День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. День памяти приурочен к дате гибели атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", погибшей в Норвежском море 7 апреля 1989 года.
Неразгаданные тайны «Комсомольца»
АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ" 30 лет спустя: члены экипажа подводной лодки рассказали подробности трагедии в Норвежском море. Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки". 7 АПРЕЛЯ 1989 года в Норвежском море произошла катастрофа: затонула подводная лодка К-278 «Комсомолец»: из 69 членов экипажа погибли 42 чело. 1989 год 31 января Получила почетное наименование «Комсомолец».
7 апреля: гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», на борту которой был туляк
Подводная лодка К-278, проект 685, историческая справка :: Русский Подплав :: | У острова Медвежий в результате пожара погибла опытная глубоководная атомная подводная лодка «Комсомолец» (командир капитан 1 ранга Б.А. Ванин). |
Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке | 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара, затонула атомная подводная лодка Северного флота К-278 "Комсомолец". |
Памяти АПЛ К-278 «Комсомолец» | Как от пожара погиб атомный подводный торпедоносец К-278 «Комсомолец», вы узнаете, прочитав данную статью. |
Выжившие рассказали о трагедии
Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. О последних минутах "Комсомольца" — в материале Николая Протопопова для РИА Новости. Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах.
Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке
О том, как до последней минуты экипаж «Комсомольца» спасал свою субмарину. В одном из отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец», возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар. В результате пожара 7 апреля 1989 года затонула советская атомная подводная лодка К-278, незадолго до трагедии она получила свое печально известное имя "Комсомолец".
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка
Здесь же стоит отметить и такой, совсем не «несущественный» момент того, что задел 685 проекта, в первую очередь по титану, очень помог специалистам СКБ «Лазурит» по созданию многоцелевых АПЛ проекта 945 «Барракуда». Ветераны «Лазурита» вспоминали, что, воспринимавший «Лазурит» как конкурента, «Малахит», мягко говоря, «не горел желанием» делиться своим «титановым опытом». В этой ситуации большую роль оказала помощь ЦКБ «Рубин» «одно дело делаем» с материалами «Плавника» который шел с опережением к «Барракуде». В строю 18 января 1984 года АПЛ К-278 была включена в состав 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота, в которую также входили подводные лодки с титановыми корпусами: проекта 705 и 945. В августе-октябре 1987 года — вторая боевая служба с основным экипажем. Гибель 7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. Следует отметить, что глубина 380 метров, в качестве длительной, абсолютно нехарактерна для большинства АПЛ и для многих из них близка к предельной...
Около 11 часов в 7-м отсеке возник мощный интенсивный пожар. АПЛ аварийно, потеряв ход, всплыла. Однако, ввиду ряда грубых ошибок в ведении борьбы за живучесть БЗЖ , через несколько часов затонула. Уроки и задел проекта 685 Состоявшаяся де-факто в течение полтора десятка последних лет техническая революция средств поиска ПЛ заставляет по-новому взглянуть на опыт создания АПЛ проекта 685. В том числе применительно к созданию перспективных АПЛ 5-го поколения то, что представлялось Президенту РФ полтора года назад в Севастополе на выставке вооружений ВМФ под видом якобы «перспективного» проекта «Хаски», очевидно, ни в коей мере не соответствует не только 5-му, но и 4-му поколению АПЛ. Ключевой вопрос здесь комплексное применение противником неакустических и акустических средств поиска.
Уход на большую глубину от «неакустики» приводит к резкому увеличению заметности нашей АПЛ по акустическому полю. Однако увеличение глубин погружения при решении вопросов малошумности в будущем будет одним из ключевых способов ухода от обнаружения неакустическими авиационными и особенно космическими средствами. То есть необходимо резкое увеличение обычных глубин погружения ПЛ от приведения конкретных оценок автор воздерживается, с учетом открытого характера статьи. Да, километр здесь наверно не нужен или «пока не нужен»? Здесь отдельно нужно сказать о так называемой «рабочей глубине», то есть глубине, где формально ПЛ может находиться «неограниченно долго». Только вот какое время?
И там были такие слова, что цитируется по памяти , когда все-таки начали считать и разбираться, сколько реально ПЛ могут находиться на рабочей глубине, выяснилось, что ресурс этого не только весьма конечен, но и для многих ПЛ ВМФ СССР оказался уже полностью выбранным. Иными словами, большие нагрузки огромного гидростатического давления сильно нагружают как сам корпус, так и такие средства акустической защиты, как различные амортизированные патрубки еще раз к п. Что будет при разрыве, например, амортизирующей корды донной захлопки секции главного конденсатора на глубине, допустим, метров 500 то есть на каждый квадратный сантиметр давит 50 кгс? Размеры этих корд выделены красным цветом можно оценить по вышеприведенной и увеличенной схеме размещения блока паротурбинной установки АПЛ проекта 685. Кроме технических, вопросы длительного нахождения на больших глубинах влекут и серьёзные организационные проблемы. Нужный ресурс прочного корпуса для «больших глубин длительного нахождения» можно заложить увеличенной расчетной глубиной и, вероятно, применением титановых сплавов, имеющих перед специальными сталями не только лучшие удельные характеристики, но и усталостные.
Спасательная операция длилась несколько дней, в течение которых часть экипажа, состоявшего из 118 человек, оставалась в живых. Тяжелые погодные условия и недостаточная оснащенность необходимыми спасательными средствами привели к тому, что один из отсеков лодки был открыт только 21 августа. Все находившиеся на борту подводники погибли. Следствие пришло к выводу, что причиной аварии стал взрыв учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, что привело к детонации остальных торпед. Погибли 42 человека, 27 были спасены. Это крупнейшее по числу жертв происшествие на подводных аппаратах Минобороны России с ноября 2008 года. Тогда авария на построенной, но еще не принятой в состав ВМФ атомной подводной лодке «Нерпа» унесла жизни 20 человек, еще 21 человек пострадал.
ЧП произошло во время заводских ходовых испытаний подлодки в Японском море. Из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ лодочная объемная химическая в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Вместо этого он встретился с министром обороны Сергеем Шойгу. Путин назвал случившееся «большой потерей для флота, да и вообще для армии». Глава государства выразил соболезнование семьям погибших и поручил главе Минобороны оказать им всю необходимую помощь и поддержку.
В начале апреля «Комсомолец» двинулся из Норвежского моря к родным берегам. Смерть во льдах 7 апреля в 11 часов утра внезапно вспыхнул пожар в седьмом отсеке. Причина его так и осталась невыясненной. Возможно, произошло короткое замыкание. Практически сразу погиб вахтенный матрос.
Посланный на место пожара мичман успел сообщить, что седьмой отсек весь заполнен дымом, и тоже погиб. На лодке, которая находилась в 980 километрах от родных берегов и на глубине 350 метров, объявили пожарную тревогу. Команда пыталась справиться с пожаром. Этому мешало то, что моряки не только плохо знали, как действовать в критической ситуации, но и не представляли, где на борту находится инструкция, описывавшая эти действия. Газоанализатор, отвечавший за содержанием кислорода в воздухе, не работал на «Комсомольце» целый год. Скорее всего содержание кислорода было повышенным, что способствовало быстрому разрастанию пожара. Капитан Ванин распорядился включить систему химического пожаротушения, но ответственный за неё офицер по какой-то причине не смог этого сделать. Пожар бушевал уже и в шестом отсеке. Его люки задраили, но огонь продолжал распространяться по трубам и по кабелям. На глубине 50 метров подъем остановился — сработала аварийная защита атомного реактора, и он отключился.
Именно поэтому подводного Чернобыля не произошло. На «Комсомольце» имелся аварийный дизель-генератор. По всем инструкциям на его включение отводилось десять минут, но команда провозилась с этим более двух часов. Ванин отдал приказ продуть спеццистерны сжатым воздухом. Лодка всплыла на поверхность, но из-за поврежденных огнем клапанов на воздухопроводах, воздух хлынул в шестой и седьмой отсеки. Пожар запылал с новой силой. Температура внутри горевших отсеков превысила тысячу градусов. Начал плавиться корпус лодки. Ванин приказал связаться с командованием. Удалось это не сразу, так как гидравлика выдвижных антенн плохо работала.
Лишь через 20 минут была передана радиограмма о нештатной ситуации, с которой экипаж борется собственными силами. Тем временем огонь продолжал распространяться. Из-за повреждения маслопровода пятый отсек наполнила взрывоопасная смесь из мельчайших капель масла и воздуха. Начался пожар и там. Несколько моряков сильно обгорели. Огонь распространился по всей лодке кроме первого отсека. Он повредил электрокабели и «Комсомолец» превратился в горящий изнутри неподвижный кусок металла посреди арктического моря.
Командир Евгений Ванин мог выбраться, но делать этого не стал. Остальные умерли от переохлаждения. Все 42 имени погибших сегодня зачитали во время молебна в Николо-Богоявленском морском соборе. А на Серафимосвком кладбище у мемориала прошёл траурный митинг. Основная часть экипажа подводной лодки — ленинградцы. На Серафимовском вспоминают троих. В том числе старшего лейтенанта Сергея Маркова. Это был его первый настоящий поход. Он собирался вступить в партию. Но он вместо этого взял и нелегально прилетел быстренько к нам, в Ленинград, повидаться. Как будто чувствовал, как будто проститься».
7 апреля - День памяти всех погибших подводников.
Утечка радиации на атомной подлодке. Ученые исследовали затонувший «Комсомолец» | 360° | Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Гибель подлодки века---К-278. Остаться в живых. |
Огонь и безысходность. Трагедия на подводной лодке К-278 «Комсомолец» | 7 апреля 1989 года подводная лодка К-278 «Комсомолец» возвращалась с боевой службы. |
7 апреля - День памяти всех погибших подводников. | Юрий Парамонов, командир гидроакустической группы АПЛ К-278 «Комсомолец»: «В холодной воде мы провели около часа и 20 минут». |
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец" | Но абсолютным рекордсменом по этому параметру была и до сих пор остается советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»
30 лет со дня гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» | 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. |
Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке | Но абсолютным рекордсменом по этому параметру была и до сих пор остается советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
Памяти погибших подводников | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
«Пожар охватил все отсеки»: 35 лет со дня гибели подлодки К-278 «Комсомолец» | 7 апреля 1985 года в Норвежском море в результате аварии затонула АПЛ «Комсомолец». |
Гибель «Комсомольца». | Дмитрий Панкратов | 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
7 апреля - 25 лет со дня гибели АПЛ "Комсомолец". Справка
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. К-278 «Комсомолец» / ©TV2. Ранее ученые уже брали пробы рядом с атомной субмариной К-278, однако они не показали существенного превышения допустимых норм. 30 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. 7 апреля 1989 года произошла страшная авария, приведшая к гибели 42-х моряков с атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года. Запомните эту дату: 4 августа 1984 года – Самые лучшие и интересные новости по теме: Апл, глубины, комсомолец на развлекательном портале
Гибель «Комсомольца».
В третьем походе на борту подводной лодки К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года. По-разному сложилась жизнь и выживших моряков, и родственников погибших. 28 февраля 1989 года К-278 «Комсомолец» вышел на третью автономную боевую службу.
Гибель атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец"
Специалист подчеркнула важность регулярного мониторинга радиационной обстановки вокруг субмарины, поскольку Норвежское и Баренцево моря выступают одними из основных источников рыбы в Европе и имеют важное экономическое значение для Норвегии и России. Лицо кирпичом Реакция некоторых российских комментаторов на экспедицию норвежцев традиционно оказалась своеобразной. Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил « Московскому комсомольцу » редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков. Отметился и бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов , руководивший операцией по спасению АПЛ К-141 «Курск», утонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. По его мнению, «океан сам по себе хорошая защита» и «не надо ничего там бередить, ворошить, чтобы не возникло никаких осложнений». Справедливости ради нельзя не отметить, что Попов, сегодня заседающий в Мурманской областной думе, в свое время умолчал об остававшихся в живых после взрыва торпеды 65-76А «Кит» в девятом отсеке К-141 «Курск» 23 подводниках. В отличие от военных комментаторов, российские ученые оказались сдержаннее. Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей. Обычно в морской воде 2-4 беккереля.
Это не в пищу уж точно. По его словам, последняя экспедиция к К-278 «Комсомолец» была исключительно норвежской, а с российской стороны в ней принимал участие всего один эксперт, который наблюдал за методами работы скандинавских коллег. Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории по изучению климата, землепользования и биоразнообразия Тюменского государственного университета ТюмГУ Александр Хаустов в беседе с «Интерфаксом» напомнил об отложенном эффекте накопления малых доз радиации. То есть мы не знаем, какие последствия — они могут проявиться через 15-20 лет. Как сейчас в Чернобыле рождаются телята с двумя головами — вот это все отдаленные последствия», — отметил ученый. Цветочки и ягодки В перспективе ядерный реактор и торпеды К-278 «Комсомолец» обещают доставить немало хлопот. Визуальное исследование затонувшей субмарины продемонстрировало серьезные повреждения передней части корпуса — там располагаются ядерные торпеды.
В том числе старшего лейтенанта Сергея Маркова.
Это был его первый настоящий поход. Он собирался вступить в партию. Но он вместо этого взял и нелегально прилетел быстренько к нам, в Ленинград, повидаться. Как будто чувствовал, как будто проститься». Чтобы память о той трагедии не угасла, в Петербург каждый год приезжают родственники погибших и те, кому удалось выжить. Небольшие мемориалы есть и в других городах России. Например, в Севастополе, где похоронены трое моряков. Почему не удалось спасти сыновей, мужей и отцов, многие не понимают до сих пор.
Официальное расследование точных ответов не дало. Она спросила: «Почему же вы не разрешили норвежцам спасать?
Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей.
Обычно в морской воде 2-4 беккереля. Это не в пищу уж точно. По его словам, последняя экспедиция к К-278 «Комсомолец» была исключительно норвежской, а с российской стороны в ней принимал участие всего один эксперт, который наблюдал за методами работы скандинавских коллег.
Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории по изучению климата, землепользования и биоразнообразия Тюменского государственного университета ТюмГУ Александр Хаустов в беседе с «Интерфаксом» напомнил об отложенном эффекте накопления малых доз радиации. То есть мы не знаем, какие последствия — они могут проявиться через 15-20 лет. Как сейчас в Чернобыле рождаются телята с двумя головами — вот это все отдаленные последствия», — отметил ученый.
Цветочки и ягодки В перспективе ядерный реактор и торпеды К-278 «Комсомолец» обещают доставить немало хлопот. Визуальное исследование затонувшей субмарины продемонстрировало серьезные повреждения передней части корпуса — там располагаются ядерные торпеды. Возможными решениями проблемы могли бы стать подъем подлодки или надежная изоляция источников радиации от внешней среды.
Руководитель международной общественной организации Bellona Foundation норвежский эколог Фредерик Хауге напомнил The Barents Observer, что еще в 1990-х годах фонд Komsomolets Foundation, организованный петербургским центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» разработчик российских АПЛ и нидерландскими компаниями Mammoet и Smit International при их участии поднимался К-141 «Курск» , счел трудновыполнимым подъем К-278 «Комсомолец». Тросы длиной около 1700 метров будут слишком тяжелыми», — сказал ученый. Хауге согласился с Элисе Хельдал в том, что радиационное загрязнение от К-278 «Комсомолец» практически не скажется на пищевой цепочке человека.
Между тем эколог обратил внимание на гораздо более серьезную и актуальную на сегодняшний момент угрозу, исходящую от еще одной российской АПЛ — находящейся на глубине 248 метров в Баренцевом море севернее Кольского залива в местах рыбного промысла субмарине К-159 проекта 627А «Кит». Проржавевшая советская субмарина 30 августа 2003 года якобы из-за шторма утонула по пути буксировки из отстойника в закрытом городе Островной Мурманская область на плановую утилизацию в город воинской славы Полярный. В результате инцидента погибли девять человек.
АПЛ К-159 перед буксировкой на плановую утилизацию Фото: Wikipedia Любопытно, что на утилизацию К-159 и других 15 атомных субмарин из отстойника западные страны выделили России около 200 миллионов долларов.
В годовщину гибели «Комсомольца» соберутся оставшиеся в живых, их родные и близкие, ветераны- подводники на панихиду в Николо-Богоявленском Морском соборе в 12:00, чтобы почтить память «воинов в море погибших... Климова и Ю. Построенная на легендарном Северодвинском Северном машиностроительном предприятии, по сути, эта лодка со сверхпрочным титановым корпусом была опытным кораблем, способным вести боевые действия на глубине, более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок. В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка возвращалась из автономного плавания и находилась на глубине 157 метров, в 7-м отсеке возник пожар. Экипаж под командованием командира капитана 1 ранга Евгения Ванина вступил в 5-часовую самоотверженную борьбу за живучесть корабля. Примерно в 12 часов Е. Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота.