18 января 1943 г. был осуществлён прорыв блокады Ленинграда, что стало переломным моментом в битве за город. Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда./Фото. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
"Январский гром": Ленинград был освобожден от блокады 76 лет назад
Начало операции сперва было назначено на 1 января 1943 года, но из-за погодных условий было перенесено на 12 января. Ход сражения[ ] 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены железнодорожная и автомобильная дороги.
Повышенное внимание уделялось авиации, которой предстояло действовать челночным образом — самолеты взлетали с аэродромов своего фронта, а сбросив бомбы садились на аэродромах соседнего фронта, получали новые боеприпасы и летели обратно. На помощь войскам были подтянуты партизаны Ленинградской и Псковской областей. Начало операции было назначено на 1 января 1943 года, однако из-за того, что лед на Неве был еще слишком тонок, наступление было сдвинуто на 12 дней.
Ровно в половине десятого утра 12 января заработала артиллерия. Как вспомню весь этот адский грохот и разрывы снарядов и мин, так снова и снова меня бросает в дрожь», - так описывал свои впечатления о начале советского наступления военнослужащий 170-й немецкой пехотной дивизии. Артиллеристов поддержали 147 лёгких танков и бронеавтомобилей, вес которых мог выдержать лёд на Неве. Двухчасовой ураганный огонь нашей артиллерии и атака пехоты с танками оставили после себя следы грозного возмездия.
И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.
Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше. Из дневников блокадников Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера: "Ура, ура, ура! Вчера в "Последний час" объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые. Неужели это начало конца?
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В этих боях ключевую роль опять должна была сыграть 2-я ударная армия. с 12 по 30 января 1943 года. Советские солдаты в атаке под Ленинградом, во время операции по прорыву блокады Ленинграда. В день прорыва блокады Ленинграда в Политехе традиционно проходят торжественно-траурные мероприятия. ленинград, блокада ленинграда (1941-1944), великая отечественная война (1941-1945), рабоче-крестьянская красная армия (ркка), ссср, германия, вермахт, инфографика.
Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы
Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12—30.01.1943) Архивная копия от 24 февраля 2007 на Wayback Machine. Неудачными были Любанская и Синявинская операции 1942 года, но результатом Синявинской стал срыв вражеского плана штурма Ленинграда в августе. Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда. «Операцию по прорыву блокады назвали «Искра», — рассказывает военный историк Юрий Кнутов.
"Январский гром": Ленинград был освобожден от блокады 76 лет назад
Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Наступательная операция называлась "Январский гром". Еще одна церемония в день 80-летия прорыва блокады прошла сегодня у Монумента героическим защитникам Ленинграда. В этот день 81 год назад в ходе наступательной операции «Искра» войска Красной Армии полностью освободили город Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера, что дало возможность восстановить с. Смотрите онлайн видео «18 января – День прорыва блокады. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го.
Начало блокады
- Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
- Николай Стариков
- Сошлись два фронта: как прорывали блокаду Ленинграда –
- 80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го
Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны. Неудачными были Любанская и Синявинская операции 1942 года, но результатом Синявинской стал срыв вражеского плана штурма Ленинграда в августе. В честь полного снятия блокады Ленинграда в Северной столице производится торжественный салют. С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда.
Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады
Красной армии, наступавшей вдоль берега Ладожского озера, удалось пробить в немецкой обороне коридор шириной около 10 км. Это позволило возобновить снабжение города. Полностью блокада была прорвана 27 января 1944 года. Как выживал и боролся осаждённый Ленинград — в материале RT.
К концу августа гитлеровцы заняли город Тосно в 50 км от Ленинграда. Красная армия вела ожесточённые бои, но противник продолжал стягивать кольцо вокруг Северной столицы. В складывающейся обстановке Верховный главнокомандующий Вооружёнными силами СССР Иосиф Сталин направил телеграмму находящемуся в то время в Ленинграде члену ГКО Вячеславу Молотову: Также по теме Ген жизни: учёные заинтересовались долголетием бывших блокадников Осенью 1941 года, 75 лет назад, началась блокада Ленинграда.
Команда исследователей из Санкт-Петербурга давно занимается изучением... Если так будет продолжаться, боюсь, что Ленинград будет сдан идиотски глупо, а все ленинградские дивизии рискуют попасть в плен. Что делают Попов и Ворошилов?
Они даже не сообщают о мерах, какие они думают принять против такой опасности. Они заняты исканием новых рубежей отступления, в этом они видят свою задачу. Откуда у них такая бездна пассивности и чисто деревенской покорности судьбе?
В Ленинграде имеется теперь много танков, авиации, эресы реактивные снаряды — RT. Почему такие важные технические средства не действуют на участке Любань — Тосно?.. Не кажется ли тебе, что кто-то нарочно открывает немцам дорогу на этом решающем участке?..
Чем, собственно, занят Ворошилов и в чём выражается его помощь Ленинграду? Я пишу об этом, так как очень встревожен непонятным для меня бездействием ленинградского командования... По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым...
В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тыс. Также по теме «Моим оружием была музыка»: 75 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Шостаковича 9 августа 1942 года в Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Музыка композитора транслировалась...
По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт. Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты.
Этот план был сорван благодаря очередной попытке прорыва блокады, известной как Синявинская операция августа — сентября 1942 г. Эта операция имела ограниченную цель: прорвать блокаду и восстановить железнодорожное сообщение с Большой землей. Советское командование сосредоточило значительные силы в составе ударной группировки Волховского фронта и обеспечило подавляющее превосходство. Но именно в этот момент немцы перебросили под Ленинград силы 11-й армии, которые должны были быть использованы для штурма города. Это позволило остановить советское наступление, разгромить ударную группировку войск Волховского фронта и нанести серьезное поражение советским войскам в последующих боях. Последовало новое окружение советских войск. Официальные цифры потерь Ленинградского и Волховского фронтов 113 000 человек сильно занижены, общие потери советских войск должны были составить до 130 000—160 000 человек. Немецкие потери войск 11-й и 18-й армий превышали 30 000 человек. Можно ли было считать положение Ленинграда прочным к концу 1942 г.?
Вряд ли, пока его снабжение зависело от капризов погоды на Ладожском озере. Требовалось как можно быстрее пробить сухопутный коридор — и не просто отвоевать полоску земли, а отбить станцию Мга и саму ветку железной дороги. Время для новой попытки подошло в ноябре 1942 г. Перелом начинался незаметно — его признаки можно было увидеть, лишь проанализировав весь ход операций на советско-германском фронте. Советское командование смогло подготовить серию операций, самой известной из которых было контрнаступление под Сталинградом. При этом на северо-западном направлении группа армий «Север» оказалась в очень сложном положении. Значительная часть ее сил была скована на Демянском плацдарме, удержание которого требовало массы сил и средств, хотя никакого значения к ноябрю 1942 г. Чтобы предотвратить повторное окружение своих войск и отразить наступление Северо-Западного фронта, начавшееся 28 ноября 1942 г. Читайте также:Как устоял Ленинград Группа армий «Север» стала донором для войск, оборонявшихся под Великими Луками, на центральном направлении, где началось советское наступление на Ржев, и даже группы армий «Б», пытавшейся сдержать советские войска под Сталинградом, срочно усиливать войска на юге.
К январю 1943 г. Советское командование начало тщательно подготавливать новую операцию по прорыву блокады, получившую название «Искра».
Несмотря на то что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всем Ленинградском фронте.
Наступательная операция «Искра» повернула вспять ход битвы за Ленинград. Враг продолжал ожесточенные бомбежки и артобстрелы, но инициатива в боевых действиях полностью перешла к советским войскам. Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги.
Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов.
Подготовка велась в условиях абсолютной секретности на Ленинградском и Волховском фронтах. Форсировать Неву планировали на лыжах. Бойцы должны были уметь двигаться быстро.
Одной из проблем была немецкая колючая проволока. Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек. Обычные кусачки ее не брали. Тогда умельцы придумали насадку на автомат, чтобы перебивать проволоку выстрелом. Перед атакой провели мощную артподготовку.
Но абсолютно все предусмотреть не смогли. Нам надо было форсировать Неву, чтобы попасть в Шлиссельбург.
Читайте также:
- Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
- 18 января - День прорыва блокады Ленинграда
- Прорыв - дело чести
- «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда — РТ на русском
- Пока держится Ленинград - держится весь фронт
- Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го