Новости кутья на похороны

В день похорон нужно решить, какие готовят блюда на поминки, как готовить кутью, какие рецепты на поминки подойдут.

Поминальный обед после похорон

  • Почему на поминках едят кутью, символизм каши?
  • Российский мэр похвалил рекламу против COVID-19 о похоронах и поминках: Общество: Россия:
  • Поминки 9 дней: правила поведения
  • Рецепт: Кутья поминальная на

Кутья на поминки – 4 быстрых рецепта

Но девушка рассказала, что услышала от мужчины только категорический отказ. Узнать подробнее Читайте также:.

В компании «Вкусно — и точка» прокомментировали случай в Перми, когда директор филиала в ЦУМе Сергей Пасека не желал дать 19-летней сотруднице Алене отпуск в связи с похоронами дедушки. В ответе на запрос Properm. Мы очень сожалеем о возникшей ситуации и обязательно разберемся в ее причинах.

С момента кончины до сорокового дня родные, особенно близкие — дети, родители — должны читать акафизмы и другие обращения к Богу, заказывать панихиды и сорокоуст в церкви, ставить свечи святым и молиться келейно. Само число девять для христиан считается сакральным и соответствует девяти ангельским чинам. Согласно Священному Писанию, святой апостол Павел видел на небе три иерархии ангелов с тремя чинами низший, средний и высший в каждой. Вот почему родственники устраивают поминки на 9 дней, правила которых подразумевают объединение вокруг общего горя и совместные мольбы.

Как организовать поминки После смерти по душе человека проводят несколько обрядов поминания — на третий день после похорон , девятый и сороковой, затем годину и далее ежегодно в дату кончины. Как посчитать 9 дней для поминок известно практически каждому верующему. Отсчет ведется с даты смерти, каждые новые сутки — новый день. Рассчитывают по порядку, не делая исключений для церковных праздников и библейских дат.

По «мирским» государственным законам расчет также ведется строго с даты наступления смерти, в какое бы время суток она не произошла. По православным правилам, если человек умер после обеда, поминки устраивают через 8 дней.

Рис тщательно промывается, изюм предварительно запаривается кипятком. Отваренный рис промыть, поместить в емкость, добавить в него изюм. Мед нужно подогреть до жидкого состояния, добавить по вкусу к блюду и тщательно перемешать.

Орехи измельчаются ножом, добавляются в блюдо, тщательно перемешиваются. Кутья выкладывается в небольшие пиалы, украшается цукатами, консервированными фруктами, свежими ягодами. Стоит сказать, что добавлять в кутью шоколад и конфеты запрещено. Использовать для приготовления можно только растительные продукты. Для поминальной каши важность составляет выбор риса, который должен быть рассыпчатым и продолговатым.

Удобней всего выбирать пропаренный рис, который при варке не склеивается. Если такой рис купить не удалось, используется стандартный рис, который после варки хорошо промывается. Как проводится обряд после похорон После похорон должен быть организован поминальный обед. За столом предусматривается еще один столовый прибор — это дань уважения, так показывают умершему, что думают о нем, почитают. На столе должна стоять также и фотография покойного.

Один угол внизу перевязывают траурной лентой. Перед фотографией ставят стакан с водой, накрывают хлебом. Иногда оставляют водку в рюмке. Считается, что следует делать по своему усмотрению: если покойный при жизни не употреблял спиртное, в стакане должна быть вода, компот. Также ставят рюмку с алкогольным напитком на могиле.

Поминальный обед Что делать с подношением на 9 и 40 день после смерти Существует несколько вариантов: стакан вместе с содержимым и хлеб ставят после поминок, убирают через три, девять или сорок дней; оставленное подношение должно храниться до момента, когда душа умершего вознесется на небеса — через 40 дней. Есть мнение, что можно доливать водку, если она испаряется. Другие считают это неприемлемым. Когда алкоголь полностью испарится, будет проще решить, куда деть стакан и хлеб. Запрещается ставить стакан с водкой перед иконами, т.

Куда деть воду и хлеб после поминок Не следует выбрасывать продукты, которые предназначались для покойника, вместе с остальным мусором. Это проявление неуважения к умершему родственнику.

Рецепт поминальной кутьи с рисом

Кутья́ (укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя. Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша), которую подают в общей посуде и едят руками или ложками. Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью. Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена Организация поминок Рецепты кутьи для поминок Наиболее распространёна сейчас традиционная кутья из риса. По настоящей православной традиции на поминальном столе должна присутствовать кутья – сладкое, зерновое (чаще рисовое) блюдо.

Похоронно-поминальные обряды на Кубани

Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон. Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет — это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного. Один из самых распространенных обычаев — не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе. Церковное поминовение Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства — особые испытания, проверку своей земной жизни.

От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда. Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь — пройти испытания в эти первые 40 дней. Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете.

Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре. Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст — в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней когда душа будет проходить мытарства. Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри. Третий, девятый, сороковой день Дни особого поминовения усопшего — третий, девятый и сороковой после смерти. Первым днем считается сам день смерти, даже если человек умер поздно вечером до полуночи.

Например, если человек скончался 1 марта, то девятый день — это 9 марта. Почему же так важны именно эти дни? Известно откровение, данное ангелом святому Макарию Александрийскому 395 : «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается надежда. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых — Бог всех — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу. Поэтому Церковь совершает в третий день приношение и молитву за душу». Если душа виновна в грехах, то при виде радости святых она начинает сожалеть о своей жизни и укорять себя. На девятый день душа вновь возносится ангелами на поклонение Богу».

После вторичного поклонения Господь «повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений. Душа пребывает здесь тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу и решается ее дальнейшая участь: назначается место, в котором она будет пребывать до Страшного судах», — пишет святой Макарий. Поэтому в этот день так важно молиться о душе усопшего. Об усопшем можно заказать панихиду — заупокойное богослужение, установленное Церковью, которое состоит из молитв, в которых молящиеся уповают на милосердие Божие, прося о прощении согрешений умершего и даровании ему блаженной вечной жизни в Царстве Небесном. Принято совершать панихиды как до погребения усопшего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства именины , в годовщину смерти. Но очень хорошо молиться на панихиде, а также подавать записки на поминание и в другие дни.

Также можно попросить священника, предварительно договорившись, совершить литию — иной вид церковного поминовения покойного. Лития может читаться не только священниками, но и мирянами. Очень хорошо прочитывать литию на кладбище.

К сожалению, существует очень много суеверий и мирских традиций, которые часто приписывают Церкви. Часто задаются вопросы: «Можно ли убираться до 40 дня после смерти? Можно ли раздать вещи покойного». Церковный устав не запрещает уборку и нет особых предписаний о том, как поступать с вещами покойного, потому что все, относящееся к материальному миру уже не имеет значения для человека, который перешел в Вечную жизнь.

Главное, что мы можем сделать — это молиться и не осквернять память о человеке воспоминаниями о его дурных поступках или о прошлых обидах на него. Какие молитвы читать до 40 дней после смерти Чин литии усердной молитвы , совершаемой мирянином дома и на кладбище Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

А вот весь алкоголь был под запретом, дабы не осквернить честь умершего.

Традиционным напитком в такие дни был кисель. Кутья на поминки из риса с изюмом Блюдо чем-то напоминает обыкновенный плов, однако схема приготовления несколько другая.

Поэтому древние славяне после похорон человека варили кашу из пшеницы и оставляли ее на могиле. После того, как в Х веке князь Владимир ввел в Киевской Руси Христианство, Византийские священнослужители познакомили жителей Руси с обычаем поминать усопших на трапезах особой кашей, приготовленной определенным способом.

Они же и дали название этому блюду — кутья. Для достойного и правильного поминания усопшего на обеде подается первым блюдом кутья — сладкая каша. Каждый ингредиент этого блюда несет свой особый смысл. Основой этого блюда являются вареные или пропаренные, зерна различных культур, таких как, пшеница, ячмень, овес, рис или даже гречиха.

Цельные зерна у всех народов символизируют изобилие, плодородие и богатство земли-кормилицы, которая и в загробной жизни остается помощницей человека.

Почему на поминки готовят кутью и чем она отличается от колива

Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь. Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому. Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!». Если человек уронил на себя кутью Из письма: «С некоторых пор я стала верить в приметы, да и как им не верить, если я сама стала очевидцем того, что они сбываются.

Завтрак на кладбище после похорон

Традиционным и обязательным блюдом на поминальном столе является кутья. Еще задолго до появления христианства на Руси, древние языческие народности считали, что умершие люди сохраняют все свои потребности и в загробной жизни. Поэтому древние славяне после похорон человека варили кашу из пшеницы и оставляли ее на могиле. После того, как в Х веке князь Владимир ввел в Киевской Руси Христианство, Византийские священнослужители познакомили жителей Руси с обычаем поминать усопших на трапезах особой кашей, приготовленной определенным способом. Они же и дали название этому блюду — кутья. Для достойного и правильного поминания усопшего на обеде подается первым блюдом кутья — сладкая каша. Каждый ингредиент этого блюда несет свой особый смысл.

Живые цветы если и оказывались рядом с покойным, то перед тем, как забить гроб, их обязательно вынимали. Если умершего перед смертью соборовали, то в гроб около ног ставили стаканчик с елеем, оставшимся после помазанья. Прежде чем положить покойного, гроб кропили свяченой водой. Часто бывало сложно занести гроб в хату из-за её малых размеров и планировки. В этом случае тело усопшего выносили на простыне, и уже во дворе клали в гроб. В день погребения посылали кого-нибудь в храм за «святостью» - запрестольным крестом и хоругвями. В церковной сторожке могли находиться и носилки, на которых несли гроб с покойным. Там же находилась и веревка для опускания гроба. Тело выносили из дома после обеда, не ранее 12-ти часов по полудню, вперед ногами. Встречаются упоминания о том, что прежде мужчины выносили мужчину, женщины - женщину, девушки - девушку. Вслед за покойным выходят люди, находившиеся в доме. Во время выноса покойного из хаты посыпали пшеницей, в которой стояли свечи во время чтения Псалтыри. Сыпать пшеницу могли как перед усопшим, так и вслед. После эту пшеницу сметали и отдавали курам. Эту же молитву пели на протяжении всего пути до кладбища. Если ждали кого-то из родственников, то вынос со двора могли задерживать, но так, что бы похоронить до захода солнца. В некоторых станицах сразу после выноса покойного мыли пол, в других запрет мести и мыть полы сохранялся до трех, девяти, иногда до сорока дней. После прощания на дворе, покойного выносили в ворота. Сразу за ним ворота закрывались и завязывались рушником, «что бы больше со двора не выносить». Основная часть провожающих выходила через калитку. В доме оставались люди, готовящие поминальный обед и накрывающие стол. На Кубани распространен запрет нести гроб и крышку прямым родственникам усопшего, однако покойного могли нести и родственники. В таком случае это понимается как оказание последних почестей. Повсеместно на Кубани оговаривается, что беременная женщина не должна присутствовать на похоронах. Это формулируется в виде строгого запрета или пожелания. Во время выноса покойного беременная должна выйти со двора раньше. Впереди несли крест, икону, в досоветский период «святость». К кресту и хоругвям привязывали полотенце или платок. Вяжут кто материю, кто полотенце, хоть рубашку - что есть. А там раздают первому попавшему». В некоторых станицах к кресту могло быть привязано несколько вещей. Икону несут обёрнутую в полотенце или в платок. Если хоронили мужчину, то икону несли «мужску ю » - Спасителя, Николая Чудотворца, если женщину, то «женску ю » - Богородичную или кого-нибудь из святых жен. Следом несут гроб, крышку, после идут родственники и провожающие. В воспоминаниях станичников есть упоминания о том, что следом за гробом казака вели в поводу его подседланного коня. В некоторых станицах на крышку гроба клали рушник или дежник и хлеб. Гроб с покойным несли на рушниках или на носилках четыре-шесть человек. Во время следования они могли меняться, но у всех, кто несет покойного или крышку гроба перевязывали правую или левую руку. Однако обычай перевязывать руки иногда воспринимается как поздний, «вроде как свадьба». Венки стали носить уже в последнее время, в процессии они занимают место перед покойным. Отпевание покойного в церкви было обязательным. А если он не запечатанный может покойник сница,... В советское время получило распространение заочное отпевание, которое до этого было скорее исключением. Совершение или не совершение чина погребения влияло на дальнейшее поведение родственников на кладбище. В представлениях станичников родственникам можно кидать землю в могилу в том случае, если по покойному отслужили погребение. При выносе тела из церкви звучал колокол. Священник с певчими в составе похоронной процессии направлялся на кладбище. На перекрестках процессия останавливалась, к покойному подходили прощаться. Вспоминают, что раньше во время остановок батюшкой служилась лития, или панихида. Во время движения похоронной процессии соблюдался и сохраняется до сих пор ряд запретов: переходить дорогу перед покойным, идти навстречу покойному, смотреть на процессию из окна. В некоторых станицах участникам похоронной процессии запрещается идти на босу ногу: для мужчин в любую погоду обязательны носки, для женщин - чулки. В частности, это соотносят с участившимися смертями молодых. В некоторых станицах под ноги участникам похоронной процессии клали рушники на воротах при выносе со двора и при входе на кладбище поперек движения, и на перекрестках по ходу. Этот рушник забирал кто-нибудь из участников похорон, идущих в конце процессии. На протяжении всего пути могли сыпать пшеницу, в которой стояли свечи, в этом случае оставшуюся пшеницу высыпали в могилу. Могила была ориентирована по сторонам света. Гроб опускали в могилу таким образом, что усопшего полагали ногами на восток, головою на запад, для того, чтобы «когда он будет вставать, молится получалось лицом на восток». Опускали при помощи веревок или рушников. Такие рушники были длиной около шести метров, не вышитые. Затем их разрывали и отдавали тем, кто опускал. Если казаки хоронили своего боевого товарища, то во время спуска гроба стреляли вверх. Первыми кидали землю в могилу родственники, за ними все остальные. Крест ставился в ногах. После того как засыпали могилу, раздавали кутью. Кладбища — «гробкы», «могилки» были освященной, огороженной и особо ухоженной частью станичного пространства, В зависимости от величины и расположения станицы кладбище могло быть не одно. Членов одной семьи хоронили рядом. Могилы не ограждались. Обязательным элементом в оформлении могилы был крест. Современные памятники не находят одобрения у пожилых станичников: «Не положено памятники ставить. Как говорят: «на тот свет идти - там каждая иголка тяжела. Крест надо нести, что ты натворил, а еще этот памятник. Поэтому раньше не ставили, только крест один и больше ничего. Упал, второй не ставят, хоронили всех в одном месте, похоронят - поставят». В локусе станицы могли быть и другие места захоронений. Особо отличившихся казаков и казачьих офицеров могли похоронить в церковной ограде. Братская могила вне кладбища становилась памятником казакам, погибшим во время военных действий. По традиции вне кладбища хоронили умерших «нехорошей смертью» - утопленников и самоубийц. Креста на месте такого захоронения не ставили. Самоубийцы лишались какого-либо церковного поминовения, хотя по народным представлениям таких умерших поминают в четверг или субботу перед Троицей. В настоящее время их хоронят на кладбище, но отдельно от остальных - слева, с краю, в углу кладбища. Судя по описаниям, стремление хоронить самоубийц внутри кладбищенской ограды появилась в предреволюционные годы. Особое отношение бытовало к некрещеному умершему младенцу. Если ребенок умер во время родов, и в это же время умерла роженица, то их хоронили в одном гробу. Если ребенок рождался слабым, и его не успевали ни окрестить, ни «погрузить», ответственность за происшедшее ложилась на мать, её грехом. Прежде таких деток хоронили в огороде, на меже, в саду под деревом, под глухой стеной дома, под порогом дома, у входа на кладбище. В последних двух случаях считалось, что люди входящие крестятся и «выкрещивают» ребенка. Сейчас некрещеных младенцев хоронят на могилах кого-нибудь из родственников. Возвращение с кладбища Для тех, кто возвращался с кладбища, во дворе ставили ведро с водой и вешали полотенце для мытья рук. Вместе со всеми с кладбища приходил священник. Он благословлял стол и, помянув усопшего, уходил. В настоящее время обед благословляется кем-нибудь из родственников или читалкой.

В зимнее время на кладбище можно взять термос с горячим чаем и одноразовые стаканчики. Поминальный обед после похорон Когда провожающие усопшего в последний путь приходят на поминки в ресторан или домой, каждый из них должен тщательно вымыть руки. Перед трапезой читают молитву «Отче наш», 90-й псалом или седьмую кафизму из Псалтири. Перед иконами должна быть зажжена свеча. Перед едой присутствующие осеняют себя крестным знамением. Один стул за поминальным столом остается свободным. Для покойного в дань уважения и памяти ставится прибор. Отдельно на стол или специальную полку ставится фотография умершего с траурной лентой. Участники поминального обеда вспоминают жизненный путь усопшего, говорят о нем добрые слова. В речах звучит прошение Господа принять душу новопреставленного, простить его земные грехи, помиловать. За обедом нельзя вспоминать дурные поступки умершего, сквернословить, смеяться, говорить на посторонние темы. Мужчины присутствуют на обеде без головных уборов, женщины покрывают головы платками. Что готовят на поминки в день похорон Меню поминального обеда после похорон не имеет строгих ограничений. Обязательные блюда в день похорон — кутья и блины. Остальные кушанья выбираются по желанию родственников. Главное правило — еда должна быть простой и сытной, без изысканных деликатесов. Меню поминального обеда в день похорон дома зависит также от сезона и церковного календаря.

Поминальный обед после похорон Когда провожающие усопшего в последний путь приходят на поминки в ресторан или домой, каждый из них должен тщательно вымыть руки. Перед трапезой читают молитву «Отче наш», 90-й псалом или седьмую кафизму из Псалтири. Перед иконами должна быть зажжена свеча. Перед едой присутствующие осеняют себя крестным знамением. Один стул за поминальным столом остается свободным. Для покойного в дань уважения и памяти ставится прибор. Отдельно на стол или специальную полку ставится фотография умершего с траурной лентой. Участники поминального обеда вспоминают жизненный путь усопшего, говорят о нем добрые слова. В речах звучит прошение Господа принять душу новопреставленного, простить его земные грехи, помиловать. За обедом нельзя вспоминать дурные поступки умершего, сквернословить, смеяться, говорить на посторонние темы. Мужчины присутствуют на обеде без головных уборов, женщины покрывают головы платками. Что готовят на поминки в день похорон Меню поминального обеда после похорон не имеет строгих ограничений. Обязательные блюда в день похорон — кутья и блины. Остальные кушанья выбираются по желанию родственников. Главное правило — еда должна быть простой и сытной, без изысканных деликатесов. Меню поминального обеда в день похорон дома зависит также от сезона и церковного календаря. В постные дни на столе не должно быть мяса и рыбы.

Почему на поминки готовят кутью и чем она отличается от колива

Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. Использование кутьи на похоронах подчеркивает важность сохранения связи с умершими и уходящими поколениями.

Поминки: суть и правила обряда

До середины ХIХ века в качестве гроба колотка использовалась выдолбленная из ствола дерева колода или лубок. На дно гроба стелили березовые ветки, поверх них — белое полотно. Для того чтобы обеспечить умершего всем необходимым для жизни на том свете, в гроб клали теплые вещи, предметы первой необходимости: нож, трубку если умерший курил , пищу блины, орехи , мелкие монеты и веточки рябины, шиповника и палочку для защиты от нечистых сил, подземной собаки, змеи. Вместе с умершим подкладывали и нитки, символизирующие судьбоносную нить жизни. Эта нить якобы помогала человеку добраться до загробного мира, а его душе — установить связь с Луной. Марийцы, несмотря на такое внимательное отношение к умершему, все же остерегались его и боялись возможного гнева. Щепки, обрезки от гроба, посуда выбрасывались, вода, используемая при обмывании, сливалась в овраг.

Некоторые личные вещи, особенно связанные с почитанием личных духов-покровителей, сжигались. Посмертную одежду аккуратно стирали и хранили, полагая, что она обладает магическими свойствами. Перед похоронами в доме умершего проводилось угощение покойного при зажженных свечах. Родственники и соседи приходили на похороны со своей едой, приносили деньги, платок для покрытия лица. Поминая покойного, они просили его простить их за нанесенные при жизни обиды и ссоры, желали ему сытной и благополучной жизни на том свете. Перед прощанием родственники покрывали тело усопшего кусочком холста кут вынер.

Провожающие старались сдерживать свои чувства, остерегались попадания слез в лицо покойного. Это якобы могло повредить ему на том свете. Участники похорон обычно призывали друг друга примириться с утратой, покориться судьбе. Во время оплакивания на гуслях или волынке исполнялись специальные наигрыши. Перед выносом тела каждый из присутствующих прикасался к краю гроба и просил покойного оставить ему свое счастье. При выносе на пороге дома или у ворот резали курицу петуха , чтобы искупить кровь умершего, обезопасить семью от повторного несчастья.

После выноса гроба в избе проводили магическое очищение: в помещение, где стоял гроб, ставили сосуд с водой, куда бросали раскаленный докрасна камень, что якобы очищало помещение от злых сил. Полы и стены хлестали рябиновыми прутьями, затем в избе все тщательно мыли. Гроб с телом покойного обычно до конца деревни несли на руках, а затем везли на санях что наблюдалось до конца ХIХ века или на телеге. В фольклоре восточных марийцев сохранились воспоминания о перевозке умершего на старой лодке. Первому, кто встречался на пути похоронной процессии, вручали мешочек с гостинцами. В селениях Марийского края во время проводов умершего музыканты садились на повозку рядом с гробом и играли на волынке, гуслях или гармошке похоронную мелодию колышо муро.

Игре на музыкальных инструментах придавалось магическое значение — она отгоняла от похоронной процессии и умершего нечистые силы. Каждый род хоронил своих родственников на определенном участке кладбища. Могила выкапывалась в направлении с севера на юг или с запада на восток. Умершего клали ногами к востоку или к юго-востоку, поскольку считалось, что загробный мир находится на севере. Туда же укладывали палочку — мерку, используемую при приготовлении гроба. Для выхода души из могилы в некоторых местах от гроба до надмогильного столба протягивали нитку.

На ее нижнем конце подвешивали серебряную монету, что должно было олицетворять солнце. Над гробом марийцы обычно устанавливали столб или деревянный крест, на которые вешали полотенца. Восточные марийцы воздвигали длинный шест с изображением кукушки на конце символ печали, утраты. К шесту привязывали полотенце и две нитки, на которых якобы раскачивалась душа. Марийцы верили, что душа человека до сорокового дня пребывает на земле. Члены семьи у восточных мари 40 дней ежедневно по утрам поминали умершего перед зажженной свечой.

Наиболее важными для умершего считались поминки сорокового дня нылле пайрем. Его старались проводить на 39-й день после смерти человека. В этот день его душа якобы навсегда покидала родные места. В честь сорокового дня родственники резали барана в ХVIII веке — коня или овцу, выезжали с музыкой и песнями или шли на кладбище, чтобы пригласить умершего и его родню на поминки. Восточные марийцы, приехав на кладбище, становились вокруг могилы, читали соответствующую молитву и начинали петь песню, призывая умершего принять участие в своем празднике. Возвращались с кладбища также под музыку.

По пути они отрубали липовую палку и очищали ее от коры. Она должна была символизировать умершего. Не случайно ее носили даже в баню, чтобы попарить. Затем эту палку укрепляли в красном углу дома и на нее вешали одежду покойного. Роль покойного играл специально выбранный или назначенный человек вургем чийыше. Помывшись в бане, он надевал лучшую одежду умершего и садился на почетное место.

Все близкие и дальние родственники, а также соседи приходили на поминки со своей едой блины, рыбные блюда, сырки, яичница-запеканка, каравай хлеба и др. В доме умершего перед началом поминок в честь загробного владыки, его помощника и охранника ворот зажигали специальные свечи. Одну большую длинную свечу посвящали умершему, другие, поменьше, — в честь умерших родственников, соседей, уважаемых жителей деревни и т. Всего зажигалось 40 свечей. Прочитав молитву, начинали угощать умершего. Поминки сопровождались пением специальных песен, а затем и ритуальными танцами.

На поминки в сороковой день душа умершего возвращалась к родным в сопровождении близких умерших родственников. Поэтому участники поминок обращали внимание и на них. Каждый родственник зажигал свечи в честь недавно умершего представителя родственного коллектива тукым, урлык. Присутствующие, поминая умершего, предлагали свое угощение, отливая немного вина и положив кусочки еды в специальную посуду. Заместитель умершего, разыгрывая его роль, рассказывал, как он провел эти 40 дней после своей смерти, исполнял его любимую песню, совершал ритуальный танец тупыньла куштымаш — букв. Поминки продолжались всю ночь.

Перед восходом солнца на прощание заместитель умершего давал наказы родным и близким, призывал всех жить в мире и согласии. Затем его везли в сторону кладбища. Участники проводов пели жалобные песни в сопровождении волынки или гармоники. Отойдя от участников обряда на 40 шагов, заместитель умершего снимал одежду покойного, встряхивал ее и, пожелав усопшему счастливой жизни на том свете, возвращался к ожидавшим его людям. Марийцы Башкирии провожали заместителя умершего только на следующий день. Ночью его укладывали спать, а утром водили в гости к родственникам и соседям.

После такого угощения участники поминок ехали на кладбище, забрав с собой часть туши жертвуемого животного. Перед выездом на кладбище ломали пополам липовую палку и закидывали ее на крышу домашнего строения. Марийцы Удмуртии перед прощанием с душой умершего разводили во дворе или на улице небольшой костер и совершали троекратный обход с пляской. Затем они вытряхивали одежду покойного. После сорокового дня душа покойного якобы навсегда уходила в загробный мир. О своей жизни на том свете человек мог сообщать близким во время их сна.

Иногда умерший, добиваясь угощений, прятал домашний скот, заставлял плакать малолетних детей, пугал спящих своим внезапным появлением и т. В таком случае рекомендовалось проводить внеочередное угощение. Среди части восточных марийцев осенью проводилось жертвоприношение домашних животных в честь умершего. Годовщину со дня смерти и поминки на третий год по умершему марийцы стали проводить сравнительно недавно под влиянием традиций соседних народов. Семья умершего целый год соблюдала траур. Родственникам запрещалось веселиться, вступать в брак или выходить замуж.

Марийцы свято чтили память о предках. Язычники в течение года три раза проводили общеродовые поминки по усопшим в праздники Кугече, Семык и Угинде , крещеные — также в другие престольные праздники и в родительские дни. Поминки на Страстной неделе в четверг и в Семик совершались возле порога дома в присутствии всех родственников. В честь каждого умершего родственника семейно-родственного коллектива зажигали по одной маленькой свече. Поминальную пищу отщипывали и питье отливали в посуду, которая стояла за порогом. Помянув таким образом в одном доме, шли к дому следующего родственника.

Марийцы обращались за покровительством и поминали покойников и в другие праздники, а также в дни семейных торжеств. В ХIХ веке организовывались жертвоприношения в память давно умерших и покойников, которые не имели родственников вердыме-кукдымо.

Это зависит только от желания родных. Православная церковь не одобряет на поминальной трапезе алкоголь. Всё должно быть скромно. Правила поминальной трапезы «Приидите, поклонимся…».

При зажжённой свече читается семнадцатая кафизма, затем «Отче наш». Начинается заупокойная трапеза. В дни поста скорбный обед особо строг. На столе - кутья, блины без яиц на воде, хлеб его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии.

Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминальную кутью, всю, сколько приготовили на все помины! Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге.

А при нашей земной жизни можем чувствовать связь с усопшими через молитву за них. Как подготовить умершего к похоронам? Приготовление к похоронам начинается с подготовки тела усопшего. К телу человека в православной традиции — особое отношение. При жизни каждый заботится о здоровье, силе и красоте тела. После ухода человека наше благоговейное отношение к его телу и забота о достойном погребении усопшего — это проявление любви к нему и его душе. Ведь тело было храмом для души, и в конце времен оно воскреснет, снова восстанет из праха. Поэтому после смерти близкие усопшего совершают омовение его тела с молитвой «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Это действо символизирует очищение от грехов. Затем человека облекают в чистую одежду, надевают на шею нательный крест и крестообразно укладывают на груди руки. Затем усопшего помещают во гроб, накрывают погребальным покрывалом с изображением креста, вкладывают в руки крест. Существует традиция также класть в руки умершего или на его грудь иконы: мужчины — икону Спасителя, женщины — Пресвятой Богородицы. Все это символизирует надежду христиан на спасение души. Покрывало, венчик и иконы входят в погребальный набор , который можно приобрести в церковных лавках или же заказать в нашем каталоге. Какие молитвы читать, когда умер человек? Когда душа человека покинула тело, в первую очередь его родные должны помолиться о нем. Над телом усопшего положено читать молитвы, которые можно найти в православном молитвослове: Последование по исходе души от тела, заупокойные молитвы, литию. Важной поддержкой для души усопшего является чтение Псалтири. Как читать Псалтирь по усопшему новопреставленному , мы писали в отдельной статье. Если человек умер вне дома и его тело находится в морге, молиться за него также можно и нужно. Панихида и погребение. В чем отличие? Панихида и отпевание — две службы, которые совершаются по усопшим членам Православной Церкви. Отпевание — это обряд погребения, он совершается только один раз, на третий день после смерти человека, непосредственно перед преданием тела земле. Это более глубокий и сугубый чин, он содержит особые прошения и чин прощения сродников с усопшим. Панихида с др. Панихида служится сразу после смерти человека в храме или на дому , а затем на 3-й, 9-й и 40-й день и в дни особой памяти о человеке — его рождения и смерти.

Войти на сайт

Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах, которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок. Смотрите видео на тему «Правильное Приготовление Кутьи На Похороны» в TikTok. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. Общество - 17 февраля 2023 - Новости Санкт-Петербурга -

Во «Вкусно — и точка» рассказали о случае с отказом отпустить пермячку на похороны

пошаговый рецепт с фото. В любом случае на столе должна быть кутья, потому что зерна символизируют воскресение. Кутья, по мнению большинства исследователей, является древним языческим блюдом и связано с такими обрядами, как похороны и жертвоприношения. В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. Круглый рис — 0.5 стак., вода — 1 стак., изюм — 60 гр, сливочное масло — 25 гр, сахар — 1 стол. л., соль — по вкусу. Шаг 1: Как варить поминальную кутью? Подготовьте продукты. Когда на похоронах нести в церковь кутью.

Кутья на поминки

Поминки у мусульман — особая тема. Мусульманские поминки не запрещены Шариатом, но это вопрос не столько религии, сколько местных обычаев и укладов. В мусульманских общинах дни поминовения отличаются от дат православного календаря. В годовщину смерти. Как правильно провести поминки Традиционные поминки Говорят, человек по-настоящему умирает тогда, когда о нем перестают помнить близкие и все те, кому он когда-то был дорог.

Сохранить светлую память о покинувшем этот мир человеке — миссия, которую надо принять и нести вопреки неумолимо бегущему времени и событиям, разделившим жизнь на «до» и «после» утраты. Как пережить боль утраты близкого человека Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах, которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. Помнить — значит сохранить память о светлых моментах жизни дорогого человека, о его хороших поступках и делах. Прошли века.

Поминать ушедшего человека обильными возлияниями запрещает церковь, от алкоголя за поминальным столом отваживают и психологи. Но, увы, жизнь показывает, что и такие случаи не редкость в наше время. Как поминать усопших Тем не менее, христианские традиции многими соблюдаются неукоснительно. Одна из них — проводить поминки строго в определенные дни.

На 40-дневные поминки, или сороковины , следует позвать всех, кто хорошо знал усопшего. Если ни вы, ни гости не знаете, как поминать усопших, лучше пригласить священнослужителя или духовного настоятеля. Поминальная трапеза в кафе — сегодня уже общепринятых вариант для тех, кто хочет избавить себя от лишних хлопот в и без того непростые дни. Список кафе для поминок Можно ли проводить поминки дома?

Тем же, кто хочет приготовить угощения своими руками дома и соблюсти все правила поминального стола, поможет статья «Что готовят на поминки» с перечнем основных блюд и рецептами. Они садятся рядом с местом, которое принято оставлять пустым на всех православных поминках как дань памяти усопшему.

Рецепт этой каши из зерновых культур пришел к нам из далекого прошлого, а в различных областях и регионах можно встретить свои вариации кутьи.

Чаще всего поминальное яство готовят из отваренной крупы пшеничной, рисовой, ячменной с добавлением орехов, фруктов и меда. Ингредиенты могут использоваться любые: яблоки, сухофрукты — чернослив и курага, а также различные виды орехов. Нередко кутью путают с другим ритуальным блюдом — «коливом».

Однако это не совсем верно. Несмотря на схожий состав, назначение у данной пищи разное — кутия подается на стол во время поминок, а коливо вкушают в дни Великого поста. Традиционная православная поминальная трапеза Типикон — основное церковное писание, устанавливающее порядок проведения основных ритуалов, свидетельствует о связи поминальной трапезы и богослужения.

Согласно священному тексту, поминки — не только день памяти о преставившемся, но и повод вспомнить о Боге и созданном им мире, его правилах. Это время, когда мы в наибольшей степени осознаем, что есть мимолетное мирское и вечное божественное. Поминки по покойному близкому человеку немного стирают незримую грань, и позволяют нам задуматься о своей собственной душе, ее пути на этой земле, а также других важных вещах.

Точно так же душа умершего отправляется в новую вечную жизнь. Одним из главных ингредиентов кутьи является мед — он символизирует душевный покой, который обретает усопший после смерти. Как правильно есть кутью Все ритуальные трапезы начинаются с кутьи. Если говорить о поминках, то таким образом люди, собравшиеся на поминках, отдают дань душе умершего и желают ему упокоения. На поминки готовят специальную черную кутью, в которую добавляют только мед и семена мака. Орехи и сухофрукты, которые добавляют в праздники, символизируют достаток и плодородие, которые на поминках ни к чему. Кутью обязательно есть ложкой или руками.

Количество порций 4 Как приготовить "Кутья из риса с изюмом "Поминальная"" Подготовьте продукты. Хочу обратить ваше внимание на то, что выбор риса очень важен. Выбирайте лишь те сорта, которые при варке не образуют кашу, а будут рассыпчатыми. Отлично подходит рис в пакетах, отварите его прямо в пакете — и он готов. Поставьте закипать воду для риса и изюма.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий