Российский писатель-фантаст Александр Беляев Мечтателем, романтиком и в то же время человеком трагической судьбы был один из лучших советских писателей-фантастов. 140-летие со дня рождения фантаста Александра Беляева отметят в Библиотеке № 240 (г. Москва, ул. Паршина, д. 33) 23 марта.
ТРИ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ (А. Р. БЕЛЯЕВ)
По толпе пронесся крик ужаса. И гимнастка неминуемо бы разбилась, если бы не раскрывшийся над ней парашют. Тот день перевернул маленький мир девятилетнего Саши Беляева — будущего писателя-фантаста, создателя «Головы профессора Доуэля» и «Ариэля». Люди могут научиться летать! Тут же в ход пошли скатерти и простыни, зонт, который он стащил у отца — настоятеля церкви. С ними мальчик прыгал с крыш и заборов. Привязывал к рукам веники — «крылья». В один из «полетов» сильно повредил спину. Эта травма напомнит о себе через много лет.
О детстве Александра Беляева известно мало. Во время очередной забавы чуть не лишился глаза. Однажды купил в лавке гипсовый человеческий скелет величиной с ладонь. Отец приятеля — гробовщик - по просьбе Сани соорудил для него гробик. Саша оставил его дома на столе, чем до полусмерти напугал няню. Гроб распахнулся - из него выскочил скелет, дрыгая руками и ногами, привязанными нитками, за которые дергал проказник. Сидя на стуле, Саша любил качать ногой. Нянька одергивала: «Не качай нечистого!
Чертей он видел - когда, объевшись сырого гороху, свалился в горячке. Бесята повылезали ото всюду и чуть не защекотали парня до смерти. Так ему казалось, когда он изнемогал в припадке смеха. Болезнь отступила, и жизнь снова беззаботна и полна приключений. Вместе с братом Васей Саша «путешествовал» к центру Земли. Сдвигали столы, стулья, накрывали их одеялами и, вооружившись масляным фонарем, изучали «пещеры и пропасти». Кстати, позже ШураРом, как звали его друзья, изобретет стереоскопический проекционный фонарь. Подземелье не казалось страшным.
Через год стал редактором этого издания. Тяжёлая болезнь — костный туберкулёз на шесть лет, три из которых он был в гипсе, приковала его к постели. Не поддаваясь отчаянию, он занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читал. Победив болезнь, в 1922 году возвратился к полноценной жизни. Служил инспектором по делам несовершеннолетних. По совету врачей жил в Ялте, работал воспитателем в детском доме. В 1923 году переехал в Москву и всерьёз занялся литературной деятельностью. В 1928 году переехал в Ленинград, затем в 1929 — в Киев, продолжая много работать. С 1931 года жил под Ленинградом, в Детском селе. Войну встретил в больнице и остался в занятом немцами городе.
Несколько месяцев жители слышали звуки скрипки, доносившиеся из окон дома неподалёку от центра города. Это играл писатель, которого все прекрасно знали и любили. Потом пришла новая военная зима — очень суровая. Она стала последней для Александра Беляева — и скрипка его замолчала. Александр Романович Беляев похоронен в братской могиле вместе с учёным С. Место захоронения писателя достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена на могиле его жены, которая была похоронена там в 1982 году. Давно нет писателя, но читают его книги: «Человек-амфибия», «Остров Погибших Кораблей», «Голова профессора Доуэля» и многие другие. В своём предисловии к роману Беляева «Прыжок в ничто» Константин Эдуардович Циолковский подчёркивал, что этот роман является «наиболее содержательным и научным» из всех известных ему произведений «о междупланетных сообщениях». О показе социальных проблем в своих романах Беляев говорил с Гербертом Уэллсом в Ленинграде в 1934 году.
Тогда Герберт Уэллс сказал русскому писателю: «Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал ваши чудесные романы…». Александр Беляев предвосхитил появление изобретений в самых разных отраслях науки, техники, медицины. Достижения в биологии и медицине — трансплантация органов, операции на глазах, замена хрусталика, пластическая хирургия и др. С освоением моря связаны подводные фермы, подводная съёмка «Подводные земледельцы», «Чудесное око».
В кассации же отнеслись к делу совсем по-другому. Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил судебные акты нижестоящих инстанций и в иске полностью отказал, посчитав произведения Беляева перешедшими в общественное достояние с 1 января 1993 года и потому в настоящее время охране не подлежащими. После этого "Терра" обратилась в Высший Арбитражный Суд с просьбой отменить решения апелляции и кассации.
Более того, в своем определении судьи сочли неверным вывод кассации о том, что произведения Беляева охране не подлежат, став достоянием общества. Они указали, что срок действия авторского права Беляева считается с 1 января 1943 года года, следующего после года смерти автора и истекает 31 декабря 1997 года, поскольку подлежит исчислению не по общему правилу, а с учетом исключения из него, предусматривающего увеличение общего срока на четыре года, поскольку автор жил в годы Великой Отечественной войны. А раз срок действия авторского права Беляева истек после 31 декабря 1992 года, но до 28 июля 2004 года даты вступления в силу поправок в закон "Об авторском праве и смежных правах" , то с 1 января 2008 года действие исключительного права на его произведения возобновляется, и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 ГК РФ. Поэтому, заключила тройка судей, у "Терры" согласно договору, заключенному с наследницей фантаста, имеются исключительные права на его произведения. Эти права были нарушены, что правильно установил суд первой инстанции, однако он ошибся, принимая от истца расчет суммы компенсации — его надо было производить, исходя из стоимости книг, выпущенных издательством "Астрель", а не из уникального издания "Терры". Слушание дела на президиуме прошло быстро — и истец, и ответчик повторяли уже известные судам доводы.
В 1928 году семья переехала в Ленинград, где Беляев написал "Продавца воздуха", "Человека, потерявшего лицо", "Золотую гору". Знаменитый английский писатель Герберт Уэллс признался, что с удовольствием прочитал два великолепных романа советского коллеги и позавидовал его успеху. Последнее произведение - роман "Ариэль" - Беляев написал перед началом Великой Отечественной войны. В 30-е годы для писателя настали сложные времена: в СССР посчитали фантастику "элементом, чуждым социалистическому строю", редакции стали публиковать Беляева намного реже. Он уехал в Заполярье, год проработал в мурманском "Севтралтресте". На его новый роман "Прыжок в ничто", опубликованный в 1934 году, вышла разгромная рецензия. Тогда же Беляев увлекся изучением космоса, читал труды Константина Циолковского - они вдохновили его на написание романа "Воздушный корабль". Циолковский произведение фантаста оценил: заявил, что оно написано "очень остроумно и очень научно", выразил признательность за доставленное удовольствие от прочитанной книги. Беляев и великий ученый активно переписывались - до самой смерти последнего в 1935 году. В 1935 году Беляев устроился в журнал "Вокруг света", получил жилье в Ленинграде от Союза писателей, но снова серьезно заболел - три года провел в гипсовом корсете. После лечения Александр Романович с семьей переехал в Пушкин. В числе его работ появилась статья о бедственном положении любимого им жанра: "Фантастика - Золушка литературы". Эвакуироваться из Пушкина он отказался: писателю только-только сделали операцию. После окупации города немецкой армией начался голод. Родным Беляева хватало скудной еды, которая еще оставалась дома. А ослабленному после операции писателю этого оказалось недостаточно - 6 января 1942 года он умер от голода. Ему было всего 57 лет. Фантаста похоронили в братской могиле, с другими жителями Пушкина.
Беляев: писатель-фантаст с непростой судьбой
Словом, рецепторы читателей были предельно взбудоражены, публику пленял ловкий слог и закрученный беляевский сюжет. Причем выдумки Беляева оказались чрезвычайно долгоиграющими. Они находили своего читателя — а когда до их драгоценной россыпи добралось кино, и зрителя — и в 60-80-е годы прошлого века. И теперь нафантазированные Александром Романовичем персонажи все еще востребованы, хотя многим из них уже под сто лет. Замечательно, что сюжетные линии своих будущих книг, где человеку доступно все или почти все, Беляев стал обдумывать и умозрительно шлифовать, будучи прикованным к постели. Немощный, больной костным туберкулезом позвонков, не имеющий возможности встать без посторонней помощи писатель — и вдруг сумел выстроить удивительную историю и систему ценностей человека-амфибии. Как это возможно? Ну вот вам пример, что такое случается. После длительных сомнений, споров на различных уровнях, многочисленных согласований по Спорткомитету СССР разошлось распоряжение «О развитии борьбы карате в СССР» Хворь привела Беляева в Ялту, где у него появились хотя бы какие-то шансы на выживание. Здесь его застали и отзвуки Гражданской войны, и приход советской власти. В Крыму Беляев стал писать и потихоньку публиковаться, причем не от безудержного графоманского зуда, а чтобы заработать на хлеб.
Представьте себе, он выжил и даже встал на ноги. Уезжая в Москву, где ему и суждено было состояться как фантасту высочайшего уровня, Александр Беляев прихватил с собой множество сюжетов, которые он прокручивал в голове все годы крымского лежания. А еще изрядный багаж знаний. Читал он много и жадно, к чему, пожалуй, располагал и его не самый подвижный образ жизни. В Москве Беляев тоже публиковался больше не из соображений внести заметный вклад в литературу, а по насущной надобности заработать гонорар. Например, знаменитая голова профессора Доуэля впервые объявилась в газете «Гудок», а Ихтиандр ушел в глубины мирового океана на страницах журнала «Вокруг света». Потом и книжки пошли, и постановки. Из-под пера неутомимого писателя вышло порядка семи десятков научно-фантастических произведений, 17 из которых были полновесными романами. Многообразие характеров, сюжетов, мест действия, придуманных Беляевым, впечатляет. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что некоторые идеи он почерпнул извне.
Лев Боркин, руководитель Центра гималайских научных исследований Санкт-Петербургского союза ученых: "Сейчас большая часть Тибета является Китаем, но не вся, самая западная часть тибетского нагорья уходит в Индию. Там пограничная зона, где довольно трудно работать. Есть белые пятна, например, один большой район на стыке Тибета, Непала и Индии, где ни разу не было научной экспедиции.
Там реки, термальные источники... А ученых там еще не было. Это моя мечта, провести туда экспедицию под российским флагом".
Андрей Балабуха — член жюри "Белфеста", писатель-фантаст и критик, сам дважды становился лауреатом Беляевской премии и был одним из инициаторов ее учреждения 27 лет назад. Андрей Балабуха, писатель, критик, член жюри премии «Белфест»: "Я когда вычитал, что в одной Франции, которая меньше чем Россия, больше 10 тысяч литературных премий, я сперва обалдел. И едва ли не каждая книжка, вышедшая в стране какую-то премию да схлопочет, но когда эта книга 20 премий получает- стоит посмотреть, а если 200 совсем хорошо — создает систему ориентиров.
Премии нужны, это не только забава, у этого института своя задача. Очень серьезная, никогда не выполняется одной премией, а выполняется системой премий". Балабуха уверяет, литературных премий, особенно в области науки, в России катастрофически мало.
Его произведения, так же, как и его жизнь, романтичны, полны светлого оптимизма, веры в человека, но одновременно с этим подчас глубоко трагичны. Его судьба — пример человека, который всю свою жизнь сражался с болезнью, преодолевая страдания словом. При имени Александра Беляева у каждого, наверно, всплывает в памяти оседлавший дельфина юноша Ихтиандр, и юная прекрасная дочь повелителя Атлантиды царевна Сель, и парящий в небе птицечеловек Ариэль.
Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи.
И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным». С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман — автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «…и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…» В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А. Ром, Арбел, А. Р-нъ, А. Романович, А.
В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников — произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора. Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз.
Портал правительства Москвы
Фактически и юридически Александр Беляев пропал без вести, как неизвестный солдат, хотя и не был на фронте. В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела». Александр Беляев, чей 140-летний юбилей мир будет отмечать 16 марта, – один из самых любимых писателей Советского Союза. Когда Александр Беляев наперекор воли своих родителей выбрал себе профессию адвоката, его защиты пришла искать женщина, которая назвала себя ясновидящей.
"Нераскрытые тайны": Дар писателя-фантаста Александра Беляева
Более того, многие его фантазии при жизни писателя считались бесперспективными и надуманными. В отличие от многих других писателей Александр Беляев во главу угла ставил именно изобретение, и уже потом вокруг него накручивал сюжет. Так появились подводные аппараты транслирующие изображение со дна моря, подводные фермы, околоземная станция КЭЦ «Константин Эдуардович Циолковский» , атомная энергетика. Далеко не все произведения Беляева отличались блеском стиля и психологической глубиной повествования. Часть произведений сам писатель отказывался переиздавать при жизни, считая их несовершенными, что, несомненно, также является отличительной чертой настоящего художника. И, тем не менее, сегодня мы можем проследить, какие предсказания сбылись, а каким ещё предстоит воплотиться. Одним из основных «открытий» Беляева стала атомная энергетика из романа «Чудесное око».
Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Правда, сразу сказал, что рыть могилу в мерзлой земле не будет. Гроб с телом положили в кладбищенскую часовню и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, нам не суждено было этого дождаться: 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас. Перед самой войной меняли паспорта, и бабушке почему-то решили изменить национальность. В результате она из шведки превратилась в немку. А за компанию в немки записали и маму, несмотря на русские имя и фамилию. Я отлично помню, как они весело смеялись, вернувшись домой. Кто же знал тогда, что банальная ошибка паспортистки может обернуться лагерным сроком. Когда в Пушкин пришли немцы, они сразу зарегистрировали всех "фольксдойчей". В середине февраля 1942 года мы оказались в одном из лагерей в Западной Пруссии. Из СССР нас увозили, якобы спасая от советской власти, а потом почему-то посадили за колючую проволоку. Кормили так плохо, что очень скоро мы стали есть даже траву и одуванчики. По воскресеньям местные жители приходили поглазеть на нас, как на животных в зоопарке. Это было невыносимо... Начальник лагеря сбежал. И вот в город вошли советские танки. Многие из заключенных кинулись их встречать. Кричали на ходу: "Наши идут! Советские солдаты, видимо, приняли нас за немцев и готовы были всех смешать с землей. Родина встретила лагерями, где мы пробыли 11 лет. Позже я случайно узнала, что в Алтайский край нас отправили на несколько месяцев раньше, чем был подписан соответствующий приказ. То есть людей посадили "на всякий случай". Огромные по тем временам деньги, благодаря которым мы смогли перебраться в Ленинград. Первым делом бросились искать папину могилу. Оказалось, что могильщик сдержал свое слово.
Он просто не мог долго находиться на одном и том же месте. Его постоянно тянуло в дорогу, к новым горизонтам. В 1921 году на Беляева обрушилась страшная болезнь - костный туберкулез позвоночника, болезнь, не оставлявшая его уже до конца жизни. В первые три года он находился в гипсе от шеи до ног — гипсовой колыбели. Тело казалось мертвым, ясно работала лишь голова. Даже в этом положении он не сдавался: если болезнь не позволяет двигаться, то его мечты не может остановить ничто - для них просто нет преград. Он стал мечтать: Александр Беляев видел себя в облике сильного и мужественного человека, совершавшего различные подвиги, придумывал удивительные истории, вымышленную жизнь, которая оканчивалась торжеством надежды и веры. Александр Беляев понял, что эта сказка нужна не только ему самому, но и другим. Он стал писать. Литературная жизнь Александра Романовича Беляева была короткой - всего полтора десятилетия. А итог ее - свыше двадцати повестей и романов, около ста рассказов, множество очерков, статей, рецензий, пьесы, сценарии...
Просто он умел замечать то, что скрывалось от взглядов рядовых обывателей, то, какого прогресса достигло современное общество, и на пороге каких открытий находится человечество. Детство Родился Александр Беляев 4 марта 16-го по новому стилю 1884 года в Смоленске. Маму будущего писателя звали Наталья Беляева, она занималась домом и детьми, которых вместе с Сашей было трое. Дочь Нина скончалась от саркомы еще в детстве, сына Василия не стало гораздо позже, он утонул во время катания на лодке. На тот момент он уже учился в ветеринарном институте. Отец настоял на том, чтобы Александр учился в духовном училище. С 1895 года он продолжил свое обучение в Смоленской духовной семинарии, которую окончил в 1901 году. Священником он так и не стал, наоборот, вышел из ее стен убежденным атеистом. Александр Беляев в детстве Беляев был очень увлекающимся человеком. Ему очень нравилось заниматься музыкой, он самостоятельно осилил скрипку и рояль, часами мог музицировать, хотя в семинарии это было возможно только с разрешения ректора. Еще ему нравилась фотография, живопись и языки. Молодой человек учил эсперанто. Парень много читал, выходил на сцену театра, дававшего представления в смоленском Народном доме. Вплоть до марта 1902 года он был задействован в постановках этого театра — «Ревизор», «Безумные ночи», «Лес», «Трильби», «Бешеные деньги», «Нищие духом», «Соколы и вороны». Любимый жанр Беляева — приключенческие романы, любимый автор — Жюль Верн. Александр восхищался сверхспособностями героев его романов, мечтал быть хоть чем-то похожим на них. Александр участвовал во всевозможных шалостях и розыгрышах, в результате чего травмировал глаз, и у него ухудшилось зрение. Юноша мечтал летать, и предпринимал множество попыток к осуществлению этой мечты. Он не побоялся прыгнуть с крыши с парашютом, созданным своими руками, потом с зонтом или с привязанными к рукам вениками. Во время одного из таких экспериментов, Саша упал с крыши и сильно повредил спину. Эта травма серьезно сказалась на его последующей жизни, с 35-ти лет у него постоянно болела поврежденная спина, он по нескольку месяцев был парализован. Александр Беляев в юности Вопреки пожеланиям отца, в июне 1902 года Беляев стал студентом Демидовского юридического лицея в Ярославле. В 1905-м, когда началась Первая русская революция, был активным участником студенческих стачек, попал под прицел жандармского управления, следившего за ним. Вместе с другими студентами принимал участие в строительстве баррикад на московских площадях. Все, что происходило вокруг, записывал в дневник. Когда стал дипломированным адвокатом, вел политические дела. Жандармы не раз устраивали у него дома обыски, во время одного из них будущий писатель едва не сжег свой дневник. Диплом об окончании юридического лицея Беляев получил в 1909 году. К тому времени отца уже не было в живых умер в апреле 1905 года , и ему пришлось взять на себя обязанности по содержанию семьи. Он подрабатывал оформлением театральных декораций, игрой на скрипке в оркестре при цирке Труцци. Спустя некоторое время молодой человек стал частным поверенным, вел юридическую практику, которая, по его воспоминаниям, абсолютно его не вдохновляла. Одновременно с этим Беляев зарабатывал на создании обзоров с концертов и литературных вечеров, написанием театральных рецензий, которые публиковал в «Смоленском вестнике». Путешествие в Европу, увлечение театром В 1911-м Беляев удачно завершил судебный процесс, за который ему выплатили приличный гонорар.
«Терра» и «Астрель» судятся из-за фантаста Беляева
Однако, пожалуй, процент попадания у нашего мастера научной фантастики был еще выше. Судите сами. В шестилетнем возрасте Саша Беляев решил научиться летать. Как птица. А может, и еще лучше — одним усилием воли взмывать к самым облакам.
Но для начала надо было научиться хотя бы планировать. И он полез на дерево, рассчитывая спланировать с него. Чем это кончилось, вы и сами может догадаться. При падении с дерева он сильно ударился спиной и даже попал в больницу.
Пока лежал там месяц, пришел к выводу, что летать, подобно ангелу, у него пока не получается, несмотря даже на то, что он — сын священника. А значит, надо строить аэроплан. Но для этого нужны были деньги. Где их взять?
Выход подсказал старший брат Василий. Мальчишки пробрались в старый дом на окраине, где уже никто не жил, и стали простукивать стены. Нашли пустоту. Ударили сильно по стене — сверху упали камни, едва не придавив мальчишек.
А ночью Саше приснился сон. Будто бы они с братом пробираются по темному туннелю. Где-то впереди брезжит свет на выходе из него, но брат идти уже не может, остается где-то в темноте, а сам Александр мучительно, из последних сил все ползет и ползет к выходу… Через два года Василий и в самом деле погиб. Только не в тоннеле, а просто утонул, купаясь в речке.
А Саша понял: согласно тому пророческому сну, ему еще предстоят долгие мучения. И неприятности не заставили себя долго ждать. Отец решил, что сын должен продолжить семейную династию, и отправил его учиться в семинарию. Но Александр вовсе не собирался быть священнослужителем.
Наперекор отцовской воле закончил Демидовский лицей и стал адвокатом. В 1907 году молодой адвокат Беляев начал собственную практику в Смоленске. Вскоре по городу и его окрестностям пошла молва: Беляев выигрывает самые запутанные дела. Однажды к нему пришла с просьбой о защите молодая женщина.
А теперь безутешные вдовы обвиняют меня в их преднамеренной смерти. Дескать, я им ее напророчила…» Беляев задумался. Потом усмехнулся. А еще вы сами сможете заглядывать в будущее.
Беляев перестал улыбаться. И адвокат доказал присяжным: нельзя обвинять человека в том, что он видит дальше других. Подзащитная была оправдана. А сам Беляев начинает всерьез изучать феномен ясновидения.
Он даже собрался создать прибор для чтения мыслей. Но довести свою разработку до конца он не успел.
Но сюжет пересказывать не хочу.
А ещё в этой книге оказались произведения Беляева, которые я раньше не читала. И даже не слышала о них. Мне понравился «Замок ведьм» о злом гении, который создаёт супероружие.
А оставшиеся два романа — в стиле советской фантастики. Было любопытно прочитать. Давно не читала такой литературы.
Написано интересно. В романе «Лаборатории Дубльвэ» - светлое благополучное будущее, где герои занимаются наукой и стремятся к тому, чтобы люди жили очень долго, а в идеале — становились бессмертными. А в романе «Под небом Арктики» - тоже «светлое будущее».
Здесь существуют арктические города, а в огромной пещере устроен настоящий курорт, где — синее небо и искусственное солнце... Советую прочитать эту книгу любителям фантастики! Юрий на книгу: Человек-амфибия: романы Советский фантаст Александр Беляев умудрился добиться редкостного литературного долголетия, хотя книги его современников писателей 1920-1930-х гг.
Это увлечение у него не прошло еще со времен обучения в лицее. Беляев и виолончелистка из Смоленска Юлия Сабурова поставили оперу-сказку «Спящая царевна». Александр не отказывался от участия в любительских спектаклях. Однажды в Смоленск приехал на гастроли театр Станиславского.
Режиссеру очень понравилась игра Беляева, и он предложил молодому человеку перейти к ним в театр. Но Александр ответил отказом. Романы и рассказы В тридцать пять лет у Беляева диагностировали туберкулез позвоночника — результат детской травмы. Неудачная операция привела к осложнениям, и на протяжении трех лет Александр совсем не передвигался.
Следующие три года ему пришлось провести в специальном корсете, но ходить он уже мог. Реабилитационный период провел в Ялте, куда он приехал вместе с мамой. Именно в Крыму он начал писать стихи и принялся за самообразование, которое заключалось в изучении биологии, медицины, иностранных языков, техники. Он много читал, в том числе и произведения Жюля Верна, любимого им с детства.
Увлекся Гербертом Уэллсом и Константином Циолковским. В то время Беляев устроил наконец-то свою личную жизнь. Он женился на медсестре Маргарите Магнушевской, которая не отходила от него ни на шаг в этот сложный период его жизни. Их знакомство состоялось в 1919-м, это был третий брак писателя.
Две первые попытки создать семью окончились для Беляева неудачно, оба брака распались достаточно быстро. Жены сами бросали Беляева. Александр Беляев В 1922-м Беляев почувствовал улучшение самочувствия, он уже мог работать. Вначале его взяли на должность воспитателя в детдом, потом он перешел инспектором в уголовный розыск.
В своем дневнике Беляев писал, что он служил в канцелярии уголовного розыска, числился в штате младшим милиционером. Параллельно с этим он фотографировал преступников, читал курсантам лекции по административному и уголовному праву, был «приватным» консультантом. Работы было много, денег мало, Александр часто голодал. Жизнь в Ялте оказалась невероятно трудной, поэтому Беляев с семьей переселяется в столицу.
По приезду он вплотную занялся литературой, его рассказы в жанре научной фантастики публиковались в журналах «Знание — сила», «Вокруг света», «Всемирный следопыт». Именно на страницах последнего из них был напечатан рассказ под названием «Голова профессора Доуэля». Через некоторое время писатель-фантаст дополнил свое произведение и выпустил его романом. Он писал, что медицина шагнула вперед, хирургия развивается быстрыми темпами, поэтому он решил переделать рассказ в роман, и, опираясь на научную основу, сделать произведение еще более фантастичным.
Это произведение положило начало целой эпохе фантастики Александра Беляева. Александр Беляев с книгой В некотором роде роман стал автобиографическим. Сам писатель на протяжении трех лет был прикован к постели, и ему захотелось пофантазировать на тему существования головы без тела. Он писал, что руки в то время ему подчинялись, а вот все остальное тело он абсолютно не чувствовал, пребывал в состоянии полной анестезии.
Вся его жизнь была похожа на существование головы отдельно от тела.
Предсказание сбылось. В наши дни художественную литературу и без того читают все меньше, а уж научно-фантастическую — и подавно. Оно как бы логично: в последние десятилетия идет научно-технический прогресс, сама жизнь совершает такие непредсказуемые повороты и открытия, что наблюдать за ними много интереснее. Но для нескольких поколений советских мальчишек научно-фантастические романы Александра Беляева были чтивом культовым. Рассказывает Александр Етоев 1953 год рождения; литературный критик : "Лично у меня устойчивое воспоминание о Беляеве такое: иду я, лет в десять, по своей старой петербургской Коломне, а в руках толстый синий том "Остров погибших кораблей". Я его домой несу, а по дороге все время открываю и читаю украдкой - не терпится". В доме царила атмосфера набожности и благочестия, но русская поговорка "Кто к Богу, к тому и Бог" применительно к семейству Беляевых себя не оправдала: сестра Саши умерла в детстве от саркомы, а старший брат утонул, катаясь в лодке. Неудивительно, что после таких трагедий оставшиеся надежды отец инвестировал в Александра. Несмотря на шебутной характер и его сугубо мирские интересы любовь к изобретательству, к приключенческим романам и театру , в 10-летнем возрасте Беляева-младшего определили в Духовное училище, из которого четыре года спустя он был переведен в Смоленскую семинарию.
И хотя учился он неплохо, карьера священнослужителя не прельщала. Годы своего духовного образования Беляев считал потерянными для жизни, а из семинарии вышел и вовсе убежденным атеистом. Александр мечтал о гуманитарном университетском образовании, но по тогдашним российским законам выпускников духовных семинарий в университеты не допускали. И тогда несостоявшийся служитель культа уехал из родного города в Ярославль, где поступил в Демидовский юридический лицей. Год спустя отец Беляева скончался и своей смертью окончательно развязал руки сыну: чтобы содержать себя и помогать матери Беляев берется подрабатывать такими "греховными" занятиями, как работа в театре, игра на скрипке в цирке и светская журналистика. По окончании лицея Беляев получает должность частного поверенного адвоката в родном Смоленске. Хотя и юридические науки также довольно быстро разочаровали молодого человека, в период своей адвокатской карьеры Александр нередко брался за самые отчаянные дела. Однажды к нему за помощью к нему обратилась некая ясновидящая. Дело обещало быть незаурядным: ясновидящая предупредила двоих женщин о близкой кончине их мужей и после того, как оба кормильца вскоре действительно ушли из жизни, вдовы обвинили предсказательницу в их смерти. Александр Романович согласился взять в производство дело женщины, в суде ее оправдали.
Модный адвокат и любитель путешествий Александр Беляев. Смоленск, 1905. Казалось бы, взрослый, солидный мужчина, а в голове — жульверновщина. Ну да впечатления дореволюционной молодости сослужат Беляеву хорошую службу — действие многих его романов развернется в странах, которые он успеет увидеть собственными глазами. Все это время Александр не прекращает своих журналистских опытов, но в рамках газетного жанра ему уже тесновато. В 1914 году, в московском детском журнале "Проталинка", печатается его первое художественное произведение — пьеса-сказка "Бабушка Мойра", а вскоре Беляев принимает решение оставить опостылевшую адвокатуру и пуститься в вольное литературное плавание. Но… Весной 1915-го, только-только разменявшего четвертый десяток лет Александр, скосила болезнь: в результате рецидива неудачно залеченного плеврита развился туберкулез позвоночника, осложнившийся временным параличом ног. Провинциальные медики разводили руками и прозрачно намекали на пожизненную отныне постель.
Два года войны продлили срок защиты авторского права фантаста Беляева - решение ВАС
Даже в этом положении он не сдавался: если болезнь не позволяет двигаться, то его мечты не может остановить ничто - для них просто нет преград. Он стал мечтать: Александр Беляев видел себя в облике сильного и мужественного человека, совершавшего различные подвиги, придумывал удивительные истории, вымышленную жизнь, которая оканчивалась торжеством надежды и веры. Александр Беляев понял, что эта сказка нужна не только ему самому, но и другим. Он стал писать. Литературная жизнь Александра Романовича Беляева была короткой - всего полтора десятилетия. А итог ее - свыше двадцати повестей и романов, около ста рассказов, множество очерков, статей, рецензий, пьесы, сценарии...
И это при том, что тяжелая болезнь нередко на месяцы, а то и годы не позволяла ему подниматься с постели. Если не мог писать сам, то диктовал, создавая произведения, всегда исполненные романтики и оптимизма. Эта присущая Беляеву сила духа живет и в его книгах. Именем Александра Беляева названа учрежденная в 1989 году Ленинградской писательской организацией ежегодная премия за лучшие фантастические и научно-популярные произведения. Источник: Еникеев Д.
Там пограничная зона, где довольно трудно работать. Есть белые пятна, например, один большой район на стыке Тибета, Непала и Индии, где ни разу не было научной экспедиции. Там реки, термальные источники... А ученых там еще не было. Это моя мечта, провести туда экспедицию под российским флагом". Андрей Балабуха — член жюри "Белфеста", писатель-фантаст и критик, сам дважды становился лауреатом Беляевской премии и был одним из инициаторов ее учреждения 27 лет назад.
Андрей Балабуха, писатель, критик, член жюри премии «Белфест»: "Я когда вычитал, что в одной Франции, которая меньше чем Россия, больше 10 тысяч литературных премий, я сперва обалдел. И едва ли не каждая книжка, вышедшая в стране какую-то премию да схлопочет, но когда эта книга 20 премий получает- стоит посмотреть, а если 200 совсем хорошо — создает систему ориентиров. Премии нужны, это не только забава, у этого института своя задача. Очень серьезная, никогда не выполняется одной премией, а выполняется системой премий". Балабуха уверяет, литературных премий, особенно в области науки, в России катастрофически мало. А еще считает, что связь между наукой и именем писателя-фантаста Беляева — самая прямая.
Гении и злодеи. Александр Беляев — биография Александр Беляев — известный писатель-фантаст, основоположник советской научно-фантастической литературы. Он был первым из советских писателей, полностью посвятивших себя жанру научной фантастики. Русский Жюль Верн , писатель-пророк — этими и другими эпитетами называли Александра Беляева, человека, сумевшего предугадать многое из того, что появится в далеком будущем. В его книгах есть акваланг и орбитальная станция, о которых в те годы никто и не слышал. А еще он предрек собственную смерть, хоть и не был ясновидящим. Просто он умел замечать то, что скрывалось от взглядов рядовых обывателей, то, какого прогресса достигло современное общество, и на пороге каких открытий находится человечество. Детство Родился Александр Беляев 4 марта 16-го по новому стилю 1884 года в Смоленске. Маму будущего писателя звали Наталья Беляева, она занималась домом и детьми, которых вместе с Сашей было трое.
Дочь Нина скончалась от саркомы еще в детстве, сына Василия не стало гораздо позже, он утонул во время катания на лодке. На тот момент он уже учился в ветеринарном институте. Отец настоял на том, чтобы Александр учился в духовном училище. С 1895 года он продолжил свое обучение в Смоленской духовной семинарии, которую окончил в 1901 году. Священником он так и не стал, наоборот, вышел из ее стен убежденным атеистом. Александр Беляев в детстве Беляев был очень увлекающимся человеком. Ему очень нравилось заниматься музыкой, он самостоятельно осилил скрипку и рояль, часами мог музицировать, хотя в семинарии это было возможно только с разрешения ректора. Еще ему нравилась фотография, живопись и языки. Молодой человек учил эсперанто.
Парень много читал, выходил на сцену театра, дававшего представления в смоленском Народном доме. Вплоть до марта 1902 года он был задействован в постановках этого театра — «Ревизор», «Безумные ночи», «Лес», «Трильби», «Бешеные деньги», «Нищие духом», «Соколы и вороны». Любимый жанр Беляева — приключенческие романы, любимый автор — Жюль Верн. Александр восхищался сверхспособностями героев его романов, мечтал быть хоть чем-то похожим на них. Александр участвовал во всевозможных шалостях и розыгрышах, в результате чего травмировал глаз, и у него ухудшилось зрение. Юноша мечтал летать, и предпринимал множество попыток к осуществлению этой мечты. Он не побоялся прыгнуть с крыши с парашютом, созданным своими руками, потом с зонтом или с привязанными к рукам вениками. Во время одного из таких экспериментов, Саша упал с крыши и сильно повредил спину. Эта травма серьезно сказалась на его последующей жизни, с 35-ти лет у него постоянно болела поврежденная спина, он по нескольку месяцев был парализован.
Александр Беляев в юности Вопреки пожеланиям отца, в июне 1902 года Беляев стал студентом Демидовского юридического лицея в Ярославле. В 1905-м, когда началась Первая русская революция, был активным участником студенческих стачек, попал под прицел жандармского управления, следившего за ним. Вместе с другими студентами принимал участие в строительстве баррикад на московских площадях. Все, что происходило вокруг, записывал в дневник. Когда стал дипломированным адвокатом, вел политические дела. Жандармы не раз устраивали у него дома обыски, во время одного из них будущий писатель едва не сжег свой дневник.
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».
Гениальный человек — гениален во всём
- Фантаст Беляев зарабатывал игрой на скрипке в цирке - Экспресс газета
- Post navigation
- «Трастовый «фантаст» Беляев - Бизнес - RuCompromat - Энциклопедия Библиотеки Компромата
- Александр Беляев
Александр Беляев — меняя реальность. Как писатель программировал будущее
24 апреля в Микуличской сельской библиотеке прошёл библиотечный урок «Мечты писателя-фантаста А.Р. Беляева». Кассационная инстанция Краснодарского краевого суда подтвердила в четверг, что все произведения фантаста Беляева признаны народным достоянием, сообщил РИА Новости. Писательским трудом Беляев занимался всего 15 лет, но за это время предсказал будущее.
Беляев: писатель-фантаст с непростой судьбой
Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. В столичном кинотеатре «Иллюзион» с 15 по 19 марта будут демонстрироваться фильмы, снятые по книгам писателя-фантаста Александра Беляева. Самыми благородными читателями книг Александра Беляева всегда были подростки, и сам он немало писал для детей. Общественное телевидение России (ОТР) показало документальный фильм о выдающемся писателе-фантасте, смолянине Александре Беляеве (1884-1942).