Теодор Курентзис и его оркестр MusicAeterna выступят в концертном зале "Зарядье" 4 сентября. Теодор Курентзис — постоянный участник фестивалей в Зальцбурге, Люцерне, Экс-ан-Провансе, Бохуме и Санкт-Петербурге. А на самом деле Теодор Курентзис всегда стремился к одному – к реализации собственной мечты: основанию своего рода музыкального монастыря, созданию свободного пространства, наполненного духовностью.
Как Курентзис работал с двумя главами Прикамья и не смог — с третьим
В этом эпизоде Теодор Курентзис и Виктор Мазин обсуждают, зачем использовать в творчестве собственные сновидения, что и при каких обстоятельствах слушать «фоном», а также способна ли [ ]. / Фотография Теодор Курентзис (photo Teodor Currentzis). С сезона 2018/19 Теодор Курентзис также занял пост главного дирижера Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии в Штутгарте. Теодор Курентзис – грек, родился и вырос в Афинах, а в Россию приехал в 1994 году, поступать в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию.
Теодор Курентзис: биография и личная жизнь знаменитого дирижера
Курентзис Теодор, биография и творчество — РУВИКИ | В настоящее время Теодор Курентзис — главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, создатель оркестра Musica Aеterna Ensamble и хора аутентичной музыки New Siberian Singers. |
Как Курентзис работал с двумя главами Прикамья и не смог — с третьим | Концерт оркестра Теодора Курентзиса в Краснодаре Увеличенная фотография JPG, 611 КБ Теодор Курентзис — известный греческий и российский дирижер, основатель и художественный руководитель оркестра musicAeterna, художественный руководитель Дягелевского фестиваля. |
Теодор Курентзис – биография, фото, личная жизнь, новости, музыка 2023
Надеюсь, они нас поддержат. Замечательно, что местом такой реализации для Теодора Курентзиса так долго была Пермь, сначала абсолютно не принимавшая его, позже разделившаяся на два лагеря и уже затем, в завершение романа, в едином порыве протягивающая свои ручки: «Куда же ты?! Замечательно, что Теодору сегодня не надо доказывать свою необходимость для Перми — все всё понимают. Дальше всё зависит от Перми: если здесь будут созданы для таланта условия лучше, чем где-либо, — Теодор будет работать здесь. Будем надеяться, что серость не займёт места в чиновничьих креслах. Будем надеяться, что город не станет писать письма, в которых Теодора обвиняют во всех театральных грехах. Будем ждать новых премьер, новых фантастических фестивальных проектов от Теодора. Хочется, чтобы все помнили: для творца родина там, где ему хорошо. Теодор Курентзис на протяжении последних двух лет занимался Дягилевским фестивалем, концертами, зарубежными гастролями, которые давно уже не укладываются в пермские габариты, и не занимался повседневной жизнью театра.
Сейчас эта ситуация перешла в статус официальных договорённостей, и это правильно, потому что если эти договорённости будут соблюдаться, если не возникнет какой-то форс-мажор, если не налетит коршуном Кехман и все не рассорятся, то всё будет хорошо. За Курентзиса можно не беспокоиться: он в любом случае не пропадёт. Он — человек очень востребованный во всём мире. А вот за его коллектив MusicAeterna тревожно: кому-то из музыкантов придётся бросать в Перми дома, дачи, друзей, коллег и снова обустраиваться на новом месте, а кому-то, наоборот, переживать, что его не взяли в новый проект. Правда, оркестр MusicAeterna всегда наполовину состоял из приглашённых музыкантов, но всё же подобные перемены вряд ли будут безболезненными для коллектива. Конечно, боязно за всё это. Что касается будущего театра, то ему нужен новый хозяин, и его надо было приглашать уже давно. Должен быть кто-то, кто следил бы за «порядком в доме».
Нужно заниматься театром, который, кроме всего, должен функционировать как городской репертуарный театр, а не только продвигать его как бренд. Команда Теодора продвинула этот бренд очень талантливо, и он остаётся козырем Пермского края. На протяжении последних восьми лет театр был источником драйва, выхода на широкий мировой простор, новых горизонтов. Надо радоваться этому опыту и уметь им пользоваться и впредь. За последние восемь лет я получила сильнейшие в своей жизни музыкальные и театральные впечатления, причём в родном с детства и любимом Пермском театре оперы и балета. Этот опыт всегда со мной, он не забудется, не исчезнет, он — на всю жизнь. И за это благодарность Теодору и его соратникам. Понятно, что Курентзис не собирался оставаться в Перми вечно, уже давно стало очевидно, что расставание не только неизбежно, но и очень близко.
За время жизни человек обрастает все большим количеством неврозов и защит, и их мы и называем личностью. Судить с точки зрения моих «фасада» и поведения мою работу неправильно. Если я мог бы делать музыку, которую делаю, и не появляться на сцене, ее восприятие было бы более чистым. Думаю, даже интервью, которое я вам сейчас даю, может в результате помешать восприятию моей работы. Зачем вам знать о грешном прошлом христианских святых? Это так важно? Их святые подвиги нужно знать. Разве важно знать, что Мусоргский был алкоголиком?
Как это помогает воспринимать его музыку? Если человек пишет божественную музыку — он гений. И чтобы интерпретировать и исполнять его музыку, надо с ней слиться, а не вникать в контекст его жизни. Если вы были когда-то влюблены, то поймете: вдруг что-то случается, и вы готовы умереть за другого человека. Это же ненормально. Это мешает? Я знаком со многими знаменитыми композиторами, и я хотел бы не быть с ними знаком. Я хочу знать их только через их музыку.
Например, выдающийся дирижер Николаус Арнонкур крупнейший представитель аутентизма — движения, которое выступает за точное исполнение музыки прошлого, — прим. Арнонкур настолько повлиял на меня, что я не хотел, чтобы его собственное эго, его «фасад» изменили мое отношение к его работе. Помочь справиться со страхом и избавить от одиночества? Есть очень грустная, невыносимо тяжелая, деструктивная музыка. И если у тебя будет жуткая тоска и депрессия, эта музыка способна тебя, как ни странно, очистить и освободить. Например, шестая симфония Чайковского, написанная умирающим композитором — он травмирован и жалуется на этот мир. В ней столько горя, что, слушая ее, ты понимаешь, что кто-то страдал до тебя. И если тебе одиноко, ты слышишь, как кто-то плачет вместе с тобой.
И тогда становится легче. Я считаю, что главное в музыке — сострадание к человеку. Ее функция — лечить заболевания общества. Но делает она это не очень успешно. Все нынешние проблемы появились давным-давно и за тысячелетия никак не изменились. Меня всегда смешит, как люди реагируют на политику. Ведь это все уже было так много раз. Вопросы, над которыми сейчас бьются, в таком же виде были и раньше, и их решения уже пытались найти не самые глупые люди.
Но не нашли.
Сибирь и творчество В 2003 году музыкант отправляется в заснеженный Новосибирск, где ему предстоит поставить балет под названием «Поцелуй феи». Затем новая творческая работа по произведениям Морцарта, Дж.
Россини, К. Награды Яркая жизнь дирижера полна наград и достижений. В коллекции Теодора Курентзиса пять премий Золотой маски.
Не забудем и о Строгановской премии. В 2008 году - получение Ордена дружбы. Теодор Курентзис: семья Не удивительно, что яркая личность интересует поклонников великого таланта.
Тем более что Теодор невероятно привлекателен. Надо сказать, что дирижер со всемирно известным именем любит общаться с представителями прессы и не таясь, рассказывает им некоторые подробности, касаемые личной жизни, и планы на ближайшее будущее в творчестве. Но один вопрос у журналистов обычно всегда остается не отвеченным — женат ли одаренный красавец или нет.
Вокруг данного вопроса ходит много сплетен и слухов, но точной информации нет ни у кого. Достоверно известно одно, что Теодор некогда был женат. В свое время сердце молодого парня покорила прекрасная танцовщица, тонкая и прекрасная балерина из Мариинского театра.
Ее зовут Юлия Махалина. Этот звездный дуэт сразу привлек к себе внимание. Теодор Курентзис и Юлия Махалина стали предметом обозрения прессы.
В культурной жизни Санкт-Петербурга появилась еще одна заметная супружеская чета. Балерина немало усилий потратила на то, чтобы поддерживать известного супруга, двигая его по карьерной лестнице. Девушка помогала мужу во всем, потому что уже была к моменту знакомства с Теодором довольно популярной личностью.
Оглядываясь на историю исполнительства в России начала XXI века, исследователь или журналист будущего, вероятно, будет воспринимать 2010-е и 2020-е как «эпоху Курентзиса» Фото: Гюнай Мусаева Фото: Никита Чунтомов Вместе с тем для комментаторов самого разного уровня музыкальной эрудиции и слушательских пристрастий а с недавних времен — еще и политических убеждений Теодор Курентзис все эти годы являлся неиссякаемым источником возмущения. По самым разным поводам: кому-то казалась неподобающей пикантная фотосессия для журнала «Сноб»; другие иронизировали на тему любви маэстро к узким брюкам, загадочности, рассуждениям об ангелах, выступлениям в затемненных пространствах иногда предварительно окуриваемых ладаном , к концертам глубокой ночью или их значительным задержкам по причине того, что слушатели сдавали телефоны перед началом, как на входе в берлинский ночной клуб. В анекдот превратились взвинченные московские цены «билетов на Курентзиса» и контингент слушателей в партере: нарядных, но забывающих отключить звук своих мобильных что и привело к идее отбирать их на входе и, возможно, еще накануне концерта не вполне уверенных в правильном произношении фамилии «Малер». Шутили, что свой уникальный, пленяющий своеобразием «греческий русский» Теодор целенаправленно культивирует, — после того как несколько раз, выступая публично, он поправлял «правильные» русские слова на свои фирменные «неправильные». Музыкальные интеллектуалы ёрничали над новогодним видеороликом спонсора оркестра, банка ВТБ, — и правда довольно комичным, где маэстро проводит артисту Слепакову признан в РФ иностранным агентом небольшой инструктаж по исполнению Первого фортепианного концерта Чайковского, а затем дирижирует им с несколько преувеличенным вдохновением. Фото: Александра Муравьева Вместе с тем, при всех упреках в прегрешениях против хорошего тона и чувства меры, Теодор всегда оставался явлением, игнорировать которое невозможно.
Масштаб его личности и увлекательность взгляда на самые известные партитуры таковы, что для тысяч людей — новичков и коносьеров, простецов и циников, дилетантов и профессионалов — столкновение с искусством Курентзиса и его проектами в какой-то миг становилось трансформирующим событием, моментом истины, внезапного понимания того, что вообще такое музыка, зачем она существует и каковы ее силы — понимания, часто ошеломительного и выводящего из баланса, как все прозрения такого толка. Пережив его однажды, слушатели хотели повторить его снова — и, возможно, разочаровывались, когда Курентзис не оправдывал их эстетических или иных ожиданий. Однако, если считать, что смысл занятий искусством — в создании пространства для встречи людей с чем-то большим, чем они сами, а не в гарантированности «хорошего вкуса», возможно, и одной такой встречи вполне достаточно. Ребенком учился игре на скрипке, в отрочестве занялся композицией, затем дирижированием, а в 1994-м оказался в Санкт-Петербурге, где стал учеником 90-летнего Ильи Мусина — человека-легенды, теоретика дирижирования, но главное — гениального педагога, преподававшего в Ленинградской консерватории на протяжении шести с лишним десятилетий, среди учеников которого — несколько поколений суперзвезд.
Теодор Курентзис билеты
К такого рода концертам, заканчивающимся далеко за полночь, поклонники маэстро Курентзиса давно привыкли. В Большом зале Московской консерватории ее почетный профессор неоднократно устраивал ночные бдения то с музыкой Рамо, то с Прокофьевым, то с Малером, но это всегда было в компании своей почти что семьи — оркестра musicAeterna. В этот раз маэстро решил показать столичной публике La Voce Strumentale — детище дирижера и скрипача Дмитрия Синьковского, коллектив из Нижнего Новгорода, с успехом покоряющий столичные площадки. Особенно вдохновленный в тот вечер Теодор Курентзис поддержал нижегородских музыкантов пламенной речью со сцены: «Они доказывают, что Россия — это не только Москва и Петербург, это шире. Это молодежный оркестр взрослых людей. Я был поражен, насколько люди мечтают играть музыку».
У меня нет религии, у меня есть вера, а это другое. Вот прочитайте православную молитву «Верую» — там написано все, во что я верю. Конечно, на меня влияют идеи анархизма. Но не воззрения Прудона, например. Я не политический анархист. Я аполитичный человек. Анархизм, в который я верю — это возможность обновления человека и уважения к другому, возможность не подчиняться большинству, не принадлежать ни к каким сообществам, объединениям, сектам. Когда ты сам принимаешь решения и обладаешь автономией — это защищает свободу другого человека. Эти идеи проповедует христианство. Настоящие анархисты для меня — это апостолы Христа. Потому что они во имя любви и истины, которая есть Христос, вышли из своих конфессий — иудаизма, язычества — и отреклись от политических течений Римской империи и Иудеи. Всеобщая любовь и свобода — это же утопические идеи, невозможные в мире. Анархическое государство существует. Оно на Афоне. Там нет ни полиции, ни армии, зато есть братство. И если ты не хочешь жить в братстве — можешь уйти и жить сам. Монахи там готовы жертвовать своей свободой, чтобы дать свободу другим. Эти люди ушли от мира, чтобы молиться за человечество. И из-за этого в этом месте очень мощная энергия. Когда я там, то чувствую, что я как будто не в этом мире, я перестаю быть собой. Афон, с его пещерами и монастырями — место силы. Это машинерия духа нашего мира. У вас нет амбиций духовного лидера? Я говорю о своих мыслях, потому что вы меня спрашиваете. Может быть, то, что я говорю — это все не так. Я никакой не духовный лидер — Боже упаси. Я обычный человек, хуже вас в сто раз. Я просто пытаюсь понять, кто я есть и каков мир вокруг. Мне кажется, такие же мысли есть у каждого человека, просто своими я хочу поделиться с вами. Только музыканты учатся у вас на репетициях или и вы у них? Каждая наша репетиция — это обмен энергией. Я учусь у своих музыкантов каждый раз. Знаете, учитель начинает понимать лучше то, что делает, когда он учит.
Тем не менее количество искренних поклонников таланта маэстро тоже огромно. Как и полагается, окончательную точку в дебатах ставит касса. Выступления MusicAeterna востребованы и в России, и - что важнее для имиджа - на зарубежных площадках, сборы бьют рекорды, билеты берутся с боем. Безусловно, Курентзис - один из самых ярких дирижеров современности, какой спор? Причем, как настоящий талант, он талантлив во всем. И в исполнительском мастерстве, и в администрировании, управлении и организации функционирования собственного коллектива. Правда, есть нюанс: после себя он оставляет выжженное поле. За примерами далеко ходить не придется. Курентзис родил MusicAeterna в 2004 году во время своей работы в Новосибирском театре оперы и балета и на его базе. В 2011 году дирижер неожиданно для многих покидает Новосибирск и вместе со значительной частью музыкантов, вкусивших славы в качестве участников MusicAeterna, переезжает в Пермь, где становится художественным руководителем местного оперного театра. Перспективы большие - возможность и дальше продвигать свой собственный оркестр, вбирая в него таланты из очередного театра, плюс перспектива появления у Пермской оперы новой сцены, что, без сомнения, позволило бы увеличить размах крыльев курентзисского гения. Примечательная деталь: Курентзис, поставивший своим уходом директора Новосибирского театра Бориса Мездрича перед фактом творческого и кадрового голода ведь оттуда вслед за дирижером ушли лучшие музыканты , не снискал на свою голову проклятий части авторитетных - если не сказать, авторитарных - театральных критиков. Пару лет спустя Мездрич допустил идеологический и нравственный просчет, выпустив на сцену богохульную постановку «Тангейзера», за что был одернут, отставлен и по сию пору влачит серое существование без долженствующего его профессиональным навыкам поста. А одиозный Владимир Кехман, по решению властей сменивший Мездрича на посту директора, был заклеймен самыми позорными печатями и объявлен нерукопожатным в благородном собрании либеральных особ, облаченных в белые пальто. Про худрука Михайловского и Новосибирского театров речь зашла не случайно. Кехман и Курентзис - два лица не только новосибирских, но и пермских, и, без сомнения, грядущих петербургских событий. Планы возведения новой сцены Пермской оперы, на которую возлагал большие надежды Курентзис, переносились по срокам, и в довершение ко всему вновь возникла персона Владимира Кехмана - якобы аффилированная с ним компания должна была вести работы. Сам Владимир Абрамович сразу же категорически опроверг свое предполагаемое участие в пермском строительстве, утверждая, что его только попросили «как эксперта приехать и помочь провести презентацию проекта театра». Но скандал уже было не остановить: Курентзису показалось, что Кехман хочет забрать себе вслед за Новосибирском еще и Пермь, и он объявил, что покидает театр - опять же вместе со своим коллективом. Кехман сорвался и в интервью «МК» назвал Курентзиса Иудой, который «морально и материально ограбил» и Новосибирский, и Пермский театр. Миф», - добавил Владимир Абрамович.
Она отдала сына на занятия по скрипке и пианино. Кроме того, младший брат Теодора, Вангелино, стал композитором. Одним словом, семья музыкантов и талантов. Первые шаги Еще с детства Теодор был увлечен музыкой, поэтому в 4 года стал учеником музыкальной школы, а будучи подростком, стал выпускником греческой консерватории. Позже он заинтересовался группой струнных инструментов и вокала. Теодор Курентзис в детстве с братом В 90-е гг. Курентзис основал собственный камерный оркестр. Коллектив просуществовал до 1994 года, но этого оказалось мало и основатель отправился покорять Россию. Жизнь в России 1994 - настоящее время Ещё в молодости дирижёр слушал музыку российских классических композиторов. Прибыв в Петербург, Теодор был зачислен в местную консерваторию и учился там на дирижёра.
Жизнь после Курентзиса
Фото: Александра Муравьева 2010-е — годы, когда в дни крупных премьер Теодора утренние рейсы Москва—Пермь были на треть, а в дни Дягилевского фестиваля — почти полностью наполнены меломанами, интеллектуалами, журналистами и модниками; годы, когда в оборот вошло словосочетание «пермский Моцарт», относившееся не то к исполнительскому стилю легендарных записей Теодора тех лет, не то к нему самому; когда в одной из пермских кондитерских по дороге к театру продавались пирожные с темным шоколадом под названием «Ночь с маэстро» или это все-таки городская легенда? Эти годы сложно забыть любому, кто был к ним причастен, не говоря уже о том, что они сделали Курентзиса всероссийской и европейской звездой: постоянным участником Зальцбургского фестиваля и главным дирижером немецкого оркестра SWR в Штутгарте. В 2019-м «пермский период» закончился: Курентзис и его оркестр переехали в Петербург, где разместились в одном из знаковых пространств города, Доме Радио на углу Итальянской и Малой Садовой улиц, откуда вела свои трансляции во время блокады Ленинграда Ольга Берггольц, где бывали Шостакович и Мария Юдина. Дом Радио превратился в поражающий воображение хаб «другого» искусства и интеллектуальной культуры: помимо выступлений musicAeterna и камерных вечеров артистов оркестра там бурлят события в диапазоне от лекций или кино- и слушательских клубов до таинственных «концертов-мистерий» или «сеансов партиципаторного погружения».
Заявлений от Курентзиса, однако, ждали: летом 2022 года несколько выступлений musicAeterna в Парижской филармонии, Баварской опере и т. Одиозный музыкальный критик Норман Лебрехт назвал коллектив Курентзиса «Газпром-оркестром», намекая на то, что энергетический гигант выступил спонсором российского тура musicAeterna в 2022-м. В день написания этого текста Теодор Курентзис триумфально выступил с Третьей симфонией Густава Малера в Берлинской филармонии.
Он дирижировал своим новым коллективом, Utopia: международным оркестром, который существует на деньги европейских фондов и частных донаторов и работает по сессионному принципу — то есть собирается для конкретной программы или тура. Ранее сообщалось , что Utopia, как и оркестр musicAeterna многие музыканты которого играют в обоих проектах станут резидентами Дома Радио — но теперь уже берлинского; бывшего восточногерманского радиовещательного центра Funkhaus, который работает сейчас как площадка для музыкальных событий и техно-вечеринок. В то же время несколькими днями ранее в интернете появилось открытое письмо Курентзису от президента Немецкого союза композиторов DKV Морица Эггерта, полное патетики и временами откровенно грубое, начинающееся словами « дальше так продолжаться не может » и требующее от маэстро декларации определенной позиции.
Маэстро показывал пальцами арфу - и звучала арфа. Маэстро бил по воображаемым барабанам - и те издавали свой бум-бум-бум. Махал левым рукавом - и делалось озеро. Махал правым - и про озеру плыли белые лебеди. Публика, как завороженная, наблюдала за этим зрелищем, похрюкивая от восторга и любви. А в конце - когда оркестр с ловкостью опытных синхронистов одномоментно вскинул смычки - раздались пронзительные девчачьи визги и крики "Я тебя люблю".
Фото предоставлено Русским концертным агентством Когда-то Владимир Кехман, обозлившись на то, что Теодор покинул Пермь и перебрался в Питер, уверял, что Курентзис - дирижер одного приема: "У него есть основной дирижерский прием, он связан со следующим: быстро — медленно — быстро. Он ограниченный, малой формы дирижер", - выговаривал Кехман. В чем-то со злюкой могли согласиться музыкальные критики. Причем, в момент замедления ерзавший на стуле Башмет просто взвился и, ткнув Евгения Миронова локтем, принялся накручивать невидимую ручку, изображая динамо-машину. Но Евгений Миронов даже не отреагировал. Положив голову на перила, он не сводил глаз с Теодора.
Фото предоставлено Русским концертным агентством Он глядел на него во время "Итальянского каприччио" и всю увертюру к "Ромео и Джульетте" и номер на бис - "Элегию" из "Струнной серенады".
Теперь финансирование каждого нового проекта стало вопросом победы или поражения. И если раньше мы верили, что в Перми откроют консерваторию — тогда, возможно, в скорейшем времени туда не пришлось бы завозить оркестры со стороны, — то теперь эту идею пришлось похоронить.
Осталась идея строительства новой сцены Оперного театра — поскольку старая не имеет как минимум отдельного зала для репетиций, а значит, одновременно играть репертуар и готовить новые спектакли на ней невозможно. Однако обсуждение стройки тянется уже несколько лет в обстановке, далекой от прозрачности. До сих пор не утверждено даже место, где будет возводиться здание.
Сначала в отпуск Как сообщил «Ведомостям» министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский, «официально заявления об увольнении от Теодора в театр не поступало. Он продолжает юридически оставаться худруком театра. У директора театра есть заявление о командировке от Теодора с 1 по 20 июля.
Сейчас Теодор в командировке в Штутгарте, с ним дистанционно руководство театра ведет согласование новой схемы работы». Тем временем Курентзис становился в Европе все более известной фигурой. И вот уже интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер приезжает в гости на Дягилевский, а там и приглашает Курентзиса с оркестром и хором в Зальцбург.
Успешное выступление в 2017 г. В этом году, правда, он дирижирует там другим оркестром — Фрайбургским барочным.
Одним из самых ярких проявлений в концерте musicAeterna в сочинском Зимнем театре стала партия первой скрипки оркестра Ольги Волковой. Она исполняла сложнейшие пассажи не просто виртуозно, но исключительно артистично, не только извлекала звуки из музыкального инструмента в заданной последовательности, но и, подобно дирижеру оркестра, являла собой образ исполняемой музыки. В 2010 году Теодор Курентзис покидает Новосибирский театр и перебирается в Пермский театр оперы и балета. Оркестр и хор следуют за ним. К тому времени он уже активно гастролирует как в России, так и за рубежом. Пермский период продолжается восемь лет. В течение этого времени Пермь превращается в один из мировых центров музыкального притяжения, а Теодор Курентзис — в дирижера мирового масштаба. В 2019 году он возвращается в Санкт-Петербург.
И снова оркестр следует за ним. В 2020-м musicAeterna обосновывается в Доме радио. Спустя еще два года в жизни Теодора Курентзиса открывается новая глава: он создает международный фестивальный оркестр Utopia, в котором собирает лучших музыкантов мира. И ставит перед собой задачу добиться нового звучания, достичь максимальной глубины в понимании музыки. Для этого создает ни от кого не зависящее сообщество музыкантов, увлеченных познанием сути музыки, еще раз подтверждая репутацию дирижера, находящегося в постоянном процессе самосовершенствования и умеющего вовлечь в него музыкантов.
АЛЕКСЕЙ СЮМАК,
- Комментарии
- Правила жизни Теодора Курентзиса
- Читайте также
- Курсы валюты:
Содержание
- Теодор Курентзис — личная жизнь и биография дирижера, концерты и интервью
- Курсы валюты:
- Комментарии
- 20 тысяч за билет: почему Курентзис стоит так дорого? – The City
- Теодор Курентзис – musicAeterna
- Курентзис, Теодор — Википедия Переиздание // WIKI 2
Теодор Курентзис: личная жизнь, семья
В послании Теодор Курентзис также выражает благодарность многим людям, с которыми ему удалось поработать за эти годы. Тегикомпозитор теодор курентзис, теодор курентзис официальный сайт, концерт теодора курентзиса в москве. Теодор Курентзис — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Спектакль с российской балериной отменили в Сеуле после протеста Украины. Я вообще не понимаю, как Теодор Курентзис, южный человек и теплолюбивое создание, там прижился и даже, кажется, нашел свой второй дом. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Теодор Курентзис. Недревний грек
Дирижер, музыкант, актер, поэт, создатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna, главный дирижер Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии, художественный руководитель Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис отмечает 50-летие! Теодор Курентзиса на Дягилевском фестивале Теодор Курентзис на Дягилевском фестивале в Перми, 2021 / Фото Гюнай Мусаевой и Никиты Чунтомова. В конце августа Теодор Курентзис покидает пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. В 2006 году Теодор Курентзис стал одним из организаторов фестиваля современного искусства «Территория».
Так ли хорош Теодор Курентзис, как о нем говорят?
Я так и не знаю, поняли ли наши любимые зрители то, что мы хотели сказать. И я не уверен, что мы будем способны когда-нибудь объяснить им и себе, к чему эта бешеная жажда прекрасного. И власть, естественно, ничего не поняла. Для тех, кто сведущ в истории, это очевидный факт: такова и есть функция власти — не понимать. Да и понимание на самом деле не является особой привилегией, если отсутствует чувствительность. Сейчас вспоминаю, когда впервые приехал в Пермь, я думал, что останется, когда я должен буду уехать. Я хотел создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе. Я хотел помочь создать консерваторию, чтобы следующие поколения прекрасных музыкантов были пермяками, хотел дать стимул талантливым людям остаться здесь и развивать этот город. Я помню, как мне сказали: власть не считает это целесообразным, у города все есть, мы самые лучшие. Были такие времена.
То взлетал сизым орлом над сценой, то стелился серым волком по земле, то как страшная кобра нависал над концертмейстером Ольгой, требуя соло, то кидал испепеляющий взгляд в зрительный зал, телепатически крича: "Не снимать на телефоны! Я запрещаю". И зал повиновался. Тонкие пальцы маэстро, выразительные, как у иллюзиониста, словно бы крутили невидимые настройки у огромного радио и радио немедленно откликалось. Играло громче, тише, ее тише, быстрее, медленнее. Маэстро показывал пальцами арфу - и звучала арфа. Маэстро бил по воображаемым барабанам - и те издавали свой бум-бум-бум.
Махал левым рукавом - и делалось озеро. Махал правым - и про озеру плыли белые лебеди. Публика, как завороженная, наблюдала за этим зрелищем, похрюкивая от восторга и любви. А в конце - когда оркестр с ловкостью опытных синхронистов одномоментно вскинул смычки - раздались пронзительные девчачьи визги и крики "Я тебя люблю". Фото предоставлено Русским концертным агентством Когда-то Владимир Кехман, обозлившись на то, что Теодор покинул Пермь и перебрался в Питер, уверял, что Курентзис - дирижер одного приема: "У него есть основной дирижерский прием, он связан со следующим: быстро — медленно — быстро. Он ограниченный, малой формы дирижер", - выговаривал Кехман.
Дирижировал на концерте для больных Первого московского хосписа.
Я позвонил ей... Мы договорились и пришли». Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, что звучал на премьере в 1874 году. С 15 лет размышлял над ним, потом присматривался к певцам, репетировал. На эту мечту накладывался мой интерес к старинной музыке, к барочным мастерам». Верди «Аида» стала лауреатом премии «Золотая маска». Я из платонистов.
Обстоятельства отношений с петербургским музыкальным эстеблишментом никогда не обсуждались в публичном поле, но круги по воде ходят до сих пор: свой первый после десятилетнего перерыва концерт в Петербурге осенью 2011-го Курентзис даст на нейтральной территории — в Александринском театре. Как бы там ни было, но в начале нулевых Курентзису надоедает сидеть без работы — и он ненадолго оседает в Москве: в октябре 2001-го дебютирует в «Геликон-опере» у Дмитрия Бертмана, в 2003-м по приглашению Владимира Спивакова становится штатным дирижером Национального филармонического оркестра. Карьера вроде бы идет в гору, но и самому Курентзису, и стремительно разрастающейся армии его поклонников понятно, что Москва — это лишь интермеццо, перевалочный пункт: музыкант такого масштаба не способен довольствоваться ролями второго плана, а ничего более авантажного столица ему предложить пока не могла. Впрочем, Курентзису еще повезло: заработать себе имя на столичной сцене в те годы удавалось единицам — ориентированные на сохранение традиций культурные институты федерального значения совершенно не задумывались в те годы об обновлении творческого резерва. Если где и нуждались в притоке свежих кадров, так это в провинции — разграбленной в советские времена, когда центр вымывал из регионов все золото, и оказавшейся на грани разорения в лихие девяностые, когда обществу было не до культуры, ей остро требовалась новая кровь.
Осенью 2003-го Курентзис впервые выступит в Новосибирском театре оперы и балета — чтобы задержаться в «Сибирском Колизее» на долгих семь лет. Новосибирская опера с давних пор служила пристанищем для художников, по тем или иным причинам не вписавшихся в столичные расклады: в 1998 году здесь поставил свой первый громкий спектакль Дмитрий Черняков, в 1999-м балетную труппу возглавил Сергей Вихарев, за несколько сезонов приведя сибиряков к их первой «Золотой маске». Став директором театра в 2001-м, один из лучших российских театральных менеджеров Борис Мездрич сразу же занялся поисками главного дирижера — и вскоре обратил внимание на экспрессивного греческого маэстро, о котором в те годы говорила вся Москва. Первый громкий триумф в Новосибирске — показанная весной 2004-го и ставшая центральным событием «Золотой маски — 2005» «Аида»: на пару с Дмитрием Черняковым Курентзис вытравил из шлягера Верди всю привычную буржуазную благостность, предъявив ошалевшей публике одно из самых радикальных высказываний за всю новейшую историю российского музыкального театра. Впоследствии Курентзис и Черняков, ставший самым востребованным оперным режиссером мира, выпустят вместе еще четыре спектакля, хотя совместная работа двух эгоцентриков и контрол-фриков, убежденных, что вокруг них вращается Вселенная, никогда не была простой.
На премьере «Аиды» один из антрактов продолжался вдвое дольше обычного: после разговора на повышенных тонах с режиссером Курентзис отказался выходить к оркестру и продолжил спектакль только после визита в его кабинет целой миротворческой делегации. Крупнейшее в России театральное здание, шедевр сталинской архитектуры с расставленными по периметру зрительского амфитеатра копиями античных статуй, «Сибирский Колизей» в те годы выглядел отдельным городом внутри мегаполиса, вся жизнь которого была подчинена логике творческого процесса. Оттолкнувшись от привычной для постсоветского театра модели «театра-дома», Курентзис основал в Новосибирской опере артистическую коммуну, сделав ее центром собственный кабинет. За дверью с табличкой «Курентзис Теодор Иоаннович» располагался одновременно и ночной клуб, где до утра крутили артхаусное кино, и храм, где курился ладан, но главное — импровизированная консерватория, где оркестранты и певцы фактически получали второе высшее образование, осваивая, скажем, премудрости барочного учения об аффектах и привыкая применять их на практике в самых, казалось бы, неожиданных случаях — хоть в том же Верди. На филармонических подмостках у Курентзиса они звучат едва ли не более театрально, чем иные полнометражные спектакли с декорациями и в костюмах: энергетика такая, что того гляди заискрит — плюс ошеломительное чувство, что затертые до дыр партитуры ты слышишь словно бы впервые.
Ничего подобного на отечественном музыкальном рынке еще не происходило: и по степени ажиотажа среди публики, и по выбору названий, и по качеству их исполнения гастроли musicAeterna могли сравниться лишь с концертами и спектаклями западных звезд — но в том-то и дело, что на этот раз новоиспеченные звезды приезжали в Москву, а потом и в Петербург не из Лондона или Парижа, а из Новосибирска. Осенью 2006 года musicAeterna выступает на Первом фестивале современного искусства «Территория», проходящем при поддержке Администрации Президента и собравшем все сливки отечественной художественной элиты: в составе арт-дирекции форума — главный режиссер русской сцены нулевых Кирилл Серебренников, ее главный актер Евгений Миронов и ее главный дирижер Теодор Курентзис. В те годы он гастролирует в Москве регулярно, но далеко не так часто, как хотелось бы публике, — спрос на Курентзиса значительно опережает предложение, так что среди столичных меломанов постепенно входит в привычку летать на премьеры в Новосибирск. Этот культурный туризм граничит с экстремальным отдыхом, но паломников не останавливают ни четырехчасовой перелет, ни смена поясов, ни слабо развитая туристическая инфраструктура — многие предпочитают доводить градус экзотики до максимума, отправляясь за оперой по Транссибу. Верная купеческой логике Москва в какой-то момент все же попытается Курентзиса перекупить, и в конце нулевых тот даже войдет в состав дирижерской коллегии Большого театра, где выпустит два спектакля в тандеме с Дмитрием Черняковым.
Но после «Воццека» 2009 и «Дон Жуана» 2010 от дальнейшего сотрудничества с самой престижной де-юре сценой страны дирижер наотрез откажется: привыкшему к лабораторным условиям работы в Новосибирске — когда вечерние репетиции плавно перетекают в ночные, а результат предъявляется публике только тогда, когда устраивает музыкантов более чем полностью — перфекционисту Курентзису встраиваться в индустриальный ритм работы Большого было не слишком интересно.