Сретение Господа Иисуса Христа является непереходящим двунадесятым праздником, то есть одним из главных в церковном году, дата которого всегда – 15 февраля. На церковнославянском слово "сретение" означает встречу.
Два Завета встретились. Сретение Господне
Александр Мень — Сретение Господне. Праздник Сретения считается праздником Христовым и одновременно праздником Девы Марии, Пречистой Матери Божией. Православный мир отмечает праздник Сретения Господня 15 февраля. Он является началом подготовки к великому посту, который начнется в этом году 18 марта. Сретение Господне Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. В Беларуси православные верующие отмечают 15 февраля отмечают Сретение Господне, который в народе принято называть Громница или Громницы.
15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?
Символично это событие считается встречей двух эпох: Ветхого Завета и Нового Завета. Традиции Сретения Господня Празднование этого великого дня начинается с посещения церкви, где верующие причащаются, молятся и исповедуются. В храме они зажигают свечи и передают записки с молитвами для божественной литургии. Приобретают свечи в церкви и ставят их дома около икон, защищая дом от пожаров и злых глаз.
Сретению посвящены несколько икон, на одной из которых представлен образ Богоматери с семью мечами, что вонзены в сердце. Это символ предстоящий материнских мук. Перед этой иконой православные молятся о прекращении ссор, вражды, просят о защите от врага. В этот день принято проводить время в кругу родных людей, приглашая их на праздничный обед. Конечно же, следует посетить храм и уделить время добрым делам. В старину люди верили, что лиходейка-зима на Сретение встречается с весной-красной и желает ее заморозить, но «от собственного хотенья лишь потом умывается». Считалось, что после праздника морозов уже ждать не следует, а потому от передвижения на санях через реку отказывались.
Садовники после утреннего богослужения возвращались домой и следовали народному обряду — трясли фруктовые деревья руками, чтобы лето не обделило хозяина щедрым урожаем. Что нельзя делать на Сретение? Тяжелый физический труд и дальние поездки лучше отложить. Нельзя ругаться с близкими и отказывать нуждающимся и просящим.
Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях своих. Он обещал еще Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось. Во-вторых, праздник Сретения учит нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, — как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того, «чтобы исполнить всякую правду» Мф.
Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания, был человек праведный и благочестивый, просвещенный Духом, он чаял утехи Израилевы по следующему откровению. Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки, приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий, тогда среди израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом языке искусных мужей — «70 толковников», как обычно их называют.
Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства! Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин.
Полным ликования. Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом. Как понять, произошла ли в вашей жизни Встреча? Очень просто — спросите себя: радостен ли я? Давайте же встретим Господа, увидим Его сердцем! Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях.
В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают или поют в конце вечерни. Также они произносятся в Благодарственных молитвах по Святому Причащению. Текст: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Русский: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. История празднования Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии Сильвия в конце IV века. Она пишет: «В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху.
Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ... После этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию». Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру. Богослужение Сретения У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. Если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля. Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь.
Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место. Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии. Обычай освящения свечей Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков.
Случилось это в 1646 году, когда митрополит Киевский святитель Петр Могила составил и издал свой требник. В нем автор подробно описал католический чин крестных ходов с зажженными светильниками. С помощью такого факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. В эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне — Луперкалии фестиваль, связанный с пастушеским культом , славяне — Громницы. Интересно, что в Польше после принятия христианства Сретение стали называть праздником Громничной Божией Матери.
События епархии
Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Православные отмечают Сретение Господне. Что нельзя делать на Сретение Господне. В день великого праздника верующим воспрещается употреблять горячительные напитки.
Сретение Господне 2024: дата и традиции православного великого праздника
Сретение Господне Сретение Господне (Икона 19 века, ). Праздник Сретения Господнего, который Православная Церковь отмечает 15 февраля, внутренне очень теплый, тихий, несущий в себе. Православный календарь Сретение Господне. Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников. Как гласит предание, в этот день в иерусалимский храм принесли Иисуса, где младенца увидел праведный старец Симеон. О празднике. Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. 15 февраля в нашей стране православные христиане отмечают Сретение Господне, которое относится к одному из двенадцати важнейших христианских праздников.
Завтра зима встречается с весной: что нельзя делать в Сретение Господне
Он усомнился, решив, что в тексте ошибка. За это ему было предсказано, что он не умрет, пока воочию не убедится в истинности этого пророчества. На 40-й день после рождения Иисуса Мария принесла Сына в храм, чтобы посвятить Богу. Симеону на тот момент было 300 лет, и праведник, наконец, увидел чудо собственными глазами.
В деревнях на Сретение Господне по традиции устраивали народные гулянья и пекли блины.
Однако кушать блины начинали только с появлением первой звезды. Отгуляв праздник, крестьяне, по обычаю, возвращались к подготовке к весенним работам: выгоняли скотину в загон, готовили семена к посеву, белили садовые деревья и многое другое.
Сретение 2023: что нельзя делать 15 февраля Существовали на Сретенье и суровые запреты. Чтобы нельзя делать 15 февраля? Нельзя в праздник заниматься домашними делами — стирать, убираться, а также шить и вязать, потому что можно навлечь на себя и свою семью беды и болезни. Запрещалось подметать пол и выносить мусор после заката, иначе можно из дома вымести счастье.
Не разрешалось грустить, чтобы год не провести в горестях и печалях. Не отправлялись на Сретенье в дальнюю дорогу, не планировали путешествия. Верили, что поездка не будет удачной, у человека возникнут непредвиденные преграды и проблемы. Нельзя 15 февраля ссориться, потому что любое злое слово к произнесшему его человеку вернется, причем в тройном размере. Не считали в этот день деньги и не клали их не стол, иначе перестанут в доме водиться. Не мылись на Сретенье. Считалось, что к телу могут прилипнуть болезни.
Не стригли 15 февраля волосы, чтобы жизнь и здоровье свои не отрезать. Под строгим запретом в праздник также были любые магические ритуалы. Приметы на 15 февраля о погоде По приметам 15 февраля наши предки предсказывали погоду на всю весну.
В свою очередь, самому Симеону было на тот момент ок. Таким образом, если брать за основу общепринятое летоисчисление, то на момент встречи Господа Иисуса в храме праведному старцу было примерно 350 лет. Об этом же говорит и Евтихий, патриарх Александрийский X в. Однако в молитве мы видим не только субъективную сторону. Напротив, праведник Ветхого Завета как бы от лица всех праотцев обращается к Богу со словами благодарения, так как исполнились ожидания и ветхозаветное человечество сказало последнее слово: «Ныне отпускаешь раба своего Владыко…».
Праздник Сретения Господня неразрывно связан с днями воспоминания воплощения Бога Слова. И об этом нам говорят уже стихиры на «Господи воззвах». В каждой из них подчеркнута мысль о чуде Боговоплощения, без которого невозможен был бы и сегодняшний праздник. Составитель стихир константинопольский патриарх Герман 1226-1239 призывает нас вместе с Симеоном удивится «таковому о нас смотрению» и восклицает, обращаясь к старцу: «кому зовеши и вопиеши? Паремии праздника касаются многих аспектов воспоминаемого события. Так первая, составная паремия Исх. Также и для Богомладенца исполнение Закона было «Явлением послушания Богу Отцу, о котором Он позже говорил, что пришел не отменить закон, но исполнить». Среди прочего пророк Божий говорит о очищении своих уст для проповеди Слова Господня посредством горящего угля, взятого Серафимом с жертвенника.
Также и третье чтение принадлежит авторству пророка Исайи Ис. Это пророчество немного выходит за рамки праздника, но, тем не менее, весьма актуально для целостного восприятия земной жизни Спасителя, так как, вскоре после принесения Богомладенца Христа в храм, святое семейство было вынужденно скрываться от преследования царя Ирода и бежать в Египет, где, по выражению епископа Виссариона Нечаева , который ссылается на древнее предание, «падали идолы, разрушались капища там, где останавливались Богомладенец с Материею и Иосифом». Первая из групп говорит о исполнении закона Тем, Кто этот закон и установил: «днесь Младенец видится, и по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится»; «днесь древле Моисею в Синаи закон подавый, законным повинуется велением». Этот песнописец как бы перефразирует слова святителя Григория Богослова, о том что «Бог сделался человеком, чтобы мы стали богами» см. Следующие литийные стихиры упоминают поочередно всех участников события — Симеона, Божию Матерь и Анну пророчицу. В первой стиховной стихире мы встречаем параллель с другим двунадесятым праздником, а именно с Введением во храм Пресвятой Богородицы. Ковчег Завета, бывший в Иерусалимском храме, именуется прообразом Пречистой Девы. Сегодняшний день также неразрывно связан с храмом, так как туда был принесен Младенец Христос.
И именно поэтому преподобный Косьма Маюмский говорит о Богородице, что: «облак Света есть Дева, носящи на руках Сына прежде денницы». Теперь же Дева явилась живой проповедью о Воплотившемся Боге, о чем и говорит преподобный Косьма в следующих стихирах: «возсиявшего прежде век от Отца, напоследок же от ложесн девических»; «носящи на руку Богородица Мария, неискусобрачно из Нея воплотившегося» [13] — в этих словах подчеркивается состояние чистоты Пречистой, Её приснодевство, что, как и облако Славы Господней, было чудом. В стихире преподобного Андрея Критского, поемой на «Слава и ныне», отображена практически вся священная история праздника. Тропарь праздника Сретения выражает то положение празднуемого события, которое оно занимало ранее в церковном году. В тропаре есть упоминание двух ближайших участников события — Пресвятой Богородицы и праведного Симеона. Также упоминаются и два других древнейших праздника, один косвенно, а второй конкретно. Далее идет обращение к праведному Симеону : «веселися и ты старче праведный, приемый во объятиях свободителя душ наших, дарующего нам воскресение». В этом случае дни попраздства Пасхи можно сравнить с таким же сорокадневным периодом от Рождества до Сретения.
Сретение Господне 2024: дата и традиции православного великого праздника
Но окончательное и повсеместное введение праздника Сретения Господня в общецерковную практику произошло в VIв. Последний церковный историк Византии, Никифор Каллист, в одной из своих работ пишет, что праздник Сретения был введен вместе с иными многочисленными реформами, которые император Юстиниан предпринял сразу же после V Вселенского собора 553 г. Так же, как и любой другой церковный праздник — в молитве, богомыслии и чтении Священного Писания. Каждый, кто считает себя христианином, должен пойти в этот день в храм, исповедаться, причаститься, подготовившись заранее, и через молитвенное воспоминание этого евангельского события пережить личную встречу с Богом.
Ведь ещё один из древнейших христианских апологетов Лактанций не без оснований считал, что слово «религия» происходит от латинского глагола religare, что значит «связывать», «соединять». То есть с этимологической точки зрения, главный внутренний смысл и окончательную цель религии он совершенно справедливо видел не в каких-то внешних действиях и обрядах, но в живом благоговейном духовном единении человека с Богом. Именно для этого, собственно говоря, и существуют в Церкви Христовой Богом установленные Таинства, как средства, с помощью которых человек может достигнуть главной цели своей духовной жизни — реального опытного переживания Божьего присутствия и живой связи с Богом.
Если же в результате церковной жизни эта встреча не происходит, то это значит, что в самом начале были смещены какие-то акценты и нарушена иерархия ценностей: второстепенные и третьестепенные вещи вышли на первый план, а важнейшие, фундаментальные ценности остались в забвении. Можно ходить в храм на каждый церковный праздник, но если при этом мы не будем искренне стремиться построить свою жизнь в согласии с заповедями Божьими, если наши сердца будут полны зависти, злобы, осуждения и коварства, то это не принесет нам никакой пользы. То же самое было некогда и с израильским народом, представители которого исправно совершали все ритуальные предписания закона Моисея, но при этом совершенно не стремились к нравственному совершенствованию.
Тогда Господь через пророка Исайю сказал им следующие слова: «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» Ис.
В этот день также принято мириться со всеми и прощать былые обиды. Чего нельзя делать 15 февраля Нельзя ссориться, ругаться, по-хамски себя вести. Также не рекомендуется заниматься на Сретение Господне тяжелой работой. Уборка также сегодня нежелательна. Лучше заняться другими делами. Нельзя отправляться в дальнюю дорогу — человек может нескоро вернуться.
Икона Сретение Господне.
Начало XIX в. Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина. Ярославский художественный музей Храмы Сретения Господня Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533—36 гг. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов. Храм во имя Сретения Господня, Великий Новгород.
В честь Сретения Господня Успенского монастыря освящен храм в г. Александрове Владимирской области. Церковь была построена приблизительно в 1601 г. Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях. В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом. Над притвором устроена небольшая звонница. Каменный западный тамбур церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Позднее архитектурный облик храма подвергался изменениям.
В 1923 году Сретенская церковь вместе с другими храмами была закрыта. К 1931 году церковь была занята под хранение музейных фондов, а в богадельне размещался краеведческий отдел. В 1993 году храм и небольшая часть келий были переданы возрожденной Успенской обители. Сретенская церковь Успенского монастыря в г. Храм был построен между 1606 и 1620 гг. В дальнейшем неоднократно перестраивался. В 1918 году, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Богослужения в нем совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины.
В 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжен. В 1970-х годах начались реставрационные работы на территории Троицкого монастыря. Впервые церковь была построена в 1371 г. Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова ; оба придела имели крыльца. Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереей. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537—42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий.
Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950—70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954—1975 гг. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.
По Уставу — нет. Более того, в случае, если Великий Пост, время строгого воздержания перед Пасхой, так называемый «ранний» и 15 февраля падает на его первую седмицу, праздник переносится на 14 февраля, чтобы не смешивать радость торжества со строгостью пощения. Вместе с тем, если Сретение приходится на среду или пятницу — постные дни, то на трапезе не благословляется мясная и молочная пища. Ее заменяют рыбной. Как проходит служба в храме на Сретение: всё по порядку Богослужение праздника начинается накануне вечером, когда совершается всенощная. Так как, ввиду великого праздника, в нее входит лития — особые молитвы, совершаемые священнослужителями, исходящими из алтаря в особой процессии, а также освящение хлебов, продолжительность бдения чуть дольше обычного. Цвет облачения священнослужителей — голубой или белый Во многих храмах сретенские богослужения духовенство совершает в голубых ризах — это цвет Богородичных праздников, символизирующий чистоту и непорочность. В других же приходах и монастырях служат в этот день в белых облачениях — прославляя Самого Богомладенца Христа. С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики цвет облачения на праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа до отдания включительно, кроме воскресных дней — голубой или белый. Фото пресс-службы Удмуртской епархии Сколько идет литургия? Время начала литургии определяется в зависимости от богослужебного расписания конкретного храма, но она всегда бывает утром. Когда заканчивается литургия, также определяется в зависимости от того, когда она началась: есть храмы, где служба может быть с 7, 8, 9 часов утра, а есть такие, где служится ранняя и поздняя литургия. В этот день она не дольше, чем в любой другой праздничный день — около 2 часов. Окончание ее может прийтись на 9 или 11 часов, в зависимости от часа начала. Многие также знают, что на Сретение в некоторых храмах освящают свечи. Эта древняя традиция идет от богослужения Иерусалимской Церкви, где и зародился праздник: по воспоминаниям паломников еще IV в. Поэтому: у католиков и до наших дней есть традиция такой процессии на Сретение; она совершается до начала праздничной мессы, и ей предшествует окропление святой водой свечей в руках молящихся; после этого начинается крестный ход с пением народом песни св. Симеона «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»; на Востоке сложилась немного иная богослужебная практика: к примеру, Устав Соловецкого монастыря в 1494 г. В ее состав входят чтения из Книги Исход, а также пророков, предвозвестивших празднуемое событие. Затем духовенство при пении праздничных песнопений исходит из алтаря. Это особое моление — лития. Если Сретение — престольный праздник, она может совершаться с обхождением крестным ходом вокруг храма. Но чаще всего священники диаконы молятся, стоя в притворе храма или близ выхода. Завершается Вечерня освящением хлебов, вина и елея. Этот хлеб дают верующим в конца Утрени. Его кусочки смочены освященным вином. Непосредственно после этого начинается Утреня. При погашенных светильниках, в темноте храма звучит Шестопсалмие — псалмы покаяния, надежды на Господа. Это — своего рода «воспоминание о будущем», о грядущем Страшном Суде, когда все предстанут Господу. Поэтому верующие слушают псалмы со всем вниманием. Во время них не принято ни креститься, ни кланяться, но необходимо со всем смирением предстоять Христу. Но вот окончились псалмы, и после Ектении вновь звучит Писание, на этот раз — Евангелие праздника. После него читается канон и начинается полиелей, когда верующих помазывают освященным маслом — ведь праздник принадлежит к числу великих кроме полиелейной бывает также «славословная» служба, когда помазания не происходит, однако, на Сретение будет именно полиелей. Общая длительность всенощной составляет чуть более 2 ч. Завершится бдение Великим Славословием и службой Первого Часа, которыми верующие встречают грядущий день. Что читают: краткое толкование За всенощной прозвучат: слова Закона Моисея из Книги Исход; они посвящены первенцам-мальчикам, «разверзающим ложесна»: всякий первенец на 40 день по рождении должен приноситься Богу, священник совершает за него жертвоприношение; именно исполняя эту заповедь родители и принесли Иисуса в храм; два фрагмента из Книги прор. Исайи; они — о Господе, Которым является принесенный ко храму Младенец. Пророк говорит: «… Видех Господа, седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его.
В Алтайском крае март обещает быть теплее нормы
- Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?
- Проповедь в праздник Сретения Господня
- СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ - Древо
- Сретение Господне 2024: что нужно и что запрещено делать в двунадесятый праздник | ОТР
- Проповедь в праздник Сретения Господня
Сретение Господне
15 февраля все православные верующие отмечают Сретение Господне. Это один из двенадцати двунадесятых праздников церковного года. Что за праздник Сретение Господне, когда отмечают в 2023 году, что произошло в этот день и как его правильно провести. один из важнейших и древнейших праздников в православном христианстве, отмечаемый 15 февраля. Православные верующие во вторник, 15 февраля, отмечают Сретение Господне. Этот день входит в список двенадцати главных церковных праздников, сообщает РИА «Новости». На Сретение в православных храмах особым чином освящают и раздают прихожанам свечи. Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. В Беларуси православные верующие отмечают 15 февраля отмечают Сретение Господне, который в народе принято называть Громница или Громницы.
Сретение Господне: что это за праздник и в чём его смысл?
Сретение Господне [1], праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. В том же [т. е. уже в 542-м] году учреждается Сретение Господне, что празднуется византийцами во второй день месяца февраля» [18]. История возникновения праздника Сретение Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече мудрого старца Симеона и младенца Христа. Сретение Господне в 2023 году. 15 февраля отмечается один из самых главных церковных праздников года и самый главный в феврале — Сретение. 15 февраля 2023 года православные христиане празднуют Сретение Господне. Что это за праздник, какое знамение имеет.
Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников
Он принадлежал к числу тех, кто горячо верил в скорый приход Мессии. Старцу было предсказано, что он еще при жизни увидит Спасителя мира. И теперь Дух Божий указал ему на чету бедных галилеян. Симеон взял на руки их Дитя и стал молиться: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Потом, прозревая борьбу, которая возгорится вокруг имени» Иисусова, старец добавил: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле… да откроются помышления многих сердец». А Матери предрек: «Тебе Самой оружие пройдет душу».
В этих словах заключен весь крестный путь Девы: от пустынных улиц ночного Вифлеема до Голгофы. Уже в первые годы жизни Сына Ей пришлось трепетать за Него. Тревожная весть о готовящемся убийстве, поспешное бегство, утомительное путешествие в чужую страну, жизнь вдали от родины — таков пролог евангельской истории. Но никогда не вырвалось у Марии ни слова ропота, ни жалобы.
И Тебе Самой оружие пройдет душу…» Лк. Это оказалось пророчество не о радостях, а, наоборот, о несчастиях, которые были впереди. В Назарет Святое Семейство возвратиться так и не смогло. Прямо из Вифлиема Они вынуждены были убежать от преследования царя Ирода, по приказу которого были казнены 14000 младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Это были первые христианские мученики. Старый Завет, в лице Симеона, уступил свое место Новому Завету, Иисусу Христу, вместе с искуплением человеческих грехов против самих себя и против Бога.
Также считается, что Симеон был одним из важных «свидетелей» Божественного происхождения Младенца.
Ими же крестят домовладения, чтобы уберечь от пожара. После того, как хозяин возвращался домой с громничной свечкой, хозяйка зажигала ее. Глава семьи опаливал крестообразно волосы на своей голове, а потом совершал подобное действие с волосами всех членов семьи, начиная со старших.
Затем вся семья шла в хлев, где хозяин крестообразно опаливал шерсть каждого животного, дотрагивался огнем до стен и дверей. Этот обряд повторялся в каждом хозяйственном строении. Громничные свечи ставят на подоконнике, чтобы в дом не ударила молния. Когда начинается гроза, крестьяне зажигают громничную свечу и молятся, чтобы молнии не спалили дом. Громничную свечу дают в руки покойнику, чтобы она своим пламенем освещала ему последний путь и очищала его душу от грехов.
Курам на Громницы давали больше овса, чтобы они лучше неслись. Отсюда и пословица: «Кормил кур овсом — весной и летом будешь с яйцом».
В народе веками бытовали земледельческие приметы. Так, к примеру, сильному ветру в этот день приписывалось очищение деревьев от нечистой силы. Поэтому до сих пор сохранился обычай - хорошенько трясти деревья в садах руками, дабы урожай был. Вот еще несколько из них: На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних. На Сретение капель — урожай на пшеницу, а если вьюга, то хлеба не будет. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает к неурожаю. Если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной. Если ожидается оттепель, то жди теплую весну.
Тихий и облачный день - будет хороший урожай плодов и хлебов. На Сретение небо звездное означает весну позднюю. А еще в этот день хозяйки усердно кормили кур, приговаривая: «Корми в Сретение кур овсом - весной и летом будешь с яйцом». Приметы на Сретенье. Но, как бы там ни было, а Сретение — это всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года. Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды. По древнеславянскому обычаю 15 февраля еще называлось Громница, так как именно только в этот день среди зимы можно было услышать гром. Язычники также в этот день преклонялись стихии огня - Молнии, поэтому и жгли у дорог огромные костры. Примечателен этот день был и обычаем изготовления громничной свечи из воска, который собирали с восьми-десяти крестьянских домов. А потом целый год передавали из двора во двор, и жгли по очереди, постоянно наращивая.
Эта "волшебная" свеча, имеющая невероятную мощь, использовалась в самых особых случаях: ею освящали поля перед посевом и перед уборкой урожая, лечили больных и провожали умерших, защищали свои дома от нечисти. Волшебная сила громничной свечи и сретенской воды. По преданиям считалось, что в Сретенье вода во всех источниках обретала особую силу и приравнивалась к крещенской. По обычаю эту воду не носили святить в храм, а собирали по капле с тающих сосулек.