Новости учреждение академии наук год

Положения об учреждении академии наук и художеств, 1724. РАН является государственной академией науки; некоммерческой организацией, созданной в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Название Российская Академия наук (РАН) вернулось по указу президента России Бориса Ельцина от 21 ноября 1991 года, 17-20 декабря 1991 года в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание РАН. Выставка «300 лет Российской академии наук: Вернадский Владимир Иванович – универсальный ученый – естествоиспытатель, мыслитель и организатор науки».

Указ об учреждении Академии наук. Указы Петра I. Государственная грамота

году подписал указ о создании Петербургской академии наук. По проекту это было учреждение, которое совмещало в себе и научные, и образовательные функции. Академия создавалась не напрасно и в первые же годы своего существования взялась за работу, создала первый Толковый Словарь Русского Языка (около 43 000 слов). Как видим, решение об учреждении Российской Академии наук непосредственно сказалось на социально-экономическом развитии нашего края, глубоко затронуло интересы его жителей, сообщает Башинформ.

В Российскую Академию наук принимали независимо от знатности происхождения

А вот богатую историю Академии наук и художеств, а сегодня Российской академии наук, рассказала главный библиотекарь отдела комплектования и библиотечной обработки документов Анна Хромцова. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года вышел указ Сената Российской империи об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». завоевание средневековых немецких университетов научным движением.

Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I

Академия основана по образцу западноевропейских академий. В отличие от них которые автономны , российская академия в большей степени зависит от государства. Создание отделений по России, академий в республиках c 1991 года самостоятельные академии.

Часть первая Обсудить Здание Академии. В прошлый раз мы рассказали вам о научных интересах Петра I, которые привели и утвердили его в идее создания Академии. В новом материале, который представляет объединенная редакция порталов Indicator.

Ru и Inscience. News — рассказ о самом начале ее существования, поскольку первые годы и десятилетия бытия Академии наук оказались весьма и весьма интересными. Мы пойдем другим путем! Задумав в том числе — и с подачи, и с консультациями великого философа и математика Годфрида Лейбница распространение наук в России, Петр I подступил к реализации этого масштабного проекта системно. Он изучал, как обстоят дела с наукой в Европе — в Британии, Франции, Германии, Нидерландах, сравнивал — как бы мы сейчас сказали — научно-образовательную политику в разных странах, и пришел к выводу, что прямой перенос любой научной европейской системы на российкую почву не позволит ему добиться своих целей.

А цели были чётко сформулированы. Даже в проекте Положения Академии наук и художеств Петр формулирует: «1 Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2 Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3 Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». То есть, Петр с самого начала хочет, чтобы в стране одновременно решались три задачи. Во-первых, нужно, чтобы сразу же появились ученые, которые бы занимались собственно научным процессом. Во-вторых, чтобы Академия готовила этим ученым смену — всех желающих молодых людей обучали.

Академиков директор обязала публиковать свои открытия в отечественных журналах и воздерживаться от их напечатания за границей до тех пор, «пока Академия не извлекла из них славу для себя путем печати, и пока государство не воспользовалось ими». В 19 веке Академия занималась подготовкой и изданием «Словаря церковнославянского и русского языка», «Русской грамматики», «Русско-французского словаря», а также много занималась просветительством, например, приняла активное участие в организации публичных библиотек в 32 губернских городах. Однако, при Николае I Российская Академия была ликвидирована как самостоятельное учреждение - в 1841 год ее присоединили к императорской Академии наук, сделав «вторым» Отделением русского языка и словесности Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук. Связанные статьи.

Новости Академии наук 300 лет Кто был автором проекта здания Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге? Кто стал её первым президентом? И как назывался Благовещенский мост через Неву до момента его открытия? Без преувеличения можно сказать, что именно Академия наук стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране. В этом году учреждение отмечает свой 300-й юбилей. В Российской Империи началось активное развитие в разные областях знаний: физики, химии, биологии, естествознании, математики и других.

История создания Петербургской академии наук

  • «Академический марксизм» 1920—1930-х гг. и история Академии: случай . А.Н. Шебунина
  • Также по теме
  • Российская академия наук
  • Пётр Первый - создатель Российской академии наук
  • Молодежные сайты Кубани

Российская академия наук. Досье

Смотрите видео онлайн «Указ об учреждении Академии наук. 295 лет назад, 8 февраля 1724 года, Пётр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств. 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». 300 лет назад, 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года, был опубликован указ Правительствующего Сената, согласно которому по распоряжению императора Петра Великого в Санкт-Петербурге учреждалась Академия наук и художеств. 295 лет назад, 8 февраля 1724 года, Пётр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств.

Петр I подписал указ об образовании Российской Академии наук и художеств

Получается, что государство в лице чиновников устанавливало контроль над работой научного учреждения, в то время как в Европе подобные организации были абсолютно самостоятельные. Василий Евдокимович Адодуров Академический парадокс Первыми российскими академиками являлись одни иностранцы. Все дело в том, что в России было невозможно получить ученую степень. Не было самой системы сдачи экзаменов на получение квалификации в научной сфере. Только по этой причине с 1724 по 1742 год среди членов Академии наук не попадаются русские фамилии, за исключением одной. Да и потом вплоть до середины ХIХ века подавляющее число академиков были уроженцами стран Западной Европы. Парадокс, да и только. Самым известным русским представителем Академии наук был, конечно, Михаил Васильевич Ломоносов. Этот архангельский самородок в 1742 году назначается адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в 1745 году первым из русских ученых избирается на должность академика химии.

Но за 9 лет до назначения Ломоносова в списках членов Академии наук все же появилась первая русская фамилия. Он был первым В 1733 году звание адъюнкта по кафедре высшей математики Академии наук получил Василий Евдокимович Адодуров. Он-то и стал первым русским ученым, чье имя было внесено в список действительных членов Российской академии наук. Происходил Василий Евдокимович из древнего дворянского рода. Родился 15 марта 1709 года в Новгороде Великом. Первые шаги на пути образования будущий русский математик и лингвист совершил в своем родном городе: проходил обучение в Греко-славянском училище братьев Лихудов. Оно было основано митрополитом Новгородским Иовом в 1706 году. Затем, с 1723 по 1726 год, получал образование в Славяно-греко-латинской академии в Москве.

Это учебное заведение было учреждено еще при царевне Софье, в 1687 году. Инициатором создания первого высшего образовательного учреждения в России стал знаменитый философ, поэт, воспитатель детей царя Алексея Михайловича Симеон Полоцкий. В 1726 году он в Петербурге. Учится в Академической гимназии.

Как почти всё в России, науку Петр начал внедрять сверху, но в отличие от некоторых других нововведений, это себя оправдало, Во время своих поездок по зарубежным странам Петр знакомился там и с наукой и ее организацией. Он посетил Парижскую академию, присутствовал на демонстрации химических экспериментов и был даже принят в число ее почетных членов. Особенно много Петр общался с немецкими учеными. В значительной мере под влиянием Лейбница, с которым он встречался трижды, а также немецкого философа и естествоиспытателя Вольфа у которого впоследствии учился Ломоносов Петр понял значение научных знаний. Он пришел к выводу, что в России надо создать условия для их развития и распространения. Еще до создания Академии начали закладываться элементы ее инфраструктуры.

Петербургская библиотека Академии наук считает датой своего рождения 1714 год. За 10 лет до создания Академии Петр сделал общедоступным свое личное собрание книг, взял библиотекаря, которому поручил навести в собрании порядок и пополнять его. Первый музей, впоследствии вошедший в состав Академии как ее важная часть, Кунсткамера, начал формироваться тоже до ее создания - в 1718 г. Была образована первая типография гражданского назначения. Своего библиотекаря, Шумахера того самого, с которым 20 лет спустя боролся М. Ломоносов , в 1721 г. Петр направил в Европу изучать опыт создания и функционирования научных и учебных заведений и подобрать ученых для работы в России, хотя и до этого, с 1715 г. Крутой, решительный и нередко жестокий Петр, в делах, касавшихся науки, проявлял осторожность, терпение, и я бы сказал, деликатность. Это проявилось не только по отношению к ученым, с которыми Петр общался, но, прежде всего, в формулировании задач. Блюментростом, подписал "Определение об Академии", и 28 января вышел именной Указ об ее учреждении.

Положение об Академии Петр утвердить не успел, однако в течение 20 лет его использовали как первый Устав. Реальное образование Академии приходится на начало царствования Екатерины I : в декабре 1725 года состоялось ее торжественное открытие. К этому моменту Академия уже существовала, штат был укомплектован, приехавшие из-за границы ученые были назначены академиками. Общие собрания Академии начали проводить с сентября 1725 г. Екатерина I всячески содействовала созданию Академии. Уже летом 1725 года она приняла у себя всех приехавших ученых - почесть, неслыханная в Европе. Помимо Петра и Екатерины I, еще два человека приложили руку к созданию этого научного учреждения - Блюментрост и Шумахер. Лейб-медик Лаврентий Блюментрост был важным действующим лицом в создании этого замечательного учреждения. Кстати, он был единственным из академиков первого набора, родившимся в России, хотя, конечно, корни у него были иностранными. При подготовке Проекта положения об Академии он руководствовался установками Петра, и успешно вел от его имени, а затем от имени Екатерины I,переписку с иностранными учеными об их приезде в Россию.

Впрочем, назначение его первым президентом Академии, было каким-то полуофициальным. Следует напомнить, что в России тогда не было не только собственных ученых, но и практически не существовало подготовленных для такой деятельности людей. Не было высшего образования. Московская славяно-греко-латинская академия, созданная в конце 17 века, готовила, в сущности, священнослужителей.

Радея за процветание Отечества, император всевозможными способами лично способствовал развитию российской науки. По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью.

Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера». Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли.

По мнению историка Петра Пекарского 1827-1872 , намерение учредить Академию наук появилось у Петра I не позже 1720 года. Пример Парижской Академии наук, беседы со многими европейскими учёными, мнения соратников Петра из числа иностранцев убедили его в необходимости создать Академию и в России. Весьма символично, что первым президентом Академии наук и художеств стал врач и учёный — лейб-медик Петра I Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692-1755 , выходец из немецкой семьи, родившийся в Москве его отец был организатором Аптекарского приказа в допетровской России. Медицинское образование Лаврентий получил в Европе, в 1713 году в Лайдене он защитил диссертацию и получил степень доктора медицины.

На следующий год он вернулся в Россию и стал служить при дворе. Он же стал и одним из инициаторов и главным организатором Академии. По поручению императора именно Блюментрост пригласил на работу многих видных европейских учёных.

Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие

Создание Академии наук В 1716-1717 годах наш государь Петр I совершил свой второй вояж по странам Европы. завоевание средневековых немецких университетов научным движением. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.

Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук

Исторические тексты в рамках Десятилетия науки и технологий в России также будут публиковаться на портале «Живая история России». А начнем мы с текста, посвященного человеку, без которого Академия не появилась бы, — иностранному члену Парижской академии наук с 1717 года, ученику и другу выдающегося нидерландского анатома Фредерика Рюйша, собеседнику великого философа Готфрида Лейбница, а по совместительству — первому императору России Петру I. Как ни странно, но Петр Алексеевич, будущий Петр Великий, 14-й ребенок Алексея Михайловича Тишайшего но первый от его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной , получил весьма слабое домашнее образование. В то время патриарх Иоаким, ведя борьбу против «латинизации», отодвинул от царского двора образованных учеников Симеона Полоцкого, в результате Петра обучали менее грамотные люди. Потому, к слову, Петр до конца жизни писал с ошибками. Петр в 1670-х. Wikimedia Commons. Однако природа наделила молодого царя а на троне Петр — с 10 лет, хотя поначалу и не единолично огромным любопытством и деятельным характером. Поэтому еще отодвинутый от реального правления своей сестрой Софьей, играя в свои потешные войска, Петр стал самостоятельно — и при помощи голландского купца Франца Тиммермана — изучать все, что нужно для военного дела и путешествий: арифметику и геометрию, астрономию и корабельное дело. Петровские записи по арифметике, 1680-е.

Когда Петр стал самовластным правителем, освоился в роли царя и провел первые войны, он отправился и в свое первое большое заграничное путешествие — то самое «Великое посольство», которое в 1698—1699 годах посетило несколько европейских стран с двумя основными миссиями: во-первых, найти союзников для борьбы с турками, а во-вторых — привлечь в Россию специалистов в области новых технологий. Де-факто — создать программу технологических мегагрантов позже по велению Петра точно так будет проводиться в жизнь уже чисто научная программа создания Академии наук.

Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук». Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне мировой науки своего времени. Первые научные заседания Академии наук стали проводиться в 1725 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения.

Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 - 1755 - лейб-медик Петра I, первый президент Академии наук и художеств. Академия состояла из трёх «классов». В первом - классе математических наук - ученые занимались математикой, астрономией, навигацией, механикой. Второй класс носил название «класса естественных наук», где академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию. В третьем классе «гуманиоры, истории и права» велись исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики. Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков - в первом и втором классах по четыре, и три - в третьем.

С 1728 г. Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России.

В 1742 г. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства.

Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране. При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С. В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове.

Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука.

Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве.

Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить.

С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы — домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи.

Это один из важнейших видов работы, необходимый для укрепления связи образования и науки, развития образовательной деятельности. Пётр позволил обучаться в Академии всем желающим и способным, независимо от знатности происхождения их рода. Российская Академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России.

Но уже с XIX века Петербургская академия наук начала полагаться на национальные кадры.

К 300-летию РАН. Первые десятилетия существования Академии. Часть первая

Российская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. В 1917 году Петербургская академия была переделана в Российскую академию наук. 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». Видео автора «МИР 24 | Новости» в Дзене: Учреждение стало волей первого российского императора – Петра I. Удовлетворить его не смогла ни одна из иностранных академий.

Учреждение Академии наук в России

  • К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
  • О проекте учреждения Академии наук
  • Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
  • Академии наук 300 лет
  • В Петербурге основана Российская Академия Наук - Знаменательное событие

Учреждение Академии наук в России

  • Основание, учреждение Российской Академии наук:
  • Историческая справка
  • ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
  • Просвещенный государь
  • Сегодня исполняется 280 лет со дня учреждения Российской академии наук | Урал-пресс-информ
  • В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие

В Петербурге основана Российская Академия Наук

Сто лет назад, 14 апреля 1923 года, в Петрограде было основано Издательство Российской академии наук сегодня ФГБУ «Издательство «Наука» , ставшее одной из авторитетнейших издательских организаций страны и мира. Первым руководителем издательства был академик Александр Ферсман, а первым изданием, выпущенным в свет издательством, стал вышедший в конце 1924 года очередной том «Известий Российской академии наук». Выпуск научных трудов и журналов стал одним из важнейших направлений деятельности Академии по популяризации и внедрению результатов научных работ, а следовательно, и фундаментальной науки в СССР.

Развитие промышленности, транспорта, горнорудного дела, торговли, культуры, да и сама жизнь требовали развития науки для использования её результатов в разных областях человеческой деятельности. Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым.

Он стремился преодолеть отставание России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития. Им было организовано интенсивное строительство новых фабрик и заводов, он издал несколько указов об организации просвещения и специального образования. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок.

Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц.

Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д.

Бернулли и механик Н. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны.

Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками. Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами.

Среди них десять учёных за выдающиеся открытия в области физики, в том числе: П. Я Черенков, И. Тамм, И. Франк, Л. Ландау, Н.

Басов, А. Прохоров, П. Капица, А. Абразцов, В. Гинзбург, Ж.

Лауреатами по физиологии и медицине стали И. Павлов и И. Мечников, в области химии - Н. Семёнов, экономики - Л. Это звание было присвоено также пяти нашим поэтам и писателям: И.

Лейбниц после многих стараний был принят на русскую службу, чтобы нам, понеже мы известны, что он ко умножению математических и иных искусств и произыскиванию Гистории и к приращению наук много вспомощи может, его ко имеющему нашему намерению, чтоб науки и искусства в нашем государстве в вящий цвет произошли, употребить.... Едва ли правильно приписывать идею об Академии наук влиянию другого иностранца - Г. Фика, несомненно влиявшего своими знаниями при организации бюрократической системы Петра. Правда, на одном из его докладов в июне 1718 г. Однако эти слова ставят вопрос шире, чем проекты Фика, и неясно, какую академию имел в виду Пётр.

Проекты об учёных коллегиях, библиотеках, музеях составлял ещё раньше, в 1713 г. Окончательное и решительное влияние, однако, несомненно, оказало посещение Петром Парижской академии наук. В начале 1721 г. В связи с этой задачей в 1721 г. Блюментростом, братом упомянутого раньше исследователя Олонецкого края.

Блюментрост был лейб-медиком Петра, заведовал Кунсткамерой ; очень возможно, что проект Академии был им написан по словесным указаниям самого Петра. При суждении об этом факте не раз в наше время останавливались в удивлении, что была образована Академия наук, а не университет, но при этом суждении забывали о том положении, какое существовало в начале XVIII века в истории университетов. Университеты находились в упадке, ещё не было ясно для современников, победит ли в них новый дух, или они замрут в старых рамках. И мы знаем, что только университеты Голландии - может быть, Копенгагена - в это время были более живыми; в Германии Вольф только что начал духовную реформу германских университетов. В истории человеческой мысли успех перерождения университетов немецкого языка - университетов мелких и крупных государств Священной Римской империи того времени, Швейцарии - сыграл крупнейшую роль.

Он дал новому точному знанию и науке новые орудия, которые явились более могущественными, чем созданная новыми потребностями Академия. Между 1725 г. Но это было несколько десятилетий спустя после смерти Петра Великого. Жизнь Лейбница , сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств. Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей.

А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий