Это подземный ход. фото: картинки яндекса. Строители обнаружили подземный ход во время прокладки инженерных сетей на территории Воронцовского дворца в Крыму, который ведет из Шуваловского корпуса в сторону. Подземный ход был одним из ключевых элементов обороны Севастополя в 1853—1856 годах, по нему перебрасывали войска втайне от осаждавших город французов. Глава Петровского района Саратовской области Александр Гречихо сообщил 5 ноября в своем телеграм-канале, что в городе Петровске обнаружен подземный ход. «Одной из самых интересных находок, безусловно, является подземный ход, который ведёт изо рва, представляющего собой глубокую траншею для передвижения наших войск».
Читайте также:
- подземный ход | Брянские новости
- У Воронцовского дворца обнаружили подземный ход
- Новости с тегом: пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ
- Подземные ходы в Серове: быль или небылица?
- Подземные тайны: как строят станции Большой кольцевой линии метро / Новости города / Сайт Москвы
- Подрядчик рассказал, куда ведёт подземный ход под Троицким мостом
Главные новости
- Подземные ходы в Серове: быль или небылица? | Новости | СеровГлобус.ру
- Вашингтон провел подземные испытания на ядерном полигоне в Неваде
- Названа причина, по которой евреи в Нью-Йорке вырыли подземный тоннель
- Еще новости
- Происшествия
Подземный ход обнаружили в ходе реконструкции Троицкого моста в Пскове
В Переславле на территории монастыря XVI века найден подземный ход и потайные комнаты. Они протестовали против того, чтобы городские власти ликвидировали вырытый ими подземный тоннель, который ведет к главной синагоге ХАБАДа в районе Краун-Хайтс. В одном из мест при проведении работ строители обнаружили подземный ход: «Когда копали колодцы, переносили коммуникации, мы нашли подземный ход. Все надеются, что где-то мы найдем подземный вход в этой части здания, потому что об этом достаточно много рассказывают. Дариша, твоя бабушка Ираида Степановна рассказывала, что между вятскими монастырями были подземные ходы подо всем старым городом! Подземный ход вел в соседний Узбекистан, передает радио Sputnik.
Во время реставрации Александровского дворца подвалы покоев преподнесли сюрприз историкам.
- Армия Эстонии подорвала подземный ход, который жители Нарвы прорыли в Россию
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Обнаружен секретный подземный ход из Китая в Россию - Новости Монголии, Бурятии, Калмыкии, Тывы
- В Санкт-Петербурге вор соорудил подземный ход и вынес все ценности из квартиры
- Иранское телевидение показало подземные туннели ХАМАСа в секторе Газа
- На Кубани краеведы обследовали подземный ход под Ейском | Новости в разделе Южный регион «Панорама»
Новости по тегу: Подземные Ходы
Археологи Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН в ходе экспедиции обнаружили секретный подземный ход на четвёртом бастионе – одном из главных укреплений. Большинство старых городов имеет подземные тоннели и переходы, построенные в разные временные периоды. Согласно мнению некоторых ученых, эти подземные ходы могли быть созданы уже исчезнувшими цивилизациями, предшествовавшими нашему современному миру. Одно из немногих реально существующих сооружений в России, к которому понятие «старинный подземный ход» полностью применимо. Тайный подземный ход, использовавшийся для обмена разведданными между Китаем и СССР против японских захватчиков, обнаружен в провинции Хэйлунцзян в районе.
Под Саратовом рабочие обнаружили подземный ход и вызвали археологов
В память об этом подвиге и российско-китайском боевом братстве на месте боев создан целый комплекс. Он включает в себя саму крепость - это целый город внутри горы. Чтобы добраться к ней, туристам нужно иметь нешуточную физическую подготовку - по крутой лестнице, которая ведет к входу, тяжело подняться даже налегке. Как эту гору можно было взять боем, просто непонятно. Перед крепостью на месте сражений появился музей, где представлены исторические экспонаты, фотографии и памятник советским воинам. Фото: National Geographic.
Раньше в этом доме жил раввин Йосеф Ицхок Шнеерсон Любавичский ребе , лидер религиозного хасидского движения, последователи которого считают его мессией.
Тоннель обнаружили еще в начале декабря — местные жители стали жаловаться на подозрительные звуки по ночам. Руководство ХАБАДа обратилось к городским властям с просьбой засыпать гравием и залить цементом подземные ходы, ведь они могли спровоцировать обрушение домов. Когда начались работы по ликвидации тоннеля, молодые хасиды вышли на протест и сопротивлялись полиции.
С нашей стороны это было сделано в качестве зеркального ответа Вашингтону, который за 20 с лишним лет так и не ратифицировал Договор. В то время как Россия свои обязательства по нему четко исполняла.
Задержанный заявил, что прибыл туда из Украины, законным путём, однако в результате проверки выяснилось, что ранее он был депортирован из Белоруссии. В связи с этим фактом идёт разбирательство. Читайте нас в.
Самая большая проблема Израиля: иранское ТВ показало туннели ХАМАСа
Известно также, что, когда здание было разрушено, подземелья оставались целыми: их просто закрыли и засыпали сверху строительным мусором. Некоторые тагильские краеведы полагают, что один из этих ходов имел выход на территории старого завода, а другой — на территории Главного правления тагильских заводов. Входо-Иерусалимский Собор фото неизв. До революции оба здания занимал филиал Торгового дома братьев Злоказовых: в первом была контора, во втором — склады. Для чего между этими строениями нужен был подземный ход и существовал ли он вообще, ни академичные историки, ни дотошные краеведы объяснить не могут. Предположения косвенно подтвердились после ряда электроакустических экспериментов. Но в здании не было ни входа в подвал, ни каких-либо внешних признаков его существования.
Помещение часто оказывалось затопленным, поэтому туда не проводили освещение. Никто толком не знал, что находилось в подвале. В конце концов подвал решили изолировать и заложили все входы в него. Правда, начать поиски исторических артефактов нынешние владельцы здания не могут: дом является объектом культурного наследия и без согласования с МУГИСО в нём запрещено производить любые работы, связанные с нарушением целостности строения. Но они, скорее всего, носили чисто технологические функции и теперь могут представлять интерес только для специалистов. Последние годы многие тагильчане задаются вопросом: почему практически все известные подземные сооружения в Нижнем Тагиле недоступны для посещения?
Ведь водят же экскурсии в катакомбы Киево-Печерского монастыря. Почему бы не открыть доступ хотя бы в подземелья на территории комплекса зданий Главного правления заводов? Чем не музейный объект? Ведь ещё многие помнят, какой популярностью у посетителей музея пользовалась «демидовская тюрьма», пока её не принесли в жертву новой дороге на Гальянку. Историки считают, что большинство тагильских подземелий открывать для посетителей не имеет смысла. Во-первых, почти все эти объекты находятся в аварийном состоянии из-за того, что десятилетиями стояли заброшенными.
Многие подвалы и подземные ходы были затоплены и долгое время находились в воде, что не могло не сказаться на их состоянии. Во-вторых, большинство подземных объектов не связано с какими-то значимыми историческими событиями или процессами.
Проходка центрального зала также близится к завершению. Еще немного — и строители соединят тоннель с эскалаторным наклоном и вестибюлем. Пока же спуск из вестибюля упирается в тупик. Попасть на место будущей станции можно через шахту для отвода руды и неприметную дверцу между тюбингами соседнего подземного коридора. Внутри такой же тоннель, еще без платформы, только на стенах намечены арочные проемы, выложенные фигурными тюбингами — «гитарами».
Когда начнется монтаж платформы, эти арки раскроют, образуя проходы. Оставшиеся колонны после отделки будут напоминать пузатые фарфоровые чайники. Работы также осложняет экстремальная глубина тоннелей, в некоторых местах достигающая 75 метров. Новая станция «Марьина Роща» расположена более чем в 70 метрах под землей. Таким образом, она станет самой глубокой на Большой кольцевой линии и второй в Москве глубже только «Парк Победы» — 84 метра. На такой глубине достаточно твердая порода — известняк и мергель, поэтому по согласованию с Ростехнадзором при строительстве применяют буровзрывные работы. Чтобы погрузить породу в вагонетки, используются обычные лопаты и механизм ППМ-1.
Она пневматическая, что позволяет отказаться от электричества или дизеля, обезопасив строителей при подземных работах», — уточняет Павел Клочко. Опустить технику на такую глубину и оперативно вывезти большое количество породы также проблематично. Чтобы ускорить работы, были созданы три вертикальные шахты стволы и несколько технических тоннелей с рельсами для вагонеток. Весь грунт, который мы при разработке получаем, грузится в вагонетки, под землей дизелевоз везет их к стволам, и затем они поднимаются наверх. Этот цикл занимает очень много времени, поэтому станцию нельзя построить быстрее, чем хотелось бы», — добавляет уже на поверхности заместитель главного инженера ООО «СМУ-8 Метростроя» Дмитрий Файзрахманов. В лифт входит только одна вагонетка, поэтому работа по отгрузке грунта практически не останавливается. Наверху тележку опустошают и снова отправляют вниз.
При перевозке грунта лифтер подает сигнал в два гудка. Если же гудка четыре, то лифт поднимает рабочих. Каждый из них перед спуском и при выходе на поверхность отмечается в специальном журнале. По словам Дмитрия, строительство продолжалось даже в период пандемии, потому что своевременный ввод участка метро важен для горожан. Ответственный подход строителей позволит уже в этом году завершить все проходческие работы и приступить к отделке станции. К концу этого — началу следующего года число людей планируется увеличить до 680. Строительство ведется круглосуточно, люди работают в сменном режиме, цикл полностью замкнут», — добавляет Дмитрий Файзрахманов.
Полностью завершить строительство «Марьиной Рощи» планируется в 2022 году. Сегодня их общая готовность составляет 65 процентов. Станция «Марьина Роща» построена на 64 процента. Если внизу изменения еще не заметны, то наземный вестибюль почти готов. Здесь выполнена черновая отделка, начат монтаж оборудования и инженерных систем, а также сделан наклонный ход для самого большого эскалатора.
Когда строили Дом советов, свая провалилась на глубину 11,5 метра, в пустоту. Строители собрались на совещание, это было примерно в 1975 году. Изменили проект, сместили забивку сваи, место провала залили бетоном и сказали, что оставляют место на исследование будущим поколениям. В подземелья проваливаются и грузовики, и экскаваторы при строительстве. Никто этим не занимается — что случайно при работах обнаружат, то и видят. Как правило, такие места просто засыпаются грунтом или заливаются бетоном, и никто не исследует. При этом немецкие строители не боялись воды — они строили подземные ходы и под реками, и под заливами, и под болотами, они ничего не боялись Говорят, под землей базировались еще и подводные лодки. Это сверхмалые двухместные подводные лодки, которые назывались «Зеехунд», они использовались секретными зондеркомандами СС. До сих пор точно не известно, какие у них были цели. Я предполагаю, что они перемещались скрытно по рекам и заливам Восточной Пруссии. Они могли брать на борт до 100 килограммов, в том числе особо ценные грузы — драгоценные металлы, картины, драгоценные камни, чтобы перевозить их в тайники. Может быть, где-то под Калининградом действительно спрятана Янтарная комната? В Восточной Пруссии нацистами был создан специальный район сокрытия культурных и прочих ценностей. Туда поступило около 100 тысяч железнодорожных вагонов, 300 тысяч тонн морским транспортом, примерно две тысячи рейсов авиации. Все это нужно было прятать, для этого строились хранилища. Их много: крупных около 70, средних порядка 150 и малых около 600. Янтарная комната была разделена нацистами. От свидетелей известно, что убранство было спрятано в четыре бункера в районе Королевского замка, на улице Штайндамм, на юге города и в районе городского ботанического сада. Были свидетели, которые непосредственно это видели и участвовали. Это происходило в июне 1944 года. Гауляйтер Эрих Кох тянул до последнего. В том, чтобы оставить Янтарную комнату в Восточной Пруссии, был заинтересован и рейхсмаршал Герман Геринг. Они тянули до момента, пока не были перекрыты пути эвакуации — потом они сообщили в Берлин, что эвакуировать комнату нельзя, и им разрешили ее оставить здесь, делать-то нечего. И тогда в середине января 1945 года ее вывезли через главный вокзал Кенигсберга на поезде, от которого потом последние два вагона с Янтарной комнатой были отцеплены и исчезли в неизвестном направлении Никто не знал, где находится бункер с Янтарной комнатой, пока я и мои сторонники, члены объединения «Белый поиск», не обнаружили его в 2006 году недалеко от Калининграда. Мы собрали 17 доказательств, что панели комнаты находятся именно там. Упаковка панелей была рассчитана на 150 лет, это был заказ Германа Геринга, они должны быть в приличном состоянии. Что именно за доказательства? Вообще, их надо рассматривать в комплексе. Во-первых, после войны были найдены документы командира зондеркоманд, оберштурмбаннфюрера СС Густава Виста, в которых был внешний вид бункера. Потом главный хранитель и директор художественных собраний Кенигсберга доктор Альфред Роде также свидетельствовал, что панели размещены в особо качественном глубоком бункере, а такой бункер в Восточной Пруссии был один, он на глубине 30 метров. Его по этой глубине ни с чем нельзя спутать — если 30 метров, то это он: особо качественный секретный бункер имперского назначения. Вот он и был обнаружен.
И это кажется вполне логичным: в те времена внутри завода никогда не было спокойно. Чудовищная эксплуатация работного люда, который не по своей воле был завезен в чужой и еще дикий край, полное бесправие и зависимость от хозяев порождали часто народные восстания. А заводчики же никогда не забывали о путях собственного спасения и спасения своего добра, поэтому и делали для себя подземные убежища и тоннели, которые при случае могли спасти жизнь заводским управителям. Многочисленные примеры заводских подземельных лабиринтов известны в городах Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Каменск-Уральский. Так, например, в 50-е годы прошлого века на месте старого каменского завода при строительстве корпуса «Уралэлектромаш» рабочие обнаружили свод, выложенный старинным красным кирпичом высотой около 2,5 метров. Говорили, что через этот ход можно было незаметно покинуть завод. Местные жители рассказывают, что из этого дома по ул. Загородка, 7 сто лет назад был подземный тайный ход на территорию завода. Фото: Антон Муханов, «Глобус» История четвертая. Военная Несколько раз мне приходилось слышать про подземные ходы и на территории воинской части сегодня — уже бывшей в районе Новой больницы. Бункеры здесь точно имеются, а уж выкопать подземные лабиринты стратегически важные объекты для служивых, как говорится, проблема небольшая — бери больше, бросай дальше. Кстати, самый знаменитый и мощный по размаху строительства — подземный бункер Сталина, который находится в Самаре. Его глубина 37 метров высота 12-этажного дома. В бункере есть автономная система регенерации воздуха и своя электростанция, и все это до сих пор находится в рабочем состоянии. Секретное подземелье представляет собой многоэтажное сооружение, снабженное лифтами. На самом нижнем этаже находится зал заседаний для 115 человек. Рядом — комната отдыха, предназначенная для Сталина. На верхних этажах — помещения для охраны, складов, служб технического обеспечения. Неужели в нашем небольшом городке со 120-летней историей есть подземные ходы и тайные сооружения, построенные в конце 19 — начале 20 века? Все может быть. Люди просто так рассказывать не будут. Скорее всего, это не зафиксировано в официальных документах, но на то они и тайные сооружения — их не заносили ни в какие реестры недвижимости, на планы и карты. А человеческая память слаба, она теряет факты, перенося их из поколения в поколение.
На Кубани краеведы обследовали подземный ход под Ейском
Специалист по психологии ведения войны их британского Кингз Колледжа Майкл Мартин отмечает еще одну сложность — в Газе невозможно различать военные и гражданские цели, и война ведется в трех измерениях: «Люди будут стрелять в вас сверху, с многоэтажек, а также, конечно, из-под земли… И, конечно, если вы разрушите здание, оно превратится в груду обломков, которая становится очень удобным местом для использования его как укрытия, откуда по вам откроют ответный огонь». До 2014 года Израиль только догадывался о проблеме туннелей, полагая, что они используются для контрабанды из Египта или самого Израиля. Израильтяне научились вычислять входы в подземные сооружения по сигналу смартфонов боевиков. Кроме того, военные используют дроны и тепловизоры в поиске неизвестных объектов. Под каждым из этих домов может быть туннель Фото: AFP Сможет ли Израиль уничтожить подземные коммуникации ХАМАСа В прошлом военные использовали слезоточивый газ или химические средства для того, чтобы выкурить противника из-под земли. Теперь такие методы ведения боевых действий запрещены международными конвенциями, которые Израиль нарушать не будет, чтобы не усугубить ненависть в свой адрес со стороны мусульманских стран.
Израиль уже начал бомбить туннели высокоточными бомбами, но успех таких действий не однозначен, говорят военспецы из RAND. Воевать в туннелях очень непросто.
Большая часть тамбовских подземелий была связана с православными храмами. Многие тамбовские храмы были соединены между собой системой подземных коммуникаций. К сожалению, сейчас карты подземелий Тамбова утрачены. Но все же остались живые свидетели, который еще помнят, кто и зачем ходил по подземным ходам. Сейчас все огородили, но свидетелей того, что ходы были осталось много", - рассказал житель улицы Коммунальной. Не все ходы принадлежали монастырям или использовались для того, чтобы ходить за водой. Сохранились данные, о подземных ходах, которые находятся под зданием современной поликлиники "РЖД" у железнодорожного вокзала.
В прошлом в этом здании находился публичный дом, клиенты которого имели возможность посещать это заведение посредством двух подземных ходов, которые были прорыты через площадь от железнодорожного вокзала и через улицу от подвала здания, в котором сейчас размещается ДК "Знамя Труда". По теме В Тамбове раскрывают секреты ушедших под землю домов С разрешения дирекции из подвала "Знамя труда" корреспондент "Онлайн Тамбов.
Пол в нем был выложен не кирпичом, а брусчаткой. Специалист добавил, что XIV веке на месте Ейска было поселение Бальзимаха и возможно, что подземные ходы были построены еще в те времена. Тем более, что в статье историка Тимофея Стефанова «Город Ейск. Статистико-этнографическое описание», описывающей период развития города от основания до 1880 года, нет упоминаний о строительстве подземны ходов или ливневой канализации.
Ранее про этот ход не было никаких сведений. Его открыли во время исследований на Историческом бульваре в Севастополе. Тоннель был высечен в скальной породе на четырёхметровой глубине. Учёные предполагают, что этим тоннелем пользовались солдаты, когда планировали внезапные нападения на осаждавшие город вражеские войска. Высота хода — 1,7 метра. По нему наши войска могли попадать во внутреннюю часть крепости, а также, пользуясь этим лазом, незаметно проходить по всему периметру бастиона, перебираться в ров и контратаковать врага. Оборона Севастополя 1854—1855 годов — 349-дневная оборона русскими войсками Севастополя главной базы Черноморского флота в Крымской войне. Эту оборону называют также Первой обороной Севастополя, в отличие от обороны города в 1941—1942 годах.
Под Севастополем археологи обнаружили подземный ход времён Крымской войны
Видеоролики о подземных ПУТЯХ и последние новостные статьи; ваш источник последних новостей о Подземном ПУТИ. Главная / Архив новостей. В ходе благоустройства в центре Оренбурга нашли подземный ход. В Переславле на территории монастыря XVI века найден подземный ход и потайные комнаты. Владельцы комплекса исторических зданий в Кирове нашли фрагмент тайного подземного хода по время перекладки коммуникаций. Алексей Лихачев и Петер Сийярто обсудили ход строительства атомной электростанции «Пакш-2». Если верить легендам города, то все храмы Рославля соединены подземным ходом.
Тайный подземный ход найден под бастионом в Севастополе
Тему подземных ходов исследовали два крупных учёных дореволюционной России — археолог, основатель вятского публичного музея Пётр Алабин и. И такой подземный ход в Торжке действительно был, вел он из Спасо-Преображенского собора и выходил к воде. Уже известно, что в строительстве подземного хода мог использоваться строительный раствор «хорасан» – смесь извести и толченой черепицы, отличавшаяся повышенной крепостью. По его словам, ЦАХАЛ отправил в подземный ход инженерные войска. такой производился в 1815-1845 годах. Подземный ход протянулся на 300 метров.
Подрядчик рассказал, куда ведёт подземный ход под Троицким мостом
Эти выходы будут вести к автобусным остановкам на Приморском шоссе. Длинна перехода — 240 метров. Для маломобильных пешеходов сделают лифты. Фото: пресс-служба Смольного Сейчас здесь строят железнодорожную платформу Новая Лахта, к которой и будет вести подземный переход.
И путешествовать им приходится либо по заброшенным стройкам и бомбоубежищам, либо по окрестным пещерам.
Кто-то говорит и о недостроенном метро доступ к которому, кстати, хорошо охраняется. Но, в отличие от столицы, никто не организует в Красноярске легальных походов. А вообще по городу ходит немало легенд о подземельях под центром, построенных то ли купцами, то ли кем-то еще. Правда, доказано было существование лишь нескольких.
Например, один такой ход соединял Богородице-Рождественский собор и Архиерейский дом. О нем писал настоятель собора Василий Касьянов — рассказывал в своих дневниках, что по тоннелю удобно было дойти до собора на церковные праздники, не продираясь сквозь толпу. Но собор взорвали, отстроив на его фундаменте новое здание — сегодня там заседает правительство края. Ход, может быть, даже и сохранился, только никаких современных упоминаний о нем нет.
О подземном ходе из Богородице-Рождественского собора писал его настоятель Еще один ход, а скорее, подвал, есть под Краеведческим музеем. В начале 1900-х годов, когда тоннель строили, он никуда не вел, был закончен уже в наше время и соединяет главное здание музея с соседним административным. Свои довольно запутанные подвальные переходы есть под городскими больницами. Но это уже совсем не имеет отношения к древностям.
Одна из легенд Красноярска советского гласит о существовании подземного хода между зданиями «органов» на ул. Дзержинского и краевой администрации. Но подтверждений слухам нет.
Владельцы жилища уже обратились в правоохранительные органы. Фото: Известия В Санкт-Петербурге неизвестный злоумышленник соорудил подземный ход и украл все драгоценности в одной из квартир северной столицы. Неординарный грабеж произошел в дневное время 18 мая.
Или не думать о существах, буквально вытесненных людьми с лица земли. Во многих культурах есть легенды о таких потаенных народах — от обитателей полых холмов Ирландии до русских сказаний о чуди, которая ушла под землю. Если придерживаться версий, лежащих в русле доказательной науки, придется признать, что строители подземных сооружений приложили титанические усилия. Известно, что в Средние века люди были немного ниже, чем сейчас, но эта разница не так велика, чтобы тоннели стали комфортны.
Трудно представить, каково было работать киркой в таком тесном пространстве и к тому же поднимать наружу выработанную породу. Исследователь из Верхней Австрии Йозеф Вайхенбергер в 1985 году решил повторить работу неведомых шахтеров: используя простые инструменты, прорубить тоннель, схожий со средними параметрами исторических сооружений. По его словам, труд был адским. За первый рабочий день Вайхенбергеру с помощниками удалось продвинуться всего на несколько сантиметров в глубину породы, орудуя молотками и клиньями. В конечном счете оказалось, что норма за неделю составляет примерно метр. Строителям эрдшталей приходилось работать в крайней тесноте, в условиях недостатка воздуха, часами слушая оглушающие удары возле самого уха. Тем не менее они посчитали важным пробурить такое количество ходов, планы которых напоминают путь гусеницы-древоточца. Зачем их построили Главная загадка — зачем были созданы эрдштали? Исследователи, даже те, кто посетил сотни сооружений по всей Европе и выпускает тематические издания, говорят об этом осторожно, избегая радикальных суждений. Каждое новое открытие ставит перед какими-то новыми фактами, лишая версии состоятельности — поэтому проще говорить о том, чем эрдштали, скорее всего, не являются.
Ничто не указывает на то, что это горнодобывающие или родниковые туннели. Также они были бы очень неудобным местом для постоянного проживания во всяком случае, человеческого. Вряд ли они задумывались и как кладовые — странно представить, что кто-то стал бы делать многометровый ход под землю, чтобы прятать припасы, которые куда проще держать в домашнем погребе. Может, это гробницы? Но внутри не обнаружили захоронений. Лишь в одном эрдштале в Альтфляйне нашлись человеческие кости. Однако те оказались в подземной полости, когда провалились с кладбища, расположенного над тоннелем. Версия 1: укрытие Одной из самых популярных функциональных теорий о назначении сооружений является гипотеза укрытия. Например, Вайхенбергер уверен, что это оборонительные сооружения, подобные вьетнамской системе тоннелей. Возможно, когда-то они были связаны между собой и позволяли перемещаться под землей на большие расстояния.
В пользу тезиса об укрытии говорит то, что некоторые эрдштали напрямую связаны со средневековыми укреплениями или находятся под монастырями. Контраргумент состоит в том, что даже в качестве временного укрытия в ходе военных действий эрдштали весьма неудобны: в камерах уже через несколько часов воздух становится спертым. Однако в качестве временного тайника на случай короткого набега тоннель вполне подходит. В этом случае его главным свойством должна была быть секретность. Многие эрдштали сохранили элементы, предназначенные для того, чтобы закрыться изнутри. До нас дошли средневековые упоминания о том, как жители деревень прятали в подземных норах свои семьи. Судя по письменным источникам и археологическим находкам, эти катакомбы могли использовать жители подворий, которым они принадлежали, то есть были частным бункером, а не убежищем для всей деревенской общины.