Новости название операции по прорыву блокады ленинграда

Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. За высокое искусство в руководстве войсками при проведении операции по прорыву блокады Ленинграда и достигнутые боевые успехи генерал-полковник Л.А. Говоров был награжден полководческим орденом Суворова 1-й степени.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп.

Возможно, что и был, но этому помешали разные обстоятельства.

Прежде чем начать бой, лыжникам пришлось пройти по льду около 20 километров, и они уже были измотаны переходом. Выйдя на берег, советские войска должны были рассчитывать только на себя, так как огневая поддержка с западного берега Ладоги могла быть только при наличии связи, но ее не было. Карта из отчета 227-й пехотной дивизии вермахта 1-му армейскому корпусу о боевых действиях по отражению атаки русских 28-29. В журнале боевых действий полк Маргелова был назван «элитным», его бойцы по мнению противника имели «отличную выправку и производили превосходное впечатление, обладали необычайно высоким боевым духом. Полк, несмотря на огромные потери, боролся до последнего с исключительным упорством,его сопротивление было сломлено только после почти полного уничтожения.. Позже полк был переименован в 6-й полк морской пехоты и в таком виде просуществовал до конца войны. А Василий Маргелов спустя годы в память о моряках первого особого отдельного лыжного полка КБФ добился, чтобы десантники носили тельняшки. Он говорил, что удаль «братишек» запала ему в сердце, и хорошо бы десантники переняли славные традиции старшего брата — морской пехоты и с честью их продолжали.

Все эти данные двум исследователям удалось получить после долгих поисков. Так нам удалось получить документы 227-й дивизии, которая воевала под Ленинградом. Атака А вот с советскими документами было сложнее. Мы находили кое-что полезное, но общей картины получить не могли, потому что не обнаружили ни одного боевого донесения за время выхода дивизии на лед. И только когда к нам попали переговоры советского командования по прямому проводу, внезапно информация посыпалась как из рога изобилия. Как оказалось, эта операция была очень важной, ответственным за ее проведения был назначен генерал Гусев, начальник штаба Ленинградского фронта. Он давал почасовые отчеты в штаб Ленинградского фронта, и все это зафиксировано на телеграфной ленте. Эта скрупулезная работа помогла выявить подробности боя, узнать имена почти всех бойцов, их биографии.

Мы нашли потомков участников Шлиссельбургского десанта, эти воспоминания дополнили общую работу». Знак посвящен подвигу моряков 1-го Особого отдельного лыжного полка КБФ и воинов 80-й стрелковой дивизии. В ближайших планах — установить на этом месте достойный памятник. Книгу о Шлиссельбургском десанте авторы писали три года А работа продолжается.

Противник превратил шлиссельбургско-синявинский выступ в мощный полевой укрепленный район с разветвлённой системой инженерных сооружений, противотанковых и противопехотных препятствий, а также со сплошными минными полями. Основу обороны составляли опорные пункты и узлы сопротивления, созданные в районах, доступных для ведения наступления и господствующих над прилегающей болотисто-торфяной местностью.

Путь войскам преграждали мощные дзоты и торфяные болота, изрезанные глубокими рвами и покрытые деревоземляными валами. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки. Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую. Между опорными пунктами и узлами сопротивления на труднодоступной местности для ведения наступления противник оборудовал одну-две траншеи. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В глубине выступа также были оборудованы опорные пункты и узлы сопротивления, многие из которых занимались войсками.

Одна траншея была подготовлена для обороны с запада, вторая — с востока. Валы имели амбразуры для пулеметов и орудий. Еще 18 ноября 1942 г. Говоров направил в Ставку ВГК доклад, в котором предлагалось провести восточнее и западнее Ленинграда две операции — Шлиссельбургскую и Урицкую с целью «снять блокаду Ленинграда, обеспечить постройку железной дороги вдоль Ладожского канала и тем самым организовать нормальное сообщение Ленинграда со страной, обеспечив свободу маневра войск» Ленинградского и Волховского фронтов. Ставка ВГК, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве вражеской обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино.

Ставка 2 декабря утвердила представленный план. Координация действий обоих фронтов поручалась Маршалу Советского Союза К. Готовность операции — к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р.

Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля предписывалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе Мги и очищению Кировской железной дороги с выходом на рубеж Вороново, Сиголово, Войтолово, Воскресенское. Для проведения операции были созданы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского , на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке Ленинградского фронта предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками Волховского фронта и восстановить связь Ленинграда с Большой землей.

В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р. Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф. Старикова , которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос. Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И.

Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. В 67-й армии на 13-километровом участке прорыва было сосредоточено 1909 орудий и минометов калибра 76-мм и более, что позволило довести артиллерийскую плотность до 146 орудий и минометов на 1 км фронта Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. Книга вторая. Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня.

Все танковые части на Ленинградском фронте — 222 танка и 37 бронемашин, на Волховском — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ПВО ударных группировок привлекались: на Волховском фронте — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи, на Ленинградском — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту.

Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты.

Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург—Поляны протяжённостью тридцать шесть километров. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Полностью блокадное кольцо было снято лишь спустя год — 27 января 1944 года. Фильм снят телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества».

Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны

Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда — операции «Искра» (г. Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл.). Инициатива проведения операции с целью прорыва блокады Ленинграда исходила от Военного совета Ленинградского фронта. «18 января – День прорыва блокады Ленинграда – мы отмечаем в непростое для страны время. Продолжается специальная военная операция, и важно еще раз вспомнить подвиги героев Великой Отечественной войны, защитников и жителей блокадного Ленинграда. Да, прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Наступательная операция называлась "Январский гром". В ее ходе войска Ленинградского и Волховского фронтов уничтожили петергофско-стрельнинскую группировку фашистов и отбросили противника на 60-100 километров от Ленинграда.

День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Немецкие войска укрепились достаточно хорошо и превосходили Советскую армию по уровню вооружения. Гитлер к осени 1942 года значительно истощил ресурсы своих армий и поэтому предпринял попытку взятия Ленинграда, которая должна была высвободить войска, находящиеся на северном направлении. В сентябре немцы начали операцию «Северное сияние», которая провалилась благодаря контратаке советских войск, стремившихся снять блокаду. Ленинград 1943-го года являлся хорошо укрепленным городом, оборонительные сооружения возводились силами горожан, но его защитники были значительно истощены, поэтому прорыв блокады со стороны города был невозможен. Однако успехи Советской армии на других направлениях дали возможность советскому командованию приступить к подготовке новой атаки на укрепрайоны фашистов. В операции участвовали войсковые соединения Волховского и Ленинградского фронтов, им оказывали поддержку Балтийский флот и Ладожская флотилия. Подготовка проводилась в течение месяца. Операция «Искра» разрабатывалась с декабря 1942 года, она предусматривала два этапа, основным из которых являлся прорыв блокады. Дальнейшее продвижение армии должно было полностью снять окружение с города. Начало операции назначили на 12 января, в это время южный берег Ладожского озера сковывал прочный лед, а окружающие труднопроходимые болота промерзали на глубину, достаточную для прохождения тяжелой техники.

Шлиссельбургский выступ был надежно укреплен немцами за счет наличия дзотов, минных полей. Танковые батальоны и горнострелковые дивизии не потеряли способности к сопротивлению после массированной артподготовки советской артиллерии. Бои приняли затяжной характер, в течение шести дней Ленинградский и Волховский фронты пробивали оборону противника, двигаясь навстречу друг другу. В результате окруженная группировка немецких войск получила приказ выходить из окружения и соединяться с основными силами, которые занимали более выгодные позиции и были дополнительно укомплектованы и укреплены. Для жителей Ленинграда эта дата стала одной из основных вех в истории блокады. Образованный коридор составлял не более 10 км в ширину, но он дал возможность проложить железнодорожные пути для полноценного снабжения города. Второй этап Гитлер полностью потерял инициативу на северном направлении. Дивизии Вермахта имели прочную оборонительную позицию, но уже не могли взять непокорный город. Советские войска, добившись первого успеха, планировали начать масштабное наступление в южном направлении, которое полностью снимет блокаду Ленинграда и области.

В феврале, марте и апреле 1943 года силами Волховского и Ленинградского фронтов были предприняты попытки наступления на Синявскую группировку противника, которые были названы операцией «Полярная звезда». К сожалению, они провалились, было множество объективных причин, которые не дали армии развить наступление. Во-первых, немецкая группировка была значительно усилена танками на этом направлении впервые применялись «тигры» , авиацией и горнострелковыми дивизиями. Во-вторых, линия обороны, созданная к тому времени фашистами, являлась очень мощной: бетонированные дзоты, большое количество артиллерии. В-третьих, наступление пришлось проводить на территории со сложным рельефом. Болотистая местность значительно затрудняла перемещение тяжелых орудий и танков. В-четвертых, при анализе действий фронтов были выявлены явные ошибки командования, которые привели к большим потерям техники и людей. Но начало было положено. Освобождение Ленинграда от блокады стало делом тщательной подготовки и времени.

Снятие блокады Основные даты блокады Ленинграда высечены не только на камнях мемориалов и памятниках, но и в сердце каждого их участника. Эта победа давалась большой кровью советских солдат и офицеров и миллионами смертей мирных жителей. В 1943 году значительные успехи Красной армии на всей протяженности линии фронта дали возможность подготовить наступление на северо-западном направлении. Немецкая группировка создала вокруг Ленинграда «Северный вал» - линию укреплений, которая могла выдержать и остановить любое наступление, но только не советских солдат. Снятие блокады Ленинграда 27 января 1944 года - это дата, которая символизирует победу. Для этой победы было сделано много не только войсками, но и самими ленинградцами. Операция «Январский гром» началась 14 января 1944 года, в ней участвовали три фронта Волховский, 2-й Прибалтийский, Ленинградский , Балтийский флот, соединения партизан являющиеся на тот момент достаточно сильными воинскими единицами , Ладожский военный флот при поддержке авиации. Наступление развивалось стремительно, фашистские укрепления не спасли группу армий «Север» от разгрома и позорного отступления в юго-западном направлении. Гитлер так и не смог понять причину провала такой мощной обороны, а бежавшие с поля боя немецкие генералы не смогли объяснить.

Полное снятие блокады Ленинграда 27 января стало поводом для праздничного салюта в измученном, но непокоренном городе. Память Дата освобождения Ленинграда — это праздник для всех жителей когда-то единой Страны Советов.

Это было связано с тем, что была создана мощнейшая линия укрепления, которую просто так пробить было невозможно", — подчеркнул Кнутов. Историк отметил, что операция "Искра" сыграла ключевое значение с точки зрения и моральной, и политической, потому что прорыв блокады Ленинграда означал, что полное снятие не за горами и что немецкие войска терпят достаточно серьезное поражение. Президент России подписал указ о выплатах защитникам и жителям блокадного Ленинграда 17 сентября 2021, 15:39 Важнейшую роль, по словам Кнутова, сыграла и артиллерия в защите города, в первую очередь, артиллерия военно-морского флота, хорошо действовала противовоздушная оборона. Он отметил, что благодаря действиям частей ПВО ущерб городу от налетов немецкой авиации был незначительный, все проблемы были от дальнобойной немецкой артиллерии. Порядка двух процентов немецких экипажей сумели прорваться к городу.

Жуков и сказал: «В Ленинграде как представитель Ставки находится Ворошилов.

Государственный Комитет Обороны считает, что Вам также необходимо поехать туда. Воспоминания и размышления. Жуков прибыл в штаб Волховского фронта, а затем ознакомился с положением дел во 2-й ударной и 8-й армиях. Вечером Георгий Константинович докладывает в Ставку ВГК: «Сегодня был на командном пункте Романовского и Старикова, с которыми подробно разобрал обстановку и принятые решения. Разобрал также обстановку с командиром 128 сд и его решение на бой. Отсутствие танков и недостаточное количество огневых средств не гарантировало прорыв. Взаимодействие на стыках армии, соединений и частей отработано слабо. Расположение дивизионных резервов в боевых порядках было слишком близкое, и по существу резервы превращались во вторые эшелоны, отмененные Вашим приказом.

Удаленность их от 1-го эшелона на 1—1,5 км могла привести к большим потерям. Кроме того, обнаружен ряд мелких тактических и технических недостатков. По всем обнаруженным недостаткам даны исчерпывающие указания Афанасьеву псевдоним К. Генерал армии Жуков просил срочно подать для фронта воздухоплавательный аэростатный отряд, одно-два звена самолетов-корректировщиков, дополнительно отпустить следующее количество боеприпасов: 122-мм гаубичных — 20 тыс. По приказу Сталина командующие фронтами немедленно приступили к устранению выявленных Жуковым недостатков, еще раз детально проработали план предстоящей операции. Однако полностью устранить все недостатки не удалось. К началу наступления испортилась погода. Над землей нависли низкие облака, временами шел густой снег.

В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков совершила массированный налет на артиллерийские позиции и штабы противника в полосе прорыва. В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. За 40 минут до начала атаки штурмовая авиация группами по шесть — восемь самолетов нанесла удар по опорным пунктам и батареям противника. По окончании артиллерийской подготовки пехота, сопровождаемая огневым валом на направлении главного удара и последовательным сосредоточением огня на вспомогательных направлениях, двинулась в атаку на вражеские позиции. Несмотря на мощную артиллерийскую подготовку, противник сохранил немало огневых средств и живой силы. В результате он оказал ожесточенное сопротивление. Авиация Ленинградского и Волховского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота, несмотря на низкую облачность, наносила непрерывные удары по скоплениям войск противника. В полосе наступления 67-й армии наибольшего успеха добилась 136-я стрелковая дивизия генерала Н.

Симоняка , наступавшая в районе Марьино. Ее части, преодолев по льду Неву, захватили первые траншеи противника и стали продвигаться в глубь его обороны. Успешно действовала и 268-я стрелковая дивизия полковника С. Борщева , которая также вышла на левый берег Невы и выбила противника из 2-го Городка. Однако на правом фланге 67-й армии противнику удалось плотным артиллерийско-минометным огнем остановить 45-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Сложная обстановка сложилась на левом фланге армии, где наступала 86-я стрелковая дивизия. Один из ее полков преодолел Неву, а два других залегли под огнем противника на льду реки. К исходу дня войска 67-й армии сумели вклиниться в оборону противника на глубину до 3 км.

Котик, Н. Кутузов, В. Селезнев, Л. Кабачек, Ю. Гариков, К. Молтенинов, Ф. Диорама музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», посвященная переломному моменту в истории обороны Ленинграда пятой за 1,5 года попытке прорыва блокады — операции «Искра». Кировск, Кировский р-н, Ленинградская обл.

На Волховском фронте продвижение частей 2-й ударной армии было медленным и неравномерным. Одновременно в наступление перешли и правофланговые соединения 8-й армии. Части 327-й стрелковой дивизии после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая. Противник, стремясь не допустить прорыва обороны, принял меры по ее усилению. В район севернее Синявино 13 января были переброшены части 61, 69 и 5-й пехотных дивизий. В районе Московской Дубровки вражеское командование провело несколько контратак с целью пробиться к Неве и отрезать наступающую группировку 67-й армии. В полосе 2-й ударной армии генерал Романовский утром 13 января ввел из второго эшелона в сражение 18-ю и 71-ю стрелковые дивизии и 98-ю танковую бригаду. Наиболее тяжелые бои развернулись в районе Шлиссельбурга, где наступали части 86-й стрелковой дивизии полковника В.

Трубачева и подразделения 34-й отдельной лыжной бригады подполковника Я.

Все понимали: это — прорыв, победа! Обнялись командиры — два майора: от «ленинградцев» — Айк Мелконян, от «волховцев» — Павел Мельников. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! Брошенный немецкий танк в населенном пункте в районе прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum. Наступил переломный момент в битве за Ленинград, которая продолжалась почти всю войну, втягивая в свою воронку десятки дивизий. Синявинские высоты больше не топтали немецкие сапоги. Но дальнейшее наступление Красной армии могло обернуться поражением, на фронте установилось временное равновесие. Только через месяц защитники Ленинграда овладели Пулковскими высотами.

Коридор между Ленинградом и Большой землей постепенно расширялся, но дорогой ценой, в жестоких боях. Когда в Ставке узнали об успехе «Искры», без промедлений вышел приказ о присвоении Жукову звания маршала Советского Союза. Он первым получил это звание во время войны. Эшелоны Победы Теперь нужно было незамедлительно воспользоваться итогами наступления. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга предполагалось соорудить за 20 дней. Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее — за 17 суток. Одновременно через Неву перебросили временный мост. Эту ветку назвали «Дорогой Победы» — и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра». Строительство потребовало от воинов-железнодорожников не только профессионализма, но и доблести. Ведь работать пришлось не только круглосуточно, но и под обстрелами.

Большинство господствующих высот оставались в руках оккупантов. После прорыва блокады перед войсками оставалась постоянная задача — отвоевывать у гитлеровцев землю, примыкающую к новой железнодорожной ветке. Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла. Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска. Советский регулировщик у дорожного указателя в Ленинградской области Фото: waralbum. Десятки раз немецкие снаряды разрушали путь, но полотно оперативно приводили в порядок. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. Продолжала действовать и легендарная Дорога жизни по льду Ладоги. Железнодорожный низководный мост через Неву у Шлиссельбурга Фото: waralbum. Уже 19 января на улицах и площадях Ленинграда появились красные флаги — как и положено в праздничные дни.

У людей даже нашлись силы, чтобы выйти на улицы и вместе порадоваться долгожданной победе... Многим запомнился и плакат «Блокада прорвана!

Зима 1941-42 гг.

  • TacticMedia / Архивная революция / SpeZinform
  • Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда
  • К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы
  • К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы

«Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда

Операция осуществлялась силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. Хронология блокады. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий. Ленинград — второй по значению город СССР — в годы ВОВ стал местом многолетнего и крайне упорного сражения, которое повлияло на весь ход боевых действий. 18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда. Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда.

1.4. Прорыв блокады.

Вторая ударная армия шаг за шагом двигалась к городу на Неве. Прорыв постепенно расширялся. По льду Ладоги в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка был совершен рейд 12-й лыжной бригадой и 128-й стрелковой дивизией. В ходе боев наши солдаты смогли овладеть этим населенным пунктом. Немецкая 227-я пехотная дивизия прибыла в наши болота из Франции", — рассказывал участник операции, военный историк Григорий Шигин. Поселок Липки наконец был полностью освобожден от фашистов. Это событие и считается моментом снятия блокады Ленинграда. Военными инженерами был создан сухопутный коридор, соединивший осажденный город с остальной страной. Кроме того, в результате операции было уничтожено семь пехотных дивизий вермахта. Погибло более 13 тысяч нацистов, 17 тысяч было ранено, взято в плен и пропало без вести.

К сожалению, были потери и с нашей стороны: в ходе операции "Искра" было убито около 34 тысяч советских бойцов, ранено и пропало без вести около 88 тысяч солдат и командиров. Коридор, пробитый советскими войсками, сделал возможным восстановление прямой сухопутной связи Ленинграда с другой частью страны. Всего за 19 суток от станции Поляна до Шлиссельбурга была проложена ветка протяженностью 33 км - Дорога Победы: на некоторых участках она проходила всего в 3-4 км от немецких позиций. Через Неву в Ленинграде перекинули временный железнодорожный мост. И уже 7 февраля по новой магистрали на Финляндский вокзал прибыл первый поезд.

Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты. Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно. В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником. Чтобы скрыть от него подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода. В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц. Все эти меры сыграли свою роль. Противнику лишь незадолго до начала операции удалось установить, что войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог. Командир 26-го армейского корпуса генерал Лейзер, учитывая это, предложил командующему 18-й армией генералу Линдеману отвести войска от Шлиссельбурга Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1990. Однако тот отверг это предложение. Командующие Ленинградским и Волховским фронтами, проанализировав проделанную работу, пришли к выводу, что войска будут готовы к наступлению к установленному сроку — 1 января 1943 г. Несмотря на это, они 27 декабря 1942 г. Сталину установить начало наступления между 10 — 12 января. Мотивация была такова: крайне неблагоприятные метеоусловия, характеризующиеся затяжной оттепелью и в связи с этим совершенно недостаточной устойчивостью ледяного покрова на Неве и плохой проходимостью болот. В начале января 1943 г. Одновременно были установлены сигналы взаимного опознавания при встрече, а также было условлено, что если войска одного из фронтов, выйдя на намеченный рубеж, не встретят войска другого фронта, то они продолжат наступление до фактической встречи. Ворошилов доложил И. Столь оптимистическое заверение насторожило Верховного Главнокомандующего. Он позвонил в штаб Воронежского фронта, где в то время находился генерал армии Г. Жуков и сказал: «В Ленинграде как представитель Ставки находится Ворошилов. Государственный Комитет Обороны считает, что Вам также необходимо поехать туда. Воспоминания и размышления. Жуков прибыл в штаб Волховского фронта, а затем ознакомился с положением дел во 2-й ударной и 8-й армиях. Вечером Георгий Константинович докладывает в Ставку ВГК: «Сегодня был на командном пункте Романовского и Старикова, с которыми подробно разобрал обстановку и принятые решения. Разобрал также обстановку с командиром 128 сд и его решение на бой. Отсутствие танков и недостаточное количество огневых средств не гарантировало прорыв. Взаимодействие на стыках армии, соединений и частей отработано слабо. Расположение дивизионных резервов в боевых порядках было слишком близкое, и по существу резервы превращались во вторые эшелоны, отмененные Вашим приказом. Удаленность их от 1-го эшелона на 1—1,5 км могла привести к большим потерям. Кроме того, обнаружен ряд мелких тактических и технических недостатков. По всем обнаруженным недостаткам даны исчерпывающие указания Афанасьеву псевдоним К. Генерал армии Жуков просил срочно подать для фронта воздухоплавательный аэростатный отряд, одно-два звена самолетов-корректировщиков, дополнительно отпустить следующее количество боеприпасов: 122-мм гаубичных — 20 тыс. По приказу Сталина командующие фронтами немедленно приступили к устранению выявленных Жуковым недостатков, еще раз детально проработали план предстоящей операции. Однако полностью устранить все недостатки не удалось. К началу наступления испортилась погода. Над землей нависли низкие облака, временами шел густой снег. В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков совершила массированный налет на артиллерийские позиции и штабы противника в полосе прорыва. В 9 часов 30 минут началась артиллерийская подготовка. За 40 минут до начала атаки штурмовая авиация группами по шесть — восемь самолетов нанесла удар по опорным пунктам и батареям противника. По окончании артиллерийской подготовки пехота, сопровождаемая огневым валом на направлении главного удара и последовательным сосредоточением огня на вспомогательных направлениях, двинулась в атаку на вражеские позиции. Несмотря на мощную артиллерийскую подготовку, противник сохранил немало огневых средств и живой силы. В результате он оказал ожесточенное сопротивление.

К концу первого дня наступления расстояние между наступавшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта составляло 8 км. Здесь в 9:30 утра 18 января встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее этого Рабочего поселка. В два пополудни над Шлиссельбургом был поднят красный флаг. От вражеских войск было очищено все южное побережье Ладожского озера. Вечером сообщение о прорыве блокады было зачитано в Ленинграде. Несмотря на поздний час, сразу после того, как по радио было передано внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады, на ленинградских заводах состоялись митинги. Утром 19 января улицы Ленинграда были украшены флагами, даже незнакомые люди на улицах обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. ЛенТАСС так описывал настроения жителей города-фронта в тот знаменательный день: "Радости нет предела. Люди обнимаются, целуются, жмут друг другу руки, поздравляют с прорывом блокады". Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни Развить успех и отбросить немецкие войска от Ленинграда в январе 1943 года Красной армии не удалось. До снятия блокады оставался еще целый год. Но прорыв блокады имел важнейшее значение для жизни города. В тот же день, когда было объявлено о прорыве блокады, Ленгорисполком начал готовить план первоочередных работ по восстановлению городского хозяйства, вечером 18 января Госкомитет обороны утвердил новый план строительства железнодорожной магистрали, которая через станцию Волховстрой должна была связать Ленинград прямым сообщением с востоком страны. В тот же день в Шлиссельбург, только что освобожденный от немцев, прибыли инженеры-железнодорожники, которым к 8 февраля предстояло построить более 30 км дороги и два моста через Неву и Назию. В течение 17 суток через участок прорыва была проложена автомобильная дорога. Прорыв блокады улучшил экономическое положение города, снабжение войск и населения. В Ленинград пошел непрерывный поток продовольствия, топлива и сырья, что позволило развернуть дополнительные производственные мощности и начать более масштабное восстановление городского хозяйства. С момента прорыва блокады инициатива на этом участке советско-германского фронта перешла к Красной армии.

Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники.

18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны

Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Прорвать оборону врага получилось в районе рабочих поселков недалеко от Синявинских высот. Тогда же был освобожден город Шлиссельбург, который стоит у истоков Невы. Под контроль перешло южное побережье Ладоги. Бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-1 стрелковой дивизией Волховского фронта встретились вблизи рабочего поселка 18 января в 9 часов 30 минут. Так они получили стратегическое преимущество над гитлеровцами, для которых уже не было возможности объединить силы с Финляндией. В кольце осады образовалось окно, в результате чего были восстановлены сухопутные коммуникации с осажденным Ленинградом. Но больших продвижений не было. К 17 января коридор, который разделял войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал очень узким. Вторая ударная армия шаг за шагом двигалась к городу на Неве. Прорыв постепенно расширялся.

По льду Ладоги в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка был совершен рейд 12-й лыжной бригадой и 128-й стрелковой дивизией. В ходе боев наши солдаты смогли овладеть этим населенным пунктом. Немецкая 227-я пехотная дивизия прибыла в наши болота из Франции", — рассказывал участник операции, военный историк Григорий Шигин. Поселок Липки наконец был полностью освобожден от фашистов.

Почти весь командный состав полка был перебит, сам Маргелов был ранен, связь с частями 80-й дивизии установить было невозможно- все радиостанции вышли из строя. Попытки связаться с начштаба фронта не увенчались успехом, так как противник уничтожил 6 лыжников, посланных с донесением командиром полка. Вот что говорится в докладе Политуправления, записанном со слов немногих выживших в том бою командиров, в том числе командира полка Василия Маргелова. Ни один человек не отошел без приказа. Краснофлотцы резали финками ракетчиков, выпуском ракет сбивали артиллерийский и минометный огонь противника. Командир полка отмечает исключительное мужество в поведении людей в бою. Раненые, кого не смогли с собой захватить, отстреливались, позднее были слышны крики: «Смотри, фашистская сволочь, я моряк-балтиец и умру как подобает моряку! Был ли шанс на успех у бойцов 80-й стрелковой дивизии и лыжников? Возможно, что и был, но этому помешали разные обстоятельства. Прежде чем начать бой, лыжникам пришлось пройти по льду около 20 километров, и они уже были измотаны переходом. Выйдя на берег, советские войска должны были рассчитывать только на себя, так как огневая поддержка с западного берега Ладоги могла быть только при наличии связи, но ее не было. Карта из отчета 227-й пехотной дивизии вермахта 1-му армейскому корпусу о боевых действиях по отражению атаки русских 28-29. В журнале боевых действий полк Маргелова был назван «элитным», его бойцы по мнению противника имели «отличную выправку и производили превосходное впечатление, обладали необычайно высоким боевым духом. Полк, несмотря на огромные потери, боролся до последнего с исключительным упорством,его сопротивление было сломлено только после почти полного уничтожения.. Позже полк был переименован в 6-й полк морской пехоты и в таком виде просуществовал до конца войны. А Василий Маргелов спустя годы в память о моряках первого особого отдельного лыжного полка КБФ добился, чтобы десантники носили тельняшки. Он говорил, что удаль «братишек» запала ему в сердце, и хорошо бы десантники переняли славные традиции старшего брата — морской пехоты и с честью их продолжали. Все эти данные двум исследователям удалось получить после долгих поисков. Так нам удалось получить документы 227-й дивизии, которая воевала под Ленинградом. Атака А вот с советскими документами было сложнее. Мы находили кое-что полезное, но общей картины получить не могли, потому что не обнаружили ни одного боевого донесения за время выхода дивизии на лед.

Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя. И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а Ставка ВГК перешла к планированию решающего сражения по прорыву блокады. Это была операция «Искра». Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову. Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до ее начала было посвящено не более 15 человек. Даже в переписке с Черчиллем Сталин не позволил себе ни одного намека по поводу намечающегося под Ленинградом мощнейшего деблокирующего удара. Два часа двадцать минут советская артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы.

В этих условиях Ставкой ВГК был разработан план новой операции. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов предписывалось «разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, разбить осаду г. Ленинград» и к исходу января 1943 года закончить операцию и выйти на линию река Мойка—Михайловский—Тортолово. На подготовку операции был отведен почти месяц, за который в войсках развернулась всесторонняя подготовка к предстоящему наступлению. Особое внимание было уделено организации взаимодействия между ударными группировками для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4 900 орудий и минометов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолетов. Оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов 18-й армии, численностью примерно 60 000 солдат и офицеров, при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ. Ввиду значительного превосходства советской армии в живой силе и технике, немецкое командование рассчитывало удержать позиции, прежде всего, за счет мощи своей обороны: большинство поселков являлись опорными пунктами, передний край и позиции в глубине обороны были огорожены минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дзотами. На Ленинградском фронте огненный смерч бушевал 2 часа 20 минут. На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. Артподготовка перед операцией «Искра» В 11 часов 50 минут был дан последний залп гвардейских минометов, и на невский лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона Ленинградского фронта. Наибольшего успеха в первый день добилась 136-я стрелковая дивизия командующий генерал-майор Н. Симоняк в районе деревни Марьино. Быстро форсировав Неву, части дивизии взломали передний край обороны противника и к исходу 12 января продвинулись на 3—4 километра. Удачно действовала в первый день наступления 268-я стрелковая дивизия. К исходу дня дивизия продвинулась до 3 километров и создала угрозу окружения городокского узла обороны и 8-й ГЭС. Не так благоприятно складывалась обстановка на флангах. Не подавленные огневые точки в полуподвалах здании и на пристанях вынудили ее подразделения залечь на льду Невы. Во 2-й ударной армии Волховского фронта наибольших успехов в первый день добились части 327-й стрелковой дивизии полковника H. К исходу первого дня наступления войска 2-й ударной армии продвинулись на 3 километра.

Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны

Как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда После прорыва в ходе операции «Искра» исчезла возможность штурма города немецкими войсками – огневая инициатива по Северо-Западному направлению окончательно отошла советским войскам.
Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го ленинград, блокада ленинграда (1941-1944), великая отечественная война (1941-1945), рабоче-крестьянская красная армия (ркка), ссср, германия, вермахт, инфографика.
Как высекали «Искру» и спасали Ленинград Да, прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров.
Операция Искра Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и окончательно отрезали Ленинград от Большой земли.
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год 18 января отмечается 81-летие прорыва блокады Ленинграда.

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Этот прорыв получил название – военная операция «Искра». Полное же снятие блокады Ленинграда состоялось только 27 января 1944 года. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. В октябре и ноябре осуществить прорыв блокады пытались войска Ленинградского фронта – и вновь безуспешно. В течение 1942 года были проведены Любавинская, Старопановская, Ям-Ижорская и Синявинская наступательные операции, которые также окончились неудачей. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". ленинград, блокада ленинграда (1941-1944), великая отечественная война (1941-1945), рабоче-крестьянская красная армия (ркка), ссср, германия, вермахт, инфографика.

Главная навигация

  • День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
  • Операция «Искра»
  • «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
  • Курсы валюты:

Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо

  • День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
  • Блокада Ленинграда – краткая информация для подготовки доклада
  • Как была прорвана блокада Ленинграда
  • Основные сведения

Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»

Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага.

Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия.

Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор.

За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью».

Противник непрерывно перебрасывал в район Синявина свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии.

Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. Итоги операции Войска Ленинградского и Волховского фронтов, взломав шлиссельбургско-синявинский выступ, прорвали блокаду Ленинграда , создав коридор шириной 8—11 км, позволивший восстановить сухопутные коммуникации города с территорией всей страны. В город начали поступать продовольствие, вооружение, медикаменты. Южное побережье Ладожского озера было очищено от противника. Инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии. Дальнейшее наступление советских войск развития не получило, тем не менее операция по прорыву блокады имела важное стратегическое и психологическое значение и явилась переломным моментом в битве за Ленинград.

К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады.

Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной.

Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали.

Рано утром 19 января город был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. С прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий