Целью составления бизнес-плана выступает подтверждение успешности бизнеса и объективности запрашиваемой владельцем стоимости. Чтобы составить Бизнес-план необходимо определить содержание и структуру, чтобы все было включено и понятно.
Бизнес-план: как оценить потенциал новой идеи и возможность создания бизнеса
Сколько человек будет работать, или вы планируете справляться со всем сами. Таких нюансов очень много. И учесть всё без предварительного составления бизнес-плана, как и в любом другом виде бизнеса не выйдет. Скачать бизнес-план автомойки 114 КБ Бизнес-план кофейни Кофе — один из самых продаваемых товаров в среде общепита. Посмотрите на любую точку - кафе, закусочная, пекарня, островок в ТЦ, суши-бар — везде помимо основных блюд есть кофе. Форматы продажи кофе — абсолютно разные, начиная вендинговыми аппаратами, заканчивая профессиональными кофейнями с большим ассортиментом зернового кофе и десертами. Но открыть кофейню совсем непросто. Как вы уже догадались, они есть на каждом углу в каждом районе.
А тем временем хорошая кофейня требует не только профессиональных навыков у сотрудника, который будет варить кофе, но и немалых вложений, да и вообще учесть всё, что может вывести его на такой уровень, который выделит ваше заведение из ряда подобных. А сделать это без плана, даже если у вас есть мега-идея, не получится. Скачать бизнес-план кофейни 228 КБ Бизнес-план парикмахерской Ранее мы рассматривали план открытия салона красоты. И правильно там заметили, что индустрия эта имеет множество ответвлений. Основная ветка — парикмахерские. Которые, в свою очередь сейчас разделились ещё и на барбершопы. Тем не менее, хорошая парикмахерская, нацеленная не на бизнес-класс, а не обычных среднего уровня клиентов, которые будут ходить за приемлемые цены к вам каждый месяц, способна приносить достойную прибыль любому ответственному предпринимателю.
Но как и в других сферах, ни одна парикмахерская не выйдет в зону окупаемости без предварительного понимания того, где она будет располагаться, на кого будет рассчитана, сколько потребуется в неё вложить, какова будет ежемесячная прибыль и окупиться ли дело конкретно в данном месте и с такой структурой. Скачать бизнес-план парикмахерской 192 КБ Бизнес-план фермерского хозяйства Фермерство никогда актуальности не теряло. Просто было не так заметно, особенно когда бум случился у мелкого городского бизнеса. Но сейчас всё меняется. И на эту ветвь индустрии бизнеса начали обращать внимание даже городские предприниматели. Потому что стали появляться новые виды магазинов, стали популяризироваться экологические продукты. Да и государство продолжает поддерживать тех, кто пытается развивать именно эту отрасль.
Но бизнес такой далеко нелегкий, даже с учётом льгот и субсидий, выделяемых сельскому хозяйству. И как раз в связи с этими двумя факторами, составление бизнес-плана здесь как нигде актуально. Потому что инвестором такому бизнесу может выступать государственный бюджет. А для получения инвестирования придётся очень грамотно и правильно всё оформить. Да и в любом случае, даже если вы не нацеливайтесь на субсидирование, составление инструкции себе самому избавит вас в будущем от множества неожиданных проблем и поможет в решении вопросов. Скачать бизнес-план фермерского хозяйства 182 КБ Бизнес-план гостиницы Гостиничный бизнес сам по себе — сложная структура. Здесь нужно знать множество моментов, учитывать кучу нюансов — начиная с сезонности, заканчивая средним количеством приезжих, которым потребуются ваши услуги.
Маркетинговую стратегию создавать сложно, потому что нужно понимать, на какую территорию должна распространяться реклама, ведь основой вашей аудитории станут туристы. А вкладывать деньги впустую, или охватывать по-максимуму — не вариант. Для этого и нужно составлять чёткий, продуманный бизнес-план с обоснованными данными и исследованиями по рынку.
Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят.
Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее. Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.
Длинное описание всем известных и понятных услуг или продукции.
Когда перечисляете управленцев, не забывайте описывать их вклад в развитие вашего бизнеса. Он может быть как финансовым, так и интеллектуальным или вещественным. Например, это могут быть технологии, программное обеспечение, идеи, пр. Описывая локацию, расскажите о потенциале района, насколько он проходимый если это имеет значение для бизнеса.
Опишите, где находится центральный офис, склад, магазин, шоурум, пр. Важно, кто живет в этом районе, его удаленность от центра, насколько развита инфраструктура. Также стоит указать, какое оборудование у вас уже есть, какое стоит докупить, как можно улучшить производственные процессы, за счет чего. Раздел 2. Анализ рынка Невозможно выйти на рынок, предварительно не проанализировав его.
Перед тем как составлять бизнес-план, необходимо провести исследования той отрасли и ниши, в которой вы хотите работать. В данном разделе стоит предоставить такие данные: описать, как развивалась отрасль с учетом специфики локального рынка; перечислить основные факторы, которые влияют на развитие выбранной отрасли; указать, какие категории и товары вы собираетесь производить; перечислить возможных поставщиков и покупателей; указать лидеров отрасти, а также прямых конкурентов; описать основные тенденции развития отрасли; предоставить объем отрасли, выразив его в денежном эквиваленте; описать, какие маркетинговые стратегии используются в отрасли. Стоит найти похожий бизнес в своем регионе и проанализировать его.
Завершает бизнес-план конкретный вывод, который показывает рентабельность и целесообразность реализации инвестиционного проекта. Цели и принципы составления инвестиционного бизнес-плана Основным назначением и задачей инвестиционного бизнес-плана является целостная системная оценка условий, перспектив, экономических и социальных результатов реализации проекта. Бизнес-план необходим для: Инвестора, поскольку позволяет определить экономическую целесообразность вложения средств; Органов управления осуществлением инвестиционного проекта, так как с его помощью вырабатывается программ действий и руководство процессом реализации; Кредиторов, так как принятие решения о кредитовании проекта происходит после оценки эффективности бизнес-проекта и возможностей возврата заемных средств; Органов государственного управления, поскольку бизнес-план позволяет регулировать и контролировать экономические отношения в области льготного кредитования и бюджетного финансирования проектов. Основным требованием, предъявляемым к инвестиционному бизнес-плану, является обеспечение полноты информации, которая содержится в нем. Кроме того, все данные и расчетные показатели должны быть достоверными.
Принципы составления инвестиционного бизнес-плана: Наличие объективных и надежных входных и выходных данных; Наличие необходимых и достаточных параметров выходной и промежуточной информации для принятия рациональных решений по бизнес-проекту на всех этапах его реализации; Комплексный и системный подход к рассмотрению влияния факторов и условий на реализацию и итоги инвестиционного проекта; Краткость. В обычных случаях инвестиционный бизнес-план должен состоять из 15-20 страниц, проект по сложным сферам бизнеса может достигать 40 страниц. Основной текст должен содержать только итоговые данные и показатели, а обосновывающие материалы следует располагать в приложении; В бизнес-плане следует выделять привлекательные и доказанные преимущества проекта; Недопустимы общие и неконкретные формулировки, приукрашивания и искаженная интерпретация данных, оказывающих влияние на принятие решения по бизнес-проекту. Состав инвестиционного бизнес-плана и степень его развернутости зависят от масштабов инвестиционного проекта, а также сферы бизнеса. Структура бизнес-плана для инвестора Инвесторы неоднородны в своих требованиях: Стратегическим инвесторам важны потенциал роста выручки, рентабельность, доходность, окупаемость — показатели, которые используются для сравнительного анализа. Если доходность проекта выше аналогов, это весомый аргумент для принятия решения об инвестировании. Для банков первостепенны условия возврата кредитов сроки, возможности рефинансирования ; покрытие рисков и обеспечение залоги, поручительства, гарантии. Среди финансовых показателей — коэффициенты ликвидности, платежеспособности, автономии, специфические отраслевые показатели — такие, как LLCR для жилого строительства.
В зависимости от важности информации для определенного инвестора в содержании бизнес-плана вносятся акценты. Рассмотрим структуру бизнес-плана по методике SCORE — некоммерческой организации бизнес-наставников, ресурсного партнера Управления по делам малого бизнеса США, рекомендованную для стартапов. В качестве примера используем бизнес-план строительства загородного отеля, для финансирования которого планируется привлечь соинвестора. Основные разделы бизнес-плана:.
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы
В бизнес-план вносят всю полезную информацию — даже секретную или неприятную. Внешний бизнес-план нужен, чтобы привлечь финансирование: взять кредит в банке или получить деньги от инвестора или государства. Он существенно короче: в него включаю только ключевую информацию, цифры и выводы. Инвестор или банк легче дадут деньги, если увидят, что владелец бизнеса внимательно проанализировал рынок, просчитал экономику и точно знает, как на этой идее можно заработать. Как составить бизнес-план Бизнес-план нужно писать так, чтобы он был удобен руководителю. Вот какие разделы можно включить в документ: Резюме или титульный лист — краткое описание проекта. На нем указывают ключевые цифры и чем бизнес будет заниматься. Дорожная карта — план по запуску проекта со сроками работы над каждой задачей. Это поможет не растягивать запуск надолго. Анализ рынка и конкурентов — в каком состоянии рынок, каков его объем.
Важно понять, можно ли их увеличить и как это скажется на бюджете компании. Техника будет скорее простаивать, чем работать. Если бизнес новый, оцените, какие ресурсы вам потребуются и в каком количестве. От формы и некоторых других факторов зависит налоговая база, которую закладывают в стоимость продукции. У систем налогообложения много нюансов. Если вы сомневаетесь, лучше проконсультироваться со специалистом или нанять сотрудника, который будет вести бухгалтерию. Некоторые банки создают специальные предложения с ведением онлайн-бухгалтерии. Описание команды Важно указать, кто будет занят на проекте, как распределятся роли. Это поможет выстроить бизнес-процессы, исключить ненужные задачи. Также станет понятно, хватит ли у компании своих ресурсов или нужно искать сторонних исполнителей. Так, можно привлечь специалистов на аутсорс или пополнить собственный штат. В последнем случае для оптимизации зарплатного фонда просчитывают, достаточна ли будет загрузка новичков на старте проекта и после его запуска. Операционный план Описывает пошаговый список действий, которые должны привести компанию к её цели. Здесь же можно отметить примерные расходы. Например, бюро переводов планирует открыть отдел, специализирующийся на китайском языке. Для этого нужно: Найти переводчиков-китаистов. Обратиться на сайты по поиску работы, в группы китаистов в соцсетях и на другие ресурсы. Сумма на поиск в течение месяца — 20 000 рублей. Укомплектовать штат специалистами в нужных тематиках — общей, деловой, юридической, медицинской и других. Необходимы переводчики устные, письменные, синхронисты. Запустить рекламную кампанию об открытии китайского отдела для поиска клиентов. Месячный бюджет — 50 000 рублей. Маркетинговый план Отражает онлайн- и офлайн-активности по продвижению проекта. Например, бюро переводов может запустить таргетированную рекламу, дать объявления в группы поиска переводчиков. Полезно прислать коммерческие предложения туристическим компаниям, и организациям, специализирующимся на приёме бизнес-делегаций. Финансовый план Здесь представляют финансовую модель будущего проекта. Для простоты расчётов примем: В первый месяц на отдел китаистов компания потратила 45 000 рублей. Во второй — 935 500 руб. С третьего месяца расходы на отдел составили 928 500 руб. Только зарплатный фонд. Помимо этого, нужно учесть стоимость аренды, коммунальных услуг, техники для сотрудников. В первый месяц также потребовалось оборудовать 5 рабочих мест — 255 000 рублей. Допустим, стоимость перевода одной страницы текста на русском языке — 700 рублей, устный перевод — 1500 рублей за час. Если у компании равное количество устных и письменных переводов, то в среднем условная единица перевода стоит 1 100 руб. Чтобы окупить первый и второй месяцы, потребуются еще 56,5 и 178 условных единиц на сотрудника. Скорее всего, в первые месяцы полноценной загрузки у специалистов не будет, так как компании нужно время на поиск новых клиентов. Это также нужно заложить в бизнес-план. Главная задача документа — показать, смогут ли сотрудники впоследствии переводить больше 176 условных единиц плюс окупить первые месяцы работы. Отсюда будет следовать прибыльность отдела для компании. Прогнозы Раздел объединяет перспективы развития как проекта, так и рынка в целом.
Составляется подробное описание перспектив их развития. Приводятся подробные расчёты финансовых показателей, описывается структура компании, направление её деятельности, партнёрские связи. Описание товара или услуг. Раздел включает сведения о предлагаемой предпринимателем продукции или услугах, с которыми он выходит на рынок. Сюда относится наименование продукта, характеристики, область его применения, изучается конкурентоспособность, сертификаты, лицензии. Анализ рынка и маркетинг. Следует подробно описать рынок сбыта. В этом блоке бизнес-плана UNIDO приводится анализ конкурентов, их сильные, слабые стороны, маркетинговые исследования, перспективы развития. План производства. Указывается географическое положение компании, наличие транспортного сообщения, коммуникаций.
Где и как вы будете проводить расчеты — Excel, онлайн-калькуляторы, Project Expert, или закажете сбор аналитики у компании, которая подготовит для вас все необходимое. Написание бизнес-плана. Далее решите, какой вид бизнес-плана вам нужен, и выберите вариант оформления. Титульный лист Это, можно сказать, обложка вашего документа, поэтому титул необходимо заполнить аккуратно и правильно. На титульном листе нужно указать: Полное название проекта. Наименование организации, которая будет использовать и реализовывать план. Местоположение компании. Контактные данные — номер телефона, электронная почта. Сведения о руководителе компании или составителе документа. Дата создания бизнес-плана. Чтобы сразу заинтересовать инвесторов, добавьте: Время окупаемости проекта. Объем финансовых вложений в реализацию проекта. Пример данных, которые важно указать: Пример данных, которые нужно указать в титульном листе Вариант оформления документа в Microsoft Word, показывающий, как можно разместить информацию на первом листе. Пример, как разместить информацию на титульном листе Меморандум о конфиденциальности Здесь добавляют информацию об авторском праве и разрешении либо запрете копировать содержимое документа и размещать данные в других источниках. Пример оформления меморандума о конфиденциальности. Пример оформления меморандума о конфиденциальности После данной информации можно разместить содержание документа со всеми пунктами и подпунктами. Резюме Это сжатая информация о проекте, которая собирает краткие выжимки из всех разделов бизнес-плана. Именно по этой странице у инвесторов формируется полное представление о проекте. Резюме пишут в последнюю очередь, когда у вас уже готовы все описания по проекту, разработаны стратегии и рассчитаны показатели эффективности. Резюме желательно уместить на одну или две страницы, но так, чтобы оно воодушевило другую сторону вложиться в проект. Примерный план резюме — в вашем случае он может отличаться: Цели и задачи проекта. Этапы или шаги по воплощению проекта. Объем вложений. Сроки окупаемости и уровень дохода. Оценка эффективности — итоговые цифры из расчетов. Уделите этому пункту больше времени и представьте данные в формате таблицы или графика. Возможные риски. Главное — не приукрашивайте информацию. Опытные инвесторы наверняка заметят неточность и могут сразу отказаться от проекта, даже не прочитав документ до конца. Пример, как можно заполнить и оформить резюме: Пример бизнес-плана — как оформить резюме Цели В следующем разделе важно отразить ключевые цели, которые вы перед собой ставите. Это может быть деятельность по ведению бизнеса либо конкретный продукт или услуга. Также здесь указывают: Технологические процессы. Их можно отразить схематично — в виде инфографики в майнд-картах , таблицы, картинки, или указать несколько важных пунктов. Более глубокий разбор оставьте для следующих разделов. Преимущества для потребителей с доказательствами: цифры, таблицы, исследования и тому подобное. Кратко и четко. Уникальность проекта.
Как правильно составить бизнес-план
Обычно в инвестиционный бизнес-план заранее включают небольшую долю финансов на этот вид расходов — от 5 до 10 процентов от общей суммы. После титульного листа может быть приведено содержание бизнес-плана, в котором дается перечень того, что будет включено в бизнес-план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Также производственная часть бизнес-плана должна включать в себя подробный анализ себестоимости товаров предприятия. В этом случае бизнес-план – это пошаговая инструкция, которая говорит, что делать сегодня для достижения желаемого. Особенности структуры различаются только в зависимости от стандартов составления бизнес-планов, но в целом любой бизнес-план включает следующие разделы.
Бизнес-план: это..., виды, как составить, чек-лист, пример, ключевые ошибки
бизнес план для малого бизнеса. Составлять бизнес-план можно только тогда, когда вы точно знаете себестоимость продукта. В бизнес-плане стоит написать о том, сколько денег необходимо вложить в компанию, и как быстро вложения окупятся. бизнес план для малого бизнеса. Составлять бизнес-план можно только тогда, когда вы точно знаете себестоимость продукта. Данный раздел бизнес-плана содержит информацию, полученную на основании личных знаний и подробного анализа рынка.
Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению
В этом разделе прорабатываются технические аспекты производства. С помощью финансового плана определяются наиболее эффективные пути использования денежных средств организации. Выводы делаются на основе отчетности, анализа текущей финансовой ситуации, а также прогнозов реализации товаров или услуг. В разделе оценка рисков, как правило, перечисляются все возможные виды рисков, с которыми может столкнуться компания, и рассматриваются способы их снижения. Еще раз подчеркнем, что не существует общего стандарта составления бизнес плана.
Круг задач, для которых составляются бизнес планы, очень широк. Приступая к составлению бизнес плана, помните — главное, чтобы в итоге эта работа помогла Вам достичь поставленных целей.
Как самостоятельно создать хороший бизнес-план: пошаговая инструкция Нужно понимать, что каждый бизнес имеет свою специфику. Поэтому не существует универсального бизнес-плана, который может послужить образцом на все случаи. Однако есть общая концепция составления бизнес-плана, базовая структура, от которой можно отталкиваться. Грамотно составленный бизнес-план должен включать в себя информацию от запуска бизнеса до момента выхода на стабильные показатели, быть понятным тем, кто его прочтет: инвестору, финансисту, партнеру и т. Бизнес-план должен быть емким и лаконичным. Но если в каких-то случаях потребуется раскрыть суть возможных проблем и их решений, можно углубиться и сделать свой бизнес-план более подробным. Оптимальное количество страниц в документе - 40-70.
Они помогут привнести современные методики оценки бизнеса в ваш проект и обеспечат независимое мнение со стороны. Говорите уверенно, подкрепляйте информацию цифрами Помните, если вы говорите уверенно и с энтузиазмом, то всегда будете иметь преимущество. Даже если вы немного ошибетесь в цифрах или забудете что-то рассказать — это будет лучше, чем неуверенная презентация. Однако эта уверенность не должна быть неоправданной. Пусть она исходит от конкретного понимания рыночной ситуации, тенденций развития и четкого владения цифрами. Сделайте бизнес-план лёгким для восприятия Бизнес-план — это документ, содержащий большое количество информации, поэтому он может быть трудным для восприятия, особенно для людей, которые не имели опыта работы в сфере вашего бизнеса. Поэтому, ваша задача — максимально упростить его. Для этого старайтесь использовать больше графиков, картинок, таблиц, эскизов, что поможет представить информацию более наглядно. Следуйте принятой структуре бизнес-плана Помните, что важно придерживаться принятой в бизнес-среде структуры бизнес-плана. Начните с описания вашей компании, потом перейдите к описанию продукта, анализу рынка и финансовым показателям. Если вы пропустите какие-то этапы, то это может негативно сказаться на общем впечатлении инвесторов от вашего бизнес-плана. Участвуйте в разработке бизнес-плана Помните, что не нужно делать бизнес-план «для галочки». Вам нужно обязательно принимать участие в его разработке. Это поможет не только глубже изучить сферу вашего бизнеса и успешно презентовать проект инвестору, но также подготовить руководство по воплощению вашего проекта в жизнь. Поэтому никогда не стоит полностью делегировать работу по подготовке бизнес-плана: всегда проверяйте полученные данные и адаптируйте под своё видение бизнеса. Каждый бизнес индивидуален, поэтому используйте готовые бизнес-планы только в качестве рабочего материала. Планируйте развитие бизнеса поэтапно При создании бизнес-плана важно ставить достижимые цели и планировать развитие бизнеса постепенно. Если вы ставите слишком амбициозные цели и постоянно не достигаете их, то есть риск «перегореть» и отказаться от своей идеи. Помните про важнейшие составляющие бизнес-плана Как отмечают многие эксперты, успех бизнес-идеи зависит от многих факторов. Но одними из наиболее важных являются: Актуальность идеи, Эффективность управления, Финансовые результаты. Если вам удастся объединить эти 4 фактора в вашем бизнес-плане и впоследствии реализовать в бизнесе, то вы заметно повысите ваши шансы на успех. Именно на эти факторы чаще всего обращают внимание инвесторы и именно они помогут вам ускорить реализацию вашего проекта. Заключение Итак, в этой статье вы познакомились с одним из важных инструментов в бизнесе — составлении бизнес-плана. Этот документ поможет вам на первом этапе запуска нового бизнеса. С его помощью вы сможете структурировать ваше видение проекта, поставить измеримые цели и подготовить показатели, которые помогут указать направление развития и оценить успех вашего проекта. Если вы планируете привлечение инвестиций в проект, то бизнес-план — это один из основных способов заинтересовать инвестора вашей идеей. Как правило, адресатом такого бизнес-плана являются частные инвесторы, банки или государственные структуры. Вы можете заниматься подготовкой этого плана самостоятельно, с привлечением ваших сотрудников, делегировать его составление профессионалам или использовать готовый бизнес-план. Многое зависит от масштаба вашего проекта, требований к документу и финансовых возможностей. Перед составлением бизнес-плана обязательно уточняйте, какая структура бизнес-плана является предпочтительной и каким его разделам нужно уделить наибольшее внимание. Не забывайте о советах, которые помогут вам избежать проблем при подготовке и презентации проекта, а также ошибках, которые могут появиться во время подготовки бизнес-плана и реализации вашей идеи. Помните, что бизнес-план — это только один из шагов, который вы совершаете при подготовке вашего проекта. Помимо этого, от вас потребуется много подготовительных действий, прежде чем вы начнете его воплощение. К таким действиям можно отнести: выбор организационной формы и системы налогообложения , регистрацию товарного знака , открытие расчетного счета и т.
Маркетинговый план Маркетинговый план представляет собой детально проработанную стратегию продвижения товара или услуги на рынке, привлечения покупателей и клиентов. Важным источником информации служит маркетинговое исследование рынка, которое проводится с применением современных эффективных методик. В маркетинговом плане приводятся следующие данные: ожидаемый объем продаж с разбивкой по периодам времени; описание путей повышения продаж; система поставок и сбыта продукции; система сервисного обслуживания клиентов; рекламная политика с четкой проработкой всех составляющих; меры по организации контроля за реализацией маркетинговой стратегии. ВАЖНО: При работе по франшизе маркетинговый план обязательно должен быть согласован с маркетинговой стратегией, представленной франчайзером. В большинстве случаев значительная его часть разрабатывается непосредственно владельцем франшизы и адаптируется под индивидуальные особенности конкретного проекта. Производственный план Раздел посвящен мерам и решениям по созданию производства продукции, необходимого для реализации проекта. Эта часть включается в бизнес-план в том случае, если компания или предприниматель, предусматривает ведение производственной деятельности.
Бизнес с нуля: как открыть и с чего начать свое дело
Для получения господдержки. Существуют государственные программы, которые направлены на поддержку малого бизнеса. Такие есть, например, для агропромышленности, туризма и других сфер. Документацию нужно собрать в соответствии с требованиями конкретной программы, в противном случае заявку не примут. Это запасной план на случай тяжёлого финансового положения. Он должен помочь минимизировать ущерб, который возник на фоне резкого падения спроса.
Часто такой план используют предприятия-банкроты и предбанкроты, чтобы показать кредиторам, как компания сможет урегулировать споры с ними в судебном или досудебном порядке. Как написать бизнес-план: пошаговая инструкция Мы рассмотрим стандартную схему составления бизнес-плана. Она подойдёт, чтобы открыть новую компанию или изменить стратегию развития уже существующей. В зависимости от цели предпринимателя, структуру можно менять. Например, если вы собираетесь получать стороннее финансирование, скорректируйте содержание разделов под требования ведомства.
Сначала нужно провести анализ рынка, оценить сильные и слабые стороны бизнеса, продумать финансовую модель и только потом приступать к написанию бизнес-плана. Это можно сделать за 5 шагов. Шаг 1. Анализируем рынок и конкурентов Этот шаг нужен, чтобы понять, есть ли спрос на продукт, и определить ценовую политику. Кроме того, он поможет найти, что упускают конкуренты, чтобы отстроиться от них.
Например, если у другой компании платная доставка, вы можете сделать свою дешевле или бесплатной. Анализ включает два больших этапа: 1. Выход на ЦА. Определите, кому интересен продукт. Для этого проведите опрос потенциальных или уже существующих клиентов.
Например, если вы собираетесь открыть итальянский ресторан в спальном районе, узнайте у жителей, нужно ли им это заведение и какую сумму они готовы заплатить за ужин. После этого составьте демографический портрет клиента: его пол, возраст, хобби, платёжеспособность и прочее. Поиск и изучение конкурентов. Самый простой способ определить конкурентов — через поисковик.
Здесь необходимо обосновать, какую долю рынка сможете занять вы и в какие сроки. Подробно описывается процесс производства и контроля качества, просчитывается себестоимость товара. Организационный план Описывается структура компании: указывают все подразделения, штатное расписание, заработную плату для каждой должности. Маркетинговый план Схема продвижения товара, ценообразования, формат и стоимость рекламы, методы стимулирования потребителей.
Финансовая часть Указывают размер первоначальных вложений и источники финансирования, дают прогноз объёмов реализации. Отражается ожидаемый доход, и на основании этих данных просчитывается срок окупаемости проекта.
Для оценки эффективности проекта значение ВНД необходимо сопоставлять с нормой дисконта Е. Сроком окупаемости "простым" сроком окупаемости; payback period называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый доход в текущих или дефлированных ценах становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Срок окупаемости в соответствии с заданием на расчет эффективности может исчисляться либо от базового момента времени, либо от начала осуществления инвестиций, либо от момента ввода в эксплуатацию основных фондов создаваемого предприятия. При оценке эффективности он, как правило, выступает только в качестве ограничения. Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Потребность в дополнительном финансировании ПФ — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности.
Данный показатель отражает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому ПФ называется еще капиталом риска. Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта ДПФ — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности см. Величина ДПФ показывает минимальный дисконтированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Индексы доходности profitability indexes характеризуют относительную "отдачу проекта" на вложенные в него средства. Они могут вычисляться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются: индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков накопленных поступлений к сумме денежных оттоков накопленным затратам ; индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков; индекс доходности инвестиций ИД — увеличенное на I единицу отношение ЧД к накопленному объему инвестиций; индекс доходности дисконтированных инвестиций ИДЦ — увеличенное на единицу отношение ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций.
Здесь указывают: сколько денег требуется прямо сейчас; какие суммы могут потребоваться в ближайшее пятилетие; как используете деньги.
Финансовый прогноз Вы можете написать бизнес-план без какого-либо раздела, но в таком случае он будет неполноценным В этом разделе предстоит назвать все источники, через которые поступают деньги, а также расходы. Не важно, носят они разовый или постоянный характер, их обязательно записывают. В качестве отрезка, за который нужно проводить расчет, лучше брать период в три—пять лет. Это уместно, если бизнес существует долго. В противном случае возьмите любой доступный срок, по которому можно следить за экономическими тенденциями. Строя прогнозы на будущее, проверьте, чтобы они не конфликтовали, а соответствовали запросам на получение инвестиций. Приложение Добавьте в приложение не вошедшую в другие разделы информацию, молчать о которой невозможно. В него включают: таблицы и диаграммы по анализу рынка; публикации СМИ, в которых фигурирует ваш продукт; сертификаты, лицензии и прочую документацию, разрешающую ведение деятельности; выписки из налоговой и банка; контактные данные.
Дарики — деньги персидской империи — иногда называют первой международной резервной валютой. Другой факт Образцы бизнес-планов В интернете много шаблонов таких документов. Но проблема бизнеса в его неповторимости.
Инструкция по созданию бизнес-плана
Определить положение на современном рынке, возможные перспективы роста; дать оценку поставленным целям ближайшим и на длительный период , способам их достижения, стратегическим и тактическим маневрам. Кроме того, решить кадровые вопросы и назначить ответственных людей за исполнение всех действий в намеченном направлении; грамотно решить вопрос привлечения сотрудников, найти оптимальное соответствие между условиями труда и мотивационными мерами и задачами, стоящими перед предприятием; определиться с выбором приоритетных товаров или услуг, которыми компания будет обеспечивать потребителя; дать грамотную оценку материальному положению дел в структуре, а также спрогнозировать реальность выполнения поставленных задач с учетом финансовых и моральных возможностей организации; продумать план маркетинговых мероприятий, чтобы иметь четкое представление о конъюнктуре рынка. Это позволит выработать правильную схему действий по активизации продаж, проведению рекламных кампаний и т. Работа предприятия будет максимально эффективной, если в процессе бизнес-планирования производства удастся предусмотреть и учесть все возможные форс-мажоры. На каждом предприятии существовал план работ, составленный в соответствии с родом деятельности: по объемам выплавленной стали, заготовленного зерна и прочее. Кроме того, разрабатывались концепции, сформированные по территориальному признаку.
Планированием занимался Госплан СССР, имеющий свои подразделения на республиканском и местном уровне, и министерские комиссии. В целом, очень сложная и путаная система с не всегда понятными принципами подчиненности. Госплан непосредственно контролировал крупнейшие в стране предприятия. В приоритете были политические установки и стремление к высоким показателям вне зависимости от экономической необходимости. Сегодня бизнес строится совсем иначе, задачи и планы намечаются реально осуществимые и целесообразные.
В Советском Союзе главной экономической установкой было выполнение и перевыполнение плана, в который изначально заложены недостижимые показатели. Такой подход ставил руководителей предприятий перед весьма непростым выбором. С одной стороны, за выполнение и перевыполнение норм предприятия и, естественно, их директора удостаивались всевозможных почестей. Но это означало, что на следующий период будут заложены еще более высокие цифры, которых придется какими-то силами достигать. Те, у кого не получилось выполнить запланированное, подвергались резкой критике, однако и увеличение показателей на будущий год им не грозило.
Неудивительно, что многие руководители не очень-то стремились к высоким достижениям. Современные виды бизнес-планирования В современной системе планирования бизнес-планирование может отличаться по некоторым характерным особенностям. Например, если рассматривать с точки зрения гибкости, следует выделить директивное и индикативное планирование. Второй вариант подразумевает схему, когда есть возможность действовать в заданном направлении, но лавировать в зависимости от ситуации без жестких ограничений. Директивный способ отличается четко определенными сверху установками, которые надлежит неукоснительно выполнять.
Существуют различия по горизонту и уровню построения планов. Стратегическое бизнес-планирование.
Они обосновывают эффективность вложения средств в проект и их возвратность; 2. Корпоративный бизнес-план, предназначенный для самой компании. Он является более детальным, объективно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности компании, помогает выявить многие проблемы, связанные с реализацией выбранной стратегии. В результате чего менеджер сможет преодолеть их в будущем, так как будет готов принять правильные решения. Особенность бизнес-плана для инвесторов и кредиторов Наряду с описательной частью, такой бизнес-план обязательно должен содержать в себе финансовую модель проекта, цель, задачи. В России по ряду причин под бизнес-планированием См.
Стратегическое бизнес-планирование , как правило, понимают процедуру составления документа именно такого типа. Особенность корпоративного бизнес-плана Создание корпоративного бизнес-плана — это поэтапный процесс развертывания стратегической цели и задач до конкретных инициатив и мероприятий. При этом обязательно конкретизируется, как менеджмент компании будет их реализовывать, какие методы и технологии будут применяться. Другими словами, корпоративный бизнес-план — это детальная программа сформулированной стратегии компании. Концептуальный алгоритм действий В процессе стратегического планирования топ-менеджмент формулирует стратегию компании. Затем команда, состоящая из топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и рядовых сотрудников, составляет корпоративный бизнес-план, в котором детально описано, как компания будет достигать намеченных целей. Следующий этап конкретная реализация планов, то есть непосредственная работа. Это означает — начинать новый производственный цикл на основе новых параметров, изложенных в бизнес-плане.
Также вы определите оставшуюся без внимания категорию клиентов и выявите свободную нишу. Раздел 3. Описание продукта При составлении бизнес-плана нужно максимально подробно описать свой продукт. Обязательно ответьте на следующие вопросы: что это за продукт; в чём его особенности по сравнению с товарами конкурентов; на какую целевую аудиторию он рассчитан; каким запросам товар будет отвечать; как он дойдёт до потребителя; какие ресурсы понадобятся для производства, хранения и доставки товара если вы будете составлять производственный план, на этой стадии пункт достаточно сформулировать в виде тезиса. Здесь же надо сформулировать цели вашего бизнеса. Это значит, что цель должна быть конкретной specific , измеримой measurable , достижимой attainable , уместной reasonable , ограниченной по времени time-bounded. Пример плохо сформулированной цели: захватить мир, но сначала в ближайшей перспективе сделать свой ресторан главным в регионе.
Пример хорошо сформулированной цели: за первый год работы сделать свой ресторан самым посещаемым в городе и в два раза обогнать конкурентов по количеству гостей в месяц. Чтобы сформировать уникальное торговое предложение, соберите из отзывов о продуктах конкурентов атрибуты качества товара, а также посмотрите, какие его недостатки отмечают покупатели. Учитывайте это при выборе или создании своего продукта.
В этом разделе указывается организационно-правовая форма компании, ее местонахождение, даются характеристики руководителям, описывается работа с кадрами и т. Структура фирмы, как правило, приводится в схематическом виде с отражением взаимосвязей между отдельными подразделениями. Финансовый план Эта часть бизнес-плана является одной из важнейших, привлекающих основное внимание потенциальных инвесторов или кредиторов.
Именно здесь определяется, насколько им может быть интересен проект с точки зрения возврата вложенных средств и получения дохода. В этом разделе характеризуется ожидаемая прибыльность и финансовая устойчивость компании, что также имеет огромное значение при оценке перспективности инвестирования или кредитования. При разработке финансового плана учитывается весь комплекс расходов на запуск бизнеса и осуществление текущей деятельности. В их состав входят, в том числе, расходы на внесение платежей франчайзеру, банковские проценты и т.
Как правильно составить бизнес-план самому?
Иногда бизнес-план составляют для уже существующих компаний, чтобы пересмотреть актуальную стратегию развития: учесть произошедшие изменения, просчитать рентабельность новой бизнес-модели и определить возможности масштабирования. Из каких частей может состоять бизнес-план: краткое описание разделов. Глава “Организационные этапы формирования бизнеса” включает развернутый пошаговый план внедрения проекта. Оганесян рассказал, что бизнес-план имеет структуру, включающую следующие основные разделы. Получите план действий: как подготовить бизнес-план, какие разделы включить. Скачайте инструкции и Excel-модели для бизнес-планирования, а также 13 готовых образцов и примеров бизнес-планов.
Бизнес-план | Что это такое, как составить, пример с расчётами
Обычно структура бизнес-плана включает в себя описание проекта, маркетинговый план, технико-производственный план, финансовый план, описание рисков. Рекомендуемая структура бизнес-плана с краткими рекомендациями по его разработке приведена ниже. Обычно структура бизнес-плана включает в себя описание проекта, маркетинговый план, технико-производственный план, финансовый план, описание рисков.