Новости что такое сатирическое произведение

В самом деле, достаточно припомнить и сравнить известные нам сатирические произведения, чтобы убедиться, что «свой» предмет у сатиры есть: это отрицательное в жизни, омертвевшее, косное; это людские пороки и недостатки; это существующее в мире зло. Я считаю, что сатира необходима, она показывает минусы и недостатки в характере каждого отдельного человека и всего общества в целом. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса.

Sorry, your request has been denied.

Из художественных средств в сатирических произведениях искусства и литературы используется также гипербола, сарказм, аллегория, пародия, гротеск. Сатирическое произведение – небольшое по объему сочинение, высмеивающее, обличающее пороки людей, общества, государственного строя. Узнать, в каком языке зародилось слово «сатира», в каком году термин появился в мире и русском языке, что означает.

Что такое сатирическое произведение и как оно функционирует

Что такое сатирическое произведение основные черты жанра и примеры Категория: Важные вопросы 21 ноября 2023, 12:53 Сатирическое произведение — это особый жанр литературы и искусства, который отличается остроумным и сатирическим подходом к изображению действительности. Главная цель сатиры — критически осмеять недостатки и пороки общества, показать их негативный влияние на общественное развитие и поведение людей. Сатира использует сарказм, иронию и гротескные приемы, чтобы донести свою критику. Одной из основных черт сатирического произведения является преувеличение и 18, что помогает донести критическую мысль и вызвать смех у читателей. Сатира часто использует парадоксы и контрастные образы, чтобы высмеять противоречия и безумия окружающего мира. Примерами известных сатирических произведений могут служить «Гоголь. Мёртвые души», «Островский. Гроза», «Булгаков. Мастер и Маргарита». В каждом из этих произведений авторы использовали сатиру для сатирического осмеивания разных аспектов жизни, от алчности и гнилых ценностей до жизненного оптимизма и предубеждений общества.

Сатирическое произведение: основные черты жанра и примеры Основные черты сатирического произведения: Ирония и сарказм. Сатира часто использует иронию и сарказм, чтобы воздействовать на читателя и вызвать его смех. Остроумные высказывания, непрямые намеки и саркастические комментарии помогают критиковать и высмеивать негативные стороны общества или конкретных личностей. Карикатура и сатирическая детализация. Сатирические произведения часто используют карикатуры и сатирическую детализацию, чтобы преувеличить искаженные черты характеров, поведения или внешности персонажей. Это позволяет усилить комический эффект искусственного искажения реальности. Критика и разоблачение. Сатирическое произведение открыто критикует и разоблачает негативные аспекты общества, политики, религии и других сфер жизни. Внимательный читатель может увидеть скрытые истинные причины и последствия, которые скрываются за поверхностными явлениями.

Социальная значимость. Сатирическое произведение всегда имеет социальную значимость, так как оно отражает недостатки и проблемы общества, стремится воздействовать на сознание людей и привлечь их к обсуждению и улучшению текущей ситуации. Примеры известных сатирических произведений: «Гоголь. Мертвые души» — Николай Гоголь «Большие надежды» — Чарльз Диккенс «Жизнь и приключения Оливера Твиста» — Чарльз Диккенс «1984» — Джордж Оруэлл «Собачье сердце» — Михаил Булгаков Эти произведения являются классическими примерами сатирической литературы, которые с помощью иронии, сарказма и карикатуры поднимают важные вопросы и цинично освещают жизнь и общество. Основные черты сатирического произведения Основные черты сатирического произведения: Ирония и сарказм. Основное средство выражения сатиры — это ирония и сарказм, которые позволяют автору насмешиться над отдельными явлениями, личностями или ценностями. Автор использует острые и насмешливые высказывания, чтобы подчеркнуть негативные черты объекта высмеивания. Критика и высмеивание. Сатирическое произведение является средством критики общества или политических, социальных, культурных явлений.

Сатира часто применяет острый и саркастический юмор для выражения критического отношения к различным аспектам общества и человеческой натуры. Основные черты сатирического произведения: Ирония — одно из главных художественных средств сатиры. Авторы используют иронию для передачи своих мыслей и устанавливают противоречие между высказанным и подразумеваемым смыслом текста. Сарказм — форма критики, которая используется для острого и грубого выражения неодобрения или насмешки. Часто сарказм выражается через саркастические комментарии или негативные оттенки.

Персонажи-символы — часто сатира создает узнаваемых персонажей-символов, которые представляют определенные типы личностей или общественные группы. Это помогает авторам высмеивать различные стереотипы и поведенческие шаблоны. Аллегория — используется для передачи критики в скрытой или символической форме. Сатира может использовать аллегории для выражения своих мыслей о политике, социальных проблемах или моральных ценностях. Карикатура — одно из визуальных средств сатиры, которое позволяет сильно преувеличить или искажить внешний облик или характеристики персонажей или объектов.

Карикатуры часто применяются для усиления эффекта сатирического высмеивания. Стиль сатирического произведения может варьироваться в зависимости от автора и его намерений, но обычно сатира характеризуется: Ярким и экспрессивным языком, который подчеркивает авторскую позицию и использование иронии или сарказма. Частым применением юмора, сатира часто использует различные формы юмора для передачи своих идей и высмеивания.

Сатира как острая социальная насмешка встречается в фольклоре разных народов. На Руси пороки общества и отдельных людей высмеивали скоморохи, народный театр, а позднее — лубок. С XVII века начала формироваться так называемая смеховая литература. Авторы сатирических произведений того времени во многом подражали скоморохам. И вышел к ним лихой понамарь, стал у них на молебен просить: Ерема в мошну, Фома в калиту, у Еремы в мошне пусто, у Фомы ничего.

Сатирического эффекта добиваются с помощью разных выразительных средств: иронии , гротеска, сарказма, метафоры, гиперболы и так далее.

Кроме того, сатира часто создается с помощью иронии, остроумия, преуменьшения, эвфемизма и преувеличения. Кроме того, сатира может быть разделена на три основных типа, известные как горатская сатира, ювеналийская сатира и мениппинская сатира. Горацианская сатира — это форма нежной, юмористической и забавной сатиры, которая высмеивает глупости и нелепости людей. Ювеналианская Сатира, с другой стороны, является формальной сатирой, которая с презрением и негодованием нападает на порок и заблуждение в обществе. Ювеналийская сатира более резкая и жетская, чем хоратская сатира.

Менипейская сатира высмеивает индивидуальный недостаток характера или особую черту личности. Она менее агрессивна, чем ювенальная сатира, но более осуждающая, чем горатская сатира. Что такое Фарс?

Сатира как жанр

Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое основывается на сатире. Анекдот — небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. это: 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде. это: 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде. Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. От сатирических элементов этих, со стороны занесенных, произведений Веселовский пытался вести и народную сатиру.

Сатира как жанр

Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности. Самым известным сатирическим произведением Бирса, вероятно, является Словарь дьявола (1906), в котором определяют высмеивают ханжество, лицемерие и мудрость. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса. Сатирическое стихотворение – это стихотворение, которое высмеивает какой-либо пример порока, глупости, несправедливости или морального падения. читайте в нашей статье на Хорошее сатирическое произведение легко отличить от скандальных воплей безграмотных бездарей, плохо владеющих литературным языком, поскольку сатира не использует слова ненормативной лексики и не унижает человеческое достоинство субъекта.

Писатель-сатирик, зачем ты нам?

Большинство его произведений ёмкие, относятся к малым литературным жанрам, но обладают глубоким смыслом. Они полны сатиры, даже сказки содержат насмешку. Её объектом становятся самые разные человеческие пороки: чинопочитание, бюрократия, алчность, невежество, необоснованный страх и многие другие. Людские недостатки и грехи практически не меняются веками, поэтому произведения Салтыкова-Щедрина актуальны во все времена. На тему такого общественного явления, как невежество, паразитизм высшего класса, существует множество книг, рассказов, повестей, басен различных авторов, где писатели высмеивают эту проблему, пытаются привлечь к ней внимание. Салтыков- Щедрин тоже не остался в стороне.

Словарь ориентирован на широкий круг читателей. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона сатира — поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определенной и ограниченной форме. С точки зрения этого широкого определения, сатирой должны быть названы "Недоросль", "Дон-Кихот", "За рубежом", хотя первое произведение относится к области драмы, второе — романа, третье — публицистики. Теория, в сущности, не знает, что делать с С. Между тем в том чистом виде, какой имела С. Характер поэтический — не говоря о стихотворной форме — сообщается С. Этот внутренний двигатель отличает С. Как бы ни было сильно негодующее возбуждение публициста, оно не должно отвлекать его от строго логических прозаических форм, в которых движется его мысль. Субъективные элементы публицистики, лишенные эстетического характера, бесконечно далеки от художественной лирики. С другой стороны, ничто не дает права отнести С. Обличительный и насмешливый характер эпического произведения дает иногда обиходной речи повод назвать его сатирическим и, расширяя терминологию, относить к области чистой С. Но как бы ни был силен сатирический элемент в разных литературных формах — в драме, романе, памфлете, — называть их С. Иное дело — обиходная речь, которая названием С. По исключительной силе пафоса рядом с С. Ближе к С. Элемент насмешки, столь свойственный С. Характернейшая черта юмора — сочувствие к тому, что он осмеивает, — есть полное отрицание сущности С. Отсюда разница в типах: тип в С. Художественные образы вообще — не дело С. Медор, Сильван и Лука Кантемира не живые фигуры, а схематические воплощения тех или иных течений — не потому, чтоб автор не мог или не хотел сделать их иными, а потому, что эти схемы вполне исчерпывают настроение и намерения сатирика; большего от своих образов он не требует. Прежняя теория, отдававшая так много внимания мелочному разграничению и сближению литературных форм, сопоставляла С. Но эпиграмма имеет в виду отдельную определенную личность, что в высшей степени чуждо высокому настроению сатирика; он проходит мимо всего исключительного, индивидуального; лишь пороки целого строя, целого общества рождают в нем творческое вдохновение. История С.

Сатирическую поэзию лучше всего рассматривать как часть поэтического континуума. Достаточное количество самых интересных стихотворений того периода принимает форму сатиры, чтобы привлечь постоянное внимание к этой поэтической разновидности и, по крайней мере, к рабочему определению сатиры по мере нашего продвижения. Как звучит сатирическая поэма? Сатира - это искусство использования иронии и сарказма, чтобы передать идею об отдельном человеке или группе людей В сатирическом стихотворении вы должны использовать свою ловкую способность слова, чтобы передать что именно в предмете заслуживает того, чтобы быть осмеянным, не будучи настолько прямым, чтобы ваш смысл был слишком ясно определен.

Когда же сатира подаётся в виде приправы в своём третьем значении , она может проникнуть и в лирическое , и в эпическое, и в драматическое произведение : например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова. История зарождения сатиры Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство. Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна. Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии». Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события. Его уход смерть воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.

Сатирические произведения - что такое?

Писатель использует антитезу: противопоставляет беспомощность и невежество двух генералов трудолюбию и смекалке простого народа в лице мужика. В абсолютно нереалистичной картине отображается власть правящих классов и положение простых крестьян после отмены крепостного права. Не зря автор выбрал именно такой вид рыб: пескарь сама по себе рыба маленькая, ничем не примечательная, скрывающаяся за камнями или в песке, это уже первичная характеристика главного персонажа. Его позиция заключается в том, что без даже малейшего риска жизнь не имеет смысла, страх может сильно испортить её качество и не дать насладиться лучшими моментами, стать счастливым. К сожалению, такие люди существовали во все времена, и продолжают до сих пор, они боятся жить и страшатся умирать. Таким образом, можно сказать, что актуальность сатирическим произведениям М.

Примерами известных сатирических произведений могут служить «Гоголь. Мёртвые души», «Островский.

Гроза», «Булгаков. Мастер и Маргарита». В каждом из этих произведений авторы использовали сатиру для сатирического осмеивания разных аспектов жизни, от алчности и гнилых ценностей до жизненного оптимизма и предубеждений общества. Сатирическое произведение: основные черты жанра и примеры Основные черты сатирического произведения: Ирония и сарказм. Сатира часто использует иронию и сарказм, чтобы воздействовать на читателя и вызвать его смех. Остроумные высказывания, непрямые намеки и саркастические комментарии помогают критиковать и высмеивать негативные стороны общества или конкретных личностей. Карикатура и сатирическая детализация.

Сатирические произведения часто используют карикатуры и сатирическую детализацию, чтобы преувеличить искаженные черты характеров, поведения или внешности персонажей. Это позволяет усилить комический эффект искусственного искажения реальности. Критика и разоблачение. Сатирическое произведение открыто критикует и разоблачает негативные аспекты общества, политики, религии и других сфер жизни. Внимательный читатель может увидеть скрытые истинные причины и последствия, которые скрываются за поверхностными явлениями. Социальная значимость. Сатирическое произведение всегда имеет социальную значимость, так как оно отражает недостатки и проблемы общества, стремится воздействовать на сознание людей и привлечь их к обсуждению и улучшению текущей ситуации.

Примеры известных сатирических произведений: «Гоголь. Мертвые души» — Николай Гоголь «Большие надежды» — Чарльз Диккенс «Жизнь и приключения Оливера Твиста» — Чарльз Диккенс «1984» — Джордж Оруэлл «Собачье сердце» — Михаил Булгаков Эти произведения являются классическими примерами сатирической литературы, которые с помощью иронии, сарказма и карикатуры поднимают важные вопросы и цинично освещают жизнь и общество. Основные черты сатирического произведения Основные черты сатирического произведения: Ирония и сарказм. Основное средство выражения сатиры — это ирония и сарказм, которые позволяют автору насмешиться над отдельными явлениями, личностями или ценностями. Автор использует острые и насмешливые высказывания, чтобы подчеркнуть негативные черты объекта высмеивания. Критика и высмеивание. Сатирическое произведение является средством критики общества или политических, социальных, культурных явлений.

Через сатиру автор выражает свое негодование по отношению к различным аспектам жизни. Сатира способна легко адаптироваться к любому времени и месту. Она может быть актуальной и понятной как в настоящем, так и в прошлом. Обобщение и упрощение образов. Чтобы выразить свою мысль и передать посыл сатиры, автор сокращает и упрощает образы.

В сей день Архимед перевернул бы землю, если бы ему дали точку опоры. Фото: «Будильник» В начале XIX века ключевое место среди юмористических изданий занимал журнал «Сатирикон»: в 1904 году его редактором стал известный русский писатель Аркадий Аверченко, а авторами в том числе Надежда Тэффи и Саша Черный. Едкий юмор и ирония по любым вопросам быстро сделали журнал одним из самых популярных среди изданий того времени, которое читали все — от студентов до депутатов, от мещан до членов царской семьи. Такое внимание часто приходилось некстати: недоброжелатели сильно мешали работе журнала. В 1914 году «Сатирикон» переименовали в «Новый Сатирикон», а в 1918-м и вовсе закрыли: журнал делал нападки на большевиков, сравнивая их с уличными грабителями, что стало последней каплей. В 1931 году Саша Черный вместе с Куприным и Буниным пытался возродить «Сатирикон» в эмиграции в Париже, но ничего не получилось. Несмотря на звездный состав участников, издание продержалось всего пару выпусков. В 1920-х молодая страна бурлила, быстро менялась, вслед за ней следовала и периодика. Новой власти был остро необходим рупор пропаганды, и юмористические издания казались хорошим оплотом для построения социалистической идеологии и избавления от пережитков.

Погореловский «В камере хранения». Мы создали телеграмм канал в котором каждое утро в 7:07 выходить крутой гороскоп на сегодня 5 отличий сатиры от юмора Понять, что произведение или отрывок является сатирой, а не юмором, можно по 5 характерным отличиям: Недостатки героев не только называются, но и высмеиваются. Часто применяются гиперболы и литоты преувеличения и преуменьшения. Насмешка не безобидная. Ее характер злой, острый, местами язвительный. Сатира уничтожает, чтобы спровоцировать рождение нового. Сатира не существует вне жизни общества. Она борется с недостатками отдельного человека, социальной группы или всего человечества в целом. Ее можно сравнить с оружием, борьбой без компромиссов и пощады. Что такое сатира? В переводе с греческого «сатира» означает «пестрая смесь». Это один из видов комического наряду с шуткой, анекдотом, пародией, остроумием, иронией, сарказмом, оксюмороном, графикой. Главной особенностью сатиры является острое и беспощадное обличение отрицательных явлений общественной жизни, негативных черт человеческого характера. Что такое юмор? Понятие «юмор» имеет два значения: Чувство юмора — понимание комического, способность различать и демонстрировать смешную сторону какого-либо явления или события. Юмор, как разновидность комического в литературе, предполагает изображение героев в смешном виде. Это вид комичного, построенный в виде незлой шутки. Разница между юмором и сатирой заключается в мягкости и снисходительности критики.

Что означает сатирическое произведение

Разнообразие сатирических приемов в литературе это один из видов литературы, который отличается особым юмором и критическим взглядом на окружающую действительность.
Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие Что же касается до междужанровой сатиры, т.е. до сатирического отношения к действительности, реализующегося в разнороднейших жанрах (третье значение слова «сатира»), то с ее систематическим изучением дело обстоит очень плохо.
Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности.
Писатель-сатирик, зачем ты нам? — ЮНПРЕСС Сатирическое произведение — это произведение литературы или искусства, которое использует сатиру, чтобы высмеять иррациональные и абсурдные аспекты человеческой жизни или общественной действительности.
Сатира: история и особенности жанра По толковому словарю Ожегова: «Сатира — художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности».

Из истории жанра сатиры

Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. обличающее, бичующее осмеяние сатира художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов).

Что такое сатирическое произведение и как оно функционирует

Смотрите видеоурок: “Здоровье человека и здоровый образ жизни” Цифровая библиотека уроков школьной программы от Онлайн-школы Бесплатные видеоуроки по школьным предметам. Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. Сатира характеризуется резко выраженной негативной оценкой пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта.

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)

Ирония, с другой стороны, позволяет авторам сатиры играть на контрасте и двусмысленности, уходить от прямого высказывания и подводить аудиторию к смысловым открытиям и размышлениям. Ирония позволяет передать свою позицию, оставаясь в тени и не навязывая своих взглядов читателям или зрителям. Смешение гротеска и иронии в сатирических произведениях помогает усилить эффект критики, делает ее более заметной и запоминающейся. Авторы сатиры таким образом рисуют карикатуры на реальность и привлекают внимание к проблемам через смешное и иногда абсурдное изображение. Этот симбиоз гротеска и иронии позволяет сатирикам выделиться и оказать влияние на общество. Критика общественных явлений Сатира может быть эффективным инструментом для выражения критики и вызывания изменений. Она позволяет привлечь внимание к проблемам, которые могут быть игнорированы или замалчиваться в обществе. Критика общественных явлений может касаться различных аспектов жизни, таких как политика, религия, экономика, культура, нравы и мораль. В сатирических произведениях общественные явления часто выражаются через гротескные и саркастические ситуации и персонажей. Эти произведения часто содержат яркие и сильные символы, которые помогают подчеркнуть критику и произвести желаемый эффект.

Маяковский и др. Юмор — это насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей. Юмор — это смех безобидный, соединенный с жалостью, снисходительный, сочувственный. Иносказательно цель юмора — через смех показать слезы. Наиболее яркими представителями юмористического направления являлись Н. Гоголь, А. Чехов, В. Ирония — это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный смысл. Например, умной головой можно запросто назвать осла, как это и сделала Лисица И.

Иронией колет Грозный и своего любимого слугу Василия Грязного, который просит выкупить его за дорогую цену из плена. Царь высмеивает пленника: «... Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушаньем шутити? Крымцы так не спят, как вы, да вас, дрочон, умеют ловити, да так не говорят, дошедши до чюжей земли, да пора домов! Толко б таковы крымцы были, как вы, жонки, — ино было и за реку не бывать, не токмо что к Москве» стр. Среди серьезных исторических и дидактических рассуждений в посланиях, направленных князю Александру Полубенскому, Иван вставляет колкую насмешку над ним, каламбур, сопоставляя «Палемона» с «полоумным»: «А пишешься Паломонова роду, ино ты палаумова роду, потому что пришел на государство, да не умел его под собою держать, сам в холопи попал иному роду» стр. Всево у тебя ничего» стр. Так высмеивает Иван IV все титулы своего корреспондента. Гневное послание шведскому королю Иоганну III 1573 г. Иван IV высмеивает неумеренные претензии Стефана Батория. На жалобы последнего, что поход под Псков приносит ему большие убытки, Иван насмешливо отвечает: «А коли тебе убыток, и ты б Заволочья не имал, хто тебе о том бил челом? Хто тебя заставливает так убычитца? С таким же, как у Грозного, широким использованием иронии как способа унижения своего врага мы встретимся позднее в писаниях протопопа Аввакума. Недаром Иван IV представлялся ему не только идейным союзником, но и образцом писателя-оратора. Как видно из приведенных примеров, сатирические эпизоды древнерусской литературы до XVI в. В тех случаях, когда отрицательные стороны феодально-крепостнического быта раскрываются через изображение горестной судьбы героя, древнерусский автор прибегает к той горькой иронии, которая так характерна и для народной сатиры. Заострение осуждаемых явлений, поступков, даже внешних черт, способствующее лучшему показу отрицательных сторон действительности, намечается вполне отчетливо, также сближая литературную сатиру с народной. Однако народная сатира и периода первой крестьянской войны, и времени городских восстаний середины XVII в. Это преследование не случайно усилилось именно в конце 1640-х годов, не случайно было направлено с особой силой против народных скоморохов. Именно они по преимуществу были хранителями и распространителями народных сатирических произведений, поэтому царские указы требовали принятия против них самых решительных мер. Изгнанные из «городов и уездов», скоморохи унесли свой репертуар в крестьянскую среду, но и здесь преследования настигали «бесовские песни» и «смехотворение», — несомненно потому, что они больно задевали господствующий класс в целом, смело говорили об угнетении закрепощенного народа. То немногое, что сохранилось от устной поэзии трудового народа в записях XVII в. Антикрепостническая народная поэзия XVII в. Сатирическая «Комаринская», по убедительному предположению исследователя Г. Исторические очерки города Севска и его уезда. Сборник Орловского церковно-историко-археологического общества, т. II, 1906, стр. Современник записал острую пословицу, заклеймившую «боярского царя» Василия Шуйского: «Хотя бы нам чорт, только бы нам не тот». Запретительные указы правительства с осуждением вспоминают «позорища» — разные виды народного театра, в том числе и кукольного, привлекавшие зрителей, между прочим, и сатирическими выпадами по адресу властей, господствующего класса. Другой способ сатирического изображения безудержной эксплуатации феодалами трудового парода — показ ее через ироническую характеристику, которую даст своему положению сам обездоленный труженик. Примеры подобной сатиры XVII в. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. Меткие и острые, такого рода пословицы и поговорки были одним из способов выразить протест против все усиливавшейся феодальной эксплуатации. Сатирическая пословица не только прямо обличает, но она и высмеивает: тунеядцев, живущих чужим трудом, — «Мяхки руки чужие труды поедают». Сатирическая пословица не щадит и отрицательные явления семейного быта: «Мачеха пасынку надвое волю дала: наг ходи либо без рубашки», «Горе мачехино, что пасынок сметаны не ест, а временем и сыворотке рад», «Свекровь снохе говорила: невестушка, полно молоть, отдохни — потолки», и т. В богатом сказочном репертуаре XVII в. Адрианова - Перетц. Социально-бытовая народная поэзия XVII и. Эти художественные средства служат выявлению смешных сторон жизненных фактов, осуждаемых сатирой. В былинном героическом эпосе выработался в XVII в. Сказание о киевских богатырях по списку XVII в. Богатырское слово в списке начала XVII века. ГИМ, собр. Повести о Мамаевом побоище. Именно эта особенность народной поэзии XVII в. Эти указы имели целью искоренить «бесчинства», мирские забавы», т. Социальная острота, антикрепостническая направленпость народной сатиры XVII в. В начале XVII в. Самый дух «подметных писем» и патриотических воззваний этого времени с наибольшей ясностью усвоен литературной «Новой повестью о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», а сатирическая направленность обличений господствующего класса в народной публицистике отражена в осудительных характеристиках феодалов, которым уделил много места неизвестный автор «Сказания кних ради грех попусти господь бог праведное свое наказание и от конец до конец всея Росия, и како весь словенский язык возмутися и вся места по Росии огнем и мечем поядены быша». Автор «Новой повести» не случайно тщательно скрыл свое имя, как скрывали его и составители «подметных писем», не случайно придал своему памфлету против правительства «семибоярщины» форму этого вида подпольной народной литературы. Сатирическая острота этого памфлета сосредоточена в едких характеристиках предателей и изменников из господствующего класса, в язвительных насмешках по адресу короля Сигизмунда и польской шляхты, хозяйничавшей в Москве. Каламбур — одно из излюбленных средств автора, когда он выражает свое презрение, негодование, описывая поведение пособников оккупантов. В его изображении московские власти «славою мира сего прелстилися, просто рещи подавилися и к тем врагом приклонилися и творят их волю. А сами наши земледержьцы, яко же и преже рех — землесъедцы... XIII, вып. Л, 1925, стлб. В дальнейшем столбцы указываются в тексте в скобках. Автор иронически изображает состояние Сигизмунда, нетерпеливо ожидающего осуществления своих замыслов: «... Он, как жених, которому невеста не дает согласия, стремится подкупить «сродников и доброхотов невестиных», т. Однако современникам и не было необходимости называть их имена: предателей-«земледержцев» знали хорошо. Есть основание предполагать, что Сигизмунд, против замыслов которого направлена «Новая повесть», знал ее и пытался оправдаться в тех обвинениях, которые здесь были высказаны против него. Отвечая боярам на известия о том, что в Москве много толков против поляков, Сигизмунд упоминал не только об устных толках, но и о том, что «о нас пишут», и утверждал, что «то все за злосердие и неправду делают» Собрание Государственных грамот договоров, т. Следовательно, с воздействием на читателя таких произведений нельзя было не считаться. Ценность такого рода обличений не только в том, что они раскрывали предательство представителей господствующего класса — «начального губителя» М. Салтыкова и Ф. Андронова, но прежде всего в том, что они на путь открытой борьбы с врагами, «здешними и тамошними», требовали «единодушия» против врагов, будили национальное самосознание. Из «Новой повести» видно, что изменники боялись народного мнения: поссорившись с Гермогеном, Салтыков «побояся множественного християнского народа: такое слово об этой ссоре, — В. Такая же ирония, издевка над богатыми, которые своим поведением довели народ до восстания, над «перелетами», пытавшимися сохранить связи и с московским правительством, и с тушинским лагерем, окрашивает их характеристики в «Сказании киих ради грех попусти... В дальнейшем столбцы указываются в тексте в скобках Презрительной иронией проникнуты в этом «Сказании» описания жадности, лицемерия, корыстолюбия «имущих», т. Ни в малой мере не сочувствуя антифеодальному движению, автор возлагает вину за него на богатых, которые гонят от своих дверей бедных, отказывают в «судилищах», в «правосудии». Мастерски описаны, например, различные оттенки внимания к гостям, определяемые ценностью подарков, которые эти гости несут хозяину, степенью знатности и влиятельности гостя. Им же входящим в домы, давно уже стрегомым и изо окон назиряемым почасту, от коих стогн кто придет и кто что несет, и иже мало вечного томления приносящаго — худейшими рыбы стретают, а иже болши — того первыми, иного же и сынове. Внове же кто в честь вшед, или в судии, или в болярство и хотяще в мире сем добрым имянем ославитися и дабы честну были от всех, паче же бы наполнити лицемерным обычаем дом всякаго блага тленнаго, и той и сам наскачет яко орел лехко... С такой же осуждающей иронией раскрывает автор психологию «перелетов», которые из «царских палат» в «Тушинские таборы прескакаху». Эти люди «мысляще лукавые о себе: аще убо взята будет мати градов Москва, то тамо отци наши и братия, и род и друзи, тии нас соблюдут. Аще ли мы соодолеем, то такожде им заступницы будем» 402. Преследования властей не дали возможности такой литературе получить широкое распространение, она осталась чем-то вроде «тайных сказов», какие слагал народ и какие он хранил лишь в памяти, передавая тем, кому доверял. Не случайно «Новая повесть» сохранилась лишь в одном списке, «Сказание киих грех ради... В конце того же второго десятилетия XVII в. Авраамий Палицин, перерабатывая текст «Сказания» для своего повествования о «смуте», исключил или сгладил самые острые обличительные эпизоды, направленные против господствующего класса. Блестящий сатирический талант угадывается в литературной манере протопопа Аввакума Цит. I, вып. Русская историческая библиотека, т. K, 1927. Этот талант развертывается во всю мощь, когда Аввакум рисует ненавистное ему никонианское духовенство. Говоря о самом патриархе Никоне, Аввакум лишь иронизирует над поведением его в Москве перед избранием, когда он старался угодить всем — «яко лис: челом да здорово». Но давая сатирические портреты никониан духовного звания, которых Аввакум называет «губителями, а не целителями душам нашим» 311 , «ворами, пьяницами, блудниками», — он применяет разнообразные художественные средства: черты, выхваченные прямо из жизни, заостряются с помощью постоянного сравнения даже высших церковных чинов то с «чреватой женкой», то с «девкой», их пышных одежд — с «подклейками женскими»; гиперболически, с явной издевкой Аввакум описывает толщину своих врагов, которые «вид весь имеют от главы и до yог корпуса своего насыщенной, и дебелой, и упитанной в толстоте плоти их сыростной... Обличая никонианское духовенство за новшества, Аввакум рисует никонианина, переменившего «ризы священные и простые» а «камилавки-подклейки женские и клобуки рогатые»: «Богом преданное скидали з голов, и волосы расчесали, чтобы бабы блудницы любили их; выставя рожу свою да подпояшется по титкам, воздевши на себя широкий жюпан!... Всегда пиян и блуден, прости, не то тебе на ум идет, как душу спасти... На женскую подклейку платишко наложил, да и я-де-су инок, Христовым страстем сообщник!... Чему быть! И в твоем брюхе том не меньше робенка бабья накладено беды тоя — ягод миндалных, и ренсково, и романеи, и водок различных с вином процеженным налил: как и подпоясать. Невозможное дело: ядаемое извредит в нем! Никонианское духовенство, в изображении Аввакума, предано мирским делам, а не церковным: «... Посмотри-тко на рожу-то, на брюхо-то, никониян окоянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь! Аввакум напоминает архиепископу рязанскому, что библейский Мельхиседек «прямой был священник: не искал ренских, и романиеи, и водок, и вин процеженных, и пива с кордомоном, и медов малиновых и вишневых, и белых всяких крепких... На вороных и в каретах не тешился ездя. Да еще был и царские породы! А ты кто? Воспомяни о себе, Яковлевич, попенок! В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя в карете на подушки, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожу на площаде, чтобы черницы-ворухиннянки любили» 303. А вот митрополит Павел еще попенком «по боярским дворам научился блюды лизать» 304. Язвительной иронией проникнуты эти характеристики представителей высшей церковной власти. Вместе с антиклерикальными сатирами второй половины XVII в. В ином тоне иронизирует Аввакум, описывая свою горестную судьбу. То он горько вспоминает, как его «жаловали-подчивали» никониане 41 , то — как в Москве — «зело употшивали палками по бокам и кнутом по спине 72 удара» 248 ; то иронически наставляет сам себя: «Любил протопоп со славными знатца: люби же и терпеть, горемыка, до конца» 28 ; то подсмеивается над тем, как он в Андроньевом монастыре, в «темной палатке» сидя «на чепи», «во тме», «кланялся» — «не знаю на восток, не знаю — на запад» 16. В этих сценках Аввакум особенно близко подходит к свойственной народной поэзии иронии бедняка над своей судьбой. В другом направлении развивались сатирические элементы литературы «европеизирующегося» дворянства второй половины XVII в. Абстрактная морализирующая критика в сочинениях, например, одного из крупнейших представителей этой литературы Симеона Полоцкого обращена на осуждение пороков «вообще». Если подобная литература попутно и затрагивает господствующий класс, то делает она это, стремясь «исправлением» недостатков укрепить его положение, а не расшатать, что открыто преследует антифеодальная демократическая сатира. Сатирическое направление в литературе XVII в.

Первоначальный объект насмешки — «рыцарь печального образа» — оказывается судьей «вывихнутого» мира. В литературе 17 в. Смех уходит на второй план, утрачивает радикализм и универсальность, довольствуется явлениями частного порядка. И лишь в жанре комедии, в творчестве Ж. Мольера , сатира расцветает, изображая четко очерченные типы Скупой, Тартюф, Журден. Стихотворные сатиры этой эпохи лишь воскрешают жанры античности Н. Буало, басни Ж. В литературе 18 в. Развивается плутовской роман Молль Флендерс Д. Дефо , Приключения Перегрина Пикля Т. Смолетта и др. Плутовской роман и комедия этого времени Женитьба Фигаро Бомарше и др. Веселая насмешка обличителя противостоит здесь поэтике барочного романа — одного из важных жанров эпохи, где издевка сопровождалась зачастую трагической горечью. Развитие пародийной сатиры в 18 в. Стерна Тристрам Шенди, Сентиментальное путешествие. Жанр сатирического романа либо повести начинает выполнять функции философского трактата Племянник Рамо Д. Дидро, философские повести Вольтера. Художественные произведения французских просветителей, как и Путешествия Гулливера Дж. Свифта, создают картину несовершенного, чающего радикальных перемен мира. Причем отрицание Свифта носит универсальный, «сверхсоциальный» характер — писателя возмущает не столько общество, сколько человечество, не придумавшее для себя лучшей формы организации, чем общество. Так, отраженная в зеркале сатиры, рушится основная иллюзия эпохи — культ разума, рационального жизнеустройства, «просвещенного», а потому «разумного человека»: по Свифту, разумное начало совершенно чуждо алогичной и «деструктивной» природе человека. Существенную роль в истории сатирического творчества Нового времени сыграли английские сатирические журналы 18 в. Ими были созданы и закреплены жанры мелкой журнальной сатиры: диалогической, очерковой, пародийной. Расцветает жанр фельетона. Этот тип осмеяния современности в новых условиях во многом повторяет формы горацианской сатиры разговорный диалог, галерея вскоре бесследно исчезающих высказывающихся героев, полудиалоги, письма, смесь шутливых и серьезных размышлений. Журнальный тип сатирического творчества в основных своих чертах дошел до наших дней. В начале 19 в. Их сатира направлена прежде всего против культурных и литературных шаблонов современности. Таковы литературно-сатирические и пародийные пьесы Л. Тика, сказки и рассказы К. Брентано , А. Шамиссо , Ф. Фуке, отчасти Э. Отрицаемая действительность сгущается для романтиков в образе «филистера» — в корне чуждого творчеству обывателя, мещанина, воплощенного духа пошлости и тривиальности. В дальнейшем, на протяжении 19 в. Диккенс , Теккерей , О. Гюго и др. Диккенс, Теккерей, О. Зарубежная модернистская сатира 20 в. Камю , Ф. Дюрренматт , В. Сатира все больше вторгается в научную фантастику А. Азимов , К. Воннегут , Р. Брэдбери , С. Лем , Р. Шекли , определяя собой жанры антиутопий и романов-предупреждений. В западной литературе 1960—1990-х собственно сатирическая линия находится во многом под влиянием американской школы «черного юмора» Дж. Бартелми , Д. Донливи , Дж. Хоукс и др. На передний план выдвигается трагифарсовое повествование с широким использованием приемов травестии и гротеска. Пародийно переосмысливаются основные постулаты традиционной гуманистической системы ценностей и идеология экзистенциализма, которые оказываются несостоятельными при соприкосновении с хищными усредняющими стандартами «массового общества» и «цивилизации потребления» Уловка Дж. Хеллера , 1972. Мироустройство представлено как абсурдный круговорот и царство энтропии, способные спровоцировать лишь мизантропический смех — единственную подлинно человеческую реакцию на всеобщий абсурд бытия Радуга земного притяжения Т. Пинчона , 1973. Литературе такого рода присущ притчевый характер в сочетании со стихией злого осмеяния ходульности идеалов, шаблонности жизненных интересов, предсказуемости социально поведения Мертвый отец Д. Бартелми, 1975. В конце концов «черная сатира» исходит из сюрреалистической философской категории злобного хохота в ожидании конца света, поскольку иных «надежд на избавление» нет. Зарубежная сатирическая литература 1980-х — нач. Пародирование культурных клише, пребывающих в центре внимания западных писателей-постмодернистов, типологически восходит к бунтарскому скепсису «черного юмора», но лишено его философской глубины и остается в сфере игры с «тоталитарными» знаками массовой цивилизации. Во второй половине 1990-х определилась новая наднациональная тенденция в западной, прежде всего европейской и латиноамериканской, литературе — антиглобалистская сатира, отразившая идеологическое восстание «новых левых» интеллектуалов против диктатуры и социальных институтов «нового мирового порядка» Этот мир без меня Ф. Клеви, 1998, Бесконечный туннель П. Каррера, 2000, Улитка Х. Блюмена, 2001 и др. Однако эта линия словесности пока не выработала оригинального художественного языка и продолжает обыгрывать на новом тематическом материале традиционные приемы сатирического развенчания. Древнерусская литература не знала сатирического творчества в собственном смысле слова. На Руси изображение дурных сторон действительности, противоречащих религиозно-нравственному идеалу, в отличие от западноевропейской традиции, не было связано со смехом. Смех осмыслялся древнерусскими книжниками как начало духовно двусмысленное, греховное, страстное. Отрицательное отношение автора принимало форму не осмеяния, а обличения, подчеркнуто серьезного, чаще скорбного — в жанре обличительного слова, в летописи, в агиографии. Смеховые формы оказывались совершенно за пределами официальной культуры — в фольклорных жанрах, в свадебных и аграрных обрядах, в искусстве скоморохов. Суть отношения к смеху в русском средневековье полнее всего выразилось в житиях юродивых, чье поведение по внешним признакам напоминало поведение шута. Однако смеяться над юродивыми считалось грехом характерен эпизод из Жития Василия Блаженного: посмеявшиеся над его наготой ослепли и были исцелены лишь после раскаяния в невежественном смехе. Рыдать над смешным — вот эффект, к которому стремится юродивый, обнаруживая под личиной глупости глубинную мудрость, а за внешним богохульством — святость. Собственно смеховая культура начинает оформляться на Руси под западными влияниями лишь в 17 в. При Петре I традиционный запрет на смех и веселье постепенно снимается. Парадоксальность ситуации состоит в том, что в начале 18 в. С конца 17 в. Сатира в России. Она облекается в самые разнообразные жанры: эпиграмму, послание, басню, комедию , эпитафию, пародийную песню, публицистику.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий