Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Фактически, выбирая гештальт подход, вы выбирает психотерапевта, который вам симпатичен и интересен как личность, которому вы доверяете и от которого вы не ожидаете морализаторства, давления и заумности.
Что такое гештальт и как его закрыть
Гештальттерапия: что это, как работает, какие проблемы решает | Ректор Института Гештальт-терапии и практической психологии, психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ведущий авторских обучающих программ, интенсивов, тренингов, опыт работы с 2004 года. |
Еще раз о гештальт-терапии | Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах. |
Основы гештальтпсихологии | Блог 4brain | Республиканское общественное объединение «Общество психологов и психотерапевтов «Гештальт-подход» – это профессиональная организация, которая появилось в 2016 году и объединяет различные ветви белорусского гештальта. |
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания
Если в группе не хватает внимания к его вопросу, он идет к личному терапевту и прорабатывает ситуацию с ним». Андрей Артемьев, клинический психолог, гештальт-терапевт: Концепции и понятия Эксперименты и феномены Гештальт-терапевт работает с клиентом над выявлением скрытых, неосознанных чувств и эмоций. Для этого он предлагает различные упражнения, которые в терапии называются экспериментами. Выявляемые в ходе упражнений реакции, физические и психические, называют феноменами.
К примеру, в качестве эксперимента используется практика монодрамы, или техника «пустого стула». На индивидуальной сессии клиенту предлагается проговорить волнующую его ситуацию с определенным человеком из собственного окружения, которого он представляет сидящим на пустом стуле. В группе роль собеседника может сыграть один из присутствующих.
Беседу модерирует терапевт. В ходе разговора клиент концентрируется на своих ощущениях, эмоциях, телесных проявлениях и других феноменах. Именно реакции, которые он испытывает в настоящий момент, во время сессии, воспринимаются и анализируются терапевтом.
В этом проявляется важный для гештальта принцип «здесь и сейчас», согласно которому работа должна вестись только с чувствами в настоящем, даже если они относятся к прошлым событиям. Осознавание, актуальность, ответственность Обращая внимание на феномены в моменте здесь и сейчас, клиент работает над развитием осознавания — одного из главных навыков в рамках гештальт-системы. Идея направленного осознавания вдохновлена дзен-буддизмом, которым увлекался Фриц Перлз.
Осознавание — своего рода расслабленное внимание, которое позволяет выявлять из всего спектра чувственной информации ее отдельные составные части. К примеру, если человек боится публичных выступлений и приходит к гештальт-терапевту с таким страхом, в ситуации эксперимента он может осознать, как реагирует его тело в момент страха, в какую цепочку выстраиваются его мысли, какие чувства он испытывает в каждый момент этой ситуации. В обычной же жизни эти ощущения ускользают от его внимания, и чувствуется только страх.
Эта сумма осознавания дает новую глубину проживания опыта и позволяет выявить причины тех или иных реакций. Еще одно важное понятие — актуальность. В рамках концепции «здесь и сейчас» гештальт работает только с проблемами и ситуациями, которые имеют значение в данный момент в отличие, в частности, от классического психоанализа, который пристально изучает детство клиента.
Даже если человек приходит на терапию с запросом на долгосрочную перспективу например, желанием построить семейные отношения , гештальт-терапевт будет работать с этим запросом через текущие состояния на каждой отдельной сессии. Также в гештальте очень важно, чтобы клиент брал на себя ответственность за то, что с ним происходит. Если что-то не получается — значит, в том числе и сам человек делает определенный вклад в свой неуспех.
Если клиент обижается на кого-то и при этом остается с ним в отношениях, значит, он выбирает оставаться в ситуации, которая ему некомфортна. Считается, что пока человек не присвоит свою часть ответственности, он не будет иметь власть над ситуацией. И только когда это произойдет, он сможет что-то изменить.
Противоположность осознавания — автоматические действия.
Можно сказать и так: гештальттерапия — это название практик работы в отношениях «клиент и терапевт», и мы предполагаем, что само слово «терапия» дает указание на то, что есть необходимость помощи в решении человеческих проблем и изменении качества жизни клиента. Важнее всего здесь позиция терапевта: как, каким образом он организует контакт с клиентом. В чем специфика поведения гештальттерапевта? Прежде всего, это разговор с клиентом «на равных»; открытость диалогу; максимальное внимание к тому, чтобы исследовать опыт контакта человека и его окружения; поддержка осознанности; отказ от «скрытых методов влияния»; отказ от гипноза и манипуляций. Это ориентация на актуальное время и место и — в значительно меньшей степени — ориентация на историю детства и бессознательные процессы. Это встреча «человек и человек» в настоящем моменте времени и пространства. Гештальттерапевт воздерживается от того, чтобы считать опыт человека «патологичным» и искать в детстве причину такой патологии. Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения.
Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной. Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие. Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия.
То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации. То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций.
Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга.
Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире. Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия.
Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет. Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений. Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness.
Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы. Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта.
Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ». Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни. Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми.
И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир! Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод. Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю?
Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом? Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди! Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем.
Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас. То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее. При этом опору мы, как правило, ищем в поле. Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона. Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру. Все мы прекрасно знаем этот эффект. Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа.
Мы не в состоянии одновременно видеть и стекло, и то, что за ним. Это понятно нам из опыта. Открытие гештальт-психологов состояло в том, что фон не просто дополняет или мешает восприятию фигуры, фон оформляет фигуру, придает ей форму, превращает ее в гештальт. В зависимости от того, насколько прозрачно стекло, мы будем по-разному видеть пейзаж. В зависимости от того, день на дворе или ночь, солнечно или пасмурно, мы будем по-разному видеть оконное стекло, замечая или не замечая степень его прозрачности, пятна, пузырьки и т. Мы говорим: на этом фоне такое не видно; на другом фоне оно становится заметно. Ту же тему по-своему развивали русские искусствоведы-формалисты 1920-х годов, философ Бертран Рассел и семиологи 1960-х. Они рассуждали о том, что форма высказывания есть «высказывание о высказывании», метауровень коммуникации. И опять-таки мы все это прекрасно знаем из личного опыта.
Молодой человек, скорчив кислую гримасу, говорит девушке: «Какая ты красавица! Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду. Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне. И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение.
Обсессивно-компульсивные расстройства, когда человек совершает необдуманные поступки из-за навязчивых мыслей.
Посттравматический синдром. Панические атаки и различные фобии. Ещё КПТ часто применяют для лечения биполярного и пограничного расстройства личности, а также некоторых форм шизофрении. Гештальт: осознавай свои потребности и контактируй с реальностью Основные принципы подхода: У человека есть потребности, которые он не всегда осознаёт, но всегда хочет удовлетворить. Для удовлетворения потребностей важно наладить контакт с окружающей средой. Цель гештальта простая — повысить осознанность в проживании повседневных ситуаций.
Здесь особо акцентируется внимание на психологическом здоровье и целостности личности. Терапия помогает человеку понять, чего он на самом деле хочет, и реализовать это в максимально гармоничном ключе. Концепт-модель гештальт-терапии: У человека формируется потребность, и он её осознаёт. Человек входит в контакт с окружающим миром, чтобы реализовать свою потребность. Человек удовлетворяет потребность, выходит из контакта и осмысливает полученный опыт. Это, конечно, благоприятный вариант развития событий.
Довольно часто человек или не понимает, чего он хочет, или не может этого достичь, так как не способен выстроить гармоничный контакт с миром. Это называется незавершённый гештальт. И человек будет возвращаться к нему снова и снова, пока не удовлетворит своё желание. Одна из главных идей гештальта: мы сами несём ответственность за удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Как происходит работа с психологом При гештальт-подходе психолог выступает не наставником, а другом.
Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе?
Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать? Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату. Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями.
На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения.
Но это не так легко сделать, как звучит. Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить. Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались. Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов. Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается. Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности. Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства.
Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным. Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона. Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания. Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть.
И это связано с привычками, интересами, желаниями человека. Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим. Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать. Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим. На основе этих законов работает гештальт-подход. Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения.
4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
Реляционный гештальт-подход в психологическом консультировании. Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия. Гештальт в психологии – это незаконченная ситуация, которая оказывает негативное давление на личность. Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844. Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии.
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем
Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци. Республиканское общественное объединение «Общество психологов и психотерапевтов «Гештальт-подход» – это профессиональная организация, которая появилось в 2016 году и объединяет различные ветви белорусского гештальта. 1 Гештальт-психология и гештальт-терапия. Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год.
Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта
Технологии гештальт-подхода дают возможность нивелировать напряжение с пользой, так, чтобы организация утилизировала энергию этих конфликтов. Да, это не трудоемкий процесс, как для консультанта, так и для участников. Иногда мы форсируем накал ситуации, но делаем это с минимальной травматичностью — последовательно, с вниманием к каждой заинтересованной группе. Сопровождение и внедрение изменений Конек нашего метода — сопровождение и внедрение изменений. Согласно парадоксальной теории изменений Арнольда Бейссера, изменения происходят не тогда, когда система стремится измениться, а, когда фокусирует внимание на нынешнем состоянии. В этой фокусировке и заключается наша работа по сопровождению и внедрению изменений. Силы сопротивления Люди и группы, препятствующие достижению поставленных целей, называются силами сопротивления. Часто к нам обращаются с тем, чтобы преодолеть эти силы, предлагают кардинальные способы, например, увольнение.
Но в первую очередь стоит разобраться с природой этих сил, изучить, как они образовались и чем мотивированы. К сожалению, этому вопросу уделяется мало внимания, хотя групповая динамика и жизнь групп свидетельствуют о том, что, если стремительно убрать из организации «ответственных» за проблемы, это место занимают другие сотрудники. В таких ситуациях легко совершить ошибку: потратить силы и средства на оргштатные мероприятия, принять непопулярные меры и потерять доверие коллектива. Иногда же силы сопротивления являются силами стабилизации, содержащие в себе разумные черты, и требуют переосмысления, перераспределения ролей.
Такое явление называют эффектом Зейгарник. Его описала в 1920-е годы советская литовская учёная-психолог Блюма Зейгарник. Она заметила, что мозг лучше фокусируется на недоделанном, а не на том, что удалось довести до конца: например, официанты в деталях помнят заказы до тех пор, пока их не оплатят — а после закрытия счёта быстро забывают.
Прерванная задача может создавать навязчивые мысли, направленные на то, чтобы снова взяться за неё и доделать. Человек может раз за разом возвращаться к тому, чтобы закрыть гештальт. Называют такое эффектом Овсянкиной по имени описавшей его психолога Марии Овсянкиной. Принципы гештальт-терапии «Здесь и сейчас» или «здесь и теперь». Специалист пытается сосредоточить человека на текущем моменте, помочь ему осознать и прожить то, что происходит не в прошедшем или будущем, а в настоящем. Принцип осознания. Гештальт-терапевты часто задают вопросы «Что ты сейчас чувствуешь?
Перлз, например, предлагал своим клиентам стать своими же глазами, горлом или чем-то ещё и вести диалог с этой частью себя. Терапевт направляет человека к диалогу с другими людьми, даже если физически их рядом нет. Таким образом говорящий получает возможность высказаться искренне, прямо и недвусмысленно, не подбирая слова. То есть, если человек говорит: «Меня бесит мой коллега», — гештальтист предлагает представить его рядом и высказать напрямую, на что именно человек злится. Часто люди говорят о себе как бы со стороны, например: «Это мешает моей карьере». В гештальт-подходе предлагается изменить форму высказываний на более прямую: «Я не могу решить этот вопрос». Таким образом пациента сталкивают с его проблемами.
Это может помочь человеку начать воспринимать себя субъект, а не как объект, и перестать избегать ответственности за собственные решения. Гештальт-терапевт, согласно изобретённому Перлзом подходу, не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает развить самосознание. Психолог играет роль не пассивного наблюдателя, а активного участника беседы, взаимодействует с пациентом как личность с личностью. Гештальт-терапия тесно связана с феноменологическим подходом — это когда главным является не внешнее поведение человека, а то, как он внутренне переживает ситуацию и видит её в своём сознании. Субъективное важнее объективного: люди со стороны могут считать, что у человека счастливая жизнь и «дом — полная чаша», но какой в этом толк, если сам он внутри себя несчастлив?
Давай рассмотрим парочку реальных примеров. Несмотря на их абстрактность, уверен, что ты точно узнаешь в них себя, близкого друга, родственника и еще парочку знакомых. Ведь такие ситуации происходят сплошь и рядом и часто мешают людям строить нормальные отношения, жить спокойно и наслаждаться жизнью. Сейчас песня Шуфутинского стала объектом мемов в сети, но это произведение — настоящий кладезь примеров незакрытого гештальта. Мужчина расстался с женщиной, но отношения они до конца не выяснили, ничего не проговорили. Его эта ситуация бесконечно терзает. Он ходит грустный, а тут еще и злосчастный календарь работает как постоянный триггер: напоминает о дне, когда все у них было всерьез. Что значит закрыть гештальт для героя этой песни? Самостоятельно либо с терапевтом разобраться в причинах расставания. Понять, что отношения закончены и больше не нужно терзать себя неоправданными надеждами каждое 3 сентября. Пример второй: гештальты из детства. Представь себе мужчину — успешного, состоятельного, у него есть любимая жена и дети. Но вот ничего из этого не приносит ожидаемого удовольствия. Чем более успешным он становится , тем более несчастным себя ощущает. Почему так происходит? Если обратить внимание на детство нашего героя, то основополагающей эмоцией в нем было чувство вины. Как завершить гештальт в этом случае? По-разному: кто-то может простить мать за упреки и отпустить чувство вины, которое не дает возможности наслаждаться жизнью. Психолог спрашивает клиента не о том, какие события и мысли имели место в прошлом, а том, что он чувствует именно сейчас. Задача специалиста — показать, что решение проблемы находится не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас. Это дает тебе уверенность, что ты можешь решить ситуацию — она под твоим контролем, даже если произошла очень давно. А какие отношения у тебя с N сейчас и т. На самом деле, психика человека так устроена, что жить здесь и сейчас нам сложно.
Иван злится, но и прекратить общаться с родителями не может. Вместе с психологом они пытаются разобраться в этой ситуации. Специалист интересуется, какие конкретно эмоции вызывают у Ивана эти стычки, какие чувства возникают у него, когда он звонит или приезжает к маме и отцу. Сначала Иван признается, что это злость, но в процессе следующих психологических бесед выясняется, что есть и другие противоречивые ощущения, что он с детских лет ожидает от своих родителей поддержки и одобрения, но при этом и сейчас чувствует себя школьником, которого мама и папа спрашивают: «4 за контрольную? А почему не 5? Плохо старался…». Задачей психолога в этом случае будет при помощи гештальт-терапии вернуть нашему герою свою значимость, помочь вновь испытывать гордость за свои успехи, вне зависимости от родительской реакции. Еще примеры распространенных незакрытых гештальтов: Из-за отсутствия внимания и недолюбленности родителями в детские годы, взрослый человек будет усиленно искать и требовать от своего партнера проявлений любви и внимания, которых ему не хватало в детстве. Будут ли гармоничными такие отношения, где присутствует постоянное давление? Распавшийся, например, по инициативе мужчины любовный союз может стать причиной того, что женщина будет постоянно проживать разрыв отношений, пытаясь определить причину и виноватую сторону, попутно доказывая бывшему любимому, что у нее все отлично, и без него жизнь стала только лучше. При таком психологическом состоянии вряд ли для этой женщины доступны счастливые отношения. Все эти примеры свидетельствуют о том, что ситуация не прожита до конца и мысленно не отпущена. То есть, гештальт не завершен и будет и дальше доставлять человеку страдания. Известная поговорка «Время лечит» тут не сработает, необходима квалифицированная помощь специалиста.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Что такое гештальт и в чем суть данного подхода? | В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». |
Техники и методы гештальт-терапии: современные подходы к психологическому консультированию | НАДПО | Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее. |
Что такое гештальт-терапия, и как она работает?
Гештальт-терапия | Ректор Института Гештальт-терапии и практической психологии, психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ведущий авторских обучающих программ, интенсивов, тренингов, опыт работы с 2004 года. |
Основные техники и методы современной гештальт-терапии: путь к гармонии сознания | Простыми словами рассказываем что такое гештальт и как его закрыть — рекомендации специалистов в журнале medalvian. |
Гештальттерапия: что это, как работает, какие проблемы решает | Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год. |
Что такое гештальт и как его закрыть | Терапия со сном в гештальт-подходе рассматривает отдельные части сновидения как части «Я» человека, а непосредственно сон как некую незавершенную ситуацию, которая требует завершения. |
Еще раз о гештальт-терапии
Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год. Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. Интро 00:35 - Что такое гештальт? Гештальт в психологии: что это простыми словами.
Еще раз о гештальт-терапии
Гештальт-подход имеет широкое применение в различных областях психологии, включая клиническую, образовательную и организационную. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. Гештальт-подход, рассматривающий компанию как целостный организм, – инструмент изучения происходящих процессов, разрешения деструктивных ситуаци. Данный текст является попыткой свести воедино наиболее типичные ошибки восприятия гештальт подхода, почерпнутые из собственного опыта и бесед с другими участниками обучающихся программ. Ректор Института Гештальт-терапии и практической психологии, психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ведущий авторских обучающих программ, интенсивов, тренингов, опыт работы с 2004 года.