Новости трудовые подвиги во время великой отечественной войны

Это был великий трудовой подвиг строителей, в том числе и женщин, стоивший им жизни. Во время Великой Отечественной войны около 70 фабрик и заводов были эвакуированы в Киров.

Досрочно и сверх плана. Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах

За этот бой он был награждён звездой Героя Советского Союза. Лысенко пережил войну и умер в 1984 году. С топором против 50 немцев Из-за ранения, полученного в первые дни войны, Дмитрий Овчаренко служил ездовым на складе боеприпасов. Однако стоявший рядом с повозкой красноармеец неожиданно для немцев выхватил из неё топор, зарубил офицера и бросил несколько гранат в остальных. Не ожидавшие сопротивления немцы бросились врассыпную, причём Овчаренко ещё успел догнать и зарубить второго офицера, после чего с их документами и своей повозкой вернулся в часть. За свой подвиг рядовой Овчаренко был награждён звездой Героя Советского Союза. В январе 1945 года погиб в Венгрии. Трое кавалеристов врукопашную против автоколонны 18 октября 1944 года старший сержант Василий Огурцов с двумя другими бойцами находился в разведывательном дозоре. На дороге они обнаружили двигавшуюся автоколонну из 30 машин, сопровождавшую три самоходные артиллерийские установки САУ. Большая часть немцев, не зная численности советских солдат, бежала с поля боя.

Экипажи самоходок вступили в перестрелку. Огурцов с бойцами сумели забросать гранатами две САУ и вывести их из строя. С экипажами САУ они схватились в жестокой рукопашной схватке. Сначала Огурцов орудовал прикладом автомата, пока тот не сломался. Тогда он стал биться сапёрной лопаткой, а одному из противников, как отдельно отмечено в наградном листе, перегрыз горло зубами. На подмогу колонне приехал немецкий танк, однако Огурцову удалось забросать его гранатами, укрывшись за одной из САУ.

Короче говоря, вам предстоит освоить производство ротных миномётов и мин. Образцы скоро поступят в Киров.

Сроки самые жесткие». Великое переселение заводов Вскоре все заводы Кирова начали работать над выпуском изделий оборонной промышленности. Бесконечным потоком шли эшелоны с промышленным оборудованием и теплушки с рабочими, инженерами, членами их семей в Кировскую область. К нам перебазировались следующие заводы: паровозостроительный из Коломны, «Красный инструментальщик» из Ленинграда, им. Ленина, машиностроительный им. Январского восстания из Одессы, часть Ярославского шинного и Тульского оружейного, Владыкинский машиностроительный, Наркомата мясо-молочной промышленности, деревообрабатывающих станков им. Кагановича из Ворошиловграда, Московский металлургический завод «Серп и молот». Лепсе Валентина Подыниногина за станком.

Советские и партийные органы области делали всё, чтобы заводы начинали работать, буквально сойдя с поезда. Это было непросто, так как не хватало помещений для размещения станков, но самое главное - не хватало жилья для семей рабочих К примеру, Коломенский паровозостроительный завод приютили на производстве МСЗ им. Но с заводом, только представьте, прибыло 15 тысяч рабочих и их семей. Это два маленьких города. Многим кировчанам пришлось потесниться и переехать в районы области, чтобы в их квартирах могли расположиться рабочие. Кстати, на «машинке» расположился ещё и одесский завод им. Январского восстания. Всем предприятиям нашлось место.

Пусть не обустроенное, пусть где-то на задворках, но выпуск продукции был налажен в кратчайшие сроки. Несмотря на трудности, работа не прекращалась ни на минуту.

Устроившись посудомойкой в немецкую офицерскую столовую, Зина отравила крысиным ядом суп, который съели более 100 офицеров. Немцы устроили проверку всех, кто работал на кухне, и накормили Портнову тем самым супом. Но Зина ела как ни в чем не бывало, и не выдала себя. Потом, испытывая страшную боль в животе, девочка еле добралась до дома бабушки, а та всю ночь отпаивала внучку травяными отварами и молочной сывороткой. Благодаря этому Зина выжила, но в деревне ей было оставаться опасно, и ее переправили в партизанский отряд. В 1944 году Зина Портнова была схвачена немцами. Она пыталась бежать, застрелив следователя тот неосторожно положил пистолет на стол , офицера и часового, но была ранена и жестоко избита.

Больше месяца Зину пытали, пытаясь добиться информации о партизанах, а затем расстреляли. Ей оставался всего месяц до 18-летия. Леонид Голиков На счету этого ребенка-партизана 27 боевых операций и 78 убитых фашистов. В августе 1942 года Леня Голиков совершил подвиг, за который позже получил звание Героя Советского Союза уже посмертно. Он бросил гранату в автомобиль очень важной немецкой персоны - генерал-майора инженерных войск Рихарда фон Виртца. В портфеле с документами фон Виртца были чертежи и описание новых немецких мин, инспекционные записи и другая важная информация военного характера. В 1943 году, прорываясь с боем из села, окруженного карателями, Голиков погиб. Ему было всего 16 лет. Там обосновался партизанский отряд, в котором состоял мальчик.

Юркий и ловкий Володя мог легче, чем взрослые, пробираться по узким лазам каменоломни, и знал все тайные ходы и выходы. Он подносил партизанам боезапасы во время боев, приносил в каменоломни еду и воду, и много раз ходил на разведку в Керчь. Благодаря Володе Дубинину партизаны вовремя узнали, что каменоломни собираются затопить, и благополучно выбрались. А когда Керчь была освобождена, мальчик показал заминированные подступы к каменоломням. Поседевшая от переживаний мама Дубинина успокоилась, считая, что самое страшное для сына уже позади. Однако в январе 1942 года Володя погиб, помогая саперам при разминировании. Ему было всего 14 лет. Борис Цариков Прибавив себе 1 год 15-летний подросток уговорил командира партизанского отряда взять его к себе.

И это лишь часть того, что внёс Ямал и его жители в общее дело победы. Не отставали от мужчин и женщины-рыбачки. Шемановского Не отставали от мужчин и женщины-рыбачки. Фото предоставлено МВК имени И. Шемановского Немаловажную роль в достижении победы на трудовом фронте сыграло участие коренных малочисленных народов Севера — ненцев, ханты, селькупов. Именно на их традиционные отрасли хозяйствования — рыболовство, оленеводство и охоту — пришлась основная нагрузка. За свой самоотверженный труд многие из них были удостоены наград. Ради нашей Победы Одним из способов поощрения участников трудового фронта стало занесение на окружную Доску почёта. В числе первых, удостоившихся этого поощрения, стал колхоз «Стахановец» Приуральского района, которым руководил Егор Кыктин. В июле 1941 года его работники перевыполнили план по добыче рыбы на 103 процента. Также было занесено два рыболовецких звена и пять человек, в том числе Пиналей Мария Михайловна из колхоза «Родина» Надымского района, выполнившая годовой план рыбодобычи на 251 процент. Шемановского Одним из первых, кого на Ямале наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Шемановского В 1942—1943 годах количество колхозов, рыболовецких бригад и отдельных рыбаков ненцев и ханты, занесённых на окружную Доску почёта, увеличивается. На 11 октября бригада Сераскова Михаила выполнила годовой план на 163 процента, Сераскова Матвея — на 147 процентов, Кельчина Степана и Вакуева Антона на 134 процента каждая. Не отстают от мужчин и женщины-рыбачки. Колхозницы Екатерина Вакуева, Александра Куйбина и Дарья Сераскова ловят рыбу круглый год, систематически выполняя и перевыполняя нормы вылова рыбы.

Трудовой подвиг на войне

Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Во время Великой Отечественной войны около 70 фабрик и заводов были эвакуированы в Киров. Издание увековечит подвиг костромичей, своим трудом приближавших Победу в годы Великой Отечественной войны. Эксплуатационники Юго-Восточной в годы Великой Отечественной войны широко практиковали новые методы работы. Во время Великой Отечественной войны офицерский состав экипировался сумкой-планшетом для карт, документов и донесений. Звание Героя Социалистического Труда было утверждено ещё до начала Великой Отечественной войны.

Сильный духом. Трудовой героизм работников вагонзавода приближал Победу

Причем сделать это надо было без ущерба для выпуска военной продукции, так необходимой фронту. В условиях, когда гитлеровская армада теснила Красную армию. И когда вообще было неясно, сколько продлится война. Война В 4 часа 22 июня 1941 года гитлеровская авиация начала бомбить города Прибалтики, Белоруссии, Украины, Крыма. Бытует мнение, что высшее руководство страны, и Сталин в том числе, в этот момент пребывали в растерянности. Судить об этом непредвзято трудно, поскольку разные источники, среди которых немало и мемуаров непосредственных участников тех событий, излагают их по-разному. Для нас важно понять другое: насколько быстро в высших эшелонах власти осознали, что теперь вся страна живет в совершенно другой реальности и что в этой реальности действуют абсолютно другие законы — законы военного времени.

И вопрос о жизни или смерти как отдельного человека, так и всего советского государства, превратился из абстрактного в вполне конкретный. Все последующие события позволяют сделать вывод о том, что если растерянность и была, то справиться с ней удалось достаточно быстро. И дело здесь не только в том, что войну ждали, к ней готовились, анализировали поступающую из разных источников информацию о подготовке Гитлера к нападению. Главное состоит в том, что вся страна, начиная от рабочего и заканчивая высшими руководителями, два предшествующих десятилетия прожила в режиме постоянной мобилизации сил и крайнего напряжения: кровопролитная Гражданская война, трудности восстановительного периода, интенсивные пятилетки с 1928 по 1941 год было построено около 9000 крупных промышленных предприятий , прорыв внешнеполитической блокады, трагедии внутрипартийной борьбы. Иными словами, страна повзрослела, окрепла и в тяжелую годину была готова к самопожертвованию. Впредь до особого распоряжения наземными войсками границу не переходить»[1].

Из документа видно, что в Генштабе Красной армии еще не обладали полной и достоверной информацией о случившемся. Молотов с заявлением советского правительства. Выступление было кратким и заканчивалось провидческими словами: «Враг будет разбит. Победа будет за нами! Шверником, его заместителями стали А. Косыгин который фактически и руководил работой Совета и М.

Совет разработал порядок эвакуации. Готовая продукция, неустановленное и иное оборудование, сырье, кабельные изделия и основные материалы подлежали эвакуации в первую очередь. Затем необходимо было вывезти технологическое оборудование, которое предстояло установить на действующих заводах, энергооборудование, станки и только потом вспомогательные материалы, транспортные средства и прочее имущество. Совет также разработал подробное положение об эвакуации рабочих, служащих и их семей. В положении были отражены даже такие детали: каждый работник при эвакуации имел право взять с собой 100 кг багажа и до 40 кг на каждого члена семьи. На время эвакуации за работниками предприятий полностью сохранялась зарплата и выплачивались подъемные.

С 14 октября 1941 года по 3 марта 1942 года Совинформбюро находилось в Куйбышеве ныне — Самара. На предприятиях промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли теперь могли устанавливаться обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. В директиве также говорилось: «При вынужденном отходе частей Красной армии угонять подвижной железнодорожный состав, не оставлять врагу ни одного паровоза, ни одного вагона, не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего. Колхозники должны угонять скот, хлеб сдавать под сохранность государственным органам для вывозки его в тыловые районы. Все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно уничтожаться» [2]. Согласно ему полностью из Москвы переводилось 18 наркоматов и главков, а частично 23.

Возглавил ГКО И. Его заместителем стал В. Молотов, членами ГКО — К. Ворошилов, Г. Маленков и Л. За время своей работы ГКО принял 9971 постановление [3].

Это было вызвано необходимостью быстро решать оперативные вопросы, связанные с выполнением возложенных на народные комиссариаты задач, и, в первую очередь, с выполнением планов выпуска военной продукции. В своем выступлении он ответил на все главные вопросы, которые задавал себе каждый гражданин Советского Союза: Как так получилось, что мы заключили с Германией мирный договор, а она на нас напала? Почему Красная армия отступает? Что делать? Когда мы сможем изгнать врага? План содержал мероприятия по развитию всех отраслей военной экономики, а также эвакуации на Восток промышленных предприятий из прифронтовых районов и восстановления их на новом месте в кратчайший срок.

Надо отдать должное разработчикам документа — им удалось разработать такой план, который стал основой деятельности в условиях военного времени в начальный период войны. Причем сделано это было в условиях полной информационной неопределенности: не было ясности, какими силами наступает противник, какие потери понесла Красная армия, какие предприятия разрушены, что фронту нужно в первую очередь. На земле было уничтожено около 800 и в воздухе более 400 самолетов [4].

Уже в 1942 году заводы, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, приступили к выполнению государственных заданий и планов. Экспозиция «Тюмень.

Великая Победа» Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Эвакуированные производства имели самую различную направленность. Но их объединяло одно — продукция была направлена на нужды фронта. С первых дней войны предприятие стало выпускать минометы и мины калибра 82 и 120 мм, корпусы гаубичных снарядов калибра 122 мм. Одновременно завод специализировался на выпуске химических мин для постановки дымовых завес.

Льва Карпова. С первых дней пребывания в нашем городе предприятие приступило к выпуску медикаментов. Предприятие расположилось в Заречной части города. Завод производил лекарства. У нас представлена его продукция», - рассказал Павел Малиновский.

В феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. Если говорить о пищевой промышленности, то особую роль в снабжении фронта молочной продукцией сыграл Ялуторовский комбинат. Он поставлял в блокадный Ленинград сухое молоко, а в госпитали — солодовое масло. Кроме того, молочный завод изготавливал сухие смеси омлета, картофеля, мороженого, а также яичный порошок.

Также была отмечена работа Тюменского овчинно-шубного завода им. Кирова, Ишимской обувной фабрики, Тобольского мясокомбината. Наркомат внешней торговли СССР оценил хорошую работу Тобольского зверосовхоза, пушнина которого поступала на экспорт.

Помимо этого, производство «тридцатьчетверки» стало вдвое дешевле. К 1944 году объем промышленного производства превысил довоенный. Только представьте - с 1941 по 1943 было произведено 60 тысяч танков, броневиков и самоходок!

Благодаря трудовому подвигу советского народа удалось грамотно провести эвакуацию и перевести экономику на военные рельсы.

И молодые ребята и девчата работали и перевыполняли все мыслимые, и не мысленные планы. Орджоникидзе Инициатором другого массового трудового патриотического движения — борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою! Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. Самсонов в 1942 г. Среди награжденных орденом Ленина следует указать имя первой женщины-строгальщицы В.

Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Малеванный, мастер М. Якименко, автоматчик М. Иевлев, Е. Полестеров, И. Яворук всего 64 человека.

Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И.

Руденкобыло организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей. У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «Товарищ! Что бы сделал сегодня для героических защитников Сталинграда? В сентябре и октябре 1942 г. За три месяца — август, сентябрь, октябрь — 1942 г.

Производственный план 1942 г. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия. Новые испытания ждал коллектив завода летом-осенью 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб. Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов. Но уже на пятые сутки из отвоеванных у огня агрегатов, деталей и узлов в разрушенных корпусах, в наспех построенных из фанеры шалашах, армейских палатках, аэродромных ангарах началась сборка и сдача самолетов.

План сентября 1942 г. Вслед за этим завод стал переходить на более совершенную модель самолета-истребителя Як-3. Подшипниковому заводу во второй половине войны, прежде всего, за счет трудовой самоотверженности рабочих и ИТР удалось выйти на ритмичное выполнение заказов оборонных предприятий. В январе 1943 г. В октябре 1944 г. На ГПЗ-3 к концу войны насчитывалось 70 молодежных бригад, 5 из них получили звание фронтовых.

В целом на предприятиях города почетное звание фронтовых носили более 500 молодежных бригад. В частности, в январе 1944 г. Рационализаторские предложения в 1943-1944 гг. Шурбина и др. Но труд рабочих и служащих крекиг-завода примечателен в первую очередь тем, что им в силу специфики производства длительный период летом-осенью 1942 г. Самоотверженно трудились не только работники крупных предприятий, но труженики малых производств легкой промышленности.

Так, на предприятиях управления обллегпрома в 1943 г. На этих предприятиях насчитывались десятки рабочих, выполнявших по 5-6 норм и являвшихся активными рационализаторами. Цицина в 1943 г. В связи с ростом энергоемкости промышленности и прекращением поступления угля из Донбасса в Саратове в конце 1941 г. Во многом его удалось разрешить благодаря сооружению методом народной стройки в сентябре-октябре 1942 г. В дальнейшем газовая отрасль быстро развивалась.

К примеру, если в 1942 г. Осенью 1943 г. Всего к концу войны в Саратов поступило 900 млн. За период Сталинградского сражения саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. За время боев на железнодорожные коммуникации области было сброшено более 90 тыс. Саратовские железнодорожники в дни Сталинградской битвы, находясь нередко в условиях боевой обстановки, прилагали поистине героические усилия, чтобы быстрее доставлять эшелоны к фронту.

В целях повышения коммуникационной емкостей области в 1942 г. В августе-сентябре 1942 г. Форсированное строительство железной дороги Саратов-Сталинград в военных условиях — это также особая страница жертвенных усилий саратовцев во имя победы. Помимо военных строителей и заключенных Приволжского ИТЛ, в холод и зной на строительные работы по трассе дороги выходили более 3,5 тысяч жителей города. Большие объемы перевозок в навигацию 1942 на Волге были осуществлены саратовскими речниками относились к Средне-Волжскому речному пароходству. На пароходах, баржах и дощаниках под Сталинград доставлялись воинские грузы, а обратным рейсом вывозились промышленное оборудование, раненые, эвакуированные.

С августа 1942 и до конца навигации работа речников происходила в условиях минирования фарватера и под воздействием вражеской авиации. Особенно отличились команды пароходов «Баранов», «Чехов», «Решительный» и баркаса «Свобода». Для защиты от воздушного нападения на судах, приписанных к Саратовской пристани, было установлено 64 зенитных орудия и 239 пулеметов. В ходе боев 12 саратовских пароходов и баржей были потоплены вражеской авиацией вместе экипажами. Саратовцы явились одними из зачинателей массового народного движения в конце 1942 г.

Правительство Саратовской области

В январе 1942 года всего за 25 дней в тюменском депо был построен банно-прачечный дезинфекционный поезд из 10 вагонов 38-й БПДП , на строительство которого тюменцами было собрано 163 тысячи 275 рублей. Всего за годы войны через парилку и помывочные вагоны прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны, и даже военнопленные. Спецсостав побывал на четырех фронтах, дошел до Берлина. В книге отзывов легендарного 38-го БПДП остались благодарности солдат и офицеров, а также маршалов Рокоссовского и Жукова. Сталина за сбор средств в Фонд Обороны. Работа промышленных предприятий и транспорта Город Тюмень не был крупным индустриальным центром, но, начиная с первых дней войны, все предприятия, включая небольшие артели , были переориентированы на выпуск продукции для нужд фронта. В ней сказано: «Рабочие и стахановцы, отвечая на наглый выпад гитлеровцев, показали образцы прекрасной работы: токарь завода «Механик» т. Тюменская промышленность была представлена такими предприятиями, как судостроительная верфь, станкостроительный завод «Механик» , деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь» ДОК , лесозавод «Республиканец», овчинно-шубный завод им. Кирова , фанерный комбинат , сапоговаляльная фабрика им. Челюскинцев , кирпичный завод «Труд», хлебокомбинат, рыбный, мельничный, водочный , пивоваренный завод и другие.

За годы войны в Тюмень было эвакуировано из прифронтовых районов СССР 30 промышленных предприятий и производств. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в Тюмень в течение 1941 года. В условиях такого массового перемещения в город техники, оборудования, служащих и рабочих эвакуированных предприятий, их семей, самой сложной и важной работой тюменского руководства явилось размещение и обеспечение людей и «быстрейшая организация восстановления этих заводов, переоборудование помещений, налаживание технологического процесса применительно к новым условиям и быстрейший выпуск продукции. Для размещения эвакуированных заводов потребовалось приспособить, переоборудовать и построить вновь более 70 000 кв. Пуск эвакуированных и перепрофилирование местных предприятий на выпуск оборонной продукции происходили в тяжелых климатических условиях тюменского региона осени-зимы 1941-1942 годов. Задачам введения прибывших предприятий в эксплуатацию и переориентированию местных на выпуск военной продукции препятствовали общие трудности — острый недостаток транспорта, электроэнергии. Несмотря на это, уже в 1942 году все они, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, были введены в эксплуатацию и приступили к выполнению государственных заданий и планов. К январю 1945 года выпуск тюменскими предприятиями промышленной продукции увеличился, по сравнению с 1942 годом, на 102 млн. Тюменский судостроительный завод судоверфь, с 31.

На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота торпедные катера. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. С сентября 1942 по сентябрь 1945 года Тюменский судостроительный завод построил и передал фронту 83 торпедных катера: Г-5 и Г-7 и ТК-123 бис «Комсомолец». Проект катера 123-бис «Комсомолец» был разработан в Тюмени. Всего тюменскими судостроителями построено 165 боевых кораблей. В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Со стапелей завода сошли катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота.

Тюменскими корабелами было построено 4 головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт. На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике — 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и 2 эскадренных миноносца. На 1 января 1942 года на заводе работало 1 193 человека. Ущев писал: «…От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе…». Антонова Тушинского завода авиационной промышленности. Уникальный планер «Крылья танка — 60» КТ-60 , сконструированный и построенный в Тюмени, прошел успешные испытания, но серийного производства не получил из-за прекращения выпуска легких танков типа Т-60. Труженики завода были отмечены государственными наградами, а главный конструктор Олег Константинович Антонов за создание планеров А-7, строившихся в Тюмени, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны I степени» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Фронт требовал увеличения поставок дельта-древесины для производства новой техники.

Заводоуковский — ныне г. Заводоуковск Тюменской области , в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа. Кроме авиационной фанеры комбинат производил лыжные установки ЛМ для артиллерийских систем, лыжи для лыжных батальонов, пароконные повозки, корпуса для фугасных мин, спички, однотонные резервуары для воды. Тюменский аккумуляторный завод Главного управления смежных производств автотракторной промышленности Наркомата среднего машиностроения СССР был организован на базе Подольского аккумуляторного завода, эвакуированного в Тюмень в 1941 году, как завод-дублер. Первый выпуск продукции планировался в мае 1942 года, но благодаря усилиям рабочего коллектива сделано это было уже в январе 1942 года. Завод выпускал аккумуляторы нескольких типов и модификаций. За годы войны завод изготовил для боевой техники более 400 тыс. Тюменскому аккумуляторному заводу неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя горкома ВКП б и горисполкома, как победителю в социалистическом соревновании промышленных предприятий города Тюмени. Указом Президиума Верховного Совета от 28 октября 1944 года за успешное выполнение заданий Правительства по освоению и выпуску новых типов военной техники и выполнение специальных заданий 10 работников завода были награждены орденами и медалями СССР.

Завод также выпускал мотоциклы АМ-600 и запасные части к ним, изготавливал детали для взрывателя типа КТМ-1. В конце 1942 года завод приступил к проектированию по заданию Главного автобронетанкового управления Красной Армии специального мотоцикла тяжелого типа модели TM3-53. Два образца были изготовлены и прошли испытания пробегом Тюмень-Москва уже в ноябре 1943 года. Впервые изготовленные в СССР мотоциклы TM3-53 были разработаны специально с учетом тактико-технических требований армии. Тюменскими мотоциклами оснащались мотоциклетные роты танковых и механизированных бригад 2-й и 3-й гвардейских танковых армий генералов С. Богданова и П.

Но все понимали, что главное — обеспечить фронт военной техникой, боеприпасами. В кратчайшие сроки область была превращена в мощный центр оборонного производства. К середине 1942 года перевод экономики на военные рельсы был завершен. На обслуживание нужд фронта перешли все отрасли народного хозяйства.

Военная промышленность резко увеличила выпуск вооружения, боеприпасов, снаряжения. За период войны, несмотря на значительные трудности, выпуск промышленной продукции в области вырос в 4,5 раза. Выпуск оборонных изделий вырос в 6 раз. Расширилась номенклатура выпускаемых изделий. Завод имени Колющенко стал выпускать прославленные «катюши», ЧТЗ — танки. За 1942—1945 годы танковый завод дал 8 340 тяжелых танков. В 1943 году стали выпускать танки серии «ИС» «Иосиф Сталин». Для организации массового производства лучшего танка Второй мировой войны — Т-34, заводчанам понадобилось всего 33 дня. С августа 1942 по март 1944 года выпустили 5 677 средних танков Т-34. За 25 дней танкостроители разработали опытные образцы, провели испытание и запустили в производство самоходную установку СУ-152, которую после битвы на Курской дуге стали называть «зверобоем».

Металлурги освоили выплавку броневой и многих десятков других марок спецсталей, варили их в мартеновских печах. Феррохром получали в домнах. Броневой лист катали на блюмингах. Златоустовцы внедрили в производство более 170 марок высококачественной стали. Выросла выплавка меди, других цветных металлов, была развернута добыча бокситов и редкоземельных элементов. Единственный в стране Саткинский завод «Магнезит» обеспечивал своими изделиями не только всю советскую промышленность, но и поставлял их союзникам. Несколько месяцев 1942 года Челябинский цинковый завод был единственным в СССР производителем электроцинка и кадмия. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был изготовлен из магнитогорской стали, каждый второй танк — одет в магнитогорскую броню. Американский журналист М. Вернер в своей книге «Восточный фронт» констатировал — «Магнитка победила Рур».

С большим напряжением работали транспорт и связь. Южно-Уральская железнодорожная магистраль обеспечивала интенсивные воинские, грузовые, пассажирские перевозки. Кроме того, за годы войны на ЮУЖД было уложено более 300 км. Выросла горнорудная отрасль. Удвоилась добыча угля и достигла в 1945 году 11,5 млн. Производство электроэнергии увеличилось в 2,2 раза, превысив в последний год войны 4 млрд. Сельское хозяйство области снабжало фронт и тыл продовольствием и сырьем. На предприятиях рабочих рук катастрофически не хватало. В трудовую деятельность были вовлечены десятки тысяч подростков и пожилых людей.

Когда самолеты улетели, то мы, мальчишки, побежали смотреть, куда упали бомбы. Около железнодорожного полотна увидели воронки диаметром пять метров. Вставай на смертный бой! Под музыку этого знаменитого гимна каждую неделю родные и близкие провожали на фронт отцов, братьев, сыновей и дочерей на защиту Родины от фашистских захватчиков. Во всех цехах и отделах фабрики, жилых помещениях и других учреждениях города Дрезны организованы отряды местной противовоздушной обороны. Фашистскими самолетами сброшены первые бомбы на железную дорогу, станцию Дрезна, на деревню Савостьяново зажигательные бомбы. Враг был близко от Москвы. Во главе с партбюро организован партизанский отряд. Для эвакуации оборудования начался демонтаж автоматических ткацких станков в новом корпусе второй ткацкий цех. На строительство оборонительных сооружений 360 тружеников фабрики направлены под город Серпухов, 500 человек под город Наро-Фоминск. В декабре 1941 года фашистские армии на подступах к Москве были разгромлены и отброшены. В сооружении оборонительных рубежей у г. Серпухова и г. Наро-Фоминска участвовали трудящиеся Дрезны. Мобилизованные по повесткам, где было указано: «На основании постановления комитета обороны о привлечении населения к трудовой повинности вы мобилизованы на 15 дней. Обязываем Вас явиться в Штаб военного строительства в г. Захватите с собой лопату, топор, одеяло, подушку, мыло, полотенце, одежду теплую котелок, ложку, кружку. Питаньем и жильем будете обеспечены. За уклонение привлекаетесь к ответственности по закону военного времени…» Их силами возводились противотанковые рвы, окопы, огневые точки. Об этом вспоминает Клавдия Федоровна Сизова: «На запасном пути погрузились в товарный эшелон. Около Наро-Фоминска выгрузились из вагонов и в жгучий мороз километра 3 по глубокому снегу шли в деревню. В деревне нас 5 молодых девушек поместили в крайнюю избу. Земля заморожена, с огромнейшим трудом поддавалась лому. А лом мне дали толще моей руки и длиной выше меня. Я и сейчас удивляюсь, как это я его поднимала. Работа адски тяжелая была. Выходили копать противотанковые рвы затемно перед рассветом и также затемно возвращались. Работали при сильнейшем ветре и жгучем морозе, а одеты были плохо. Питались только одним хлебом, нам его давали по 1 кг на человека. К этим трудностям мы привыкли быстро, а вот к артобстрелам и бомбежкам мы никак не могли привыкнуть. При разрывах снарядов и бомб мы, женщины, даже не умели ложиться на землю как положено. Голову уткнешь в землю, а остальное открыто для осколков снарядов. Одну девушку так и убило осколком. Мы ее прямо там и похоронили. А командиру взвода, Горячеву И. До сих пор от этих воспоминаний мурашки бегают по телу. Но как тяжело ни было, мы все вместе вложили свою долю труда в оборону столицы нашей Родины — Москвы от фашистских полчищ. Москву отстояли! Дрезненские труженики в годы ВОВ жили и работали под девизом «Всё для фронта, всё для победы! Механическая мастерская переключилась на изготовление снарядов. Самоотверженно трудились на фабрике женщины и подростки. Неиссякаемому патриотизму, трудовому энтузиазму не было предела. Работали по 12 часов и более без выходных и отпусков. После работы часто трудились на заготовке торфа и корчевании пней.

Эти успехи стали основой Победы. Вы увидите, как проходила эвакуация предприятий, пройдетесь по цеху завода по изготовлению ППШ, узнаете о достижениях советской медицины, партизанском сопротивлении и московских ополченцах. Билеты по ссылке.

Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ

Однако об одном эпизоде рассказал. Лето 1942 года. Немецко-фашистские войска прорвали наш фронт и хлынули на Кавказ. Остро встала задача эвакуации фронтовых госпиталей. Отец — начальник транспортного отдела РЭП-31, это его задача. Уже была информация: захватывая военные госпитали, гитлеровцы уничтожают и раненых, и медперсонал. Такая угроза возникла над одним из госпиталей, а нужного транспорта нет. Точнее, есть санитарный поезд, но нет паровоза — его увел один крупный местный чин, чтобы эвакуировать свое имущество под видом «важного государственного». Отец нашел этого «чина», пытался объяснить ему ситуацию — не воспринимает, ругает матом «зарвавшегося интендантишку», угрожая ему трибуналом.

Угомонился только тогда, когда отец достал пистолет: — Да лучше я тебя здесь пристрелю, чем у меня целый госпиталь погибнет! Санитарный поезд отец привел в город, уже оставленный нашими частями. Передовые отряды немцев входили в город, а готовый к эвакуации госпиталь ожидал санитарного поезда на железнодорожной станции. Погрузка шла споро. И тут отца окликнул мальчишка, окровавленный, с оторванной ногой, лежавший на траве: — Дядя Яша, спасите меня, я с вашим Витей во дворе играл! Мальчика погрузили в поезд, который ушел из-под носа у немцев. А отца долго била дрожь от мысли, что на месте этого мальчишки мог оказаться я. Получи, фашист, гранату!

Наш отец Яков Сергеевич Елистратов на третий день войны добровольцем пошел на войну и проявил себя в боях под Москвой, о чем рассказал военный журналист и писатель Симонов. В октябре 1941 года утром вся страна услышала его рассказ по радио и в кинохрониках о том, как под Москвой фашистский танк близко подошел к траншее, где находились наши бойцы. Немец открыл люк танка и стал осматривать позиции. В это мгновение в люк влетела граната, брошенная нашим отцом Яковом Сергеевичем. Экипаж немецкого танка был уничтожен. Среди наших бойцов нашлись умельцы, которые могли управлять танком. Они развернули танк в сторону врага и нанесли ему большой урон. За это отец был награжден.

Он неоднократно был на передних рубежах. В 1943 году, во время Корсунь-Шевченковской битвы отец уже был в звании капитана и возглавлял отдельный учебный стрелковый батальон, подчинявшийся непосредственно маршалу Коневу. Батальон сыграл решающую роль в этой битве. Яков Елистратов был приставлен к высокой награде. Во главе батальона в звании майора отец дошел до Вены, где в бою был ранен. А всего у него было 27 ранений. После госпиталя под Веной он был назначен комендантом в одном из районов Австрии. Домой отец вернулся в 1946 году.

Боевые друзья за него отомстили Хочу рассказать о моем дяде Анатолии Васильевиче Веселове. Он был штурманом на бомбардировщике. Война для него началась в Киеве, на аэродроме Борисполь. Первые бомбы были сброшены немцами 22 июня 1941 года именно на этот аэродром. Как рассказывали боевые товарищи дяди в письме, они совершали боевые вылеты в Донбасс, Курск, за что Анатолий был награжден орденом Красной Звезды. Потом их полк был переведен под Мичуринск, откуда они летали бомбить вражеские колонны немцев в Сталинградскую битву. И вот после одного такого вылета, уже отбомбившись, Анатолий был тяжело ранен в голову. По прибытии на аэродром ему тут же была сделана операция, но спасти его не удалось.

Его товарищи дали обещание отомстить за него. И отомстили во время Сталинградской битвы. Похоронили Анатолия с почестями и с оркестром на кладбище около аэродрома вместе с другими летчиками их части под Мичуринском, в селе Прилучье. Местные школьники ухаживают за могилами, приезжают еще живые родственники летчиков. Вот и в День Победы хотелось бы навестить могилу, но сейчас это не получится. Но мы всегда помним о нашем герое и гордимся им. Еще как пригодился! Мой отец — Василий Бачинский был непризывной.

В детстве повредил ногу. Но когда началась война, упрямо ходил в военкомат, просился на фронт. Ему говорили: «Молодой человек, подождите, может, и пригодитесь». Когда он жил в Казахстане и там начали формировать Панфиловскую дивизию, призывали много казахов.

Среди сотрудников проходила подписка на госзайм в размере месячного заработка и выше. Так им удалось собрать 42 тысячи рублей на постройку танковой колонны и 58 тысяч рублей на постройку самолета «За счастливое детство», за что красноярские детсады получили личную благодарность Сталина. Красноярские дети гордились своими родителями, которые работали на военных заводах и строили в 1942 году понтонный мост через Енисей. В этой фразе звучала любовь к родителям и гордость за них, принимавших участие в таком большом общественном труде, — отмечали воспитатели.

Символом трудового героизма стали женщины, они трудились за пределом человеческих сил, считая это не подвигом, а своей ежедневной войной. Они работали под девизом: «Всё для фронта - всё для победы! Вместе с женщинами работали и дети. Они зачастую натерпелись от неё не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми.

Рашев, мотористы Е. Звягин, М. Колов, Ф. Шекунов, Антипин, плотник судоремонта П. В дни Предмайского социалистического соревнования коллектив строителей добивается новых успехов в своей работе. Нет ни одной бригады, звена, рабочего, не включившихся в Предмайское соревнование. Пример боевой работы показывает бригада А. Барыкина, выполняющая дневной график на 120 и более процентов. В этой бригаде отличаются комсомольцы Краснов Иван и Гилев Петр. Хорошо работают звенья строителей С.

«Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан

Не оставил равнодушным и рассказ о трудовом подвиге во время Великой Отечественной войны четырнадцатилетнего подростка Романова Михаила, работавшем на 6 нефтебазе оператором. Топ-10 советских детей, проявивших мужество и героизм во время Великой Отечественной войны. Топ-10 советских детей, проявивших мужество и героизм во время Великой Отечественной войны.

Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны

В честь трудового подвига новосибирцев в годы Великой Отечественной войны в городе воздвигли памятный знак. Во время Великой Отечественной войны т. Веселов вновь вернулся в строй и занял своё место у плавильных горнов в литейном цехе. Трудовой подвиг, совершенный в ночь на 31 августа 1935 года, в одночасье сделал Стаханова всесоюзным героем. Важно вспомнить о подвигах забайкаль-ских казаков во время Великой Отечествен-ной войны на основе конкретных примеров, поговорить о личностях, которые являются примерами мужества, патриотизма и геро-изма. Городская акция «Стена памяти», посвященная Великой Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий