Новости слово украина когда появилось впервые в истории

В России появилась первая биография обличителя украинского сепаратизма – Николая УльяноваЕё автор питерский историк Петр Базанов рассказал изданию , почему уроженец Северо-Запада России увлекся украинским вопросом.

Главное меню

  • Читайте также
  • Историческая справка о происхождении и употреблении слова «украинцы»: deda14 — LiveJournal
  • Владимир Точилин • История названия Украина
  • Как и когда появилось слово Украина?

Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы".

Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы" Как и когда появилось слово"Украина"? В конце XVI — первой половине XVII в. словом «Украина» в узком смысле слова также стали обозначать земли Среднего Поднепровья — центральные области современной Украины. " Термин "Украина" впервые появляется в летописи 1187 года и означает княжество, страну. Впервые название Украины как независимого государства появилось на политической карте мира в 1917 году. Именно с этого документа можно вести историю употребления слова «украинцы» в этническом смысле.

Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы".

В течении трех лет верхушка казатчины прилагала все силы, чтобы государственность была сохранена, но оказалась перед неизбежностью опять оказаться под Речью Посполитой. Необходимо было найти себе других союзников. Было принято решение заключить договор с Московским царством. Вместе С Россией удалось противостоять полякам. В 1667 году Андрусовское перемирие украинские земли были поделены, граница пролегала по р. Правый берег отошел Рече Посполитой, левый — Московскому царству, который назывался Гетманщина и управлялся старшиной. После войны с турками с 1768 по 1774 годы к ней отошли территории Крыма, Приазовья и земли в нижнем течении Днепра.

Таким образом, роль Российской империи в объединении украинских земель довольно существенная. Конец Казатчины наступил во времена Екатерины Второй, которая своим указом лишила казаков власти на своей земле и разрушила Запорожскую Сечь. Украина становится окончательно Малороссией и лишается независимости. Возможность отделиться хоть каким-то образом от России появилась у националистически настроенных украинцев после революции 1917 года. В составе Советского Союза Украина находилась до 1991 года. Стоит отметить позитивные моменты нахождения Украины в составе Союза.

Образование всего населения, одна из главных его заслуг. Стала развиваться промышленность, быстрыми темпами пошел процесс индустриализации. Многие разработки используются в стране до сих пор. История Украины 11 класс С 1919 по 1921 года были подписаны межгосударственные договоры, согласно которым украинские земли поделили Россия, Польша, Румыния и Чехословакия. Такое разделение существовало до 1938 года подписание Мюнхенского соглашения. Были перекроены границы Европы и ликвидирована Чехо-Словацкая республика, в которую входила Карпатская Украина, земли Закарпатья отошли Венгрии, а Пряшевщина, населенная по большей части украинцами — новообразованной Словакии.

После подписания пакта о ненападении и секретного протокола, известного, как пакт Молотова-Риббентропа, определились зоны влияния России и Германии. Области, которые когда-то входили в территорию Украины польские восточные земли были переданы Советскому Союзу. Чтобы узаконить свои права на территории Западной Украины, 22 октября состоялись выборы в Народное собрание, в конце месяца принята Декларация о принятии территорий Западной Украины в составе Советского Союза. В планах немецкого командования было разделения Украины на зоны после ее оккупации в соответствии с указом Гитлера. После вторжения летом 1941 года нацистами уничтожено порядка миллиона численности населения, многие были угнаны в концлагеря, проводились массовые казни. В большей степени геноцид проводился против евреев.

Потоцкий впервые эпизодически использовал слово "украинцы" как этноним. Интересно отметить, что оно фигурирует всего 3 раза, но сразу в двух формах написания les Uckrainiens, les Ukrainiens. По мнению польского графа, русский народ происходил от словен новгородских, а кривичи, дреговичи и бужане влились в состав украинского, русского и отчасти польского народов. Более к украинской теме автор не возвращался, а сама концепция ни в других трудах Потоцкого, ни у его современников развития не получила. Однако почины Ригельмана и Потоцкого восприняты не были.

Слово "украинцы" в литературных и политических произведениях до середины XIX в. Харьковский писатель И. Квитка, одесский историк А. Скальковский, а также А. Пушкин вероятно, вслед за Марковичем и Квиткой именовали "украинцами" малороссийских казаков.

В драме "Борис Годунов" 1825 Г. Отсюда видно, что в русском варианте слово изначально имело ударение на второй слог укрАинец , в то время как в польском по правилам польского ударения - на предпоследний украИнец. Использовалось и прежнее петровское значение слова. Декабрист П. Пестель 1792-1826 в своей "Русской Правде" делил "народ русской" на пять "оттенков", различаемых, по его мнению, лишь "образом своего управления" то есть административным устройством : "россиян", "белорусцев", "русснаков", "малороссиян" и "украинцев".

Харьковский драматург Г. Квитка Основьяненко 1778-1843 , племянник И. Квитки, в небольшом очерке "Украинцы" 1841 писал: "Народы, населившие нынешнюю Харьковскую губернию, большею частью были украинцы и имели с малороссиянами один язык и одни обычаи, но со времени своего здесь поселения значительно отклонились от них до заметной разности... Рылеев в набросках своей поэмы "Наливайко" 1824-1825 писал: "... Этот отрывок "Весна" был впервые опубликован только в 1888 г.

В 1834 г. Максимович издал в Москве "Украинские народные песни", в комментариях к которым писал: "Украинцы или Малороссияне составляют восточную половину Южных или Черноморских Руссов, имевшую своим средоточием богоспасаемый град Киев". Однако позднее, принявшись за изучение истории и культуры Малороссии, Максимович сузил понятие "украинцы": по его мнению, так именовались потомки полян - казаки и жители Среднего Поднепровья. Максимович не считал "украинцев" особым этносом. Когда под "украинцами" стали понимать отдельный славянский народ этнос?

На рубеже 1845-1846 гг. Владимира Н. Костомарова ученика Максимовича возникло "Кирилло-Мефодиевское братство", поставившее перед собой задачу борьбы за создание славянской федерации, куда должна была войти и свободная Украина. В Уставе братства Костомаров написал: "Принимаем, что при соединении каждое славянское племя должно иметь свою самостоятельность, а такими племенами признаем: южно-руссов, северно-руссов с белоруссами, поляков, чехов с [сло]венцами, лужичан, иллиро-сербов с хурутанами и болгар". Таким образом, автор Устава использовал искусственное слово "южно-руссы", противопоставленное им "северно-руссам с белоруссами".

Сторонник Костомарова Василий Белозерский написал пояснительную записку к Уставу, в которой содержалась следующая фраза: "Ни одно из славянских племен не обязано в той мере стремиться к самобытности и возбуждать остальных братьев, как мы, Украинцы". Именно с этого документа можно вести историю употребления слова "украинцы" в этническом смысле. Белозерский, черниговский уроженец и преподаватель истории, не мог не знать рукопись Ригельмана, хранившуюся у его сына, черниговского поветового маршала А. Ригельмана, и активно использовавшуюся историками. Его брат Н.

Ригельман чиновник канцелярии киевского генерал-губернатора, сотрудник Временной комиссии для разбора древних актов дружил с членами "Кирилло-Мефодиевского братства". В 1847 г. Бодянским - еще одним их хорошим знакомым. После появления записки Белозерского Костомаров написал свою прокламацию "Братья Украинцы", в которой говорилось следующее: "... Мы принимаем, что все славяне должны между собою соединиться.

Но так, чтоб каждый народ составлял особенную Речь Посполитую и управлялся не слитно с другими; так, чтоб каждый народ имел свой язык, свою литературу, свое общественное устройство. Оборот "обе стороны Днепра" часто употреблялся и в труде Ригельмана, вдохновившем Белозерского и Костомарова. Интересна также эволюция употребления слова "украинцы" у другого участника "Братства" - П. В 1845 г. Кулиш в тогдашнем написании: Кулеш приступил к публикации в журнале "Современник" своего романа "Черная рада".

В первоначальной версии на русском языке упоминались "Малороссийский народ", "Малороссияне", "Южно-Русский народ", "Украинский народ", присущий им "дух Русский", а также указывалось, что жители Украины - "Русские". Это слово также встречалось и в более ранних произведениях Кулиша. Например, в повести "Огненный змей" содержалась следующая фраза: "Народная песня для Украинца имеет особенный смысл". Повествование было связано с местечком Воронеж близ Глухова родиной самого Кулиша - на границе с Слобожанщиной и недалеко от мест, где по Марковичу селились потомки казаков. Важно отметить, что в другом труде Кулишом восхвалялись именно "козацкие песни".

Представления Кулиша, таким образом, были близки взглядам Максимовича. Однако именно с 1846 г. Кулиш наполняет слово "украинцы" иным смыслом. С февраля этого года то есть одновременно или сразу после появления записки Белозерского он начал печатать в петербургском журнале "Звездочка" свою "Повесть об украинском народе". В ней фигурировали "народ Южнорусский, или Малороссийский" и "Южноруссы, или Украинцы".

Автор отмечал, что этот особый славянский народ, проживающий в России и Австрии, и от "севернорусских" отличается "языком, одеждою, обычаями и нравами", а история его начиналась еще с князя Аскольда.

Важнейшие города многих древнерусских княжеств лишились большинства жителей, которые были убиты или угнаны в плен [119] [120]. Древнерусское государство прекратило существование [121]. Территория современной Украины под властью Золотой Орды 1240 год — первая половина XIV века Основная статья: Монголо-татарское иго В результате монголо-татарского завоевания территории бывшего Древнерусского государства вошли в состав Золотой Орды. Русские князья стали считаться вассалами золотоордынского хана и должны были получать у него ярлык грамоту на правление. Княжества выплачивали регулярную дань [122]. И без того разоренные южные земли бывшего Древнерусского государства подвергались систематическим татарским набегам. Киевская земля на время перешла под прямое управление монголо-татар [123].

Княжеские столы в Киеве и Переяславле Южном перестали существовать. В 1300 году митрополичья кафедра была перенесена из разоренного Киева во Владимир на Клязьме [124]. Галицко-Волынское княжество также признало себя вассалом Золотой Орды, но дань выплачивало нерегулярно [125]. На его территорию, так же, как и во Владимиро-Суздальское княжество, бежали крестьяне и ремесленники из южных земель Руси [109]. В 1259 году после попытки открытого противостояния с золотоордынцами галицкий князь Даниил Романович был вынужден принять их ультиматум и разрушить крепостные стены большинства городов. После смерти правителя 1264 год Галицко-Волынское княжество распадается на четыре удела [127]. Во второй половине XIII века галицкие и волынские князья заключают политический союз с Великим княжеством Литовским и входят в сферу его влияния [128]. Два центра центра силы за пределами территории современной Украины — Владимиро-Суздальская земля и Великое княжество Литовское — начинают собирать земли бывшего Древнерусского государства.

Западная его часть также попадает в сферу влияния Польского королевства и Молдавского княжества [125]. В результате этой победы и серии походов литовский князь Ольгерд объединяет под своей властью Киевское, Волынское, часть Переяславского княжества и почти всё Подолье [130] [131]. Тем не менее формальная зависимость перечисленных территорий от Золотой Орды сохраняется. Великие князья литовские продолжают выплачивать туда дань [132]. Православное дворянство составляло основу войска. Древнерусский свод законов «Русская правда» до второй половины XV века входил в состав литовского законодательства. Языческие правители Великого княжества Литовского не притесняли православия [135]. Он отражает диалектную группу древнерусского языка, которая формировалась на фоне политического разделения Юго-Западной и Северо-Восточной Руси.

Западнорусский язык стал основой для складывания белорусского и украинского языков [136]. В то же время единым книжным языком на всей территории бывшей Древней Руси оставался церковнославянский. Поэтому, как показывают многочисленные документы, восточнославянские жители Великого княжества Литовского и Русского государства прекрасно понимали друг друга [137]. Вместе с западнорусским языком в XIV—XV веках на основе восточнославянского населения юго-западных земель бывшего Древнерусского государства начинает формироваться украинская народность [138]. Претендуя на роль главного собирателя русских земель, Великое княжество Литовское вступает в открытое противостояние с Русским государством. Походы 1368, 1371 и 1372 года против Москвы оканчиваются неудачей, что приводит к окончательному разделению земель бывшей Древней Руси [130]. В 1370-е годы в состав Великого княжества Литовского входит Чернигово-Северская земля [131]. В 1385 году Великое княжество Литовское вступает в династический союз с Польским королевством, подписав Кревскую унию.

Одним из её условий было принятие католичества в качестве государственной религии Великого княжества Литовского.

Летопись определяет древлян так: «Древляне живяху зв;риньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды д;виця». Собственно говоря, древлянами древлян называли не потому, что жили они среди деревьев, а потому, что были древними, как бы первобытными людьми. Однако дикость древлян была вызвана не объективными причинами, а стремлением сохранить свою обособленность. Эта обособленность была выодна прежде всего древлянским князьям и представителям высшей знати, старавшимся сохранить свою власть над племенем. В IX веке древляне попали в зависимость от Хазарского каганата, и в середине Х столетия в древлянской столице Искорстени даже правила иудейская династия.

В 945 году древлянский князь Малх от евр. У древних многих народов был такой обычай: если кто князя убьет, тот князем и становится. Так Олег, убив Аскольда и Дира, беспрепятственно занял киевский престол. Так рассчитывал сделать и Малх — убив князя, забрать себе во владение все, что тот имел, включая жену Игоря Ольгу. Так в своё вемя сделал и хазарский иудей Малдит — дед Малха, основавший свою династию над трупом убитого древлянского князя Житко. Однако Малх не учёл того, что русские находились на более высокой ступени развития общества, и Ольга, читавшая латинские и греческие книги, никогда бы не позволила, чтобы какой-то выродок, убивший её мужа, взял её в жёны, убил её сына и завладел по праву принадлежащим ей царством.

Малх жестоко поплатился за своё вероломство — его живьём закопали в землю. Земля древлян была обращена в киевский удел с центром в городе Овруч, но Ольга допустила ошибку, весьма характерную для русских: она пощадила Малку Малушу — дочь казнённого ею Малха и даже приютила её у себя во дворце. Эта самая Малка сделала при Ольгином дворе головокружительную карьеру, добилась должности ключницы и даже затащила в постель Ольгиного сына Святослава. И, хотя через год Святослав выгнал Малку в деревню, она родила от Святослава сына Владимира. Может, потому и выгнал, что, когда ребенок родился, портретное сходство с отцом было далеко не очевидным смотрите про это Тайна генотипа Рюриковичей. Однако потом этот самый Владимир после гибели отца перебил других сыновей Святослава и занял киевский престол.

Уничтожение Кива и его древнего населения татарами Приход Татар на Русь сопровождался зверским истреблением населения. Уничтожались не только горожане, но и сельские жители. Тогда у завоевателей господствовала концепция освобождения территорий под пастбища. Поэтому, проходя через русские княжества, татары стремились уничтожить как можно больше жителей, и только после смерти хана Угэдэя эта концепция под влиянием советов китайских чиновников была заменена на концепцию сбора податей с разорённых и покорённых стран. Поэтому население древнерусского Поднепровья было большей частью вырезано, а меньшей бежало в непострадавшие земли Великого Новгорода, и теперь потомки этих людей населяют русский север — Архангельскую и Вологодскую области. После разгрома Руси татарами Киев был отдан Батыем во владение владимирским князьям — в 1243 году киевским князем стал Ярослав Всеволодович, после смерти которого киевский престол достался его сыну Александру Невскому.

Однако ни Ярослав, ни Александр в Киеве не сидели — от их имени Киевом управляли назначенные бояре. В последующем владимирские князья и вовсе утратили интерес к Киеву, и в Киеве начала правит путивльская династия князей Рыльских, находившаяся в вассальной зависимости от Галицко-Волынского королевства. С 1263 года после смерти Александра Невского Киев утратил формальный столичный статус, и главами Русского государства стали Великие Князья Владимирские. Именно в те времена древляне вышли из своих лесов и заняли опустевшие русские земли. Первоначально были заселены более безопасные северные пределы от Припяти и Стыри до Киева, затем вся нынешняя Черниговская область и северная часть Полтавской. Сожжённые города сохранили свои названия, но то были уже не города, а м;ста, на которых они ранее располагалась.

До сих пор в том наречии, которое по недоразумению именуется украинским языком, город называется не городом а мiстом. Киевщина под властью Литвы В 1321 году войска литовского князя Гедемина разбили в битве на реке Ипрень дружину последнего киевского князя Судислава Ивановича и его союзников-сюзеренов из Галицко-Волынской земли. Князь Станислав не стал организовывать оборону столицы, а бежал в Рязанскую землю. После взятия Киева Литва назначила туда наместником Миндовга Гольшанского. Правда, уже в 1324 году Киев отвоевали татары, посадили на престол номинального князя Фёдора, от имени которого дань с населения собирали баскаки. Тем не менее, в 1362 году следующий литовский князь Ольгерд победил татар в битве на Синих Водах и Киев был окончательно присоединён к Литве.

Первое время положение русских улучшилось — на смену мусульманам-баскаком пришли язычники-литовцы, знать которых исповедовала православие, но сын Ольгерда и русской княжны Иулании Александровны Тверской Ягайло, женившись на польской принцессе, принял католицизм, вследствие чего в Литве началась гражданская война. В этой войне Ягайло призвал на помощь поляков и немцев, с помощью которых и разгромил литовских сторонников православия и союза с Москвой. После этого русское население Литвы, сохранившее православие, стало населением второго сорта. В 1500 году русские удельные князья бывшего Черниговского княжества со всеми своими владениями перешли на сторону Москвы. Тогда Иван III решил, не дожидаясь карательного похода литовских войск против перебежчиков, в мае 1500 года открыть боевые действия. На стороне Литвы выступили и ливонцы.

Тяжёлая война длилась три года. Война 1500—1503 годов привела к потере Литвой около трети своей территории. Литва не смирилась с этой потерей, и, заключив союз с Крымским ханством, совместно с татарами напали на русские верховские княжества. Победа над татарами позволила русским войскам перейти в наступление и углубиться на территорию Литовского княжества. Князь Михаил Глинский со своими многочисленными родичами объявили о переходе на службу к русскому государю вместе со своими землями. Войско Глинских без боя взяло Мозырь.

Литовские отряды взяли Белую, Торопец и Дорогобуж, однако русские отряды Даниила Васильевича Щени вскоре отбили эти города. Мирный договор был подписан 8 октября 18 октября 1508 года. Согласно ему, Литва признавала все прежние завоевания Русского государства и потеряла ещё кое-какие земли на территории нынешней Украины. Образование Запорожской Сечи С конца 15-го и особенно в 16-м веке главным бедствием для оккупированной Литвой Южной Руси были набеги крымских татар. Больше всего из пленных ценились мальчики — среди подобных народов до сих пор высок процент содомитов. Крымское ханство, отколовшееся в 1427 году от распадающейся под нашими ударами Золотой Орды, всё время своего существования было самым злейшим врагом Руси.

Захват пленников и торговля рабами были главной статьей экономики Крымского ханства. Пленники продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в европейские страны. За два века на крымских невольничьих рынках было продано более трех миллионов людей. Ежедневно в Константинополь приходили по три-четыре корабля, везущих русских невольников. Положение пленников в Крыму было крайне тяжёлым. Рабы продавались с аукциона, скованные по десятку за шею.

Помимо самого худого содержания пищей, водой, одеждой и жилищем, их предавали изнурительным работам и истязаниям. Мужчины нередко попадали на турецкие галеры, где до полного истощения служили прикованными к скамьям гребцами. Женщины-невольницы поставлялись в богатые дома для плотских утех и гаремов, а менее красивые из них делались домашней прислугой. Но больше всего ценились мальчики — среди подобных народов всегда высок процент содомитов, но поскольку магометанским законом мужеложство запрещено, они нашли способ обмануть Аллаха — нельзя, мол, иметь в зад мужчину, у которого растут борода и усы, а если они ещё не растут, то можно Подробнее об этом смотрите статью Мигранты из Средней Азии — угроза нашим детям. Весной 1482 года Менгли-гирей отправился походом в Киевскую землю, осадил и добыл Киев, сжег Киевский замок и разорил окрестности Киева. После этого он несколько лет опустошал Подолию.

Затем к грабежам присоединились турки и молдаване. Опустошение было почти такое же, как и во времена Батыя. Всё Поднепровье превратилось в пустыню. Эти набеги совершались несмотря на то, что Крым был союзником Литвы, и потому что Крым был их союзником, литовцы не обращали внимание на то, что крымцы грабят, убивают и захватывают в рабство их второсортных подданных. Единственное, что делало литовсское правительство, так это уговаривало татар опустошать московские земли вместо литовских и в конце концов добилось только того, что Крымская орда одинаково начала опустошать и московские земли и литовские. По этой причине русским пришлось думать об обороне самостоятельно.

В 1552 году, ещё при Литве, волынский князь Дмитрий Вишневецкий, потомок литовского князя Ольгерда, устроил на свои средства деревянно-земляной замок на небольшом днепровском острове Малая Хортица вблизи современного города Запорожье. С этого укрепления и начинается история Запорожской Сечи. Так и не дождавшись помощи от литовских властей, Вишневецкий обратился за помощью к Ивану Грозному, который выслал ему на подмогу отряд дьяка Матвея Ивановича Ржевского. Когда-то Ржевские были удельными князьями города Ржев, но после того, как в 1356 году Ржев был ненадолго захвачен Литвой, после чего отбит московскими войсками, Ржевские князья утратили удел и перешли на службу московским князьям. Сын последнего Ржевского князя Фёдора Родион Ржевский погиб в Куликовской битве, а его брат Семён стал воеводой в присоединённом к Москве Можайском княжества и родоначальником дворянского фамилии Ржевских. Стрелецкий отряд Ржевского состоял из пятисот человек и представлял собой одну шестую часть всего стрелецкого войска.

К этому отряду присоединились также и казаки из верховьев Дона. Вместе с отрядом Ржевского Вишневецкий совершил поход на крымских татар, вынудив тех покинуть пастбища и запереться в Крыму. После этого Вишневецкий отправил московскому царю челобитную с просьбой принять его и его казаков на царскую службу. Просьба была удовлетворена, и принятый на службу Вишневецкий участвовал во многих походах на Крым. Однако на определённом этапе у Вишневецкого стала проявляться черта, описанная ещё автором «Слова о Полку Игореве» — эгоистическое стремление к личной славе, и, как следствие, склонность к действиям несогласованным с начальством или союзниками. Повинуясь душевному порыву, он в 1564 году вышел на помощь молдаванам, воевавшим тогда с турками.

Однако молдаване заключили с турками мир, а самого Вишневецкого взяли в плен и выдали султану Сулейману I, по приказу которого Вишневецкий и был казнён в Константинополе путем повешения за ребро. Будучи подвешенным на крюк, он прожил три дня, после чего был превращён в мишень для стрельбы из лука, которой обучали турецких отроков. Дело Вишневецкого не пропало даром — оставшиеся без предводителя казаки стали самостоятельно строить укрепления на днепровских островах, из которых и образовалась Запорожская Сечь.

Происхождение топонима "Украина"

Андрей Боголюбский потребовал от занимавшего тогда киевский престол князя Романа Ростиславича выдать подозреваемых в убийстве брата, а когда братья Ростиславичи отказались подчиниться, стал собирать новую коалицию для похода на Киев. Большое войско, в которое входили контингенты северо-восточных, северо-западных и отчасти южнорусских князей, в 1173 г. В составе этой коалиции действовал и Владимир Глебович Переяславский. Однако в отличие от похода 1169 г. Это поражение стало одной из причин заговора против Андрея Юрьевича, убитого на следующий год суздальскими боярами. Однако его племяннику Владимиру Глебовичу сохранить за собой Переяславский стол в конечном итоге удалось. Киев, все еще сохранявший статус столицы Руси, был взят войсками коалиции князей, признававших лидерство Адрея Боголюбского. Это событие не только произвело большое впечатление на современников, но и было мифологизировано в русской и особенно украинской историографии. Победителем в борьбе за наследство Андрея Боголюбского стал его младший брат Всеволод Юрьевич, получивший впоследствии прозвище Большое гнездо.

Владимир Глебович Переяславский выступал на его стороне и в 1177 г. Дальнейшая судьба князя тесно связана событиями и героями «Слова о полку игореве». В 1183 г. Однако у него возникает конфликт за право возглавить поход с будущим главным героем «Слова» Новгород-Северским князем Игорем Святославичем. Рассорившись с ним Владимир поворачивает назад и разоряет владения своего конкурента, фактически нанеся удар в спину русскому князю, пошедшему на степняков. В 1184 г. Половцы были разбиты, а их хан Кобяк с братьями и сыновьями попал в плен к русским. Владимир Глебович принял участие в отражении ответного нападения половецкого хана Кончака.

В 1185 году в свой печально знаменитый поход на половцев выступил князь Игорь. Вероятнее всего он начал его с того, что отомстил Владимиру Глебовичу за разорение Северских городов атакой на Переяславскую землю. Об этом мы знаем со слов самого Игоря Святославича, вложенных в его уста автором Ипатьевской летописи. От кого произошли древние укры и кто произошел от нихУкраина - очень древняя страна. Ее народ существует более 140 тыс. А уж трипольцы и кочевники степей - те вообще заложили основы цивилизации и государственности.

Он в одном месте это написал и об этом забыл. Это было эпизодически и ни к каким выводам этот термин не ведёт. Поэтому если говорить, что вот он это понятие ввёл и все будто бы ото сна пробудились как Герцен от декабристов — этого не было.

Но есть другое. Те самые украинцы-пограничники — это понятие постепенно идёт на юго-запад и смещается вместе с расширением России и отодвиганием границы. К примеру, уже Пётр I называет украинцами жителей Слобожанщины нынешняя Харьковская область. Там же — Украинская пограничная линия. Это всё против крымцев. Но если веком ранее украинцы-пограничники держали границу против них по Дону и Оке, в Смоленске и Рязани, то теперь — уже здесь. В результате уже в первой половине XIX века там возникает своё представление об украинцах. Но оно не этническое, речь идёт о региональной идентичности в рамках русского народа. А её жителей мы могли бы по-сербски назвать « граничары ».

То есть снова-таки никакого этнического значения, исключительно указание на проживание в пограничье. Из чего следует вывод: русский царь Киев освободил, вернул, это прекрасно. И в этих вот церковных кругах как раз возникает идея, что Поднепровье никогда не теряло своей русскости, несмотря на то, что было разграблено Батыем и потом было частью польского государства. Владимира, нынешний Киевский Национальный университет — прим. У него был спор с историком Погодиным. Тот утверждал, что Киевщина после нашествия Батыя оказалась заброшенной, и центр России оказался в Москве. Максимович же отвечал, что центр был в Киеве, и мы русские не меньше, чем вы, а даже больше. То есть это споры в рамках представлений о русском единстве, единстве русского народа, споры кто важнее: Москва или Киев. А если говорить об историографических концепциях, то разделение начинается с середины или со второй половины XIX века.

Если мы посмотрим на 20-50-е годы XIX века, мы увидим большое количество концепций о разных народах, возникших в это время. О силезском народе, те же украинцы, чешское национальное возрождение, словацкое возрождение. То есть представления о том, что вот мы такие особенные, сейчас обособимся от этих больших, ужасных многонациональных империй и заживём хорошо, руководствуясь идеями равенства и братства. Ведь он говорит не о том, что Киев и Москва — два центра русской государственности, в его представлении это Киев — единственный центр государственности украино-русской, как он её называет. Может, с него все украинство и началось? Оно возникает в университетских кругах — университета Св. Именно в этом братстве впервые последовательно заявлено, что есть отдельный этнос и он называется украинцами. Хотя идея-то была провозглашена, но затем сами же многие участники этого братства от неё впоследствии отказались. Например, Пантелеймон Кулиш, Николай Костомаров.

Тот же Шевченко. Он ведь тоже был членом братства и в его литературном наследии никаких украинцев нет. И когда он будет создавать азбуку некоего языка, он назовёт её «Букварь южно-русский». Вот его терминология: южно-руссы, которые живут на Украине. Биография предвосхищала рождение ребенка». Это прекрасная книга о том, как киевский историк Михаил Грушевский постепенно приходит к идеям провозглашения самостоятельности «Украины—Руси». Он реконструирует развитие подобных идей, одновременно показывая, что они — принципиальный разрыв с прежней традицией. Толочко показывает, где Грушевский опирается на предыдущую традицию, а где он идёт против неё. Вот идея Киева, как столицы, центра Руси, не терявшего своего такого статуса — она полностью прорусская.

Грушевский же переворачивает эту идею с ног на голову. И говорит о том, что нет Киева, как матери городов русских — есть Киев, как мать городов украинских. Он исходит из того, что история «Украины—Руси» — это история не государства, это история некоего населения, народа, который в состоянии создать свою народную, республиканскую государственность. Он делает ставку на будущую народную республику, которая когда-то возникнет. Ну а потом она и возникла — в 1917 году. А так Грушевский попросту прочертил прямую линию к антам и сказал: «Вот есть анты, потом днепровские славяне, и эти славяне до сих пор тут живут». В результате он всё-таки принял для них название «украинцы», хотя поначалу не очень хотел. В первом издании он это слово использует очень осторожно. Он ведь всё же историк, и он знал первоначальный смысл слова «украинцы», знал, что в нём нет этнического значения.

И после этого брать это слово и использовать в качестве самоназвания этнического — не совсем хорошо. Но в конце концов он сдаётся и во втором издании начинает везде менять «русины» на «украинцы». Но его деятельность, безусловно, соответствовала интересам Австро-Венгрии. Смотрите, Галиция имела автономию в составе Австро-Венгрии. Там были сильны позиции польского дворянства.

Мы не раз рассказывали об этих территориях. Но никогда не рассказывали о происхождении названия «Украина». Официально государство Украина было провозглашено в 1991 году. Но впервые название «Украина» упомянули в Ипатьевской летописи в далеком 1187 году. Позже в разных документах название Украина соседствовало с Киевской Русью в качестве синонима. Канадский историк Орест Субтельный говорит, что это слово означало сначала киевскую границу.

Это говорит о том, что исконного населения там практически не осталось, заселялись окрестности Киева заново, причем русскими. До середины XVII века Малороссия жила на уровне, соответствующем окраине государства, периодически переходила в руки: поляков; татар; турок. В результате к моменту воцарения Алексея Михайловича в 1645 г. Но вот в чем тонкость — подобное смешение не может не оставить следа в менталитете малого народа, следовательно, к этому же времени начинается формирование особого диалекта, ныне называемого украинским языком, и некоторых культурных элементов. Что касается попыток самоопределения предков нынешних украинцев в отдельную нацию, то происходить это начало в первой половине XVIII века, до этого они полностью идентифицировали себя с русскими, хоть и позиционировались этаким обособленным обществом. Считается, что Богдан Хмельницкий во второй половине XVII столетия пытался создать независимое государство на территории нынешней Украины, но сделать этого не смог, в результате чего земли эти оказались окончательно подчинены России. А вот после февраля 1917 г. Большая часть нынешней украинской территории была получена республикой в годы советской власти. Так, были отданы ей Крым, Закарпатье, Перемышль, Волынь и пр.

Первые самоназвания

  • Виртуальный хостинг
  • Почему Украину назвали Украиной? История Украины
  • Как, когда и с какой целью появилась «украинская мова»
  • Разместите свой сайт в Timeweb
  • Украина. История формирования территории и государства

ИМЕННО НЕСТОР УПОТРЕБИЛ ВПЕРВЫЕ СЛОВО - УКРАИНА

Возродилось и вторично «пошло в народ» слово Украина очень поздно, в 19 веке, усилиями «самостийника» Тараса Шевченко и других первых украинских националистов. Традиционно считается, что первое письменное употребление слова «оукраина» в единственном числе встречается в Ипатьевской летописи. Ипатьевская летопись (список 1420 г.) под 1187 годом впервые употребляет слово «украина» в отношении приграничного со степью Переяславского княжества. Термин «Украина» первоначально появился как обозначение приграничных, окраинных территорий как Руси, так и Польши. Миф первый – об упоминании "Украины" в Киевских летописях ещё под 1187 годом. Возродилось и вторично «пошло в народ» слово Украина очень поздно, в 19 веке, усилиями «самостийника» Тараса Шевченко и других первых украинских националистов.

Происхождение терминов « Украина» и украинцы.

После Первой мировой войны и Революции Украина стала частью СССР. «Украи́на» — историческое название ряда территорий, а также название современного государства Украины. Итак, впервые слово «украина» встречается в летописи под 1187 год при указании на смерть князя Владимира Глебовича, проживавшего в Переяславле.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий