Праздник Сорока мучеников установлен в честь мучеников, принявших смерть в 313 году от нечестивого императора Агриколая, которые отказались совершить жертвоприношение идолам и прославили Истинного Бога Иисуса Христа. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. Сегодня православная церковь отмечает День памяти Сорока Мучеников Севастийских. Праздник Сорок мучеников в Севастийском озере прозябавших в 2018 году приходится на пятую седмицу Великого поста.
Какого числа день памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся в 2024 году
Издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. В христианстве 22 марта чтут память сорока мучеников Севастийских, которые пострадали за свою веру. Праздник Сорока Мучеников Севастийских,который из года в год вот более полутора тысяч лет празднуют христиане 22 марта (по новому стилю), установлен в честь появления новых сорока святых, сознательно. Верующие отметят праздник в честь сорока Севастийских мучеников 22 марта 2024 года.
Праздник 40 святых в 2023 году. Праздник Сороки
По народному календарю, 22 марта 2024 года отмечается день Сорока Сороков, православная церковь вспоминает сорок Севастийских воинов-христиан, принявших мученическую смерть. В христианстве 22 марта чтут память сорока мучеников Севастийских, которые пострадали за свою веру. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). День памяти Сорока севастийских мучеников в православии считается день всех православных мужчин, по аналогии с Днем жен-мироносиц (отмечается в мае), который считается праздником православных женщин. 23 марта, в субботу первой седмицы Великого поста, Православная Церковь вспоминает 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (день памяти перенесен с 22 марта).
Какого числа день памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся в 2024 году
Для упорствовавших предоставлялся тот же выбор: отрекись или... Многие из гонителей, когда-то обучавшиеся в приходских школах, гимназиях, а кто-то и в семинариях, конечно же, знали историю Сорока мучеников, хотя относились к таким «преданьям старины глубокой» уже сугубо скептически. Нашлись и те, кому палаческий, придуманный Лисием и Агриколаем метод показался в практическом плане ценным: а ведь и впрямь, попробуй-ка выдержи истязание смертельной стужей! В некоторых тюрьмах и лагерях начальники пытались повторить примерно то же самое. Вот как происходило это, например, в случае, который описал почитаемый в России старец Николай Гурьянов расправу устроили не весной, а поздней осенью, когда сильно похолодало, но реки еще не покрылись льдом : «Загнали всех верующих — и батюшек, и епископов, и мирских в холодную студеную воду... На Севере это было.
Раздетые все... И так оставили на трескучем морозе, и стражу приставили с собаками. Стража менялась, а мы стояли и тихо молились. Господь помогал, я умственно совершал Иисусову молитву. Только ее и Обрадование Богородице держал непрестанно, и мне внезапно стало даже огненно горячо.
Все старались поближе держаться друг к другу, но где там!.. Понимали, знали, что скоро отойдем ко Господу... Со временем стали коченеть и тонуть в ледяной воде. Головки, как цветочки, от мороза никнут, никнут... Потом всхлипнут только, последние судороги пробегут по всему телу — и души отлетали прямо ко Престолу Божию — мученики все...
Никто от Господа не отрекся!.. А мне Царица Небесная показалась и сказала: «Не оставляй молитву, она тебя сохранит и исцелит. Я просила Господа задержать тебя на земле, это нужно для крепости Божией Церкви. Благодать Моя и Сына Моего пребудет с тобой вовеки», — Матерь Божия окутала меня таким Светом и огненным теплом, что я стоял под Ее Покровом невредимый и остался в живых... Когда меня вытащили, привели к начальству в барак, тот уже не смеется: «Ну что, помог тебе твой Бог?
В последние десятилетия, когда над нами перестал довлеть «научный» атеизм, в российском обществе время от времени возникают принципиальные споры о том, можно ли уподоблять пострадавшим за веру во Христа мученикам тех героев, которые отдали свои жизни за Родину в советский период. Ответ на этот очень непростой для верующих вопрос может дать только Церковь, хотя, с точки зрения обыкновенного русского человека, подвиг Дмитрия Карбышева в германском плену едва ли достоин почитания меньшего, нежели акты самопожертвования христианских праведников. И когда идет речь о Сорока Севастийских мучениках, всплывает в памяти образ бесстрашного, стойкого, принявшего смерть от рук неоязычников советского генерала. Ведь он погиб за Россию, которая есть Третий Рим. А четвертому, как всем известно, не бывать.
Материал опубликован в февральском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».
Эти события происходили зимой, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец.
Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я - христианин! Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца.
Молодые девушки на Сороки совершали обряд замыкания зимы и размыкания весны. Для этого они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек, символически разрывая козни и путы нечистой силы, сковывающей землю холодом. Что можно делать на Сороки Все православные верующие в День 40 святых обязательно должны посетить храм, помолиться и по традиции поставить 40 свечей и совершить 40 поклонов. Женщины 22 марта просят Севастийских мучеников защитить мужей и сыновей. В этот праздник можно гадать и призывать весну. Например, молодые девушки при помощи печенья гадали на суженого. Другой способ узнать свою судьбу: «жаворонков» клали на пороге и звали собаку — чью птичку она съест первой, та первая выйдет замуж. Парням на Сороки надлежало непременно покачаться на качелях. На Руси считали, что это принесет счастье и урожайный год. Что нельзя делать на Сороки 22 марта нежелательно выполнять любую физическую работу и заниматься уборкой дома. Это также относится к стирке, шитью, рукоделию или ремонту. На Севастийских мучеников нельзя брать деньги взаймы, а также гневаться, злиться и сквернословить. На сны с 21 на 22 марта лучше не надеяться — они не исполнятся. Народные приметы 22 марта На 40 Севастийских мучеников светит солнце — следующие 40 дней до Зосима пчельника — 30 апреля будут теплыми, а если пасмурно — холодными. Солнце в кругах — к отличному урожаю. Синица на Сороки запела — тепло ворожит. Теплый ветер — к ненастному лету.
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене». Павел Сумароков Русский писатель Здесь были заложены основы нашего государства. Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви. Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями... Максим Горький Русский писатель Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно. Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью.
Праздник 40 святых Севастийских мучеников
40 Севастийских мучеников и весенние жаворонки | ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. |
40 святых мучеников (Сороки) в 2025 году: что за праздник, когда будет, традиции и приметы дня | Народный праздник Сороки, известный также как день 40 Севастийских мучеников, отмечают 22 марта 2024 года, по старому стилю — 9 марта. |
Сороки: почему 22 марта нужно обязательно сходить в церковь | Праздник 40 Севастийских мучеников или день Сорока сороков по новому стилю приходится на 22 марта (9 марта по старому стилю). |
Праздник настоящих мужчин: 22 марта — память 40 Севастийских мучеников - Валерий ШАМБАРОВ | Издавна день сорока мучеников Севастийских — любимый и почитаемый в нашем народе. |
40 Святых (Сороки)
В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки. Традиционно День памяти 40 севастийских мучеников празднуют 22 марта, однако в 2024 годупраздник перенесен на 23 марта, так как совпадает с пятницей первой недели Великого поста, когда все церемонии посвящены памяти Феодора Тирона. По народному календарю, 22 марта 2024 года отмечается день Сорока Сороков, православная церковь вспоминает сорок Севастийских воинов-христиан, принявших мученическую смерть. По народному календарю, 22 марта 2024 года отмечается день Сорока Сороков, православная церковь вспоминает сорок Севастийских воинов-христиан, принявших мученическую смерть.
Народные приметы на 22 марта 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день
Мучеников наказал император Ликиния, который был язычником и устраивал гонения на представителей христианской веры. Император разгневался, когда узнал, что солдаты отказались отречься от веры, в итоге казнены были все. На фото выше вы можете увидеть всех сорок воинов XII римского легиона, который погибли за веру во Христа в 320 году неподалеку от Севастии. Воины появились на свет в Каппадокии, они служили в составе римского войска, которое стояло в городе Севастии. Один из военачальников по имени Агрикола потребовал, чтобы солдаты принесли жертву языческим богам, однако ему было отказано, в итоге римские воины раздели всех мучеников и отправили их на середину озера, которое было сковано льдом. На берегу в то время постоянно грели баню для тех, кто захотел заступничеством спасти свою жизнь. Один из солдат не выдержал страданий и покинул озера, однако на пороге бани скончался. Один из надзирателей, который был шокирован мужеством воинов, сказал, что он тоже является христианином, и зашел в озеро, воинов вновь стало сорок.
Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам. Впрочем, весна могла быть и обманчивой — утренние морозы еще бывали сильны. Если 22 марта случался утренний мороз, говорили, что начались Сороки — сорок морозных дней.
Чтобы защититься от «утренников», хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков. Про них говорили: «Сороки святые, колобаны золотые». Шарики полагалось по одному в день выбрасывать из окна в течение сорока дней. У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны.
Что можно и нельзя делать в день Жаворонка 22 марта, который называют Сорок Сороков Что можно и нельзя делать в день Жаворонка 22 марта на Сорок Сороков. Православная церковь 22 марта 2024 года вспоминает 40 Севастийских мучеников. В народе отмечают Сорок Сороков, или Сороки. Есть еще одно название — день Жаворонка. Все дело в том, что жаворонков считали Божьими птицами.
Однако, его место среди мучеников занял римлянин Аглаий, которого впечатлила стойкость духа христиан. Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались, и приказал всем перебить колени, а затем казнить. Традиции В народе этот день считался днем второй встречи весны первая была на Сретение , третью ждали на Благовещение , одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки хотя на Сороки, по поверью, из-за моря прилетали 40 разных птиц. На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц, как правило, сорок штук — по числу погибших мучеников. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам. Впрочем, весна могла быть и обманчивой — утренние морозы еще бывали сильны.
40 мучеников Севастийских. За что пострадали верные воины? (22 марта)
ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. Праздник Сорока Мучеников Севастийских,который из года в год вот более полутора тысяч лет празднуют христиане 22 марта (по новому стилю), установлен в честь появления новых сорока святых, сознательно. Это престольный праздник нашего собора, 22 марта 1946 года в день их памяти вновь открыли храм и освятили престол в честь 40 святых мучеников, на котором совершается ранняя Божественная Литургия. Православная церковь 22 марта 2024 года вспоминает 40 Севастийских мучеников. В народе отмечают Сорок Сороков, или Сороки.
Сорок мучеников
Это случилось благодаря одному из тюремных стражей по имени Аглай. Охраняя мучеников, он увидел, как ангелы несли с небес 39 прекрасных венков. Он так проникся этим зрением, что уверовал в Бога и Иисуса Христа, снял свои одежды и вместе с оставшимися мучениками вошел в ледяное озеро. Никакой холод не пробивал измученных людей. Более того, стоя в озере, они каким-то чудом смогли отогреться. Увидев и заметив это, стражники перебили мученикам ноги, а тела их сожгли и бросили в реку. В одном из снов все 40 мучников явились во сне к Севастийскому епископу Петру. Они попросили его собрать их останки и захоронить.
Епископ так и поступил: он собрал остатки мощей и предал их земле. Что нельзя делать в день почитания 40 Севастийских мучников? Не рекомендуется в этот день ссориться, выяснять отношения с кем-либо.
И тогда услышали воины глас Божий: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На утро их опять заставляли отречься от христовой веры, но они и в этот раз не повинились, и опять их бросили в темницу.
Пытки за Христову веру Через неделю в Севастию прибыл важный сановник Лисий, который решил устроить суд над сильными духом воинами. Он повелел побить их камнями, но почему-то камни летели мимо воинов. Тогда Лисий сам бросил в них камень, и попал прямо в лицо Агриколаю. Именно тогда мучители поняли, что какая-то невидимая сила оберегает бесстрашных воинов. Непрерывно молясь в темнице, мученики опять услышали голос Господа, который утешал их и говорил: «Верующий в Меня, если умрет, оживет.
Дерзайте и не страшитесь, и получите венцы нетленные». Допросы каждый день повторялись снова и снова, и всегда слуги Христовой веры были непреклонны. На улице стоял лютый мороз, и тогда мучеников подготовили к новым пыткам. Их сначала раздели, а потом загнали в ледяное озеро на целую ночь, а рядом на берегу растопили баню, чтобы таким образом сломить волю мучеников. После полуночи один из воинов все же сдался и побежал греться в баню, но, переступив порог ее, он сразу упал мертвым.
Сороковой воин К трем часам ночи Господь послал мученикам тепло, кругом посветлело, лед растаял, и вода стала теплой. В это время все стражники крепко спали, кроме одного - Аглаия.
Одним из символов народного праздника были возвращающиеся из-за моря птицы. Считалось, что их возвращается сорок разных видов, но главным вестником весны считался жаворонок. Птиц, а особенно жаворонков следовало почтить специальным угощением: для этого хозяйки загодя пекли постное печенье в форме птичек, как правило, по сорок штук, в память воинов-мучеников. Печенье называлось жаворонки в честь главных вестников весны. Дата публикации — 24.
Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса… Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Повели, Государь, и древний Херсонес станет русской Помпеей, заинтересует всю благомыслящую Россию, привлечёт к изучению своих древностей не только русских учёных, но и путешественников из Западной Европы.
Прасковья Уварова Русский учёный, историк, археолог В своих «Досугах крымского судьи» писатель сравнил вновь отстраиваемый город Севастополь с молодым и дерзким вором, разорившим могилу старца. Обряды торжества, украшения, жизнь и любовь, все уступило место небытию и разрушению. Время потребовало перемен, и ужасная декорация предстала на пышной сцене». Павел Сумароков Русский писатель Здесь были заложены основы нашего государства. Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство. Херсонес и все это пространство должны быть возрождены для должного внимания и поклонения, стать источником веры и возвращения к нашей истории для всей Русской православной церкви. Митрополит Тихон митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре На утёсе, омываемом беспокойными волнами Понта, лежат груды камня, зияют глубокие ямы и возвышается полуразрушенная стена, массивностью своей напоминающая постройки мифических циклопов, — вот всё, что осталось от Херсонеса Таврического — города, в который, по словам Страбона, «многие цари посылали детей своих ради воспитания духа и в котором риторы и мудрецы всегда были почётными гостями... Максим Горький Русский писатель Херсонес имеет для нас особое значение, и мы, безусловно, будем его развивать. То, что сделано, совершенно недостаточно.
Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно.
Праздник 40 святых в 2023 году. Праздник Сороки
Икона сорок Севастийских мучеников изображает полуобнаженных воинов разного возраста, стоящих в ледяной воде и обхвативших себя руками от холода. Сорок Севастийских мучеников были арестованы в 320 году военачальником Агриколой. В 2013 году Праздник святых Сорока мучеников в Штипе был внесен в списки нематериального культурного наследия Северной Македонии ЮНЕСКО.[10]. День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником воинов и всех православных мужчин. Для православных христиан эта дата – Воскрешение праведного Лазаря, день памяти святого Мартина исповедника, папы Римского, мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, мученика Ардалиона, мучеников 1000 Персидских и Азата скопца. А с древнейших времен память о них бережно хранится в церкви, а в качество особого почтения к их подвигу даже во дни Великого поста ради памяти святых 40 Севастийских мучеников ослабляется постная строгость и совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
40 святых: праздник и приметы
Народные приметы на 22 марта 2024 года: что нельзя делать в день Сорока Сороков | ССмысл праздника сорока мучеников Севастийских заключается в том, чтобы прославить святых свидетелей Христовых страданий, почтить их за веру и верность и, конечно, попросить молитв. |
Народные приметы на 22 марта 2023 года: что можно и чего нельзя делать в этот день | День памяти Сорока мучеников Севастийских — православный праздник, отмечаемый ежегодно в конце первого месяца весны. |
40 мучеников Севастийских. За что пострадали верные воины? (22 марта)
Память сорока мучеников Севастийских | 22.03.2024 | Московский Данилов монастырь | 22 марта, история о подвиге солдат римского отряда, зачем пекут жаворонков на праздник, православные традиции дня, приметы, особенности церковной службы - в статье. |
Сорок мучеников из Севастии | 22 марта церковь почитает память 40 мучеников Севастийских. В этот день проводится Литургия в честь сорока воинов-христиан. |
Церковный праздник 22 марта 2023: что нельзя делать, приметы, что можно делать | Праздник Сорок мучеников в Севастийском озере прозябавших в 2018 году приходится на пятую седмицу Великого поста. |
Сороки, или 40 святых: почему 22 марта нужно печь жаворонков, но нельзя обижать птиц
В праздник 40 мучеников по народной традиции принято выпекать жаворонков. Праздник 40 мучеников переносится при совпадении со следующими днями Великого поста: если случится во вторник — пятницу 1-й седмицы, то переносится на 1-ю субботу поста 2024, 2040, 2051, 2078, 2097 гг. Это предписание — одно из наименее понятных широкому кругу. Причины таковы. Среда 4-й седмицы как середина поста — один из важнейших дней Триоди. Он отмечается еще с древности как отмечено в статье "Преполовение Пятидесятницы" в «Православной энциклопедии», середину поста стали отмечать даже раньше, чем Преполовение Пятидесятницы, хотя никаких доказательств там не приводится. Кроме значения среды как «преполовения Великого поста», здесь еще совершается полная служба Кресту, Минея выносится на повечерие. Потому совмещение службы среды 4-й седмицы с полиелеем невозможно, вследствие чего появилось предписание Типикона о переносе полиелея на вторник. Служба Великого канона не совмещается ни с какими праздниками и в то же время она выше по статусу, чем служба полиелейному святому, потому богослужение 40 мученикам переносится. Служба субботы Акафиста — Богородичный праздник, по Уставу он может быть совмещен только со службой Благовещения Пресвятой Богородице или престольного праздника святому.
Кроме перечисленных, возможными но не обозначенными в Типиконе днями, когда следует перенести службу 40 мучеников, являются пятница 4-й седмицы 2058, 2069 и 2080 гг. В Типиконе нет Марковых глав, посвященных этим совпадениям, но по аналогии можно предположить, что в случае совпадения праздника с пятницей 4-й седмицы возникает проблема, аналогичная совпадению со средой 4-й седмицы. В пятницу 4-й седмицы служба совершается по тому же чину, что и в среду, однако это приравнивание пятницы к среде произошло достаточно поздно в нашем Уставе — только после середины XVII века , потому не нашло отражение в Марковых главах. Потому при совпадении праздника мучеников Севастийских с пятницей 4-й седмицы лучше службу святым перенести на четверг. Что же касается среды 5-й седмицы, то служение 40 мученикам в этот день создаст прецедент: на литургии Преждеосвященных Даров в среду наряду с песнопениями праздника нужно будет петь еще 24 стихиры Великого канона. Эти стихиры являются покаянными песнопениями и их пение в праздничной литургии невозможно. Кроме идейной несовместимости, придется составлять специальный Устав пения стихир на «Господи, воззвах…», то есть петь не 30, а 34? Исходя из этого, разумнее избежать подобных проблем и перенести службу мучеников на вторник 5-й седмицы. Таким образом, всего 9 дней поста из 35 возможных , при совпадении с которыми службу 40 мучеников Севастийских следует перенести.
Особенности в случае праздника 40 мучеников Севастийских в седмичный день Великого поста. Этот случай — наиболее частый и потому является стандартным. Великая вечерня накануне праздника Здесь нужно рассмотреть три возможных варианта совершения великой вечерни. Это — наиболее частый случай. Вечерня начинается без начального возгласа «Благословен Бог наш…» после поклонов на изобразительных, как обычно в Великий пост. Кафисма 18-я на 5-й седмице — рядовая. На «Господи, воззвах…» стихиры на 6: Триоди — 3, Минеи — 3; «Слава»: стихира мучеников, «И ныне»: догматик 2-го гласа. Вход с кадилом. Паремий 5: Триоди — 2 и мучеников — 3.
Просительная ектения и молитва главопреклонения.
Утром Севастийских мучеников ждало последнее испытание: их вывели на берег, а затем каждому из 40 перебили голени. Все, кроме самого юного воина, умерли от боли. Их тела побросали на колесницы и повезли на сожжение. Последний еще дышал, поэтому его оставили умирать на земле. Тогда его мать, присутствовавшая при страшном истязании и подбадривавшая сына претерпеть все мучения, взвалила его себе на спину и понесла следом. Когда тот умер, его бросили в костер вместе с остальными воинами. Останки Севастийских мучеников было приказано выбросить в реку, чтобы никто не смог найти их. Спустя три дня 40 мучеников явились во сне епископу Севастийскому и велели найти их кости, которые светились ночью в воде, и предать погребению. Почему 22 марта называют Сороки или Жаворонки В народе день памяти сорока Севастийских мучеников получил название Сороки.
В деревнях говорили: «На 40 мучеников прилетают 40 птиц», «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается». В этот день происходила символическая вторая встреча весны. Поэтому второе название праздника — Жаворонки. Фигурки «золотили» медом. Они символизировали летящие к Богу души мучеников. Выпечку традиционно дарили детям, соседям, родственникам, а также развешивали на деревьях. Считалось, что это обережет домашнюю птицу от болезней и мора. Для мужчин в одну булочку-птичку пряталась монетка.
А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников. Фото Марии Черкашиной Молитвы святым сорока мученикам Севастийским Молитва первая О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Молитва вторая О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим имена , защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Икона 40 Севастийских мучеников В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства. В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов.
В том году в начале марта в IV веке — это 9 марта по действующему тогда юлианскому календарю неожиданно наступил лютый мороз и расположенное рядом с городом Севастийское озеро замёрзло. Воинов раздели и поставили на лёд озера, на берегу же растопили жаркую баню. Во время жуткого мороза эта жаркая баня стала великим соблазном для мучеников. Один из них не выдержал холода и бросился в баню, но как только он переступил её порог, упал мёртвым. Все стражники, охранявшие страдальцев, спали, кроме одного. Вдруг он увидел, как на мучеников с неба спускаются светлые венцы. Он насчитал их 39 и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда стражник воскликнув: «И я христианин! Все 40 мучеников были казнены. Подвиг сорока христианских воинов — один из примеров пребывания в любви к Господу и духовного роста. Мученики отказались от мирских почестей ради благодати на Небесах. Они преодолели пороки и низменные страсти, которые символизирует язычество. В легенде показателен поступок Мелетия. Он поддался искушению, но не получил обещанного тепла. Из-за слабости духа он спасал свою жизнь, но все равно умер в шаге от благодати. Его более крепкие соратники были готовы пожертвовать жизнью, но получили спасение. Сорок мучеников показали торжество духовного начала над телесным. Крепкий дух спасает тело, а слабая душа губит и тело, и теряет связь с Господом. Другой показательный пример отражает постулат о том, что каждый получает по вере своей. Тридцать девять воинов укрепляли веру в молитве в темнице и, стоя босиком на льду, обрели благодать в духовном труде. Сороковому Аглаию было достаточно их примера, чтобы так же преисполниться веры, и обрести благодати столько, сколько каждый из них. Труден путь первопроходцев, но и тот, кто идет следом, получает шанс послужить Господу и пострадать за Него, как за Истину и Свет. Памятную дату установил болгарский правитель Иван II Асень в 1230-м году. Он воевал с фессалоникским императором Феодором Комнином Дукой. Иван молился сорока Севастийским мученикам и одержал победу 9-го марта. Чтобы прославить святых воинов-заступников, болгарин построил церковь в их честь. Храм и сейчас находится в городе Велико-Тырново, бывшей столице Болгарии. Эти события, о которых упоминали в своих проповедях Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин, учат христиан во всём полагаться на волю Господа.