Новости святой константин в православии

Елена и Константин (без дат) В православии известны случаи, когда святыми становятся семейные пары, как Петр и Феврония. Патриарх Кирилл освящает новый храм Святых Константина и Елены в Калининграде.

Равноапостольные Елена и Константин в России

Между 324 и 330, Константин построил новую имперскую столицу в Византии на Боспоре — Константинополь. В отличие от «старого» Рима, город начал использовать христианскую архитектуру, содержал храмы в пределах городских стен и не имел ранее существовавших храмов других религий [23]. Однако при этом Константин потребовал от тех, кто не принял христианство, заплатить за новый город [22]. Христианские летописцы повествуют, что Константину показалось необходимым «научить своих подданных отказываться от своих обрядов … и приучить их презирать свои храмы и изображения, содержащиеся в них». Это привело к закрытию храмов из-за отсутствия поддержки, их богатство перетекало в царские сокровища; Константину не нужно было применять силу для осуществления этого [22]. Только летописец Феофан добавил, что храмы «были уничтожены», но это считалось неправдой современными историками [24]. Государственная должность[ править править код ] Константин уважал образованных людей, и его двор состоял из пожилых, уважаемых и почтенных людей. Мужчины из ведущих римских семей, которые отказались принять христианство, были лишены власти, но все ещё получали назначения; даже до конца его жизни две трети его высшего правительства были нехристианами. Правовая реформа[ править править код ] Законы Константина укрепляли и отражали его христианские взгляды. Распятие было отменено из соображений христианского благочестия, но было заменено повешением, чтобы продемонстрировать сохранение римского господства. Однако не было никаких ограничений на выполнение сельскохозяйственных работ, которые были работой подавляющего большинства населения, по воскресеньям [27].

Некоторые законы, принятые во время его правления, были даже гуманными в современном смысле, возможно, вдохновленные его христианством [28] : заключенного больше нельзя было держать в полной темноте, его нужно было выпускать на улицу и дневной свет; осужденному разрешалось умереть на арене, но он не мог быть заклеймен на своем «небесно украшенном» лице, так как Бог, как предполагалось, создал человека по своему образу и подобию, но только на ногах [29]. Публичные гладиаторские игры были прекращены в 325 году. Раннехристианские Библии[ править править код ] В 331 году Константин поручил Евсевию доставить пятьдесят Библий для Константинопольской Церкви. Афанасий записал около 340 Александрийских писцов, готовивших Библии. Было высказано предположение, что это могло послужить мотивацией для списков канонов и что ватиканский и синайский кодексы являются примерами этих Библий. Вместе с пешиттой и александрийским кодексом это самые ранние дошедшие до нас христианские Библии [30]. Догматические вопросы[ править править код ] Константин Великий сжигает арианские книги. Иллюстрация из сборника церковного права. Императоры считали себя ответственными перед богами за духовное здоровье своих подданных, и после Константина они были обязаны помогать Церкви определять православие и поддерживать православие. Церковь обычно рассматривала определение вероучения как ответственность епископов; роль императора состояла в том, чтобы проводить вероучение в жизнь, искоренять ересь и поддерживать церковное единство.

С этим победным Знаменем он побеждает, и с тех пор оно становится Знаменем Христолюбивого Воинства Римской, Византийской и Российской империй. Больше того, именно это Знамя создает само Христолюбивое Воинство, как таковое. Вскоре это понятие фиксируется навсегда Святым Иоанном Златоустом в Христианской Литургии, во время которой возносятся моления за «Филохристу страту» Христолюбимое воинство. Рядом Царских Указов, Константин Великий провозглашает и устанавливает основные христианские конституционные принципы. Миланский эдикт предписывает: «Каждый имеет право свободно избрать и почитать то, что ему угодно; это нами постановлено с тою целью, чтобы не казалось, что нами нанесен какой либо ущерб какому бы то ни было культу или религии. Кроме сего, относительно христиан, мы постановляем, чтобы те места в которых прежде они обычно имели собрания... Это подтверждается и тем, что Миланский эдикт был затем дополнен в этом смысле рядом других Царских Указов.

Например, через несколько лет, император Константин запретил метить калённым железом лица осуждённых, ибо «на всех человеческих лицах отражается небесная красота». Он также ясно и кратко определил основную православную норму: «В вопросах веры, каждый должен следовать велениям своего сердца». Однако, было бы неправильно думать, что в результате воздвижения этой новой символики уже совершилось преобразование Империи, из языческой в христианскую. Исторические процессы никогда не бывают мгновенными. Они всегда являются весьма длительными, и лишь отдельные вспышки на тех или иных поворотах этих процессов бывают мгновенными. Константин Великий в 313 году даровал Христианской Церкви и христианам лишь свободу наравне с другими верованиями. Но процессы дальнейшего вырождения языческих элементов в тогдашней цивилизации продолжались еще долго.

Коренная перемена заключалась в том, что процессы возрождения получили свободу для своего развития. Так, тогда началась открытая борьба между процессами вырождения и процессами возрождения, или, вернее, процессами преображения. Для окончательного триумфа христианского преображения тогдашнего Римского Государства понадобилось еще около 80 лет. Лишь в 391 году испанский император Феодосий Великий официально провозгласил в Константинополе Римскую Империю христианским государством. За эти 80 лет произошло очень много знаменательных событий в истории человечества. Силы Ада, всегда умеющие поддерживать непрерывную цепь провокаций в истории человечества, на прекращение открытых гонений на Христианство ответили новым видом провокаций: ересями и расколами. В борьбе с ересью арианства, снова ярко выделился Святой Константин.

Еще даже не будучи крещёным, осенённый Свыше, он созвал в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, который он лично открыл, хотя затем официально и не присутствовал на нем. На этот Собор были приглашены также епископы из соседних стран.

В итоге на апостольском соборе победило мнение апостола Павла, и христианство стали проповедовать всем и без навязывания иудейских обычаев. Однако беспрепятственное шествие по миру проповеди Евангелия продолжалось недолго. Власти Римской империи заметили непокорный культ, не желавший параллельно со своим Богом обожествлять и императора Рима, и открыли на него гонения.

Христиан стали убивать. Жестоко и во множестве. И в этих условиях, чтобы сохранить Церковь, её епископам пришлось ввести «Disciplina arcani» — некие правила конспирации, когда к участию в Таинствах допускали только людей проверенных, а места христианских собраний обозначались особыми символами и криптограммами. Христианство для всех Понятно, что в таких условиях не приходилось и говорить о какой-либо проповеди «всему миру». Ведь, во-первых, одни люди боялись проповедовать, а другие — слушать их проповеди.

Во-вторых, государственные гонения мешали проповедникам свободно перемещаться по миру, создавать и размножать письменные труды, строить храмы. В-третьих, проверка на верность новых членов общины занимала много времени. И, в-четвёртых, тайные собрания в катакомбах и пустынях и преследования со стороны государства придавали христианству некий маргинальный флёр в глазах обращаемых. И вот это серьёзнейшее второе искушение помог преодолеть как раз равноапостольный император Константин. Когда он пришёл к власти в своей области империи, его мать Елена, уже бывшая тайной христианкой, своим авторитетом стала влиять на сына.

Затем Господь чудесным образом помог Константину в битве с язычником Максенцием, после чего святой император ещё крепче уверовал во Христа.

Но был и обратный эффект — христиане стали быстро «набирать жирок» и уже не имели прежней духовной силы, как во время гонений. Кто такая святая Елена царица По одной из версий Елена была христианкой и привела к этой вере сына, а по другой она стала верующей под воздействием сына. Женщина была из простых людей и работала в трактире, где и познакомилась с Констанцием.

Она была или его женой, или сожительницей, что и тогда считалось нормальным. Через 20 лет после рождения сына с Еленой Хлор разошелся. Около 12 лет о ней не было никаких вестей, пока в 305 году не началось возвышение ее сына. Считается, что христианкой она стала в 60 лет, когда уже была в Риме.

В 324 году сын назвал ее царицей и отдал в ее распоряжение казну. Константин очень уважал свою мать. По свидетельству многих историков, царица совершила паломничество в Иерусалим. По преданию считается, что там она нашла крест, на котором был распят Христос.

👼 Константина в 2024 году

Изучение Константином Философом в Херсоне древних языков и систем письма имело неоценимое значение для создания солунскими братьями славянской письменности и славянского литературного языка. Исключительно важным деянием Константина Философа в Херсоне было обретение мощей святого Климента. Согласно письменным источникам, 30 января по старому стилю 861 года Константин Философ организовал экспедицию для поиска мощей святого Климента, в которую входили херсонский епископ Георгий с причтом и несколько горожан. Участники экспедиции приплыли на корабле к небольшому островку в совр. Мощи из предместья были перенесены в Херсон, где им поклонились верующие в нескольких городских храмах, а затем они были положены в кафедральном соборе. Святой Кирилл обошел с мощами св. Климента весь Херсон и таким образом навечно освятил херсонесскую землю. По свидетельству Анастасия Библиотекаря, Константин, вернувшись из Херсона, написал похвалу священномученику Клименту и историю обретения мощей, в которой он, как организатор и непосредственный участник событий, подробно описал, как все происходило. Оба текста были переведены Анастасием с греческого на латынь и включены в «Итальянскую легенду» в славянском переводе — «Слово на перенесение мощей преславного Климента».

Покидая Херсонес, Константин Философ взял с собой часть мощей св. Климента и после Моравской миссии вместе с братом Мефодием доставил их в Рим. Папа Адриан II в благодарность за принесённую реликвию освятил на престоле литургические книги, переведенные солунскими братьями на славянский язык, и разрешил совершать по ним богослужения в славянских странах. По распоряжению папы впервые за всю историю христианства в церквах Рима в течение нескольких дней проводились богослужения на славянском языке. Мощи св. Климента были торжественно положены в базилику св.

Поможет икона святого Константина и в решение геополитических вопросов. Молитва Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Константине, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей. Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу.

Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие. Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Житие святого Константина Чтобы полнее представить себе подвиг императора во имя веры, нужно понимать, в какое время он жил. Это была эпоха нечестивых римских царей, которые жестоко истребляли христиан. Мы хорошо знаем их имена - Диоклетиан и Максимиан. Множество христианских святых в то время либо приняли мученическую смерть либо пострадали при них: Дмитрий Солунский , Георгий Победоносец , Николай, Архиепископ Мирликийский. Именно Константин, будучи прямым наследником жестоких царей по политической линии, стал настоящим спасителем веры: прекратил гонения, строил храмы, и вместе с матерью вернул миру главные христианские святыни. Тем более удивительно, что, делая благие дела, он до самой смерти оставался язычником. Да, времена были сложные.

Римская империя делилась на четыре части и правили ею четыре императора, два цезаря и два августа. Иерархия шла от августа к цезарю, причем властью человек облачался не по знатности или преемственности хотя было и такое. Царем мог стать даже человек низшего сословия, - лишь бы у него была поддержка армии. Таковым, кстати, и был один из самых больших врагов христианства Диоклетиан - грубым, необразованным мужланом. И семья у Константина, кстати, тоже не была простой. Отцом его был военачальник Констанций Хлор бледный , а мать, будущая царица Елена, была дочерью трактирщика. Однажды Констанций проезжал в тех краях, девушка приглянулась ему и он забрал ее с собой. Вскоре у пары родился мальчик и тогда Констанций женился на Елене, но Константина долгое время считали незаконнорожденным. Мальчика воспитывала мать. Это была волевая, сильная, независимая женщина, но главное - христианка.

Возможно, если бы его воспитывал отец, все сложилось бы по-другому.

Он подарил христианам свободу исповедования. Однако такая позиция нравилась не всем. Язычники Максимиан и Максений ненавидели Константина. Они мечтали убить его, чтобы разрушить христианство.

Однако Константин неоднократно с помощью силы показывал свое намерение и свою стойкость идти до последнего. Благодаря этому в 313 году был создан эдикт о веротерпимости. Впервые за долгие три сотни лет гонений христиан верующие люди смогли открыто верить в Христа и Его Отца Господа Бога. Язычество покинуло государство, а в честь императора был назван целый город — Константинополь.

Римский сенат причислил скончавшегося императора к лику бессмертных богов, поставив его, таким образом, в один ряд с Цезарем, Августом, Веспасианом, Траяном и некоторыми другими принцепсами. Тело святого Константина, положенное в золотой саркофаг, покрытый пурпурным покрывалом, было доставлено в Константинополь и поставлено на высоком постаменте в большом зале дворца. Саркофаг находился там в течение трех с половиной месяцев, чтобы проститься с императором могли не только его близкие и сановники, но и его генералы, офицеры и солдаты, имперские чиновники и римские граждане, жившие в Константинополе, Риме и других городах.

Из дворца саркофаг был перенесен в храм 12 апостолов и помещен между гробницами самовидцев Слова. Место погребения Константина способствовало тому, что он стал почитаться Церковью как исапостолос — равноапостольный, чему не помешало ни его крещение от арианствующего епископа — Евсевия Никомидийского, ни удаление им из Александрии самого ревностного и искусного в слове защитника Никейского символа святителя Афанасия Великого. Память святого Константина была установлена на день его блаженной кончины — 21 мая по юлианскому календарю. Подвигом Константина не только открылась новая эпоха в истории Рима: изданный им Миланский эдикт и последовавшее за ним созидание шаг за шагом симфонических отношений между Церковью и государством обозначили рождение новой христианской цивилизации на пространстве Средиземноморья, распространившейся потом на всю Европу и за ее пределы. Величие этого подвига и сделало Константина истинным равноапостолом, а поставление его саркофага между гробницами, уготованными для мощей 12 учеников Христовых, послужило всего лишь поводом для прославления его в этом чине. Впрочем, Западная церковь не почитает его в сонме святых, хотя в отдельных регионах Запада, в разных местах Сицилии и Сардинии — одним словом, в тех странах, которые долгое время находились под властью императоров Нового Рима, сохранился его культ. Память святого Константина в Православной Церкви соединена с памятью его матери Елены.

В богослужебных текстах, посвященных святым Константину и Елене, особенным образом подчеркивается видение императором на небе образа Креста, которое предшествовало его победе над владевшим Римом узурпатором Максенцием и его обращению к вере во Христа. Тропарь праздника гласит: «Креста Твоего образ на небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче». Таким образом, в православном богослужении, посвященном святым Константину и Елене, содержится молитвенное прошение о благополучии Рима: «Егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче». В ином месте богослужебного последования, совершаемого 21 мая, содержится упоминание об ином явлении Креста — о его обретении в Иерусалиме матерью императора: «Первый царь во христианех, от Бога, Константине, скипетр восприял еси: тебе бо явися в земли крыемо спасительное знамение, имже и языки вся покорил еси под ноги римлян, оружие необоримое имеяй, Животворящий Крест, имже и привелся еси Богу нашему». Почитание святых Константина и Елены послужило прототипом культа равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги. На Руси почитание святых Константина и Елены, которое воспринято было изначально, с самого ее крещения, послужило своего рода прототипом культа святого крестителя Руси равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги, которая при крещении своем в Новом Риме — Константинополе была наречена именем святой Елены. Служба, посвященная памяти святого Владимира, которая совершается 15 июля по юлианскому календарю, содержит многочисленные сравнения совершенного им подвига с подвигом святого Константина: «Вторый ты был еси Константин словом и делом: он во христианское время родися и многая лета во еллинстве сотворил есть.

Ты же от варяг родився, но возлюбил еси возлюбившаго тя Христа, к немуже возшел еси, радуяся. Егоже моля не престай о чтущих память твою». Слово «еллинство» употреблено здесь в том специфическом значении, которое оно приобрело на востоке Римской империи со времени ее христианизации и затем было заимствовано на Руси. Утратив значение этнонима, слово «эллин» стало обозначать язычника, в противоположность христианину и ромею, то есть римлянину, хотя при этом язык ромеев и христиан по-прежнему назывался эллинским. У нас на Руси в средневековье еллинами стали называть местных инородцев и язычников, доколе они не становились христианами, будь то еще не крещенные славяне или самоеды ненцы севера.

Торжество Православия. Святой царь Константин и святая мать его Елена

Список всех именин Константина по православному календарю в 2024 году с разбивкой по месяцам. Святой Константин активно продолжал участвовать в церковных делах, в просвещении и распространении веры. «Великий архидиакон Константин в истории Русской Православной Церкви явил образец величайшего несения диаконского служения.

Православные праздники в мае: Церковный календарь – 2024

В деле распространения христианства императору Константину много помогала мать его, святая царица ЕЛЕНА. Святой равноапостольный император Константин обратился в христианство в IV веке под влиянием матери – царицы Елены, которая пришла к Богу ещё раньше. Позднее, став на сторону ариан, Константин активно и очень жестоко преследовал православие, в том числе и Св. Афанасия.

Равноапостольные Константин и Елена

Первым таким путем был возврат к единоначалию, сиречь к подлинной монархии, и к восстановлению единства в империи. Если императорская власть до этого и была абсолютной в области управления, всё же она не зиждилась на принципе верховной власти. Учрежденная со времен Августа империя не была настоящей монархией, а пожизненной диктатурой. Константин Великий добивается единства верховной власти в Империи, ликвидируя для этого перестройки Диоклетиана. Он вводит золотую монету, «солидум», как средство денежного обращения в Империи, просуществовавшую затем более семи веков.

Главным поворотом Константина в имперской политике было обращение его взора к единственным здоровым элементам в его государстве. Этой сокровищницей благих начал в тогдашнем обществе, как и в нашем сегодняшнем, было Христианское учение. Однако, оно отнюдь не преобладало в тогдашнем обществе. Христиане представляли лишь около десяти процентов всего населения Империи.

Хотя, в городах христиан было относительно больше, чем в деревне. Также и в вооруженных силах в процентном отношении их было больше, чем во всей Империи. Их было еще больше среди лучших элементов общества и армии. Но, самое главное, христианские принципы и концепции были лучше и положительнее всех остальных убеждений, имевшихся в тогдашнем обществе.

Неписаная конституция Римского Государства с начала его существования основывала свою легитимность на согласии государственных структур и государственной символики с народными верованиями. Однако, несокрушимое развитие Христианства, несмотря на все гонения, выбивало эту легитимность из-под ног Римского Государства. Кроме того, если и был «консенсус» для превращения императорской диктатуры в монархию, то такой «консенсус» для слияния фигур монарха и «божества» для значительной части населения был абсолютно невозможен. Подлинная историческая заслуга Константина Великого заключается в том, что он ясно увидел необходимость разделения между этими двумя категориями: монарха и «божества», с упрочением первой категории и с ликвидацией второй.

В таком разделении, затем подтвержденном отказом императора Феодосия Великого от титула верховного жреца, можно видеть корень православной конституционной доктрины симфонии при отделении Церкви от государства, окончательно оформленной Святым Юстинианом Великим через двести лет, в 530 году. Константин Великий имел видение Креста Господня с надписью «Сим победиши». Он мгновенно переменил символику своего войска, выдвигая перед ним новое Знамя с изображением Креста. С этим победным Знаменем он побеждает, и с тех пор оно становится Знаменем Христолюбивого Воинства Римской, Византийской и Российской империй.

Больше того, именно это Знамя создает само Христолюбивое Воинство, как таковое. Вскоре это понятие фиксируется навсегда Святым Иоанном Златоустом в Христианской Литургии, во время которой возносятся моления за «Филохристу страту» Христолюбимое воинство.

Султан приказал выставить голову Константина на ипподроме, а тело похоронить с царскими почестями Сфрандизи: 3; 9. Это был последний император ромеев.

С его смертью империя перестала существовать. Лесбоса Леонардо в письме Папе 19 августа 1453 г. В середине XIX века греки, боровшиеся за освобождение от турок, сочинили легенду о том, что Константин не погиб, а спит и появится для решительного боя с турками. Греция была освобождена, причем в 1913 году ее королем стал Константин, потомок Палеологов.

Однако, попытка греков в 1922 году отвоевать Константинополь, провалилась, а Константин «Двенадцатый» был вынужден отречься еще до этой катастрофы. В современной Греции о завоевании Константинополя не мечтают, но великомученика в Константине видят. The Immortal Emperor. Cambridge University Press, 1992.

Партнеров надежных желаю тебе, Чтоб был победителем в честной борьбе. Чтоб все, что имеешь, еще приумножил, Счастливую жизнь я хочу, чтоб ты прожил. С Днем Ангела, Константин!

Твое имя бурлит энергией. Так пусть же она ведет тебя по жизни! Пусть этот положительный заряд сделает успешными все твои дела: и работу, и личную жизнь.

Это были последние победы Византии. В 1442 г. Константин оборонял от турок остров Лимнос, тут он потерял жену Екатерину. Народ бунтовал, считая это воссоединение изменой «вере отцов», католики же не пришли на помощь гибнущему городу. В России считали, что Константинополь пал, потому что Константин изменил православию: он заключил с Католической Церковью союз «унию». Впрочем, в искренность этого союза враги католиков тоже не желали верить и подчеркивали, что Константин просто хотел военной помощи от Запада. Правда, никакой помощи он не получил, да Запад никогда этой помощи и не обещал, и император отлично знал, что помощи ждать не приходится. В понедельник 28 мая жители Константинополя поняли, что скоро штурм: в турецком лагере было непривычно тихо. Султан приказал солдатам отдохнуть перед решающим боем.

Константин возглавил крестный ход, в котором вместе шли греки и итальянцы, православные и католики, забыв о религиозных распрях.

Равноапостольные Елена и Константин в России

Эта мысль неотступно преследовала его ум, отчего он выглядел грустным и мрачным. Монах поведал о своем замысле духовнику. Тот решил испытать его сорокадневным строгим постом и аскезой. Тогда Константину было видение, после которого желание претерпеть мученичество утихло. Он решил отправиться в Магнисию, чтобы обратить к вере свою сестру. Когда Константин приехал в Кидонию, его узнал один турок. Христианин приготовился бежать в Смирну, но его арестовали и привели к аге. Это событие вновь всколыхнуло в святом желание претерпеть мученичество, поэтому он без колебаний признался, что по рождению он турок, однако обратился в христианство.

Константин с честью выдержал еще один допрос у местного судьи. Христиане, узнавшие о его исповедании, сумели проникнуть в тюрьму, чтобы ободрить перед лицом предстоящих испытаний. Во время следующего допроса некий медник, который до этого уже выступал в качестве мучителя при казни мч. Георгия Хиосского, вызвался пытать Константина.

Так и вышло, Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году. Сделавшись полновластным правителем западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

После трёхсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа. Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенёс свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретён в 326 году. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста.

В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново. Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез.

Однако беспрепятственное шествие по миру проповеди Евангелия продолжалось недолго. Власти Римской империи заметили непокорный культ, не желавший параллельно со своим Богом обожествлять и императора Рима, и открыли на него гонения. Христиан стали убивать. Жестоко и во множестве. И в этих условиях, чтобы сохранить Церковь, её епископам пришлось ввести «Disciplina arcani» — некие правила конспирации, когда к участию в Таинствах допускали только людей проверенных, а места христианских собраний обозначались особыми символами и криптограммами. Христианство для всех Понятно, что в таких условиях не приходилось и говорить о какой-либо проповеди «всему миру». Ведь, во-первых, одни люди боялись проповедовать, а другие — слушать их проповеди. Во-вторых, государственные гонения мешали проповедникам свободно перемещаться по миру, создавать и размножать письменные труды, строить храмы. В-третьих, проверка на верность новых членов общины занимала много времени.

И, в-четвёртых, тайные собрания в катакомбах и пустынях и преследования со стороны государства придавали христианству некий маргинальный флёр в глазах обращаемых. И вот это серьёзнейшее второе искушение помог преодолеть как раз равноапостольный император Константин. Когда он пришёл к власти в своей области империи, его мать Елена, уже бывшая тайной христианкой, своим авторитетом стала влиять на сына. Затем Господь чудесным образом помог Константину в битве с язычником Максенцием, после чего святой император ещё крепче уверовал во Христа. Через некоторое время Константин издал «Эдикт о веротепимости», уравняв христианство в правах с язычеством, а спустя несколько лет и вовсе провозгласил первое государственной религией Римской империи.

Равноапостольный Константин Великий

По распоряжению Константина все религиозные шествия и обряды, связанные с освящением новой столицы, проводились христианским духовенством совместно с языческими жрецами. В сенате, устроенном по образцу римского, была установлена статуя богини счастливой судьбы города Тахи, но на лбу этого языческого божества по указанию Константина укрепили крест, символ христианской религии. Так Константин без применения репрессий умело приучал к христианству многочисленные враждебно настроенные по отношению к новой религии слои населения и в то же время помогал христианству поглощать национальные религии, превращаться в господствующую религию. Сам Константин не порвал с языческой религией до конца своей жизни, приняв крещение лишь за несколько дней до смерти. Умер Константин в звании главного языческого жреца — великого понтифика. Это не мешало христианам считать его своим единоверцем.

Вся история царствования Константина характеризует его как расчетливого, хитрого и дальновидного политика и в то же время коварного и жестокого деспота, загубившего множество жизней, в том числе и своих близких родственников. Ничем нельзя оправдать бесчеловечные поступки Константина по отношению к ближайшим членам своей семьи. Жертвами его подозрительности и жестокости в 326 г. Опасаясь растущей популярности своего сына Криспа, он приказал его обезглавить. Свою жену Фаусту Константин утопил и сварил в горячей ванне.

Еще более жесток был Константин по отношению к своим политическим противникам. Он расправлялся не только лично с ними, но и с их семьями. Так, жену своего соперника Максимиана Константин приказал утопить в реке, а министров, жрецов и детей Максимиана - умертвить. Константин казнил также жену и дочь своего предшественника — императора Диоклетиана.

Публикация коллективного письма благодарности священнику в столичной газете была в те времена делом неслыханным. А тут еще и упоминание о каких-то исцелениях, произошедших вне медицины! Надо заметить, что церковные власти к чудесным исцелениям относилась крайне прохладно и истории о чудесах не приветствовались. Стоит ли удивляться, что заметка не понравилась обер-прокурору Священного Синода Победоносцеву, который потребовал провести расследование. Отца Иоанна вызвали в Петербург. После изучения всех деталей дела и разговора с отцом Иоанном, Победоносцев, сменив гнев на милость, предупредил: "Вы, батюшка, высокую ноту взяли. Многие до вас эту ноту брали, но потом пришлось сфальшивить". В Доме трудолюбия, основанном о. Иоанном, неимущие могли себе заработать на еду и ночлег. Изготовление пеньковых канатов в Доме трудолюбия Кронштадт. Конец XIX в. Легко мечтать о служении Богу и людям так, как требует того Евангелие, как ждет от нас Христос, но пронести этот подвиг служения через всю жизнь дано не всякому. Одного желания тут недостаточно, нужно каждодневное обращение к Божьей помощи, нужна помощь Божьей благодати. Отец Иоанн с раннего утра молится, затем служит Божественную литургию, каждый божий день, после посещает нуждающихся, потом снова молитва, чтение Библии, короткий сон. И так пятьдесят три года, не обращая внимания ни на хулу и ненависть непонимающих, ни на растущую, превосходящую все мыслимые пределы, славу. Ни на болезни. Молитва, постоянная обращенность к Богу, прямое следование Божьим Заповедям - вот источник его чудотворения, причина его даров - целительства, прозорливости, пророчества. В молитве, обращенной к святому праведнику Иоанну Кронштадтскому, его так и называют: "великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне", то есть "великий чудотворец и угодник Божий, богоносный отец Иоанн". А богоносцами в Церкви называют святых подвижников, всей своей жизнью воплощающих евангельские заповеди любви к Богу и к ближним.

Пора и нам принять печать бессмертия, приобщиться спасительной благодати. Я думал сделать это в водах реки Иордан, где во образ нам, как повествуется, принял крещение сам Спаситель, но Бог, ведающий полезное, удостаивает меня этого здесь. Итак, не станем более колебаться, ибо если Господу жизни и смерти угодно будет и продлить мое существование, если однажды определено, чтобы отныне я присоединился к народу Божьему и, как член Церкви, участвовал в молитвах вместе со всеми, то через это я подчиню себя правилам жизни, сообразным с волей Божьей". Так сказал Константин, и епископы, совершив над ним священный обряд, исполнили определение Божье, приготовив, что было нужно, преподали ему таинство. Таким образом, Константин, первый из всех, от века бывших автократоров, через возрождение в церкви мучеников, сделался совершенным христианином... Думаю, если спросить любого семинариста и даже священника о крещении равноапостольного Константина, мы услышим в ответ вышеназванную историю Евсевия Памфила. Поэтому для очень многих православных может оказаться целым открытием, что Православная Церковь отвергла эту версию Евсевия, как преднамеренное искажение истории еретиками арианами. Чтобы понять позицию Церкви, следует объяснить, кому приписывает «отец церковной истории» крещение первого православного государя. Примечательно, что в своем труде о «василевсе Константине» автор даже не осмелился назвать имени этого человека - уж слишком оно было вызывающим. Но все древние прекрасно понимали, кого имел в виду историк арианин [10]. Имя этого человека, как было уже сказано, озвучил в своей Хронике только блаженный Иероним Стридонский, причем с очень странным выводом: «Константин, в последнее время своей жизни крещенный Евсевием, епископом Никомидийским, уклоняется в арианское учение» [11]. Казалось бы, ну что с того, что царя крестил епископ арианин? Сегодня тоже много кто из православного духовенства исповедует явно еретические взгляды, но пока они не под запретом, Таинства, совершенные ими, действительны. Однако Никомидийский епископ был не просто одним из иерархов, сочувствующих еретикам. Это был никто иной, как глава самой арианской ереси. Это сейчас для нас привычно называть последователей ересиарха Ария арианами, сами же еретики именовали себя не иначе, как «евсевиане». Вот что об этом сообщает профессор В. Болотов: «Ариане исторические не желали называться по имени своего вождя, как это обыкновенно бывает, но называли себя евсевианами, протестуя против названия арианами таким образом: "как мы епископы последуем за пресвитером Арием?... Вероятно, чтобы не бросать тень на чтимого Церковью царя, именно по этой причине, имени крестившего не называют ни Ермий Созомен, ни Сократ Схоластик, ни блаженный Феодорит Кирский, а Руфин Аквилейский даже не упоминает об этом сюжете с крещением. Но Православная Церковь не пошла на поводу у авторитетных церковных историков древности, хотя среди них были и святые мужи Феодорит Кирский и Иероним Стридонский. Она испокон веков держалась другой версии крещения первого православного царя еще до Никейского Собора - от святителя Сильвестра, епископа Рима, ок. Суть этой версии в следующем: Царь Константин заболел проказою, которая покрыла все его тело. Многочисленные врачи оказались бессильны помочь больному. Наконец к Константину приходят языческие жрецы от идольского храма, которые советуют для исцеления соорудить купель в языческом храме и там искупаться в крови грудных младенцев. Царь, послушав жрецов, собирает младенцев на заклание, но тронутый плачем матерей, устрашился своего намерения и отпустил матерей и детей с дарами. В эту же ночь во сне Константину являются апостолы Петр и Павел, которые, похвалив его за отказ совершать страшный грех, взамен предлагают другой способ очищения от болезни - через принятие православной веры и крещения от епископа Рима святаго Сильвестра. Проснувшись, царь находит Сильвестра, который прячется от гонений, и спрашивает его о том, какие боги ему явились во сне.

В следующем году император издаёт Миланский эдикт о веротерпимости. Отныне христианская церковь перестала считаться противозаконной и подвергаться гонениям, и ей дали особые гражданские права, а также отменялась казнь через распятие. Следующую войну, с 313 по 324 год, Константин повёл против язычника Ликиния. Разгромив его, он стал властвовать над всей территорией империи, и, соответственно, на всей этой территории христиан защищал Миланский эдикт. По легенде перед одной из решающих битв Константин увидел в небе крест, а рядом надпись «Сим побеждай». Затем во сне императору явился Бог и разъяснил, что увиденный символ принесёт победу. На другой день Константин приказал изобразить крест на всех знамёнах в некоторых вариантах легенды — на щитах и победил. Так крест превратился в самый яркий символ Христа и его подвига. После того как позиции язычества в империи пошатнулись, Константин перенёс её столицу с Запада на Восток — на побережье Босфора. Это имело значение как стратегическое, так и символическое: в жизни империи начинался новый этап. Превращённый в столицу город Византий, расширенный, укреплённый и переименованный в Константинополь, впоследствии станет центром православной культуры. Христианство вышло при Константине и на политическую арену как средство сплочения народа. Содействие этому оказала и мать императора Елена. Она лично отправилась в Иерусалим в поисках креста, на котором был распят Христос, и обнаружила его в 326 году. Это положило началу празднеству Воздвижения креста. И Константин, и Елена делали всё, чтобы освободить связанные с жизнью и деятельностью Христа места от идолопоклонства, а также возводили христианские храмы на наиболее памятных из них. К сожалению, во времена Константина не исчезли ереси. Наиболее из них распространённой стало арианство. Ария осудили на Поместном соборе, созванном в Александрии. В свою очередь ариане созвали собор в Вифинии, где доказывали свою правоту.

Почитание императора Константина в России

Праздник святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены празднуется всеми православными 21 мая/3 июня и имеет точную дату. Список всех именин Константина по православному календарю в 2024 году с разбивкой по месяцам. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице. Причислен к лику святых в 2000 году Константин Немешаев, священномученик, иерей (новомученик, 2000).

Когда и кем был крещен святой равноапостольный Константин Великий

Цикл телепрограмм "Закон Божий". Часть 4. История Церкви. Цикл телепрограмм "Закон Божий". Часть 4. История Церкви. Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий