Новости гетман мазепа биография

В 1665 году в биографии Мазепы была занята должность Черниговского подчашего, а в1669 он стал ротмистром гвардии гетмана Дорошенко. 4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. гетман Левобережной Украины (1687 — 1708). Из украинской шляхетской семьи.

МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ

Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера. 2 октября] 1709) — (Іван Степанович Мазепа, Ivan Mazepa) полководец, гетман Войска Запорожского, выдающийся военный деятель, национальный герой Украины. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства.

Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы

И в 1687 году гетман Самойлович был арестован, причина – донос Мазепы Голицыну, который рассказал, что, якобы, Самойлович вынашивал планы о создании отдельного владения Малороссии. В возрасте семидесяти лет здесь скончался бывший гетман, а ныне преданный анафеме беглец Иван Степанович Мазепа – последний украинский политик, пытавшийся сохранить гетманщину в качестве самостоятельной политической силы. Правда, после измены Мазепы выяснилось, что на Украине подавляющее большинство населения тоже было против предательства гетмана и поддержало ту Россию, от которой «мазепинцы» все время открещивались. Биография будущего гетмана рассказывает нам о том, что его родным отцом был Степан Мазепа – сподвижник самого Богдана Хмельницкого.

Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь

И, конечно, подобным образом Киев творит политический, идеологический шабаш, имеющий колоссальное символическое значение. Так в свое время украинские площади и улицы утыкивали памятниками Бандере. К чему привело? К трагедии 2 мая в Одессе, например. И вот новость, ожидаемая, чего уж: в Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по гетману Мазепе.

Кто сообщает нам эту черную весть? Минкульт Украины. Почему он? Да потому что подмял под себя лавру, православие и превратил религию в инструмент по геноциду истинных христиан и русских.

Тот случай, когда политика оскверняет не только государство, но и веру человека. Да, да, ведь более одиозную фигуру, чем Мазепа, нельзя было сыскать.

Сегодня это больше миллиона долларов. Матрена попросила возницу подождать ее у забора со стороны поля. Она быстро оделась и выскочила на улицу. За ней никто не следил, поэтому сбежать из родительского дома оказалось проще простого.

Когда Василий и Любовь заметили, что дочь пропала, она была уже очень далеко от дома. Гнаться за ней было бессмысленно. Матрена и Мазепа поклялись друг другу в вечной любви, которой ничто и никто не сможет помешать. Красавица жила во дворце своего крестного, но она сохранила свою девичью честь. Влюбленные хоть и оставались наедине, но ничего лишнего себе не позволяли. Но спустя время гетман понял, что он натворил, вырвав Матрену из родительского дома без благословения отца и матери.

Его пугала перспектива, что кто-то из недоброжелателей воспользуется ситуацией и сделает на него донос царю Петру. И тогда Мазепа передумал жениться на своей 16-летней крестнице. Ему было необходимо восстановить отношения с ее родителями. Первым делом он отправил Матрену домой, не приняв ее слезы и мольбы. С одной стороны, ему было больно расставаться с любимой, но на другой чаше весов была не только его карьера, но и жизнь. Василий и Любовь не верили, что их дочь по-прежнему невинна.

Матрена клялась, что это правда, но родители будто не слышали ее. Дошло до семейных скандалов, а однажды дочь даже плюнула матери в лицо. Кочубеи не узнавали свою послушную дочь и решили, что Мазепа заворожил ее с помощью колдуньи. Они возненавидели своего старинного друга и с той поры считали его врагом.

После конфликта с фастовским полковником Семеном Палием, который с 1700 года участвовал в украинско-польской войне на Правобережье, и честолюбивые намерения которого казались Мазепе угрозой собственному гетманскому положению, безосновательно арестовал его а Петр I сослал в Сибирь и присоединил к Гетманщине правобережные полки, количество которых увеличилось до семи. Эти переговоры велись в тайне вплоть до 1708 года — Мазепа предпочел дождаться решающего сражения в Северной войне, которую в 1700 году Петр I начал против шведского короля Карла XII. Но осенью 1708 года, получив от Петра I приказ направить войска на помощь русской армии, в то время как вся Украина была беззащитна перед нападениями со стороны Крымского ханства, Иван Мазепа отказался подчиниться и объявил о союзе с Карлом XII, с которым было заключено соглашение, предусматривавшее политический статус Украины как независимого государства с обеих сторон Днепра. Это решение гетмана не нашло однозначной поддержки среди казацкой старшины, для которой антироссийское выступление Мазепы оказалось полной неожиданностью, и было осуждено православным духовенством — во всех церквях, даже строивших Мазепа, его имя подвергали анафеме, а его поступок, с подачи Петра I, трактовался как подчиненный личной выгоде. После стратегических просчетов шведского командования, русские завоевали Стародуб, гетманскую столицу Батурин, где вырезали военное и гражданское население с младенцами включительно, Лебедин, Переволочную, в мае 1709 года разрушили Чертомлинскую Сечь, захватили гетманскую казну и артиллерию, также уничтожили весь речной флот. А после поражения шведов в июле 1709 года в Полтавской битве, план Мазепы на становление Гетманщины как самостоятельного государства потерпел полный крах.

Этот период характеризовался постепенным укреплением влияния Мазепы в регионе, а его внутренняя политика была направлена на усиление казацкой старшины и создание гетманской власти как основы государства. Период гетманства Мазепы был насыщен внутренними и внешними проблемами. Он стал свидетелем начала Северной войны — конфликта, который разразился в 1700 году между Россией и Швецией. В это время Российское царство стремилось укрепить своё влияние на украинских казаков и ослабить автономию Войска Запорожского. Мазепа стал фигурой, стоявшей перед сложным выбором между поддержкой Москвы и стремлением сохранить украинскую независимость. Предательство Мазепы Бурные события Северной войны и сложные взаимоотношения с Московией привели к тому, что Мазепа принимает рискованное решение стать союзником шведского короля и переходит на сторону Карла XII. Его решение вызвало недовольство среди ряда союзников, так как оно подразумевало измену России, перед которой украинский гетман имел обязательства. Изначально Мазепа рассматривал этот союз как крайнюю меру для защиты Украины от политических и внутренних угроз. В условиях раздоров и недовольства среди населения Мазепа видел в союзе со шведами спасение от внутреннего раскола и внешнего вторжения.

Какую роль сыграл гетман Мазепа в истории России и Украины

  • Иван Степанович Мазепа - биография и семья
  • Измена гетмана Мазепы или как он продал Украину Польше
  • Иван Мазепа: к портрету идеального предателя
  • Образование

Гетман Мазепа

После смерти гетмана Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы. гетман Левобережной Украины (1687 — 1708). Из украинской шляхетской семьи. Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку «предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости.

Биография Ивана Мазепы

После смерти отца Адама-Степана Мазепы в 1665 году Иван Мазепа занял должность черниговского подчашего. На этой должности с 1662 года и до самой смерти находился его отец. С 1669 года Мазепа состоял на службе гетмана правобережной Украины Петра Дорошенко , у которого дослужился до звания генерального писаря. В 1674 году Мазепа перешел к Ивану Самойловичу, гетману всей левобережной Украины. Находясь в должности генерального есаула в 1682 — 1688 годах, Мазепа занимался исполнением важных дипломатических поручений. В 1687 году гетмана Самойловича в результате провала Крымской кампании сместили с поста гетмана и сослали в Сибирь. Заручившись поддержкой боярина Василия Галицина фаворита царевны Софьи , 4 августа 25 июля по старому стилю 1687 года Иван Мазепа был выбран гетманом левобережной Украины. Гетман войска Запорожского обеих сторон Днепра так официально назывался пост Мазепы был женат на богатой польской вдове. Мазепа считался также одним из крупнейших землевладельцев Украины. Как один из ближайших сподвижников царя Петра I , Иван Мазепа внес немалый вклад в экономический подъем Левобережной Украины.

Целью Мазепы в переговорах было отторжение Украины от России. Сам же Мазепа при этом хотел стать князем и получить право на Полоцк и Витебск. Позже к Мазепе добровольно перешли почти 3 тысячи запорожских казаков. Петр I в ответ лишил Мазепу всех титулов, уничтожил его ставку, а также выбрал нового гетмана. Много сторонников Мазепы в следующие месяцы перешли на сторону России. Поэтому к Полтавской битве 8 июля 1709 года он пришел лишь с горсткой верных соратников. Царь отверг попытки Ивана Мазепы вступить в переговоры для возвращения подданства России. Поэтому с разгромом шведов под Полтавой Мазепа вместе с королем Швеции бежал в крепость Бендеры к туркам. Там Мазепа и умер 8 сентября 28 августа 1709 года. Похоронен он в монастыре святого Георгия в Галаце.

Мазепа в Киево-Печерской лавре? Таким образом будут возрождать традицию «чествования выдающихся фигур национальной истории», заявили в ведомстве. Почему именно этого гетмана первым втискивают в оскверненную лавру — в колонке писателя Платона Беседина для «360». Далее — прямая речь. Это не лучший жанр — заявлять: «А вот помните — я говорил…» Кто там что помнит? Да и кто какие выводы делает? Но все же… Когда началась вся эта отвратительная, сатанинская история вокруг Киево-Печерской лавры, я написал: «Лавру, во-первых, постараются использовать как арт-пространство, во-вторых, соберут там всех врагов православия». Ведь то, что устроили в Киеве, — это двойной удар. И я сейчас не об одноименном фильме с Ван Даммом. РИА «Новости» Кто наиболее страшен? Тот, кто переучен.

Он стал свидетелем начала Северной войны — конфликта, который разразился в 1700 году между Россией и Швецией. В это время Российское царство стремилось укрепить своё влияние на украинских казаков и ослабить автономию Войска Запорожского. Мазепа стал фигурой, стоявшей перед сложным выбором между поддержкой Москвы и стремлением сохранить украинскую независимость. Предательство Мазепы Бурные события Северной войны и сложные взаимоотношения с Московией привели к тому, что Мазепа принимает рискованное решение стать союзником шведского короля и переходит на сторону Карла XII. Его решение вызвало недовольство среди ряда союзников, так как оно подразумевало измену России, перед которой украинский гетман имел обязательства. Изначально Мазепа рассматривал этот союз как крайнюю меру для защиты Украины от политических и внутренних угроз. В условиях раздоров и недовольства среди населения Мазепа видел в союзе со шведами спасение от внутреннего раскола и внешнего вторжения. Мазепа обещал шведскому королю значительную поддержку как в военном, так и в дипломатическом плане. Этот ход вызвал негодование как со стороны Московии, так и со стороны части казацкой старшины, которая осталась верна традиционным союзам.

65-летний гетман влюбился в 16-летнюю крестницу. Чем закончилась история Мазепы и Матрены

Да разве первый раз совершал Мазепа предательство? Как не замечать смену Мазепой «ориентации» с польской католической власти на власть османскую мусульманскую , а потом — на православную? Как быть с этим? Или этого не было? Но ведь было. Значит, измена для него была нормой, а не исключением.

Тогда, если выше озвученная промазепинская аргументация ничего, кроме неприятия, у вдумчивых граждан не вызывает, «мазепинцы» пытаются свести измену гетмана к простой «роковой» ошибке. Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору. Получается, измена — как бы и не измена вовсе, а просто ошибка. Дело житейское, — канючат «мазепинцы». Или никто из нас не совершал в своей жизни ошибок?

Не судите, и не судимы будете». А мы и не судим — мы размышляем! Чтобы избежать исторического суда, в первую очередь не надо политизировать «историю» Мазепы. Ведь для людей он интересен в первую очередь не сам по себе, а тем, кто и зачем его поднимает в Украине на щит. Впрочем, среди «мазепинцев» есть и те, кто измены гетмана не отрицает, но подает ее таким образом, что из того, чего нормальному человеку надо стыдиться, она становится сродни геройству.

Правда, обосновывают ее по-разному. Например, сакральными ценностями — любовью к Богу, к стране, к своему многострадальному народу. Согласно этой версии получается: да, измена была. Но она объясняется огромной любовью к стране. Причем в одном случае можно сразу заявлять по максимуму: больше всего на свете Мазепа любил Украину и Бога, и таким образом переводить стрелки с реального безнравственного поступка на высокие чувства.

В этом случае любовь к стране и Богу как бы освящает любую подлость, т. И пусть кто-нибудь после этого бросит в Мазепу камень… В другом, более ограниченном случае, где речь в первую очередь идет о любви к Украине и ее народу, дается понять, что ради своей страны все средства хороши. Все спишется и будет оправдано, т. Как во фразе дочери Степана Бандеры на суде по делу об убийстве ее отца: «Мой незабвенный отец воспитал нас в любви к Богу и Украине». Применительно к Мазепе это могло бы звучать так: «А вы думаете, что предать Петра I Мазепе было легко?

Знаете, как он всей душой мучился?

Сохранилось более 130 универсалов жалованных грамот , дарованных М. Часть универсалов ограждали церкви от вмешательства мазепинской администрации и даровали им дополнительную финансовую помощь и недвижимую собственность. В 1701 г. Однако Петр I игнорировал все регулярно поступавшие доносы и жалобы на М. Считая, что рус. Станиславом Лещинским и швед. Карлом XII.

Узнавшего о переговорах и в февр. Весной 1708 г. После того как рус. Десна, но, чтобы не выступать с казаками, гетман симулировал приступ тяжелой болезни. Узнав, что к его столице Батурину приближается с войсками А. Меншиков, фактически лишивший М. С собой он увел ок. При этом М.

Брюховецкого , Д. Многогрешного и Самойловича. Новым гетманом Левобережной Украины 7 нояб. Скоропадский, сторонникам М. Глухова митр. Черниговским и Новгород-Северским Иоанном Максимовичем ; впосл. Переяславским Захарией Корниловичем отслужил литургию и молебен, после чего в присутствии Петра I предал М. Рязанский Стефан Яворский провозгласил анафему М.

Вопрос о каноничности анафемы до сих пор считается дискуссионным, т. На данный момент анафему признаёт только РПЦ. С 1869 г. С предложениями о снятии анафемы выступали общественные и церковные деятели, в частности ректор Киевского ун-та св. Владимира М. Максимович и Киевский митр. Антоний Храповицкий.

Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях.

В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра. Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове.

Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков. Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля. Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными. Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле. На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров.

Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками. Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана.

На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский. Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико. Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал. Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою.

Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа. И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство. Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки. Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал.

Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами.

В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска. В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману.

В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница. Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам.

Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману. Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью. Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей. Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит.

Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии. Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину».

Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы". По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство. Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять. Кстати, украинские историки не отрицают того, что гетманщина, когда она стояла при Мазепе под протекторатом России, добилась экономического процветания. Но в те времена перемена вассальной зависимости повсюду квалифицировалась как измена и жестоко каралась.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

Об этом сообщает РИА Новости. Гетман был помощником Петра I по внешней и внутренней политики. Он управлял левобережной Украиной и Киевом. Однако во время Северной войны перешел на сторону Швеции.

Поход кончился неудачно, и всю вину за это Голицын решил свалить на гетмана Самойловича. Гетманства тот лишился, семью сослали, а Мазепа стал новый гетманом. Ещё бы — тот участвовал во втором крымском, азовском походах и успел заслужить его доверие. Периодически царь получал от приближённых доносы, в которых намекалось на неверность Мазепы, но Пётр им не верил, считая наветами. В это время Мазепа использует своё влияние и сколоченное богатство во благо левобережной Украины — строит церкви, школы и типографии. Киево-Могилянский коллегиум становится академией. А в 1700 году гетман получает из рук Петра орден Андрея Первозванного — высшую награду в Русском государстве. Всё это время Мазепа остаётся лояльным царю, преданно исполняет все его поручения. Тот же, в свою очередь, не сомневается в его верности. Когда фастовский полковник, Семён Палий, был обвинён в измене Мазепой, Пётр ни минуты не подверг скептицизму слова любимчика, и казака сослали в Тобольск. Мазепа и Пётр I Мазепа и Пётр I Предательство Безусловно, говоря о причинах предательства Мазепы, трудно не связать их с Северной войной, первыми неудачами в её ведении и реформами Петра, призванными помочь ведение кампании. Чтобы претворить в жизнь политические, экономические, военные преобразования царю приходилось облагать население непомерными налогами. А в 1705 году Пётр вводит в стране рекрутскую повинность. Ей подлежали все без исключения сословия и классы. На Украине казаки также роптали из-за роста повинностей. Для выполнения своих планов Пётр не брезговал, к примеру, принуждать их к строительным работам по необходимости, что многими воспринималось как оскорбление. Впрочем, во многом для Мазепы недовольство политикой Петра было лишь поводом для измены. Вспомним, что на своём карьерном пути он не раз шёл по головам тех, кому некогда был обязан продвижением.

Полководец, гетман Войска Запорожского, выдающийся военный деятель, национальный герой Украины Иван Степанович Мазепа Мазепа Колединский родом из семьи украинского шляхтича, жившего на хуторе Каменцы в будущем село Мазепинцы под Белой Церковью в Речи Посполитой. Дата рождения Мазепы точно неизвестна 1629, 1633, 1639 или 1644. С детства Иван освоил верховую езду и владение саблей. Изучал европейские науки. Позднее, по желанию своей матери, уехал учиться в Киево-Могилянской коллегии. Уже став гетманом, Мазепа преобразовал Киево-Могилянскую коллегию в академию. Учился Мазепа также в Варшавском Иезуитском коллегиуме. Послужив «покоевым» дворянином, он, как талантливый шляхтич, был направлен в Западную Европу, чтобы завершить образование. Им были досконально изучены пушечное дело, основы фортификации и другие науки. Для своего времени Мазепа был довольно просвещенным человеком.

Оно и понятно: люди, живущие в окружении более сильных и могущественных соседей, вынуждены были постоянно решать тягостною, но неотвратимую дилемму — под кого бы выгоднее «подлечь». Мазепа невиданно преуспел в решении подобных задач. К смертному часу он успел совершить с десяток предательств крупных и немереное количество злодеяний мелких «В нравственных правилах Ивана Степановича, - пишет историк Н. Костомаров, которого никак не заподозришь в русофильстве, - смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем Пётр I. З », перед которым ещё недавно льстил и унижался… Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представлен никакой национальной идеей. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приёмам жизни, он перешёл в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями». Но с хитростью и осторожностью Выговского он соединял в себе злобу, мстительность и любостяжение Брюховецкого, превосходил Дорошенка в славолюбии; всех же их - в неблагодарности". Как всегда исчерпывающе точно определил сущность Мазепы А. Пушкин: «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества». Наконец, чрезвычайно точная оценка злодея принадлежит и самому украинскому народу. Выражение «Проклята Мазепа! На Украине и в Белоруссии мазепа — неряха, грубиян, злой хам —устар. Весьма примечательная деталь. До нас дошли более десятка портретов этого исторического деятеля и даже несколько художественных полотен с его изображением. Удивительно, однако, но среди них нет элементарной схожести! Такое впечатление, что этот человек имел множество взаимоисключающих ликов. И дней рождения, у него как минимум пять — с 1629 по 1644 годы то-то раздолье у политических фанатов гетмана - отмечать его «круглые» юбилеи! Впрочем, и дат смерти у Мазепы… три. Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей… Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы. Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу. Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера. Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку. Ибо подобного в действительности не могло быть по определению.

Мазепа: гетман, меценат, изменник

После Полтавы в биографии Мазепы остаются только поспешное бегство (между прочим, вместе со значительной частью богатств) и бесславная смерть на чужбине. Панихида по гетману Ивану Мазепе, который Русской православной церковью был предан анафеме за государственную измену, будет впервые проведена в Киево-Печерской лавре. После смерти гетмана Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы. Гетман Левобережной Украины Иван Самойлович уже знал Мазепу, ценил его ученость и ловкость, а потому охотно взял его домашним учителем для своих сыновей. Споры об исторической оценке Мазепы продолжаются, а его биография вызывает бурный интерес исследователей и историков.

Политика Ивана Мазепы

  • Приход к власти Ивана Мазепы
  • Путь Мазепы: от героя до предателя
  • Политика Ивана Мазепы
  • Что еще почитать
  • Navigation menu

Ранние годы

  • Выпуск шестой: XVIII столетие
  • Иван Мазепа - национальный герой или предатель. Исторический портрет
  • По следам легендарной жизни
  • Мазепа, гетман Украины
  • Иван Степанович Мазепа - биография и семья

На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы

Он нарушил клятву, данную помазаннику Божьему, клятву, данную на Евангелии. Он отошел от православным к протестантам. И, наконец, открыто присягнул еретикам. Все это — преступления перед Церковью. Так какие тут панихиды, простите? Ведь он символ, связывающий прошлое и настоящее. Точно так же, как гетман, Украина сегодня предает истинное православие. Это акт политический, да, но и акт духовный. Чем кончил Мазепа — мы помним. Чем кончит Украина — мы увидим. Ведь какие герои — таков и путь.

В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему. Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные».

Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили. Предполагаемый портрет Матрены Кочубей.

Получив осенью 1708 года от Петра приглашение присоединиться к русским войскам под Стародубом, гетман не спешил туда отправляться, сославшись на свои недуги и смуты, связанные с продвижением шведов на юг. Когда в конце октября ближайший сподвижник Петра князь Александр Меншиков решил навестить «болящего», тот, захватив с собой гетманскую казну и полторы тысячи казаков, бежал в стан Карла XII, расположившийся в Горках, на юго-востоке от Новгорода-Северского. Позднее к шведам присоединилась часть запорожского войска во главе с кошевым атаманом Константином Гордиенко. Всего в шведском лагере собралось около 10 000 казаков. Месть Петра за измену была страшной. Многие были убиты и казнены. Несколько человек повесили на плотах, а плоты пустили по Днепру в назидание другим потенциальным предателям.

Бесславный конец Увы, Мазепа просчитался, сделав ставку на шведского монарха. Его резиденцию - крепость Батурин, где он подготовил все для зимовки шведов, взяло русское войско под предводительством Меншикова.

Народ остался верен царю даже не из какой-либо привязанности, не из благоговейного чувства к монарху, а просто от того, что из двух зол надо было выбирать меньшее.

Как бы ни тяжело было ему под гнётом московских властей, но он по опыту знал, что гнёт польских панов стал бы для него тяжелее». Итог показателен: военно-стратегический и политический результат мазепинщины оказался равен нулю. Ни поднять общенародное восстание против «москалей», ни даже нанести урон коммуникациям русской армии не удалось.

Головкин писал послу в Дании князю В. Долгорукому: «…весь малороссийский народ обретаетца в верности к Его Царскому Величеству и ис тех мест, где шведы были, а имянно из Ромны и Прилук, все прислали присланных своих с объявлением верности своей». Исторические данные о Полтавской баталии свидетельствуют: участие казаков Мазепы в битве было минимальным.

Современный исследователь Полтавской битвы и событий вокруг неё Владимир Артамонов отмечает: «Небольшая кучка добровольцев-запорожцев пошла вместе со шведской армией на штурм русских редутов. Остальные силы Мазепы 6—8 тыс. А вот казаки нового пророссийского гетмана Скоропадского принимали в Полтавской битве куда более активное участие.

Не говоря уже о стихийной партизанской вой не на территории Украины, которая обескровила шведскую армию». После Полтавы в биографии Мазепы остаются только поспешное бегство между прочим, вместе со значительной частью богатств и бесславная смерть на чужбине. Как известно, турецкие власти отказались выдать Мазепу и его немногочисленных приспешников России.

Головкину от 8 августа 1709 года проясняет мотивы турок и их отношение к украинским беглецам: «И то заявляю я вашей милости моему милостивому пану, что ежели совокупно Мазепа и все, с ним находящиеся, у ваших милостей за людей почитаются, то мы их за таковых не считаем и не признаём. Знаем только и признаём короля шведского и при нём состоящих. И кто бы они ни были, ежели короля шведского слугами являются, [тех] тогда знаем».

Не только финальная измена, но и весь жизненный путь Мазепы характеризует его как человека хитрого, но не мудрого, для которого вполне естественным было предавать товарищей и покровителей. Достойно удивления, как эти качества в избранном кумире спокойно принимают «мазепознавцы», прославляющие, в то же время, кодекс чести запорожского «степного рыцарства». Николай Костомаров писал: «Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь.

Он лгал перед всеми, всех обманывал — и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности». Впрочем, в этом отношении Мазепа был не оригинален — он выступал наследником и продолжателем политики гетманов эпохи «Руины», лавировавших между Россией, Польшей, Османской Турцией и Крымом… Иван Степанович Мазепа, происходивший из православной шляхетской семьи с Белоцерковщины, воспитывался в тогдашней Речи Посполитой, при дворе польского короля Яна Казимира, «королевским покоевым» камер-юнкером которого он был.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий