Четвертая попытка прорыва блокады – 3-я Синявинская операция – произошла уже в августе 1942.
Прорыв энергетической блокады Ленинграда
Как шла подготовка операции «Искра», целью которой был прорыв блокады Ленинграда? В 2024 году Северная столица и Ленобласть отмечают 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда и 80-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков. Прорыв блокады Ленинграда осуществили спустя три года после начала осады. День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и день снятия блокады Ленинграда (27 января) в календаре памятных дат разделены 10 днями, а на самом деле между ними прошел год. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В 2023 году Северная столица и Ленобласть отмечают 80-летие со дня прорыва блокады Ленинграда и 79-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков.
Ротенберг после 4:1 с «Северсталью»: «Произошел такой прорыв блокады Ленинграда»
Дальнейшие попытки продвинуться были отбиты, и советское командование остановило атаку. Советская армия возобновила атаки на 18-ю армию вермахта только в январе 1944 года. Целью новой операции «Январский гром» было полное освобождение Ленинграда и области от ненавистного врага. Удар решили нанести с Ораниенбаумского плацдарма в район Красного Села и Ропши. Наступление началось 14 января. Утром 19 января одновременным ударом с двух сторон части 63-й гвардейской стрелковой дивизии штурмом овладели Вороньей Горой, а части 64-й гвардейской и 291-й стрелковых дивизий освободили Красное Село. После успеха на двух ключевых точках операции силы 2-й ударной и 42-й армий встретились в районе южнее Ропши.
Вместе они окружили и уничтожили остатки петергофско-стрельненской группировки противника. Новгородско-Лужская наступательная операция началась 14 января 1944 года в 10:50 с плацдарма на Волхове. Несмотря на метель, затрудняющую действия артиллерии и авиации, силам Красной армии удалось подойти к городу и начать окружать противника. После боев 15-16 января советские войска продвинулись вперед. Увидев безвыходность положения, немцы оставили Новгород и отступили по единственному свободному пути в направлении поселка Батецкого.
Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.
В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров. Наступление планировалось начать сразу после Нового года, но подвела погода, случилась оттепель. Лед на Неве был не очень крепкий, да и торфяные болота были непроходимы. Пришлось сроки перенести. Для проведения операции были сформированы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского, на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота. Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдеманна, которая входила в состав группы армий «Север». В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Операция началась 12 января в 9. Затем в атаку пошла пехота. Бои шли тяжелые, но зона прорыва понемногу расширяется. Командование обоих фронтов вводит свежие резервы. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга.
Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км.
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Где произошел прорыв блокады Ленинграда? 23 сентября Петербург вспоминает день прорыва энергетической блокады Ленинграда. Учреждение Дня снятия блокады Ленинграда, появление статуса «Житель блокадного Ленинграда», предоставление льгот и надбавок людям, пережившим блокаду, произошло уже при Собчаке. 18 января 1943 года было прорвано блокадное кольцо, сковывавшее город на Неве долгие 872 дня.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда
23 сентября Петербург вспоминает день прорыва энергетической блокады Ленинграда. Ровно через месяц, 20 октября, началось второе наступление с целью прорыва блокады Ленинграда – и снова в нем роль главного плацдарма отвели Невскому пятачку. Прорыв блокады Ленинграда начался 12 января 1943 года, в 9 часов 30 минут, с артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовки.
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Где произошел прорыв блокады Ленинграда? И кто смог его совершить? Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и ночи. Она началась 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург, а Ленинград оказался без связи.
Прорывную операцию назвали "Искра", знаменуя крылатую фразу: "Из искры возгорится пламя... За 872 дня блокады, по разным данным, погибло до 1,5 миллиона человек. В начале декабря Ставка разработала новую операцию.
Верховный главнокомандующий Сталин предложил назвать ее "Искра", объяснив, что "из этой искры должно возгореться пламя". На первом этапе силами Ленинградского и Волховского фронтов предполагалось ударить навстречу друг другу по частям фашистской армии, занимавшей участок между южным побережьем Ладоги и поселком Мга — так называемому "бутылочному горлышку", — и деблокировать Ленинград. Расстояние между советскими фронтами здесь было кратчайшим, 12-16 км.
На втором этапе — двинуться на юг и разгромить врага в районе Мги. Подготовка к операции и ее задачи Подготовка операции "Искра" заняла около месяца, особое внимание в ней уделили ударным группировкам. Генерал-полковник Леонид Говоров разработал методы и принципы применения артиллерии в предстоящей операции.
В результате было образовано несколько артиллерийских групп: дальнего действия, особого назначения и контрминометная. Координацией ударных действий руководили представители Ставки — маршал Климент Ворошилов и генерал армии Георгий Жуков.
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов об историческом значении прорыва блокады Ленинграда Поделиться Читать нас в 18. Вечером того же дня состоялся салют из 324 орудий, навсегда оставшийся в памяти не только ленинградцев, но и всех жителей Советского Союза. В этих залпах были отражены и радость, и боль, и горечь утраты, и осознание того, что победа не за горами. Наш город-герой, город-воин, город-крепость выдержал это страшное испытание и выстоял!
И не просто выстоял, а сделал это героически. Слабые от истощения, но сильные духом ленинградцы продолжали выпускать военную продукцию, дежурили в пожарных и санитарных дружинах, учились военному делу. Сама жизнь в осажденном городе стала подвигом. Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа. Для меня, как ленинградца, эти числа не просто исторические даты и цифры в календаре. Это часть моей личной истории, важная часть жизни моих друзей и родственников.
Для меня это святые даты. Я дружил с Даниилом Граниным, который мне многое рассказывал. Поэтому и про блокаду я знаю не только из книг, а от реальных свидетелей. Подписываюсь под каждым словом. В городе не работала система отопления, не было горячей воды.
Город Ленинград, окруженный со всех сторон, пытался выжить, выжить физически, почти без еды, электричества, в лютый мороз, под постоянными обстрелами. По разным подсчетам в течение этих дней погибло от 692 000 до 1 500 000 человек. Кадры кинохроники той трагедии были выведены классными руководителями на экран мультимедийной системы. Затаив дыхание, смотрели учащиеся кадры тех далеких, но таких страшных дней, где война, слезы, горе, лютый холод просто переплелись между собой.
С 8 сентября 1941 года город находился в блокаде, а к середине осени был охвачен голодом. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью. Однако к концу того же года стратегическая инициатива в советско-германском противоборстве безраздельно принадлежала Красной Армии.
Советская авиация владела воздухом, промышленность СССР обеспечивала фронт всё большим числом военной техники и вооружения. Обстановка под Ленинградом для противника тоже осложнялась день ото дня, мешая переброске подкреплений для группы армий «Север». Вместе с тем, враг всё еще стоял близ северной столицы, имея возможность обстреливать и бомбить как сам Ленинград, так и пути к нему.
Соотношение сил перед прорывом Войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов превосходили врага и в живой силе, и в технике. Историки расходятся в оценках этого превосходства. Считается, что в среднем силы соотносились в пользу Красной Армии следующим образом: по пехоте — 1,7:1 по танкам и самоходкам — 3,8:1 Существуют и мнения о превосходстве над противником по бронетехнике войск Ленинградского фронта в шесть, а Волховского — в одиннадцать раз, хотя и эта арифметика не учитывает разницы между советскими Т-60 и немецкими «Тиграми», которым доведётся столкнуться в бою.
Войскам Ленинградского и Волховского фронтов на направлении предстоящего удара противостояли силы 16 и 18-й армий вермахта генералов Кристиана Ханзена и генерал-полковника Георга Линдемана соответственно, под общим командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. Силы группы армий «Север» поддерживались немецким 1-м воздушным флотом, большая их часть располагалась на флангах. Общий ход Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции 1944 года.
Противник основательно закрепился под Ленинградом. Главная полоса обороны на глубину от 4 до 6 километров изобиловала дзотами до дюжины на километр , траншеями полного профиля с ходами сообщения и настилами, а местами — и железобетонными дотами с бронеколпаками. Передний край немецкой обороны был опоясан минными полями и колючей проволокой.
В 8-12 километрах от первой полосы проходила вторая с рядом опорных пунктов, с эскарпами на высотах и берегах рек, надолбами на дорогах, валами на болотах, завалами в лесополосах… И это ещё не всё. Ледяной покров на реках и озерах выдерживали грузовики и орудия полковой артиллерии, но тяжёлые пушки или танки ломали его. Болота замёрзли лишь частично и представляли собой почти непроходимые препятствия».
Тактика и стратегия операции Замысел предстоящей наступательной операции Красной Армии был таков: разбить ударами Ленинградского и Волховского фронтов петергофско-стрельнинскую и новгородскую группировки вражеских войск на флангах 18-й армии вермахта — обезоружить Линдемана, а затем и разгромить его силами тех же двух фронтов, наступая в направлении Луги и Кингиссепа. Тем временем, войска 2-го Прибалтийского фронта должны были сковать львиную долю сил 16-й армии и резервы в распоряжении Ханзена. В ходе дальнейшего наступления всех трёх фронтов на нарвском, псковском и идрицком направлениях группа армий «Север» должна быть разгромлена, а Ленинградская область — освобождена.
Войска Ленинградского фронта ведут бой за освобождение Красного Села. Источник: Архив Lesta Games. На первом этапе наступления войсками Ленинградского фронта планировалось нанести два сходящихся удара в направлении Ропши с ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И.
Федюнинского и с Пулковских высот частями и соединениями 42-й армии генерал-полковника И. Предполагалось уничтожение противника в районе Красное село — Ропша — Стрельня, а затем развитие наступление в двух направлениях: Кингисепп — Нарва и Красногвардейск Гатчина — Луга. Задачей 67-й армии генерал-лейтенанта В.
Свиридова было сковывание врага в направлении Мги и подготовка собственного удара на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы вместе с 8-й армией командующий — генерал-лейтенант Ф.
Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
- «Прорыв»: герои и потомки
- Соотношение сил перед прорывом
- Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда // Новости НТВ
- Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
- Военное положение
Прорыву блокады Ленинграда 80 лет: как Путин посетил Петербург в годовщину события
- 18 января 1943 года бойцами Красной армии было прорвано кольцо блокады Ленинграда
- «Прорыв блокады Ленинграда». Ротенберг — о конце серии поражений СКА
- 18 января 1943 года бойцами Красной армии было прорвано кольцо блокады Ленинграда
- Посетить музей
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Прорыв минной блокады Ленинграда был одним из ключевых событий Великой Отечественной войны. Минобороны к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда опубликовало архивные документы по операции «Искра». День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и день снятия блокады Ленинграда (27 января) в календаре памятных дат разделены 10 днями, а на самом деле между ними прошел год. Он подчеркнул, что прорыв блокады Ленинграда спас не десятки, а сотни тысяч мирных жителей от голодной смерти, и позволил нашим войскам накопить силы для последующего прорыва блокады в 1944 году. Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда.
От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы
18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда. Он подчеркнул, что прорыв блокады Ленинграда спас не десятки, а сотни тысяч мирных жителей от голодной смерти, и позволил нашим войскам накопить силы для последующего прорыва блокады в 1944 году. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года. А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны. Об упорстве немцев говорит хотя бы тот факт, что в один из первых дней сражения они израсходовали около 2000 тонн снарядов. И это при том, что полосу нашего наступления можно обойти сегодня всего за 6-7 часов.
Но «Искра» прожгла наконец стальное кольцо блокады. На этом месте сейчас проходит Мурманская трасса. А вторая — в Пятом рабочем поселке, где теперь установлен в честь этого всем известный памятный знак.
Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь. С 12 по 30 января наши войска потеряли около 100 000 человек, из которых 40 000 убитыми.
Немцы — около 20 000 ранеными, убитыми, пропавшими без вести и попавшими в плен. Со слезами на глазах В ходе операции «Искра» не удалось выполнить все поставленные задачи.
Враг продолжал ожесточенные бомбежки и артобстрелы, но инициатива в боевых действиях полностью перешла к советским войскам. Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги. Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов. Ежегодно в память о героическом подвиге ленинградцев-блокадников в университете проводятся мероприятия с участием руководства, студентов и сотрудников вуза, волонтеров и школьников, районных активистов и ветеранов.
Проходят тематические выставки, лекции и встречи с участниками тех событий, а также традиционный торжественно-траурный митинг у Памятника погибшим политехникам и у Колодца жизни.
Блокада Ленинграда была прорвана. В материалах экспозиции рассказывается о боевых действиях войск, участвовавших в прорыве блокады. Представлено трофейное оружие, предметы обмундирования германских войск, захваченные у противника во время операции «Искра». Симоняка за героизм, мужество и отвагу, проявленные в ходе операции «Искра», была преобразована в 63-ю гвардейскую, а ее командир удостоен звания Героя Советского Союза. Дивизия, а затем корпус были задействованы во всех крупных операциях на наиболее ответственных участках фронта. Симоняка называли «генералом прорыва».
Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока.
Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин. Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта.
Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост.
Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени.
Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю.