Новости александр гельман драматург биография

Alexander Isaakovich Gelman.

Анатолий Глазунов (Блокадник). Жидовский Телеящик.. Сборник (продолжение).

Драматург и писатель, автор пьес "Протокол одного заседания" и "Обратная связь" Александр Гельман во время Второй мировой войны восьмилетним попал в гетто и прожил там три года. Носители: Гельман, Александр Исаакович (р. 1933) русский драматург, писатель, сценарист, публицист, общественный и политический деятель. Александр Гельман: биография, творчество, карьера, личная жизнь. Александр Гельман – один из знаменитых драматургов советского времени. В 1970 году Александр Гельман совместно с Татьяной Калецкой написал сценарий, по которому на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Ночная смена».

Это мой город: драматург и сценарист Александр Гельман

Сегодня 90 лет исполняется их создателю Александру Гельману, мастеру производственной драмы. Источник фото: alefmagazine. В 1941-1944 годах он находился в еврейском гетто в городе Бершадь Винницкой области, где погибла почти вся его семья. После окончания Львовского военно-политического училища имени Щорса 1952-1954 , он шесть лет служил в армии. Затем учился на библиографическом отделении Кишиневского университета, но его не окончил. Работал помощником мастера на фабрике, фрезеровщиком, строителем, корреспондентом ленинградских газет. В 1978 году переехал в Москву, был обозревателем газеты «Московские новости», вёл рубрику в журнале «Искусство кино».

Я боюсь об этом думать — похоже, я был не совсем нормальным, и эта непрерывная игра, непрерывное состояние возбужденного воображения и были, вероятно, моим сумасшествием. Я сошел с ума в восемь лет. Наш полуподвал находился посередине — между рекой и шоссе. Сначала все шло на восток, потом — на запад. Это были настоящие немецкие части, но под моим личным командованием. Я включал в свои игры реальные военные силы, которые двигались по шоссе, я их поворачивал в нужную мне сторону, они безоговорочно выполняли любые мои команды. В моей войне могло быть все что угодно: например, украинские партизаны могли биться под началом немецких офицеров против румынских жандармов. Я бывал по очереди то немецким, то русским, то румынским генералом, а когда по шоссе прошла итальянская часть, тут же сделался итальянским генералом. Про реальную войну я мало что знал и знать не хотел — меня интересовала и увлекала лишь моя воображаемая война. Жизнь довоенная и жизнь в гетто были настолько две разные, две чужие, чуждые друг другу жизни, что они не могли обе поместиться в моей душе. Поэтому, попав в гетто, я свою довоенную жизнь как-то враз забыл, она выпала из моей памяти — и, казалось, навсегда. Мне ни разу даже не снилась довоенная жизнь. Единственное, что из той жизни перешло в эту, — игра, дух игры. Я увлеченно, непрерывно играл. Оказалось, что для этого совсем не обязательно бегать, прыгать и орать, как это бывало в Дондюшанах. Я научился играть молчком, про себя. Я испытываю сложные чувства, вспоминая сегодня мои игры в Бершади. Хотя понимаю, что именно они меня спасли. И если я сегодня более или менее нормальный человек, во всяком случае не совсем, не полностью, не до конца сумасшедший, то это только благодаря тому, что тогда, в гетто, я непрерывно, как заведенный, как безумец, играл, играл — все три года непрерывно играл, и потом играл еще долго после возвращения, после войны... Психика человека очень пластична, податлива, и поэтому человек может приспособиться к любой ситуации и превратиться во что угодно, в кого угодно. Страшно подумать, во что может превратиться человек, причем запросто. Нужны особые меры предосторожности, учитывая эту кошмарную эластичность психики. Возвращался я из гетто не как-нибудь, а на боевом советском танке. Этот танк одним из первых ворвался в Бершадь. Вдруг он остановился, свалилась гусеница. Толпа изможденных людей мгновенно обступила машину. Из башни высунулся моложавый небритый танкист, заулыбался. На него не обиделись — его тискали, обнимали, жали руки, а он смеялся. Часа два он провозился с ремонтом, я помогал. Он взял меня с собой. Мы двигались вместе с фронтом. Я не помню, какой это был фронт, кажется, 2-й Украинский, которым, если не ошибаюсь, командовал маршал Конев. А маршалом Коневым командовал я... Когда мы переехали Днестр, танкист, поискав на карте Дондюшаны, огорченно покрутил головой — оказалось, они лежали в стороне от его боевого маршрута. Я вернулся в Дондюшаны вооруженный до зубов. Я привез два пистолета — русский и немецкий, кинжальный нож, штук двадцать пулеметных патронов, две ручные гранаты. Я не узнал мою милую родину, с трудом нашел наш дом, который теперь показался мне крошечным, игрушечным. Меня окликнула соседская девочка Клава Руссу — она была так рада, а я ни разу ее за эти годы не вспомнил, забыл, что она есть на свете. Мне было одиннадцать лет, я не умел ни читать, ни писать. Взрослые, которые развязали ту войну, взрослые, которые сегодня развязывают бесчисленные так называемые малые войны, никогда не думают о детях. У них у самих имеются какие-то пусть абсурдные, идиотские, но цели.

Вновь возвратился к драматургии в начале 2000-х годов. Опубликовал также сборник стихов и несколько книг эссеистики. Острые пьесы Александра Гельмана чаще всего имеют временной, «советский» оттенок. Чего нельзя сказать о «Скамейке». Текст, созданный тридцать два года назад, не устарел ни на йоту, поскольку не могут устареть отношения между мужчиной и женщиной. Мужчиной и женщиной, которые в непрекращающемся поиске счастья на несколько мгновений присели на скамейку отдохнуть. И встретились.

После того, как драматург угодил под машину в центре столицы, врачи диагностировали у него переломы обеих ног. Может, что-то новое напишется. Драматург, сценарист и поэт Александр Исаакович Гельман родился в румынском селе Дондюшаны в 1933 году. В годы Второй мировой войны их семья из 14 человек была депортирована, до освобождения дожили только Шуня и его папа.

ГЕ́ЛЬМАН АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ

Александр Гельман отмечает 90-летие. Один из самых известных драматургов советского периода, сценарист популярных фильмов, он и сегодня остается востребованным и продолжает писать не только прозу, но и стихи. На нашем сайте вашему вниманию представлена биография шахматиста Александра Гельмана, которую дополняют его избранные партии и фото. 2. Известный драматург и сценарист Александр Гельман появился на свет двадцать пятого октября 1933 года на небольшой. После такого начала жизни Александр Гельман особенным образом понимал природу происходящего с человеком и обществом.

Известного драматурга Гельмана сбила машина у Театра имени Пушкина в Москве

Недавно он написал эссе «Детство и смерть» — это рассказ о том, как с 1941 по 1944 год Гельман, будучи ребенком, пребывал в еврейском гетто на Украине. Александр Гельман, отец галериста Марата Гельмана, признанного в РФ иноагентом, «прозрел» на подходе к пенсионному возрасту. В 1970 году Александр Гельман совместно с Татьяной Калецкой написал сценарий, по которому на киностудии "Ленфильм" был снят фильм "Ночная смена". Российский драматург и сценарист Александр Гельман рассказал о своем состоянии после вчерашней аварии. В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» — в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой.

Анатолий Глазунов (Блокадник). Жидовский Телеящик.. Сборник (продолжение).

Гельман является автором более 40 пьес, которые были поставлены в известных театрах России и зарубежом. В его творчестве можно выделить такие произведения, как «Мастер и Маргарита» по мотивам романа М. Булгакова , «За стеклом» и «Не твое дело». Он также написал несколько книг прозы и сборников стихов.

Александр Гельман — один из самых известных и признанных драматургов современной России. В его работах сочетаются острота суждений, глубина эмоций и тонкое психологическое воспроизведение персонажей. Творчество Гельмана продолжает оставаться актуальным и вдохновлять новое поколение творцов.

Ранние годы и образование По возвращении в Москву Александр Гельман начал учиться в школе. Уже тогда его интересовали театр и литература. В 1951 году он поступил в МГУ на факультет журналистики, но вскоре перешел на факультет философии.

В это время Гельман начал писать свои первые пьесы и стихи.

Он окончил профтехшколу трикотажников в Черновцах и работал помощником мастера на чулочной фабрике. Затем он служил в Советской Армии и командовал подразделениями в Береговой обороне Черноморского флота и Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. После демобилизации Гельман работал фрезеровщиком на заводе "Электроточприбор" в Кишиневе и одновременно учился в Кишиневском государственном университете.

Однако он не завершил учебу. В 1963 году Гельман переехал в Ленинградскую область, где работал диспетчером на строительстве нефтеперерабатывающего завода. В это время он начал серьезно заниматься драматургией. Совместно с Татьяной Калецкой, он написал сценарий для фильма "Ночная смена", который был снят на киностудии "Ленфильм".

Публиковать рассказы и очерки начал в конце 1950-х годов во время службы на Камчатке. Широкую известность Гельману принес снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия». Позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Г. Ефремовым во МХАТе. В середине 70-х в Гельмане нашел своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы.

В дороге умерла сначала бабушка, а затем уже и младший брат писателя. Вскоре умерла и мама будущего писателя и сценариста. В 1942 году погибла Маня Шаевна Гельман, немного не дожив до освобождения. Слайд 3 Когда закончилась война, то Александр вместе со своим выжившим отцом вернулись в родные места.

Здесь мальчик еще три года учился в школе, а после ее окончания поступил в 1948 году в профессиональную техническую школу трикотажников в Черновцах Окончив это обучение в 1951 году, Гельман поступил в вечернюю школу, так как понял, что образование в дальнейшем ему будет необходимо. Обучение в вечерней школе дало Александру возможность после ее окончания в 1952 году поступить в военно-политическое училище, которое находилось во Львове.

Александр Исаакович Гельман

Его даже сравнивали в этом плане с образцами деятельности мастера Джона Бартоломью, одного из ведущих англоязычных блогеров. Прекращение деятельности Александр Гельман вел свой канал на Youtube достаточно успешно на протяжении нескольких лет, развивал также в это время сообщество ВКонтакте под названием «Шахматный клуб Радостные шахматы». Позднее как гром среди ясного неба появляется видеоролик блогера с явно негативной оценкой результатов своей работы в интернете. По его мнению, отдача была явно неравноценной количеству вложенных сил. Александр Гельман сетовал на то, что шахматы так и не стали настолько популярными среди пользователей интернета, как компьютерные игры. Результатом стало то, что новые видео перестали выходить. Эту ситуацию скрасили несколько блиц-партий, опубликованных в 2016 году. Однако дальше этого дело не пошло, размещение нового материала прекратилось практически на целый год. Что на личном фронте? Данная тема закрыта мастером для обсуждения. Вопросы на данную тематику в комментариях остаются без ответа, хотя шахматист утверждает, что читает их все.

Александр четко разделил свою личную жизнь и деятельность онлайн и, по всей видимости, продолжает придерживаться этой же позиции. Пользуется ли он подсказками компьютера?

После окончания Львовского училища Александр Гельман в 1854 году пошел служить в армии. В 1960 году Гельман завершил военную карьеру и переехал жить в Кишинев. В этом городе он поступил на известный завод «Электроточприбор».

А в 1966 году случился новый переезд. На этот раз Александр Гельман отправился в Ленинград. Уже в 1970 году Гельман был избран в профсоюзный комитет драматургов.

В 1985 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник пьес драматурга, некоторые пьесы выходили отдельными изданиями в издательстве «Искусство», публиковались в журналах «Театр» и «Современная драматургия». Наиболее известные пьесы А.

Гельмана, начиная с 1980 года, были включены в школьные программы по современной русской драматургии. В годы «перестройки» А. Гельман перестал писать пьесы, так как увлекся политикой. Стал одним из трех сопредседателей совета учредителей газеты «Московские новости» в тот период, когда газета сыграла выдающуюся роль в становлении гласности в стране. В 1988-1992 гг.

С 1988 по 1999 год работал в газете «Московские новости» в качестве политического обозревателя, публиковал на ее страницах свои статьи и эссе. В 1989 году А. И все же участие в деятельности оппозиции не помешало его добрым отношениям с М. В 1992-1993 годах А. Гельман принимал самое деятельное участие в работе Конституционного совещания, которое разработало текст ныне действующей Конституции РФ.

Вновь вернулся к драматургии в начале 2000-х годов.

В 1970 году Александр Гельман написал сценарии для нескольких документальных фильмов, а также для игрового фильма «Ночная смена» — в соавторстве со своей женой Татьяной Калецкой. С тем же соавтором он написал сценарии ещё двух художественных фильмов — « Считайте меня взрослым » и «Ксения — любимая жена Фёдора». Широкую известность Гельману принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм « Премия »; позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Г. Ефремовым , шедшей с неизменными аншлагами во МХАТе [6]. Кульминацией спектакля является пронзительный монолог руководителя парткома Соломахина Евгений Евстигнеев , который заканчивается репликой обращенной в зал: «Товарищи! Нет такой партии! И не будет!!!

В некоторых провинциальных театрах, сразу после этих слов Соломатин запевал « Интернационал », который подхватывали остальные персонажи спектакля и зрительный зал. В середине 1970-х годов в Гельмане нашёл своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы: помимо «Заседания парткома», «Обратная связь» 1977 , «Мы, нижеподписавшиеся» 1979 , «Наедине со всеми» 1981 , «Скамейка» 1984 , «Зинуля» 1986 , в 1994 году, уже МХТ им. Чехова , поставил и «Мишин юбилей» [14]. Острые, злободневные пьесы Гельмана в жанре производственной драмы, с не всегда правдоподобными сюжетами А.

Драматург и писатель Александр Гельман отмечает юбилей

В пьесе "Мы, нижеподписавшиеся", действие которой происходит в железнодорожном вагоне, автор показывает, как обманно, задним числом, происходит приемка якобы выполненной по плану работы. В пьесе "Наедине со всеми" драматург сосредоточивается на показе трагических человеческих отношений и последствиях, к которым приводит организатора производства вынужденный обман. В пьесе о любви "Скамейка" действующих лиц всего двое: замужняя женщина и женатый мужчина, в центре сюжета их полная напряжения новая встреча. Александр Гельман — умелый драматург; ему удалось в тех пределах, которые еще были дозволены цензурой, поставить актуальные для советского общества проблемы. Нарастающее к развязке напряжение сочетается у него с постепенным раскрытием предыстории, ему удается также достоверное изображение положительных персонажей. Трагедия людей, вынуждаемых ко лжи, со временем все явственнее отражается в его пьесах. Киносценарий, 1977; Мы, нижеподписавшиеся, ж.

За этот сценарий и следующий "Ксения, любимая жена Федора", Гельман получил признание и премии. В 1975 году Гельман создал пьесу "Протокол одного заседания", которую поставил Георгий Товстоногов на сцене Большого драматического театра имени Горького в Ленинграде. С этого момента началось долгое творческое сотрудничество Гельмана с МХАТом, где были поставлены его пьесы. Помимо драматургии, Гельман также занимался сценаристикой. На его сценарии были сняты фильмы "Премия" и "Зинуля". В последние годы он также активно публикуется в интернетовских изданиях и работает над своими воспоминаниями. Гельман является членом Союза кинематографистов, Союза писателей и Союза театральных деятелей.

Но и тем, кто выжил, и добрался до гетто пришлось очень трудно, так как условия содержания там людей были ужасными. Вскоре умерла в 1942 и мама будущего писателя. Известно, что практически вся семья Гельман, которая состояла из четырнадцати человек, погибла. Смогли в 1944 году освободиться только лишь Александр Гельман и его отец. А дальше была просто будничная послевоенная жизнь, работа, учеба и снова работа....

В 1966 году переехал в Ленинград , где работал журналистом городских газет «Смена» и «Строительный рабочий». В этот период он начал учиться и работать над сценарием. Театральная и кинокарьера В 1970 году он стал соавтором сценария вместе с будущей женой Татьяной Павловной Калецкой. Позже он был снят как «Ночная смена». Следующий сценарий, также совместно с Татьяной, привел к фильму «Ксения, жена Федора» Ленфильм , 1974 , получившему награду на всесоюзном конкурсе. Его карьера достигла своего пика в 1974 году в пьесе «Протокол одного заседания» «Протокол собрания» , поставленной в Ленинграде в Большом драматическом театре им. На нем изображен отказ строительной бригады от надбавки к зарплате на том основании, что они чувствовали себя обманутыми плохим руководством и плохой организацией рабочего места. Многие назвали «Протокол одного заседания пророческим», предвещая забастовки лета 1980 года и рабочее движение в Польше ».

«Ноги в гипсе». Драматурга Александра Гельмана сбила машина в центре Москвы

Александр Исаакович Гельман – известный советский и российский драматург, сценарист, публицист, общественный и политический деятель. Александр Гельман уже выбрал нового президента России, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.09.2002. В середине 70-х в Гельмане нашел своего драматурга ефремовский МХАТ, где были поставлены все его пьесы. биография, новости, личная жизнь. Александр (Шуня) Исаакович Гельман (род. 25 октября 1933, Дондюшаны, Бессарабия, Королевство Румыния) — советский и российский драматург, сценарист, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Александр Гельман — автор сценариев к фильмам «Неудобный человек», «Арье», «Дорога без конца», отец объявленного в розыск галериста Марата Гельмана (признан в РФ иностранным агентом).

Драматург и писатель Александр Гельман отмечает юбилей

25 октября 1933 года – В Дондюшанах родился советский и российский драматург, сценарист и публицист Александр Гельман. советский и российский драматург, сценарист, публицист, общественный и политический деятель. Александр гельман биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Александр Гельман: биография, творчество, карьера, личная жизнь. Известного драматурга и сценариста Александра Гельмана со множественными переломами ног доставили в травмпункт после ДТП на Тверском бульваре в центре Москвы. Авария произошла вечером 29 января, пишет SHOT. драматургу, поэту, эссеисту - исполнилось 90 лет.

«Папа дома, ноги в гипсе». Сын драматурга Александра Гельмана рассказал о состоянии отца после ДТП

В 1988-1992 гг. В 1989-1991 гг. В 1989-1998 гг. В течение многих лет являлся членом редколлегии журнала "Искусство кино".

Известный драматург и сценарист Александр Гельман появился на свет двадцать пятого октября 1933 года в бессарабском местечке Дондюшаны, которое сейчас относится к Молдавии. Детские годы Александра Исааковича были трагичными. Вся еврейская семья заключенных Гельман отправлялась к месту своего заключения пешком, но так как условия этого «марша смерти» были невыносимыми, то уже в дороге умерла сначала бабушка, а затем - младший брат писателя. Но и тем, кто выжил, и добрался до гетто пришлось очень трудно, так как условия содержания там людей были ужасными. Вскоре умерла в 1942 и мама будущего писателя.

Я помню, что, ложась спать, я мечтал, как утром мы снова пойдем копать траншеи, вести разведывательные действия… Знаете, люди ведь всегда немного играют. Я вот даже прямо сейчас чуть-чуть играю. Я превратился в эдакого бодрого рассказчика об очень грустных вещах. А ведь это не совсем естественно. Когда я об этом думаю наедине с собой, я нахожусь в совсем другом состоянии. Но рассказывать об этом, находясь в таком тяжелом состоянии, я бы не смог. И потому — немного играю сейчас, конечно. Написать и прочитать написанное — да, а когда рассказываешь об этих событиях, вкрадывается фальшь, игра. Самое главное, что я хочу сказать: любая война есть преступление взрослых перед детьми. Всех взрослых, не только предводителей войн. Все взрослые виноваты перед всеми детьми, если они не воспрепятствовали возникновению войны. Это жестокое преступление, которое отражается на нескольких поколениях. Я с огромной печалью думаю о детях, которые пережили чеченскую войну... Первый и последний раз в жизни папа меня избил. Страшно избил — В ваших произведениях есть страшная мысль: "Если вы, взрослые, решите начать войну, поубивайте сначала всех детей. Потому что дети, которые останутся живыми после войны, будут сумасшедшими, они будут уродами". Так, может быть, вас остановит закон, который гласит: начиная войну, вы обязаны сначала уничтожить детей. Делайте это заранее, если у вас такие великие идеи, что вы готовы на все ради их осуществления. Сейчас войны абсолютно бессмысленны — с учетом планетарных опасностей, жуткого нового оружия. Ситуация в мире, обеспечение безопасности требует планетарного управления, чего-то наподобие мирового правительства. Сейчас в мире, как мне кажется, мы наблюдаем острые реакции на неизбежность объединения. Рьяный национализм, религиозный экстремизм — это от ощущения, что придется объединиться, иначе погибнем. Войны бессмысленны, тем не менее они есть и идут постоянно! И все-таки вместо генерала главным человеком эпохи становится переговорщик, дипломат — тот, кто умеет достигать компромисса. Я считаю, что после эпохи борьбы, которая длилась много столетий, мир вступил в эпоху компромисса. Компромисс не менее полноценная, уважаемая форма поведения людей, преодоления конфликтов, чем борьба. А главный компромисс, это когда человек, осознавая, что он умрет и его жизнь обессмыслится, тем не менее продолжает жить, хочет жить и любит жить. Это фундаментальный компромисс: между смыслом и абсурдом жизни. Вот я старый человек, мне скоро 80 лет, а я мечтаю, чтобы моя жизнь протянулась еще какое-то время… И это заставляет меня идти на определенные компромиссы: соблюдать диету, реже и меньше выпивать, бросить курить, хотя казалось, не смогу жить без курева, и еще многое другое. Была квота — 50 сирот. Я не был сиротой, но папа каким-то образом договорился с нужными людьми, и меня сиротой признали смеется. Я вообще не любил папу ни о чем спрашивать; и обо всем, что связано с гетто, я никогда не хотел знать больше, чем знаю, — так что я не в курсе, как он этого добился. Я пришел в указанное место, меня одели в чистую, новую одежку — в приличный костюмчик; потом нас отправили переночевать, чтобы рано утром собраться для отправки. Утром всех нас рассадили по десять человек на одни сани, и кортеж двинулся к железнодорожной станции. Помню, рядом со мной сидела девочка — худенькая, тоненькая, как досочка. Приближаемся мы к мосту через реку. И перед тем, как совсем выехать из гетто, я вдруг спрыгиваю, качусь по насыпи и бегу к папе. Страшно избил. Я до сих пор не понимаю, почему я спрыгнул. То ли мне стало страшно без папы, то ли я не захотел расстаться с нашими траншеями, с нашими играми. Пришлось тот красивый костюмчик снять и одеть обратно лохмотья. А все эти ребята действительно попали в Швейцарию, и многие из них до сих пор живут в США. Из башни высунулся молодой танкист и спросил: "Ну что, жиды, живы? В туалет мы на улицу выходили даже зимой. Иногда, чтобы сходить в туалет, приходилось переступать через труп, потому что покойников складывали ближе к выходу. Я не помню, чтобы я в ту зиму вставал, ходил, гулял. Только туалет. Все остальное время я лежал и играл. Потом, когда мы жили у тети Иты, стало немного получше. Мы спали на полу. Отец всегда просыпался раньше. Когда просыпался я, он уже был на ногах — и в комнатке делался какой-то чай, какой-то очень убогий завтрак. Девочку, дочь хозяйки дома, я вовлек в мои игры. У них на чердаке были книги, и cын этой женщины показывал нам портреты: "Вот это Троцкий, это Сталин"… Так я первый раз узнал, что есть какие-то вожди, важные люди… Я слышал разговоры взрослых, когда фронт приближался, что грядет освобождение, но я не очень понимал, кто приближается и кто нас освобождает. И кстати, я не помню, чтобы за все это время я посмотрел на себя в зеркало. Хотя в доме, где мы жили, зеркало было. Но у меня ни разу не возникло желания увидеть: какой я? Я не хотел этого. Много мертвых людей. Легкость смерти. Смерть — как ерунда, как выкурить сигарету. Были в те времена и пострашнее места, чем Бершадь. У нас все-таки существовали хоть какие-то возможности выжить. Но все равно переход от жизни к смерти был совершенно пустяковый… Вот часто говорят, что советская власть и фашисты — что-то одинаковое. Сталин и Гитлер и правда имеют очень много схожих черт. Но я никогда не забуду, что нас освободил советский, русский солдат. Мы стояли измученные, грязные и смотрели на советский танк, который въехал прямо в гетто. Он остановился, из башни высунулся молодой танкист и спросил: "Ну что, жиды, живы? Он сказал его так добродушно! Себя я не помню особенно радостным, но помню, что вокруг были такие счастливые люди! Можно говорить про советский строй все что угодно, но то, что Красная Армия освобождала гетто и концлагеря, в том числе и Освенцим, забыть нельзя. Конечно, если вспомнить о том, на какие жертвы ради победы пришлось пойти народам СССР, складывается очень неблагоприятное впечатление от тех, кто стоял во главе страны, во главе армии. Но когда вспоминаешь конкретный факт, то отбрасываешь свое знание и понимание истории. И остается только один образ: советский танкист, который освободил нас. В тот день закончилось наше горе. И началась другая жизнь. Я вернулся в Дондюшаны, соседи, которые забрали наши вещи, принесли их обратно. Некоторые пользовались нашими подушками, одеялами, простынями — они выстирали их и вернули.

Когда немцы захватили Дондюшаны, его семья была направлена в гетто. Оно располагалась в местечке Бершадь, до которого колонна евреев шла пешком больше двух недель. В гетто семья Александра жила в холодном и сыром подвале. Вскоре он потерял 12 родственников, среди которых была мать, бабушка и младший, еще грудной братишка. Нацисты морили людей голодом, ставили над ними эксперименты. До освобождения дожил лишь он и отец. Впоследствии о своем пребывании в фашистском гетто Александр напишет книгу воспоминаний «Детство и смерть». После войны он вместе с отцом возвратился в родные Дондюшаны. Окончив школу, Гельман перебрался в украинские Черновцы, где поступил в училище. До армии он успел поработать наладчиком станков на чулочной фабрике города Львова. Службу Александр проходил на Камчатском полуострове и в Севастополе. После армии Гельман устроился фрезеровщиком на завод «Электроточприбор» в Кишиневе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий