Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха. Патриарх Кирилл произнес воскресную проповедь, в которой заговорил об опасностях не ограниченной нравственным законом власти. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста.
Патриарх Кирилл перед обращением Путина говорил о недопустимости предательства
Великий пост дает нам возможность, во-первых, вспомнить о плохих поступках и словах, которые когда-то ранили нашу совесть, а потом вышли за пределы нашего внимания и перестали возбуждать совесть. Но ведь эти поступки и слова остались! Они отягощают нашу духовную жизнь, однако Великий пост дает нам возможность вспомнить всё, в чем мы не раскаялись, принести Господу покаяние и вообще подумать об устроении своей жизни: так ли мы живем, то ли мы делаем, тому ли отдаем большую часть своего времени, свои силы, свое внимание, свою заботу. Стиль современной жизни переориентирует наше внимание на второстепенное, но это второстепенное кажется нам очень важным, потому что от него нередко зависит уровень нашей жизни, нашего комфорта, нашего благополучия.
И мы настолько свыкаемся с тем, что заботы о земном благополучии стали самой главной нашей заботой, что чаще всего забываем про самое важное — заботу о своей собственной душе. Вот для того чтобы вырваться из этой круговерти событий, отвлекающих нас, мешающих нам сосредоточить свое внимание на самом главном, и дается нам время Великого поста, особенно его первой седмицы. Те, у кого есть возможность, всенепременно посещайте службы и утром, и вечером.
Может быть, кому-то это покажется трудным, но великопостное молитвенное поприще очень помогает нам сосредоточиться на самих себе, на своих духовных проблемах, а молитва, совершаемая вместе с теми, кто окружает нас в храме, привлекает к нам Божию благодать и дает силы избавиться от грехов наших — если не всех, то по крайней мере тех, которые отягощают нашу совесть. Действительно, время Великого поста — это время очищения. Так и в эпоху Ветхого Завета были обряды очищения, но они носили более поверхностный характер, потому что были приспособлены к мировоззрению и психологии древних людей, в основном ориентированных на внешние проявления религиозности.
Нам же, людям Нового Завета, многое открыто через Господа и Спасителя. Мы знаем Евангелие, мы посещаем храмы Божии, мы причащаемся Святых Христовых Таин, и благодать Божия, конечно, касается нашего сердца и помогает нам увидеть свои прегрешения, узреть свои грехи, а зрение своих грехов является первым шагом к исправлению. Но ведь для того чтобы исправлять себя, нужно знать, что следует исправить, а для этого нужно разобраться в самих себе, в своих ошибках, в своих греховных поступках, в своих недостойных мыслях.
И эта перемена достижима! Это не какое-то сверхсложное дело — только нужно начать заботиться об этой перемене.
Во-первых, люди сразу поймут, что им уже не слишком-то всё понятно, потыкаются-потыкаются и придут всё равно к тому, что решил уже больше ста лет назад Поместный собор Русской церкви 1917 года: что надо молиться в России-Великороссии на русском, в Малороссии — на украинском, а потом патриарх Сергий добавил ещё дополнительное решение: в Беларуси надо служить по-белорусски.
Выбор, как и говорили на Поместном соборе, должен быть за приходом. Надо спросить людей, но не случайных, которые, может, приехали в храм один раз в год или в десять лет, а действительно надёжных церковных людей, которые готовы отвечать за церковную жизнь всерьёз. Лицом к людям Кроме того, патриарх благословил читать Писание лицом к народу и сразу после этого чтения говорить проповедь.
Не в конце богослужения на запричастном стихе, не после отпуста. Кажется, так всё просто, ну как же может быть иначе? Но развернуть дьякона или батюшку читать Писание лицом к народу — это тоже целая революция.
Да ещё сказать проповедь! Тут уже не скажешь только про здоровье или о том, что мы сегодня будем праздновать такой-то праздник, никак после Писания такая проповедь не пойдёт. Это после отпуста можно делать объявления для тех, кто не очень хорошо читает объявления в храме.
Даже те, кто проповедовать не умеет и привык нести всё, что кто-то на душу положит, после прозвучавшего слова Писания не захочет совсем позориться, а начнёт думать, как ему научиться проповедовать. Это касается и молодых священнослужителей, и немолодых. Потому что и молодые у нас не очень хорошо проповедуют, даже многоречивые могут много слов сказать и ничего не сказать.
Теперь в церкви открываются новые возможности, остаётся только одно — вопрос языка, но тут дело за нами. Патриарх уже говорил, что можно читать Писание по-русски. Слава Тебе, Господи!
Причём не только на службах, но и на требах, что особенно важно. Но перевод Писания на русский язык, более-менее принятый церковью, есть, а общепринятый перевод богослужения ещё отсутствует. Он вроде и есть, и как бы его ещё нет.
Надо доделать наше дело как можно быстрее, чтобы уже к следующему епархиальному собранию дать возможность патриарху сказать: у нас есть апробированный замечательный перевод, и, если надо, мы там какое-нибудь словечко подправим, а пока пользуйтесь вот этим. Надо, чтобы любой желающий мог совершать богослужение на русском языке. Сейчас во многих-многих местах совершается русское богослужение, но это немножко тайнообразующе.
Как вы знаете, не очень громко об этом говорят, потому что любой церковный чиновник может осадить слишком горячего священника и сказать: «Служи как положено».
В ходе прошедшей 25 апреля встречи с Патриархом Иерусалимским Феофилом председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин обсудил вопросы, связанные с организацией поездки и участием делегации фонда в литании Благодатного огня в Великую Субботу в Храме Воскресения Христова. За прошедшие годы традиция принесения пасхальной вести из Иерусалима в Россию и его распространения по епархиям Русской Православной Церкви стала поистине народной, объединяющей миллионы наших соотечественников, дарящей надежду и веру. Планируется, что в 2024 году паломническая поездка фонда состоится 3-4 мая.
По милости Божией все это ушло в прошлое. Но, задумываясь о прошлом, мы должны задаться вопросом: а что означает страшная трагедия, которая произошла с православной Россией? Уничтожение великой, самой могучей в мире православной страны, а затем господство атеизма и отход от веры очень многих людей? Может, то было наказание за небрежение к Святой Евхаристии во времена, когда Церковь имела все возможности и каждый россиянин имел возможность свободно причащаться Святых Христовых Таин? Но ведь соблазнились на либеральные, атеистические и прочие идеологии! Затмила голову, в особенности русской интеллигенции, эта муть, этот туман, природу которого мы осознали, только пройдя через десятилетия послереволюционной жизни. И лишь в конце XX века началось массовое возвращение людей к вере Христовой, так что тысячи и тысячи стали приходить к таинству Святой Евхаристии. И теперь, имея такую возможность, мы должны помнить, что причащение Святых Христовых Таин — это не обряд, который нужно совершать один раз в год, как было принято в дореволюционные времена, как я уже сказал, среди нерелигиозной интеллигенции. Мы с вами должны причащаться всякий раз, когда есть потребность. А если потребности к причастию нет, если отсутствие этой потребности мы прикрываем различными благочестивыми или псевдоблагочестивыми рассуждениями — «я не готов, я не все прочитал, я чего-то не сделал, поэтому и причащаться не буду»? Ни в коем случае нельзя, чтобы такие ложные аргументы отрывали нас от Святой Евхаристии, которая есть средоточие жизни Церкви и которая действительно является таинством Церкви. Не причащаясь или редко причащаясь, мы сами себя отлучаем от Церкви. А чем же еще мы можем себя духовно питать, как не силой Божественной, которая является нам и с нами соединяется через причащение Тела и Крови Самого Спасителя? Мало-помалу эти опасные заблуждения давно прошедших времен относительно редкого причащения проходят, и все больше и больше людей по воскресеньям причащаются Святых Христовых Таин. Но надо, чтобы это стало реальной потребностью современного православного человека, живущего в нашей стране, потому что странным является посещение Литургии без причащения.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя
По словам патриарха, любовь друг к другу и отечеству даст россиянам силу, которой убоятся враги России. Сегодня неприязнь друг к другу — это как измена Родине, никакой неприязни не должно быть», — сказал духовный лидер российских православных христиан.
Поделиться Патриарх Кирилл выступил с пожеланием россиянам и украинцам Патриарх Кирилл выступил с пожеланием россиянам и украинцам "Сегодня на земле нашей русской, исторической, происходят тяжелые события, можно сказать, междоусобная брань. Я сегодня обращаюсь и к россиянам, и к украинцам, особенно обращаюсь к тем, кто не по своей воле оказались вовлеченными в этот конфликт. Мы должны силой нашей молитвы и нашими добрыми делами сделать все для того, чтобы как можно быстрее этот конфликт остановился. Чтобы мир и совместная добрая жизнь, братские отношения вновь соединяли крепко-накрепко наши народы, которые некогда были единым народом единой Руси", — сказал патриарх.
Не последние ли это времена? На Показать ещё протяжении всей истории людям казалось, что происходящее с ними невозможно вынести, вытерпеть, что наступили последние страдания рода человеческого. Но кончины века так и не было, а люди часто выходили из испытаний более сильными, как, несомненно, более сильным духовно вышел наш народ, по предстательству Царицы Небесной, из жесточайшего безбожного плена, когда стоял вопрос о самом существовании веры православной на нашей земле, о физическом существовании храмов и монастырей.
Богослужение останется без молитвы. Будут песни, замечательные стихиры, тропари, каноны и многое другое, но молитвы не будет! Только дьякон иногда призовёт народ помолиться о чём-то, да и то вместо народа молится хор, отвечает: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Таких ответов в древности тоже не было, а люди непосредственно молились о том, к чему призывал дьякон. Нам с вами понятно, что молитва должна быть в центре богослужения и она должна быть общей: священник произносит молитвы — за редчайшим исключением — от имени всего народа Божьего. Всё-таки должна быть возможность у каждого человека присоединиться к тому, о чём говорится в каждой молитве, даже если их там звучит подряд довольно много.
То, что теперь на приходе будет звучать молитва, — это революция. Это эпохальное событие, даже если пока молитвы где-то будут звучать по-славянски, непонятно. Во-первых, люди сразу поймут, что им уже не слишком-то всё понятно, потыкаются-потыкаются и придут всё равно к тому, что решил уже больше ста лет назад Поместный собор Русской церкви 1917 года: что надо молиться в России-Великороссии на русском, в Малороссии — на украинском, а потом патриарх Сергий добавил ещё дополнительное решение: в Беларуси надо служить по-белорусски. Выбор, как и говорили на Поместном соборе, должен быть за приходом. Надо спросить людей, но не случайных, которые, может, приехали в храм один раз в год или в десять лет, а действительно надёжных церковных людей, которые готовы отвечать за церковную жизнь всерьёз. Лицом к людям Кроме того, патриарх благословил читать Писание лицом к народу и сразу после этого чтения говорить проповедь.
Не в конце богослужения на запричастном стихе, не после отпуста. Кажется, так всё просто, ну как же может быть иначе? Но развернуть дьякона или батюшку читать Писание лицом к народу — это тоже целая революция. Да ещё сказать проповедь! Тут уже не скажешь только про здоровье или о том, что мы сегодня будем праздновать такой-то праздник, никак после Писания такая проповедь не пойдёт. Это после отпуста можно делать объявления для тех, кто не очень хорошо читает объявления в храме.
Даже те, кто проповедовать не умеет и привык нести всё, что кто-то на душу положит, после прозвучавшего слова Писания не захочет совсем позориться, а начнёт думать, как ему научиться проповедовать. Это касается и молодых священнослужителей, и немолодых. Потому что и молодые у нас не очень хорошо проповедуют, даже многоречивые могут много слов сказать и ничего не сказать. Теперь в церкви открываются новые возможности, остаётся только одно — вопрос языка, но тут дело за нами. Патриарх уже говорил, что можно читать Писание по-русски.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
Видео обращения патриарха Кирилла к прихожанам в связи с коронавирусом. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил в предпасхальном выпуске программы «Слово пастыря» на Первом канале. Аминь!», — закончил свою проповедь патриарх Кирилл. Главная» 2023» Апрель» 14» ПРОПОВЕДЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ.
Патриарх Кирилл заявил, что Россия отстаивает в зоне СВО национальные духовные ценности
Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха. Патриарх Кирилл: актуальные новости за сегодня, связанные с персоной, заявления, обсуждения. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вианору, епископу Уральскому и Атыраускому.
Патриарх Кирилл: последние новости
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вианору, епископу Уральскому и Атыраускому. Проповеди, связанные с предстоятелем Русской Православной Церкви патриархом Кириллом. 20 декабря 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное. Выступление на XXV Всемирном Русском Народном Соборе 28 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Наст. Патриарх Кирилл сегодня — 15-я годовщина интронизации патриарха Кирилла.
Патриарх Кирилл выступил с предпасхальной проповедью. Он предупредил власть об опасности тирании
Она являет свою сущность, свое естество, и потому таинство Евхаристии и есть таинство Церкви. Вот почему очень большое значение для нашей духовной жизни имеет отношение к таинству Святой Евхаристии. Разные есть практики — некоторые считают, что причащаться нужно один раз в год. Эта практика была порождена псевдорелигиозностью русской интеллигенции дореволюционного времени. Люди уже были практически неверующими, но поскольку Православие было государственной религией, то все чиновники по крайней мере раз в год обязаны были причащаться, а для того чтобы ставить в известность начальство, нужно было в книге расписаться. Вот таким было «благочестие», и нередко причащались марксисты, атеисты, люди, вообще в Бога не верующие и, более того, хулящие Бога. Но без этой росписи в книге, свидетельствующей о том, что человек причастился, он многого лишался, вот и шли на такое лицемерие. По милости Божией все это ушло в прошлое. Но, задумываясь о прошлом, мы должны задаться вопросом: а что означает страшная трагедия, которая произошла с православной Россией? Уничтожение великой, самой могучей в мире православной страны, а затем господство атеизма и отход от веры очень многих людей?
Может, то было наказание за небрежение к Святой Евхаристии во времена, когда Церковь имела все возможности и каждый россиянин имел возможность свободно причащаться Святых Христовых Таин? Но ведь соблазнились на либеральные, атеистические и прочие идеологии! Затмила голову, в особенности русской интеллигенции, эта муть, этот туман, природу которого мы осознали, только пройдя через десятилетия послереволюционной жизни. И лишь в конце XX века началось массовое возвращение людей к вере Христовой, так что тысячи и тысячи стали приходить к таинству Святой Евхаристии. И теперь, имея такую возможность, мы должны помнить, что причащение Святых Христовых Таин — это не обряд, который нужно совершать один раз в год, как было принято в дореволюционные времена, как я уже сказал, среди нерелигиозной интеллигенции.
Православная Пасха Христова в этом году попадает на 5 мая. Верующие вечером 4 мая соберутся в церквах на праздничное богослужение. Ранее патриарх Кирилл заявил о неспособности людей жить без войны.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — праздником, который по своему уставу, по своему значению в круге церковных богослужений приравнивается к двунадесятым. И, в отличие даже от некоторых двунадесятых праздников, перед этим днем Церковь вступает в пост, чтобы достойным образом приготовить себя к прославлению имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла. А почему так происходит? Почему установлен особый литургический период времени для того, чтобы мы подготовились к празднику святых апостолов Петра и Павла?
Это неслучайно. В древности пост, который мы сегодня в просторечии называем "Петровым", именовался Апостольским, и был он посвящен воспоминаниям о подвигах святых апостолов, первые из которых — Петр и Павел. Потому что подвиг апостольский несравним ни с чем, что было совершено после них в Церкви — ни с мученичествами, ни с исповедничеством, ни с благочестивой жизнью. Потому что в результате их трудов слово, которое они приняли от Спасителя, будучи Его самовидцами, распространилось по всей вселенной. Что же находится в центре этого апостольского служения? Внешне оно выглядит как проповедь, как миссия.
Действительно, так и было. Люди не узнали бы о Христе, если бы апостолы остались в Иерусалиме, а тем более в уютной, с хорошим климатом Галилее. Если бы первая апостольская община после страданий, смерти и Воскресения Господа ушла в Галилею и осталась там навсегда — о, как бы им было хорошо! Как бы они замечательно завершили свою жизнь — в радости, в мире, в спокойствии, окруженные своими единомышленниками! Петр и Павел. XVI в.
Разрушены, подчас до основания, города, храмы, монашеские обители. Целые территории становятся непригодными для жизни! С глубокой болью воспринимаю происходящее, наипаче страдания и скорби мирных людей, тем более что по обе стороны линии боевых действий находятся, в том числе, и чада единой Русской Православной Церкви! Помолимся о всех убиенных и от ран и болезней скончавшихся в эти дни. Помолимся обо всех страждущих и лишившихся крова, об утешении скорбящих и ободрении унывающих. Помолимся и о воинах наших, дабы Господь сохранил их от смерти, ран, пленения и всякого зла. Помолимся о том, чтобы Господь даровал нам всем глубокий и неотъемлемый мир. Помолимся и о победном торжестве над ополчающимися на Святую Русь и желающими разделить и погубить её единый народ из молитвы о Святой Руси. Грозные обстоятельства времени закономерно вызывают у многих страх, который усиливается при сообщениях о терактах и диверсиях, затрагивающих людей как у самой линии боевого соприкосновения, так и вдалеке от нее. Этот страх — орудие дьявола, направленный в том числе на то, чтобы попытаться заставить нас отступиться от хранения богозаповеданных идеалов, отступиться от защиты нашей веры и Отечества.
Наш ответ на этот страх — в молитве Богу, в мужественном доверии Ему даже при тяжёлых испытаниях, в поддержке друг друга и в сохранении нашего единства. Это единство нам следует всеми силами оберегать. В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России. В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь. Тогда для этого внешними и внутренними врагами Отечества использовались как частные интересы, так и претензии к действиям тех или иных государственных лиц, подчас, к сожалению, и справедливые. Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции. Мы помним, как некоторые люди, желавшие блага Отечеству, поддержали в 1917 году революцию, представлявшуюся им неизбежной и нужной, а потом в этом горько и запоздало раскаивались. Да, справедливое устроение жизни народа и государства является несомненным благом. Да, допускаемая порой несправедливость требует исправления, в том числе и через церковное ходатайство за пострадавших от неё людей. Однако исторический опыт свидетельствует, что смута и междоусобная брань, даже под лозунгами справедливого устроения общества, никогда не приносили блага народам нашего Отечества, и наш пастырский долг — предостерегать народ Божий от участия в этих бесплодных делах тьмы срав.
Какой бы ни была меняющаяся повестка дня, в центре нашей проповеди должно находиться то, что всегда остается неизменным. Мы, христиане, призваны свидетельствовать, что мы — самые счастливые и свободные люди, поскольку нам во Христе открыта истина о том, каким должен быть и может стать человек. Нам открыты и последние судьбы мира, сегодня мятущегося и терзающегося в греховном ослеплении, но чающего встречи со своим Творцом и Искупителем во Втором пришествии. Поэтому наши слова должны открывать людям спасительную истину о снисхождении Бога в мир людей до самой крестной смерти и победы над смертью в Воскресении. Мы призваны говорить об открывающейся в служении основанной Христом Церкви возможности богообщения и освобождения от греховного рабства. Наши дела должны свидетельствовать о презрении к идолам современности, о нашей преданности Воскресшему Господу и Его заповедям, о поклонении истинному Богу, о братолюбии и милосердии, об исповеднической твердости и терпеливой готовности делиться с другими богатством жизни во Христе. Архиерей, то есть предстоятель местной Церкви, как определяет Устав епархии, несет ответственность за церковную жизнь во вверенной ему области. При этом важно помнить, что труд архиерея — это не «княжение» над людьми, а служение великому домостроительству Божию. Тем более это важно в нынешних условиях, когда многие люди столкнулись со скорбью и претерпевают лишения. Призываю всех вас, дорогие собратья, не господствовать над наследием Божиим ср.
Это в том числе означает, что мы должны дорожить каждым человеком. Об этой нашей обязанности нам всего лишь три года тому назад напомнило длительное время, проведённое в закрытых храмах, куда не имели доступа прихожане. Напоминает об этом и наблюдаемое впоследствии снижение числа людей, участвующих в богослужениях. Это снижение имело первоначальной причиной угрозу общественному здоровью и распространившийся в обществе страх, а затем было обусловлено утратой некоторыми людьми доброго навыка участия в богослужении. Это печальное явление преодолевается, однако опыт показал, что путь к полноценному возвращению к участию в церковной жизни труден. Поэтому не стоит, наблюдая отдельные миссионерские успехи, пребывать в эйфории от них или находиться в безмятежной уверенности, что наши труды если не уже завершены, то хотя бы их результат таков, что можно снизить их интенсивность. Это не так. Трудиться на ниве Христовой надо и сегодня, и впредь, и до самого последнего дня жизни нашей. Важно помнить, что каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа. А потому каждый архиерей призван быть примером духовенству и мирянам — примером молитвы, деятельной любви, сострадания и ревности о славе Божией.
В связи с этим скажу несколько слов о некоторых требующих особого внимания сторонах внутренней церковной жизни. Мы должны давать себе отчёт в том, что с точки зрения современного молодого человека всё менее привлекательным становится служение священника, — служение благодатное, но в то же время многотрудное, не открывающее возможностей для достижения высокого уровня материального благополучия, предполагающее серьёзную ответственность не только самого клирика, но и членов его семьи, и связанные с этой ответственностью ограничения. Сдержанное отношение части молодых людей к священническому служению — объективная данность, и к сожалению, нет причин рассчитывать на то, что ситуация будет быстро улучшаться. В связи с этим считаю, что церковным средствам массовой коммуникации следует продумать, как в доступной для современного человека форме популяризировать опыт пастырского служения в обществе, явить образ активной и, говоря нынешним языком, «адекватной» священнической семьи — городской, сельской, из разных стран и епархий нашей большой Русской Православной Церкви. Нам необходимо особенно ценить тех, кто выражает сегодня готовность принять на себя труд священнослужения. При этом, конечно, клир не должен становиться прибежищем для людей, не нашедших себе иного места в обществе по малообразованности или по иным причинам. Недостаточно даже, чтобы человек был «просто хорошим» или «просто благочестивым» в бытовом значении этих слов. Прошло время, когда рост Церкви осуществлялся «вширь» — лишь бы заполнить приходские вакансии. Сейчас необходим рост «вглубь», и даже отмеченное во многих епархиях «оскудение призваний» не должно служить оправданием для принятия на церковное служение людей, не имеющих достаточного образовательного и культурного уровня и тем более необходимых нравственных качеств. Богословский дилетантизм части духовенства уже не раз становился в истории Церкви, в том числе в недавнее время, почвой для нарушения мира в церковном сообществе, и эта угроза делается особенно актуальной в то время, когда общество переживает потрясения.
Показательным является и то, что среди священнослужителей, извергаемых из священного сана, подавляющее большинство не имели духовного образования при хиротонии. Прошу вас, владыки, не забывать о том, что служение архиерея предполагает неустанную заботу как о повышении образовательного уровня священников, так и о повышении уровня собственных знаний. Ведь архипастыри и пастыри призваны уметь — по слову апостола Петра — дать ответ вопрошающим о нашем уповании, дать этот ответ с кротостью и благоговением см. При этом да сохранит Господь священнослужителей от того, чтобы путать истины веры с суевериями или бабьими баснями см. В связи с вопросом об уровне подготовки священнослужителей предлагаю сегодня обсудить возможную реорганизации духовных семинарий, их укрупнение в межрегиональные семинарии, объединение усилий существующих духовных учебных заведений. Это весьма важная тема, которая нуждается в нашем совместном размышлении. Наблюдая за общецерковной статистикой, можно констатировать, как я уже отметил, что многие епархии продолжают испытывать кадровый дефицит, хоть он и не сравним с тем, что было ещё 30 лет назад. С тем большей бережностью следует относиться к каждому священнослужителю. К сожалению, по разным причинам клирики порой сталкиваются с соблазном оставить служение и, увы, некоторые не выдерживают искушения. Убеждён, что во многих случаях таких священнослужителей можно остановить на пути от алтаря Господня, если епархиальный архиерей обратит на них доброе, благожелательное отеческое внимание при первых признаках наступающего кризиса.
Мы знаем случаи, когда клирики оставляют сан, следуя своей гордыне и иным страстям — и таких особенно трудно бывает остановить на пути к этому решению. Однако бывает, что такой шаг клирик предпринимает вследствие семейных неурядиц. Эта тема в минувшие годы подробно обсуждалась в комиссии Межсоборного Присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. В частности, в комиссии было отмечено, что многим клирикам приходится нести богослужебную чреду неделями и жить в таком ритме годами, не имея возможности уделять должное внимание и заботу своей семье. Тема эта непростая, но она по-прежнему требует нашего внимания. В Постановлениях Архиерейского Собора 2017 года подчёркивалось, что «при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи» [2]. Прошу каждого из вас, владыки, помнить об этом соборном указании, которое предполагает, что к сфере ответственности епархиального архиерея в полной мере относится выстраивание служебного положения священнослужителя таким образом, чтобы у клирика хватало времени и сил на семью. В частности, следует учитывать упомянутые обстоятельства при определении места служения клирика и объёма служебной нагрузки, а также предоставлении ему отпускного времени для пребывания с семьёй. Мы часто говорим о необходимости усиления поддержки государством многодетных семей в России. И это действительно важно!
Тем более нам следует со вниманием и заботой относится к семьям священнослужителей.
Кипшидзе: РПЦ не предпринимает попыток перемирия к Пасхе из-за непонимания Киева
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Главная» Новости» Выступление патриарха кирилла сегодня на 1 канале. |
Патриарх Кирилл предупредил «всяких начальников» об опасности тирании | Аминь!», — закончил свою проповедь патриарх Кирилл. |
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора | Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя. |
Патриарх Кирилл перед обращением Путина говорил о недопустимости предательства | Патриарх Кирилл сегодня в Москве выступил с проповедью после литургии в праздник Крещения, где прокомментировал звучащие с Запада призывы к расчленению России и предоставлению Украине наступательных вооружений. |
Патриарх Кирилл выступил с предпасхальной проповедью. Он предупредил власть об опасности тирании | 2009-04-12 Проповедь Патриарха Кирилла в праздник Входа Господня в Иерусалим в Храме Христа Спасителя. |
Святейший Патриарх Кирилл. Проповеди на молитву святого Ефрема Сирина
Патриарх Кирилл пожелал всем особым образом пережить рождественскую ночь Фото: Анна Майорова © Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил в предпасхальном выпуске программы «Слово пастыря» на Первом канале. Очередная программа «Слово пастыря» посвящена проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной им после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя в праздник Воздвижения Креста Господня. Патриарх Кирилл произнес воскресную проповедь, в которой заговорил об опасностях не ограниченной нравственным законом власти. Пиллэй отметил, что наказ противоречит позиции патриарха Кирилла, которую он выразил на встрече с генсеком Всемирного совета церквей в мае 2023 года в Москве.
Видео обращения патриарха Кирилла к прихожанам в связи с коронавирусом
Патриарх Кирилл – в Рождественской проповеди о ситуации на Украине: Я всем желаю особым образом пережить сегодняшнюю рождественскую ночь, почувствовать Божье присутствие, помолиться от всей души за своих родных близких, за себя, за Родину нашу, за тех. Такое заявление сделал 6 ноября патриарх Кирилл на проповеди после литургии в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. По словам Патриарха Кирилла, судьбоносные моменты в истории России свидетельствуют о том, что неким таинственным для нас образом особая милость Богоматери является народу нашему через Казанский образ. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вианору, епископу Уральскому и Атыраускому.