Самый западный регион страны в конце апреля отпразднует 300-летие со дня рождение знаменитого философа Иммануила Канта.
Шольц попытался запретить Путину ссылаться на Канта
В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант умер российским подданным | Канцлер Германии Олаф Шольц утверждает, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы. |
Иммануил Кант — последние новости сегодня | Аргументы и Факты | В преддверии 300-летнего юбилея со дня рождения Иммануила Канта Институт философии РАН проводит проект «Кант на все времена». |
Кант Иммануил
Шольц запретил Путину ссылаться на философа Канта - 23.04.2024, ПРАЙМ | В кануне 300-летия со дня рождения знаменитого немецкого философа Иммануила Канта вокруг его имени разгорелся геополитический спор между Германией и Россией. |
Наследие философа Канта предложили пересмотреть | 360° | Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философи. |
Кант – последние новости | При этом Кант был немецкоязычным философом, а его труды причислены к направлению немецкой классической философии. |
Кант Иммануил | — Видимо, это единственная «русская» тема, выводы о которой Кант делает, основываясь на личном опыте, а не на суждениях Лейбница, Руссо и философов Просвещения, живших за сто. |
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
Современники Канта отмечали свойственную философу ипохондрию и выраженную меланхолию, которые носили систематизированный и патологический характер. «Кант-бот» в своих ответах использует философские представления кенигсбергского мыслителя и может составить ответы в кантианском духе на ряд философских вопросов. Канцлер Германии Олаф Шольц утверждает, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы. Канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что у президента России Владимира Путина «нет ни малейшего основания» цитировать немецкого философа Иммануила Канта. Иммануил Кант принял российское подданство в январе 1758 года и, по легенде, до конца своих дней так от него и не отрекся. Сенатор Климов: Шольцу надо напомнить, что Кант был подданным Российской империи.
Германия и Россия не поделили Иммануила Канта
Губернатор Калининградской области назвал философа Канта «русским трофеем» — Росбалт | Вероятно, настоящий Кенигсбергский философ Иммануил Кант отнесся бы к такой перспективе с ужасом. |
В Калининграде завершился Международный Кантовский конгресс - Российская газета | «Философия Канта и актуальные проблемы современной науки и политики» (2018). |
«Возвращение философа»: голограмму головы Канта на острове снова стали включать по вечерам | Другие формулировки философии Канта также несовместимы ни с какой традиционной религией: и «sapere aude» (лозунг Прометея-сатаны, восставшего против Единого Творца. |
Кантовский конгресс | Что же касается Канта, то Шольц несколько расширил представления философа о сущем. |
Иммануил Кант — тоже наш. Потому что трофей. Комментарий Георгия Бовта | Немецкий философ Кант умер подданным Российской империи, объяснили в аппарате калининградского губернатора его слова о «русском трофее». |
В Калининграде напомнили Шольцу, что Кант выбрал жизнь в Российской империи
Канта в Калининграде и посвящен 300-летию великого философа. Выражение «мировое понятие философии», приводимое Кантом в конце «Критики чистого разума», относится ко всей кантовской системе и ее архитектонике. Тем самым оно подразумевает внутреннюю связь всех дисциплин его философии. В связи с мировым понятием философии предметом обсуждения является то, «что необходимо интересует каждого».
Канта, как центрального философа либерализма, продолжали любить и «приватизировать» и в 90-е: в 1996-м его могила в Калининграде была капитально отреставрирована.
Наконец, в 2000-е Кант удостоился даже в рамках конкурса «Великие имена России» чести оказаться в числе «имен выдающихся соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление России». Тогда консервативная патриотическая общественность была всем этим сильно озадачена. Настоящим мемом стал ролик, на котором некий вице-адмирал перед строем матросов выговаривал «Все говорят Кант, Кант, философ, там еще чего-то — это человек, который предал свою родину, который унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру в университете, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет». Вице-адмирал был далеко не одинок в своем возмущении.
Тогда же некий депутат Госдумы назвал ситуацию вокруг «имени Канта» «оскорбляющей ветеранов Великой Отечественной войны». Самое же любопытное, что обе стороны спора имели полное пусть и чисто формальное право на свою точку зрения. Действительно, когда во время Семилетней войны русские войска вступили в город, все граждане Кенигсберга, включая преподавателя университета Канта, были приведены к присяге русской короне. Таким образом, Кант стал на некоторое время русским подданным.
Вполне, кстати, лояльным: он преподавал русским офицерам фортификацию и пиротехнику, а с некоторыми даже приятельствовал, насколько вообще этот «человек в футляре» был способен с кем-то приятельствовать. Тогда же, хлопоча о должности профессора, Кант действительно обратился к императрице Елизавете Петровне с прошением: «Лестная надежда, что я доказал свою пригодность к академическому служению этим наукам, но более всего всемилостивейшее расположение Вашего Императорского Величества оказывать наукам высочайшее покровительство и благосклонное попечительство побуждают меня верноподданнейше просить Ваше Императорское Величество соблаговолить милостиво определить меня…» и т.
А были такие просто хорошие доклады, добротные. В принципе, уровень намного выше среднего. Особый упор стоит сделать на конкретно научную часть конгресса. Ведь он объединяет усилия специалистов в деле разработки неустаревающей кантовской философии. Она невероятно многогранна.
В стенах БФУ прозвучало несколько сотен докладов. Все дни работали 19 тематических секций, где проходили круглые столы и пленарные заседания. Приведу пример тем, о которых говорили теоретики. Это «Кантовская философия права и её влияние на современные правовые теории и практики», «Кант и кантианство в России: история, дискуссии, влияние» и «XXI век в свете кантовских идей». Правда, он говорил о божественном разуме — не потому, что Бог нас создал, и поэтому мы его не поймём.
Политолог рассуждает о реакции канцлера Шольца на это и о большом споре о наследии философа Георгий Бовт. По словам канцлера, согласно Канту, принудительный мирный договор, разрываемый агрессором при «первой благоприятной возможности», будет простым перемирием, а не миром, означающим прекращение всех военных действий.
Чем хороши философские трактаты, написанные почти три века назад, так это тем, что их нынче никто не читал и можно в угоду текущей политики выдергивать любые цитаты. Кстати, не припоминается, чтобы Владимир Путин когда-либо напрямую цитировал Канта, хотя в бесконечно политически далеком теперь 2013 году он предлагал сделать его символом Калининградской области. Он тогда тоже упомянул трактат «К вечному миру», отметив, что он стал «первой попыткой обоснования объединения Европы после Семилетней войны». Наверное, эта оценка значения написанного в 1795 году текста носит все же более общий характер, чем приведенная Шольцем цитата, относящаяся все же к частности. Иммануил Кант, не доживший десять лет до Венского конгресса, который после наполеоновских войн впервые попытался создать единую систему международных отношений, в которой можно усмотреть и влияние кантовских мыслей, выступил провозвестником многих идей.
Шольц обвинил Россию в попытках присвоить имя и труды философа Канта
К выпущенному БФУ им. Канта трёхтомнику подготовлено ещё 6 томов приложений. Они должны выйти в ближайшее время. Приложения содержат коллективные исследования, проведённые теми, кто переводил и редактировал основной трёхтомник.
Во второй день работы конференции, 23 апреля была проведена деловая игра «Этика Канта в современном мире», организованная представителями Технико-экономической библиотеки МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС — заведующим Александром Берестневым и библиотекарем Игорем Куншенко при поддержке и модерации завкафедрой истории зарубежной и отечественной философии Марины Дидык.
Мероприятие началось с просветительской лекции о вкладе И. Канта в мировую философию.
Выражение «мировое понятие философии», приводимое Кантом в конце «Критики чистого разума», относится ко всей кантовской системе и ее архитектонике. Тем самым оно подразумевает внутреннюю связь всех дисциплин его философии. В связи с мировым понятием философии предметом обсуждения является то, «что необходимо интересует каждого». Это — основные принципы хорошей, справедливой и осмысленной жизни.
Целостность текста — индикатор качества коммунитарности. Образец подобного текста уже существует — это рукопись "В лабиринтах чистого разума", но все желающие могут внести в него свою лепту». Удивительно, как событие само выстраивает себя через смыслы, заявленные нашими докладчиками. Начав с намерения поговорить о Канте, мы через артикуляцию коммунитарной попытки в виде текста приходим к следующему выступлению, посвященному разговору с самим Кантом. Слушая доклад «Разговор с Кантом о современной России - история будущего критического метода», мы как будто перенеслись в Вечное и посмотрели на разные элементы истории во времени философском, как индивидуальном, так и общесоциальном.
Олег Викторович поделился: «Мне интересно перечитывать оглавление перевода Лосского, сразу восстанавливается картина времени, и происходит сам факт этого разговора и возможность увидеть вопросы, на которые стоит искать ответы». По мнению докладчика: «Путь Канта, где он, придя к критическому мышлению, на самом деле подчеркивает важность метафизики, по-разному относясь к одному и тому же вопросу». Интересный факт, что мыслил Кант не только на немецком, но на латыни и на греческом. Я не нашел в критике критики. Для меня это была попытка осознания человека себя в языке».
Подытожив первую часть доклада, можно обозначить уникальность разговора с философом, которая строится на трех китах: наличии собственной воли и ответственности за последствия, наличии души, которая находится в метафизике, в непознаваемом, и наличии Творца и сотворенного мира. Важным открытием разговора с Кантом философ маркировал факт того, что человек, имея собственную волю, может не только следовать какой-то судьбе, предписанной кармой или скрижалями, но что ты можешь ее пошевелить, сдвинуть, поменять. Главной заслугой Канта наш докладчик считает возможность дотянуться до Древности, которую философ дал современникам, напомнив о главных вопросах: «Что такое я? Что такое мир? И что я в этом мире делаю и в чем смысл этих трех вопросов?
Олег Викторович считает, что Кант не был прагматиком, так как постоянно указывает на Целостность, отмечая важнейший факт: «человек принадлежит сознанию, но сознание человеку не принадлежит». По мнению докладчика, современная философия незаметно для себя соскользнула от древности, когда человек описывал себя подобием Творца, к описанию счетных двоичных систем - начав описывать себя при помощи компьютеров. Также важно отметить Кибернетику, которая изначально согласно Аристотелю является искусством управления кораблем, далее стихии, корпус, оснастка, экипаж. И во времена Канта, Ампер говорил о том, что Кибернетика теперь - это искусство управления государством. Современные философы вряд ли смогут освободиться от компьютеризма, кибернетики, кодирования — которые вытесняют программирование письменной и устной речи.
Олег Викторович отмечает, что Кант сам хотел разобраться с этой запутанностью, и нам важно «выйти в Чистый Вопрос», работая с собой как с вещью в себе или же вещью самой по себе: причинность или явление? В своем докладе «От Майстера Экхарта до Хайдеггера и Бердяева: становление радикального персонализма и его перспективы в современной философии» Роман Сергеевич утверждает, что «Философия Канта - фундаментальная догматообразующая система, в которой, однако, упускаются некоторые важные аспекты человеческого бытия». Докладчик считает, что: Пропасть между человеческим бытием и бытием трансцендентным обозначил еще Майстер Экхарт, в некотором смысле предвосхитив кантовскую метафизику и диалектическую логику Гегеля. Яркий пример моста от классического романтизма к реконструкции значения материи: писатель готической прозы и мистики Ганс Эверс заканчивает роман Ф. Существует естественное бессознательное сопротивление закону.
Наиболее серьёзно к критике метафизике Канта подошел М. Он считает, что преодоление метафизики сложная и серьёзная задача.
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
Этические идеалы Канта достижимы! Его выступление также носило характер интеграции Канта в современную русскую философию. Одним из направлений нашей кантианы является «Кант как текст», в рамках которого мы пишем коммунитарный текст, значит все вместе, у него нет одного автора. Андрей Анатольевич отметил, что «путем творческого переосмысления Канта может стать написание коммунитарного художественно-философского текста. Методологическим основанием для подобной практики являются: во-первых, кантовское "мы познаем о вещах лишь то, что вкладывает в них наш рассудок", то есть объем и качество познаваемое определяется качеством познавательной модели. Нестандартный подход позволяет выявить нестандартное. Во-вторых, Гераклитовское "из всего единое, из единого все"».
Философ и математик пояснил: «Коммунитарность — это не механическая сумма частей, а распознание целого в многоголосии участников дискурса. Целостность текста — индикатор качества коммунитарности. Образец подобного текста уже существует — это рукопись "В лабиринтах чистого разума", но все желающие могут внести в него свою лепту». Удивительно, как событие само выстраивает себя через смыслы, заявленные нашими докладчиками. Начав с намерения поговорить о Канте, мы через артикуляцию коммунитарной попытки в виде текста приходим к следующему выступлению, посвященному разговору с самим Кантом. Слушая доклад «Разговор с Кантом о современной России - история будущего критического метода», мы как будто перенеслись в Вечное и посмотрели на разные элементы истории во времени философском, как индивидуальном, так и общесоциальном.
Олег Викторович поделился: «Мне интересно перечитывать оглавление перевода Лосского, сразу восстанавливается картина времени, и происходит сам факт этого разговора и возможность увидеть вопросы, на которые стоит искать ответы». По мнению докладчика: «Путь Канта, где он, придя к критическому мышлению, на самом деле подчеркивает важность метафизики, по-разному относясь к одному и тому же вопросу». Интересный факт, что мыслил Кант не только на немецком, но на латыни и на греческом. Я не нашел в критике критики. Для меня это была попытка осознания человека себя в языке». Подытожив первую часть доклада, можно обозначить уникальность разговора с философом, которая строится на трех китах: наличии собственной воли и ответственности за последствия, наличии души, которая находится в метафизике, в непознаваемом, и наличии Творца и сотворенного мира.
Важным открытием разговора с Кантом философ маркировал факт того, что человек, имея собственную волю, может не только следовать какой-то судьбе, предписанной кармой или скрижалями, но что ты можешь ее пошевелить, сдвинуть, поменять. Главной заслугой Канта наш докладчик считает возможность дотянуться до Древности, которую философ дал современникам, напомнив о главных вопросах: «Что такое я? Что такое мир? И что я в этом мире делаю и в чем смысл этих трех вопросов? Олег Викторович считает, что Кант не был прагматиком, так как постоянно указывает на Целостность, отмечая важнейший факт: «человек принадлежит сознанию, но сознание человеку не принадлежит». По мнению докладчика, современная философия незаметно для себя соскользнула от древности, когда человек описывал себя подобием Творца, к описанию счетных двоичных систем - начав описывать себя при помощи компьютеров.
Также важно отметить Кибернетику, которая изначально согласно Аристотелю является искусством управления кораблем, далее стихии, корпус, оснастка, экипаж. И во времена Канта, Ампер говорил о том, что Кибернетика теперь - это искусство управления государством.
В стенах БФУ прозвучало несколько сотен докладов. Все дни работали 19 тематических секций, где проходили круглые столы и пленарные заседания. Приведу пример тем, о которых говорили теоретики. Это «Кантовская философия права и её влияние на современные правовые теории и практики», «Кант и кантианство в России: история, дискуссии, влияние» и «XXI век в свете кантовских идей». Правда, он говорил о божественном разуме — не потому, что Бог нас создал, и поэтому мы его не поймём.
Просто там совсем другие принципы организации мышления. Просто как пример говорю, как актуально рассматривать Канта. Основная тема политическая философия Канта и религия в XX веке. Это имеет прямое отношение к нашему столетию. Я совмещаю с этим африканскую политическую философию доколониального времени.
Республика, принцип которой составляет разделение властей, — постулат чистого практического разума. Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признаёт равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права , т. В философии истории Канта придаётся первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. Каждый индивид, сообразуясь только со своим разумением, неизбежно сталкивается с сопротивлением со стороны других индивидов. Это взаимное сопротивление характеризуется Кантом как антагонизм, становящийся движущей силой социального прогресса. Кант отвергает убеждение Ж. Руссо , будто в предшествующем цивилизации «естественном состоянии» отношения между индивидами носили мирный, идиллический характер: «Люди столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы своё существование более достойным, чем существование домашних животных... Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми. Главным направлением культурного прогресса является, по Канту, сближение народов, благодаря которому, вследствие действия того же «механизма природы», будет навсегда покончено с войнами и народы всей планеты объединятся в мирном союзе. Заключительной частью системы Канта является «Критика способности суждения». Кант различает два вида способности суждения: определяющую и рефлектирующую размышляющую. В первом случае речь идёт о том, чтобы подвести особенное под уже известное общее. Во втором случае особенное должно быть подведено под общее, которое не дано, а должно быть найдено. В данном труде он исследует эту вторую, рефлектирующую способность суждения. Её основными формами являются телеологические и эстетические суждения. И те и другие выявляют целесообразность, присущую не только явлениям природы, например живым организмам, но и объектам суждений вкуса. В действительности, как считает Кант, целесообразность не присуща ни предметам природы, ни предметам суждений вкуса; она привносится в природу априорной рефлектирующей способностью суждения, которая не обогащает наших знаний о природе, но способствует их приведению в систему. Необходимость телеологических суждений обусловлена тем, что рассудок оказывается неспособным объяснить естественными причинами наблюдаемые факты целесообразности в природе. Эстетические суждения, в отличие от телеологических, связаны с удовольствием или неудовольствием, вызываемыми представлением о предметах. Эстетическое удовольствие Кант характеризует как незаинтересованное в том смысле, что оно обусловлено исключительно восприятием прекрасного , к которому не примешиваются как-либо не связанные с этим восприятием интересы. Незаинтересованность эстетического суждения придаёт ему объективную значимость, несмотря на его субъективное содержание. Эстетическое суждение не относится к познавательной деятельности и не зависит от нравственного сознания. Идеалом красоты, согласно Канту, может быть только человек. Философия Канта оказала громадное воздействие на всё последующее развитие европейской мысли.
Во время конгресса пройдут заседания клуба «Валдай» и диалоговой площадки «Балтийская платформа». Кроме того, на форуме представят впервые переведенную на русский язык рукопись Иммануила Канта «О философской медицине тела». Она вошла в новый трехтомник, публикация которого приурочена к проведению конгресса. Подробнее о нем мы рассказывали здесь. Отдельным событием станет празднование 300-летия со дня рождения философа — его отметят 22 апреля. Также современные художники при помощи искусственного интеллекта создали цифровую галерею, где визуализировали афоризмы Канта.
Кантовский конгресс
Новый перевод А. Издание подготовлено при участии А. Гусейнова и А. Судакова Москва , Ф. Хеспе Марбург , Ш. Клингнера Гёттинген , а также С. Абеля и И. Цюлке Трир.
Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны. Мне кажется, это больше любых слов всех возможных немецких политиков показывает позицию великого философа относительно России», — сказал Лысков. Как передавало ИА Регнум, Шольц на пресс-конференции, приуроченной к 300-летию философа, заявил, что Россия якобы пытается «присвоить » себе Канта и его труды.
Канта в мировую философию. Далее со студентами была проведена образовательная игра живого действия, в ходе которой участники были поставлены в определённую этическую ситуацию, для разрешения которой им необходимо было применить свои этические и философские знания. Таким образом, через игровое взаимодействие были продемонстрированы особенности Кантианской этики, в формате диалога освоены главные этические понятия и очерчены границы применения этических правил.
На произведение было написано несколько рецензий, среди которых была критика от Готхольда Эфраима Лессинга , который заявил, что Кант «…исследует живые силы, но свои собственные оценить не может» [57]. Рассматривая свою работу в более зрелом возрасте, Кант испытывал чувство неловкости [51].
Отъезд из Кёнигсберга[ править править код ] В конце 1744 года тяжело заболел Георг Кант. Ранее переживший инсульт, отец Иммануила скончался 24 марта 1746 года, оставив без присмотра трёх детей: сестёр 17 и 14 лет и 9-летнего брата. Пока отец болел, Канту приходилось проводить долгое время у себя дома. Вероятно, значительная часть «Мысли об истинной оценке живых сил» была написана именно в этот период, когда посещения лекций в университете было затруднено. В течение двух лет после смерти отца Кант вынужден заботиться о доме, в котором он жил.
Потребовалось много времени, чтобы продать имущество отца и позаботиться о сёстрах. Погрязнув в домашних делах, он потерял возможность продолжать обучение в университете и вскоре, в 1748 году, покидает Кёнигсберг. Иммануил Кант становится частным учителем для трёх семей: детей из баронского рода Кейзерлингов , Бернхарда Фридриха фон Хюльсена, а также троих детей пастора реформатской церкви в деревне Юдшен сегодняшняя Весёловка. У него сложились хорошие отношения с членами местной общины, и ему даже несколько раз предлагали стать крёстным отцом. Семья Бернхарда фон Хюльсена общалась с Кантом и после его отъезда, они считали Канта практически членом семьи.
Позже двое из учеников Канта делили с ним жильё в Кёнигсберге, когда поступили в университет, а он оказывал им помощь. Несмотря на любовь его работодателей, сам Иммануил Кант критически относился к себе как к учителю, да и вовсе полагал профессию учителя слишком хлопотной. На протяжении своей работы частным учителем Кант делал наброски для будущих научных трудов и, вероятно, всегда рассматривал возможность возвращения в университет, поскольку не прекращал процесс обучения и не отказывался от «академического гражданства» [58]. Возвращение[ править править код ] Спустя шесть лет отсутствия, в августе 1754 года, Кант возвращается в Кёнигсберг для защиты диссертации и издания новых работ. Он постепенно возвращается к университетской жизни и, возможно, становится научным руководителем для одного из своих учеников из Кейзерлингов.
В течение этого года он опубликовал два сочинения о космогонии в местном еженедельнике в преддверии выхода своего второго произведения — « Всеобщая естественная история и теория небес [en] ». Изначально он отвечал на конкурсный вопрос, выдвинутый Прусской академией наук : «изменяла ли Земля движение вокруг своей оси со времён возникновения? Кант опасался гонений со стороны духовенства, а потому приступил к работе над книгой только когда убедился, что будет в безопасности. Однако опасения были напрасны, поскольку произведение вышло практически незамеченным. У издателя в то время были проблемы в связи с банкротством.
Кант решил продолжить свою университетскую карьеру. Своё пробное сочинение для допуска на магистерский экзамен «Краткий очерк некоторых размышлений об огне», написанное на латыни, он представил 17 апреля 1755 года. Кант выступил на публичном экзамене и 12 июня получил титул магистра философии [60]. Обязательная публикация работы не требовалась, и она впервые была напечатана лишь в 1838 году с копии черновика и в 1839 году с оригинала текста, хранящегося в мемориальном отделе библиотеки Альбертины [61]. Учёное общество Кёнигсбергского университета хорошо приняло Канта и многое от него ожидало.
Чтобы иметь возможность преподавать в университете, Канту пришлось написать ещё одну диссертацию, которая имела название «Каковы окончательные границы истины? В этой работе поднимались вопросы о том, что считать истинным, критиковались модели истинности Вольфа и Лейбница, дополнялся принцип достаточного основания [60]. Титульный лист немецкого издания «Всеобщей истории», 1755 Космогония[ править править код ] В изданной анонимно [62] в 1755 году книге «Всеобщая естественная история и теория небес» Кант отвечает на вопрос о происхождении Солнечной системы. Вероятно, источником вдохновения для написания труда послужил выпущенный в 1750 году труд Томаса Райта «Теория вселенной». Кант пытается объяснить происхождение закономерностей, по которым движутся тела в Солнечной системе, тем, что нет оснований полагать, что правила, по которым взаимодействуют небесные тела сейчас, действовали точно так же всегда.
Кант заключает, что пространство, на месте которого ныне находится Солнечная система, могло быть заполнено частицами пыли различной плотности, после чего наиболее плотные частицы стали притягивать окружающие. Наряду с силой тяготения он вводит «силу отталкивания» между наиболее мелкими частицами, что объясняет, почему частицы не сложились в единое целое. Под постоянным действием сил притяжения и отталкивания объекты начали вращаться, и этот процесс занимал миллионы лет. Он также допускал возможность жизни и в других галактиках и считал, что у мира есть начало, но нет конца [63]. По Канту, Солнце начало нагреваться из-за трения между вращающимися массами материи [64].
Солнечная система продолжает развитие всё время и однажды все планеты и спутники «упадут» на Солнце, что вызовет увеличение его теплоты и расщепление тел на мелкие частицы. Туманности же, которые часто видны в телескоп, как считал Кант, являются такими же галактиками, как Млечный Путь , но они являются скоплениями более высокого порядка. Кант высказал предположение, что за Сатурном скрываются другие планеты, что было подтверждено через много лет [65]. Этот труд Канта не был математически точным, однако был опубликован по просьбам знакомых, которые полагали, что таким образом можно привлечь внимание короля и получить финансирование на подтверждение этой гипотезы, поэтому работа была посвящена Фридриху II. Произведение не вызвало ажиотажа: большая часть тиража была либо уничтожена ввиду банкротства издателя, либо продана лишь в 60-е годы.
Вряд ли Фридрих II видел эту работу [63]. Уже после публикации произведения, в 1761 и 1796 годах, гипотеза Канта была независимо от первоисточника воспроизведена учёными Пьер-Симоном Лапласом и Иоганном Генрихом Ламбертом , не знавшими о своём предшественнике [66]. Преподавание[ править править код ] В 1755 году Кант становится преподавателем Кёнигсбергского университета, но не получает заработной платы. Он довольствуется гонорарами, получаемыми от студентов, посещающих его курсы. Таким образом, доход преподавателя определялся количеством студентов, записанных на лекции [67].
Свою первую публичную лекцию Кант дал в переполненном студентами доме профессора Кипке, где он в то время жил [68]. Занятия проводились в отдельных лекционных залах, которыми преподаватели либо владели, либо арендовали. Каждый преподаватель должен был строго следовать учебным пособиям, прилагаемым к университетской программе, однако сам Кант лишь соблюдал порядок тем, намеченных в учебниках, в то время как на лекциях давал студентам свой собственный материал. На лекциях философ часто демонстрировал так называемый «сухой юмор». Его редко видели улыбающимся, даже во время смеха аудитории от его собственных шуток.
Людвиг Боровски, ученик и биограф Канта, отмечал, что Кант вёл свои занятия «свободно и остроумно», часто шутил, но «не позволял себе шуток с сексуальным подтекстом, которыми пользовались другие преподаватели». Своим ученикам преподаватель советовал «систематизировать свои знания у себя в голове под разными рубриками». С самого начала своей преподавательской деятельности Кант был весьма популярным лектором — его аудитории всегда были заполнены. В этот период Иммануил Кант интересовался этикой Фрэнсиса Хатчесона и философскими исследованиями Давида Юма , что во многом было продиктовано временем. Оба мыслителя были известны в те времена в столице.
В посольстве Германии прокомментировали слова о Канте как «русском трофее»
При этом Кант был немецкоязычным философом, а его труды причислены к направлению немецкой классической философии. Спор об отношении Канта к СВО начался с речи главы Калининградской области Антона Алиханова, который заявил, что именно философ имеет отношение «к развязыванию. Философ и знаток Канта Маркус Виллашек из Франкфуртского университета считает это положение самым важным из тех, что завещал нам Кант. Активируй промокод TUBE30 на 30 дней бесплатного доступа: наш курс-саммари «Вся история философии» фоном и всего за 300 рублей. Калининградский губернатор Алиханов назвал Канта "русским философом". В Калининграде к 300-летию философа Иммануила Канта выпустили трёхтомное издание его избранных трудов Иммануила Канта.
Новости по теме: Иммануил Кант
Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философи. В понедельник, 22 апреля, исполняется ровно 300 лет со дня рождения великого философа Иммануила Канта. В книге «Кант» серии "Мыслители прошлого", написанной профессором, доктором философских наук И. С. Нарским дан краткий биографический очерк жизни философа, подробно освещено. В преддверии 300-летнего юбилея со дня рождения Иммануила Канта Институт философии РАН проводит проект «Кант на все времена». При этом Кант был немецкоязычным философом, а его труды причислены к направлению немецкой классической философии. В понедельник, 22 апреля, исполняется ровно 300 лет со дня рождения великого философа Иммануила Канта.
Кант – последние новости
Исследовательский проект Йенского университета как раз посвящен рассмотрению проблемы расизма в произведениях классической философии. Кант позволял себе расистские высказывания, но он делал это в контексте своего времени, сказала руководитель проекта Андреа Эссер в эфире Deutschlandfunk. Она подчеркнула, что её исследование призвано не осудить отдельных людей, а скорее разобраться с тем, «как нам относиться к этому наследию». В Германии скоро откроется и первый Музей Канта. Экспозиция будет посвящена увековечению памяти «мирового мыслителя», скончавшегося в Кенигсберге 12 февраля 1804 года в возрасте почти 80 лет.
По случаю его 300-летия в Восточно-Прусском государственном музее в Люнебурге впервые открывается постоянная экспозиция о «пожалуй, самом важном мыслителе современности». Мысли Канта по-прежнему вызывает дискуссии. В 2024 году писатель Даниэль Кельман вместе с философом Омри Бёмом, преподающим в Нью-Йорке, опубликовали книгу «Звездное небо надо мной — Разговор о Канте», в которой авторы ищут у Канта важные ответы на актуальные вопросы. Кельманн, изучавший философию в университете, говорит о своей работе так: «Одна из величайших интеллектуальных революций, когда-либо произошедших в истории нашего вида.
Это был Кант». Взгляды Канта оказали влияние на многих философов В своей доктрине трансцендентального идеализма Кант утверждал, что пространство и время — это просто «формы интуиции», которые структурируют весь опыт, и поэтому, хотя «вещи-в-себе» существуют и вносят вклад в опыт, они, тем не менее, отличны от объектов опыта. Из этого следует, что объекты опыта — это просто «видимости», и что природа вещей, как они есть сами по себе, следовательно, нами непознаваема.
Участники форума выяснят, как концепции Канта влияют на разные аспекты современной науки и жизни.
Также они обсудят, как превратить Калининград в мировой центр философии, разработают стандарт преподавания курса философии в вузах России и подискустируют о кантианской критике искусственного интеллекта. Во время конгресса пройдут заседания клуба «Валдай» и диалоговой площадки «Балтийская платформа». Кроме того, на форуме представят впервые переведенную на русский язык рукопись Иммануила Канта «О философской медицине тела». Она вошла в новый трехтомник, публикация которого приурочена к проведению конгресса.
Подробнее о нем мы рассказывали здесь.
Познавательную, насыщенную интересными фактами автобусную экскурсии по пути к Веселовке провёл лично директор Калининградского музея «Фридландские ворота», доктор исторических наук А. В музее И. Канта участники конференции с интересом ознакомились с представленными экспозициями, посмотрели фильм-историю «Веселовка — место силы», который в художественной форме рассказывает о месте, где когда-то жил и преподавал великий философ. После знакомства с экспонатами музея И. Канта прошло заседании круглого стола, на котором его участники обсудили влияние философских и педагогических идей знаменитого философа на современную науку, культуру, педагогику. Участники международной научной конференции выразили искреннюю благодарность ее организаторам: Институту инженерной педагогики и гуманитарной подготовки БГАРФ, кафедре философии, руководству университетского комплекса, а также сотрудникам музея «Фридландские ворота» и лично его директору, Ярцеву Андрею Анатольевичу.
Современные философы вряд ли смогут освободиться от компьютеризма, кибернетики, кодирования — которые вытесняют программирование письменной и устной речи. Олег Викторович отмечает, что Кант сам хотел разобраться с этой запутанностью, и нам важно «выйти в Чистый Вопрос», работая с собой как с вещью в себе или же вещью самой по себе: причинность или явление? В своем докладе «От Майстера Экхарта до Хайдеггера и Бердяева: становление радикального персонализма и его перспективы в современной философии» Роман Сергеевич утверждает, что «Философия Канта - фундаментальная догматообразующая система, в которой, однако, упускаются некоторые важные аспекты человеческого бытия». Докладчик считает, что: Пропасть между человеческим бытием и бытием трансцендентным обозначил еще Майстер Экхарт, в некотором смысле предвосхитив кантовскую метафизику и диалектическую логику Гегеля. Яркий пример моста от классического романтизма к реконструкции значения материи: писатель готической прозы и мистики Ганс Эверс заканчивает роман Ф. Существует естественное бессознательное сопротивление закону. Наиболее серьёзно к критике метафизике Канта подошел М. Он считает, что преодоление метафизики сложная и серьёзная задача. Хайдеггер вводит новые понятия и координаты - Dasein вот-бытие , решимость, забота, временность. Роман Сергеевич подытожил свой доклад мнением, что «синтетический подход к пониманию человеческой субъектности может послужить ключом к раскрытию тех аспектов бытия, к которым метафизика Канта неприменима». Исторические вехи философии», размышляя о мироустройстве, в котором индивидуальная человеческая жизнь имеет смысл, в отличие от мировоззрения Канта, в которой смыслом является общечеловеческий прогресс, как считает Людмила Сергеевна. Докладчица заявила, что «в модели Вселенной Платона метафизический Мир Идей выступает как онтологическая основа мира явлений, и как образец парадигма , разумно руководящий принцип организации мира явлений в процессе становления. Мир идей — это вечное Бытие, которое, оставаясь равным себе, формирует мир явлений, где всё находится в движении-изменении. Мир Идей является средством для реализации замысла Божества Высочайшего уровня, которое Платон называет Единое. Идея, Эйдос — это образец определённого вида вещей, по которому создаются соответствующие этому виду единичные вещи физического мира. С «теорией идей» Платона Кант был знаком и отметил, что полёт мысли Платона заслуживает подражания. Но она его не устраивала, т. Соловьёв в собрании его лекций о Софии говорит о наличие у человека метафизической потребности, предпринимает тщательное логическое исследование возможности метафизического познания и приходит к положительным выводам: что метафизическое познание безусловно возможно. Эти выводы служат опровержением кантовского положения о непознаваемости вещи самой по себе. Людмила Сергеевна подытоживает свое выступление философемой: «Не будь так высок авторитет Канта, который перенаправил своих последователей от Высшей Истины к частным истинам, то информация об Универсальном разумном Принципе бытия была бы на виду, ставя всё в Универсуме в том числе и человека на свои места, формируя целостное мировоззрение, в котором жизнь человека имеет смысл, — и вся история человечества могла бы пойти другим путём: не столь разрушительным, а преимущественно созидательным» — считает писательница. Ломоносова, философ и постконцептуальная художница, выступила с докладом «Вечное и временное в философии Иммануила Канта: что положительного и что отрицательного дала нам его философия». Анастасия Игоревна построила свое выступление на тезисе, который она разрабатывает уже два года - «Мы находимся в эпохе метамодернизма, и такой живой консолидированный поворот к Канту, который вроде как и наш и не наш — это один из элементов проявленности метамодернистского поворота, имеющего одновременно два направления и вперед и назад». Более широко тезис докладчика звучит так, то мы имеем дело с явлением, которое «и то, и то — и не то, и не то одновременно». Под эгидой этого тезиса были обозначены проблемные векторы философии Канта, позитивные и негативные: «разрыв с реальным, все системы эту реальность изучающее становятся в экстенсивное поле - они становятся равны, что освобождает нас от догматизма. Второй разрыв - разрыв с Богом - это длительный процесс европейской культуры. Третий акцент - мораль как системный элемент и четвертый - антропологический нарциссизм». В завершении доклада, Анастасия Игоревна признала актуальность и своевременность Канта относительно не только современной русской философии, но и процессов, происходящих в обществе в целом.