Новости происхождение праздника пасха

Празднование дня святого Георгия в апреле пришло на смену древнеязыческому празднику Парилий; День святого Иоана Крестителя (Иван Купала) пришёл на смену древнему празднику ведической Руси Купало. пройти мимо, миновало).

Пасха. Светлое Христово Воскресение

Они, правда, также пытались повернуть этот закон вспять и получать наслаждения чрез предварительное терпение страданий. Но эти философские системы не прижились и выродились в самый откроенный гедонизм, как, например, учение Эпикура. И неудивительно, поскольку страдать, чтобы потом получать удовольствие — нелепо и глупо. Как в том анекдоте, в коем некто пытается наслаждаться, лупя молотком по своим пальцам или другому месту. Вопрос: а когда же он получает удовольствие?! А когда престанет бить, — что и смешно, и глупо. Великим же постом в православии используется принцип вражды между плотью и духом. Как говорят святые отцы, если плоть процветает — то дух увядает, и наоборот, некоторое добровольное злострадание плоти приводит к расцвету духовной жизни. Что прекрасно чувствует каждый православный, когда проходит поприще Великого поста с его великолепными покаянными богослужениями, стихирами и песнопениями, начинающимися: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Итак, потеряв кое-что немногое телесно, мы благодатно обретаем весьма многое духовно. Таким образом, в целом нисколько не лишаясь, ибо не очень большая телесная скорбь с избытком покрывается радостью духовной.

Но вот проходит пост, наступает Страстная седмица, время особого воздержания и особых богослужений, особенно Страстных пятка и субботы. Так вечером в Великий Четверг совершается утреня Великого пятка, с чтением двенадцати Евангелий, в каждом из которых воспоминаются крестные страдания Спасителя. В самый же Великий Пяток совершается вечерня Великой Субботы с изнесением плащаницы. А затем в Субботу совершается чин Погребения Спасителя. Эти богослужения особенно длительны и утомительны для плоти, но необычайно трогательный для души каждого православного христианина, если он, конечно, действительно православный. Да, у нас часто во время этих служб болят ноги, но зато сколь услаждается ими сердце, сопереживая спасительным страданиям Христовым! Так что в такой ситуации нам следует помнить некоего старец, процитировавшего, правда, по другому поводу, слова Божии: «Сыне, даждь Ми твое сердце» Притч. Благодатный огонь В течение уже многих веков в Великую субботу ежегодно происходит чудо, подтверждающее истинность Православие. А именно: в Кувиклии храма Гроба Господня по молитве Иерусалимского Патриарха чудесным образом является особый Благодатный огонь. Который, по свидетельству очевидцев, вначале не опаляет, как обычное пламя.

Поэтому некоторые собравшиеся в Храме верующие как бы купаются в этом чудесном огне, окуная в него лицо, волосы, бороды и т. Сам момент появления Патриарха из Кувуклии с пучком зажжённых Благодатным огнем свечей, от которых с необычайной быстротой зажигаются свечи молящихся, и весь Храм начинает сиять этим светом, — встречается настоящим взрывом радости. Благодатный огонь Радуются сему не только в Храме, но и по всему Православному миру. Где верующие с замиранием сердца ждут сообщений или трансляций этого события. Ведь существует пророчество или предание о том, что перед концом света явление Благодатного огня прекратится — это один из самых важных признаков кончины мира. Поэтому, когда сей Огонь снова и снова возжигается, православные с облегчением выдыхают — значит, несмотря на наши тяжкие грехи, по милости и человеколюбию Божию мир еще будет существовать! Также в этот же день многочисленные посланники со всего Православного мира разносят по нему обычно, используя авиатранспорт этот чудесный огонь, хранимый в специальных светильниках. И миллионы православных верующих с радостью принимают его в свои храмы и дома. Почему это чудо подтверждает истинность именно Православия? Есть рассказ инока Парфения о том, что некогда, в древности, армяне не православные — отрицающие Четвертый и последующие Вселенские соборы подкупили турецкие власти.

Которые в Великую субботу выгнали из Храма Гроба Господня православных греков, запустив туда армян, кои таким воровским способом восхотели получить Благодатный огонь. А греки, плача, стояли со свечами вне Храма, надеясь хотя бы от армян получить эту Божественную благодать. Но несмотря на продолжительные молитвы не православных армян, эту благодать они не получили. Но грянул гром, и сей Огонь, к вящей радости православных греков, неожиданно вышел из наружной мраморной колонны Храма. Где до сих пор показывают на ней это место. При этом под влиянием сего сугубо чудесного события произошло еще одно чудо — обращение турецкого воина Омира в христианство. Который, непрерывно прославляя Христа, спрыгнул с большой высоты к православным, но не разбился. Так как мраморный пол под его ногами стал мягким, как воск, и на нем отпечатались стопы Омира: «я сам их видел и осязал», — свидетельствует инок Парфений. А Омир стал христианским мучеником, крестившимся своею кровию, ибо турки отсекли ему голову, а тело сожгли. Но православные собрали его кости, которые в качестве мощей находятся в одном из монастырей.

Несмотря на столь явное чудо схождения Благодатного огня и множество, как древних, так и нынешних свидетельств о нем, до сих пор не прекращаются попытки опровергнуть или, по крайней мере, опорочить сие чудо. Одной из наиболее последних и одиозных таких попыток были нелепые бредни известного Андрея Кураева о какой-то «зажигалке» Иерусалимского Патриарха… Нам нет смысла опровергать эти кураевские глупости. Достаточно сказать, что они вызвали повсеместное неприятие и возмущение православных. Празднование Пасхи Но вот отходит Великая суббота, совершается последняя скорбная служба Страстной седмицы — пасхальная полунощница, и начинается праздничное пасхальное богослужение, исполненное неизреченной пасхальной радости! В эти светлые дни, казалось бы, прекращается извечная вражда плоти и духа, и даже плоть вместе с духом радуется Воскресению Христову! Ибо после долгого поста происходит разговение, ставшее своего рода обрядом. Когда после длительного воздержания обычная скоромная пища приобретает особый, неповторимый вкус, неизвестный неверующим. Когда супруги, добре постившиеся, воздерживающиеся в течение поста от плотского соития сходятся после Светлой седмицы вместе. И снова бывают как жених и невеста в первую брачную ночь… Но это бывает только у тех, кто действительно подвизался постом, кто в течение его сраспинался со Христом. Ибо кто постом не сраспинался со Христом, тот в Его Воскресение с Ним и не совоскреснет!

Помню, что когда я, еще молодой священник только начинал служить в своем храме, то обратил внимание на один казус, бывающий на каждую Пасху. Перед пасхальным богослужением перед храмом собиралась маловерующая молодежь. Они много шутили, смеялись, подбадривали себя алкоголем и, возможно, наркотиками. И вначале я не мог понять, зачем они здесь и чего хотят, — но потом понял. Где-то в глубине души они чувствовали, что атеизм их жестоко обманул. Потому что сейчас в храме верующим будет дана пасхальная радость, превосходящая всякое земное наслаждение.

День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным и счастливым днём для всех людей. Пасхальная радость выражается в том, что люди ходят друг к другу в гости, обмениваются куличами, крашеными яйцами и «христосуются» — дружески обнимают и целуют друг друга.

Именно поэтому первое, что надо произносить, в день Пасхи, когда видите кого-то: «Христос воскресе! Ходили к родственникам в гости, особенно к старшим. Гостей усаживали за пасхальный стол, который был роскошным, обильным и очень нарядным. Слайд 22. Символ Пасхи — яичко. Гости приносили с собой крашеные яйца. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла. Яичко стало символом Пасхи, символом зарождающейся жизни, потому что Иисус Христос возродился к новой жизни из гробницы. А из скорлупы яйца рождается новая жизнь.

Прикасаясь к земле, оно пробуждало вечную нашу кормилицу ото сна. Яйца раньше красили только в красный цвет, так как красный цвет означает кровь, которую пролил Иисус Христос на кресте, отстаивая жизнь людей. Слайд 23. Символ — творожная пасха. Это творог со сливками или сметаной, выложенный в виде пирамиды. Её форма напоминает форму горы, на которой был распят Иисус Христос. Также подавалась на стол, её помещали в специальную деревянную посуду — пасочницу.

Они говорили одна другой: «Подруги, пойдёмте! Помажем благовониями Тело, источающее жизнь и погребённое, — лежащую во гробе плоть Того, Кто поднимает павшего Адама.

Идём, поспешим, как волхвы, поклонимся и принесём в дар миро Обвитому не пеленами, а погребальным полотном, и, плача, воскликнем: "О, Владыка, подающий воскресение падшим! Кроме Тебя иного не знаем и имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся Святому Христову воскресению, ибо через Крест пришла радость всему миру. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо Он, претерпев распятие, Своею смертью победил смерть. Иисус, воскреснув из гроба, как и предсказал, дал нам жизнь вечную и великую милость. Песнь 7 Ирмос: Избавивший некогда отроков из печи Дан. Это — Единый Бог отцов, благословенный и препрославленный Мк. Умудрённые Богом женщины вслед Тебе спешили с благовонным миром. Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало иной, вечной, жизни и в восторге воспеваем Виновника [37] происшедшего — Единого Бога отцов, благословенного и препрославленного Ос.

Поистине священна и достойна всякого торжества эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного Дня Воскресения, в которую Вечный Свет во Плоти для всех воссиял из гроба Ин. Песнь 8 Ирмос: Это — знаменитый и святой День, единственный, Царь и Господин всех суббот [39] , — праздник из праздников и торжество из торжеств! В этот День будем благословлять Христа во веки. Придите в славный день Воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки Мф. Оглянись вокруг себя, Сион, и посмотри: вот стеклись к тебе — как дивно сияющие звёзды — от запада, севера, юга и востока дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки Ис. В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все века Мф. Песнь 9 Диакон поёт запев: Прославляет душа моя воскресшего в третий день из гроба Христа, Подателя жизни. Торжествуй ныне и веселись, Сион. Тропарь: О, как божественно, любезно и пресладостно Твоё слово, Христе!

Ты неложно обещал с нами быть до кончины века Мф. Имея это обещание как опору надежды, мы, верные, радуемся. Запев: Мария Магдалина прибежала ко гробу и, увидев Христа, стала расспрашивать Его, приняв за садовника. Тропарь: О, Христос! Ты — наша Великая и Священнейшая Пасха! О, Премудрость, Слово Божие и Сила! Удостой нас совершеннейшего единения с Тобою в вечно светлый день Твоего Царства 1Кор. Запев: Ангел возгласил Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив всех умерших».

В качестве заключительного песнопения вновь повторяется ирмос «Светись, светись, Новый Иерусалим... Но, как бы то ни было, в храмах в день Праздника праздников читается начало книги Деяний Святых Апостолов, и уже в силу своего особого положения в ряду прочих апостольских чтений оно достойно внимательного прочтения и размышления. Начиная вторую часть своего труда то есть Книгу Деяний , евангелист Лука в кратких словах обобщает происходившее в течение сорока дней после того раннего утра, когда пришедшие к месту погребения распятого Иисуса Христа женщины увидели, что гроб, место смерти, — пуст. Его нет здесь», — услышали они Лк. Непостижимая весть! Но именно она в скором времени ляжет в основу христианской проповеди спасения. Апостольская весть повернёт ход мировой истории. Но для того, чтобы апостолы могли стать свидетелями Воскресения «и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли», им самим надо было уверовать в реальность свершившейся победы над смертью. Естественным образом уверовать в это было практически невозможно.

Требовалось сверхъестественное воздействие, убеждающее и неоднократное. Одной ангельской вести возле пустого гроба было недостаточно. Необходима была встреча с живым Господом Иисусом Христом. И вот Он является Своим ученикам и говорит с ними о Царствии Божием. Мы редко задумываемся над тем разочарованием, которое постигло учеников Иисуса Христа в день Его крестной смерти. Вид креста для нас стал чем-то обычным: крест лежит на престоле и стоит за престолом, он увенчивает здания храмов, изображается на знаменах, изготавливается из золота, серебра, украшается драгоценными камнями, носится как нательный крестик и как наперсный крест. И мы с трудом можем представить себе тот ужас, который в древности вызывал вид креста. Даже слышать о кресте, — писал Цицерон, — унизительно для римского гражданина и вообще для свободного человека. Только на этом фоне мы можем понять, насколько абсурдным для античного мира казалось утверждение, будто некто распятый является Господом и Богом, и что Его смерть возвещается миру как спасительное событие!

Но соблазном то есть скандалом крестная смерть Иисуса Христа была не только для Античного языческого мира, если он вообще о ней думал. Соблазном она была и для тех, кто сопровождал Его до Гефсимании, и кто совсем не был готов к такому концу. В ночь ареста все ученики разбежались. Оно началось уже с предсказаний Иисуса Христа о Его страстях. На пути в Иерусалим ученики никак не могут понять Его. Трижды говорит Он ученикам о том, что Ему предстоит. Каждый раз всё более открыто. Но слух учеников был замкнут. Их занимали совсем другие проблемы, проблемы земной славы и власти Мк.

То, что происходило потом, лучше всего предсказал Сам Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне букв. Они бежали не только из охватившего их естественного страха. Страсти и смерть Иисуса Христа были для них соблазном, разрушившим их надежду и веру. Теперь все их надежды рухнули. И вдруг — потрясающие до глубины души откровения, выходящие за пределы привычного земного опыта явления Самого Воскресшего, те явления, о которых скупо говорит евангелист Лука в первых строках Деяний Святых Апостолов. Свидетели явлений ощущали не то, что доступно естественным чувствам всякого человека в любое время, не то, что постоянно повторяется и может быть проверено опытом. Нет, Апостолы видели то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» 1Кор. То, что испытали тогда апостолы, мы, не разделившие с ними их переживания, не можем полностью и постичь. Много позже Апостол Павел описывает свою встречу с воскресшим Христом и сравнивает свой опыт обращения с явлением света в первый день творения: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» 2Кор.

Славу Божию увидели все, кому являлся Воскресший Христос. Поэтому они не могли оставаться сторонними наблюдателями. Теперь они были уверены, что от любви Божией, которая явилась в Иисусе Христе, не может отлучить «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» Рим. Однако способность к свидетельству пришла не сразу вместе с радостью встречи с живым Воскресшим. И об этом тоже говорит наш отрывок из книги Деяний. Апостолам до их свидетельства миру было велено ждать крещения Святым Духом. Ибо даже теперь они всё ещё были погружены в мечты о земной славе и власти, правда, уже не личной, но о славе и власти царства Израиля. Они спрашивают, не настало ли время, когда Израильское царство будет восстановлено вот Им, Иисусом Христом, Который здесь, живой, возлежит с ними за трапезой. Действительно, центральное место в проповеди Спасителя занимало Царство Божие.

Но Он понимал его совсем не так, как Его ученики, которые ждали того дня, когда Бог вмешается в историю и обеспечит Израилю независимость и то высокое положение, какое он занимал в мифологизированное время великих царей древности. Царство мыслилось ими в политических категориях. Апостолы спрашивают о том, когда, где и кто восстановит царство. Воскресший Иисус отклоняет их мечтательные предположения. В день Пятидесятницы они примут силу Святого Духа и станут Его свидетелями, продолжателями Его дела, царственным священством, проводниками воли Божией на земле, осуществляющейся в Церкви. Об этом им заповедано молиться: «Пусть придёт Царство Твоё; пусть осуществится воля Твоя — как на небе, как и на земле». По слову Господа апостольское свидетельство достигло пределов земли. Оно достигло и нас. И мы поверили ему и приняли силу Святого Духа в нашем крещении.

На Пасхальной Заутрене мы слышали ангельскую весть о пустом гробе и победе жизни над смертью. Христос Воскресе! Ночь позади, солнце взошло и принесло новый день, в котором смерть и боль разлуки не являются последней и окончательной властью. Это и есть день того Царства, о котором Воскресший говорил с апостолами, являясь им после Своего воскресения. Пасха Христова, 27 апреля 2008 г. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу или периоду , длящемуся большую часть первого полугодия в среднем — с февраля по июнь. Пасхальный цикл — это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения Пасха. Его продолжительность — восемнадцать недель. Его продолжительность — семь недель.

Праздничный период включает в себя: 1 День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2 последующие шесть недель до Троицы Пятидесятницы и 3 одну неделю после Троицы праздник «Всех святых».

Сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Так Ветхий Завет между Богом и людьми остался в прошлом. Не потому что Иисус отменил его, «не отменил, но исполнил». Бог заключил с людьми новый «договор», согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя [2]. Христиане радуются об освобождении из «духовного Египта», царства смерти и греха и о переходе в другую жизнь.

Иисус Христос отворил двери ада и избавил человечество от вечных мук за грехи людей. Празднование в наши дни Болгарские пасхальные яйца ручная роспись 2009 Главная подготовка к Пасхе для христианина заключается в соблюдении Великого поста. Великий пост ведёт их к Пасхе. Самое главное во время поста — не только воздерживаться от определённого типа пищи, но примириться с обидчиками, молиться [2]. Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается богослужение в полночь полунощница перед празднованием Пасхи. Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди [3].

Триодь постная от греч. Она охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая Великой субботой [4]. Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего сынов Израиля в ночь перед выходом их из Египта подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная жертва, показывающая Крестную Жертву Христа. В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг плащаницы, после чего священник, подняв её на главу, уносит Ликом к востоку в алтарь через Царские врата. Плащаница укладывается на Престоле, после чего вокруг него совершается каждение [3].

Каждение — образ молитвы. Как дым легко возносится вверх, так и наша молитва должна устремляться к Богу. Когда священнослужитель кадит престол, иконы и другие священные предметы, он воздает Богу и святым подобающую честь.

Всё сложно: как определяют дату Пасхи

Контент доступен только автору оплаченного проекта Связь традиций пасхального стола с христианскими обрядами Исследование взаимосвязи между традициями пасхального стола, приготовлением блюд и христианскими обрядами, объяснение символического значения пасхальных блюд и яиц. Контент доступен только автору оплаченного проекта История обмена подарками на Пасху Рассмотрение исторических корней обмена подарками на православной Пасхе, эволюция обычаев и их значение для верующих и праздничной культуры. Контент доступен только автору оплаченного проекта Традиции и значения пасхальных яиц Анализ символики и традиций, связанных с пасхальными яйцами, их роль в праздничном обряде, история крашения яиц и их значение для православных христиан. Контент доступен только автору оплаченного проекта Роль Николая Сторера в формировании пасхальных традиций Исследование вклада Николая Сторера, повара польского короля, в формирование традиций пасхального стола, куличей и крашеных яиц в России.

Контент доступен только автору оплаченного проекта Тенденции обмена подарками на Пасху Исследование современных тенденций обмена подарками на православной Пасхе, изменения в предпочтениях подарков и их соответствие традиционным обычаям.

В нашей славянской культуре и раньше был особенный день — праздник прихода весны, зарождения жизни, который встречали в конце марта или в начале апреля, когда природа начинала пробуждаться после зимы. Были и свои ритуалы. Среди мужчин было принято разжигать огромные костры, дабы задобрить Солнце и получить его благосклонность.

А женщины избирали наиболее красивую девушку, раздев ее, поливали родниковой водой, украшали травами, в волосы вплетали цветы, этот ритуал заканчивался тем, что «весенняя богиня» обходила с плугом всю деревню, таким образом, наделяя землю плодородием, побуждая к жизни растительность. Праздновать Пасху на Руси стали сразу после того, как князь Владимир Красное Солнышко крестился сам и крестил наш народ. Мы знаем, что не все русские люди с восторгом приняли новую религию, они некоторое время боролись за свое право остаться язычниками и продолжали праздновать народные праздники, но со временем они прониклись христианством. Хотя, празднование Пасхи, как и многие другие праздники христианства, зачастую сопровождаются языческими обрядами, ритуалами, сохранившимися с далеких дней, которые с истинной верой не имеют ничего общего.

Но, история праздника Пасхи в рамках всего мира, имеет еще более глубокие корни. О тех событиях можно прочитать в книге Ветхого Завета. Праздник Песах отмечали в древности представители еврейского народа, после того, как Моисей вывел их из Египта. Если дословно перевести название праздника с древнееврейского языка, это означает «Избавление».

Конечно, тот христианский праздник не стоит напрямую связывать с освобождением иудеев. История, традиции Пасхи католиков, протестантов, православных связаны с событиями Нового Завета и основным смыслом является — торжество жизни над смертью, что подтвердилось бессмертием Иисуса Христа, который воскрес после распятия. В католических и протестантских странах празднуют Пасху чуть раньше, чем в России, потому что в православии время отсчитывается по григорианскому календарю, а точкой отсчета служит весеннее равноденствие. Пасха приходится на первое воскресенье, наступившее за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия.

День празднования Пасхи — плавающий, без конкретной даты. Поэтому, чтобы знать, когда в этом году будет отмечаться Пасха, верующие смотрят православные календари. Чтобы соблюсти все традиции праздника Пасхи составляют пасхалии. Все знают, что последняя неделя, наступающая перед Пасхой, называется «Страстной», она посвящена тем страданиям, которые Иисус Христос претерпел за людской род.

На нее приходятся самые строгие дни поста, во время которых, верующие питаются только хлебом и водой, не веселятся, не развлекаются, а лишь молятся о прощении их грехов. Вместе с отказом от радостей жизни и животной пищи, люди готовятся к величайшему церковному празднику. В Страстную неделю по традиции принято убирать дома, выбрасывать все лишнее, отдавать бедным вещи, которые вы уже не носите. В Чистый четверг обязательно проводится генеральная уборка, причем как физическая, так и духовная.

В четверг христиане мылись на рассвете в ручье, чтобы смыть все грехи, накопленные за год. А пятницу выделяются под выпечку куличей и покраску пасхальных яиц. Почему появилась традиция на Пасху печь куличи и красить яйца и что она означает? Главными пасхальными символами праздника являются крашеные яйца и куличи.

По традиции их предварительно нужно освятить в церкви.

Музей Пио-Кристиано , Ватикан Праздник Пасхи существовал уже при апостолах и первоначально был посвящён воспоминанию смерти Иисуса Христа, поэтому сначала на всём Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, согласно Евангелию от Иоанна и мнению древнейших отцов церкви Иринея, Тертуллиана, Оригена , последовала крестная смерть Иисуса Христа [2]. Праздник Пасхи был главным из церковных праздников с самого начала существования христианской Церкви [17].

В некоторых ранних источниках говорится о том, что пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа « Пастырь Ермы », III,V:1 , а воскресенье — днём радости Тертуллиан , «De corona mil. Эти еженедельные празднования были более торжественными, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Иисуса Христа [2]. В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами , в I веке н.

Иероним, Толк. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы — то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принял характер ежегодного во всех церквях.

В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов [18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова.

В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20]. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20]. Также на уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций поместных церквей. Возник « пасхальный спор » между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели.

У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось [21]. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.

Споры о способе расчета даты Пасхи продолжались веками. Второй «раскол» произошел в 1582 году, когда католическая церковь перешла на григорианский календарь предложенный в том же году папой Григорием XIII , а православная продолжила использовать юлианский календарь введен в 45 году до н. Как рассчитывают дату православные и католики? Как уже упоминалось, общее правило определения даты такое: Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия 20 марта. Но не все так просто. Под полнолунием и равноденствием в данном случае подразумеваются не астрономические явления, а даты, которые необходимо рассчитывать.

Для определения дня Пасхи используются так называемые пасхалии — специальные методики расчета. Католики используют григорианскую, а православные придерживаются александрийской. Как и следовало ожидать, в первом случае используется григорианский календарь, во втором — юлианский в современной России его еще называют «старый стиль». Если не углубляться в детали, то достаточно сказать, что в настоящее время юлианский календарь «отстает» от григорианского на 13 дней.

Праздник Светлой Пасхи: история, обычаи и символы

Па́сха (др.-греч. πάσχα и лат. Pascha, от сир. ܦܨܚܐ; др.-евр. ‏פֶּסַח‏‎ [ˈpʲesəx]), также Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ). Пасха, или Светлое Христово Воскресение, – главный праздник православных христиан, именно в его честь назван последний день недели. Пасхальный кулич ведет свое происхождение от византийского артоса – хлеба, который пекли из кислого теста в субботу перед Пасхой, освящали, ставили в храме, а после службы делили между прихожанами. Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница) и другие. Традиции же праздника Пасха возникли не в один день и не сразу за воскрешением Христа.

История православной Пасхи

В статье подробнее расскажем, когда Пасха в 2024 году, что это за праздник и какое у него значение. Пасха в 2021 году: когда отмечается, даты празднования православной пасхи в 2021 году. Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей. По одной теории, название праздника происходит от еврейского слова «песах», то есть еврейской Пасхи, которая посвящена истории избавления Израиля от египетского рабства. Происхождение праздника Пасхи, его значение, смысл пасхальных обрядов и символов. русский православный богослов, заслуженный профессор Московской.

Пасха, Светлое Христово Воскресение — суть праздника, история, традиции, приметы

Традиции же праздника Пасха возникли не в один день и не сразу за воскрешением Христа. Наш праздник Пасха на поверку оказался не таким уже и христианским, а скорее наоборот – вовсе не христианским. Традиции гласят, что на Пасху и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». Основные мысли празднования Пасхи остались неизменными до наших дней: в пятницу объявляется день скорби после распятия Христа, в воскресенье объявляется праздник в честь его воскрешения.

Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника

Затем благодатный огонь доставляют во все церкви православного, коптского, сирийского и армянского обряда, многие верующие так же зажигают свечи и уносят частичку огня домой, согласно традиции огонь должен гореть весь год. На народных гуляниях немцы любят разжигать большой костер, причем не только рядом с храмами, но и на улице. Этот костер символизирует сжигание зимы, уход холодов и наступление теплого периода. Во многом этот обычай напоминает славянскую Масленицу. Теперь можно перейти к еде… Кулич имеет очень древнее, еще дохристианское происхождение. Выпекание круглого хлеба удлиненной формы в честь мужских богов плодородия — достаточно древний обычай, распространенный в том числе и на славянских территориях. Кулич, сверху политый белой глазурью и окрашенные яйца могли символизировать семяизвергающий мужской половой орган. Остатки таких традиций можно обнаружить в разных уголках мира, в частности, в Каталонии и на Сицилии, где такая «символическая кулинария» на редкость спокойно воспринималась церковью даже в Средние века.

Слово «артос» с греческого буквально переводится как «хлеб». Согласно преданию, после вознесения Христа апостолы оставляли для него часть хлеба — как будто он трапезничал с ними и незримо присутствовал. Затем хлеб делился между участниками. Сейчас артос так же освещают и в Светлую субботу раздают прихожанам. При этом куличи, пасхи и крашенные яйца, которые приносят прихожане, не освещают, а благословляют. Это большая разница, потому что, если бы яйца освещали, скорлупу от них нельзя было бы выбрасывать. Специфическим, чисто пасхальным блюдом является творожная «Пасха».

На юге России и в Украине этим словом называют кулич, а обычай готовить по специальному рецепту творожную массу на праздник Воскресения существует только в центральной и северной России. Считается, что это блюдо является символом Голгофы — холма на котором был распят Иисус. Однако, поскольку творожная пасха имеет узкий ареал распространения в христианском мире многие этнографы считают, что вероятнее всего этот кисломолочный продукт был частью более древнего локального языческого славянского праздника, посвященного богам плодородия. Самым универсальным, характерным практически для всех христианских стран пасхальным угощением являются крашенные яйца. Яйцо — один из древнейших образов рождения жизни из небытия и воскресения — ведь из мертвой скорлупы вылупляется живой цыпленок. Именно поэтому во многих культурах космогонический миф, то есть миф о творении мира, рассказывает о происхождении неба и земли из скорлупы яйца или мира небесного и подземного , а жизни — из желтка. Этот миф присутствует у египтян, где на холме Бен-бен великий гусь Гагатун сносин яйцо; из желтка, плавающего в водах мирового океана рождается индийский бог демиург то есть создатель мира Брахма, из мирового яйца вылупляется китайский первопредок людей Пань-Гу, в знаменитом карельском эпосе Калевала утка так же сносит яйцо, даже всем известная курочка Ряба по мнению некоторых ученых является рудиментом древнего мифа о творении мира.

Яйцо, наряду с кроликом является древнейшим символом плодородия, рождения и воскресения. В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения , а красный цвет символизирует кровь распятого Христа и его багрянородность, то есть царское происхождение. По преданию после Вознесения Иисуса Христа Мария Магдалина направилась к римскому императору Тиберию и за обедом заявила ему, что Христос воскрес из мёртвых. Император не понял, тогда Мария взяла в руки яйцо со стола, чтобы показать это на практике. Тиберий сказал ей, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо стать красным, после чего яйцо окрасилось в красный цвет. Считается, что яйцо, благословленное на Пасху, охраняет дом, многие верующие и сегодня оставляют одной яйцо в холодильнике и не выкидывают до следующей Пасхи в надежде на защиту свыше. Но это уже имеет отношение не к религии, а к бытовой магии.

В западных странах существует традиция, когда шоколадные яйца прячут от детей, а последние должны их отыскать. В Европе и Америке вообще шоколадные яйца постепенно вытесняют традиционные крашенные. Анна Карасева: Традиционные пасхальные игры как раз связаны с яйцами: это катание яиц и битки. У христиан катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Христа. В Америке яйца катают ложками по траве, наподобие игры в гольф. Славянская и германская пасхальная игра, заключается в скатывании пасхальных яиц с небольшой горки или по специальным дорожкам, шиферным листам. На желоб кладется длинное узкое покрывало, если яйцо укатывается за пределы покрывала — игрок выбывает.

Для продолжения участия в игре яйцо должно задеть другие яйца, но не разбить их. Все задетые яйца достаются игроку, который их так же скатывает с импровизированной горки. Выигрывает тот, у кого останется последнее яйцо. Однако у этой игры есть вариации. Катание яиц 1 Рис.

Ветхозаветная Пасха знаменовала избавление еврейского народа от египетского рабства, а слово «пасха» по-древнееврейски означает «исход», «избавление». Новозаветная, христианская Пасха была установлена апостолами вскоре после крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом. Это - праздник победы над смертью.

Первоначально Новозаветная Пасха посвящалась воспоминанию о смерти Спасителя. Во II веке время и чин праздника устанавливается в Христианской Церкви. И только к V веку Церковь разработала правила и сроки празднования Пасхи, упорядочила обряды и каноны и окончательно утвердила их на своих Вселенских соборах на все времена. Было установлено, что христианская Пасха - это праздник Воскресения Христова и празднуется отдельно от иудейской в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому Пасха - праздник переходящий, исчисляемый на каждый год. Прейдя на Русь из Византии, христианство принесло и празднование Пасхи. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название Велик день.

Во времена Ветхого Завета кровь агнца стала символом освобождения от смерти. Пасхи и куличи Пасху делают из сладкого творога.

Придают ей форму усеченной пирамиды. Она символизирует гроб Господень. Ее украшают изображениями копья, креста и буквами «ХВ», что означает Христос Воскресе. Творожную пасху со времен Нового Завета ставят на стол вместо пасхального агнца. Она символизирует то, что вместе с Ветхим заветом ушли традиции кровавых жертвоприношений на пасху. Кулич это высокий, круглый хлеб, выпекаемый из сладкого дрожжевого теста, сверху облитый белой глазурью. В него добавляют изюм, цукаты, орехи. Он олицетворяет хлеб, который Христос делил со своими учениками в ночь перед казнью, переход от Ветхого Завета к Новому. Пасхальный кулич говорит о том, что двери дома открыты для Спасителя.

Благодатный огонь Во время пасхальной службы в храмах рядом с алтарем ставят большую свечу. Она — символ Христа, а ее огонь символизирует его воскрешение. После окончания праздничной службы и обряда освящения пасхальной пищи от благодатного огня верующие зажигают свечи. Несут их в свои дома. Это действие — знак духовного очищения и принятия жертвы Христа. Пасхальное деревце Наряжать на Пасху деревья, растущие на улице, было принято в Европе. В России яблоками, сладостями и искусственными цветками наряжали вербу и возили ее в санях во главе праздничного шествия. После его окончания ветки раздавали народу. Ими украшали дома.

Сейчас обычай наряжать пасхальное дерево возродился. Пасхальные традиции и обычаи в России Пасху в России всегда считали днем великой радости. С ее празднованием связаны ритуалы, обряды. Освещение яиц и кулича В Великую субботу и утром в Пасхальное Воскресенье в храмах святят продукты. Идя на праздничную службу, верующие кладут в корзину кулич и несколько крашенок. Освященной едой разговляются после Великого поста, крашеные яйца принято раздавать как милостыню. Христосование В Светлое Воскресенье принято гулять и ходить в гости. При встрече дарят писанки. Дарящий произносит пасхальное приветствие — «Христос Воскресе!

Принимающий подарок отвечает «Воистину Воскресе! После этого христосуются — целуются троекратно. Другие народные обычаи на Пасху На Пасху народ катал «крашенки» по специальным лоточкам с желобами. Игроки поочередно скатывали яйца. Победителем считался тот, чье яйцо оставалось целым. Битую писанку он забирал в качестве добычи. Праздничный стол на Пасху Подготовка праздничного стола длится несколько дней. В Чистый четверг и Страстную субботу пекут куличи, варят и раскрашивают яйца. В Светлое Воскресенье на стол ставят не менее 40 блюд по числу дней Великого Поста.

Пасхальный крестный ход Во главе крестного хода идет священнослужитель, несущий крест. Начинается шествие незадолго до 00:00 часов в ночь с субботы на Светлое Воскресенье. Верующие трижды обходят храм. Двери в него закрыты.

Как рассчитывают дату православные и католики?

Как уже упоминалось, общее правило определения даты такое: Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия 20 марта. Но не все так просто. Под полнолунием и равноденствием в данном случае подразумеваются не астрономические явления, а даты, которые необходимо рассчитывать. Для определения дня Пасхи используются так называемые пасхалии — специальные методики расчета. Католики используют григорианскую, а православные придерживаются александрийской.

Как и следовало ожидать, в первом случае используется григорианский календарь, во втором — юлианский в современной России его еще называют «старый стиль». Если не углубляться в детали, то достаточно сказать, что в настоящее время юлианский календарь «отстает» от григорианского на 13 дней. В связи с этим возникают расхождения. Из-за особенностей алгоритмов о них — ниже , по которым рассчитывается точный день праздника, разница между датами католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо четыре, либо пять недель, либо они совпадают.

История Пасхи

Музей Пио-Кристиано , Ватикан Праздник Пасхи существовал уже при апостолах и первоначально был посвящён воспоминанию смерти Иисуса Христа, поэтому сначала на всём Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, согласно Евангелию от Иоанна и мнению древнейших отцов церкви Иринея, Тертуллиана, Оригена , последовала крестная смерть Иисуса Христа [2]. Праздник Пасхи был главным из церковных праздников с самого начала существования христианской Церкви [17]. В некоторых ранних источниках говорится о том, что пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа « Пастырь Ермы », III,V:1 , а воскресенье — днём радости Тертуллиан , «De corona mil. Эти еженедельные празднования были более торжественными, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Иисуса Христа [2]. В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами , в I веке н. Иероним, Толк. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы — то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принял характер ежегодного во всех церквях.

В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов [18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20]. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20]. Также на уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения. В скором времени стало заметным различие традиций поместных церквей.

Возник « пасхальный спор » между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось [21]. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.

Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху Песах , как освобождение от египетского плена. Фото: italia-facile.

Спустя много веков после Исхода на израильской земле родился Иисус Христос. Когда ему исполнилось 30 лет, он вышел на проповедь, уча людей заповедям Божьим. Спустя три года он был распят на кресте, на горе Голгофе. Произошло это после праздника еврейской Пасхи в пятницу. А в четверг была тайная вечеря, где Христос установил таинство евхаристии, представив хлеб и вино, как свои тело и кровь. Как и ягнёнок в Ветхом завете, Христос был принесен в жертву за грехи мира, а его кости также не были сломлены. В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й день месяца нисана март — апрель , на какой бы день недели ни приходилось это число.

Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII. Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия. Традиции Главными атрибутами Пасхи считаются сдобные куличи, которые символизируют церковь; крашеные яйца символ вечной жизни и чуда Воскресения ; Благодатный огонь и крестный ход. Куличи и яйца принято освещать в церкви в Великую субботу. Пасхальный крестный ход начинается в полночь при наступлении воскресенья. Перед этим звонят колокола, затем в храмах открываются царские врата и начинается крестный ход, по окончании которого поют тропарь: «Христос воскрес из мертвых! Согласно преданию, этот обычай идет еще от апостолов. Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица.

Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т.

Семьи рабов, евреев, не пострадали. Перед исходом из Египта евреи совершили прощальную трапезу и отправились в землю Обетованную, землю, которую им обещал Бог. Они перешли топи, зыбучие пески побережья Красного моря и оказались в пустыне. Колесницы фараона, на которых египтяне пытались догнать рабов, утонули в море. С тех пор, в память об этом событии, евреи готовили ягнёнка с горькими травами в честь праздника Песах [2]. Сам Иисус тоже праздновал Пасху. Накануне того, как Его схватили, накануне мытарств, которые мы вспоминаем на Страстной неделе , и казни на Голгофе, Он собрал в Иерусалиме своих учеников и совершил с ними «Пасху законную» по всем законам того времени. Но в этот день прозвучали важные и новые для будущих христиан слова: «Примите, едите, сие есть тело Моё, за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов.

Сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Так Ветхий Завет между Богом и людьми остался в прошлом. Не потому что Иисус отменил его, «не отменил, но исполнил». Бог заключил с людьми новый «договор», согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя [2]. Христиане радуются об освобождении из «духовного Египта», царства смерти и греха и о переходе в другую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада и избавил человечество от вечных мук за грехи людей. Празднование в наши дни Болгарские пасхальные яйца ручная роспись 2009 Главная подготовка к Пасхе для христианина заключается в соблюдении Великого поста. Великий пост ведёт их к Пасхе. Самое главное во время поста — не только воздерживаться от определённого типа пищи, но примириться с обидчиками, молиться [2]. Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается богослужение в полночь полунощница перед празднованием Пасхи.

Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди [3].

Так как на Руси христианство не является исконной религией, а было насильственно установлено в конце первого тысячелетия н. Именно одним из многочисленных ритуалов славянского язычества, являлось приношение богам яиц. Приносились, разумеется, не только яйца, но и другие съедобные продукты. Яйцо с одной стороны являлось минимальным даром многочисленным идолам, а с другой могло исполнять символическую функцию. Уже гораздо позднее, чем христиане столкнулись с этим языческим ритуалом, была придумана нелепая история о яйце, которое Мария преподнесла Императору. История эта, кстати, свидетельствует о духовном и интеллектуальном обнищании людей, её сочинивших, так как представляет собой вялую, слабоумную и неудачную попытку явно искусственным образом включить языческий ритуал в мифологический сюжет христианства. Ну подумайте сами, какое отношение имеют крашенные куриные яйца к Иисусу Христу? На примере с Пасхой видно, что этот праздник заимствован в несколько этапов и в разных местах. Для начала заимствовали у семитов название праздника и систему его вычисления по лунному календарю.

Далее заимствовали у греков и римлян содержание и смысловую нагрузку самого праздника. И уже только потом набрали различных языческих ритуалов. Чтобы веселей было.

Праздник Светлой Пасхи: история, обычаи и символы

Празднование Пасхи. Пасхальное богослужение. Когда в 2024 году православные верующие отмечают Пасху, каковы традиции, символы и приметы праздника — в материале «Вечерней Москвы». Пасхальный кулич ведет свое происхождение от византийского артоса – хлеба, который пекли из кислого теста в субботу перед Пасхой, освящали, ставили в храме, а после службы делили между прихожанами. Слово «Пасха» происходит от еврейского «Pesah», указывающего на праздник, о котором мы узнаем из Ветхого Завета. В пасхальном тропаре, который читают во время праздника Пасхи, есть слова: «Иисус воскрес из мёртвых, смертию смерть поправ». История происхождения пасхального кулича насчитывает около 4 тысячелетий.

Пасха - история праздника

Православная Пасха в России остаётся главным праздником для всех верующих. Расскажите ребёнку его историю, поиграйте в особые пасхальные игры, создайте необычные поделки и подарите детям подходящие случаю подарки. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Праздник Воскресения Христова – Пасха в России – 5 мая 2024 года, расписание богослужений, что говорить и как отвечать, приметы, что нельзя делать. Наш праздник Пасха на поверку оказался не таким уже и христианским, а скорее наоборот – вовсе не христианским.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий