Новости павел николаевич филонов

Одним из этого миллиона был художник Павел Филонов, умерший в своей каморке от голода и холода в декабре 1941 года.

Павел Николаевич Филонов. Живопись в моей голове

ФИЛОНОВ Павел Николаевич 20 января 1883 (Москва) — 3 декабря 1941 (Ленинград) Живописец, график. 3 декабря 1941 года. Художник, поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства. Павел Николаевич Филонов, русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ о выдающемся русском художнике, Павле Николаевиче Филонове (1883-1941), погибшем в первые месяцы. Павел Николаевич Филонов (08.01.1883–03.12.1941) – художник-экспрессионист; лидер «русского авангарда» и создатель особого направления «аналитического искусства».

В Москве открылась выставка с работами советского художника-авангардиста Павла Филонова

Филонов Павел Николаевич Павел Николаевич Филонов умер в тяжелые времена блокады Ленинграда в 1941 году.
Прекрасный и страдальческий Павел Филонов | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается непостижимой, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века.
Как власть обрекла «смутьяна холста» на голодную смерть? | Биографии | ШколаЖизни.ру Главные новости о персоне Павел Филонов на

Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение

Работы Павла органично вписались в концепцию экспериментального общества, и в 1910 году он презентовал на выставке первую картину "Головы". С этой работы началось регулярное участие начинающего живописца в показах, устраиваемых членами "Союза". Он написал и предъявил публике картины "Крестьянская семья" и "Пир королей", которые произвели неприятное и угнетающее впечатление из-за асимметричных неестественно-вытянутых фигур и контрастной, режущей глаз цветовой палитры. Почувствовав, что произведения требуют пояснений, в 1912 году Филонов написал эссе под названием "Канон и закон", где сформулировал творческие принципы собственного метода, названного "аналитическим искусством", ключами которого были единение с природой и изучение формы ее составляющих, изменчивых и постоянно растущих. Эта статья, созданная под влиянием поэта Велимира Хлебникова, ставшего другом Павла, положила начало ряду литературных произведений. После распада "Союза молодежи" Филонов объединился с бывшими участниками кружка и выпустил творческий манифест под названием "Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины", который стал продолжением "Канона и закона".

Каждый мазок кисти авторы назвали атомом или "единицей действия", состоящей из слияния формы и цвета, а основополагающим принципом рисования предлагали считать естественные действия матери-природы. Сами полотна Павел предложил называть "формулами", имея в виду емкость содержания и многообразие визуальной информации. Следуя этим тезисам, Филонов написал серию картин "Ввод в мировой расцвет", которая стала яркой иллюстрацией манифеста. На 22 полотнах темные краски, наполняющие причудливые геометрические формы, соединялись в абстракции и создавали ощущение живых организмов, произраставших из глубин вселенной и отражавшихся на дрожащей поверхности водной глади. Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция на некоторое время оторвали Филонова от творческого процесса.

Художник вернулся к публике в 1918 году, став гвоздем программы выставки, устроенной в Зимнем дворце среди представителей разных жанров, стилей и направлений. Развивая придуманную концепцию "аналитического искусства", Павел активно орудовал красками и кистями.

Разрешение этих вопросов осложнено молчанием самого Филонова относительно своей личной жизни «я не люблю говорить о жизни своей» [5], но, несмотря на опасность ошибки, один из наших авторов, Александр Лозовой, пробует поднять завесу, предугадывая или, временами, предполагая то, о чем «молчал» Филонов. Кроме этого, главные теоретические термины Филонова - «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» - все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения.

Даже дневники Филонова и его жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве. Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. В рамках симпозиума были прочитаны л екции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки.

Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировозрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Главная цель выпуска - содействовать большему пониманию одного из самых загадочных художников в истории современной русской культуры, равного по высоте и значению таким творцам русского авангарда, как Казимир Малевич и Владимир Татлин. Так, в сборник включены статьи, освещающие малоизвестные аспекты жизни и творчества Филонова, особенно его раннего периода. Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского, Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова, Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса, Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова, Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства, Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов», Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года, а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики.

Особую ценность представляют свидетельства членов семьи - Екатерины Серебряковой жены Филонова , Николая Глебова-Путиловского его зятя и Оксаны Рыбакиной внучки его сестры, Александры , а также воспоминания учеников и поклонников - Татьяны Глебовой, Хаима Лившица, Николая Лозового и Сергея Спицына, имеющие большое значение для исторической реконструкции личности Мастера. Комментарии Ирины Карасик и Елены Спицыной во многом способствуют раскрытию всестороннего контекста этих публикаций. Подобно Велемиру Хлебникову и Михаилу Врубелю, Филонова часто посещали яркие видения, и он был измучен жестоким напряжением между призраком эстетики и его бледным отражением, мгновенно схваченным в визуальном отчете, между внутренней идеей и ее внешним образом. Действительно, Филонов обладал оптическим аппаратом чрезвычайной мощи, но годы шли, зрение ослабевало, и ему приходилось вести еще более ожесточенное сражение, чтобы переносить свое особое видение на поверхность холста или бумаги.

Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю.

Пронзительно холодные сине-зеленые тона, усиленные зловещим тлением оранжевого, малиново-красного, создают впечатление пробивающегося сквозь плоть вещей, идущего из глубины света — эффект, знакомый по витражам готических соборов. Как ни сложно искусство начала XX века, мало кто из русских живописцев этой поры с такой силой демонстрирует смятенность, порожденную поступью истории переломного времени, и одновременно стремление найти выход из запутанных противоречий, как Филонов.

Его преследует мечта о «мировом расцвете» название большого цикла картин, тема драматической поэмы, опубликованной Филоновым в 1914 году с собственными иллюстрациями. В его творчестве можно найти точки соприкосновения с экспрессионизмом, утвердившимся в европейском, прежде всего в немецком, искусстве в годы первой мировой войны и выразившим страх и беспомощность перед варварством человекоубийства, перед социальным неблагополучием в мире. Творчеству же Филонова отчаяние не свойственно, он убежден, что рождается новый мир, мир Утопии.

Его идеалы путаны, выражены подчас почти косноязычно, но с убежденностью. Демократизм и бунтарство проявляются в обожествлении пролетариата, его грядущего господства «Ввод в мировой расцвет», «Формула петроградского пролетариата». Это интересно: К 190-летию английского художника и общественного деятеля Уильяма Морриса Если экспрессионизм, футуризм, сюрреализм направления, во многом близкие художнику почти истерически прокламировали отказ от искусства прошлого во имя современности, то Филонов, также утверждавший принципиальную новизну своего творчества и в теории, и в практике, утверждал одновременно необходимость претворения живых традиций.

Он видит задачу творчества в создании летописи Земли, добиваясь как бы стереоскопической глубины — и философской и чисто зрительной, пластической. Сотворение мира продолжается, включая напластования от неолита до цивилизации «электрического века», от первичной органической протоплазмы через растительный и животный мир к человеческому духу и интеллекту. Идеологическое, даже литературное начало, как и рационализм, анализ превалировали в творчестве Филонова.

Поэтому художник не порывал с изобразительностью даже в произведениях, где «космос» картины решался как отвлеченная, лишенная реально-пространственных ориентиров среда, как комбинация геометрических форм или живое шевеление, взбухание аморфной плазмы — краски. Лица, фигуры, предметы, почти пугающие своей конкретностью, вещностью, в его произведениях как бы выкристаллизовываются из хаоса условно-неизобразительного фона.

История кражи вдохновила сценаристов телесериала «Криминальный Петербург», а один из рисунков — «Пропагандист» — представлен на выставке в Новосибирске.

Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, художник противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе.

Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому.

Павел Филонов. «Свет и тени» - программа Леонида Млечина

Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Человек в мире. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях. А он — презирал их вместе с их разоблачениями.

Он ведь великий.

Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Человек в мире.

Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях. А он — презирал их вместе с их разоблачениями. Он ведь великий.

Он не договаривается и не идёт на сделки. Формула космоса.

Также принять участие можно было и в онлайн-формате. Навигация по новостям.

Дмитриева-Кавказского, а на жизнь зарабатывал, рисуя картинки на конфетные коробки.

Лишь в 1908 году, после неоднократных провалов, Филонов поступил вольнослушателем в Академию. Пробыл там недолго и расстался с ней уже в 1910 году, оказавшись в конфликте с преподавателями. Работы Филонова, академические и сделанные для себя, могли поставить в тупик не только консерваторов-староверов из академического Ареопага. Когда-то ему отказывали в приеме, обвиняя в незнании анатомии. Еще у Дмитриева-Кавказского он овладел ею основательно, почти дотошно, но вот в живописи своей использовал это уменье вразрез со всеми традициями. Это интересно: 230 лет со дня рождения одного из самых известных австрийских художников Ф. Вальдмюллера Павел Филонов — Коровницы, 1914 фрагмент В картинах Филонова предстают мир образов и изобразительная система весьма своеобразного мыслителя и живописца.

В картине «Пир королей», в которой Хлебников увидел «пир трупов, пир мести», потрясает беспощадность, физиологизм. В мировоззренческой посылке и приемах экспрессии холст сопоставим лишь со средневековым готическим натурализмом. Трапеза призраков, жутких в своей пластической иллюзорности, показана как грозная мистерия, непонятная, кощунственная. Пронзительно холодные сине-зеленые тона, усиленные зловещим тлением оранжевого, малиново-красного, создают впечатление пробивающегося сквозь плоть вещей, идущего из глубины света — эффект, знакомый по витражам готических соборов. Как ни сложно искусство начала XX века, мало кто из русских живописцев этой поры с такой силой демонстрирует смятенность, порожденную поступью истории переломного времени, и одновременно стремление найти выход из запутанных противоречий, как Филонов.

Art Investment

Не приглашенный в качестве преподавателя Академией художеств Павел Филонов давал установки на уроках в доме на набережной реки Карповки. Собственный метод наставник считал пригодным для любых задач — от создания огромных панно до книжных иллюстраций. Философию мастера ученики разделяли с разной степенью преданности. Одни следовали его советам многие годы, другие искали свой собственный путь. Алиса Любимова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины ХIX — начала ХХI веков Государственного Русского музея: «Он был особенный мастер, его даже художники, не относящиеся к ученикам, например, Исаак Елизак называли Кальвином Лютером.

О его работах сказал В. Шкловский: «Это не провинциал Запада… В Филонове — сила русской не привозной живописи». В целом работы Павла Филонова были тяжелы для восприятия зарубежного зрителя.

Его картины состоят из мельчайших атомов-прикосновений. В своих дневниках — дешевых ученических тетрадях - он пишет: «Живопись должна расти, как дерево… В то же время упорно и точно пиши каждый атом». В 1935 году Павел Филонов писал: « Всё последнее время я жил только чаем». Ни одной минуты он не проводил без работы. Но по своей неизмеримой любви к «дочке» так он называл жену с 6 июля по 20 августа часов по 10 в день он расписывал платок — тончайший шёлковый маркизет — дар Екатерине Серебряковой, жене художника. В фильме у зрителя есть уникальная возможность увидеть это замечательное произведение искусства, которое нам показал директор музея В. Можно сказать, что у Павла Филонова была своя школа, он имел последователей.

Но в 30-е годы было не безопасно называться учеником Филонова. Художник свои работы не продавал за границу. Все картины он хотел оставить партии и правительству. Но произведения опального художника в то время не нужны были ни партии, ни правительству. Интерес к работам художника проснулся у КГБ, когда за границей нашлись его пропавшие рисунки.

Матюшина; к зиме 1910 г. Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему.

Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии. Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка. К этому периоду относится сближение Филонова с Велимиром Хлебниковым облик Филонова угадывается в рассказе Хлебникова «Ка». Филонов написал портрет поэта не сохранился и иллюстрировал его «Изборник» , 1914 г. В 1915 г. Филонов пишет «Цветы мирового расцвета», которая войдёт в цикл «Ввод в мировой расцвет»; осенью 1916 г. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т.

Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Интересно, что посткрестьянская природа Филонова, купеческая природа другого великого аналитика живого слова Алексея Ремизова, крестьянское происхождение Сергея Есенина, приведшего живую русскую крестьянскую речь в поэзию, равно выросли в «отходнической» Москве, где сделали фактами высокой общенациональной культуры своё рязанско-тульское прошлое. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Тридцать, а по сути пятьдесят лет продолжалось официальное забвение Филонова в СССР и, следовательно, в мире: его коммунизм был слишком труден для его пропаганды и контрпропаганды. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке».

Память дня, Павел Филонов

«Павел Филонов и его ученики»: выставка из коллекции Русского музея Павел Николаевич Филонов умер в тяжелые времена блокады Ленинграда в 1941 году.
Художник — Павел Николаевич Филонов Восьмого января 1883 года родился художник и поэт Павел Николаевич Филонов, один из лидеров русского авангарда.

Филонов Павел Николаевич (1883-1941)

В Москве открылась выставка с работами советского художника-авангардиста Павла Филонова Павел Филонов — русский авангардист, основатель и теоретик аналитического метода в искусстве.
Голод: Павел Филонов / М. Колеров Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло.
Филонов Павел | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова.
СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ Мужественно пережил Павел Николаевич Филонов начало войны, и даже ленинградская блокада не вынудила его покинуть заставленную картинами и рукописями крохотную комнатушку.

140 лет со дня рождения художника Павла Филонова

Павел Николаевич Филонов — российский советский живописец, график, художник театра и педагог, член Ленинградского Союза художников[1], одна из фигур, определившая лицо ленинградской живописи 1910-1930-х годов ленинградской школы живописи[2]. 1941 Автопортрет. Восьмого января 1883 года родился художник и поэт Павел Николаевич Филонов, один из лидеров русского авангарда.

Павел Филонов

Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. Павел Николаевич Филонов прожил свою жизнь даже не в бедности — в нищете. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Павел Николаевич, закутанный в лохмотья, часами стоял на продуваемом всеми ветрами чердаке и говорил: Пока я стою здесь, дом и картины останутся в целости. Павел Николаевич Филонов (1883-1941) мечтал передать свои картины «государству, чтобы из них был создан музей аналитического искусства». Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941) – один из ярких представителей русского авангарда.

Павел Филонов. «Свет и тени» - программа Леонида Млечина

Лицо фанатика или святого. Он и от учеников требовал самоотречения и аскезы во имя служения богу живописи. Но слушались, конечно, не все. Татьяна и Алиса Испытаний и бед и так хватало в то время, когда рушился старый мир и мучительно рождался новый. Двадцатые-тридцатые — тяжелые, а для многих гибельные годы. Одно время они жили вместе, у них был салон, где бывали поэты, музыканты — Введенский, Олейников, Хармс, Евгений Шварц и Самуил Маршак. Им все шло.

На выставке есть небольшая картина Глебовой «Две художницы». Она запечатлела себя и Алису. Одна пишет на холсте, лежащем на полу. Вторая — сидит, отдыхая. На изумрудно-зеленом фоне горит красная тряпка, которую держит художница, густо темнеет ее бордовый фартук. Вторая одета в ярко-синее платье.

Татьяна и Алиса в годы учебы у Филонова часто работали вместе. Так, участвуя в коллективной работе объединения МАИ Мастера аналитического искусства над выставкой 1927 года в Доме печати, они написали два панно на одном холсте. Панно Порет называлось «Нищие и беспризорники», Глебовой — «Тюрьма». Впоследствии художницы разделили холст, работа Глебовой находится сейчас в зарубежном музее, Порет — в частной коллекции. В Мраморном о проекте рассказывают четыре панно, созданные их соучениками. Иллюстрации Алисы Порет к карело-финскому эпосу «Калевала», выпущенному издательством Academia в 1932 году, представляют еще одну коллективную работу МАИ.

Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром. Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом. Именно поэтому, когда имя и школа Филонова достигли зрелости, он сам отказался от компромиссов и все 1930-е годы столпнически голодал, нестяжательски отказывался от денег. И — разделив жизнь и смерть со своим народом — умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года. Человек в мире. Я помню впечатление от первого альбома-каталога «возвращённого» Филонова в конце 1980-х, когда официальный советский коммунизм уже задыхался и предавал сам себя, не имея ни пафоса, ни аргументов: Филонов был очень труден и, прямо сказать, неуместен в той «перестройке». Он, одна из жертв сталинизма, должен был бы находить себе дополнительные стимулы в разоблачениях.

А он — презирал их вместе с их разоблачениями. Он ведь великий.

Изображено кровавое месиво. Согласно Филонову, мир пребудет хаосом, пока история не обжита замыслом труда. Миром правит война, предельное выражение хаоса, но хаос и есть привычный порядок вещей. В кровавой каше взгляд может отыскать подобия антропоморфных элементов; где-то мелькнули пальцы, где-то спины. Понятно, что грязную кашу приготовили из людей; изображено в буквальном смысле слова «пушечное мясо». За два года до написания этой вещи и за год до начала мировой войны» Павел Филонов написал одну из самых важных картин — «Пир королей»; автору было тридцать лет — в этом возрасте Христос пришел в Капернаум; это возраст понимания.

Было бы поистине странно, если бы религиозный мыслитель Филонов не примерял на себя даты. К тому же в то время все революционные мастера использовали евангельский дискурс. Картина торжественно-значительная, пафосом — церковная; но, подобно босховским сатанинским триптихам, для храма она не годится. Хлебников называл эту картину «пиром трупов»; и такое впечатление от картины оправданно в контексте мировой бойни. Можно развить метафору Хлебникова и сказать, что изображен совет вампиров, готовящих войну, упивающихся кровью, делящих планету. Ясно, что происходит собрание по важнейшему поводу, название картины «пир королей» говорит само за себя. Вот так шла подготовка к войне, устроили передел мира вроде того, что имел место в Мюнхене 1938-го, Москве 1939-го или в Ялте 1945 года. Вампиры привыкли решать судьбы народов за обедом: уселись за стол, выпивают, закусывают, передвигают по столу армии, списывают в тираж миллионы.

Эти короли-вампиры на картине — правители современных художнику империй: вот этот урод — Николай Второй, его сосед — Клемансо, за ним — Георг Пятый, и т. На символическом уровне такое толкование уместно; подтверждено мировой войной. Однако картина заслуживает более подробного изучения: Филонов был философом. Это слово часто применяется по отношению к художникам, однако не все художники, даже очень хорошие, — философы. Скажем, Ренуар или Моне, Серов и даже размышляющий над формами Врубель — философами не были; они не хотели ничего сказать о мироустройстве. Это просто не входило в круг их интересов, искусство, как представлялось им, существует для другого. А Филонов считал, что искусство существует как инвариант философии. Сам он выражался так: «Надо быть идеологом мирового масштаба» — сказано с той самоуверенностью, что была присуща мастерам революционных лет.

Впрочем, подобной самоуверенностью обладали Кампанелла, Микеланджело и Бруно. Филонов принадлежит к мыслителям этого уровня. Картина «Пир королей» выполнена в красно-лилово-коричневых тонах, карнация картины общий тон, тот эффект, что производят все цвета разом, сплавившись в единый цвет в нашем глазу напоминает запекшуюся кровь, сукровицу на гноящейся ране. Реализм ощущения превосходит «правду» документального кадра и фиксацию реального факта. Художник пишет самое важное в происходящем — гноящуюся рану; вся картина — это гнойная сукровица. Сказать, что общий цвет картины — это цвет гноящейся раны, можно; но сказать, какого конкретно цвета тот или иной персонаж, предмет или воздух в картине — нельзя. Собственно, этого сказать нельзя ни о каком предмете в любой картине Филонова. Дело в том, что абсолютно всякий предмет в картинах мастера есть функция от космоса, каждый предмет воспроизводит весь набор цветовых хромосом среды.

Кроме того, искусство Филонова остается непонятным западному человеку по той же причине, почему не переводима ни на какой другой язык проза Андрея Платонова, с которым у Павла Филонова много общего. Идеалист-романтик, одинокий странник, творивший утопию о человеке и мире, скрещивающий природу с человеком, людей с животными, мечтавший о всеобщей гармонии и единстве всех со всеми, о времени, когда человечество, наконец, перестанет страдать кретинизмом, увы, творил совсем в иные времена… Творил когда царили смерть, война, революция, насилие, убийство, что и нашло отражение в его творчестве. Павел Филонов - художник трагедии, человеческой трагедии, свидетель слома эпох и человеческих судеб. Его единственная, чудом появившаяся в печати поэма, относится к лучшему, что написано об ужасах войны. Он видел её своими глазами и знал, о чём писал. Филонов, П. Пропевень о поросли мировой. Т-ва «Наш век», [1915].

Отсюда — сдвинутость в слове и ритме, рассеянность и децентрализация смысла, абсурдизм и затемнённость содержания, иррационализм и бессвязность, сближающие Филонова с обэриутами, Хлебниковым и Заболоцким раннего периода. Позднее так же писали о войне Геннадий Гор и Павел Зальцман. Стихи Филонова — это его живопись, выраженная словом: Раненый солдат: Гляд бледн где мне лицо осит глазами спящ мальчик раем станет старым гостем Богу а сестрица молит све- чею Трех-пудовой выбить немцев из окопов подземных проходило и промежало вам невидно чернотою кос и кивом дня положит руку и солдат бородатыи пад ранен а Господь уносит вторую пулю ряд за рядом и помру П. Поэма «Пропевень о проросли мировой».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий