Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов.
Процесс воссоединения Украины с Россией
Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией. ** Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе ре. Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. С намерением воссоединения Украины с Россией 22 марта 1654 года в Москву прибыло Посольство от Запорожского казачьего войска. Переяславская Рада переломила ход истории и поставила крест на идее создания Великой Польши. В результате, присоединение Украины к России стоило русским не только добрососедских отношений с Польшей, но и целой армии, которая была уничтожена из-за предательства Юрия Хмельницкого.
Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
В правление Алексея Михайловича в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией. Воссоединение Украины с Россией при Богдане Хмельницком: предпосылки. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году.
Процесс воссоединения Украины с Россией
Ему были подчинены различные рады и реестровые войска, шведские войска и полки, находившиеся в условиях войн и битв. Состав и структура вооруженных сил были ориентированы на защиту интересов государства. Экономическое влияние Воссоединение имело значительное влияние на экономическую сферу. Украинские территории, включенные в российское государство, обладали богатыми запасами природных ресурсов, таких как золото, серебро и соль.
Это позволило значительно расширить экономические возможности России и способствовало его экономическому росту. Также воссоединение создало благоприятные условия для развития торговли и культурного обмена между Украиной и Россией. Взаимный обмен товарами и благами способствовал развитию и укреплению экономических связей между обоими странами.
Украина и Россия приняли и преобразили другие взаимные обычаи и традиции, создавая уникальное культурное наследие. Влияние российской культуры на Украину было настолько значительным, что сегодня многие аспекты украинского национального характера и культуры имеют русские корни. Этот культурный обмен продолжается и сегодня, глубоко прочерчивая связь и взаимопонимание между двуми народами.
Оно привело к росту экономического потенциала, стабильному политическому развитию и созданию уникального культурного наследия. Этот исторический процесс продолжает оставаться важным элементом взаимоотношений между Украиной и Россией. Одним из главных участников этого процесса был богдан Хмельницкий, который возглавил восстание против польской власти и привел украинский народ к своему освобождению.
Предпосылки к религиозному присоединению Украины к Российскому государству возникли во время войны в 1654-1655 годах. В это время воины под командованием богдана Хмельницкого провели ряд успешных сражений с польскими войсками. В январе 1654 года был подписан договор, в соответствии с которым Украина присоединялась к Российскому государству.
Официальная церква поверила в историческое предназначение и возможность восприятия собором в Крещении Русской земли. Присоединение Украины к России стало следствием ее исторического места в процессе формирования и развития восточно-славянских народов и территорий. Этот процесс был главным выбором простых людей и земских соборов.
Главные проблемы и препятствия возникли по пути воссоединения Украины с Россией в религиозном и политическом аспекте. Во-первых, была противоречивая позиция главных церковных и политических деятелей, которые не всегда поддерживали религиозное присоединение Украины к России. Во-вторых, существовала оппозиция со стороны Польши, которая также преследовала свои интересы на территории Украины.
Религиозные предпосылки воссоединения Украины с Россией имели свои особенности. Во-первых, отношение православных и униатов к вопросу присоединения к России было различным. Против Богдана Хмельницкого выступили церковные деятели, на которых оказывала влияние Польша.
Во-вторых, присоединение Украины к России было неразрывно связано с социально-экономическими взаимоотношениями и влиянием политической власти. Богдан Хмельницкий и его сторонники боролись за русскую православную веру и присоединение Украины к Российскому государству. В результате множества битв и стечений обстоятельств они смогли одержать победу.
В «малороссийский договор» от 2 июня 1654 года были заложены основы присоединения Украины к России. Третье Жигульское соборное собрание, состоявшееся в Январе-Феврале 1654 года, определило интересы и позицию украинской интеллигенции и духовенства. Они приняли решение о признании царской власти и присоединении Украины к России.
В итоге официальное присоединение Украины к Российскому государству произошло только через более чем столетий. Перед этим процессом стояли многочисленные проблемы, между которыми главное место занимали интересы Польши и крымского ханства. Религиозные аспекты воссоединения стали ключевым фактором в этом процессе, определяющим их ход и результаты.
Эта территория, расположенная на полуострове Крым, служила важным ручьем для развития торговли между Украиной и Россией, а также для контактов между казаками и российскими войсками.
Союз с Турцией Чем дольше шли боевые действия, тем больше Хмельницкий, старшины и народные массы убеждались, что исключительно своими силами без чужой помощи Украина не сможет освободиться от власти шляхетской Польши. Могущественных соседей, готовых противостоять Речи Посполитой, было всего двое: Российское государство на востоке и Османская империя на юге. У Хмельницкого выбор был небольшой: или вхождение Украины в состав России, или признание вассальной зависимости от Турции.
Первоначально претендентом на роль покровителя Украины стал турецкий султан, который имел достаточно сил, чтобы противостоять посягательствам Польши в Украине. Между Хмельницким и правительством султана велись соответствующие переговоры. В 1651 году Оттоманская Порта заявила, что принимает Войско Запорожское в качестве вассалов. На деле реальная помощь турецкого султана ограничивалась только тем, что в боях участвовали крымские татары, столетия враждовавшие с запорожцами.
Они оставались очень ненадежными союзниками и своим предательским поведением, грабежами и уводом населения в неволю приносили больше бед, чем пользы украинцам. Обращение за помощью к России Союз с Османской империей фактически так и не состоялся. Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми.
В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам - россиянам. Изначально Россия не спешила ввязываться в полномасштабную войну с сильным Польско-Литовским королевством. Но лидер украинцев все шесть лет убеждал царя оказать помощь, добиваясь включения Российского государства в войну со шляхетской Польшей. Хмельницкий перед московскими послами подчеркивал важность совместной защиты единой для братских народов православной веры, своими победами развенчивал преувеличенные представления о силе Речи Посполитой, отмечал большие преимущества, которые будет иметь воссоединение Украины с Россией.
Выжидательная позиция России В Москве понимали важность союза с Украиной: Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад.
В 1652 году, проведя реорганизацию воска, гетман начал новую военную компанию, а в 1653 году снова обратился за помощью в Москву. Хмельницкий, понимая, что Москва опять может затянуть рассмотрение вопроса об объединении и помощи, решил ее «поторопить», отправив к царю вслед за основным посольством своего доверенного Л. Последний должен был предупредить царя том, что гетман всерьез рассматривает предложение о помощи от турецкого султана.
Расчет был таким: союз запорожцев и осман не выгоден Москве, царь, не желая его, примет предложение Б. Хмельницкого и окажет помощь. Именно это и произошло. План Романова Москва, которая в 1651 году уже рассматривала вопрос о присоединении Малороссии, не смогла проигнорировать новое обращение.
Земцы, выслушав посланников гетмана, войскового старшину Г. Гуляницина и войскового писаря И. Выговского, приняли решение «черкес принять». В сентябре в Москву приехал доверенный гетмана Л.
Капуста, который попросил у царя войско для борьбы с поляками.
Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Московскому Царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати.
А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять… Переяславская рада Памятный знак на памятнике Льву Николаевичу Толстому, сделанному скульптором Г. Новокрещёновой в 1958 году. От писателей Украины к писателям России в ознаменование 300-летней годовщины объединения двух стран После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 18 января 1654 г. Основная статья: Переяславская рада Переяславский договор После отъезда из Переяслава царской делегации во главе с Бутурлиным казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя.
В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов Мартовский статьи , который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [2]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, состоявший из 23-х статей, заключавших права достаточно широкой автономии. Эти условия упоминаются в истории как «Мартовские статьи», «Статьи Богдана Хмельницкого», «Переяславские статьи». Почти все просьбы были удовлетворены царем и Земским Собором 27 марта 1654 год , о чем были составлены соответствующие документы. Последствия Что получили малороссийские «черкасы»?
По «мартовским статьям», Украина включалась в состав Русского государства. Украинская местная администрация признавалась органом Русского государства и выполняла распоряжения царского правительства. Царь осуществлял свою власть на Украине при помощи гетмана, воевод, полковников и других представителей местной власти. Гетман сохранял свою административную власть и был зависим от царя. Из Москвы русское правительство прислало гетману булаву и другие знаки достоинства, а также печать с надписью: «Печать царского величества Малои Росии войска запорожского» [5]. Согласно «мартовским статьям», украинская казацкая старшина, шляхта и духовенство сохраняли право владения наследственными землями, а городское население — права самоуправления Магдебургское право [5]. Малороссы получили от Москвы все, что они просили.
Казачеству предоставлено было все, о чем оно «било челом».
Воссоединение Украины с Россией в 17 веке или присоединение
- Присоединение Украины к России, освобождение от Польши. Андрусовское перемирие
- Новости России, СНГ и мира - ИА REGNUM
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Воссоединение Украины с Россией в XVII веке
- § 3. Воссоединение Украины с Россией
- ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Переяславская рада в кривом зеркале национализма —«Украинство...» Глава XXI
Крым был подарен Украине Хрущевым в 1954 году по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией. В результате, присоединение Украины к России стоило русским не только добрососедских отношений с Польшей, но и целой армии, которая была уничтожена из-за предательства Юрия Хмельницкого. Воссоединение с Украиной стало важнейшей внешнеполитической акцией Российского государства. Большая часть Украины в первой половине XVII века входила в состав Речи Посполитой. Территория Украины в XVII столетии находилось под властью Речи Посполитой.
Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад
Хозяйство вели в основном женщины, а казаки «охотились за добычей» в чужих пределах, бражничали, ловили рыбу, торговали, ходили с поляками в походы, так как были занесены в реестр т. Между тем в идею равноправия в рамках автономии верили немногие. Уже в первые годы войны в Украине, да и в Польше, распространялись слухи, что Хмельницкий хочет восстановить некое «древнерусское» или создать новое княжество. Он титулует себя «князем Руси». Казаки хотят основать независимое государство. Чем дольше шли боевые действия, тем больше Хмельницкий, старшины и народные массы убеждались, что исключительно своими силами без чужой помощи Украина не сможет освободиться от власти шляхетской Польши. Могущественных соседей, готовых противостоять Речи Посполитой, было всего двое: Российское государство на востоке и Османская империя на юге. У Хмельницкого выбор был небольшой: или вхождение Украины в состав России, или признание вассальной зависимости от Турции. Союз с Османской империей фактически так и не состоялся. Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости.
Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми. В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам — россиянам. Стратегический союз, прежде всего, открывал путь на юг вплоть до Черного моря и на запад. Он ослаблял Польшу. Разрушал возможный союз Запорожской Сечи с Турцией. Усиливал государство вступлением под российские знамена трехсоттысячного казацкого войска. Впрочем, длительное время из-за сложных внутренних и внешних обстоятельств, а также в расчете на ослабление обеих воюющих сторон — Польши и Украины — царское правительство занимало выжидательную позицию. Помощь ограничивалась отправкой в Украину хлеба и соли, разрешением Украинцам переселяться на окраинные земли, обменом посольствами. Связи между Богданом Хмельницким и российским правительством оживились в 1652-1653 годах, в последние годы освободительной войны.
Почти непрерывно шли посольства из Украины в Москву и из Москвы в Украину. В январе 1652 года Хмельницкий направил в российскую столицу своего посланца Ивана Искру. Искра в посольском приказе заявил, что гетман и все войско запорожское желают, чтобы «царское величество принял их на свою сторону». В декабре 1652-го и январе 1653 года в Москве проводил переговоры Самойло Зарудный с товарищами. Зарудный говорил, чтобы царь «велел их приняти под свою государеву Высокую руку». Царское правительство также отправляло послов к Богдану Хмельницкому, в частности в конце мая 1653-го выехали в Чигирин А. Матвеев и И. Воссоединение Украины с Россией в веке или присоединение, Воссоединение?
Одним из регионов национального сепаратизма стала Украина. Точнее регион, который стали называть Украиной после Февральской революции, ибо до революции его в России называли Малороссией, а проживающих в ней жителей называли малороссами, понимая под ними этническую ветвь русского народа. Хотя идею украинского этноса продвигала националистическая интеллигенция ещё до революционных событий 1917 года. Украинство зародилось искусственно в середине ХIХ века в среде украинской националистической интеллигенции и постепенно вводилось ею в широкий оборот. С падением монархии в России национальная интеллигенция, осознав, что отныне у неё развязаны руки, стала активно пропагандировать среди малороссов идею, что на самом деле они вовсе не русские и не малороссы, а украинцы, то есть отдельная нация. Надо признать, эта идея малороссам особенно в западных губерниях, пришлась по душе, и западенцы почти сразу прониклись ею и всё чаще и чаще стали называть себя украинцами. В марте 1917 года в Киеве украинскими националистами было объявлено об учреждении украинской Центральной рады. Сначала это была просто некая аморфная негосударственная организация, состоящая из украинских общественных и политических деятелей, поставивших перед собой цель решить дальнейшую судьбу Малороссии. В 1917 году в Малороссию входила вся территория нынешней центральной Украины. В апреле 1917 года украинские националисты провели Всеукраинский национальный съезд, на котором признали Украинскую центральную раду и она приобрела государственный статус общеукраинского органа представительной власти, координирующего развитие украинского национального движения. Получив власть первая Центральная рада в одностороннем порядке признала национально-территориальную автономию Украины в составе России и стала вести переговоры с Временным правительством России об официальном признании украинской автономии. Переговоры не успели ни к чему привести, поскольку в октябре 1917 года Временное правительство в России было свергнуто большевиками во главе с Лениным в ходе вооружённого восстания, вошедшего в историю под названием Октябрьской революции 1917 года. Границы Украинской народной республики в 1917 г. Центральная рада не пожелала признавать большевистское правительство и провозгласила создание украинского государства — Украинской народной республики УНР , находящейся в федеративной связи с Российской республикой, но держащей курс на полное отделение от России. Всё большевистское руководство Советской России во главе с Лениным было против открытого сепаратизма националистической Центральной рады, и учреждённой ею Украинская народная республика. Первый Всеукраинский Съезд советов в здании Дворянского собрания в Харькове Власти Советской России по распоряжению Ленина в декабре 1917 года направили в Харьков советские военизированные части, где при их поддержке 25 декабря был проведён Первый Всеукраинский съезд Советов, провозгласивший создание автономной Украинской Народной Республики Советов в составе РСФСР. Этот же съезд объявил Центральную раду вне закона и сформировал правительство, состоящее в основном из большевиков. В ответ на действия Ленина Центральная рада 11 января 1918 года объявила о полной независимости УНР от России, но радоваться украинской независимости Центральной раде пришлось недолго. Уже 26 января 1918 года советские войска взяли Киев, свергли Центральную раду и установили свой контроль над большей частью территории Украины. Этому способствовали умело организованные малороссийскими большевиками пророссийские восстания в Киеве и других крупных украинских городах. Флаг УСР 1918 17-19 марта 1918 года в Екатеринославе прошёл, созванный по инициативе Ленина Второй Всеукраинский съезд Советов, который уже провозгласил Советскую Власть в Украинской Советской Республике УСР — полностью независимом от России государстве, и даже в пропагандистских целях использовали в своём государственном флаге жовто-блакитную символику украинских националистов. Теперь украинским националистам стало сложней объяснять малороссийскому народу, чем они лучше большевиков, ведь Россия официально признала независимость Украинской Советской Республики УСР. Однако большевики смогли непродолжительное время удерживать под своим контролем Киев, Харьков, Екатеринослав и всю остальную Малороссию. Оккупация Украины Германией в 1918 — немецкие войска в Киеве Предательство — националисты отдали Украину Германии в обмен на оружие. Сбежавшие из Киева представители Центральной рады 9 февраля 1918 года подписали в Брест-Литовске сепаратный мирный договор с Германией и попросили её предоставить УНР военную помощь в борьбе с советскими войсками. Германия откликнулась на это обращение и и совместно со своим союзником Австро-Венгрией оккупировала Украину, и в марте немецкие войска уже были в Киеве, а руководству Советской Украины пришлось эвакуироваться на территорию Советской России. Центральная рада, вернувшаяся в Киев благодаря немецким штыкам, надеялась, что немцы отдадут власть украинским националистам. Однако при поддержке Германии и оккупационных немецких войск в конце апреля 1918 года был совершён государственный переворот Центральная рада была упразднена, к власти пришёл немецкий ставленник Пётр Скоропадский, провозгласивший создание другого самостийного украинского государства — Украинской державы, а себя определил её верховным правителем — гетманом. Бывший генерал-лейтенант царской армии Скоропадский после Февральской революции 1917 года тоже подрядился в украинские националисты и какое-то время даже находился в УНР на военной службе, подчиняясь Центральной раде. В Центральной раде было сильно влияние Украинской партии социалистов революционеров — эсеров и социал-демократов, которые ратовали за социалистические преобразования в Украине. В связи с этим в январе 1918 года Центральная рада приняла Земельный закон, аннулировавший права собственности на землю и передачу её в частное-трудовое пользование сельским общинам и добровольным товариществам. Малороссийские помещикам в царской России относились к привилегированному дворянскому сословию. Крупным собственникам земли в Украине закон отменяющий частную собственность на землю, разумеется, не понравился. Защитником их интересов и стал Скоропадский.
И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Речь гетмана Богдана Хмельницкого Переяслав, 8 по ст. С Россией — на вечные времена! Богдан Хмельницкий О чём забыли украинские нацисты? Завершилось движение за воссоединение с Россией, которое особенно усилилось во время освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг. Принятию решения о воссоединении способствовали близость языка и культуры русского и украинского народов, общность религии и наличие между ними экономических, политических и культурных связей. В России существовали казацкие края, которые не знали крепостничества и пользовались известной политической автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским казакам и крестьянам и селило их на правах свободных людей. Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнета и религиозных преследований. Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. Бутурлиным, утром он собрал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана открытая рада, на которой присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший Б. Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России. Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность царю старшин, казаков и мещан. Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан — тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь — восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Это великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной Церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений не презревши, теперь милостивое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царской милостию своею прислать изволил.
Богдан со своим отрядом явился в Сечь, изгнал оттуда польский гарнизон; после этого он был избран гетманом и обратился с призывом к восстанию. Хмельницкого одержало ряд побед над поляками в битвах у Жёлтых вод и Корсуни май 1648 г. Эти победы укрепили авторитет Хмельницкого и содействовали привлечению в его войско широких масс украинцев.
Как Украина в Россию просилась
Они спалили и почти всю Корсунь — кроме крепости, которую защищал 14-тысячный гарнизон. После недолгой осады и боев в окрестностях города казаки все-таки взяли Корсунь, захватив в плен двоих польских гетманов, а кроме них — около 7 тыс. Основные силы поляков попытались отступить, но конница Хмельницкого настигла их и разбила наголову. После этого восстание разгорелось по всей Малороссии. Повстанцы прогоняли польскую шляхту и ксендзов — и присоединялись к Богдану. Что это было — тонкий дипломатический маневр или издевка над побежденными? Скорее всего, и то и другое. Но тогда Богдан еще не принял окончательного решения порвать с Польшей, был готов к переговорам. Между тем поражения потрясли Речь Посполитую.
Среди католиков началась паника. Брацлавский воевода Адам Кисель писал в те дни: «Страшные перемены наступили в нашем отечестве! Непобедимое для турецкого императора и стольких монархов, оно побеждено одним изменником-казаком... Теперь уже рабы господствуют над нами... Все украинские провинции, откуда мы черпали всяческую силу отечества, взяли они у нас, как свои, саблею». Конечно, они готовили контрнаступление, чтобы вернуть свою гегемонию над этим обширным краем. Но военная инициатива оставалась в руках гетмана. Можно предположить, что в те дни Богдан мечтал о создании Казацкой державы, независимой и от Турции, и от Речи Посполитой, и от России.
При этом он как и большинство запорожских казаков и малороссов считал себя русским человеком, защитником православия. И сближение с Москвой было для него неизбежным. Почему Кишинев стремится дистанцироваться от Содружества и как от этого пострадают граждане страны «Волим под царя православного! Вскоре Богдан встретился с иерусалимским патриархом Паисием, который оказался в Киеве по пути из Москвы домой. Святейший сказал Хмельницкому: «Зачем ты заключил союз с иноверцами? Есть московский православный царь». Паисий выражал мнение и киевского епископата. Богдан и сам понимал, что крымский хан — союзник ненадежный, временный.
Идея воссоединения с Москвой набирала популярность в вольнолюбивой казачьей среде и среди населения подвластных Польше украинских земель. Вскоре Богдан впервые обратился к царю Алексею Михайловичу с предложением о союзе и присоединении гетманских земель к России. В марте 1649 года Богдан Хмельницкий послал в Москву сечевого полковника Силуяна Мужиловского с личным посланием к царю Алексею Михайловичу, в котором просил его взять «Войско Запорожское под высокую государеву руку» и оказать ему посильную помощь в борьбе с Польшей. Переговоры, по всей видимости, прошли не безуспешно. Политики искали общий язык.
Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. Украинцы были избавлены от порабощения панской Польшей, поглощения султанской Турцией и разорения ордами крымского хана. Русские и украинцы стали вместе бороться против захватчиков. Вхождение Украины в состав России создавало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития Украины.
Украинские купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки.
На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Б. В свою очередь Рада в Переяславле 8 ноября 1654 г.
Начавшаяся война с Речью Посполитой на первом этапе была для России успешной. В 1654 г. Русским войскам оказывало помощь белорусское население.
Разгромом Речи Посполитой воспользовалась Швеция, стремившаяся стать полновластной хозяйкой прибрежных территорий на юге Балтики. Летом 1655 г. Успехи Швеции обостряли ее отношения с Россией.
В Москве считали, что это усложнит борьбу России за выход к Балтийскому морю.
Их задачей была охрана границ от набегов кочевников. Союз поляков и украинцев был непрочен. Украинцы — православные, а поляки — католики. Поляки стали ущемлять православных законодательно и финансово, в ответ казаки стали убивать иноверцев-угнетателей. Всё это кончилось восстанием в 1648-м. Годом позднее после серии побед Богдана Хмельницкого польский король даровал части Украины автономию в составе Речи Посполитой. Эту автономную область со своими законами и некоторыми вольностями назвали гетманщиной.
Возглавив автономию, Хмельницкий подал прошение к Алексею Михайловичу о воссоединении с Россией. Правила выборности гетмана, относительной независимости в сборе налогов и назначении должностей были закреплены в 23 пунктах мартовских статей в 1654 году. Однако уже в 1709 году все вольности и свободы были отозваны Петром Великим, а гетманство как институт независимого управления было уничтожено.
Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
Воссоединение Украины с Россией. 1654–1954. М., 1954. | Воссоединение левобережной Украины с Россией имело огромное историческое значение. |
Новости России, СНГ и мира - ИА REGNUM | *) Историческая справка Переяславская рада, собрание представителей украинского народа, принявшее решение о воссоединении Украины с Россией, была созвана гетманом Богданом Хмельницким 8 (18) января 1654 года в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий). |
Воссоединение Украины с Россией | Поэтому первым прямым следствием воссоединения левобережной Украины с Россией стала русско-польская война. |
22.Воссоединение Украины с Россией. | Речь идет о событиях 1654 года, более известных под пропагандистским клише «Воссоединения Украины с Россией». |
История. Россия в X-XVII веках. Воссоединение Украины с Россией
мирное объединение России и Украины в 17 веке История РоссииПодробнее. Переяславский договор 1654 г., ознаменовавший воссоединение Украины с Россией, был предопределен этническим, религиозным и историческим родством двух народов. Под предводительством Богдана Хмельницкого было поднято последнее из них, охватившее практически всю территорию Украины XVII века.
Главное меню
- Воссоединение Украины с Россией | это... Что такое Воссоединение Украины с Россией?
- Присоединение Украины к России (причины и последствия) | Проект «Наследие моего отечества»
- Ваш компас в мире финансов
- Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
Содержание
- Время восстаний
- Казак лихой: как Богдан Хмельницкий вернул украинцев в Россию | Статьи | Известия
- ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В 17 ВЕКЕ
- Воссоединение России с Россией - Аргументы Недели
- 22.Воссоединение Украины с Россией.
История России. Воссоединение Украины с Россией История. Россия в X-XVII веках
Они спалили и почти всю Корсунь — кроме крепости, которую защищал 14-тысячный гарнизон. После недолгой осады и боев в окрестностях города казаки все-таки взяли Корсунь, захватив в плен двоих польских гетманов, а кроме них — около 7 тыс. Основные силы поляков попытались отступить, но конница Хмельницкого настигла их и разбила наголову. После этого восстание разгорелось по всей Малороссии. Повстанцы прогоняли польскую шляхту и ксендзов — и присоединялись к Богдану. Что это было — тонкий дипломатический маневр или издевка над побежденными? Скорее всего, и то и другое. Но тогда Богдан еще не принял окончательного решения порвать с Польшей, был готов к переговорам. Между тем поражения потрясли Речь Посполитую. Среди католиков началась паника. Брацлавский воевода Адам Кисель писал в те дни: «Страшные перемены наступили в нашем отечестве!
Непобедимое для турецкого императора и стольких монархов, оно побеждено одним изменником-казаком... Теперь уже рабы господствуют над нами... Все украинские провинции, откуда мы черпали всяческую силу отечества, взяли они у нас, как свои, саблею». Конечно, они готовили контрнаступление, чтобы вернуть свою гегемонию над этим обширным краем. Но военная инициатива оставалась в руках гетмана. Можно предположить, что в те дни Богдан мечтал о создании Казацкой державы, независимой и от Турции, и от Речи Посполитой, и от России. При этом он как и большинство запорожских казаков и малороссов считал себя русским человеком, защитником православия. И сближение с Москвой было для него неизбежным. Почему Кишинев стремится дистанцироваться от Содружества и как от этого пострадают граждане страны «Волим под царя православного! Вскоре Богдан встретился с иерусалимским патриархом Паисием, который оказался в Киеве по пути из Москвы домой.
Святейший сказал Хмельницкому: «Зачем ты заключил союз с иноверцами? Есть московский православный царь». Паисий выражал мнение и киевского епископата. Богдан и сам понимал, что крымский хан — союзник ненадежный, временный. Идея воссоединения с Москвой набирала популярность в вольнолюбивой казачьей среде и среди населения подвластных Польше украинских земель. Вскоре Богдан впервые обратился к царю Алексею Михайловичу с предложением о союзе и присоединении гетманских земель к России. В марте 1649 года Богдан Хмельницкий послал в Москву сечевого полковника Силуяна Мужиловского с личным посланием к царю Алексею Михайловичу, в котором просил его взять «Войско Запорожское под высокую государеву руку» и оказать ему посильную помощь в борьбе с Польшей. Переговоры, по всей видимости, прошли не безуспешно. Политики искали общий язык.
И о тех королевских многих неправдах посыланы от них, государей, в Польшу и в Литву ко Владиславу королю польскому и великому князю литовскому их государевы великие послы и посланники. А велено им, будучи у короля на посольстве и с паны рады в ответех, о государеве чести говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них дати, и на тех людей казни и наказанья просити. И во 148-м году писал ко государю Владислав король в грамотах своих: которые люди, за его королевским заказом, учнут государево имянованье и титло писать не по их государскому утвержденью, и те будут кажнены, а которые писали неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед того отнюдь не будет. А в ответном письме панов рад, каково дали во 153-м году государевым великим послом боярину князю Алексею Михайловичу Львову с товарыщи, написано, что королю, покаместа право не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати велел, и казнь по проступке их против права их подлинно учинена будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по договорам панов рад при Владиславе короле исправленья никакова не бывало. А при нынешнем Яне Казимире короле польском учало быть и пуще прежняго: блаженные памяти про великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и про деда его государева, блаженные памяти про великого государя святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии, также и про великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца в книгах их напечатаны злые безчестья, и укоризны, и хулы. Чего не токмо великим государем християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и терпети невозможно, и помыслити страшно. Также и Московского государства про бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех книгах многия безчестья и злые укоризны, чего ни в которых государствах не токмо за вечным докончаньем, и в развратье того не бывает. А Владислав король написан обранным великим князем московским мимо вечного докончанья. И в прошлом во 158-м году по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и полномочные послы - боярин и оружейничей и наместник Нижнего Новагорода Григорей Гаврилович Пушкин с товарыщи. А велено им о тех королевских и панов рад многих неправдах говорити накрепко и за государскую честь по посольским договором на виноватых просити казни смертные. И по королевскому указу паны рада тем государевым великим послом дали договор за руками своими и за печатьми, что тех всех про государево имянованье и титла обвиненных людей, которые в росписи от них, великих послов, им, паном раде, написаны в Варшаве на сойме, по правом корунным и литовским и против соймового уложенья констытуцыи 1637 году судити. И по проступке их осудя, и смертью, хто будет достоен, казнити при государевых послех или при посланникех. А в констытуцыи 1637-го году написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или титлы умаляти, или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски то слово - смертная неотпущательная казнь и отлучение имения. И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев да дьяк Алмаз Иванов. И будучи они у короля и у панов рад, в ответех о государеве чести говорили, и на виноватых по договору и по констытуцые казни просили, и стояли о том крепко. И король и паны рада на той сойме при государевых посланниках не токмо что по договору исправленья не учинили, и многих винных людей к суду не поставили и правды ни в чом не показали. И после того присылал ко государю Ян Казимер король посланников своих - Альбрехта Пецлавского да Хриштопа Униховского, а с ними присылал с сойму на тех подданных своих, за государеву честь обвиненых, людей з декретом. И в том декрете к прямому исправленью ничего не написано. И многие винные люди от вин своих учинены свободными не по делу, а на которых обычных немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете написано: где они, живы ли или померли, про то им и самим не ведомо. И по государеву указу тот декрет у них, посланников, за такими явными неправдами не принят. А сказано им и в ответном письме написано, что для совершенья тех дел пошлет государь к Яну Казимеру королю своих государевых великих послов. А в прошлом во 161-м году посыланы к нему, Яну Казимеру королю, государевы великие и полномочные послы, боярин и наместник великопермский князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарыщи, чтоб Ян Казимер король, памятуя вечное докончанье, и посольские договоры, и сеймовые свои уложенья, констытуцыю, велел в тех вышеимянованных делех исправленье учинить пристойное. И те государевы великие послы, будучи в ответе, о государеве чести о исправленье на обвиненых людей по договору паном раде говорили и стояли о том всякими мерами. И Ян Казимер король в том деле никакова исправленья не учинил. А паны рада в ответех то и дело, что они, великие послы, говорили о чести блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, называли малым делом. И те государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся бога и не памятуя вечного докончанья. И тем великих государей наших, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его, великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, обесчестили.
А самих статей в январе и феврале 1654 года еще не было. Насколько нам известно, все требования Хмельницкого и казачества были удовлетворены? Нет, в том-то и дело. Во-первых, до сих пор в московских архивах нам говорят, что нет оригинала статей Богдана Хмельницкого. Если мы хотим узнать, что же он просил от Москвы, нам нужно знать оригинал. Все документы, касающиеся переговорного процесса, связанного с «мартовскими статьями», сохранились в московском архиве. А самого оригинала, который привезли в Москву наши послы с Украины, нет. Нам говорят, что есть так называемый список с белорусского письма. Это 23 статьи. Что было в оригинале, к сожалению, мы не знаем. Это обращение Богдана Хмельницкого, но уже переписанное дьяками Посольского приказа Московского государства. Но так ли было в оригинале? Это как сегодня с российской стороны говорят, когда идет речь о пакте Молотова-Риббентропа: а где оригинал? И все. Так вот то же самое можно сказать и в данном случае — где оригинал статей Богдана Хмельницкого, тот, который писался им, с его подписью? Потому что то, что нам предлагают из Москвы, — это список с «белорусского письма», то есть то, как дьяки Посольского приказа уразумели текст Богдана Хмельницкого и переложили его для того, чтобы царь понимал, что это такое. Короче говоря, если идет речь о появлении «мартовских статей», то сперва нужно говорить о статьях Богдана Хмельницкого, оригинала которых мы не имеем, и остается только догадываться, что было в них. Но есть еще один документ — письмо Богдана Хмельницкого украинским послам, находившимся в Москве. Поскольку тот документ, что привезли из столицы Украины, не понравился в Посольском приказе Московского государства, ему не дали хода. Во всяком случае больше месяца царского ответа не было. Послы не знали, что делать, ибо должны были получить новые инструкции от Богдана Хмельницкого в связи с тем, что их документ не был принят. Они посылают гонца, чтобы получить новые указания. Гетман 21 марта 1654 года пишет Алексею Михайловичу о том, чтоб тот быстрее подтвердил права и вольности украинского народа и отпустил казацких послов. Отправляя с этим письмом гонца Филона Горкушу, Богдан Хмельницкий также передает своим послам через него инструкцию: «Однако помните, ваша милость, и сами, как Василей Васильевич Бутурлин словом его царского величества нас утвержал, что его царское величество не токмо нам права и привилея, от века данные, подтвердити и при вольностях наших стародавних сохранити, но и паче еще особные свои всякого чину людям показовати имеет милость. Делайте ж тако ваша милость и о том всем прилежанием тщитеся, чтоб все по наказу было, и привилия его царского величества тотчас без всякого переводу чтоб чрез вашу милость присланы были». То есть стойте на том, что обещал Бутурлин в Переяславе в январе 1654 года. Отдельный наказ имел и Филон Горкуша: «Буде посланцов своих застанет на Москве, чтобы говорил именем всее старшины, чтоб договаривались о вольности казатцкие, шляхетцкие, духовные и всякие чина, чтоб на все тотчас и привилия взяли, как о том пространнее в листех, к ним писанных, и соображено есть». Но Филон Горкуша прибыл в Москву только 7 апреля, когда царь уже утвердил в своей редакции просьбы украинского народа, что получили наименования «мартовских статей». В отредактированном виде? В отредактированном. Из всех 23 статей остается 11. И таким образом, «мартовские статьи» — это уже не статьи Богдана Хмельницкого. Это уже царские статьи. Точнее то, что царь оставил из того списка с белорусского письма. Но тем не менее, когда мы смотрим эти «мартовские статьи», мы видим, что казацкие просьбы там как будто бы удовлетворены. Поскольку мы видим, что гетмана можно избирать. Раз гетман, значит, своя власть на территории трех воеводств. Финансы в руках казачества, суд также. Войско как гарант государственности — сохраняется. А здесь казаки просили царя 60 тысяч. И ответ был такой: «И великий государь наш его царское величество на то изволил им, числу списковым казаком быть велел». Мол, пусть будет и больше, государю от этого никакого убытка не будет, потому что это войско будет содержаться за счет Украины. Короче говоря, войско есть, все есть. Территория, финансы, но, если речь идет о государственности, должна быть еще одна важная черта: имеет ли право Войско Запорожское на международные отношения? Потому что если нет международных отношений, то нет полноценного государства. Это квазигосударство. А до этого момента? Украина имела международные отношения. Она подписала в 1649 году договор с Турцией, Зборовский договор — признание Украины на территории трех воеводств со стороны Польши... То есть это уже было после начала восстания Хмельницкого? Потом Богдан Хмельницкий в 1650 году писал письмо турецкому султану, что он готов быть его данником. Для украинцев, повторяю, было важно, есть ли право на международные отношения, то есть чтобы была возможность принимать иностранных послов и направлять своих к чужеземным монархам. В статьях Богдана Хмельницкого, если верить списку с белорусского письма, есть пункт, где казаки просят, чтобы им разрешили иметь контакты с другими державами. Есть и ответ царя: эта просьба остается, только дописывается одно предложение — «А с турским салтаном и польским королем без указу царского величества не ссылаться». То есть запрет на самостоятельные отношения с Польшей и Турцией. Скажите, пожалуйста, какая страна в то время была самым большим южным соседом Украины? На западе — Польша. На востоке и севере — Москва. То есть этой строчкой Украине запрещены дипломатические отношения с другими государствами. Это подтверждается тем, что в мае 1654 года, когда украинское посольство пошло в Швецию через Москву, его не пропустили туда, а завернули обратно. Другими словами, Москва действительно запретила Украине дипломатические отношения. Правда, потом Богдан Хмельницкий найдет выход в Швецию — через Европу... Но это при Выговском, кажется, уже было? Иван Выговский , гетман Войска Запорожского с 1657 по 1659 год Нет, послы в Швецию будут ездить от Богдана Хмельницкого, это потом при Выговском подпишут первый украинско-шведский договор. Но готовиться он будет еще при Богдане Хмельницком. Он сначала, кстати, готовил украинско-шведско-венгерский договор против Польши. А потом остался украинско-шведский, поскольку венгры хотели забрать Подолию себе. Так вот, таким образом, мы с вами понимаем, что «мартовские статьи» оказались документом, подтверждающим, что московский царь не сдержал свое слово, которое в Переяславе от его имени давал Бутурлин. Далее: все пять лет — с 1648-го по 1653-й — Хмельницкий просил военной помощи от Москвы. Да, есть запись в «мартовских статьях», что московское войско в количестве трех тысяч ратников будет стоять на границе с Украиной, готовое в любой момент оказать помощь против поляков. Но это войско почему-то оказалось в Киеве. Не в Путивле, на границе, а в Киеве, на монастырских огородах Софии Киевской. Почему возле Софии? Оказывается, митрополит киевский Сильвестр Косов и духовенство не присягнули на верность царю. И это войско вместо того, чтобы помогать Украине освобождаться от поляков, выходит, наблюдало за киевскими монахами. Получается, оккупационное войско. И, стало быть, это ответ на вопрос, какой документ поехал из Переяслава в Москву и какой вернулся обратно. Но я так понимаю, что Хмельницкому в итоге, быть может, и не нравилось, что было подписано, но даже на этих условиях он соглашался. У него не было выхода, и он верил единоверному православному царю. К началу 1654 года Хмельницкий оказался в очень тяжелой ситуации.
Понимая, что собственных сил для завоевания независимости и длительной борьбы с Речью Посполитой и Крымом недостаточно, Хмельницкий несколько раз обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. Россия же в то время не была готова к войне, которая могла начаться сразу же после объявления о воссоединении Украины с Россией. И все же Россия начала активно действовать. Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. На Украину было отправлено посольство во главе с боярином Б. В свою очередь Рада в Переяславле 8 ноября 1654 г. Начавшаяся война с Речью Посполитой на первом этапе была для России успешной. В 1654 г. Русским войскам оказывало помощь белорусское население.