Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Демон сидящий. Михаил Врубель. Картина художника | «Демон» очень оригинально написан — некоторые современники Врубеля даже не думали, что эта картина является живописью. |
Русский музей продублировал скульптуру Врубеля "Демон" тактильной копией для незрячих | «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера. |
Творчество Михаила Врубеля | Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман. |
Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля | В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. |
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото | Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман. |
Михаил Врубель в 10 шедеврах | Ангелы и Демоны, но самый пронзительный – черное-белая графическая Раковина. |
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. «Демон (сидящий)» – одно из самых совершенных и загадочных творений художника – мистика визионера. Михаил Врубель, "Демон сидящий", 1890. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов. Михаил Врубель. «Демон поверженный». 1902. Форма для Врубеля открыта и подвижна: она длится, находя себе новые воплощения. В 1885 году, находясь в Киеве, Врубель делает первый набросок картины «Демон сидящий», применяя только белила и сажу.
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
Однажды искусствовед Адриан Прахов, который преподавал в Киевском университете, пригласил молодого Михаила Врубеля отреставрировать древнерусские фрески в Киеве. Именно там с художником случилась судьбоносная встреча, которая перевернула его жизнь с ног на голову. А именно — с Эмилией Праховой, женой Адриана. Эта женщина была на десять лет старше Врубеля и имела троих детей. Михаил влюбился в дерзкую и своенравную Эмилию без памяти. Она была довольно властным человеком — эдакая домашняя Салтычиха", — рассказывала внучка Эмилии, художница Александра Прахова. Врубель стал настолько одержим Эмилией, что начал писать ее образ в многочисленных портретах и даже изобразил возлюбленную на иконе "Богоматерь с младенцем" в Кирилловском храме. Адриан Прахов стал замечать влюбленность Врубеля в его жену.
Порядок и способ вручения призов, дата, время и место вручения, перечень документов, подлежащих предъявлению при получении приза, а также оценка полноты, точности, своевременности и правильности всех сведений, сообщенных участником, определяются и осуществляются организатором Акции по его собственному усмотрению, и относятся к его компетенции. Организатор Акции вправе поручить указанные в настоящем пункте действия третьим лицам. Все предусмотренные законодательством налоги, сборы, пошлины и платежи, связанные с получением приза, оплачиваются участником, если Организатором Акции не будет определено иное.
В случае если документы, предъявленные участником, вызывают сомнение в их достоверности и подлинности, организатор Акции оставляет за собой право провести проверку на предмет их соответствия установленным требованиям, и до получения ее результатов соответствующий присужденный приз не выдавать.
Позже образ демона стал для Врубеля чуть ли не ключевым в последние годы его. С каждой новой картиной демон на полотнах становился все злее и ужаснее, а Врубелю становилось все хуже и хуже.
Все началось с картины «Демон сидящий». Если бы не название, сложно было бы догадаться, что на полотне изображено демоническое существо. Сидящий юноша задумчив и опечален, у него красивые черты лица, темные волосы, сильное тело.
Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа».
Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире. Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона.
Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения.
Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность.
Позади юноши в горах догорает яркий закат. Художник заложил в «Демона» множество символов. Так, по его задумке, персонаж олицетворяет дух изгнанника, его ощущения и чувства. Демон словно зажат в картине — так художник мыслил передать идею заточения, обозначить героя как пленника Творца. Здесь тоже стоит вспомнить поэму Лермонтова, благодаря которой и появился «Демон».
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
И если сначала это забавляло искусствоведа, то вскоре стало раздражать. Он отправил Врубеля в Италию, чтобы тот изучил памятники византийского искусства. Даже наоборот — его одержимость чужой женой стала сильнее. Он сделал Эмилии предложение руки и сердца и даже просил разрешения на свадьбу у ее мужа. Все свои деньги художник тра тил на то, чтобы поразить даму сердца, что не отвечала ему взаимностью. Однако любовь была невзаимной: Эмилия решительно отвечала отказом. Чтобы пережить невзаимные чувства, Михаил Врубель даже истязал себя: резал ножом грудь, думая, что физическая боль сможет заглушить душевную.
Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее", — писал Врубель живописцу Константину Коровину.
По моему мнению, автор не случайно выбрал в качестве фоновых оттенков фиолетовый и сиреневый цвет. Эти цвета передают тревогу, печаль, взволнованность героя, с помощью них автор смог показать зрителю душевное состояние главного героя. Во время просмотра картины, создаётся ощущение, что Душа Демона закована в тело. Композиция наполнена внутренним напряжением. Голова повёрнута в бок и при этом, возникает зрительная иллюзия, что волосы находятся в состоянии полёта. Черты лица размыты, но при этом чётко ясно настроение героя. Взгляд полон грусти и печали. Если внимательно присмотреться, мы можем увидеть на щеке Демона отблеск хрупкой, словно хрусталь, слезы.
Величавые плечи и руки демона выполнены с необычайной точностью. Мышцы прописаны с необыкновенной реалистичностью. Руки являются одним из главных элементов полотна. В них чувствуется напряжение героя и в тоже время они напоминают былые крылья ангела, которых у него нет. Ведь демон — это падший ангел, изгнанник рая. Так же чувствуется огромное напряжение, которое сосредоточено в кистях рук. Демон чуть ли не выворачивает их полностью, так сильно он сосредоточен на своих мыслях, он не чувствует физической боли. В некоторых фрагментах картины, Врубель записывает пальца черным цветом, тем самым создает еще более сильное напряжение в кистях рук. Колени замкнуты, спина согнута, тело Демона находится в состоянии напряжения, волнения.
Синяя ткань усиливает этот эффект. Фигура героя в целом напоминает большой кувшин, пустой сосуд, который нечем наполнить. Недаром, живопись Врубеля считается сложной и тяжёлой для восприятия.
Многие мазки сделаны при помощи мастихина — крошечного мастерка из металла, художественного шпателя. Использование данного инструмента помогло художнику добиться эффекта кристаллов, внеся в живописное полотно скульптурные элементы. Это позволило ему придать грани изображению и сделать живописное произведение похожим на каменное изваяние и мозаичный витраж. Эскиз картины «Демон сидящий» Как создавался «Демон сидящий»? Первого своего Демона, который, к сожалению, не сохранился, художник написал в Киеве в 1885 году. В то время он занимался росписью Владимирского собора. Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов.
Многие современники критиковали стенопись живописца. Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное. В это время к Михаилу Александровичу в гости приехал его отец, которого ужаснула не только бытовая неустроенность жившего в одиночестве сына, но и созданный им персонаж — «чувственный, агрессивный и отталкивающий». Отец Врубеля счел, что созданный Михаилом Демон напоминает своим внешним видом ужасную, грубую женщину. Увидев реакцию отца и решив, что отзывы других людей будут аналогичными, Михаил Врубель уничтожил написанную им картину. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. Савва Мамонтов, хотя сначала и не разделял живописных пристрастий своего гостя, чувствовал, что тот наделен неординарным талантом. Во время работы над этой картиной художнику пришлось подклеивать и подшивать холст, чтобы увеличить его размеры, так как для изображения фигуры Демона ему понадобилось намного больше пространства, чем предполагалось перед написанием полотна. Фигура Демона заполняла собой все место на полотне, художник никак не мог разместить ее.
Врубелю пришлось зажать героя между низом и верхом, после чего к нему пришло понимание того, что эта поза — то, что он искал. Стесненное, неудобное положение Демона на картине отражало внутренний мир самого художника и показывало насколько тесными для его таланта были рамки окружающей действительности. Отношение создателя к своему герою Создатель проецировал «Демона» не столько злобным духом, сколько скорбным и страдающим персонажем, величавым и властным, совмещающим в себе мужское и женское начало. Это понимание сущности Демона не совпадало с общепринятым мнением.
Но как Врубелю удалось написать столь мощную и ни на что не похожую картину? Причин много — это и безграничный талант, атмосфера Русского Ренессанса, и даже особое душевное состояние художника, которое впоследствии было одной из причин серьёзной болезни. Многие считают, что именно «Демон» и свёл Врубеля с ума, но есть и менее романтическая причина, о которой не очень-то любят говорить искусствоведы, поскольку она считается неприличной и бросает тень на репутацию художника. О «Демоне» Врубеля и по какой неприличной причине художник сошёл с ума мы и поговорим в этой статье. Считается, что «Демон» Врубеля — это отражение особой атмосферы Русского Ренессанса. И дело тут не только в том, что тогда творили множество отличных русских художников — для творчества нужны заказы. Художники хотят кушать каждый день и подстраиваются под вкусы покупателей. Тогда во Флоренции процветали торговля и ремёсла, там жило множество богатых людей, которые стали всерьёз интересоваться искусством , что привлекало в этот город художников и скульпторов. Но заказчикам не очень-то были интересны классические иконы, которые заказывали деятели церкви — священники и высшее духовенство, для украшения храмов Божьих. То, что хорошо в церкви — стилизованные изображения, глухие наряды, не очень-то пригодно для светской жизни, для того чтобы повесить картину в гостиной, которую не стыдно будет показать гостям. Потому и художники стали изображать Мадонн более человечными, похожими на очень красивых земных женщин, в обычной одежде, даже с открытыми плечами. Таковы многие Мадонны Рафаэля Санти. Мадонна в зелени фрагмент Это способствовало развитию живописи, появлению картин в технике сфумато, которую изобрёл Леонардо да Винчи. В России было нечто похожее. Заказчикам — богатым купцам и фабрикантам уже не очень-то были интересны классические картины передвижников , обличающие пороки общества. А Третьяков , который был покупателем картин передвижников, и под чьи вкусы художники подстраивались, не мог приобретать все представленные на рынке искусства картины.
Государственная Третьяковская галерея
- Свёл ли «Демон» с ума Михаила Врубеля? «Неприличная» причина душевного расстройства художника
- Счастливый первенец творенья: Демон сидящий. Врубель
- Содержание
- Демоны и ангел: на выставке Врубеля разделенные полотна воссоединились | Статьи | Известия
- Демон и пророк русской живописи: Михаил Врубель в Новой Третьяковке – 𝐓𝐚𝐤𝐢𝐞 𝐌𝐞𝐝𝐢𝐚
Курсы валюты:
- Обратите внимание:
- Не прекрасная дама, а демон: как одержимость женщиной помогла Михаилу Врубелю создать шедевр
- «Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
- Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном" - МК
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
Описание "Демона сидящего" Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. Демон (сидящий) одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. В 1890 году Врубелю заказали иллюстрации к юбилейному двухтомнику Михаила Лермонтова. «Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год. Через некоторое время Врубель уехал в Москву, где взялся за иллюстрацию лермонтовской поэмы. «Демон сидящий», пожалуй, одна из лучших работ Михаила Врубеля. Первый созданный Врубелем демон более всего походил на пожилую женщину, всклокоченную и ожесточенную, в ней отчетливо проглядывали черты Эмилии.
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
Демоны объединились: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Михаила Врубеля. Михаил Врубель — одна из самых ярких и сложных фигур в русском искусстве конца XIX столетия. 20 марта, после 22-летнего перерыва, в ереванском Музее русского искусства вновь будет выставлена картина русского художника Михаила Врубеля “Демон и Ангел с душой Тамары”.