Новости фильм о расстреле в новочеркасске

Расстрел рабочих в Новчеркасске в 1962 году: прчины, события 1 и 2 июня 1962 года, кто отдал прказ стрелять и кто тот приказ исполнил, мифы о трагедии в Новочеркасске. Фильм «Дорогие товарищи!» рассказывает о забастовке новочеркасских рабочих и расстрелу протестующих на городской площади, случившихся 1–3 июня 1962 года. События, имевшие место в Новочеркасске в 1962 году, получили название «Новочеркасский расстрел» или «Новочеркасский бунт». Фильм о Новочеркасском расстреле. Ранее Новочеркасский расстрел поднимался лишь эпизодически в сериале 2012 года «Однажды в Ростове», а первым и до недавнего времени единственным полнометражным фильмом об этих событиях стала лента «Разыскивается опасный преступник» 1992-го.

Вопрос радуют ли вас штраф за помощь?

  • Расстрел демонстрации в Новочеркасске в 1962 году - расследование РБК
  • Новочеркасск 1962 г Преступление КГБ Расстрел рабочих
  • О расстреле трудящихся в Новочеркасске
  • Videos Расстрел демонстрации в Новочеркасске в 1962 году - расследование РБК |
  • Московские новости
  • Неслыханная простота

Навигация по записям

  • Videos Расстрел демонстрации в Новочеркасске в 1962 году - расследование РБК |
  • Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске встретили овациями
  • Фильм Кончаловского про расстрел в Новочеркасске вызвал овации в Венеции - МК
  • Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист «Оскара» - Наша газета

В Новочеркасске произошли трагические события, известные как «Новочеркасский расстрел»

Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» о расстреле рабочих в Новочеркасске в 1962 году выдвинут на «Оскар» от России. В конкурсе Венецианского фестиваля показали фильм Андрея Кончаловского о жестоком подавлении рабочих волнений на Дону, начавшихся после повышения цен в 1962-м. Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошел в основную программу Венецианского кинофестиваля. Фильм повествует о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Фильм о Новочеркасском расстреле. Расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году.

Секция статей

  • Кончаловский представил фильм о Новочеркасском расстреле на кинофестивале в Венеции. Трейлер
  • Кончаловский: Тема новочеркасской трагедии занимает меня уже много лет - Российская газета
  • В фильме «Дорогие товарищи!» рабочих Новочеркасска расстреливает КГБ
  • Выдвинули на "Оскар" фильм Кончаловского о массовом расстреле в Новочеркасске
  • Конфликт на заводе

Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»

Правда, к 1962 году оба уже были фактически не у дел. К слову, массовка в фильме, как и второстепенные персонажи, играет не очень удачно. Движения и жесты людей во время стрельбы не позволяют сказать: «Верю». Официально считается, что военные полоснули по толпе из автоматов, после чего началась паника. Показано, что чекисты стреляли из снайперских винтовок с чердака здания горкома. Армия, согласно сюжету фильма, так и не открыла огонь. О том, как начался расстрел демонстрации, в 1990-х вспоминал уроженец Новочеркасска генерал Александр Лебедь , которому в момент трагедии было 12 лет: «Мы, ребята, забрались на каштаны, чтобы лучше видеть, что происходит.

После выстрелов все посыпались с деревьев как горох — кто убитый, кто раненый, кто с перепугу». Кинолента будто подталкивает к выводу: хотели как «при Сталине» — получайте. То есть снижению цен в истории обязательно сопутствуют бессудные расстрелы. Еще один спорный момент в фильме: после расстрела рабочих никак не удается смыть кровь с асфальта: «Жарко, прикипела». Тогда начальство дает команду заасфальтировать всю площадь. В спешном порядке организуются танцы на открытом воздухе, в качестве заводил — «шпики» из КГБ.

В воспоминаниях реальных очевидцев информация о перекладке дорожного покрытия не встречается. Один из свидетелей по фамилии Михайлов, которому тогда было 12 лет, в наше время уточнял: «Около горисполкома асфальт был разворочен гусеницами танков, на нем были лужи воды. Видимо, асфальт вымыли, убрали битое стекло. По центру города выставили репродукторы, транслировалось выступление Микояна под сопровождение маршевой музыки. Примерное содержание сводилось к тому, что во всех беспорядках обвинялись безответственные элементы». Согласно другому новочеркассцу Василию Михайловичу, отчасти протестующие добились своего: вскоре после восстания в городе появились все продукты — мясо, масло, колбаса, молоко, за год для рабочих НЭВЗ построили благоустроенные пятиэтажные дома.

По документам, КГБ расширил штат своих сотрудников, на предприятиях появились 1-е отделы. На протяжении последующих недель органы устанавливали и арестовывали участников демонстрации. Семь рабочих были приговорены к расстрелу, более ста получили сроки тюремного заключения от десяти лет. Вплоть до последних мгновений фильма товарищ Семина была убеждена, что потеряла при расстреле дочь. И даже в этой ситуации в ее сознании лишь крепла вера в почившего вождя: «Сталина вернуть бы. Без него никак.

Не справимся». До заключительного этапа Перестройки о Новочеркасской трагедии мало что знали за пределами Ростовской области. После сбора информации, в том числе по рассекреченным документам и опросам свидетелей, в 1992 году Главная военная прокуратура России возбудила дело против Хрущева, Козлова, Микояна и других высших партийных и государственных лиц, причастных к событиям.

Мне очень дорого мнение моих соотечественников и моих коллег в Оскаровском комитете, которые, естественно, оценивают субъективно, но большинство из них родились в Советском Союзе, а значит, им знакома советская жизнь со всеми ее качествами — и позитивными, и негативными. Мне дорого то, что они поняли фильм, который я сделал о поколении наших родителей, прошедших войну, разрушивших нацизм и восстановивших потом страну в кратчайший срок. Это поколение очень чистых людей, и то, что коллеги оценили это, для меня лучшее признание.

Фильм о расстреле демонстрации в Новочеркасске... Фильм о расстреле демонстрации в Новочеркасске «Дорогие товарищи! Церемония прошла накануне вечером в столице России.

Потом, когда все закончилось, они просто пропали. И именно эти люди призывали бить милиционеров, громить заводские помещения, войти в здание горисполкома. Кто мог быть этими провокаторами — одна из самых больших тайн в этой истории", — отмечает Татьяна Власкина. Часть толпы направилась в отдел милиции, который находился недалеко от горкома. По одной версии, они хотели освободить задержанных накануне участников выступления на НЭВЗе, по другой — завладеть оружием. ТАСС , но был убит другим военнослужащим.

Так пролилась первая кровь. В ходе столкновения в отделе милиции погибло и было ранено несколько участников выступления", — говорит профессор Скорик. Увидев толпу рабочих из окон горкома, находившиеся там московские партийные функционеры поспешили укрыться в находившемся неподалеку военном городке, вновь оставив руководство города лицом к лицу с участниками волнений. Митингующие прорвались в здание и заняли балкон, выходивший на площадь и ставший импровизированной трибуной. Звучали требования о снижении цен, оскорбления и угрозы в адрес властей и военных. Оттеснить людей от здания горкома удалось подразделению внутренних войск под командованием начальника Новочеркасского гарнизона генерал-майора Ивана Олешко. Сумев пройти на балкон в здании, занятом участниками митинга, он попытался убедить людей разойтись. Генерал был вынужден приказать сделать предупредительный залп в воздух, но в толпе начали кричать, что стреляют холостыми. Ситуация полностью вышла из-под контроля.

Когда участники митинга вновь навалились на цепочку военных, последним пришлось применить оружие. Снова прозвучали выстрелы — на этот раз беспорядочные. Люди бросились прочь с площади, на которой остались лежать тела погибших", — говорит профессор Скорик. На этом волнения в Новочеркасске не закончились, но их накал начал спадать. Во второй половине дня рабочие собрались снова — по данным Скорика, люди вновь выкрикивали различные лозунги, но в целом митинг прошел более мирно. На следующий день жители Новочеркасска снова пришли на площадь возле горкома, но после обеда самостоятельно разошлись. В 1962-м ему было восемь лет, он с родителями жил в Ростове-на-Дону, где уже утром 2 июня все наперебой говорили о волнениях в Новочеркасске. Въезд в город был заблокирован, отец свернул на полевую дорогу. Так, через поля, по дну оврага мы подъехали к окраине Новочеркасска, смогли подняться в центр, я увидел первый бронетранспортер.

А на самой площади поразило огромное количество разбросанных предметов — очки, платки, кошельки, расчески, авторучки", — вспоминает он. На входе в парк возле горкома он увидел поваленную решетку. Там же стояла цепочка дружинников, у которых были страшно растерянные, перекошенные лица. Люди были потрясены, обескуражены — даже милицейское начальство.

Расстрел демонстрации в Новочеркасске в 1962 году - расследование РБК

Первые доступные для публикации кадры из «Дорогих товарищей! И начинается фильм с гимна СССР — но звучит гимн из потрескивающего домашнего радиоприемника и сопровождает интимно-будничную сцену: Людмила Семина Юлия Высоцкая выпрыгивает из кровати «чужого мужика», коллеги по горкому Виктора, отправившего семью в санаторий; одевается второпях — проснулась ни свет ни заря, чтобы успеть за партийным пайком, пока паника не поднялась и соль со спичками не смели. Вместо утренних ласк — разговор про цены на молоко и инструкцию ЦК, в духе советского кафкианства обещающую, что рост цен приведет «к поднятию жизненного уровня в самое ближайшее время». Возникает вопрос! Медсестра-фронтовичка, служащая теперь в горкомовском отделе промышленности, вдова солдата, прячущая за рублеными фразами нежность к дочери Светке, связавшейся с заводским «хулиганьем». Сама Людмила до поры настроена к бунтовщикам решительно; когда заезжий кремлевский гость лицемерно предлагает «поговорить с народом», не сдержавшись, выступает с места: «Что с ними разговаривать? Арестовать всех. Арестовать и судить по всей строгости, а зачинщиков — к высшей мере наказания». И сама готова отвечать также по всей строгости, не страшась быть разжалованной в фельдшеры: «Работу не сделали».

Неоднозначная общественная позиция Кончаловского вкупе с его снобизмом могут легко застить очи либеральной общественности и спровоцировать неприязнь к фильму; еще и в симпатиях к Сталину не ровен час упрекнут, поставив знак равенства между автором и героиней. У Людмилы иконическое фото генералиссимуса — на заветном месте, вместе с семейными фотографиями, рядом с карточкой погибшего на фронте мужа. Ей неуютно — как большинству обывателей, что в 1960-е, что сейчас, — в нерегламентированном мире, она тоскует по той поре, когда было «все понятно, кто свой, кто враг, а тут — непонятно». Впрочем, «перековки» убежденной сталинистки не произойдет и в финале — но так честнее; если бы Кончаловский завершил фильм полным идейным перерождением «бешеной» Семиной, вышло бы лицемерно, как в липовых партийных рапортах «о единодушной поддержке повышения цен студентами и рабочими». А Семина и лицемерие — вещи несовместные; и если в чем автор и солидаризуется с героиней, так это в стремлении жить, руководствуясь своим чутьем, принципами и совестью. Вообще же, Кончаловский в этом коллективном портрете народа точно улавливает суть, сформулированную в песне вряд ли близкого ему Высоцкого: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас». Так тут и живут, мечтая о крепкой руке вождя и радуясь разным будничным частностям, между Сталиным и Маринкой; и вот этой условной «Маринки» в фильме больше; а контрапунктом первых выстрелов становится сладкая эстрадная «Рула-терула». Камера здесь Кончаловский впервые за десять лет работает не с Александром Симоновым, любимым оператором Алексея Балабанова, а с Андреем Найденовым, чей равно аскетичный и поэтичный стиль запомнился по фильмам Ивана Вырыпаева будто встроена в интерьеры; она наблюдает со стороны; в самом показательном кадре прячется на полке шкафа, среди гроссбухов, и словно вздрагивает, когда кто-то ставит на эту полку папку.

О портретах Ленина и красных знаменах «С Лениным — за советскую власть!

Так власти рассчитывали не допустить массового митинга, который забастовщики собирались провести на следующий день у горкома партии. Танки в городе Однако утром 2 июня рабочие с красными флагами и портретами Ленина в руках просто перелезли через танки и БТРы и двинулись дальше, к горкому партии. Узнав об этом, партийные руководители вновь доложили о ситуации Хрущеву, который приказал во что бы то ни стало задавить бунт. Твердый стиль руководства считался более приемлемым, нежели ведение переговоров и успокоение возмущенных рабочих", — говорит профессор Скорик. С инициативой выступил Басов, лицом к лицу столкнувшийся с рабочим гневом. Решение на месте принимал Козлов, но одобрение группа ответственных партийных и советских работников получила от Хрущева". В состав объединенного воинского контингента входили 98-й отдельный батальон из Каменска-Шахтинского, 566-й полк из Грозного, 505-й полк 89-й дивизии из Ростова-на-Дону. Из общевойсковых соединений привлекались части 18-й гвардейской тяжелой танковой дивизии Новочеркасского гарнизона, 92-я мотострелковая дивизия из Владикавказа в те времена Орджоникидзе. Приказ Хрущева спустили командующему войсками Северо-Кавказского военного округа Иссе Плиеву, а он — своему заместителю генерал-лейтенанту танковых войск Матвею Шапошникову.

Прошедший всю Великую Отечественную Шапошников направить танки на мирных людей не смог. Танки 140-го полка 18-й танковой дивизии были направлены в город, но не стреляли. Как пишет в своей книге "Хрущевская слякоть. Советская держава в 1953—1964" историк Евгений Спицын, докладывая руководству о причинах неисполнения приказа, Шапошников заявил, что не увидел перед собой противника, которого следовало бы атаковать танками. Кровавая суббота Тем временем к колонне рабочих, которая двигалась в центр города, стали присоединяться люди, не имеющие отношения к заводу. Потом, когда все закончилось, они просто пропали. И именно эти люди призывали бить милиционеров, громить заводские помещения, войти в здание горисполкома. Кто мог быть этими провокаторами — одна из самых больших тайн в этой истории", — отмечает Татьяна Власкина. Часть толпы направилась в отдел милиции, который находился недалеко от горкома. По одной версии, они хотели освободить задержанных накануне участников выступления на НЭВЗе, по другой — завладеть оружием.

ТАСС , но был убит другим военнослужащим. Так пролилась первая кровь. В ходе столкновения в отделе милиции погибло и было ранено несколько участников выступления", — говорит профессор Скорик. Увидев толпу рабочих из окон горкома, находившиеся там московские партийные функционеры поспешили укрыться в находившемся неподалеку военном городке, вновь оставив руководство города лицом к лицу с участниками волнений. Митингующие прорвались в здание и заняли балкон, выходивший на площадь и ставший импровизированной трибуной. Звучали требования о снижении цен, оскорбления и угрозы в адрес властей и военных. Оттеснить людей от здания горкома удалось подразделению внутренних войск под командованием начальника Новочеркасского гарнизона генерал-майора Ивана Олешко. Сумев пройти на балкон в здании, занятом участниками митинга, он попытался убедить людей разойтись. Генерал был вынужден приказать сделать предупредительный залп в воздух, но в толпе начали кричать, что стреляют холостыми.

Тогда тысячи рабочих вышли на улицы города, требуя повышения заработной платы и снижения розничных цен. Судя по официальным спискам, погибло более 25 человек, порядка сотни жителей города получили серьезные ранения. Обстоятельства случившегося скрывалось от жителей СССР до самой перестройки. Теперь же подробности той жуткой бойни становятся достоянием мировой общественности. Режиссер Андрей Кончаловский накануне снял фильм о Новочеркасском расстреле и представил его на кинофестивале в итальянской Венеции. Как отметил Андрей Кончаловский на своей пресс-конференции перед показом фильма, он не до конца верил в то, что фильм «Дорогие товарищи! Теперь картине предстоит бороться с двумя десятками других творений от мировых режиссеров. Для основательного погружения в события шестидесятилетней давности съемки фильма проходили непосредственно в Новочеркасске, в Ростовской области, а также в Лужниках Москва , в съемочных павильонах.

Рабочие заволновались. К несчастью, заводом руководил на тот момент очень глупый человек — Борис Курочкин. Его выдвинули на эту должность из рабочей среды. Считалось, раз ты коммунист, из рабочей среды, то тебе можно верить. Вот его и назначили директором. Вместо того чтобы как-то грамотно поговорить с рабочими, он им заявил: «Не хватает на мясо-молоко — жрите пирожки с ливером». Эти слова и подстегнули. Время летнее. От проходной НЭВЗа до железнодорожной ветки — 100 метров. Шёл поезд Ростов — Саратов. Перекрыли движение. С этого всё началось. Приехали из обкома партии, тоже ничего умного не сказали. Приехали из райкома, тоже не нашли что сказать. Произошли отдельные аресты. И тогда заводские приняли решение — идти в горком партии, который находился в Атаманском дворце, где сейчас музей. Идти с требованием пересмотреть решение и отпустить арестованных. Фрагмент из повести «Комендантский час», журнал «Дружба», 1991 г. Сколько их было? То ли пять человек, то ли шесть. Отделение милиции находилось на главной улице — Московской. Рядом с банком. И получилось так, что полезли не только в милицию, якобы их освобождать, но стали взламывать ещё и двери банка. Ведь в этой толпе были очень разные люди. Многие из них жили в бараках, кроме отдельной комнаты, у них ничего и не было. Среда была в какой-то степени маргинальная, не в обиду будет сказано. И такие люди в этой толпе преобладали. Они, конечно, дебоширили тогда. Пошли в горсовет. Сбрасывали их. Выступали с крыльца, с балкона второго этажа. Хотя там же звучали и другие речи — с призывами остепениться. Молодые женщины пели что-то разудалое, а несколько мужских голосов затянули «Варшавянку». Сергею даже показалось, что перед ним первомайская демонстрация». Фрагмент из повести «Комендантский час». Неужели это был единственный выход? Погалдели бы, погалдели — и разошлись. Но командующий Северо-Кавказским военным округом генерал Плиев решил не церемониться. И произошла трагедия. Владимир Конюхов. Выступление на поэтическом вечере в г. Фото из личного архива. Папа привёл меня на площадь, когда пожарные уже смывали кровь из брандспойтов. Хотя сам он был там с самого начала волнений. Но он заподозрил неладное, когда увидел, как солдаты выстроились в одну линию вдоль Атаманского дворца — спиной к фасаду исторического здания, а лицом к гудящей толпе. У каждого в руках было оружие.

"Дорогие товарищи!": Правда или вымысел? Реальность и мифы Новочеркасска 1962 года

В итоге забастовка перешла на улицы города, и властями было принято решение подавления силами вооружённых сил. Информация о жертвах и пострадавших была строго засекречена и стала достоянием общественности лишь в конце 1980-х годов. Жертвами стали 26 человек, 87 получили ранения.

Мне дорого то, что они поняли фильм, который я сделал о поколении наших родителей, прошедших войну, разрушивших нацизм и восстановивших потом страну в кратчайший срок. Это поколение очень чистых людей, и то, что коллеги оценили это, для меня лучшее признание", - отметил режиссер. Он выразил сомнение, что западная публика сможет идентифицировать себя с этой историей. Будем надеяться", - добавил собеседник агентства.

Кончаловский неоднократно становился лауреатом Венецианского кинофестиваля: он получил "Серебряных львов" за картины "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" 2014 и "Рай" 2016 , а также Гран-при за "Дом дураков" 2002. Кандидатов на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" выдвигают сами страны. Затем из них отбирают картины-номинанты.

Напомним, восстание рабочих Новочеркасского завода в 1962 году совпало с повышением цен на продукты и снижением зарплаты на заводе. Бестактная реплика директора завода: Не хватает денег на мясо, ешьте пирожки» подтолкнула рабочих идти к горкому партии.

В Новочеркасске демонстрация работников завода была расстреляна, 24 человека погибли на месте, 87 были ранены, еще семерых приговорили к смертной казни, 105 — к длительным срокам лишения свободы как «зачинщиков беспорядков».

И сама готова отвечать также по всей строгости, не страшась быть разжалованной в фельдшеры: «Работу не сделали». Неоднозначная общественная позиция Кончаловского вкупе с его снобизмом могут легко застить очи либеральной общественности и спровоцировать неприязнь к фильму; еще и в симпатиях к Сталину не ровен час упрекнут, поставив знак равенства между автором и героиней. У Людмилы иконическое фото генералиссимуса — на заветном месте, вместе с семейными фотографиями, рядом с карточкой погибшего на фронте мужа.

Ей неуютно — как большинству обывателей, что в 1960-е, что сейчас, — в нерегламентированном мире, она тоскует по той поре, когда было «все понятно, кто свой, кто враг, а тут — непонятно». Впрочем, «перековки» убежденной сталинистки не произойдет и в финале — но так честнее; если бы Кончаловский завершил фильм полным идейным перерождением «бешеной» Семиной, вышло бы лицемерно, как в липовых партийных рапортах «о единодушной поддержке повышения цен студентами и рабочими». А Семина и лицемерие — вещи несовместные; и если в чем автор и солидаризуется с героиней, так это в стремлении жить, руководствуясь своим чутьем, принципами и совестью. Вообще же, Кончаловский в этом коллективном портрете народа точно улавливает суть, сформулированную в песне вряд ли близкого ему Высоцкого: «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас».

Так тут и живут, мечтая о крепкой руке вождя и радуясь разным будничным частностям, между Сталиным и Маринкой; и вот этой условной «Маринки» в фильме больше; а контрапунктом первых выстрелов становится сладкая эстрадная «Рула-терула». Камера здесь Кончаловский впервые за десять лет работает не с Александром Симоновым, любимым оператором Алексея Балабанова, а с Андреем Найденовым, чей равно аскетичный и поэтичный стиль запомнился по фильмам Ивана Вырыпаева будто встроена в интерьеры; она наблюдает со стороны; в самом показательном кадре прячется на полке шкафа, среди гроссбухов, и словно вздрагивает, когда кто-то ставит на эту полку папку. О портретах Ленина и красных знаменах «С Лениным — за советскую власть! Демонстрация бастующих — короткими резкими кадрами, редкими общими планами.

Сам расстрел — словно с изнанки, но тут один план с дебелыми ногами мертвой парикмахерши действует сильнее, чем подействовала бы панорама расправы. Военные, согласно фильму, в гибели граждан не виновны — стреляли окопавшиеся на чердаках снайперы КГБ. Но и одним из условно положительных героев «Дорогих товарищей! Но я опять отвлекся на глобальное, а кино — не про ГБ и «центр контрреволюционного казачества», а про Семину, истовую коммунистку и мать; истинная, мелодраматическая природа «Дорогих товарищей!

Рыдать в кино уже не принято, остроту переживаний списали в утиль, однако же Кончаловский с патриархальной наивностью чуждого новым веяниям человека возвращает эту остроту на экран; по мне, так только зомби без сердца может к финалу «Дорогих товарищей! Удивительна и завидна профессиональная энергия, которую Кончаловский не утратил и в 83 года, но, при всей зависти и восхищении крепостью режиссерской руки, многофигурные «Дорогие товарищи! В соревнование за венецианского «Золотого Льва» Кончаловский вступает в шестой раз: в 1965-м он приезжал на Мостру с соцреалистическим «Первым учителем», в 1984-м — с американской экранизацией платоновской «Реки Потудань», лихорадочно эротичными «Любовниками Марии», в 2002-м — с трагифарсом «Дом дураков», в 2014-м — с псевдодоком «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», в 2016-м — с трагедийным «Раем» это не считая «Глянца», который в 2007-м закрывал фестиваль.

Фильм Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске выдвинули на «Оскар»

Пассажирский поезд попытались разгромить, а на тепловозе написали: «Хрущева на мясо». Рабочих, не пожелавших присоединиться к протесту, массово избивали. К концу для большинство протестующих были сильно нетрезвы, как вспоминают очевидцы. В итоге начались погромы, в частности, рабочие пытались взять штурмом административные здания.

Теперь о политике. Помимо погромов и хулиганств, из толпы раздавались вполне не невинные призывы «убивать ментов и коммунистов», особенно горячились бывшие ЗК, коих было на стороне протеста немало. Там же призывали к свержению Хрущева.

И о «кровожадности» властей. В первый день не было предпринято никакой попытки «задавить» восстание, власти лишь пытались припугнуть людей своей силой и мощью — сначала приходила милиция, затем воинские подразделения, приезжали БТР-ы, но они не делали НИЧЕГО. А вот в их сторону — очень даже делали.

Военнослужащие подвергались не только оскорблениям, но и побоям. Несколько человек к концу первого дня были госпитализированы с тяжелыми травмами.

Как сейчас помню разговоры взрослых о случившемся.

Помню, как ездил «бобик» и объявлял комендантский час с девяти вечера до пяти утра. Владимир Конюхов на золотой свадьбе у родителей. Откуда бы ты на него ни смотрел, глаза вождя устремлены на тебя; из всего класса отмечают они лишь тебя, и ты никуда не скроешься от всевидящих зениц.

Так и человек в полевой форме, застывший в рамке окна, казалось, держал под прицелом неослабного внимания лишь одного Сергея». Ссылаясь на его рассказ во время президентской предвыборной кампании в 1996 году, газета «Труд» писала, что якобы в ходе разгона протестов погибли сидевшие на деревьях мальчишки. Однако подтверждений слов Лебедя о случившемся из первых уст журналистам RT найти не удалось.

Это правда, что пострадали дети? Действительно, с деревьев за взрослыми наблюдала детвора. Новочеркасск тогда был самым зелёным городом на юге Российской Федерации, деревьев много.

И когда был дан вверх первый залп, ребятишки стали прыгать вниз, «как груши посыпались». Но никаких сведений о том, что дети пострадали, что хотя бы у кого-то была царапина, нет. Какие были пострадавшие — все нашлись.

Где оказывали помощь, кому, где похоронили погибших. А уже то, что тела не выдавали, — это отдельная история. Его распирает гордость за шахтёра Мамая и ткачиху Гаганову, не говоря уже о космических братьях Гагарине и Титове.

Но всё это было не вчера, а целую вечность назад... А сегодня, 2 июня 1962 года, не в Катанге и не в Алабаме, а средь бела дня в Новочеркасске погибли люди и ранен однокашник Снегирь». На суде обязывали присутствовать всех передовиков, стахановцев и прочих активистов, чтобы зал был полон.

Семерых человек, наиболее рьяных, посчитали зачинщиками беспорядков и приговорили к расстрелу. А остальных — тех, кто попал на фотографии, так как шла скрытая съёмка, — к лишению свободы. Довольно большие сроки у многих были.

Но после октябрьского пленума 1964 года, когда Брежнев пришёл к власти, их начали отпускать. Никто из них не досидел свой срок до конца. На шоссе, разделяющем Хотунок на две части, показалась колонна людей.

Передний ряд, со знамёнами и транспарантами, замедлил шествие перед танками. Идущие следом напирали, сбиваясь в кучу». Он, боевой офицер, прошедший войну, отказался выполнять приказ и применять танки против безоружных людей.

Более того, Шапошников приказал военнослужащим разрядить оружие и сдать боеприпасы, чтобы избежать инцидентов. Тогда он рассказал про трагедию в Новочеркасске. Вот тогда мы впервые узнали, что, оказывается, был такой генерал Шапошников, который прошёл Великую Отечественную войну.

И что он сказал: «Я не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать нашими танками». Площадь Ермака. Фото Светланы Агеевой.

Кроме того, потом, в годы горбачёвской власти, в 1990—1991 годах, была создана следственная комиссия. Нашли захоронения погибших в четырёх местах Ростовской области. В 1994-м их торжественно перезахоронили на новом кладбище города Новочеркасска.

Это же почти ваш ровесник. Вы о нём что-то узнали? Но о каждом погибшем сейчас уже есть информация.

У нас создан Фонд «Новочеркасская трагедия». Председатель фонда Татьяна Павловна Бочарова активно занимается исследованием. У неё есть подробные списки.

Каждый год проводятся торжественные мероприятия в память о жертвах расстрела. Приходят мэр города, глава городской думы. Звучат речи с главным посылом: чтобы это никогда не повторилось.

Демонстрация недолго была мирной. Митингующие стали бить стёкла в вагонах остановленного поезда, тех немногих, кто призывал разойтись и прекратить беспорядки, тут же били, избили и главного инженера завода Сергея Ёлкина. Во дворе начался стихийный митинг, подошедшие рабочие второй смены присоединились к забастовке. Часть сотрудников всё же разошлись по домам, и новости о творящемся на НЭВЗ узнали в городе. К 16 часам удалось «освободить» остановленный поезд и отправить его на предыдущую станцию. Но в целом ситуация оставалась накалённой до предела, на заводе громили управление. Ученик токаря Анатолий Десятников сорвал с фасада здания портрет Хрущёва, и этот поступок вызвал всеобщую овацию. Стало понятно, кого рабочие считают основным виновником бедственного положения.

Но фактически он пересказал то, что все и так знали: повышение цен — вынужденная мера. Беспорядки продолжились, а Басов закрылся в одном из кабинетов, оказавшись фактически заложником. Подавление бунта Хрущёв знал о конфликте в Новочеркасске и распорядился подавить выступления любыми средствами. Около 19 часов последовало распоряжение от министра обороны маршала Родиона Малиновского — навести порядок. Сначала на территорию НЭВЗ направили около 200 сотрудников милиции, те пытались оттеснить бастующих, но сделать этого не смогли. К 20 часам на завод подтянулись БТР, но никаких действий военные не предпринимали. В ночь с 1 на 2 июня на территорию завода вошли танки. При этом генерал Матвей Шапошников , в нарушение приказа, отказался направить их против мирных людей.

Матвей Шапошников. В городе появились листовки следующего содержания: « Сталина вы критиковали, сторонников частично в гроб загнали, остальных от руководства отстранили, но цены на все продукты и товары в апреле каждый раз снижать они не забывали. Хрущёв из года в год в магазинах цены поднимает, заработок рабочим при этом он снижает, невольно возникает вопрос у нас, кто — враг народа был или есть. Какие же вы лгуны и лицемеры и власти жаждущие псы, народа угнетатели. К чему стремитесь вы?

Считается, что важную роль сыграл токарь по имени Сергей Сотников, который уже с утра был сильно пьян. Он предложил отправить людей, чтобы отключить от газа все заводы Новочеркасска. Несколько десятков рабочих с ним во главе отправилась к газораспределительной станции. Под угрозой избиения вынудили оператора подчиниться их требованиям. Значительная часть Новочеркасска Ростовской области осталась без газа. После этого отправились на электронный завод, где начали требовать остановить работу. К вечеру митингующим стало ясно, что власти не будут предпринимать никаких мер. Было решено разойтись, чтобы на следующий день собраться возле горкома. Танки вытеснили оставшихся митингующих с территории завода. Несколько солдат при этом были ранены. Ночью по городу стали распространять листовки, осуждающие Хрущева и власть. Утром Хрущеву было доложено о 22 задержанных. К этому времени все стратегические объекты усиленно охранялись. Появление солдат на заводах возмутило рабочих, которые отказались трудиться в таких условиях. Снова было заблокировано движение поездов. К центру города с завода имени Буденного двинулась толпа. Пытаясь не допустить митингующих в центр города, военные перекрыли мост на пути их следования танками и БТР. Но часть рабочих перешла реку вброд, а остальные перелезли через технику, так как солдаты не препятствовали этому. По мере приближения к горкому к толпе присоединялось много пьяных и маргиналов. Общее поведение стало агрессивным. Толпы добралась до улицы Ленина, в конце которой располагались горисполком и горком партии. Выяснив, что военные не остановили митингующих, руководители города покинули свои рабочие места. Они переместились в военный городок, где уже находился временный штаб правительства. Оставшийся председатель горисполкома Замула попытался обратиться к митингующим с балкона, призывая вернуться на рабочие места. В него полетели палки и камни. Некоторые из протестующих ворвались в здание. Были избиты несколько сотрудников и находившиеся внутри офицеры КГБ. Пробравшись на балкон, участники митинга вывесили портрет Ленина и красное знамя, стали требовать снижения цен. Среди выступавших оказалось несколько маргинальных личностей, которые стали призывать к погромам и расправе над военными. Подавление восстания в Новочеркасске К горисполкому прибыл генерал-майор Олешко с полусотней автоматчиков, которые начали оттеснять людей от здания. С балкона Олешко обратился к толпе, призвав прекратить беспорядки и разойтись. После этого военные произвели предупредительный залп вверх из автоматов. Народ отпрянул, но кто-то в толпе выкрикнул, что стреляют холостыми, люди снова пошли на военных. Был произведен еще один залп в воздух, а после начали стрелять по толпе. Так начался Новочеркасский расстрел рабочих. На площади осталось лежать от 10 до 15 человек. После появления первых убитых появилось общее состояние паники. Некоторые очевидцы утверждали, что среди застреленных были дети, но официальных подтверждений этому нет. Масла в огонь подлила ранее судимая сторож Левченко, которая подначивала отправиться на штурм отдела милиции. Туда отправились несколько десятков человек, среди которых оказался пьяный Шуваев, призывавший вешать коммунистов и убивать солдат. Возле милиции и здания КГБ собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила военнослужащих, попытавшись ворваться в отдел милиции, чтобы освободить якобы задержанных. В помещении они устроили погром, избили несколько военных. Один из протестующих выхватил автомат, попытавшись открыть огонь по военнослужащим. Его определил рядовой Азизов, убив несколькими выстрелами.

Новочеркасская трагедия 1962: предыстория, фактаж и «Дорогие товарищи» Кончаловского

Фильм рассказывает о засекреченном в советское время расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Фильм «Дорогие товарищи!» рассказывает о забастовке новочеркасских рабочих и расстрелу протестующих на городской площади, случившихся 1–3 июня 1962 года. События, имевшие место в Новочеркасске в 1962 году, получили название «Новочеркасский расстрел» или «Новочеркасский бунт». Пересмотрев дело еще одного из расстрелянных, его признали виновным лишь в хулиганстве. В 1992 году военная прокуратура РФ возбудила дело против ряда ответственных за расстрел в Новочеркасске, в том числе Хрущева, Микояна и Козлова. массовое убийство безоружных гражданских лиц, собравшихся 2 июня 1962 года в советском городе Новочеркасске сотрудниками Советской армии и В 60-ю годовщину трагедии в Новочеркасске «Известия» вспоминают о том кровавом дне.

Фильм о расстреле новочеркасского восстания 1962 года зрители увидят в мае

Снятый Кончаловским фильм повествует о расстреле мирного митинга рабочих в 1962 году. Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске встретили овациями. В фильме «Дорогие товарищи!» режиссера Андрея Кончаловского о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске 2 июня 1962 года незримо присутствует Иосиф Сталин, умерший за девять лет до описываемых событий.

В фильме «Дорогие товарищи!» рабочих Новочеркасска расстреливает КГБ

Куда интереснее, как развиваются отношения Кончаловского и Времени. На протяжении всей фильмографии он то очень точно попадает в цайтгайст « История Аси Клячиной », скажем , то снимает кино, жутко устаревшее либо просто поверхностно считывающее дух времени тот же « Щелкунчик » или, не знаю, « Глянец ». Вот «Грех» был явно из вторых — чем-то архаичным, заскорузлым, замшелым. И дело даже не в самой теме: мол, тут про жестокий разгон демонстрации, и в Беларуси жестокие разгоны демонстраций. Совпадения идут вплоть до деталей и особенностей риторики власть имущих — всё те же тихушники, те же «алкоголики» и «уголовники» в партийных речах, из которых якобы исключительно состоит протест хотя понятно, что нет. Работает это именно оттого, насколько точно Кончаловский фиксирует психологию и механизм людоедской авторитарной системы, власти ради власти, идеи ради идеи, где простому человеку нет места, кроме как в виде кровавого пятна на улице.

Погибли 26 человек, еще сто пострадали, а семерых расстреляли по приговору суда, назвав зачинщиками.

Долгое время случившееся в Новочеркасске оставалось засекреченным, и до сих пор о тех событиях знают немногие жители России. А некоторые сцены будут смотреться как репортаж с нынешних улиц — в том числе и потому, что в массовых сценах снимались жители Новочеркасска, — написал в рецензии к фильму Антон Долин. По мнению критика, самое страшное в фильме — не расстрел, аресты и похороны, которые показаны весьма ярко, а фраза, сказанная главной героиней, работницей парткома, прошедшей через ад потери дочери и вроде бы понявшей что-то важное: «Сталина вернуть бы. Без него никак.

Людмила вскочит перед комиссией и скажет: «Да что с ними разговаривать? Арестовать всех. Зачинщиков — к высшей мере наказания».

Одно слово — бешеная. Так называет ее женатый любовник из горкома. Решено для подавления восставших ввести в город армию и танки. Но не армия, на которую потом все спишут, а КГБ дает команду стрелять, и делают это снайперы. Идет один такой по городу с футляром, кажется, что в нем виолончель, а там — винтовка. Людмила не понимает, зачем было выходить на улицу. Пьяные они там, что ли?

В нашем советском обществе забастовка — это как? Винит себя и коллег в том, что плохо проводили разъяснительную работу. Она напишет заявление, которое начинается со слов «Дорогие товарищи! Найдется генерал, который скажет, что армия согласно Конституции не может стрелять в народ, ее назначение — защищать страну от внешних врагов. Но приказ выдать боеприпасы подразделениям все равно дан. Наверное, и замысла бы этого не было, если бы Юлия Высоцкая не родилась в Новочеркасске. Она, как говорит Кончаловский, — настоящая казачка.

И еще одно совпадение: в тот момент, когда Юлия познакомилась с Кончаловским в сочинском лифте на фестивале «Кинотавр», она была актрисой из Минска. Так что события, произошедшие в этих городах, невольно сделали ее безальтернативной актрисой. Она работает на пределе сил, максимально точно воплощая замысел Кончаловского, но мощи не хватает. Иностранный зритель некоторых нюансов не уловит, но мы-то хорошо это слышим, как она сбивается с привычной московской речи, начинает мягко, по-южному произносить букву «г», а потом об этом забывает. Странно, что Кончаловский не обратил на это внимание. В поток забастовщиков вольется и дочь Людмилы — Светка.

В начале июня 1962 года из-за условий работы и низкой зарплаты рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода устроили забастовку. В итоге при разгоне демонстрации были убиты 26 человек, 87 — ранены, еще семерых приговорили к смертной казни, более сотни — к лишению свободы. Долгое время информация о расстреле была засекречена, в 1990-е осужденных реабилитировали.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий