В постсоветской России Зураб Церетели продолжал работать над амбициозными общественными проектами в Москве. В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество. Зураб Церетели вступил на путь художника-монументалиста в 60-е годы. ГЛАВА ВТОРАЯ, уточняющая некоторые факты биографии художника, начавшейся в Тбилиси в семье советского молодого специалиста инженера Константина Ивановича Церетели.
Харизма Зураба Церетели
В 2004 году Зураб Церетели подарил ЮНЕСКО монумент, призванный мобилизовать усилия людей на борьбу со СПИДом. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович (р. 4.1.1934, Тифлис, ныне Тбилиси), рос. скульптор, живописец, график, дизайнер, нар. худ. 4 января выдающийся грузинский и российский живописец, известный скульптор и педагог Зураб Церетели отмечает 90-летие. В 1993-1995 гг. Зураб Церетели осуществлял художественное руководство строительством Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Биография Зураба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки.
Скандальная слава монументов мэтра Церетели
Отсюда пешком добирался до университета, чтобы сэкономить на обед. Учился легко, на отлично сдал экзамен Мусхелешвили, профессору и ректору Политехнического института, читавшему лекции в университете по совместительству. К нему отправился, ничего не сказав друзьям, на Арсенальную гору. Там возвышался над городом желанный институт, ковавший кадры для индустриализации, начатой Сталиным. Среди доводов Константина был один, который в России не имел бы особого значения для ректора. Математики нужны нам. Но еще нужнее инженеры. Ты, я вижу, хороший сын. Так сбылась мечта. В 27 лет получил Константин Церетели диплом инженера.
От отца унаследовал талант организатора, руководителя. И добрый нрав. Он без очков читает, пишет, ходит каждый день десять километров на кладбище, туда-сюда, на могилу к маме. И этим живет. За столом сидит прямо. Гости из-за стола пять раз в туалет сбегают, а он как статуя. Прошу его переехать ко мне. Нет, говорит, не могу твой музей оставить без внимания. Знаете, что он музеем зовет?
Те две комнаты, в которых живет. Они с пола до потолка обклеены статьями обо мне. Он говорит, вот какой у меня сын. Такие люди в Грузии еще не рождались. Пишет воспоминания, так хвалит, что даже стыдно… Отец всю жизнь вставал утром, включал радио, включал телевизор, бритву и еще пел. Бедная мама уши затыкала. Я уже не мог спать. Просто я сильно пошел в отца, — эту запись я сделал в 2000 году со слов сына, незадолго до смерти Константина Ивановича. На инженерной стезе Константин Церетели добился некоторых успехов.
Его приглашали читать лекции студентам в институте, но защитить диссертацию доктора технических наук, удостоиться звания профессора, каким он себя видел в мечтах — не удалось. Вспоминая о прошлом в свои без малого сто лет, называл себя "большим человеком", "хозяином в Закавказье", "главным инженером Закавказья", на что имел некоторые основания. В руднике поработать, как инженерам-иностранцам, не пришлось. Национальные кадры очень ценились и выпускника Политехнического назначили сразу на руководящую должность. Началась кочевая жизнь, командировки. Общался молодой начальник с первыми лицами городов и районов трех республик Закавказья, снимал с должности нерадивых, отдавал под суд. Все шло хорошо, но оставался холостяком до 30 лет! Времени не хватало, чтобы ухаживать за невестой. Да и не встретилась она на рудниках и заводах.
Родственники заволновались. В доме Вано Церетели квартировал одно время горняк Нижарадзе. У его брата Семена, занимавшего хорошую должность в Хони, выросла дочь Тамара. Нижарадзе знал Константина с детства и пришел к мысли, хорошо бы его женить на племяннице, красавице Тамаре. Братья узнали местопребывание Константина и отправили ему телеграмму с просьбой срочно прибыть по указанному в депеше адресу. Открыв дверь, увидел за столом братьев Нижарадзе рядом с Тамарой. Так их познакомили. Посидели, выпили, закусили. И оставили молодых в пустой квартире.
В ту ночь 1933 года стали они мужем и женой. Тамара Нижарадзе, в замужестве — Церетели, родила сына. Мальчика окрестили и назвали по просьбе деда Зурабом. На простой, казалось бы, вопрос — где родился Зураб Константинович Церетели — советские энциклопедии дают неоднозначный ответ. По одним источникам это произошло в столице, Тбилиси, по другим — в Цулукидзе, как назывался при советской власти маленький город Хони. Не внесли ясность анкеты и автобиографии, хранящиеся в отделе кадров Российской академии художеств. Там точно такая картина. В одних документах, появившихся с 1979 года, в графе "место рождения" значится Цулукидзе, в других — Тбилиси. Окончательно поможет разрешить загадку дубликат метрики, поскольку оригинал, выданный в загсе так давно — пропал при нередких переездах с квартиры на квартиру.
По воспоминаниям родственников, в Хони дедушка, отец Тамары, ведал местной потребительской кооперацией. Там у него была квартира, где и появился на свет внук, роды которого принял известный в округе акушер, некто Бахтадзе. Поблизости от Хони в деревне Нижарадзе имел собственный дом. Спустя два года молодая мать родила дочь по имени Нели. О матери на вопрос: "Кем она была? Жила в Тбилиси, очень красивая. А в Москве была певица — тоже Тамара Церетели. С изумительным голосом. Когда была война, она пела на фронте русские романсы.
А моя мама получала от фронтовиков письма с признанием в любви. Отец страшно ревновал. Думал, когда его нет, она по телефону с ними разговаривает. Но сильно краснел за свои слова, когда видел, что на конверте со штампом полевой почты адрес выведен рукой солдата. Мама над ним смеялась, а он отвечал: "Вот видишь, что с нами делает ваша красота". Несли солдатские письма с адресом "Тбилиси, Тамаре Церетели" в руки матери Зураба, потому что она работала на почтамте. По версии Константина Ивановича — управляла делами. По версии сына — сортировала конверты. И об отце сын не устает рассказывать, убежденный, что желание постоянно что-то делать у него от отца.
У меня работать всегда настроение есть. За минувшие годы сын создал монументальный словесный образ отца, не заглядывая в документы. Константин Церетели хотел, чтобы в доме росло много детей, как у предков. Так могло бы случиться. Но Тамара тайком от мужа несколько раз прерывала беременность. Она понимала, несколько детей не поднять при всем желании увлеченного строительством социализма мужа. Большевики не вернули инженерам то высокое положение, какое они занимали в Российской империи. Трехкомнатная квартира с верандой в 160 квадратных метров была построена дедом, Семеном Нижарадзе, по словам Зураба, "красавцем мужчиной"… Обзавелся этой квартирой он для детей. По советским понятиям квартира считалась большой.
Но без удобств. Топили зимой дровами. И жила там не одна, а три семьи родственников. Тамара с мужем и детьми занимали одну комнату. По словам Нели Константиновны, в комнате той 25 квадратных метров. А третья комната досталась одинокой Сашуре, тете Зураба. Жили дружно, как одна большая семья. Константин Иванович хорошо помнил даты, числа, фамилии, адреса в отличие от сына, мыслящего образами. От Церетели к сыну перешло умение считать.
Про него в Тбилиси сложилась легенда, будто голова Зураба анализирует варианты решений как компьютер. Брат Тамары, Георгий, слыл в Грузии известным художником. Он писал пейзажи и портреты. Моя попытка увидеть его картины не увенчалась успехом в 2002 году. Дочь художника, Нани, показала мне в Тбилиси старые маленькие черно-белые потемневшие от времени фотографии отца и несколько репродукций его картин. По ее словам, "он писал их на продажу". В музеи они не попали, возможно, украшают ныне чьи-то квартиры. Самая большая картина, как ей помнится, навеяна была легендой об основании Тбилиси. Ее заказал ресторан, она висела в зале.
Нет больше того ресторана, исчезла картина. Он много времени уделял занятиям со мной… Мне все в нем нравилось: его походка, его сила, его мускулы, как он рисовал. Я в дядю был влюблен. И думал, что такой же красивый буду, такой же высокий, когда вырасту. Не вышло. В дядю женщины влюблялись, что творилось! В любое время суток со двора слышалось: "Гоги!!! А по отцовской линии все дяди одного роста. В маму вышел характером, а по росту не получилось.
Рояль в доме — от матери, усадившей за него дочь. Нели стала профессиональным музыкантом, педагогом, получила диплом музыкального техникума. Рояль перешел в наследство от бабушки Зураба. Кто она? Очень образованная женщина, пела в оперетте и много чего интересного дала мне в жизни. Ее предки были Микеладзе и Махарадзе… До Микеладзе, до прадедушки, — было еще интереснее, такая фамилия, как Эристави, например, для тебя что-нибудь значит? Все это очень знаменитые фамилии, говорящие много грузинскому уху… Фамилия Эристави — происходит от древнегрузинских слов — «эри» народ, люди, и «тави» — глава, начальник. Эту фамилию носили предводители войск, исполнявшие не только военные, но и гражданские функции. Зураб запомнил дедушку Семена, сидящим во дворе и пьющим молоко, а не вино, как полагалось истинно грузинскому деду.
За ним пришли, когда внуку исполнилось три года. Дома у него хранилось много книг, привезенных из Санкт-Петербурга. Там учился в молодости дед. Книги давал читать друзьям и знакомым, вместе они обсуждали прочитанное, проводили время в разговорах. За разговоры и арестовали. Донес на него пекарь. Тот, как считает Церетели, прочитавший после «перестройки» заведенное карателями «Дело», хотел занять место хозяина. Деда расстреляли, а пекарню закрыли. Слез много помню.
Эта бабушка надела внуку на шею нательный крест, рассказывала о Христе, его учениках, читала Евангелие. Однажды, будучи наедине, шепотом и по большому секрету сказала: — Запомни, самые большие наши враги — это Сталин и Орджоникидзе… Бабушка так тихо мне говорила: "Бандиты", — и перечисляла фамилии всего тогдашнего Политбюро. Я выяснил все обстоятельства гибели деда, даже не смог рассказать дома, как их всех вывезли, остановили поезд между Тбилиси и Кутаиси и — тра-та-та-та. В том месте вообще очень много грузин расстреляли. Знаете, бабушку я очень любил. Она в деревне жила около Кутаиси. Хотя образование получила в Петербурге. Самая большая радость в жизни была поехать на каникулы в деревню.
Также возглавляет Московский музей современного искусства, который основал в 1999 году и куда передал свою личную коллекцию произведений искусства ХХ века. Удостоен множества наград как в нашей стране, так и за рубежом. В 1990-х годах координировал работы по воссозданию храма Христа Спасителя в Москве. Руководил возведением скульптурной части обелиска в составе мемориального комплекса Победы на Поклонной горе, который был открыт 9 мая 1995 года. Это самый высокий монумент в России, его высота превышает 141 метр. Ещё одна известная работа Церетели — 98-метровый памятник Петру Великому в Москве, открытый в 1997 году.
Мы переживаем сейчас психологически очень трудное время. Мир потерял устойчивость, люди разуверились в прежних ценностях да, похоже, и в самих себе, уже не могут обойтись без технических «подпорок». Неуверенность в завтрашнем дне, паническое ожидание грядущих катаклизмов овладевает душами, а тут еще боязнь отстать от моды, куда-то не поспеть, что-то недополучить, выпасть из «престижной обоймы». У старшего поколения — ужас прослыть ретроградом...
Церетели, впрочем, не утратил доверия властей. Своему приятелю мастер изваял две статуи. Одна из них изображала Юрия Лужкова в образе дворника в кепке. Памятник располагался во дворе Московского музея современного искусства на Петровке до 2011 года, после чего был перемещен на Пречистенку. Там же находилась другая статуя бывшего мэра — спортсмен, играющий в теннис и футбол одновременно. Церетели стал утверждать, что изваял статую, причем не одну, а в составе композиции из 17 работ. Именно Петербургу он хотел передать свое произведение искусства. Но жители и даже Русская православная церковь высказались против. В том же году в Пуэрто-Рико установили 82-метровый памятник Христофору Колумбу, который Церетели подарил городу. По высоте она превышает статую Свободы в Нью-Йорке без основания почти в два раза. Несмотря на масштабы труда и качество результата, реакция общественности на щедрость Церетели довольно неоднозначна. По самым скромным расчетам, без логистики, монтажа и постаментов себестоимость композиции из 17 скульптур составляет 320 000 000 рублей. Скандалы вокруг фигуры Зураба Церетели не стихают.
ЦЕРЕТЕ́ЛИ ЗУРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ
Заказы на него сыплются один за одним. В Москве это Дом кино в период с 1967 по 1968 год. Одновременно с этими заказами, Зураб Церетели, занимая с 1970 года пост главного художника Министерства иностранных дел в СССР работает над оформлением зданий посольств в различных зарубежных странах. Для этого ему приходится много путешествовать, а также знакомиться с известными в мире искусства художниками и скульпторами. В родной стране работы также не становится меньше, а особенности в преддверии Олимпиады, которая должна была пройти в Москве в 1980 году. В том же году Зураба Церетели удостоили звания «народный художник» Советского союза. Тогда же начался процесс их создания, который завершился представлением работы под названием «Счастье детям всего мира». Спустя время, в 1983 году автор представлял свой второй шедевр — «Дружба навеки», который был приурочен к двухсотлетию подписания Георгиевского трактата между Грузией и Россией. В этот же год открыта «Арка дружбы» в родной Грузии. Работа представляла собой панно из мозаики, которое сохранилось до сегодняшнего дня, и как прежде радует местных жителей и гостей страны проезжающих по Военного-Грузинской дороге у Крестового перевала. Монумент Дружба навеки Есть в биографии мэтра несколько работ посвященных известным деятелям искусства.
Все многочисленные бюсты из бронзы были выполнены скульптором Зурабом Церетели. Были в творческой жизни мастера и скандалы и один из них связан с памятником посвященным великому русскому императору Петру Первому. Общественность и жители столицы к появлению скульптуры отнеслись крайне отрицательно, заявив, что она ортит вид города. Царь был выполнен во весь рост и размещен на палубе огромного парусника. Первое время после установки некоторые даже предлагали снести этот шедевр, однако скульптура по се день находится на искусственном острове, сделанном по середине Москвы-реки. При этом эта работа скульптора является одной из самых масштабных во всем городе при ее весе более 2000 тонн и высоте в девяноста два метра.
Уже более 20 лет профессор занимает должность президента Российской академии художеств. О его скульптурах, картинках и юбилее ему исполнилось в этом году 85 лет говорят СМИ и поклонники. Работы Церетели почитают во всех уголках мира Зураб Церетели является автором более 5 тысяч скульптур, графики, живописи. Панно, фрески и мозаики — это то, что у академика лучше всего получается. Он оформил многие гостиницы, парки и здания. В Ялте можно увидеть его тончайшую работу в гостиничном комплексе «Ялта Интурист».
Добавить отзыв о человеке Зураб Константинович Церетели настоящая фамилия - Цулукидзе родился 4 января 1934 года в Тбилиси в семье инженера. В 1958 году окончил факультет живописи Тбилисской академии художеств. Семь лет работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году прошел во Франции курс по развитию художественной фантазии. В Париже имел возможность общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом , которые высоко оценили работы молодого мастера. С конца 1960-х годов Зураб Церетели начал активно работать в области монументального искусства. В 1980 году был главным художником московской Олимпиады.
С конца 1960-х годов Церетели большое внимание уделял работе в области монументального и мозаичного искусства, которые на долгие годы стали любимыми техниками мастера и принесли ему известность, как в России, так и за рубежом. Среди первых работ, принесших мастеру известность: оформление курортного комплекса в Пицунде в 1967 году, мозаичных и витражных композиций в Тбилиси в 1972, ансамбль детского курортного городка в Адлере в 1973. Также в 1970-1980 годах работал главным художником Министерства иностранных дел СССР, выступал главным художником Олимпиады-1980 и участвовал в создании гостиничного комплекса «Измайлово». В последующие годы Зураб Константинович больше работает в металле и скульптуре, активно используя крупные металлические горельефы. География его монументальных работ в этой технике охватывает территорию нескольких стран мира. Одновременно, продолжал создание витражей. Указом Президента СССР от 11 ноября 1990 года за большой личный вклад в развитие советского изобразительного искусства и плодотворную общественную деятельность председателю Союза дизайнеров Грузии Церетели Зурабу Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Еще в начале 1990-х годов Церетели переехал в Москву, где, получив поддержку мэра Юрия Лужкова, фактически стал главным монументалистом столицы. Зураб Константинович участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе и в ряде других проектов: торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд», скульптурное убранство Манежной площади, памятник «В ознаменование 300-летия российского флота», оформление нескольких новых станций метро.
Церетели, Зураб Константинович
О, какая это была мечта! Но когда прошел год и я уже немного повзрослел, а голос у меня, как у молодого петушка, стал гуще, я вижу: стоит велосипед!.. Не забуду и другую историю. В первом классе я играл в футбол рядом со стройкой и увидел там молодую блондинку в белом платье в горошек. Она помогала своей маме красить стены и сказала, что если я приду вечером, то поиграет со мной. Я рассказал все бабушке. Бабушка подготовила меня: вымыла, надела белую сорочку, короткие брюки. О чем говорить? Ты сиди. Ну что еще делать?
Поднялась луна. Взрослые должны жить в том числе и жизнью своих детей. Пытаться понять их, независимо от возраста детей. Больше скажу, надо уметь не отстать от детей! В моей жизни произошел такой перелом! Я увидел, среди молодежи сидит очень взрослый человек. Оказывается, он уже семь лет на первом курсе! В чем дело? Этот человек руководит огромнейшей дизайнерской фирмой и ходит в институт, чтобы изучать молодых — их мышление, отношение к жизни.
Это огромная мудрость и талант. Благодаря этому он успевает на несколько лет раньше других создать вещи, которые потом все будут носить. Он уловил, когда молодежь стала носить крашеные хохолки желтые, малиновые , и придумал одежду под стать: за копейки забрал с медскладов халаты и дизайнерски переделал их. И вот, когда я был в Париже в Гранд-опера, вдруг зашли молодые люди: желтые волосы, белые халаты, без галстуков. Мой знакомый попал в точку! Скоро я поеду во Францию и обязательно посмотрю: может, он все еще сидит на первом курсе? Мне очень нравилось, какой у них заведен порядок. Все сидят за большим столом, ждут маму. Она заходит — все встают.
Начинают обедать. И всегда так много людей! За семейный стол садилась и вьетнамка, которую Кеннеди приютили. А сейчас и у меня так же. Я люблю людей. И стол у меня всегда накрыт. Стараемся поодиночке не садиться. Без людей невозможно жить... Помню: лето, жара.
Трехлетняя Лика играла во дворе. Подымается вечером домой, а с ней... Грязные — ужас. Ждем родителей. Никто не приходит. Тут приходит их бабушка: по ней видно — любила выпить. Выясняется, что девочки из Воронежа. Отец погиб. Мама пьет...
Девочки называли меня просто Зура, официально я их не удочерял. Не хотел оскорблять родственные чувства: все-таки их мама жива. Тем не менее они стали жить у нас. У Лики была своя комната, у сестер — своя.
Всегда отмечали Новый год, Рождество, обязательно елка", — рассказывал мастер. Обучение во Франции и встречи с мастерами искусства После окончания живописного факультета Тбилисской академии художеств Церетели обучался во Франции. Здесь он общался с великими художниками, такими как Пабло Пикассо и Марк Шагал, что дополнительно обогатило его творческий опыт.
О статуе известно, что в 2013 году она была отлита именно в городе на Неве, на заводе "Монументскульптура". Однако места памятнику пока до сих пор не нашли — рассматривались варианты установления памятника в Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове и Ленинградской области. Как признался маэстро, создание фигуры Христа являлось его давней мечтой и едва ли не главным итогом его творческого пути.
Голос за кадром: "Человек, труд, Солнце" — такова тема большинства произведений Зураба Церетели. Мотивы национального народного творчества использовал художник и в оформлении курортного комплекса в Пицунде. Зураб Церетели — один из авторов-оформителей Ленинского мемориала в Ульяновске. Дмитрий Кириллов: Вы, наверное, самый титулованный художник в нашей стране, потому что кавалер всех степеней Ордена "За заслуги перед Отечеством", народный художник Советского Союза, Грузии, Украины, и огромное количество наград, званий в вашей коллекции. Если взять все эти награды, посмотреть на них, есть ли какая-то главная награда, может быть, самая дорогая для вас, которая особенно вам близка и ценна? Зураб Церетели: Все хорошие слова — это уже награда. Например, когда мне дали Героя, это для меня было неожиданно. Я благодарю, но это… Знаете, жизнь такая, что еще жду. Голос за кадром: Монумент "Дружба навеки" был воздвигнут в 1983 году в центре Москве. Это реализация совместного замысла Зураба Церетели и Андрея Вознесенского. На постаменте из черного гранита расположено 16 свитков с цитатами из произведений русских и грузинских писателей и поэтов, в том числе и Бориса Пастернака, чье творчество было под запретом. Исключить его стихи из общей композиции было принято на правительственном уровне, но Зураб Церетели так просто решил не сдаваться. Он оставил бессмертные сроки Пастернака о Грузии, а в момент сдачи монумента просто переключил внимание приемной комиссии на венчающую стелу — венок из винограда и пшеницы. Тем самым стихи Пастернака остались незамеченными. Зураб Церетели: Прошло мероприятие, приняли Пастернака. Вокруг все жители — ой, боже мой! После получения Государственной премии за создание мозаик для архитектурных комплексов в Тбилиси и Ульяновске к нему стали поступать большие государственные заказы. Масштабные проекты, такие, как детский городок в Адлере, посольство СССР за рубежом, художественные работы по оформлению объектов московской Олимпиады. Но самые масштабные проекты Церетели были еще впереди. Дмитрий Кириллов: Зураб Константинович, у вас есть две армии: армия ваших друзей, поклонников, почитателей таланта, и есть люди, которые категорически не приемлют то, что вы делаете, ругают и так далее. Зураб Церетели: Я уже не вижу отрицательных. Кто был? Это была специальная концепция против Лужкова, с которым я был близок, и мне был назначен статус "своего". У них это не получилось, и они уже ушли из жизни. Я не вижу, чтобы сейчас кто-то работал против меня. Дмитрий Кириллов: В первый год вашего президентства в академии был поставлен Петр. Какие тогда были крики, что не нравится? Как вы все это переживали? Зураб Церетели: Для меня это реклама. Голос за кадром: Любовь к масштабным композициям — фирменный почерк Церетели. Архитектурное творчество Зураба Константиновича нередко подвергалось многочисленным нападкам. Так по поводу памятника Петру I не высказался только ленивый. Но время расставило все на свои места. Сегодня к Петру уже водят экскурсии, он стал частью Москвы, как, впрочем, и восстановленный Храм Христа Спасителя. Взяться за строительство такого объекта может далеко не каждый. Эта работа стала, пожалуй, самой знаковой в жизни Зураба Церетели. Необходимо было не только воссоздать художественное убранство храма, но еще и применить новые технологии. Не слушать бесплодную критику и понимать, что храм должен стоять на века. Где сварка — уже коррозия. И на заклепках. Был ураган, заклепки хорошо сработали. Дмитрий Кириллов: Многие ваши монументальные произведения — это очень сложные инженерные сооружения. Та же стела на Поклонной горе. То есть надо было высчитать. Сопротивлялись там люди, говорили: "Вот Церетели придумал. Как мы все это поставим? Зураб Церетели: Все это видно профессиональными глазами — масштаб, ветровая нагрузка. Там амплитуда 3,5 ветра. Вот был ураган. И что? Дмитрий Кириллов: 20 лет президентства в Академии художеств — это тяжелое бремя? Зураб Церетели: Знаете, я сам удивляюсь, когда говорят про 20 лет. У меня такое впечатление, как будто я вчера начал. Нет у меня ощущения этих 20 лет. Когда ты работаешь, ты не замечаешь. А если ты хочешь карьеру… Я даже не могу сказать, что 20 лет. Прямо не верится. Голос за кадром: Несмотря на солидный возраст Российской академии художеств, она не стала закостенелым организмом. Более того, в последние годы возникли проблемы, и их, по мнению президента Зураба Церетели, нужно срочно решать. Знаменитые суриковские и репинские художественнее институты вышли из подчинения академии, тем самым лишив ее главнейшей функции — образовательной. Зураб Церетели: Знаете, это большая ошибка, я не скрываю — потеряется школа. Сейчас там не проходят те вещи, которые творческие исполнительские. Что это значит?
Руководил возведением скульптурной части обелиска в составе мемориального комплекса Победы на Поклонной горе, который был открыт 9 мая 1995 года. Это самый высокий монумент в России, его высота превышает 141 метр. Ещё одна известная работа Церетели — 98-метровый памятник Петру Великому в Москве, открытый в 1997 году. Он уникален в инженерно-техническом решении. Работы Церетели можно увидеть на разных континентах. Так, в американском Брокпорте расположена созданная им композиция «Счастье детям всего мира», в Нью-Йорке — «Добро побеждает зло», в испанской Севилье — «Рождение нового человека».
Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85!
Однако места памятнику пока до сих пор не нашли — рассматривались варианты установления памятника в Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове и Ленинградской области. Как признался маэстро, создание фигуры Христа являлось его давней мечтой и едва ли не главным итогом его творческого пути. С 1997 же года он является Президентом Российской академии художеств. В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было предоставлено российское гражданство. В феврале 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почетного легиона. Так, Зураб Церетели стал первым грузинским и российским художником, удостоенным такой награды.
Там же находилась другая статуя бывшего мэра — спортсмен, играющий в теннис и футбол одновременно. Церетели стал утверждать, что изваял статую, причем не одну, а в составе композиции из 17 работ. Именно Петербургу он хотел передать свое произведение искусства. Но жители и даже Русская православная церковь высказались против. В том же году в Пуэрто-Рико установили 82-метровый памятник Христофору Колумбу, который Церетели подарил городу. По высоте она превышает статую Свободы в Нью-Йорке без основания почти в два раза. Несмотря на масштабы труда и качество результата, реакция общественности на щедрость Церетели довольно неоднозначна. По самым скромным расчетам, без логистики, монтажа и постаментов себестоимость композиции из 17 скульптур составляет 320 000 000 рублей. Скандалы вокруг фигуры Зураба Церетели не стихают. Некий Захарий Калашов в начале 2000-х отобрал бизнес у предпринимателя и его партнеров, предположительно, убив юристов бывших владельцев. В июле 2019 года в суде Москвы был зарегистрирован иск к Зурабу Церетели о взыскании более 55 000 000 рублей за аренду. Основной долг к ноябрю того же года был выплачен. Чем живет Зураб Церетели сейчас?
Монумент Дружба навеки Есть в биографии мэтра несколько работ посвященных известным деятелям искусства. Все многочисленные бюсты из бронзы были выполнены скульптором Зурабом Церетели. Были в творческой жизни мастера и скандалы и один из них связан с памятником посвященным великому русскому императору Петру Первому. Общественность и жители столицы к появлению скульптуры отнеслись крайне отрицательно, заявив, что она ортит вид города. Царь был выполнен во весь рост и размещен на палубе огромного парусника. Первое время после установки некоторые даже предлагали снести этот шедевр, однако скульптура по се день находится на искусственном острове, сделанном по середине Москвы-реки. При этом эта работа скульптора является одной из самых масштабных во всем городе при ее весе более 2000 тонн и высоте в девяноста два метра. Так было и с «Адамовым яблоком» после установки которого, Зураба Константиновича обвинили в безвкусице. После появления в открытой Галерее искусств «Дерева сказок» скульптор услышал о гигантомании. Однако на любую критику сам известный мастер реагирует абсолютно спокойно. Я ведь художник, я знаю, что делаю», — отвечая на вопрос «Собеседнику», сказал мастер. Личная жизнь Инессу Андроникашвили, свою будущую жену, Церетели встретил еще, будучи студентом художественной академии в Тбилиси. К слову сказать, девушка происходила из известного княжеского рода и имела хорошее воспитание. Личная жизнь супругов была основана на любви и взаимопонимании, возможно именно благодаря этому они и прожили вместе сорок пять лет. Инесса умерла в 1988 году. После ее смерти Церетели организовал свою первую выставку в Москве, которую посвятил покойной супруге. Зураб Церетели с женой Инессой В браке у супругов родилась дочь, которую назвали Елена.
По замыслу автора он символически изобразил полуразрушенные башни-близнецы, между которыми зависла слеза. Но американцы увидели в памятнике совсем иной смысл. Одно американское издание так прокомментировало работу российского скульптора: «Монумент визуально похож на половые органы женщины, и устанавливать его было бы оскорблением для представительниц прекрасного пола». Предполагалось, что композиция памяти и скорби будет установлена на месте трагедии, однако после критики в прессе, власти решили не провоцировать скандал, и установили монумент в штате Нью-Джерси на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон. Вот такое уродство. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту - так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана. Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения. Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города якобы услышали глас народа - ну хотя бы монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповедания Памятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки. Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дороговато обходятся подарки Зураба Церетели. Очередное гигансткое уродство. К тому же какая-такая "дружба"?
Скандальная слава монументов мэтра Церетели
Харизма Зураба Церетели | #3/2019 Зураб Церетели фото эксклюзив. |
Семь известнейших работ Зураба Церетели - 4 января, 2024 Статьи «Кубань 24» | Зураб Церетели: Нет, не учился, но мне действительно удалось попасть в Париж в 1964-м. |
Скандальная слава монументов мэтра Церетели | ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович (р. 4.1.1934, Тифлис, ныне Тбилиси), рос. скульптор, живописец, график, дизайнер, нар. худ. |
Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь | Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Силовую «крышу» Шакро защитила давность. |
4 скандальных работы Церетели, от которых отказались жители
Церетели, Зураб Константинович | это... Что такое Церетели, Зураб Константинович? | Зураб Церетели сегодня — Зураб Церетели рассказал об учебе у Пикассо и Шагала в Париже. |
90-летний Зураб Церетели раскрыл секрет долголетия и планы на будущее | Новости по теме: Зураб Церетели новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Как сообщает «Интерфакс», российский скульптор Зураб Церетели отлил бронзовую статую Иисуса Христа, которая в высоту составляет 83 метра. |
Гости на юбилее Зураба Церетели - Экспресс газета | Зураб Церетели был главным художником министерства иностранных дел СССР в 1970-1980 годах. |
Зураб Церетели написал картину на открытии собственной выставки | Знаменитости с фото и видео | Биография Зураба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки. |
Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество
Амбивалентное отношение к искусству Зураба Церетели является неоспоримым подтверждением судьбоносности его принадлежности к этой редкой когорте великих мастеров ХХ-ХХ1 столетий. Знаменитому скульптору Зурабу Церетели исполнилось 85 лет. Биография Зураба Церетели: личная жизнь, последние новости 2018, музей, скульптуры, галерея, памятник Петру I, выставки.
Зураб Церетели: 90 лет творчества и вдохновения в мире искусства
биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве. Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё. Полномочия Зураба Церетели на посту президента Российской академии художеств (РАХ) продлены на пять лет. Церетели Зураб Константинович – выдающийся художник, скульптор, живописец, график, мастер монументально-декоративного искусства, председатель Союза дизайнеров Грузии, академик Академии художеств СССР, народный художник СССР. Экспозиция развернется на двух этажах здания, в котором четверть века назад открылся Московский музей современного искусства (MMOMA), основателем и директором которого стал Зураб Церетели. В данном случае хотелось бы сказать, что биография Зураба Церетели так же монументальна и основательна, как и все его творчество.
«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства
Другой друг дяди Георгия, график, театральный художник и живописец Серго Кобуладзе, народный художник Грузинской ССР, прославился перед войной. Тогда с необыкновенным размахом под патронажем Сталина по Советскому Союзу прошли празднества в честь Шота Руставели и его поэмы "Витязь в тигровой шкуре". Лучшие поэты переводили стихи с грузинского на все языки народов СССР, лучшие артисты исполняли поэму с эстрады и по радио, ученики заучивали отрывки из «Витязя». Серго проиллюстрировал роскошное издание поэмы.
Самым пожилым в компании художников был Давид Какабадзе — живописец, график, сценограф. И теоретик искусства. Он писал большие картины, вдохновляла его Имеретия.
Десять лет Какабадзе прожил во Франции, прошел "парижскую школу", самую авангардную в то время. Ему пришлось, чтобы не прослыть чуждым социалистическому реализму, писать картины на темы индустриализации. Его хвалили за "новь социализма", большие "тематические картины".
На вопрос, помнит ли первый рисунок, Зураб ответил так: — Маленький был, еще до школы. Однажды остался один в комнате, взял стул, стал на него и начал карандашами и красками рисовать на белой стене. На ней все поместилось — дома, солнце и луна, пароход и самолет, машины и повозки.
Думал, придут взрослые, обругают. Пришли художники и стали говорить, пора Зурабу за масло браться. А я и не понял, о каком масле они говорят, сливочном или подсолнечном?
Рисовал больше, чем читал. Тем же занимался летом на каникулах, когда его с сестрой отправляли к бабушке в деревню. В школе оформлял стенную газету, писал лозунги, как все советские дети рисовал войну, красноармейцев… Летом ездил не только к бабушке, но и в пионерский лагерь.
Перед тем как туда отправиться, Зураба впервые повели к портному. И отец пошил мне пиджак. Он был коричневого цвета.
Я поехал в Сурами. Спали мы все в зале, там стояли наши кровати. Я повесил перед сном пиджак на спинку кровати.
Утром просыпаюсь, нет пиджака. Даже не успел поносить. Он очень хотел, чтобы Зураб пошел по его стопам, поступил на инженерный факультет, учился в Москве или в Ленинграде.
Это ему самому не удалось, о чем всю жизнь сожалел. У Константина Ивановича дела шли хорошо. Он день и ночь занимался «техникой» в первых рядах "кадров, решавших все".
Когда по примеру донбасского шахтера Стаханова повсюду устанавливали производственные рекорды, в Тбилиси открыли "школу стахановского движения". Ее директором назначили Церетели. Если отбросить партийную риторику, то главное внимание уделялось в той школе НТО — научной организации труда, новым методам и технологиям.
До войны организовали Всесоюзный трест по технике безопасности, контролировавший предприятия Закавказья. Главным инженером назначили Константина Ивановича. Он читал лекции в Политехническом институте.
Общность интересов свела коллег и переросла в доброе знакомство. Деловитость и доброжелательность Константина Ивановича притягивала к нему многих, сердца открывались жизнерадостному грузину. Пораженный гостеприимством Церетели, московский профессор оставил ему ключи от квартиры и уехал на Кавказ.
В той квартире провел в столице весь отпуск Константин Иванович, вызвавший Тамару срочной телеграммой. Они погуляли в Москве, ездили в метро, обошли вокруг Кремля ворота для посетителей были закрыты , увидели Манеж, из которого выезжали легковые правительственные машины. И не догадывались, что их сыну предстоит преобразить громадную Манежную площадь.
Вернулись домой в то воскресенье, когда началась война. И обратил внимание на тяжелое положение селения. Его обошло стороной внимание всесильного земляка.
Каждый знал, здесь в семье сапожника Иосифа родился сын, поменявший грузинскую фамилию на русский псевдоним — Сталин. К тому времени всю страну этот человек застроил заводами и фабриками, новыми городами, победил Гитлера. А про малую родину забыл.
Константину Ивановичу приходилось бывать здесь по делам шелкоткацкой фабрики. В Гори даже гостиницы не существовало. Воду брали из Куры.
Местным жителям работать было негде. Все это происходило на родине вождя. Показал для него место.
Косыгину идея понравилась. Вскоре вышло постановление правительства о строительстве комбината. Вместе с цехами со временем появились водопровод, жилые дома, Дворец культуры, гостиница.
И музей Сталина. Дом сапожника покрыли саркофагом, чтобы сохранить на века. Как хорошо вы сделали в Гори.
Обеспечили людей работой. Комбинат построили. Даже гостиницы не было, теперь она есть.
Я ему все доложил и сказал, что Косыгин все сделал. Если бы таких Церетели было много, мы бы все жили хорошо. По словам Константина Ивановича, в кабинете Сталина он бывал несколько раз.
Преуспели в жизни и другие бывшие выпускники Политехнического института. Потому отец так хотел, чтобы сын поступал в институт. Тогда бы он ему смог помочь, ведь в Москве во всех министерствах служили инженеры, бывшие студенты Церетели.
Быть может, Константин Иванович воспрепятствовал бы такому ходу событий, если бы не друг семьи Уча Джапаридзе. Профессор живописи не сомневался в одаренности сына инженера. А был он не только другом, но и ректором Академии художеств.
Знали там абитуриента другие профессора, друзья, знакомые отца и дяди Георгия, Гиглы. На живописный факультет принимали семь студентов. Заявления подали 120 человек.
Хотел ехать в Москву поездом на важное совещание, но сдал билет. Стал ждать результатов экзаменов. Волновался больше Зураба.
Шестой в списке значилась наша фамилия. В Москву полетел, оттуда поехал в Ленинград. Там купил дефицитные книги по искусству в магазине на Невском проспекте, где директором был друг.
Много новых друзей появилось у Зураба 1 сентября 1952 года, когда начались занятия. В тот день познакомился с Тенгизом Мирзашвили, Гиви Кешелава, Котэ Челидзе, Нели Канделаки… Почти все зачисленные пришли с дипломом художественного техникума и выглядели в глазах первокурсника Зураба законченными мастерами. Ему казалось, что никогда не удастся рисовать так, как они… — На третьем курсе так больше не казалось… Студентам не выдавали в библиотеке книги и альбомы о творчестве живописцев, чуждых социалистическому реализму.
К ним относили всех художников, оказавшихся в эмиграции, за исключением Репина. Чуть ли не врагами считались отечественные и западные авангардисты. Если называли, то лишь для того, чтобы внушить неприязнь.
К чуждым направлениям относились все новые течения мирового искусства, начиная с импрессионистов. В противовес им славились советские художники, попавшие в «обойму», официальный список, одобренный ЦК партии. Эта «обойма» многократно поминалась в директивных статьях, на собраниях.
Попавшие в узкий круг мастера удостаивались наград и премий, о них писали, им посвящали монографии. Каждый из них заслужил, как правило, известность картинами на "историко-революционные темы", портретами Ленина, Сталина. Церетели сел за парту академии, когда культ Сталина превосходил культ любого бога на земле.
Все изучали новый труд вождя "Марксизм и вопросы языкознания", в котором диктатор пытался вывести "основной закон социализма". На лекциях изучалась "Краткая биография И. Но и тогда в академии главное внимание уделялось специальности.
На факультете Зураба, — рисованию и живописи. Можно было получить двойку на экзаменах по любому предмету, даже по истории КПСС. Но с двойкой по специальности грозило исключение.
За количеством не гнались, студенты были все на виду, наперечет, требования к ним предъявляли большие. Из стен академии выходили профессионалы. Учили мастера с именем.
Одна часть преподавателей родилась на Кавказе, как ректор Уча Джапаридзе. В молодости ему пришлось поработать в институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии, в отделе, изучавшем этнос — народ, нравы, обычаи, жилища, предметы быта… Темы, подсказанные этнографией, Уча поэтизировал, прослыв знатоком народной жизни. Любовь к малейшим проявлениям грузинского национального характера, умение видеть красоту в самых обычных и будничных сценах, как считают исследователи, привил профессор Джапаридзе студенту Церетели.
Он же спустя два года после окончания академии рекомендовал его на службу в тот самый институт, где сам в молодости занимался этнографией…. Профессор Аполлон Кутателадзе, которого Зураб также знал с детства, пробудил в нем интерес к родной природе, жанровой живописи. Аполлону, как многим живописцам, пришлось заняться "историко-революционной темой".
Но эта сторона его творчества не заинтересовала студента, не желавшего множить композиции с участием вождей и "человека с ружьем". Другая часть преподавателей состояла из русских профессоров. Они оказались в Тбилиси в силу разных обстоятельств, на Кавказе им пришлось жить и многим — умереть.
Иосиф Шарлемань обучал студентов с 1922 года, когда образовалась Академия. Таким жестом коммунисты подавали добрый знак грузинской интеллигенции, давно мечтавшей о таком высшем учебном заведении. Шарлемань заведовал кафедрой графики и слыл прекрасным иллюстратором книг, знатоком старой Грузии.
Он зарисовывал с натуры древние памятники, любил и изучал их как художник и ученый. Живя в Тбилиси, работал в институте этнографии на должности, которую спустя много лет после него занял Церетели. Это понимание передал Лансере ученикам, от них оно перешло к Церетели.
Он часто поминает "рефлексную живопись", «рефлекс», тончайший оттенок цвета, возникающий при падении на предмет света, отраженного от других объектов. После революции Лансере чувствовал себя на Кавказе в большей безопасности, в некой близкой эмиграции. Вернулся в Москву только в 1934 году, когда был провозглашен принцип социалистического реализма.
За право жить и получать заказы в столице заплатил "полотнами на темы Великой Октябрьской революции, в которых окончательно освободился от эстетики прошлого, чтобы войти в окружающую действительность". Так сказано о нем в посмертной монографии в 1948 году. К числу русских профессоров, оказавшихся в Тбилиси не по доброй воле, принадлежал Василий Шухаев.
Сюда он попал после сталинских лагерей и Магадана. Профессор прожил около 70 лет, когда произошла его встреча со студентом Церетели. В Петербургской академии художеств учился он у Кардовского.
Искусствоведы считают, что именно Шухаев привнес в художественную школу Грузии высокую культуру рисунка, умение постигать характер натуры, ее индивидуальность, точно воспроизводить реальность. Он виртуозно владел техникой, слыл экспериментатором, знатоком тайн старых мастеров. Шухаев работал в разных жанрах, разными средствами — карандашом, сангиной, темперой, масляными красками… Он не писал картин на "историко-революционные темы", не воспевал рабочий класс и колхозное крестьянство.
В его мастерской Зураб увидел пейзажи, натюрморты, портреты, о которых не писали в газетах. Картины и рисунки Шухаева выставлены в Москве в музее частных коллекций, в зале Святослава Рихтера. Великий музыкант ценил живопись художника, не попавшего в «обойму».
Шухаев из новичков сразу выделил Зураба, хотя тому казалось, что он рисует хуже других. В классе профессор не позволял себе оказывать ему больше внимания, чем другим.
Зураб Церетели: Никакого значения не имеет, никакого. Я люблю искусство. Мария Кравцова: Вы помните свои первые впечатления от Парижа? Зураб Церетели: Как не помнить! Что понравилось? Безусловно, Елисейские Поля, понравилось место, где собирались художники. Мария Кравцова: В разные времена парижские художники собирались в разных местах, где это было в 1960-х? Зураб Церетели: На Монпарнасе.
Потом я посмотрел музеи, и для меня это было грандиозное событие. Дядя и тетя Андроникашвили устроили мне встречу с Шарлем де Голлем. Я потом свои впечатления от этой встречи — как он вышел, как стоял, — воплотил в памятнике. Памятник генералу Шарлю де Голлю. Проспект Мира, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: А о чем вы говорили с де Голлем? Зураб Церетели: Ничего не обсуждали, просто познакомились, он дал команду показать мне хорошие места в Париже. Мне показали музеи, познакомили с художниками, которых я любил. Мои грузинские педагоги рассказывали мне о том, какими гигантами были Матисс и Пикассо. Я видел их работы, хотя показывать их у нас было запрещено.
Попав в мастерскую Пикассо, я понял, что художник может заниматься одновременно и скульптурой, и живописью, и графикой. А у нас так не разрешали! Говорили: «Ты — живописец, вот и занимайся живописью. Ты скульптор? Занимайся скульптурой! Я с Шагалом еще познакомился. Он потом, когда в Москву приезжал, бывал у меня. За три месяца до смерти я был у него в последний раз. После его смерти умолял Ваву поехать со мной. Она очень переживала, плохо чувствовала себя.
Потом она тоже ушла из жизни. Какие требования предъявлялись к тем художникам, которые получали такие ответственные государственные заказы? Зураб Церетели: Я не знаю, почему меня выбрали, но я прошел хорошую школу, может, поэтому. Школу синтеза архитектуры и монументального искусства! У меня были хорошие учителя. Осака, Токио, Нью-Йорк, Вашингтон... Ипатьевская ночь. Галерея искусств Зураба Церетели, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: Какая идеологическая программа перед вами стояла? Вид Москвы.
Начиная с Петровской эпохи рука художника касалась всего. Посмотрите на Санкт-Петербург, на его фасады, орнаменты, барельефы... Совместная работа архитектора и художника полезна. Искусство полезно для всех, просто для развития творческого мышления. Почему нам в детском саду давали цветные карандаши? Не для того чтобы буквально из каждого ребенка сделать художника, а для того чтобы развивать мозг, руку, глаз! Россия и сегодня богата на талантливых художников. Нужно на все смотреть через искусство, и тогда народ России будет самым счастливым в мире! Расскажите о нем. Зураб Церетели: Он построил очень хороший город Бразилиа!
В нем нет пробок, потому что планировка правильная! Я был счастлив научиться чему-то в Бразилии, пройти эту школу. Я каждый день работал, писал людей, натюрморты и так далее. Счастье детям всего мира. Брокпорт, штат Нью-Йорк. Courtesy автор Мария Кравцова: Вы все время повторяете, что должен существовать синтез искусств, но ваша творческая жизнь началась после выхода в свет постановления Никиты Хрущева «О преодолении излишеств в архитектуре и строительстве» и кампании по борьбе с «украшательством»… Зураб Церетели: Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды. В каждую эпоху я живу полной жизнью, мне никто никогда не мешал. Мои педагоги и родители объяснили мне, что в здоровом теле должен быть здоровый дух, а как говорили мои учителя, — «искусство для искусства». Я родился в Грузии, живу в Москве и нигде больше не хочу жить.
Для художников важна окружающая среда, люди, цвета пейзажа, все это поднимает творческий тонус. Мне везде хорошо работается, где народ и природа хорошие. И в Америке, и во Франции я работаю всегда плодотворно, но разница в работах, созданных там, есть: климат разный, тонус разный, кровь по-разному в венах течет.
Журналисты даже спорили о том, вызовет ли монумент международный скандал или сведется к дипломатическому инциденту. Штат Нью-Джерси. Еще одна гигантская нелепость. Бронзовая скульптура с титановой каплей посередине - «Слеза скорби» была презентована американскому народу в 2006 году в память жертв, погибших в трагедии 11 сентября 2001 года. Однако творение мастера было понято не так, как ему думалось. По замыслу автора он символически изобразил полуразрушенные башни-близнецы, между которыми зависла слеза. Но американцы увидели в памятнике совсем иной смысл. Одно американское издание так прокомментировало работу российского скульптора: «Монумент визуально похож на половые органы женщины, и устанавливать его было бы оскорблением для представительниц прекрасного пола». Предполагалось, что композиция памяти и скорби будет установлена на месте трагедии, однако после критики в прессе, власти решили не провоцировать скандал, и установили монумент в штате Нью-Джерси на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон. Вот такое уродство. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту - так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана. Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения. Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города якобы услышали глас народа - ну хотя бы монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповедания Памятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента.
На этот раз власти города услышали глас народа - монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповедания Памятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента. Скульптурное изваяние Папы Римского, выполненное в бронзе, общей высотой 7,5 метров высота фигуры 3,2 метра летом прошлого года демонтировано и перенесено на новое место в 30 метрах от прежней площадки. Казалось бы, непростая инженерная операция по перемещению скульптурной композиции, состоящей из арки с крестом и фигуры понтифика общей массой 13 тонн обошлась Ваннской епархии в сумму 100 тысяч евро. Что ни говори, действительно дорогого стоят подарки Зураба Церетели. Этот памятник был возведен к 200-летию присоединения Грузии к России. Монумент, в народе прозванный «шашлыком», представляет собой композицию, составленную из русских и грузинских букв, образующих слова «Мир», «Труд», «Единство», «Братство». А вот после конфликта с Грузией в августе 2008-го отношение к монументу стало и вовсе неоднозначным. Кстати, памятник этот был парным. Вторая часть «Узы дружбы» была установлена в Тбилиси, но в 1991 году памятник взорвали. Церетели изначально планировал установить его в Ялте. Однако власти, тогда еще украинского Крыма, не пожелали видеть на своей земле статую Сталина, пусть даже в компании президентов Америки и Англии. Через десятилетие бронзовая композиция пришлась ко двору уже российским властям Ялты. На открытие памятника даже приезжал председатель Госдумы Сергей Нарышкин. И это еще не весь список скандальных историй вокруг знаменитого на весь мир скульптора и его творений. Так, между несколькими городами и весями России несколько лет велась ожесточённая борьба за право не размещать на своей территории монумент, который по своим габаритам переплюнул бы самые высокие памятники мира.