Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно. Синдром отличника — психологическая особенность, при которой человеку очень важно достигать отличных результатов в любом виде деятельности, а вероятная ошибка приводит его в ужас. Способны ли они когда-нибудь остановиться и получить удовольствие от достигнутых результатов? Пара слов о «синдроме отличника».
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам». Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих.
Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному. Способны ли они когда-нибудь остановиться и получить удовольствие от достигнутых результатов? Пара слов о «синдроме отличника». там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. Пресловутым синдромом отличника страдают не только отличники и хорошисты. Как избавиться от синдрома отличника у взрослых Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Синдром отличника – это сочетание психологических специфик личности, характеризующееся тяготением достичь значительных результатов и обрести одобрение окружающих. «Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника.
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. Люди с синдромом отличника практически всегда думают о себе в негативном ключе и преуменьшают свои заслуги. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций.
Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
Лучше обнять и объяснить, что ошибки совершают все — это нормально. Не пытаться реализовать в детях собственные амбиции. Часто родители «спят и видят», чтобы дети воплотили в жизнь их несбывшиеся мечты. Тот, кто в детстве хотел быть врачом, а выучился на юриста, став родителем, подталкивает чадо к обучению в мединституте, требует отличного знания химии и биологии. Но у ребенка могут быть другие планы, которые нужно уважать. Потребуются усилия и со стороны самих «отличников». Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов: Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим. Но страх — это выбор, а не данность. Принять собственное несовершенство и неудачи как неизбежную часть жизни. Научиться распознавать, защищать и удовлетворять свои желания и потребности.
Однако такие мысли ошибочны. Необходимо осознать, что любые действия являются, прежде всего опытом, помогающим обрести человеку себя, что способствует развитию. Не существует идеальных людей. А образ, засевший в мозге с детства — лишь иллюзорное представление, ошибка. Не нужно бояться экспериментировать, пробовать, действовать. Ведь именно в этом и заключается жизнь. Также следует научиться принимать собственную персону без прикрас. Зачем терзать себя бессмысленными переживаниями по причине собственного несовершенства? Ведь это бесполезно и ресурсозатратно. Лучше потратить энергию на самосовершенствование.
Идеалов нет, но каждый индивид уникален и наполнен набором положительных черт и отрицательных качеств, равно как и остальные жители планеты. Нужно относиться проще к себе и не стремиться всегда добиваться только значительных результатов, ведь отсутствие результата, тоже является результатом. Лучшим способом избавиться от синдрома отличника является умение слышать собственное сердце. В детстве «отличник» слушал родителей, во взрослом состоянии пора ему научиться прислушиваться к себе. Это не подразумевает забыть о близких или не прислушиваться к их мнению. Это значит, что окончательное решение должно приниматься самостоятельно. Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил. При синдроме отличника, прежде всего, страдает самооценка. Поэтому дабы освободиться от него, необходимо повысить самооценку, то есть научиться уважать собственные жизненные приоритеты, ценностные ориентиры и следовать им. Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру.
А потому следует под себя подстраивать ситуацию. Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия. Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности.
Иногда пятерка и успешная учеба - это единственный способ для ребенка быть замеченным и признанным в семье. Для него хорошие оценки становятся способом получить кусочек внимания от самых дорогих людей, потому что без отличных баллов в дневнике его просто никто не замечает. Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром? Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу. Чем вреден этот синдром? Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. Человек, выросший с убеждением, что его признают, любят и ценят только тогда, когда он делает что-то лучше всех, - очень сильно переживает неудачи, критику и даже просто отсутствие похвалы со стороны значимых фигур окружения. Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки». При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается. Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют. Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее! При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке». Часто люди с синдромом отличника проецируют свой перфекционизм и на свое окружение - под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги.
Ответить на эти вопросы совсем не просто. В наше время жесткой социальной конкуренции продолжают все еще «встречать по одежке»: конкурс аттестатов при приеме в высшее учебное заведение или на работу никто не отменял. Ото всюду разносятся призывы к карьерному успеху и т. Это оказывает просто зомбирующее действие и на родителей, и на детей. В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу. Оценка — вещь формальная и субъективная. Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т. Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху. Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают. У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно. Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей. А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма, которая оказывает негативное влияние не только на учёбу, но и на жизнь школьника. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье.
Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
Такие дети хотят, чтобы ими восхищались, обожали, любили. Они хотят чувствовать свое превосходство над другими, заручаться поддержкой общества, иметь некую власть. Быть «спасителем» чужой жизни. Ребенок бросает себе вызов, чтобы дать родителям множество поводов гордиться им. Таким образом он компенсирует их враждебность, пренебрежение, раздоры и недоверие. Выбор будущей профессии также часто происходит под сильным влиянием родителей. Упорство и трудолюбие лежат в основе синдрома отличника. Однако последствия этого негативно влияют на всю жизнь. Как проявляются синдрома отличника симптомы в будущем?
Необоснованно завышенные требования к себе и другим. Первое место, где вы увидите эту философию в действии, — это ваши отношения с друзьями и семьей. Недостаточная уверенность и боязнь ошибиться. Это не дает человеку жить спокойно и иметь свободу выбора. За даже небольшую неосмотрительность следует резкое осуждение и шквал упреков. Это может быть направлено как на себя, так и на других людей. Неадекватная самооценка, зачастую заниженная. Вы тратите время на вещи, которые на самом деле не важны.
Лучшим способом избавиться от синдрома отличника является умение слышать собственное сердце. В детстве «отличник» слушал родителей, во взрослом состоянии пора ему научиться прислушиваться к себе. Это не подразумевает забыть о близких или не прислушиваться к их мнению. Это значит, что окончательное решение должно приниматься самостоятельно. Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил. При синдроме отличника, прежде всего, страдает самооценка.
Поэтому дабы освободиться от него, необходимо повысить самооценку, то есть научиться уважать собственные жизненные приоритеты, ценностные ориентиры и следовать им. Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру. А потому следует под себя подстраивать ситуацию. Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия. Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности. Они забывают, что достижение либо неуспех — это лишь незначительная часть их жизненного пути.
В преодолении рассматриваемого комплекса важно трансформировать собственные установки. Ещё одним действующим средством является безделье. У всех лиц с синдромом отличника наблюдаются излишне завышенные требования к собственной личности. Помимо того они убеждены, что и окружение также ожидает от них высоких результатов. Отличника приучить чередовать деятельность и отдых довольно сложно. Поэтому не следует ожидать моментальных результатов.
Нужно начинать с минимума. Например, позволить себе хотя бы 5 минут придаться сознательному безделью, но при этом, наблюдая за коллегами: смотрят ли они с осуждением или даже не замечают, что рядом сотрудник отдыхает. Делать перерывы в деятельности это нормально. Более того отдых способствует продуктивности труда. Нужно ввести правило еженедельно совершать нечто экстраординарное, дабы высвободить настоящие эмоции.
Постоянное стремление получать отличные оценки сначала в школе, потом в университете, на работе, от близких людей может привести к плачевным последствиям: разрушенная психика, потраченные впустую годы жизни, появление хронической тревоги, патологические зависимости. Источник: piter-trening. После окончания обучения они боятся браться за реальную работу, предлагать себя в качестве специалиста, страшась, что окажутся недостаточно компетентными не смогут показать отличные результаты на фоне других , либо их отвергнут еще на этапе собеседования. Поэтому они предпочитают продолжить обучение, остаться в привычной для себя среде получают второе и третье высшее образование, записываются еще на одни курсы по этой же теме , чем сделать шаг навстречу неизвестному. У людей с таким синдромом часто не складывается личная жизнь. Причины для этого бывают разные: При выборе спутника ориентируется не на собственные предпочтения, а на одобрение от значимых людей. Слишком завышает планку требований к будущему партнеру, ведь в нем все должно быть также идеально. Из-за низкой самооценки боятся знакомиться с теми, кто действительно нравится, так как опасаются быть отвергнутыми и не оцененным по достоинству. Обычно человек так и не решается на первый шаг и в лучшем случае соглашается встречаться с тем, кто сам обратил на него внимание. Что делать, как избавиться от синдрома Начинать бороться с синдромом отличника нужно с поиска первопричины неконтролируемого стремления во всем добиваться идеальных результатов. После этого начать с ней работать. Многим может понадобиться помощь специалиста в области психологии. При этом полностью ломать свой характер не придется. Надо только минимизировать отрицательное влияние синдрома, а его положительные стороны оставить. Источник: selcdn. Если корень ваших проблем в том, что вы стараетесь идеальным выполнением дел заслужить признание, любовь окружающих — проанализируйте, насколько хорошо это работает. Действительно ли важны для вашей семьи идеальный порядок и чистота в квартире, или ваши домашние предпочли бы проводить с вами больше времени? Насколько ценит начальник безупречное выполнение вами своих обязанностей? Почему работающие менее усердно порой имеют благ даже больше? Поймите, что расположение людей далеко не всегда зависит от того, насколько вы идеальны во всем. Научитесь расставлять приоритеты. Определите наиболее важные жизненные цели купить квартиру, сменить работу, получить образование, устроить личную жизнь, добиться повышения на службе, больше времени уделять близким, заняться спортом и т. Держите основные цели в голове. Каждый раз, когда появляется желание довести очередное дело до совершенства, спросите себя, имеет ли оно отношение к вашей цели. Если нет, то ради чего вы собираетесь потратить на него столько времени? Может, стоит остановиться на хорошем результате и заняться тем, что действительно важно? Используйте дедлайн. Ставьте себе ограничение по времени на выполняемую работу — так, чтобы его хватило на хороший результат с приемлемым качеством. Вы будете удивлены, когда поймете, что людям хороший результат нравится не меньше, чем идеальный. Научитесь принимать критику. Относитесь к ней как к альтернативной точке зрения. Каждый имеет право на мнение.
Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам. У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Depositphotos Как поддержать отличника Конечно, мы не сможем переделать ребенка за один день или изменить его отношение к себе. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн.
Что делать, если у тебя синдром отличника
Мы смеем предположить, что влияние этих обстоятельств не может считаться критически значимым. Чтобы доказать это, обратимся к Национальному корпусу русского языка Left Right Эти графики демонстрируют, что слова "отличник" и "отличница" появились в один исторический период и тенденции по их употреблению, в общем и целом, схожи. Слово "отличница" не является таким же спорным феминитивом, как "авторка"; оно кажется естественным для русского языка. Однако, разумеется, вышеупомянутый фактор популяризации нельзя списывать со счетов. В чем же опасность синдрома отличника? Люди с гиперответственностью живут под лозунгами: «никто, кроме меня, с этим не справится» и «никому, кроме меня, это не нужно». Окружающие привыкают к такому поведению и нередко пользуются этим. Такие люди часто испытывают необоснованное чувство вины. Гиперответственный человек обычно несчастен, потому что часто жертвует своими желаниями ради других. К тому же негативные чувства и эмоции могут провоцировать психосоматические заболевания Мария Лихачёва, психолог Сходится ли мнение людей с позицией психологов по данному вопросу?
Чтобы это выяснить, мы провели опрос среди студентов. Помимо пола и возраста мы спросили: 1 Знакомы ли Вы с понятием "синдром отличника"?
Если это потребует слишком много ресурса, потраченного впустую, предложите смириться с оценкой и отпустить ситуацию».
Люди с синдромом отличника могут обесценивать свои достижения и помнить только о неудачах. Дневник поможет сохранять трезвый взгляд на свои успехи. В 9 из 10 случаев это приведёт к успешному старту продуктивной учебной сессии.
Научите себя честно отвечать на эту формулировку и выполнять некоторые дела на уровне «нормально», а не «отлично».
Например, во вторник вы сели за домашку и отвели себе 2 часа. Сделать это вы успеете в другие дни. Идите отдыхать, чтобы от учебы ощущать кайф, а не постоянный стресс. Круг общения Вспомните наконец, что помимо учебы и постоянных дел у вас есть друзья, семья, с которыми можно просто отдыхать и быть самим собой. Если вы одиноки, то скорее заводите новые знакомства. Жизнь очень интересна, вы поймете это, когда наконец перестанете съедать себя и стремиться к идеалу. Работа с самооценкой Научитесь оценивать себя здраво, но по достоинству. Все мы не Беллы Хадид с идеальным сечением лица и не сверхлюди, у которых в сутках будто 48 часов.
Вы прекрасны, по-своему особенны, напишите это на видных местах и повторяйте как аффирмацию каждый день. Какие-либо замечания чаще всего делаются из добрых побуждений. Почаще спрашивайте совета у близких, приучите себя к мысли, что невозможно да и вовсе не нужно никогда не поддаваться критике. Но знайте меру!
Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени.
Есть — и не читать учебник. Чистить зубы — и не мыть раковину. Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно. Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно.
Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов. Можно ставить себе прям задачу на день: сделать пять комплиментов или спросить два совета. Пусть идет в свой страх, а не избегает его. Ну и в конце самый любимый вопрос от тревожных родителей. А вдруг мы сейчас вот это все сделаем, и наш ребенок станет тут же двоечником или, о ужас, пофигистом?
Во-первых, таких детей вы еще попробуйте «испортить» до двоечника, оно ж так сразу не отвалится от одного прогула. А во-вторых, давайте честно, пофигисты — они более счастливые и гармоничные ребята по жизни, от критики не разваливаются, над каждой своей ошибкой не чахнут, делают хорошо то, что считают важным, и забивают на то, на что можно забить.