Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников.
Когда отмечают Рождество Христово в России?
- Главная тема
- Рождество - традиции и история праздника
- О смысле и истории праздника
- Рождество Христово 2024
- Рождество Христово 2024
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
Об истории и традициях праздника, какого числа и как его отметят в России в 2024 году – в материале РИА тво Христово 2024 в РоссииРождество Христово – один из главных христианских праздников. Рождество католическое и православное. Один из самых важных праздников для верующих — Рождество Христово — католики празднуют в ночь с 24 на 25 декабря. 7 января россияне отмечают праздник, от которого ведется современное летоисчисление – Рождество Христово. один из главных христианских праздников, вот только католики и православные отмечают этот праздник в разные дни. Объясняем, почему. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос.
Рождество Христово: когда отмечают, история и традиции праздника
РФ» Для привлечения достатка важно было встречать Рождество в новой одежде, а специальные обряды в хлеву и во дворе должны были обеспечить богатый урожай и приплод скота. Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день. По старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год сегодня это старый Новый год , а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения. Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом.
Сочельник был последним днем Рождественского поста и считался особенно строгим: нельзя было есть «до первой звезды».
Репродукция Sputnik Традиция отмечать Рождество была столь глубока в народном сознании, что советской власти пришлось немало побороться с ней. Поначалу большевики закрывали на нее глаза, и многие продолжали устраивать рождественские елки для детей и подпольно праздновать. В 1929 году Сталин решил усилить антирелигиозную борьбу, запретил празднование и даже упразднил выходной, сделав 7 января обычным рабочим днем. Те, кто продолжал тайно праздновать, рисковали работой и даже свободой. И все же даже в ГУЛАГе люди умудрялись устраивать тихие рождественские вечера и готовить самодельные подарки и открытки. Чтобы порадовать детей, традиция рождественской елки превратилась в новогоднюю елку с пышным празднованием и подарками. Официально Рождество вновь разрешили только после развала СССР, но в уцелевших церквях всегда тайно велись службы. А вот в русском православии сложилась другая традиция: у нас главным религиозным праздником считается Пасха, Светлое Христово Воскресение.
Священники объясняют некое первенство Пасхи цитатой апостола Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» 1Кор. Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января.
Это создает пугающую и мистическую атмосферу. Наиболее распространенное гадание — предсказание по литому воску. Расплавленный воск свечи выливают в сосуд с водой и в образе застывшей фигуры пытаются рассмотреть будущее. Много маленьких капель предвещает деньги, яблоко — здоровье и мудрость, виноград — благополучие в доме, яйцо — новое начинание. Не менее загадочно и интересно гадание на кофейной или чайной гуще. После того, как выпивают напиток, чашку накрывают блюдцем и быстро переворачивают.
В очертаниях пятен, которые образовала гуща, рассматривают будущее. Крест знаменует жизненные трудности, венок — успех, дом — благополучие. История праздника На территории современной России Рождество стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Оно было началом Святок, которые длились до Крещения — 19 января. В эти дни народ прославлял Иисуса Христа, молодежь участвовала в народных гуляниях и гаданиях. В древность популярным обрядом было колядование. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки — обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия.
За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги. В ящике-вертепе при помощи тряпичных кукол разыгрывались сюжеты о рождении Христа. В 1917 году, после Великой русской революции, советская власть запретила празднование Рождества: наряжать рождественские елки, проводить богослужения и упоминать о празднике.
На Рождество принято наряжать ёлку. До революции в России украшали дерево с особым смыслом: на нижние ветки вешали фигурки животных, выше — людей. На самых верхних ветвях располагали игрушечных ангелов, а венчала ёлку звезда — символ света. Так украшение ёлки отражало представление об устройстве мира и месте в нём каждого. О ёлке существует трогательная легенда: когда родился Христос, вся природа пришла поклониться ему. Но ёлка стояла в стороне, поскольку чувствовала себя слишком неказистой. Ей решили помочь другие деревья — и поделились с ней цветами и плодами.
Так нарядная ёлка стала символом праздника. Традиция дарить подарки на Рождество тоже появилась не просто так. Дары друг другу — это воспоминание о дарах, которые принесли волхвы маленькому Христу.
Рождество: история и традиции праздника
Рождество Христово — православный мир отмечает 7 января 06.01.2019, Sputnik Грузия. Рождество – это ежегодный праздник, который отмечают православные христиане всего мира 7 января в честь рождения сына Божьего Иисуса Христа, спасителя людей. самый первый из 12 великих праздников православного календаря. Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день.
Рождество - традиции и история праздника
На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно. Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы.
До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия. Рождество до революции Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью.
Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах.
На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии. Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся.
Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей.
Нужно сделать краткие комментарии по поводу рождественского поста.
Он ведет свое начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников, чтобы в сам праздник причаститься святых таин. Но благочестивое стремление к подвигу поста не ограничивалось одним днем. Из творений святителя Иоанна Златоуста понятно, что в его время Рождественский пост начинался 20 декабря и, таким образом, уже был пятидневным. Некоторые же христиане увеличивали пощение до недели и даже до 21 дня. А затем стали поститься, как и в Великий пост, в течение 40 дней, то есть с 14 ноября. Такой срок встречается уже в Ипотипосисе преподобного Феодора Студита [6].
Хронологическая нестабильность рождественского поста была преодолена патриархом Лукой Хризовергом 1156—1169 , когда было установлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова 40 дней. Святоотеческая экзегеза праздника Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает: «Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа — да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может.
Праздник в западной традиции Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени. По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini — праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества. Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью in посtе ,на утренней заре in аиrоrа и на протяжении дня in diе » [8]. Ее остановка — station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа.
Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря. Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова. Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа Лк. За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается Лк.
За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна 1: 1—18. К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» — вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса Мф. В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель — до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные — бык и осел.
Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. Иконография праздника Рождество Христово.
Фреска Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом — Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии. Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел — как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел — ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис.
В 1858 году случился очень плохой урожай яблок. Тогда стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки. Вот откуда появилась традиция елочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые елочные шары.
Неотъемлемая традиция празднования Рождества — это «рождественские ясли» вертеп , которые изображают сцену рождения Христа. Ясли, созданные в Праге в 1562 году, известны как первые в мире. Долгое время рождественские ясли устанавливали только в церквях, пока аристократические семьи не стали устанавливать их в своих домах, а затем и богатые люди тоже переняли этот обычай. В 19 веке целыми сериями стали выпускать миниатюрные фигурки святых и ангелов.
Это один из главных христианских праздников, который по значимости уступает лишь Пасхе. О том, почему в праздник важна Вифлеемская звезда, как провести ночь перед Рождеством и что поставить на стол на праздничный ужин, расскажет «ФедералПресс». История праздника Согласно Евангелию от Луки, супруги праведный Иосиф и Дева Мария перед рождением ребенка вынуждены были отправиться в Вифлеем, чтобы занести себя в списки подданных римского императора Августа. В самом городе все места оказались заняты, молодым супругам пришлось устроиться на ночлег в пещере для скота. У Марии начались роды. Появившегося на свет младенца Иисуса Христа молодая мать запеленала и положила в ясли — кормушку для скота. Тогда же на небе над Вифлеемом загорелась ярчайшая звезда, на свет которой по велению ангелов устремились пастухи, а затем и волхвы с дарами. Теперь Вифлеемская звезда — один из главных символов Рождества.
Рождество Христово: традиции и история праздника
время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. День Рождества не сразу стал праздником, а вот Вифлеемская звезда стала главным символом, сопровождавшим это событие. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Один из самых важных праздников для верующих — Рождество Христово — католики празднуют в ночь с 24 на 25 декабря.
Рождество Христово: даты, история, традиции
Православные всего мира отмечают 7 января Рождество Христово. Этот день издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Рождество Христово — празднество, которое отмечается в память о пришествии в мир Иисуса Христа, Сына Божьего. Рождество Христово — празднество, которое отмечается в память о пришествии в мир Иисуса Христа, Сына Божьего.