Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на.
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Агнатическое и когнатическое родство 2.1. Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной.
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО
Степень родства между сопоставляемыми родственниками по боковой линии начинается со 2-й степени. Степени считаются по количеству рождений. Значение линий и степеней родства: - при определении очереди наследования по закону прямая — приоритет перед боковой, родственники 1-й степени имеют приоритет - при вступлении в брак прямая линия родства исключает возможность брака В Римском праве препятствием была и боковая линия родства сейчас у нас только прямая. Количество узкородственных генетических заболеваний резко падает с 3-й линии родства.
Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены.
Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Слайд 7 Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совместно. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem».
С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались. Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.
Прежде всего, таким условием является наличие согласия брачующихся, хотя определенное значение придавалось и воле тех, в чьей власти они состоят Д. Теренций Клеменс.
Притворный брак не имеет никакой силы... В Институциях установлено на этот счет следующее правило I. Совершеннолетие мужчины наступало в 14 лет; некоторая неопределенность указания брачного возраста женщин устраняется следующим правилом Д. Большое значение право уделяло недопустимости кровосмешения, распространяя свои запреты не только на родственные связи, но и на связи, устанавливаемые усыновлением, на свойство и на прежнее рабское состояние. Но прежде всего, запрет кровосмешения означал недопустимость браков между родственниками: прямыми - без ограничения степеней, боковыми - третьей степени родства.
Институции весьма подробно говорят об этом I. Так, между теми лицами, которые состоят в родственной связи, брак не может быть заключен: между отцом и дочерью, например, между дедом и внучкой, матерью и сыном, бабкой и внуком и т. Это правило до того свято должно соблюдаться, что даже те, которые вступают в родственные связи хотя бы посредством усыновления , не могут сочетаться браком... Также между теми лицами, которые соединяются между собой родственными узами не по прямой линии, наблюдается почти то же самое, хотя не в столь большой степени. Без сомнения, брак между братом и сестрой безусловно запрещен, все равно, будут ли они полнородные или неполнородные...
Нельзя жениться на дочери брата или сестры; но и на внучке брата или сестры никто не может жениться, хотя они родственники в четвертой степени... Принципиальное отношение к кровосмешению ярко сформулировано юристом Павлом Д. Если же кто-либо взял в жены боковую родственницу, на которой запрещено жениться, или свойственницу, брак с которой не дозволяется, то он наказывается: более легко, если он сделал это открыто, более тяжело, если совершил это тайно. Основание различия таково:... Следующее условие действительности брака - отсутствие хотя бы у одного из брачующихся законной брачной связи вытекает из принципиального признания римским правом только моногамного брака.
При этом следует учитывать весьма широкое понимание законности брака Д. Сожительство со свободной женщиной нужно рассматривать не как конкубинат, а как брак, если она не занимается продажей своего тела... Но существовали и такие условия, которые имели специфический, только римскому праву свойственный характер и обоснование. Такие условия основывались на запрете браков между лицами определенной категории: между лицами сенаторского происхождения и вольноотпущенными; с лицами, состояние гражданской чести которых опорочено; между государственными должностными лицами, управляющими в провинции, и жительницами данной провинции. Запрет браков между лицами сенаторского происхождения - своеобразный апартеид по сословному признаку - породил особый брачно-семейный институт - конкубинат; а нормы этого запрета таковы.
Папиевым законом предусмотрено, что всем свободнорожденным, кроме сенаторов и их детей, разрешается брать в жены вольноотпущенниц. В отношении брачных союзов нужно всегда принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести. В последней фразе фрагмента Модестина указывается особая категория инфамированных лиц. К ним относились, принимая во внимание, сказанное в разделе о правоспособности, актеры, сводники и проститутки. Признается, что позором заклеймены и те женщины, которые живут постыдно и продают себя, хотя бы и не открыто...
Мы говорим, что открыто продает себя не только та женщина, которая занимается проституцией в публичном доме, но и та женщина, которая не щадит своей стыдливости в гостинице или в другом месте... Если кто-либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство... Регулирование отношений между родителями и детьми а Регулирование личных и имущественных отношений Отношения между родителями и детьми, в отличие от супружеских отношений, вплоть до юстиниановского периода определялись идеей патриархальной власти отца patria potestas. В древнейшие времена эта власть была абсолютной и полной: отец вправе был отказаться от новорожденного, мог продать ребенка в рабство или отдать в кабалу; он имел неограниченное право наказания ребенка, вплоть до придания его смертной казни инициатор первого аграрного законопроекта, выдающийся государственный деятель, консул 386 г. Спурий Кассий, по сложении полномочий, был высечен, а затем обезглавлен своим отцом, не согласным с его политикой.
В имущественных отношениях действовал принцип, что отец становится собственников всего, что приобретает сын. Сыновья семейств в этих отношениях приравнивались к рабам и, также как последние, могли проявлять самостоятельность только в рамках предоставленного пекулия. Эти строгие принципы изменялись весьма медленно и только частично. Законами XII таблиц предусматривался запрет продажи детей в рабство, а отдача в кабалу ограничивалась троекратной манципацией, после чего сын освобождался от отцовской власти - эмансипировался. Во II в.
Только лишь в период империи, под влиянием идей христианства, происходит дальнейшее смягчение отцовской власти. В сфере имущественных отношений в течение всего республиканского периода действовал принцип нераздельности имущества: все, что поступало в семью, даже если поступления шли благодаря усилиям сына, превращалось в собственность отца. Отец мог наделить сына пекулием, но это только устанавливало ответственность отца за действия сына в размере пекулия, но не сообщало сыну каких-либо прав на то имущество, которым он управлял. Некоторое расширение имущественных прав подвластных произошло в период гражданских войн в конце I в. По инициативе Юлия Цезаря была установлена юридическая конструкция военного пекулия; соответствующие правила гласили, что все имущество, приобретаемое сыном в течение службы в легионах, становилось его собственностью.
Очевидна политическая подоплека этой новеллы: необходимость привлекать молодых людей к службе в армии. В последующем, при императорах, правила о военном пекулии были распространены на то имущество, которое подвластный приобретал в результате гражданской службы в имперской администрации. Тогда же стали признавать право собственности подвластных на имущество, получаемое по наследству от матери или от родственников по материнской линии признание правом когнатического родства. Наконец, при императоре Юстиниане был выработан такой принцип: отцу семейства принадлежит только то, что сын приобретает, используя имущество отца; все прочее имущество, каким бы способом оно не приобреталось сыном, составляло его собственность; за отцом, однако, признавалось право пожизненного пользования имуществом сына. Отцовская власть над своими детьми возникала, прежде всего, естественным образом, вследствие рождения ребенка в законном браке по цивильному праву.
Власть над детьми, прижитыми вне брака - незаконнорожденными, могла быть установлена посредством узаконения legitimatio. Узаконение осуществлялось посредством последующего после рождения ребенка вступления родителей в законный брак; в поздний период узаконение могло быть произведено посредством специального императорского указа. Установление отцовской власти над чужими детьми производилось посредством усыновления. Различалось две формы усыновления: адрогация adrogatio и адопция adoptio. Адрогация - это такая форма усыновления, которая применялась в отношении лиц своего права.
При этом вопрос об усыновлении решало народное собрание, которое расследовало причины и обстоятельства соответствующей просьбы усыновителя и усыновляемого. В период принципата, с прекращением деятельности народных собраний, акт адрогации совершался посредством соответствующего рескрипта принцепса.
Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб». Из смысла термина выходит, что familia обозначает нахождение в зависимости членов семьи от главы.
Термин «фамилия» также обозначал имущество семьи. Семья в Древнем Риме строилась на культе предков, которые почитались всеми членами семьи. Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью.
Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами.
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Римское право признавало два вида родства – агнатическое и когнатическое. связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его "исключительным достижением" римского народа. Агнатическое родство соответствовало характеру древнеримской семьи, и такое родство возникало по мужской линии от одного родоначальника и агнаты между собой были соединены гражданским родством. § 43. Агнатическое и когнатическое родство.
Римское право
Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens. Особенность преторской системы очередности призвания к наследованию состояла в том, что она учитывала не только агнатическое родство (т. е. законных наследников по отцовской линии родства), но и когнатическое родство (кровное родство как по отцовской. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Агнатическое и когнатическое родство 2.1. Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства.
Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
Одной из самых явных таких особенностей является практически полная неспособность подвластных выйти из-под власти отца по своей собственной воле, независимо от возраста, которого они достигли. Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер. Женщины же, в свою очередь, не могли покинуть положение подвластных даже после смерти paterfamilias семейства, в котором они были членами, так как они попадали под власть того, кто становился новым отцом семейства. Таким образом, мать могла попасть под власть своего сына, сестры, ещё не вышедшие замуж - под власть брата и т. Не становились полноправными и женщины, вышедшие замуж, так как они автоматически становились членами другого семейства, и, соответственно, становились подвластными воле отца того семейства, к которому принадлежали их мужья.
В древнейшие времена власть patria potestas над женой и детьми практически сливалась в одно целое с его власть над рабами, принадлежавшими семейству, что можно назвать еще одной её особенностью. Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь при смерти отца семейства, так как это право переходило к его наследнику, оставаясь полностью неизменным, в то время как семейное положение членов семейства резко менялось - сыновья становились обладателями полной правоспособности, а вокруг них образовывался абсолютно такой же круг отношений, из которого они вышли. Кроме того, что власть отца семейства является фундаментом семьи в римском праве, она также служит и основанием для всего агнатического родства, которое в римском семейном праве являлось юридическим. Итак, агнатами в семейном праве Древнего Рима признаются лица, ранее подчиненные власти одного отца семейства, или имевшие возможность быть подчиненными этой власти, но не ставшие подчиненными ей вследствие его гибели. Агнатами признавались также люди, не имевшие кровной связи с paterfamilias, но также входящие в его семью: усыновленные и жёны сыновей, ему подвластных.
Одной из особенностей данного вида родства является то, что оно устанавливалось только по мужской линии, и определяло положение женщины при данном виде родства. Дочь отца семейства, вступая в брак с властью мужа, либо вступала в его агнатическую семью то есть становилась под власть отца его семейства , либо становилась подвластной мужу, если он являлся носителем семейной власти. Для неё это означало прекращение агнатического родства с её родственниками по крови. Её дети становились юридическими родственниками братьев её мужа, а в отношении родственников по линии матери находились в таком же положении, что и она. Определение степеней агнатического родства В семейном праве Древнего Рима можно выделить два определения степеней юридического родства: родство по прямой линии и родство по боковой линии.
Родство по прямой линии определяется количеством рождений, отделяющих агната от его отца семейства. По этому определению сын становится агнатом отца первой степени, внук - агнатом деда второй степени.
В этой семье только отец семейства является вполне правоспособным лицом. Никто из остальных членов семьи полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшалась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3. Термин familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество.
Власть отца семейства над женой и детьми по существу мало отличалось от его прав на раба.
Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством Гай, 3.
Агнатское родство возникало по мужской линии. Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты... Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи.
В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя.
Она имела право спрашивать его у матери или у других когнатических родственников. Другим условием заключения брачного союза было отсутствие различных препятствий, установленных семейным правом в римском праве. Среди них можно назвать запрет на брак между представителями разных общественных групп например, долгое время нельзя было его заключать патрициям с плебеями , между родственниками определенных степеней, между людьми, состоявшими в специально обозначенных отношениях например, между наместником провинции и ее жительницей. Способы заключения брака Сначала происходило обручение вступающих в брачный союз с соблюдением определенных формальных процедур. Позже они перестали выполняться. В случае отказа от брака после этого, семья, которая не выполнила обещание, должна была вернуть все полученные подарки и не имела права требовать получить обратно свои. Агнатический союз заключался двумя способами. Первый представлял собой выполнение определенных церемоний, его обычно практиковали богатые патриции, он происходил в присутствии десяти свидетелей.
Вторым способом была покупка женщины желающим на ней жениться. Эта процедура происходила при пяти свидетелях, весовщика с весами, при этом говорились установленные слова. В обоих случаях жена подпадала в зависимость от мужа. Существовал способ вступления в брачный союз, при котором жена оставалась в целом равноправной в семье. Для этого жених и невеста просто взаимно договаривались, не выполнялось никаких формальных установлений. Брак считался оформленным, когда мужчина приводил женщину в свой дом. Приданое и предбрачный дар С распространением формы союза, при котором жена была в целом равноправна с мужем, стал применяться обычай дарения супругу разного движимого и недвижимого имущества в виде приданого. Оно предназначалось для облегчения мужчине ведения расходов на нужды семьи. Размер приданого определяла сама женщина, либо ее отец или другой домохозяин.
Оно устанавливалось в форме обещания которое было двух видов или непосредственной передачи, когда муж вступал во владение. Существовал закон, по которому можно было потребовать от отца невесты дать приданое, если он хотел воспрепятствовать браку. Сначала это имущество было в полном распоряжении мужа. Со временем закон установил правило, по которому он только пользовался им, но не становился его владельцем. В случае расторжения брака в зависимости от причин этого приданое в разных размерах возвращалось женщине. Оно полностью передавалось ей, когда развод происходил из-за мужчины. Со временем стал применяться обычай получения невестой предбрачного дара от жениха. Это происходило до заключения брака. В римской правовой семье существовал запрет на дарение между мужем и женой.
Это имущество шло на нужды семьи, им продолжал управлять мужчина. Женщина получала предбрачный дар в собственность в определенных случаях. Расторжение брака В так называемую классическую эпоху римского права расторжение брака происходило по нескольким основаниям: смерь мужа или жены, обращение одного из них в рабство или попадание в плен, лишение гражданства, агнатическое родство например, вследствие усыновления или удочерения отцом одного из супругов другого , воля домохозяина в случаях, когда он сохранял агнатическую власть над одним из супругов , развод сначала только мужчина имел право развестись, позже его получила и женщина , получение мужем вольноотпущенницы должности сенатора. Брак растрогался в форме объявления об этом при свидетелях, в письменном виде, фактическим прекращением совместного проживания.
Ассоциация победителей олимпиад
Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. | Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. |
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть. | Агнатическое родство соответствовало характеру древнеримской семьи, и такое родство возникало по мужской линии от одного родоначальника и агнаты между собой были соединены гражданским родством. |
Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. | Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). |
Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»
Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты - Римское право | ЮРКОМ 74 | раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По. |
Status familiae // Покровский И. А. История римского права. | Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. |
2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности
Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. агнатическое и когнатическое родство в римском праве. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови.
Агнатическое и когнатическое родство
Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая. Агнатское родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens.
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Agnatio распространялось на сыновей, детей сыновей, свою жену и жён сыновей, а также усыновлённых. Таким образом, агнатское родство распространялось по мужской линии и включало в себя как кровных родственников, так и других подвластных. Когнатическая форма родства - это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови.
В дальнейшем агнатство и когнатство стали представлять собой род и вид. Любой агнат — когнат, но не любой когнат — агнат. При Юстиниане вышеупомянутые понятия были устранены, когнатами стали считаться любых родственников, как по мужской, так и по женской линиям.
Со временем эта неограниченная власть дифференцируется, появляется власть над женой manus mariti , власть над рабами dominica potestas , власть над детьми patria potestas , а также власть над вещами dominium. Отличия между этими видами власти заключаются в объеме правомочий лица, которому принадлежит та или иная власть. Постепенно власть над лицами претерпевает ограничения. Так, право домовладыки убивать жену и детей, а также рабов со временем исчезает. На смену патриархальной семье приходит семья, представляющая собой круг лиц, обладающих взаимными правами и обязанностями. Тенденцией развития права является постепенное расширение объема правоспособности подвластных лиц, а также женщин.
В римском праве различались два вида родства — агнатское agnatio и когнатское cognatio. По цивильному праву юридическое значение имело только агнатское родство. Агнаты — это лица, состоящие под властью одного домовладыки подвластные дети, включая усыновленных, жена, состоящая в браке cum manu , а также лица, которые состояли бы под общей властью, если бы их родоначальник был жив. Агнатическое родство складывалось только по мужской линии, поскольку женщины не имели детей в своей власти.
Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias. Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui.
В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи.
С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но.
В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. Правовые черты римской семьи.
Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима Реферат Тема: "Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима" Содержание 1. Агнатическое родство в семейном праве Древнего Рима 1. Когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима 2. Проявление когнатического родства в современном семейном праве Заключение Список литературы Введение Институт семейного права Древнего Рима является одной из самых интересных и объёмных отраслей римского права. Что-то из его норм сохранило своё действие и по сей день, а что-то бесследно исчезло, оставшись лишь в источниках, по которым исследуют римское право современные учёныё. Примером наиболее известных источников, используемых для проведения научных исследований, могут служить законы XII таблиц и дигесты Юстиниана.
Однако в этом реферате рассматривается не всё семейное право Древнего Рима, а лишь его небольшую, но не менее интересную часть - агнатическое и когнатическое родство. Итак, целью этой работы является: наиболее подробное рассмотрение агнатического и когнатического родства в семейном праве Древнего Рима. Такое рассмотрение включает в себя: выделение основных составляющих данных видов родства, выявление значения в древнеримском семейном праве, а также их проявление в современном семейном праве. Агнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Агнатическая семья Семья в Древнем Риме была моногамной под моногамией подразумевается наличие у главы семьи одной жены. Основой для такого типа семьи служила власть её главы. Соответственно, его власти должны были подчиняться абсолютно все её члены. В число людей, подвластных отцу семейства, входили также жены его сыновей, состоявшие с ними в браке cum manu, а также все их потомки. Paterfamilias Под этим латинским термином в семейном праве Древнего Рима понимается отец семейства, являющийся единственным полностью правоспособным членом в римской семье, что определяет и его статус в отношении остальных членов семьи. Paterfamilias являлся также римский гражданин, не имевший собственной семьи, но вышедший из-под patria potestas, потому что он являлся носителем потенциальной семейной власти.
Familia Мы сегодня привыкли понимать под этим словом людей, связанных чисто кровным родством. Тем не менее, в Древнем Риме это слово изначально носило совершенно иной смысл, который также следует упомянуть, так как это его определение имеет большое значение для понимания типа родства, который мы рассматриваем в этой главе.