Военный лётчик-снайпер — военный лётчик 1-го класса, имеющий повышенный налёт на всех типах самолётов (вертолётов) и выполнивший определённое количество полетов на боевое. Картина рассказывает историю Героя России летчика-снайпера генерал-майора Канамата Хусеевича Боташева, погибшего в небе над Попасной Луганской Народной Республики 22 мая. Многие годы его службы были связаны с Оренбуржьем. Фото: Светлана МАКОВЕЕВА. В Оренбурге ушел из жизни военный летчик-снайпер Сергей Захаров. Летчик-снайпер, полковник авиации Сергей Лобода.
Погиб один из самых опытных летчиков-снайперов Украины
Налетал более 2100 часов. Андрей Алексеев родился 23 мая 1973 года в городе Виттшток, Германия. С детства проявлял интерес к самолетам, так как отец мальчика являлся летчиком. Свой первый полет совершил в девятом классе, в возрасте пятнадцати лет. После школы в 1995 году окончил Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков имени Мясникова.
Далее, Алексеев проходил службу в качестве летчика-инструктора в Борисоглебском центре переучивания летного состава. С 1998 года служит на Кубинской авиабазе.
Так что пришлось вернуться обратно в родной Ижевск. Тогда я вспомнил, как однажды в школе с нашим учителем по НВП мы ездили в Пирогово — была зима, мы прыгнули с парашютом и приземлились в снег по пояс. Какая это была романтика! И ещё я подумал, что на любимое море можно смотреть сверху — из кабины пилота. Учился летать в вертолётной школе в Пирогово, и в год московской Олимпиады, в 1980-м, получил свой первый лётный аттестат.
Затем было Саратовское высшее военное авиационное училище, по окончании которого я попал по распределению сначала на Дальний Восток, а потом в группу советских войск в Германии. Мне очень повезло, что я стал военным. Люди тратят огромные деньги, чтобы путешествовать по стране и миру. А у меня был бесплатный военный туризм. А мне ближе низкие полёты и зависания, которые возможны на вертолёте. Пока летишь, успеваешь налюбоваться картинами, открывающимися внизу. Юрий Гагарин полетел в космос — почему бы и вам не полететь?
Дерзайте, идите вперед! У меня была мечта, и я её осуществил. У военных летчиков есть классная квалификация: военный летчик 3-го, 2-го, 1-го класса и летчик-снайпер. Я шёл вперед и закончил службу подполковником, летчиком-снайпером, командиром авиабазы. Конечно, для этого нужно было приложить усилия. Например, я говорил своему товарищу по эскадрилье: Андрюш, есть керосин, есть место, вертолёт, давай позанимаемся, отработаем элементы! А он отвечает — да нет, сегодня сериал интересный.
И оставался на базе. А я всю ночь занимался. Старался, набивал руку. Я не родился со звездой во лбу. Тем, кто я есть, меня сделали эпоха, окружающие люди и я сам. Что вы им советуете в первую очередь?
Экс-возлюбленная зашла в квартиру и начала собираться, когда услышала хлопок за своей спиной. Повернувшись, она увидела военного летчика в крови. На громкий звук прибежала и дочь женщины, она приложила к ране подушку, чтобы остановить кровь, а затем вызвала скорую.
Залепил лейкопластырем широким. И шел», — вспоминает герой. Спустя два дня Иван вышел к российскому блокпосту, где ему оказали помощь и его отправили в госпиталь. За мужество и героизм летчик был награжден «Золотой Звездой» Героя России.
Скончался один из самых опытных боевых летчиков на Украине
Это обусловлено не только повышением военными их квалификации, но также получением непосредственного боевого опыта. Максимцев утверждает, что весь летный состав ВВС успел принять участие в спецоперации на территории Сирии. Генерал-майор поделился, что сейчас ключевой задачей для ВКС является подготовка летных экипажей и обеспечение овладения летным аппаратом, что касается разных видов техники, включая истребители, бомбардировщики и вертолеты. Ежегодно для пилотов ставятся задачи, направленные на повышение их класса.
Боташев командовал полком гвардейской авиабазы в Воронеже.
Его военная карьера оборвалась в июне 2012 года, когда его обвинили в крушении истребителя Су-27 под Петрозаводском. Как писала "Новая газета", генерал попросил своего друга-полковника прокатить его на Су-27, допуска к полетам на котором он не имел. Они вылетели на спарке, в полете Боташев решил выполнить фигуру высшего пилотажа, но не справился с управлением. Фронтовой истребитель сорвался в штопор и разбился, пилоты катапультировались.
Тогда же выяснилось, что за Боташевым уже числилось аналогичное должностное нарушение - в 2011 году он, не имея допуска, управлял самолетом Су-34. В итоге Боташева признали виновным в крушении самолета и приговорили к четырем годам условно и штрафу в 5 миллионов рублей. На момент этой публикации Боташев все еще упоминался в разделе руководства ДОСААФ региона и на странице авиационного кадетского класса "Балтийские крылья". Би-би-си отправила запрос в минобороны РФ с просьбой прокомментировать информацию о возможной гибели Боташева и ожидает ответа.
Проблемы в небе Каким образом 63-летний генерал в отставке оказался за штурвалом Су-25 в Украине, неясно. Бывшие подчиненные Боташева предположили, что он "просто не смог остаться в стороне". Российские военкоматы, патриотические организации и ЧВК "Вагнер" с начала марта ведут активную кампанию по привлечению людей для отправки в Украину.
Поэтому потребовалось срочно обучить пилотов противодействию ракетным атакам, что было поручено опытному летчику-снайперу подполковнику Борису Воробьеву. В 1983-1984 годах за 14 месяцев командировки в Афганистан эскадрилья, которой командовал подполковник, не понесла потерь. У Бориса была страсть: невыполнимые задания, поэтому никто не удивился, когда именно его в 1986 году назначили начальником Центра подготовки летного состава армейской авиации. Он сам изыскивал вещи узкие, сам пробовал, потом уже вносил в методику, разрабатывали, писали все это», - вспоминает о Воробьеве заслуженный военный летчик, Герой России Александр Рудых.
Своих учеников подполковник обучил приемам, которые позволили значительно снизить риск попадания по ним из «Стингеров», и уже через несколько месяцев достижения учебного центра, который готовил пилотов вплоть до вывода советских войск из Афганистана, стали очевидны. Затем его бессменного руководителя направили в 344-й центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке - своего рода школу асов. Борис Воробьев был убежден - один в поле не воин; поэтому акцент в подготовке летчиков делал на слаженность их действий. В этой работе теперь уже генералу Воробьеву удалось не просто воспитать лучших пилотов, но создать жемчужину российской авиации - группу высшего пилотажа на боевых вертолетах. Генерал смог доказать, что виражи, от которых захватывает дух, имеют шанс на боевое применение против вражеских ПВО - попросту не дают оператору противника прицелиться.
Потому что имя канадского стрелка не раскрыто. По сути, единственным источником информации о знаменитом выстреле остаётся сообщение канадской же газеты The Globe and Mail. В совокупности с иными нюансами, это наводит на вполне логичную мысль «А был ли мальчик?.. Вернёмся к публикации The Wall Street Journal. Итак, в роли автора «рекордного» выстрела фигурировал 58-летний бывший спортивный стрелок Вячеслав Ковальский, после начала СВО записавшийся добровольцем в некое снайперское подразделение СБУ, которое почему-то, решало общевойсковые задачи на линии фронта.
Ну, по крайне мере так сообщалось в The Wall Street Journal, откуда новость о метком выстреле украинца и его оружии мигом разлетелась по СМИ Незалежной. Возникла достаточно комичная ситуация, когда американское издание в качестве доказательной базы использовало данные украинской стороны, а украинская пресса, в свою очередь, ссылалась на The Wall Street Journal, как на истину в последней инстанции. Читатель наверняка заметил, что, при упоминании достижений пана Ковальского 18 ноября 2023 года, я использую кавычки. Потому что реальность достижений украинского стрелка, как и ранее его канадского коллеги, вызывает, мягко говоря, большие сомнения. Последний «снайперским» и «высокоточным», по сути, не является. Смысл создания специальных патронов для высокоточной стрельбы сводится к нескольким правилам, соблюдение которых для снайпера весьма критично. Начнём с того, что оружие и боеприпас должны обеспечивать высокую кучность попаданий - обычно не больше 0,5 угловой минуты, что на дальности 100 метров позволяет уложить пули в круг диаметром порядка 1,5 сантиметров. Решению данной задачи, помимо прочего, способствуют высокая начальная скорость пули и изготовление самой пули желательно - цельноточёной с, фактически, нулевыми отклонениями от чертежа. Вернёмся к требованию по кучности для высокоточных стрелковых комплексов, которое составляет половину угловой минуты. Если на 100 метров это требование даёт возможность стрелку «вписать» свои пули в круг диаметром 1,5 сантиметра, то на 1000 метров если пренебречь остальными факторами, влияющими на точность попадания диаметр такого круга вырастет до 14,5 сантиметра.
Вроде бы неплохо, но не спешите радоваться.
Гибель летчика-генерала обсуждают российские паблики
Известно, что 65-летний Станислав Павлович был летчиком-снайпером, он начал карьеру обычным пилотом и дослужился до командира бомбардировочного авиационного полка. В Челябинской области вертолету Ми-26 отдельной бригады армейской авиации Центрального военного округа присвоено имя Героя Советского Союза – летчика-снайпера. В ходе полетов летчики выполнили тактическое десантирование с малых высот, заход на посадку по приборам без визуальных ориентиров, уход на второй круг и посадку.
Скончался один из самых опытных боевых летчиков на Украине
Руководил операцией генерал-майор Иван Теребуха. Это подготовленный и исполнительный офицер, — уверен Балабанов. Кроме того, у эксперта вообще есть серьезные сомнения, что боинг» рухнул после попадания ракеты «Бук-М1», о чем, к примеру, заявляли представители компании «Алмаз-Антей». Она начинена десятью тысячами металлических осколков Т-образной формы. Если бы боевая часть ракеты разорвалась на расстоянии трех — пяти метров от «боинга», о чем говорят специалисты, от того вообще ничего не осталось бы, — пояснил Балабанов.
Кроме того, по его словам, отсутствовал и инверсионный след, который появляется при сжигании ракетного топлива — по крайней мере, ни российские, ни украинские специалисты его не зафиксировали.
Спустя время он стал командиром бомбардировочного авиационного полка. А затем — одним из лучших летчиков-снайперов Украины. Реклама В последние годы жизни Павлович управлял фронтовым бомбардировщиком Су-24. Как сообщил сайт «Военное обозрение» , его похоронили во Львове.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Рязани» rzn. Рязань, улица Маяковского, дом 1а, лит.
О смерти одного из самых опытных пилотов, который освоил несколько типов бомбардировщиков Су-24, стало известно от украинских активистов и Воздушного командования «Запад». Информацию передает издание « Военное обозрение ». Все бы ничего, но хоронили генерала в закрытом гробу, хотя всем говорили, что умер он якобы от сердечного приступа», — говорится в статье.
На 86 году умер рязанский военный летчик-снайпер Альберт Чугунов
Все бы ничего, но хоронили генерала в закрытом гробу, хотя всем говорили, что умер он якобы от сердечного приступа», — говорится в статье. Однако с этим далеко не все согласны, в том числе и на Украине. Некоторые источники утверждают, что генерал «внезапно погиб», не исключено, что во время ракетного удара по одному из аэродромов Украины, используемых ВСУ.
Но победителей не судят. Он спас и людей, и машину. Так и вышло, что вместо выговора Чухванцеву присвоили звание Героя России, а членам экипажа бортовому авиационному технику, старшему лейтенанту Юрию Головнёву и лётчику-штурману, старшему лейтенанту Валерию Евдокимову дали по Ордену Мужества. Портрет героя Единственный живущий ныне Герой России родом из Удмуртии, подполковник в отставке Валерий Николаевич Чухванцев говорит: — Я с детства мечтал быть военным. Правда, не летчиком, а моряком. Так что вместе с приятелем после окончания школы мы поехали поступать в морское училище. Но не доехали. Уже в поезде по дороге на моего друга напали хулиганы, я стал его защищать и заработал несколько синяков.
А с ними в военное учебное заведение было невозможно поступить: у нас бы даже документы не приняли. Так что пришлось вернуться обратно в родной Ижевск. Тогда я вспомнил, как однажды в школе с нашим учителем по НВП мы ездили в Пирогово — была зима, мы прыгнули с парашютом и приземлились в снег по пояс. Какая это была романтика! И ещё я подумал, что на любимое море можно смотреть сверху — из кабины пилота. Учился летать в вертолётной школе в Пирогово, и в год московской Олимпиады, в 1980-м, получил свой первый лётный аттестат. Затем было Саратовское высшее военное авиационное училище, по окончании которого я попал по распределению сначала на Дальний Восток, а потом в группу советских войск в Германии. Мне очень повезло, что я стал военным. Люди тратят огромные деньги, чтобы путешествовать по стране и миру. А у меня был бесплатный военный туризм.
А мне ближе низкие полёты и зависания, которые возможны на вертолёте. Пока летишь, успеваешь налюбоваться картинами, открывающимися внизу. Юрий Гагарин полетел в космос — почему бы и вам не полететь? Дерзайте, идите вперед! У меня была мечта, и я её осуществил. У военных летчиков есть классная квалификация: военный летчик 3-го, 2-го, 1-го класса и летчик-снайпер. Я шёл вперед и закончил службу подполковником, летчиком-снайпером, командиром авиабазы.
По скупым строчкам некролога стало известно, что речь идёт о генерал-майоре Станиславе Николаевиче Павловиче, вышедшем в отставку ещё 10 лет назад, но не прекратившего связей с украинской армией. Опыт опытнейшего генерала до последних дней использовался украинским командованием при подготовке лётчиков ВСУ фронтовой авиации.
Источник фото: Ведомости Почему умер ещё не старый бывший военнослужащий, точно неизвестно, по некоторой информации, озвученной в открытой печати, экс-генерала настиг сердечный приступ. Но версия не является верифицированной, так как несмотря на скоротечный недуг, похороны были проведены в закрытом гробу, что навевает некие сомнения в официальной версии.
И шел», — вспоминает герой. Спустя два дня Иван вышел к российскому блокпосту, где ему оказали помощь и его отправили в госпиталь. За мужество и героизм летчик был награжден «Золотой Звездой» Героя России.
В ВСУ сообщили о смерти одного из самых опытных летчиков-снайперов Украины
Сибирская «романтика» В 1966-м из хорошо обустроенного гарнизона полк перебазировался в Забайкалье, где аэродромом было огромное поле между двух горных хребтов с грунтовой взлетно-посадочной полосой, а из построек — лишь одно здание. Все обеспечивающие части и подразделения «ушли» под землю, благо на улице стояло лето и до зимы хватило времени как следует «окопаться». Землянки рыли большие, в них выкладывали печи, чтобы летчики, техники и солдаты-механики в сорокаградусные забайкальские морозы могли не просто выжить, но и оттачивать боевую готовность. При этом уже через десять дней после прилета полк заступил на боевое дежурство.
В перерывах между полетами и в выходные, вспоминает Нешто, сбивая ладони в кровь, ломами и лопатами продолжали рыть землянки, обустраивали жизнь и быт гарнизона. Семьям достались двухэтажные бревенчатые бараки, почерневшие от времени, с печным отоплением, без удобств и даже без воды, которую подвозили дважды в неделю. Четыре года такой «романтики» разделяли с Николаем Романовичем его жена Светлана и маленький сын Сережа.
Свою супругу летчик называет боевой подругой не ради красного словца. Они поженились — курсант и студентка — на втором курсе, а до этого еще учились в одном классе. И всегда были вместе, хотя в том же Забайкалье, например, некоторые жены с детьми уезжали на зиму из гарнизона в более комфортные места.
Не было места унынию, вспоминает Николай Романович. Без спортзала, стадиона и спортивного инвентаря молодые лейтенанты, поощряемые командиром полка, занимались спортом — зимой бегали на лыжах, летом играли в волейбол, футбол, участвовали в первенствах Забайкальского военного округа. Там Нешто пристрастился к парашютным прыжкам, и в последующем совершил 600 прыжков с парашютом, выполнил норму кандидата в мастера спорта.
Но самое главное, молодые летчики росли профессионально, им доверяли самые серьезные задания на плановых полетах и учениях. В конце 1967-го Николаю присвоили звание старшего лейтенанта. Весной 68-го он вместе с другими молодыми однополчанами сдал на 2-й класс и чувствовал себя вполне состоявшимся летчиком.
Там произошла и первая трагедия в его летной судьбе: в ночных учениях с нанесением удара по «противнику» с использованием спецбоеприпасов погиб его друг со школьной скамьи, с которым они летали в одном курсантском экипаже и в одной эскадрилье полка фронтовых бомбардировщиков. Потерь было много и после: в ВВС тогда ежегодно теряли около 100 летательных аппаратов и столько же человек летного состава это примерно выпуск одного училища, которых тогда было 11. Но это цена развития военной авиации.
Расследования причин катастрофы проводил 4-й Центр Липецк , о котором Нешто услышал тогда впервые и где ему в дальнейшем предстояло прослужить около 25 лет. Восторг неописуемый О судьбе военного летчика-снайпера полковника Нешто и его вкладе в развитие фронтовой авиации можно написать хорошую книгу.
В процессе работы в центре генерал вместе с единомышленниками из управления армейской авиации добился, чтобы для войсковых испытаний были предоставлены образцы перспективных вертолетов. Именно тогда Воробьев встретил любовь всей своей жизни - «Черную акулу» Ка-50. Помимо достаточно инновационных технических решений в работе боевой машины, вертолет также впервые в мире получил собственную систему катапультирования, способную спасти пилота на любой высоте и при любой скорости. При ее активации винты и верхний люк кабины отстреливались, а пилота выбрасывало вверх, на безопасную для раскрытия парашюта высоту. Были у нового вертолета и свои противники, особенно ярые споры вызывал экипаж всего из одного человека. Возможно, машина никогда бы так и не попала в войска, если бы не один самый горячий ее поклонник. Генеральный конструктор ОАО «Камов», Герой России Сергей Михеев признавался, что в процессе становления «Черной акулы» им двигал азарт и нестерпимое желание летать на ней, которые он видел в глазах Бориса Воробьева.
В 1995 году вертолет Ка-50 был принят на вооружение Российской армией, а труды генерала вознаградили присвоением ему звания Героя Российской Федерации. Позже «Черная акула» отлично показала себя в условиях боевых действий в горах Чечни, а в 1996 году на нее установили двухместную кабину.
Пензы, г. Заречного, г. Кузнецка, р. Колышлея, р. Камешкира Пензенской области. На церемонии открытия соревнований почетное право поднять Государственный флаг Российской Федерации было предоставлено Сергею Шалаеву, призеру Первенства Саратовской области г. Петровск и Максиму Леонову, многократному победителю межрегиональных и областных соревнований г.
В 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС, как тогда назывался Липецкий авиацентр, Николай Романович прибыл в 1972 году после окончания академии. Этим местом был 4-й Центр. Первые два Су- 24 прибыли в 1-ю эскадрилью 455-го полка, командиром которой я был, 3 августа 1973 года. Восторг был неописуемый... В дальнейшем мне довелось летать на различных типах самолетов, но Су- 24, как первую любовь, не мог затмить ни один из них». Романтик, одним словом, который тем не менее успешно осваивал новые самолеты, в общей сложности провел в воздухе более 3500 часов.
С 1977 года он занимался исследовательской работой в Центре, более пяти лет руководил исследовательским отделом фронтовых бомбардировщиков, своих «любимых» Су-24, на которых налетал более 2000 часов. Вот как представляет Николая Нешто «Авиационная энциклопедия в лицах»: «Одним из первых выполнял пуски управляемых ракет с лазерными и телевизионными головками самонаведения, с системой телекомандного наведения по наземным и морским целям... Одним из первых освоил полеты на дозаправку топливом в воздухе на самолете Су-24М... Обучил этому сложному виду летной подготовки десятки летчиков строевых частей... И развернулся во всю ширь своих профессональных и организационных возможностей. Придумывал, убеждал, организовывал и проводил такие масштабные — с привлечением частей и соединений различных видов Вооруженных сил — летные эксперименты, о которых и сегодня-то помыслить сложно, а ему все удавалось.
По результатам летно-тактических испытаний, проводимых под его руководством и с личным участием, им написаны монографии, по которым тактике действий фронтовой авиации обучают и летчиков строевых частей, и слушателей Военно-воздушной академии и курсантов других вузов ВВС. Сидел бы как мышка. Случись непоправимое, мне бы не было места не только на летной работе, но и вообще в этой жизни. Но как-то не задумывался об этом. Шел напролом, видимо, потому что где-то подспудно понимал — это нужно нашим ВВС, а если говорить высоким слогом — это было нужно нашей Родине. Но высоким слогом мы не говорили это было неприлично , а просто делали свое дело, не за деньги, не за награды, не за прочие дивиденды...
Самая же экзотическая глава его увлекательного жизнеописания — это Эфиопия, где уже в 56 лет в должности советника, практически в боевых условиях, он не раз поднимался в воздух. С виду обычный пенсионер, дедушка троих внучек, он душой все тот же азартный, неугомонный, романтичный юноша, каким был когда-то. Активно занимается спортом, не теряет вкус и радость жизни.
«Василёк, ты же живой!»: на амурской школе открыли памятную доску летчику-снайперу
В ВСУ сообщили о смерти одного из самых опытных летчиков-снайперов Украины | Военный лётчик-снайпер — военный лётчик 1-го класса, имеющий повышенный налёт на всех типах самолётов (вертолётов) и выполнивший определённое количество полетов на боевое. |
Алексеев Андрей Анатольевич | На счету ветерана 5500 часов полётов и 9000 посадок. После увольнения в запас военный лётчик-снайпер стал частью спортивной и общественной жизни Рязани. |
Гибель летчика-генерала обсуждают российские паблики
Копировать данные для диагностики. Почетным гражданином Калининграда стал ветеран боевых действий, летчик-снайпер и эксперт в развитии авиационного транспорта Сергей Сидоренко. Познакомились. Узнал, что это первоклассный профессионал, впоследствии лётчик-снайпер, заслуженно получивший высшую лётную категорию. Учебу там Анатолий Костарев окончил в 1963 году. Служил летчиком-снайпером в авиаполках в Приморском и Хабаровском краях, в Заполярье.
На 86 году ушёл из жизни рязанский военный лётчик-снайпер Альберт Чугунов
Отметим, летчик-снайпер является высшей квалификацией в летном составе ВКС России. После нее идут летчики 1-го класса, 2-го класса и так далее. РИА Новости летчик-снайпер полковник запаса Сергей Екимов. Звание «Герой России» штурману-снайперу, гвардии полковнику Юрию Ераховцу было присвоено Указом Президента РФ от 13 июля 2020 года. Павлович был летчиком-снайпером, начал карьеру обычным пилотом и дорос до командира бомбардировочного авиационного полка. По данным местных СМИ.