Миссия «Артемида-1» стартовала 16 ноября 2022 года и продлилась 25 суток. В рамках тестовой миссии "Артемида 1" космический корабль Orion в непилотируемом режиме должен направиться к Луне и пробыть на орбите несколько недель. Сначала миссия «Артемида-3» с посадкой астронавтов на Луну стояла на 2024 год, сейчас говорят, что не ранее 2025. Экипаж "Артемиды-2" не сможет наслаждаться своей миссией так долго; вторая лунная экспедиция "Ориона" продлится чуть более 10 дней. Собранные во время миссии «Артемида-1» данные помогут агентству NASA успешно провести другие этапы космической программы по возвращению людей на Луну.
Миссия “Артемида-1” завершена
Он пробудет на орбите земного спутника несколько недель, а затем вернется на Землю и приводнится в Тихом океане 11 декабря. Нынешний запуск — тестовый, перед тем как этот полет повторят астронавты NASA. А в 2025 году будет запущена миссия "Артемида-3", в ней американцы планируют высадить астронавтов на поверхность Луны.
Предполагалось, что менее чем за пять лет NASA успеет подготовить пилотируемый орбитальный облет Луны, начать строительство международной окололунной станции Gateway и, собственно, впервые в истории отправит женщину на Луну. Почему были заданы такие временные рамки, понятно — виной всему политика. Дональд Трамп надеялся переизбраться в 2020-м, и 2024 год пришелся бы на конец его второго срока. Если бы удалось реализовать лунную программу, то Трамп ушел бы с поста в лучах славы, а если бы реализовать проект вовремя не удалось, то это стало бы уже головной болью его преемника. А чтобы программа обошлась дешевле, использовать готовые или находящиеся в разработке технологии. Тем более что к 2019 году уже практически был готов космический корабль «Орион», изначально предназначенный для межпланетных миссий. Создание «Ориона» началось еще в 2006-м при президенте Буше-мл. Итогом этой программы должны были стать пилотируемые полеты и высадка на Луну, а затем на астероиды и Марс.
Вообще в последние десятилетия наблюдается такая тенденция: американские президенты-республиканцы затевают масштабные межпланетные проекты, а демократы больше склонны к космическим программам, нацеленным на изучение Земли, ее атмосферы и климатических изменений. Заехав в Белый дом, новый лидер меняет «космический курс» предшественника зачастую на 180 градусов. Вот и с «Созвездием» произошло именно это. Занявший президентское кресло в 2009 году Барак Обама фактически закрыл программу, сохранив лишь несколько проектов, слабо связанных друг с другом их не стали сворачивать, поскольку работы уже шли и не довести их до конца было бы неправильно. Обама предложил упростить корабль, сделав его чем-то вроде «спасательного плота» для Международной космической станции. Идея достаточно спорная, особенно если учитывать стоимость корабля. Увы, но сроки, как это часто бывает, поползли «вправо». Кораблю требовались доработки, восемь миллиардов долларов закончились, проекту было выделено дополнительное финансирование. Но зато «Орион» практически готов к финальному испытанию — полету в космос без экипажа, а затем, в случае удачи, и с людьми на борту. Сегодня «Орион» — это вызывающая меньше всего опасений часть проекта «Артемида».
Закрытая Обамой программа предполагала создание сверхтяжелых ракет «Арес-1» и «Арес-5». Именно они должны были выводить «Орион» в космос. Работы над ними прекратили в 2009-м, но спустя два года, в 2011-м, вытащили проекты «из-под сукна».
Нахождение на этой орбите позволило оценить возможности корабля и протестировать его системы на большом расстоянии от Земли. США намерены вновь высадить астронавтов на Луне Цель лунной программы "Артемида" - возвращение астронавтов на Луну спустя полвека после прошлой миссии под названием "Аполлон" Apollo , а также строительство окололунной станции и подготовка условий для возможной колонизации Луны в будущем. Пилотируемый корабль должен будет облететь спутник Земли, после чего приводнится в Тихом океане. В рамках миссии "Артемида-3", намеченной на 2025 год, американские астронавты должны будут вновь высадиться на поверхность Луны.
Именно на основе «Аресов» и сложилась концепция SLS. Предполагалось, что эта сверхтяжелая ракета-носитель будет стоить относительно дешево, а на ее создание не уйдет много времени. Ради снижения цены под SLS даже не стали разрабатывать новый двигатель.
Вместо этого ракета использует четыре двигателя RS-25, которые ранее применялись на космических шаттлах. Собственно, для первых миссий предполагается использовать двигатели из запасов, оставшихся от шаттлов, а дальше наладить новое производство. Созданием SLS занимается компания «Боинг».
И, как многие проекты этой корпорации в последнее время, ракета тоже стала очень проблемной. Первый полет был запланирован на 2017 год, однако постепенно сроки начали сдвигаться, и к концу 2021-го ни одного пуска так и не произвели. Цена ракеты многократно выросла, и от предполагаемой «дешевизны» не осталось и следа.
Чтобы успеть к обозначенному ранее 2024 году, у «Боинга» практически не осталось времени. Шансов, что SLS без проблем выполнит две миссии одну беспилотную, одну пилотируемую , предшествующие полету на Луну, практически нет. Но, что еще важнее, Falcon Heavy уже летает.
Да, эта ракета маловата для лунных миссий, ее теоретическая грузоподъемность 66 тонн реальная, скорее всего, немного ниже , однако критиков это не смущает. Посадочный модуль из будущего Но если ракета все-таки может полететь, а корабль уже готов, то с посадочным модулем все гораздо сложнее. Однако из-за недостатка финансирования была выбрана только одна компания, при этом решающим аргументом стала цена.
Blue Origin подала в суд, но тот постановил, что NASA в своем праве, а Джеффа Безоса обвинили в том, что он сутяжничеством затягивает реализацию программы «Артемида» Космическая гонка 2. При этом модуль будет не привычно небольшой, как в программе «Аполлон», а огромный, размером со «Старшип», то есть практически 50 метров в высоту. Даже если прикинуть очень приблизительно, у компании SpaceX, для того чтобы создать лунный посадочный модуль из Starship, впереди еще очень много сложнейших технических задач.
Дело в том, что для заправки модуля на орбите требуется дополнительное топливо, которое может быть доставлено только при помощи «Старшипов»-заправщиков. Называлось разное количество запусков для заправки, сейчас считается, что их должно быть от 4 до 14. Вот и получается, что, для того чтобы использовать лунный посадочный модуль для миссии «Артемида», SpaceX требуется: Запустить на орбиту «Старшип», а затем вернуть его на Землю.
Миссия «Артемида-1»: Orion впервые показал видео Луны
Миссия «Артемида 1» должна была начаться в августе, но запуск был перенесен из-за утечки жидкого водорода во время заправки первой ступени ракеты-носителя SLS. США отправили на Луну сверхтяжелую ракету SLS в рамках миссии «Артемида». Ожидается, что "Артемида II" проложит путь для миссии "Артемида III" позже в этом десятилетии, которая, как пообещало НАСА.
Неспокойно синее море: Почему пуски ракет с мыса Канаверал почти всегда переносятся
Сразу после сброса модуля Orion совершил манёвр по выходу из атмосферы, чтобы приземлиться как можно ближе к побережью США. В будущем такой манёвр уменьшит перегрузку для астронавтов за счёт постепенного повышения ускорения, что сделает возвращение на Землю более безопасным и плавным, поясняют в НАСА. После этого «прыжка» Orion вошёл в атмосферу Земли. На высоте 8 км он начал раскрывать парашюты: три небольших парашюта помогли отделиться крышке переднего отсека, два тормозных парашюта замедлили и стабилизировали модуль экипажа. Персонал прошёл подготовку, включая репетиции на воде и несколько симуляций. Его задача — вернуть Orion на берег и попытаться выловить парашюты и крышку переднего отсека.
После того, как Счётная палата отклонила протесты, Blue Origin подала в суд на НАСА из-за присуждения награды, и НАСА согласилось прекратить работу над контрактом до 1 ноября 2021 года, пока судебный процесс продолжался. В марте 2022 года компания объявила, что разрабатывает новые правила устойчивости и проводит как модернизацию Starship HLS вариант в рамках первоначального контракта с SpaceX , так и новые конкурирующие альтернативные конструкции. Это произошло после критики со стороны членов Конгресса по поводу отсутствия избыточности и конкуренции и побудило НАСА обратиться за дополнительной поддержкой [20]. Запуски[ править править код ] Первоначально запуск « Artemis 1 » был запланирован на конец 2021 года, но дата запуска была перенесена на 29 августа 2022 года [21]. Проблемы с двигателем вызвали задержку этой даты.
Следующее окно запуска — 3 сентября [22]. Запуск 3 сентября также перенесли из-за проблем с утечкой жидкого водорода при заправке топлива в основную ступень ракеты [23]. Инженеры пытались загерметизировать восьмидюймовую трубу, но утечка повторилась еще трижды [24]. Следующие возможности запуска — 5 и 6 сентября, после чего текущий период запуска закрылся до конца сентября [25].
Несколько дополнительных тестов осталось на время после приводнения. НАСА запустило лунную миссию «Артемида-1» 16 ноября. Запуск прошёл успешно несмотря на то, что ранее его неоднократно откладывали из-за неполадок.
На 11-й день полёта Orion преодолел рекорд дальности полёта космического корабля 434,5 тыс. Рекорд в 400 171 км был установлен во время миссии «Аполлон-13» в 1970 году.
Тогда она находилась примерно в 170 километрах от кратера Шеклтона, расположенном на южном полюсе Луны. На нем можно увидеть формацию, известную под названием массив Малаперта. Ее вершина выбрана в качестве одного из возможных мест посадки экспедиции «Артемида III».
Космический корабль «Орион» облетел Луну и вернулся на Землю — все, что нужно знать
В настоящее время продолжаются испытания, чтобы понять, как теплозащитный экран будет работать при различных траекториях входа в атмосферу для Artemis II. Как только причина будет установлена, NASA повторно определит наиболее безопасную траекторию возвращения. Этот процесс может включать в себя изменение профиля входа в атмосферу или, возможно, даже перепроектирование теплозащитного экрана для последующих миссий Artemis.
Но вы спросите, а почему же нельзя было использовать старые ракеты Saturn-5, ведь на них уже летали, и делали это успешно! Это справедливый вопрос, правда Saturn разрабатывался в 1960-х, совсем по другим стандартам безопасности.
Каждый конкретный двигатель F1 от ракеты подстраивался и правился отдельно, проходил сотни часов проверок и модернизаций, а сама программа только по двигателям стоила около 4 млрд долларов. Так что это не совсем вариант. Так и родилась самая мощная ракета в истории, под названием SLS. И на самом деле параметры этой ракеты поражают.
Гигант высотой почти 100 метров и массой перед запуском около двух с половиной тысяч тонн! С тягой почти под 39 меганьютонов и способностью выводить на низкую околоземную орбиту до 130 тонн груза. Для сравнения это больше чем будет способен выводить Starship! Ну и вы вообще посмотрите на эту красавицу!
Это же что-то невероятное! А когда она полетит… Первый, тестовый полет который был намечен на 19 сентября этого года. Однако, из-за утечки в двигателе запуск был перенесен и теперь дата нового запуска назначена на 14 ноября. Критика Артемиды Но не обошлось без критики программы и большая ее часть была направлена именно на SLS!
Люди начали задавать справедливые вопросы — зачем вообще нужно было создавать этого монстра, если мы уже во всю видим успехи частной космонавтики по всему миру. Элегантные Falcon 9 от SpaceX уже вовсю летают и даже умеют возвращаться на Землю! А SLS — это как неповоротливый монстр из прошлого. Мало того, что эта ракета абсолютно одноразовая, так еще и каждый запуск стоит баснословных 4 млрд долларов!
Это в десятки раз больше чем запуски Falcon-9! И явно будет сильно дороже чем запуски Starship! Кроме того на протяжении всей разработки были проблемы то с двигателями, то с баками. И вот из последнего перенос запуска, ну и проблемы с самим финансированием конечно же.
В общем, никто не понимал зачем нужен этот франкенштейн, когда по всему миру, как грибы после дождя, начали появляться частные ракеты. Но ответ мы уже в общем то дали. В общем, SLS наконец-то создали, испытали и вот уже готовы к запуску первой миссии. Давайте же теперь посмотрим на планы и на то как вообще будет выглядеть сама программа.
Итак, программа Артемида или Artemis: сейчас запланировано 6 запусков SLS в рамках программы, а сами запуски расписаны до 2028 года. После первого пуска, нас ждет долгая тестовая миссия под названием «Артемида-1» длиной в пару месяцев. В рамках нее модуль должен выйти на орбиту Земли, потом долететь до Луны, выйти на ее орбиту и дальше успешно вернуться на Землю.
Выявленные проблемы не помешают реализации этих планов.
Согласно графику подготовки новой миссии, центральный блок ракеты SLS должен быть доставлен из сборочного цеха Мишу в Луизиане на космодром во Флориде в июне или июле этого года. Это даст НАСА определенный запас времени. Интеграция возвращаемой капсулы и служебного модуля второго «Ориона» запланирована на июнь. К первому кварталу 2024 года начнется установка корабля на ракету-носитель.
Экспедиция «Артемида-3», целью которой является высадка на поверхность Луны, должна стартовать приблизительно через год после второй миссии. Однако реальные сроки полета будут зависеть от готовности остальной инфраструктуры и техники, включая лунный «Старшип» и специальные лунные скафандры, за разработку которых отвечает Axiom Space.
США намерены вновь высадить астронавтов на Луне Цель лунной программы "Артемида" - возвращение астронавтов на Луну спустя полвека после прошлой миссии под названием "Аполлон" Apollo , а также строительство окололунной станции и подготовка условий для возможной колонизации Луны в будущем. Пилотируемый корабль должен будет облететь спутник Земли, после чего приводнится в Тихом океане. В рамках миссии "Артемида-3", намеченной на 2025 год, американские астронавты должны будут вновь высадиться на поверхность Луны.
NASA показало возможное место посадки лунной экспедиции «Артемида III»
Однако он всё же сорвал с корпуса часть слоя герметика. Кеннеди 4 ноября 2022 года и пережили там бурю. Несмотря на все опасности, руководство агентства решило не убирать ракету стоимостью более четырёх миллиардов долларов США со стартового стола. Запуск миссии изначально планировался на февраль 2022 года, но затем его неоднократно переносили : из-за технических неполадок и неблагоприятных погодных условий. После успешного завершения этой миссии НАСА перейдёт к следующим этапам пилотируемых исследований дальнего космоса. Также позднее планируется, что астронавты приступят к строительству и испытаниям систем на орбите Луны , необходимых для последующих миссий на её поверхности. Второй старт отправит экипаж по другой траектории и позволит проверить критически важные системы "Ориона" с людьми на борту. Ракета SLS к этому моменту также будет отличаться от начальной конфигурации. Сегодня она может отправить на Луну более 26 тонн груза, а в окончательной конфигурации её полезная нагрузка будет увеличена до 45 тонн.
Недавно стартовала первая фаза миссии «Артемида-1», в связи с этим планетолог из Университета Центральной Флориды рассказал, с какими проблемами столкнутся будущие колонизаторы Луны Филип Мецгер, планетолог из Университета Центральной Флориды, с 1997 года изучает влияние межпланетной пыли. По его утверждению, она угрожает будущему миссии «Артемида-1», пишет информационное агентство «Хайтек». Дело в том, что лунная пыль состоит из крупных и мелких частиц.
Позже NASA объявило, что все четыре солнечные батареи корабля успешно раскрылись. We are going. Artemis I begins a new chapter in human lunar exploration. На ракете-носителе и космическом корабле установлено 24 камеры для документирования основных событий миссии, включая старт, подъем, развертывание солнечных батарей, внешние проверки ракеты, посадку и восстановление.
Капсула экипажа оснащена теплозащитой и рассчитана на пребывание четырёх астронавтов в течение 21 дня свободного полёта без стыковки с другими кораблями или орбитальными станциями. Масса капсулы составляет 10,4 тонны, объём обитаемого пространства - 9 м3. В нём находятся двигатели, запасы воздуха и воды, а также аккумуляторные батареи и солнечные панели. Сама же ракета SLS - самая грузоподъемная в мире. На низкую околоземную орбиту ракета этой модификации способна доставлять до 95 тонн полезной нагрузки, включая разгонный блок, который фактически можно считать третьей ступенью.
NASA показало, как космический корабль «Орион» полетел к Луне - видео миссии Artemis I
Из похожих букв у специалистов NASA собрать миссию «Артемида» тоже не получалось. Точное время миссии «Артемида-1» составило 25 дней, 10 часов и 54 минуты. Последние новости» Спорт» Великое лунное возвращение: НАСА объявило имена астронавтов миссии «Артемида II».
НАСА запустит лунную миссию «Артемида I» на своей самой мощной ракете
Летные испытания "Артемиды-1" представляют собой беспилотный полет вокруг Луны, который проложит путь к полетам с экипажем и будущим исследованиям Луны человеком в рамках. Таким образом первый полет к Луне корабля в беспилотном варианте в рамках программы «Артемида» полностью завершен. Первая в серии миссий, которые постепенно будут становиться сложнее, "Артемида-1" позволит протестировать дальний полёт без экипажа. Предполагается, что «Артемида-2» доставит людей на орбиту Луны в 2024 году, а затем первые астронавты высадятся на спутник во время миссии «Артемида-3» в 2025-м.