техникой, обусловила возможность реализации светомузыки на киноэкране. Светофор ЭЦМУ 120-220 Электронная цветомузыкальная установка [Светомузыка СССР]Скачать.
Советские неоновые вывески: 8 историй о сохранившихся атрибутах прошлого
Некоторые так и не поступили в продажу Новости Идею цветомузыки ассоциирование музыки с цветом и светом сформулировали ещё в конце 19 века, её автором считается композитор Александр Скрябин. Среди вдохновившихся этой задумкой были и советские инженеры, благодаря которым с конца 1970-х до начала 1990-х в СССР развивалась целая индустрия цветомузыкальной аппаратуры, насчитывающая свыше 70 серийно производящихся моделей. Инженер и коллекционер Роман Крылов собрал самую полную коллекцию таких устройств, а Яндекс Музей показывает её у себя: часть экспонатов в Москве, а часть — в Санкт-Петербурге.
Степень открывания симистора зависит от сигнала на входе соответствующего канала. Конденсаторы С19-С22 служат для подавления импульсных помех, которые возникают при работе симисторов. Поговорим о деталях. Однако использовать уже разработанную печатную плату в этом случае не получится. Размеры печатной платы 90х90 мм. Последующие цифры маркировки отображают максимальный ток и напряжение полупроводникового прибора.
При нагрузке до 200 Вт симисторы могут работать без радиаторов. При установке на радиаторы допустимый ток нагрузки составляет 8-12 А, в зависимости от модели, что позволяет подключить лампы общей мощностью до 1,5-2,3 кВт. Если симисторы монтируются на общий радиатор, их необходимо крепить через специальные изолирующие прокладки из слюды. Предохранитель F1 выбирается в зависимости от мощности нагрузки. При использовании ламп мощностью до 100 Вт его наминал составит 2-3 А. При нагрузке 200 Вт подойдет предохранитель на 4-5 А. При увеличении нагрузки потребуется еще больший номинал предохранителя. При использовании ламп мощностью 200 Вт и более дорожки, которые подходят к аноду и катоду симистора, нужно усилить, напаяв на них кусочки одножильного провода.
Для питания схемы подойдет почти любой источник постоянного напряжения 12 В. При подключении для настройки нужно проконтролировать, чтобы под платой не оказалось никаких токопроводящих предметов. Вся часть схемы, которая изображена справа от выхода оптопары, находится под опасным напряжением 220 В и касаться ее элементов руками недопустимо. Рассматриваемое устройство продается в виде конструктора, в состав которого входят печатные платы и прочие комплектующие элементы. Смотрите в следующем видео, как работает светомузыка на практике. На мой взгляд, лампочки моргают резковато, так как в схеме не предусмотрена компрессия входного сигнала, и динамический диапазон свечения ламп не соответствует музыке. К сожалению, их схемы сохранились в низком качестве и не везде удается прочитать номиналы элементов. Однако в части активных фильтров, следующих за ними компараторов, схем питания и синхронизации управления тиристорами они практически одинаковые.
Элементная база всех устройств также мало отличается. Переменные резисторы — на 10 кОм. Высокочастотные трансформаторы — МИТ-4В. Таким образом, можно прочитать любую схему. Входной каскад устройства построен на полевом транзисторе КП103Е, что позволяет подавать на вход стереосигнал через разделительные резисторы R1,R2 сопротивлением 240 кОм. Далее сигнал поступает на вход усилителя на операционном усилителе ОУ A2. Чтобы обеспечить компрессию входного сигнала, в обратной связи ОУ включен полевой транзистор VT2. Звуковой сигнал имеет более широкий динамический диапазон по сравнению с диапазоном свечения ламп накаливания.
В результате сжатия входного сигнала лампы меняют яркость свечения как при слабом, так и при сильном звуке. Сверху вниз по схеме расположены каналы высоких, средних и низких частот, соответственно зеленого, желтого и красного цвета ламп. Далее рассмотрим работу высокочастотного канала. Сигнал с выхода фильтра на А4 выпрямляется диодом и конденсатором и подается на неинвертирующий вход компаратора А6 через переменный резистор. Упомянутый элемент позволяет регулировать чувствительность канала. При этом на инвертирующий вход компаратора подключен второй переменный резистор, с помощью которого можно регулировать напряжение смещения компаратора, а в итоге устанавливать начальную яркость свечения ламп соответствующего цвета. Кроме того, на инвертирующие входы всех компараторов подается через разделительные резисторы 750 кОм общий сигнал синхронизации с формирователя импульсов на транзисторе КТ315Б, который управляется пульсирующим напряжением с диодного моста. Таким образом, на выходе компаратора появляется пульсирующий сигнал, синхронизированный с сетью 220 В.
С выхода компараторов сигнал поступает на базы транзисторов КТ315Б, которые выполняют роль модуляторов. Питание на коллекторы этих транзисторов поступает с мультивибратора VT13- VT14, который вырабатывает высокочастотный сигнал, который пройдет через импульсные трансформаторы. В итоге на выходе модуляторов формируются пачки высокочастотных импульсов, синхронизированных с сетью. С коллекторов модулирующих транзисторов сигналы поступают на базы транзисторов КТ503Б, в коллекторные цепи которых включены импульсные трансформаторы. Выходы трансформаторов подключены к управляющим цепям тиристоров через диоды, которые ограничивают обратные выбросы индуктивностей.
Нужны лишь энтузиазм, фантазия, да образное видение художника. Сейчас же, судя по редакционной почте журнала, радиолюбители, увлекающиеся цветомузыкой, в подавляющем большинстве строят автоматы, причём чаще всего самые примитивные трёхканальные «мигалки». Строят, затрачивая время, средства и материалы, строят, надеясь увидеть художественное цветовоспроизведение музыкального содержания исходной пьесы. И что же видят? В итоге — разочарование в своей установке, которое нередко распространяют и на цветомузыку в целом.
Иными словами, автоматы не только не в состоянии привнести что-либо существенное в решение вопросов творческой цветомузыки, но, напротив, просто дискредитируют её как вид искусства. Отсюда следует, что автоматические устройства незаслуженно носят название цветомузыкальных и на самом деле предназначены для выполнения иных — декоративных — функций. Поэтому, видимо, следует поставить под сомнение и целесообразность рассмотрения вопросов декоративных и прикладных устройств на будущих конференциях по цветомузыке это, кстати, позволило бы разгрузить и без того обычно слишком напряжённую программу их работы. Как следует из материалов школы, автоматические и им подобные цветозвуковые устройства получили широкое распространение в быту, на производстве и в науке. Кроме основного первоначального назначении — украшения интерьера квартир, дискотек и других помещений, декоративного оформления открытых площадок, новогодних ёлок, фонтанов и т. Не имея возможности рассказать здесь о всех этих устройствах, остановимся кратко лишь на одной из разработок С КБ «Прометей». Известно, что космонавт, находясь в одиночестве в течение длительного времени на борту космического объекта, наряду с другими трудностями своей работы, испытывает специфическое «сенсорное голодание» от англ. В сходных условиях — но уже на Земле — оказываются операторы сложных автоматизированных систем, подолгу работающие в обособленных пультовых помещениях. Для борьбы с «сенсорным голодом» можно использовать индикатор, подобный обычному светоцветовому автомату с формообразованием. Такое устройство выполняет функции не только активного «утолителя сенсорного голода» и «генератора настроения», но одновременно и сигнализатора состояния контролируемого объекта.
Информация об аварийной ситуации выводится на экран индикатора в виде символа конкретной ситуации. При пожаре, например, на экране возникает ярко-красное изображение огня, а музыку постепенно вытесняет гул пламени. Такой характер вывода сигнала аварийного режима, как показывают исследования, позволяет оператору быстрее и вернее оценить действительную ситуацию на объекте и быстрее принять оптимальное решение. Всё чаще цветозвуковые устройства применяют на производстве для снятия зрительного, слухового или нервного утомления работников. Для этого организуют специальные кабинеты релаксации. Решение интерьера кабинета подчинено стремлению вызывать у посетителей положительные эмоции, благотворно влияющие на нервную систему, повышающие умственную и физическую работоспособность. Оснащение кабинета позволяет создавать в кабинете изменяемый цветовой и звуковой климат, изображения и звуки окружающей природы. Программы релаксации могут содержать элементы аутогенной тренировки самовнушения. Продолжительность сеансов — около 8 минут. По мнению врачей-психотерапевтов, программы релаксации, построенные на основе методов эстетотерапии , с применением цветозвуковых устройств, являются эффективным средством профилактики неврозов.
На школе, по уже сложившейся традиции, были продемонстрированы в работе новые конструкции различных цветозвуковых устройств. К сожалению, среди них не было ни одного, которое можно было бы отнести к подлинно цветомузыкальным.
Первое место на нем в итоге заняла дискотека «Сто друзей». Она устраивалась в Воронежском дворце культуры имени 50-летия Октября.
Руководителем являлся В. Второе место заняла дискотека «Прометей-88». Ее устраивали в сельском Доме культуры Русской Гвоздевке Рамонского района. Интересно, что сейчас мода на дискотеки образца 80-х годов давно прошла.
Точно так же больше нет ДК 50-летия Октября, который в народе окрестили «Полтинником».
Свет и музыка!
Отличительная черта светомузыки ссср заключается в том, что прибор способен создать потрясающее световое шоу, которое погружает в атмосферу праздника и веселья. Видимо именно у советского человека была сильнее всего тяга к светлому и прекрасному. Во времена СССР огромное внимание уделялось развитию радиовещания в стране и в итоге вся территория огромной страны была покрыта сетью радиовещательных станций. Источник светомузыки.
Светомузыка времён СССР
Каждый блок имеет кабель длинной 6,4 м. Вариант установки блоков светильников — настольный. Предусматривается возможность регулировки угла наклона корпусов светильников с использованием двух декоративных винтов. Принцип действия основан на частотном разделении входного сигнала на 3 поддиапазона НЧ, СЧ , ВЧ и преобразования электрической энергии в световую, а также на преобразовании величины амплитуды частотного входного сигнала в световую энергию.
Многим запомнилось представление под открытым небом "Волшебный сад" во время Сабантуя в июне 1991 года, когда на деревьях сквера между оперным театром и Казанским университетом в многоканальной записи воспроизводилась пространственная полифония экзотических птиц с синхронными световыми эффектами, а на стену университетской высотки проецировались мультипликационные картины лазерной компьютерной графики. Коллективом "Прометея" в Казани было организовано 15 всесоюзных и всероссийских конференций "Свет и музыка". За годы работы в НИИ Булат Галлеев исследовал проблемы синтеза искусств в эпоху НТР, истории светомузыки, абстрактного кино, светозвуковой сценографии, методики использования аудиовизуальных средств в инженерной и космической психологии. Разработал "периодическую систему искусств", позволяющую прогнозировать развитие этой системы в будущем. Булат Галеев - автор около 20 изобретений, автор книг по современному искусству и около пятисот статей, посвященных проблеме синтеза искусств, в отечественных и зарубежных изданиях. Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент АН РТ, доктор философских наук, профессор. Председатель научного совета по теории искусства АН РТ, член международного общества "Искусство, наука, техника".
Было такое "чудо" и у меня, даже целых два, не сразу конечно, но были… В "живом" виде не сохранилось ничего :- поэтому все фото и видео из интернета! Советская промышленность выпускала очень большой ассортимент музыкальных устройств! Самая первая моя "цветомузыка" — Электроника ЦМ-01 работала от микрофона встроенного в блок управления!
Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов чёрного оно получает призвук человеческой печали. Все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа. По убеждению Матюшина «цветное зрение» влияет на восприятие звука. Например, красный цвет вызывает ощущение понижения звука, синий цвет тот же звук «повышает», и наоборот: высокие звуки вызывают «похолодание цвета», низкие — «потепление». Вместо слова «живопись» Матюшин использовал термин «цветопись» [9]. Связь между слухом и зрением исследовал российский физик Петр Петрович Лазарев 1878—1942. Американский художник-мультипликатор Уолт Дисней предложил в полнометражном анимационном фильме «Фантазия» 1940 собственное решение, основанное на ассоциативной связи музыки и движения фигур. Режиссер С. Эйзенштейн поставил в 1940 году оперы Вагнера со светомузыкой. Литовский живописец и композитор Микалоюс Чюрлёнис 1875—1911 пытался разрешить идею синтеза живописи и музыки не механистически, а комплементарно. Он создавал отдельные сюиты в музыке и живописи, настроения которых разными средствами вызывали схожие представления. Следовательно их синхронная гармонизация невозможна. В оптике действует принцип аддитивного слагательного смешения длин световых волн. Живописец использует противоположный — субтрактивный вычитательный способ смешения цветов, основанный на различиях степени отражающей способности окрашенной поверхности когда один цвет частично поглощается, а другой в большей степени отражается поверхностью. Другими словами живописец имеет дело не с потоками света непосредственно, а с красками, имеющими собственные физические и химические характеристики. Именно поэтому оптическое смешение дополнительных цветов даёт белый тон, а аналогичное смешение красок — грязно-серый. К тому же музыка по своей природе более абстрагирована от предметного содержания, а живопись, даже абстрактная, ближе к предметному миру, её зрительное восприятие в значительной степени обусловлено опытом поведения человека в пространственно-предметной среде [10]. Цветомузыкальное искусство возможно не на художественном, а только на эстетическом уровне, оно может оказывать возбуждающее либо успокаивающее действие, но не способно создавать целостные художественные образы. Поэтому закономерно, что в 1950—1970-х гг. Интерес к светомузыкальной технике поддерживался на «низовом» уровне в области молодёжной субкультуры, в частности в рок-музыке. Особенно выделяется опыт цветомузыкального представления Жана-Мишель Жарра в Москве. Он расположил на здании Университета колоссальные светомузыкальные установки и произвел с их помощью потрясающие эффекты. С развитием радиоэлектронной техники музыканты стали использовать синтезаторы звука и света и устраивать грандиозные свето-музыкальные лазерные шоу. В АСМУ используются автоматические алгоритмы для преобразования музыки в световые эффекты. В 1970-е годы , с развитием электроники и удешевлением её элементной базы, широкому внедрению в концертную деятельность профессионального светового оборудования что особенно можно проследить на примере поп - и рок -концертов , интерес к светомузыкальной технике возродился на «низовом» уровне. Возможность за приемлемую цену получить «домашнюю» светомузыку привело в 1970-х годах к всплеску популярности бытовых автоматических СДУ на 3—6 каналов как для квартиры, так и дискотеки. Хотя большинство таких установок и было примитивными, сам факт явления представляет определённый интерес. К концу 1980-х годов волна интереса к этому спала, в течение последующих десятилетий оставаясь на довольно низком уровне. В 1970-е годы проводились исследования воздействия цветомузыки на космонавтов в условиях длительного космического полёта. В частности, Киевской киностудией имени А. Довженко и Институтом медико-биологических проблем создаётся прибор цветовариатор, с экрана которого записываются цветомузыкальные фильмы для просмотра космонавтами [12] [13]. В 1980-е годы на сцене появляются целые школы цветомузыки в России и за рубежом. Многие эксперименты со светомузыкой были сделаны в электронной студии француза П. Булеза одно из своих сочинений этот автор представил очень оригинальным способом: звук передавался в зал по расставленным вокруг зрительного зала динамикам, а также световым установкам; при этом создавался поразительный синтез пространственно-световых ощущений. Пионером новейшей светомузыки считается Б. Галеев — философ и педагог, с 1991 года — профессор Казанской консерватории. В 1994 году он возглавил НИИ экспериментальной эстетики «Прометей». Он был режиссером многих экспериментальных светомузыкальных постановок, вел учебный курс «Музыка в системе искусств».
История светомузыки в СССР
Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня. 10 онлайн которое загрузил Вован Утилизатор 09 июня 2020 длительностью 00 ч 04 мин 08 сек в хорошем. Спустя десятки лет советские инженеры смогли воплотить его идею и построить целую индустрию — среди молодёжи 80-х зародилась мода на самодельную цветомузыкальную. В 1964 году советские инженеры разработали интересную радиолу "Гамма". Спустя десятки лет советские инженеры смогли воплотить его идею и построить целую индустрию — среди молодёжи 80-х зародилась мода на самодельную цветомузыкальную.
Как Александр Скрябин открыл миру светомузыку
Цветомузыка была и в СССР: в Яндекс Музее собрали ностальгическую коллекцию устройств | результаты поиска лотов на по запросу «цветомузыка ссср» в категории Главная. |
Светомузыка и космос. В Екатеринбурге стартовала выставка нетипичного СССР | Советская светомузыка, б/у, в наличии. |
Цветомузыка ссср фото | Советские дискотеки Последние годы существования СССР были замечательным и удивительным временем. |
Как это было… Цветомузыкальные устройства в СССР | Источник светомузыки. |
История СКБ «Прометей» | Казань, 2010; Светомузыка в России и в СССР: Библиографический указатель. |
Топ 8 советской цветомузыки
Цветомузыка ссср купить | Светомузыкальная установка "Светлана" состоит из шести функциональных блоков: усилителя, цветоанализатора, питания, мультивибраторов, "паузы" и ВОУ (рис. 1). Блок-схема устройства. |
Светомузыка сто лет назад: dombusin — LiveJournal | Между тем некоторые авторы пользуются термином «светомузыка», который мы сохраняем в этой статье в необходимых случаях]. |
Цветомузыка СССР | - Мониторинг объявлений | результаты поиска лотов на по запросу «цветомузыка ссср» в категории Главная. |
Светомузыка ссср | Strangers By Night). |
Цветомузыка была и в СССР: в Яндекс Музее собрали ностальгическую коллекцию устройств
Этот небольшой коллектив отважно взял на себя многотрудную роль лидера цветомузыкального движения в стране. На счету КБ большое число конструкций цветомузыкальных устройств самого различного назначения, многие из которых экспонировались на выставках в нашей стране и за рубежом. По крайней мере, половина всех отечественных книг по вопросам синтеза музыки и света написаны сотрудниками КБ или изданы при их участии. В содружестве с казанской киностудией было снято несколько экспериментальных кинофильмов, в том числе первая в стране прокатная цветомузыкальная лента «Маленький триптих» не музыку Г. По инициативе КБ «Прометей» в Казани были проведены три всесоюзных конференции «Свет и музыка» в 1967, 1969 и 1975 годах , а в 1979 году создан первый в стране музей светомузыки [Примечание редакции. Терминология в этой области ещё окончательно не установилась. Поскольку этот вид искусства имеет дело именно с цветовой категорией света, в наших публикациях мы придерживаемся термина «цветомузыка».
Между тем некоторые авторы пользуются термином «светомузыка» , который мы сохраняем в этой статье в необходимых случаях]. Помимо основного назначения, вытекающего из самого её названия, школа должна была подвести общий итог работы над проблемой создания цветомузыки за период, прошедший с III Всесоюзной конференции, критически оценить состояние проблемы, выработать наиболее перспективные направления дальнейшего её развития. Сделать это было совершенно необходимо, так как, по мнению многих, нынешнее положение дела в цветомузыке, к сожалению, трудно признать удовлетворительным. В высказываниях многих слушателей, да и в местной городской молодёжной печати, был поставлен ряд острых вопросов о парадоксах нового искусства. Главный из них, видимо, в том, что на фоне имеющейся на сегодня достаточно глубокой проработки философско-эстетической стороны проблемы крайне слабо выглядит практика — имеется в виду малое число действующих установок, работающих «на публику». Если не считать постоянно в течение вот уже 10 лет работающего в летнее время Зала цветомузыки в Харьковском городском парке художественный руководитель и исполнитель цветовой партии Ю.
Правдюк , можно сказать, что в стране практически нет подобных регулярно работающих залов. Отметим, кстати, отсутствие до сих пор подобного зала в Казани. Совершенно очевидной в такой ситуации казалась необходимость собрать, тщательно проанализировать и обсудить с участниками школы опыт работы Ю. Правдюка, деятельность которого неизменно получает высокую оценку харьковчан и гостей города. Как ни странно, этого сделано не было. Другой неожиданностью следует считать поразительно широкое распространение всякого рода автоматических установок и приставок, в подавляющем большинстве работающих по принципу простого частотного разделения каналов.
Если раньше такие устройства конструировали сами радиолюбители, то сейчас за их производство взялась промышленность — уже можно насчитать с десяток моделей автоматических устройств, выпускаемых в большем или меньшем количестве заводами в различных городах страны. Однако удивляет не столько сам факт такой «эпидемии», сколько то, что многие склонны называть эти устройства действительно цветомузыкальными и простодушно ожидать от них художественного преобразования музыкальных образов в цветовые. Не требуется больших усилий, чтобы показать тщетность таких ожиданий. Одной из частных практических задач цветомузыки, решать которую, судя по всему, как раз и доверили автоматическим устройствам или, как их часто для краткости называют, автоматам , является стремление усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателя. Достигнуть этого можно, если предоставить слушателю наряду со звуковой ещё и световую точнее, цветовую информацию о том же предмете. Разумеется, обе эти составляющие должны быть построены по законам искусства, тематически и образно связанными.
Тогда они будут восприниматься как единое художественное целое. Что же делают автоматы?
Реальной «музыкой для глаз» стали балетные спектакли в знаменитых «Русских сезонах», где «видимая мелодия» танцевального жеста и изысканная декорационная живопись дополнялись выразительным воздействием электрического света, заполнившего театральные сцены с начала XX в. Именно сцена музыкального театра стала местом первых практических экспериментов в области светомузыкального синтеза исполнения «Прометея» со светом в Большом театре — 1917 и 1918 гг. Баранов-Россинэ; для сцены были написаны светомузыкальные произведения «Счастливая рука» А. Шёнберга, «Нонет» В.
Развитие техники световой проекции позволяло осуществлять усложняющиеся замыслы музыкантов и художников. В последующие годы активно работали у нас в стране Л. Термен, Г. Гидони, П. Кондрацкий, а за рубежом — венгр А. Ласло, американец Т.
Уилфред, англичанин Ф. Бентам, представители школы «Баухауз» в Германии. Близость светомузыки к кинематографу, другому новому искусству, также связанному с техникой, обусловила возможность реализации светомузыки на киноэкране. Снимались оригинальные мультипликационные фильмы «видимой музыки». При всей своей привлекательности все эти одиночные опыты не стали достоянием широкой аудитории. Большой размах творческие поиски в области светомузыки приобрели в послевоенное время.
Спустя десятки лет советские инженеры смогли воплотить его идею и построить целую индустрию — среди молодёжи 80-х зародилась мода на самодельную цветомузыкальную аппаратуру. В те годы в СССР серийно производилось более 70 устройств. Некоторые из них были экспериментальными и так и не поступили в продажу. В «Яндекс Музее» можно познакомиться с единственной и самой полной экспозицией советских цветомузыкальных устройств. Её собрал инженер и коллекционер Роман Крылов.
Рождественские Москвичам рассказали о связанных с Рождеством экспонатах в музеях столицы 07. Какофония или дорога в мир будущего? Александру Скрябину — 150 06.
Александру Скрябину — 150 Первый международный фестиваль имени Скрябина открылся в день 150-летия композитора 06.